Научная статья на тему 'Онтология смерти в русской философской культуре XIX - начала XX вв'

Онтология смерти в русской философской культуре XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
967
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / ЭТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасова Нина Андреевна, Разинкова Оксана Игоревна

Рассматривается проблема места смерти и бессмертия в поле человеческого бытия. Отмечается, что в естествознании смерть только биологическая функция, лишенная духовной субстанции, то для нравственной философии смерть - духовное явление, определяющее нравственный смысл жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY DEATH IN RUSSIAN PHILOSOPHICAL CULTURE XIX-EARLY XX CENTURIES

This article is devoted to the place of death and immortality in the field of human existence. And if death is only in natural biological function, devoid of spiritual substance, for moral philosophy death a spiritual phenomenon that determines the moral meaning of human life.

Текст научной работы на тему «Онтология смерти в русской философской культуре XIX - начала XX вв»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 11/14

ОНТОЛОГИЯ СМЕРТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Н.А. НЕКРАСОВА, О .И. РАЗИНКОВА

Рассматривается проблема места смерти и бессмертия в поле человеческого бытия. Отмечается, что в естествознании смерть только биологическая функция, лишенная духовной субстанции, то для нравственной философии смерть - духовное явление, определяющее нравственный смысл жизни человека.

Ключевые слова: смерть, бессмертие, этика, нравственность, жизнь.

На протяжении многих веков конечность человеческой жизни обуславливает стремление философов, ученых, писателей, поэтов познавать мир через призму человеческой смертности, которая непосредственным образом связана с проблемой жизни и бессмертия. В полной мере индивидуальный мир человека раскрывается через переживание крайних пределов его существования, каковыми являются жизнь и смерть. Актуальность этой темы в истории различных цивилизаций свидетельствует о фундаментальном незнании, связанном с необходимостью определения места смерти в поле человеческого бытия. Являясь главной угрозой бытию, смерть в то же время способствует нахождению подлинного бытия, и в этом смысле содействует его спасению и сохранению. В словаре Даля дано следующее толкование понятию смерть: ''конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умиранье, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни''. Данное понятие достаточно очевидно и прозрачно, но, несмотря на это, смерть остается одним из непостижимых и неразгаданных явлений человеческого бытия. К какой природе её отнести, материальной или божественной? Благо это или наказание? Есть ли за ней что-то или все-таки нет?

Пожалуй, смерть - единственное нечто, по поводу которого известно, что оно есть ничто. В связи с этим возникает комплекс философско-богословских вопросов, связанных с изумлением человека о тех онтологических трансформациях, которые происходят с ним в смерти. Как из ничто появляется нечто, и соответственно, как это полноценное, цветущее и живущее нечто превращается в ничто? Невозможность рационалистического постижения смерти заключена еще и в том, что это исключительно личностное событие жизни. К смерти люди относятся совершенно по-разному. Кто-то боится смерти и жаждет жить, кто-то принимает её как избавление. Многие вообще предпочитают не думать о смерти, другие же наоборот, придерживаются мнения, что правильнее о ней думать всегда. Но как бы то ни было, смерть другого и других не прибавляет никакого опыта и знания для конкретного человека, которому предстоит умереть особо, присущим лишь ему одному способом. Д.С. Мережковский в 1907 г. в статье ''О воскресении'' писал: ''... ежели смерть есть, то ничего нет, кроме смерти; ежели смерть есть, то все -ничто'' [6, с. 3]. Другой русский философ В.Ф. Эрн в статье о социализме говорил: ''Я умираю. Чем может быть осмыслена моя смерть? Ибо если в ней нет никакого смысла, то нет смысла и во всей моей жизни'' [11, с. 74].

Таким образом, через осознание смертности человек приходит к пониманию смысла своего существования. Однако необходимо отметить нравственную силу этих высказываний, так как главные характеристики нравственности раскрываются именно во взаимосвязи с человеческой смертностью. Одно из наиболее сильных нравственных последствий смертности - переживание бессмысленности жизни.

Насколько правомерно такое обращение проблемы? Как справедливо пишет Л.Я. Гинзбург: "Формула" жизнь бессмысленна, потому что человек смертен" - сама по себе логически недостаточна. Как будто бессмыслица, длящаяся вечно, была бы лучше временной бессмысли-

цы?"[3, с. 55]. В критике указанной формулы неоценимую помощь могут оказать сочинения Л.Н. Толстого. Великий русский писатель неоднократно обращался в своем творчестве к вопросу о смысле жизни в связи с проблемой смерти. С наибольшей полнотой данная концепция раскрыта в биографической "Исповеди" и философском трактате "О жизни". Будучи уже известным писателем, Л.Н. Толстой пережил мучительный духовный кризис, который проявился в осознании им бессмысленности жизни и сопровождался болезненными переживаниями страха смерти. Вот как он описывал свое состояние: "Теперь я не могу не видеть дня и ночи, бегущих и ведущих меня к смерти. Я вижу это одно, потому что это одно - истина. Остальное все ложь". [8, с. 14]. В процессе напряженной борьбы мыслей и чувств, когда надежда сменялась отчаянием и думами о самоубийстве, Л.Н. Толстой в конце концов пришел к позитивному решению. Он понял, что не смерть делает жизнь бессмысленной, а безнравственный, эгоистический образ жизни, который ведет человек, вызывает у него ощущение бессмысленности, абсурдности (т.е. непонятности) жизни и смерти. "Я заблудился не столько от того, - писал русский писатель, - что неправильно мыслил, сколько от того, что я жил дурно... я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже - разум, для того чтобы понять ее" [8, с. 41]. Если человек живет по нравственным законам, жизнь его полна смысла, а смерти вообще нет: "Смерть и страдания суть только преступления человеком своего закона жизни. Для человека, живущего по своему закону жизни, нет смерти и нет страдания" [8, с. 435]. К этому выводу Л.Н. Толстой пришел, написав свой трактат "О жизни" (по замыслу "О жизни и смерти"). В одном из писем он писал: "Я начал с заглавия о жизни и смерти, но когда кончил, то вычеркнул слова "и смерти", потому что слова эти потеряли свой ''I смысл'' [8, с. 779].

Таким образом, в русской философской мысли делается акцент на то, что живое бытие, неумолимо движущееся к своей гибели, обречено на духовно-нравственные страдания и переживания. Главное зло не смерть, а нравственное несовершенство личности, делающее смерть неизбежной и неустранимой. Нравственность же определяется тем, что ''достойно'' вечной жизни. А достойным может быть лишь ''абсолютное содержание нашей жизни'' (В. Соловьев). Здесь ''вечность'' понимается как бессмертие души и это неслучайно, так как в конце XVIII - начале XIX в. особый интерес вызывает проблема доказательства бытия души и ее бессмертия.

В трактате А.Н. Радищева "О человеке, его смертности и бессмертии" автор достаточно прогрессивно, под влиянием виталистических представлений Лейбница, рассматривает проблему смерти и бессмертия человека, но в то же время трактат содержит внутри себя глубокие противоречия. Рассматривая человека в физическом плане, он, как материалист, не находит в нем чего-либо, что указывало бы на "вероятность бессмертия", хотя "желание вечности равно имеет основание в человеке со всеми другими его желаниями". Поэтому далее, отступая от материализма, А.Н. Радищев пишет, что смерть есть не что иное, как "естественная перемена человеческого состояния". Но "вовеки не разрушится, не исчезнет "бессмертная" душа или то, что мысленным существом называем" [7, с. 71].

По словам религиозного и политического философа Н.А. Бердяева: ''Личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность - духовна и предполагает существование духовного мира'' [1, а 97]. Известный русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский считал, что бессмертие души является условием осмысленного человеческого существования. Бессмертие души так же необходимо для реализации нравственного идеала. По этому поводу П.Я. Чаадаев писал следующее: ''... можно доказать жизнь души после той минуты, которую называем смертью: для нравственности этого довольно'' [10, с. 175].

В XIX - начале XX вв. проблема смерти и бессмертия становится не только предметом философии, религии, художественной литературы, но и естествознания и биологии. Если раньше смерть была явлением, окутанным тайной (смерть - есть ничто), то теперь поднимается вопрос о биологической сущности смерти. Так, например, И.П. Павлов писал: "...Смерть сложного организма с точки зрения естествознания уже перестала быть тайной; тут имеется много различ-

Онтология смерти в русской философской культуре Х1Х-начало XX вв.

73

ных нерешенных вопросов, ждущих решения, но тайны нет" [4, с. 65]. Одним из пионеров естественно-научного подхода стал И.И. Мечников. Анализируя сложившуюся ситуацию вокруг проблемы смерти, он сделал вывод о неудовлетворительности религиозного и философского понимания проблемы смерти. По его мнению, основной недостаток состоит в том, что философские концепции и религиозные учения пытаются примирить человека с мыслью о смерти, но не дают абсолютно никаких средств борьбы против нее. Русский ученый выдвинул свою теорию - теорию ортобиоза. Суть ее состоит в том, что проблема смерти и страх человека перед ней происходит от того, что он не проживает полностью цикл своей жизни и умирает преждевременно, раньше, чем у него проявится инстинкт смерти. У человека же, согласно И.И. Мечникову, достигшего преклонного возраста, должен пробудиться инстинкт смерти, т.е. желание умереть, которое возникает подобно желанию уснуть утомившегося человека, лишенного всякого страха и беспокойства. Данная концепция И. Мечникова не получила эмпирического подтверждения, оставшись гипотезой. Однако дала толчок для научного изучения старости и смерти, а также побудила многих ученых искать пути для продления человеческой жизни.

Не теряет своей актуальности и тема бессмертия. Но помимо работ, посвященных бессмертию души, уже вполне всерьез воспринимаются идеи о физическом, телесном бессмертии. Одна из главных, если не самая главная идея ''философии общего дела'' Н.Ф. Федорова - это долг сынов воскресить своих отцов, в конечном счете - все ушедшие поколения. Стремление к воскрешению всех умерших провозглашается ''общим делом'' всех живущих, их непременным долгом перед ''отцами''. Притом речь идет не просто о духовном воскрешении, а о воскрешении физическом, телесно-вещественном. Воскрешение умерших представляется Н.Ф. Федорову не как сверхъестественно-мистический акт, а как результат развития науки и ее практического применения. Наука, как он считает, позволит собрать рассеянные частицы разложившихся тел и воссоздать из них тела оживших отцов и матерей. Человечество, по мнению философа, сумеет воссоздать тела предков, какими они были при жизни. В вопросе отношения к смерти мысли Н. Ф. Федорова и И.И. Мечникова совпадают. Федоров считает, что человек должен воспринимать смерть как что-то ненормальное, ошибочное. ''Смертность, - подчеркивал он, - сделалась всеобщим органическим пороком, уродством, которое мы уже не замечаем, и не считаем ни за порок, ни за уродство'' [9, с. 250-251]. Н.Ф. Федоров подчеркивал необходимость правильного отношения к смерти - борьбы, борьбы того же порядка, что и преодоление прочих несовершенств человеческой жизни. ''Смерть, - утверждал он, - есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть'' [9, с. 289].

Над проблемой смерти и бессмертия размышляли многие русские философы, ученые, писатели, публицисты, общий смысл которых сводится к тому, что критерием всех дел является то, способствуют ли они превращению человека смертного в человека бессмертного, свободного и счастливого. Трагическое осознание своей смертности подвигает человека к нравственному напряжению ума и воли, к поиску смысла и оправдания жизни. Поскольку смертность - явление духовного плана, то ее преодоление лежит в духовной плоскости (''смертью смерть поправ'').

Долгое время смерть считалась неестественным, сверхъестественным явлением бытия, имеющим глубину, таинственность, непостижимость. Однако успехи естествознания и биологии положили начало изучению смерти как закономерного завершения жизни, а также заложили основы трактовки человека как абсолютно конечного существа. ''Если человек рассматривается как существо конечное, то конечность относится не только к его телу, но и к духу'' [2, с. 39]. Необходимо отметить, что достижения естествознания и биологии не предали забвению философскую сторону вопроса, так как смерть в качестве события, имеющего нравственное значение для человека, не проблема биологии, а проблема философии. С онтологических позиций нельзя говорить о естественности смерти (ибо объяснить и оправдать смерть невозможно). И если в естествознании смерть только биологическая функция, лишенная духовной субстанции, для нравственной философии смерть - духовная субстанция, которая задает человеку два кардинальных вопроса - вопрос о смысле жизни и вопрос о смысле смерти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. - М., 2003.

2. Деринг Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и смерти / Э. Деринг // Dasein - анализ в философии и психологии / под ред. Т.М. Кучинского. - Минск: Европейский гуманитарный ун-т, 2001.

3. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. - Л., 1982.

4. Неговский В.А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии // Вопросы философии. - М., 1978.

5. Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М., 1923.

6. Мережковский Д.С. О воскресении // Новая жизнь. - 1907. - № 1.

7. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Полн. собр. соч. - М., 1941. - Т. 2.

8. Толстой Л.Н. Полн. соб. соч.: в 90 т. - М., 1928-1958. - Т. 23. - Т. 26.

9. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. - М., 1995. - Т. 1.

10. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М.: Современник, 1989.

11. Эрн В.Ф. Социализм и проблема свободы // Новая жизнь. - 1907. - № 2.

ONTOLOGY DEATH IN RUSSIAN PHILOSOPHICAL CULTURE XIX-EARLY XX CENTURIES

Nekrasova N.A., Razinkova O.I.

This article is devoted to the place of death and immortality in the field of human existence. And if death is only in natural biological function, devoid of spiritual substance, for moral philosophy death - a spiritual phenomenon that determines the moral meaning of human life.

Key words: death, immortality, ethics, morality, life.

Сведения об авторах

Некрасова Нина Андреевна, окончила КГУ (1979), доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), член координационного совета Европейской научно-промышленной палаты, действительный член Российской академии естествознания, действительный член Европейской академии естественной истории, автор более 220 научных работ, область научных интересов - социальная философия, этика, философия науки и техники, онтология, философская антропология, культурология.

Разинкова Оксана Игоревна, окончила Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) (2006), аспирантка кафедры философии и культурологии МИИТа, автор 9 научных работ, область научных интересов - социальная философия, этика, философия науки и техники, история философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.