Научная статья на тему 'Онтология рода: экспликация и описание'

Онтология рода: экспликация и описание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голдобина Лидия Анатольевна

Исследуется специфика рода как способа и формы бытования бытия. Проводится выделение и описание родовых характеристик бытия, что позволяет представить род в качестве онтологической реалии. Автором обосновывается концептуальная значимость слова «род» в мировосприятии и контитуировании бытия. Онтология рода представляется средством содержательного осмысления острых проблем современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the specific character of kind as a way and a form of beings existence. The author distinguishes and describes kind characteristics of being which allow us to conceive kind as an ontological reality. The author substantiates the conceptual significance of the word kind in mental perception and institutionalization of being. The ontology of kind is represented as a means of informative comprehension of crucial contemporary problems.

Текст научной работы на тему «Онтология рода: экспликация и описание»

Творчество не столько способствует постижению иного прекрасного и его реализации в окружающем мире, сколько приводит к сознательному или бессознательному уходу от действительного мира в область того, что этим миром быть не может. При этом несоответствие мнимого и реального может быть одной из причин того, что человек перестает понимать смысл продолжения своего существования внутри бытия, которое так сильно отличается от потенциальной красоты мыслимого.

Возможен и такой ход мысли, который приводит к заключению, суть которого в том, что к этому Абсолюту, в силу изложенного, ближе то, что по своей сути уродливо, поскольку через осознание его можно выйти на не-зеркальное понимание онтологически прекрасного.

Таким образом, творчество человека может быть представлено антибытий-ственным актом с двух различных позиций: во-первых, оно разрушает сущее, образуя внутри целокупного бытия некое новое бытие, не способное к взаимодействию с изначальным бытием, что противоречит природе бытийственной целокупности, а во-вторых, оно ничтожит интерес человека к тому, что является живым внутри окружающего его бытия, частью которого является он сам: искусство тяготеет к смерти, старости и патологии, подменяя ими ценность бытийно здорового и воспроизводящего самое себя существования.

Библиографический список

1. Дали, С. Дневник одного гения [Текст] / С. Дали / пер. с фр. Н. О. Захаровой. - М., 1991.

2. Нейфельд, И. Достоевский: психоаналитический очерк [Текст] / Иолан Нейфельд; под ред. З. Фрейда; пер. с нем. Я. Друскина. - Л.; М., 1925.

3. Горбовский, А. А. Закрытые страницы истории [Текст] / А. А. Горбовский, Ю. С. Семенов. - М., 1988.

Л.А. Голдобина,

ассистент Ульяновского государственного технического университета

ОНТОЛОГИЯ РОДА: ЭКСПЛИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ

^^дной из главнейших проблем современности, в которой сфокусировались перспективы разрешения многих вопросов повседневной жизни и возможного будущего человечества, выступает, на наш взгляд, обретение «целостности бытия». Именно сегодня мы слышим ее пронзительное звучание в «дисгармонии сфер»: человека, общества, природы; духа и материальности; этики и науки; творчества и репродукции. Для нахождения путей и форм разрешения обозначенной проблемы необходимо, по нашему мнению, обратиться к базовой теме философствования, а именно: осмыслению сути бытия.

151

Бытие - древнейший, первоосновный смысл, которым живет человеческое сознание «многие лета» до того, как он был понятийно оформлен. Трудно назвать другое философское понятие, которое, будучи постоянным спутником человеческой мысли, оставалось столь по-разному воспринимаемым, неоднозначным, таинственным. Оно рождалось снова и снова не просто как умозрительное обобщение, интеллектуальная абстракция, но как «жизнепережива-ние» (Л .А. Коган). Однако вопрос о смысле, об истине бытия остается по-прежнему открытым. Можно предложить еще один горизонт его осмысления: раскрыть бытие как род, или бытие-в-роде (бытие бытующее в качестве рода). Поиск языка, в котором можно представить онтологию рода как способа и формы бытования бытия, - одна из основных задач данного исследования.

Проблематизация темы бытия как особого рода является одной из отправных точек для построения самых разнообразных онтологических конструкций и систем. Впервые подобная проблематика наблюдается уже в мифологических представлениях, затем в религиозно-философских системах, «учениях» о происхождении и устройстве мироздания и философских концепциях. Актуальна эта тема и сегодня. Постижение родового содержания бытия открывает путь к осмыслению онтологии человека и общества, пониманию пространственно-временной со-бытийности как сущностной основы всего происходящего.

Обращение к философско-этимологическому анализу слова «род» позволяет выявить, с одной стороны, его многозначность и многомерность в языке, а с другой - важность для понимания глубинных экзистенциальных основ человека, сущности общества, где «род» с древнейших времен оказывается смыслом, тесно включенным в картину бытия социального мира, по сути оказываясь универсалией любой формы человеческой культуры.

В современном русском языке понятие «род» употребляется достаточно часто, но, как правило, лишь в одном из своих значений, используемом в логике. Здесь род (или тип) выступает классификационной единицей, которая объединяет близкие виды, и сама, в свою очередь, подвергается зачислению в более общую группу - класс. Таким образом, «род» предстает как формальнологическая реалия, выполняющая роль упорядочения и, тем самым, познания мира. Следует признать, что подобный подход к трактовке «рода» является традиционным и наиболее распространенным.

Однако семантика понятия этим не исчерпывается, напротив, выявляются иные, маргинальные, смысловые моменты, без которых невозможна полнота содержания понятия. Будучи «вытесненными» из активного словоупотребления, они тем не менее выполняют значимую роль в мировосприятии и миро-организации. Род выступает универсалией мировосприятия, формой осмысления (представления) мировой целостности, а также способом конституирова-ния бытия. Осмысление жизни и смерти, причинно-следственных связей, многообразия и изменчивости мира, его трагических конфликтов и противоречий, отношений внутри социума и отношение социума к природной и трансцендентной реальностям - все это представлено в смысловой структуре слова «род». Можно говорить о концептуализирующей роли этого слова в миропонимании и миропредставлении и, следовательно, характеризовать «род» в ка-

честве не столько понятия, сколько концепта. Тем самым род оказывается не только логическим и гносеологическим инструментом, но и специфической мироупорядочивающей структурой, обладающей онтологическими качествами, которые обусловливают существование рода как онтологической реальности. И эта реальность имеет свой собственный способ бытования, являемый в организации социальной и человеческой жизни.

Бытие-в-роде мыслится нами как реальность особого порядка: со-стояние, представляющее собой единство переопределяющихся со-бытий. Следовательно, род есть со-в-местность со-бытующих реалий. «Стояние» реалий, по сути, возможно только как их нахождение в отношении динамичной взаимополо-женности, означающей обусловленность друг другом и удержание друг друга в-месте. При этом параметры от-ношения нестабильны, что и обеспечивает напряженность и динамизм со-стояния бытийствующих реалий. Статус реальности как рода заключается не просто в наличии многих элементов, а в их динамичном от-ношении, предполагающем как изменение положения друг к другу (пространственного, временного), так и воздействия друг на друга. Отношение мы определяем как со-стояние контекстуальной взаимозависимости со-бытий. «Место» (некий «контекст»), о котором говорится в определениях (стояние в-месте, со-в-местность), мы бы охарактеризовали как «присутствие» (то, что можно назвать словом «вот»), фиксирующее-хранящее-преображающее со-бытийный опыт. Таким образом, «стояние» («бытие») реалий осуществляется в креативной преемственности.

Со-бытийность является, по сути, выражением универсальных связей, которые обеспечивают как космический порядок, так и общественное бытие в качестве его составляющей (момента космического бытия). Бытие в целом -не просто вещи и события сами по себе, а их единство, всеобщая природа, вселенская взаимосвязь. Целостность бытия-в-роде характеризуется принципом «все во всем и через все», проходящим через всю историю философской мысли. В нем фиксируется родовая со-бытийная связанность всего сущего. В сущностной (точнее, родовой) взаимосвязи со-бытий (реалий) заключается «радикальная относительность» Универсума. Взаимосвязь вещей есть их со-в-местность в событии. Все в мире относительно (со-относительно): все соотносится со всем, любое состояние, событие, вещь могут быть определены лишь в родовой связи становящихся событий.

Роль целого как интегративно-структурирующего, конституирующего (порождающего) начала неоднократно подчеркивается в истории философии. При этом целостность мыслится как творчески конституируемый порядок самобытия, порядок мирообновления. В размышлениях о целостности философы приходят к ее трактовке не в качестве цели, или самоцели, но прежде всего как основного принципа бытия: речь идет о «целостности развития», «единстве многообразия», определяющими моментами которого выступают внутреннее единство, самодостаточность, обусловленность внутренней активностью. Отметим, что родовой целостности свойственно общее генетическое единство образующих ее со-бытий, рождающее новые со-стояния. Каждое со-бытие такого единства несет память о предшествующем состоянии и уже чревато

153

новым рождением (потенциалом нового рождения). Каждое родовое со-бытие можно определить одновременно как рождающее и рождаемое, как предшествующее и последующее в динамичном единстве родовой континуальности. Родовая целостность является постоянно меняющейся и неистощимой в творчестве новых форм со-бытийного переопределения «определенностей».

Так мы обнаруживаем другое родовое качество - динамичность. Экскурс в историю показывает, что еще в античной философии обращалось внимание на универсальный динамизм, свойственный всему: единство сущего как первоначало вещей в большинстве случаев мыслилось как единство динамичное (единство изменений). Поэтому для описания субстанции бытия первые философы использовали метафоры стихий - вода, воздух, огонь. Динамизм являлся фундаментальным свойством первоначала, которое порождает, поддерживает и «питает» все вещи. Являясь, таким образом, характеристикой родовости бытия, динамизм нередко отождествляется с непредсказуемой изменчивостью: «Все течет, все изменяется».

Поиск субстанциальной основы бытия и целостности мироздания в античном представлении приводит к идее единородности всего существующего, ведь даже противоположности в диалектике Гераклита единосущны: «Тождественен прямой и кривой путь у валяльного винта», «расходящееся согласуется с собой» [1, с. 20]. Гераклит, утверждавший, что все течет, тем не менее признавал, что космос един и вечен, бытие, изменяясь, покоится. Неподвижность как характеристика бытия в философии Парменида не означает застылости, мертвенности. Она призвана выразить присущую бытию единородность, цело-купность, совершенство, вечность. Сущность такого бытия, мылимого как Единое, отрицает всякую разделенность: бытие не может быть разъединено ни пространством, ни временем, ни изменением. Это своего рода континуальность, потенциально порождающая мир качественного многообразия.

Итак, единство со-стояний родовой целостности представляется нами в качестве динамичной континуальности: взаимоопределяющиеся «определенности» оказываются связанными в универсальный узел со-бытийствующего изменения. Так, мыслимое бытие есть живая, постоянно возобновляемая целостность переопределяющихся со-бытий. Исходя из этого, бытие как род можно определить как динамичный континуум, характеризующийся «универсальной связанностью со-стояний» [2, с. 14]. Целостность со-бытия состоит из целостности его изменений: нет локальных изменений, энергетические импульсы которых не затрагивали бы, не оказывали влияния на другие «локусы». Поскольку речь идет о динамичном континууме, то каждое изменение в такой целостности отражается на состоянии всей целостности, рождая возможные новые события. Континуальность бытия рода проявляется также в том, что содержание любой вещи (объекта, события) сохраняется - опространствли-вается, овременяется - воспроизводясь в контексте новых со-стояний.

Взаимопрезентативными свойствами динамики родовой целостности бытия являются сохранение и изменение. Их сопряжение выражается понятием «изменяемость», которая характеризует онтологическое время рода, мыслимое как со-бытийная длительность - беспрерывное из-обретение нового. Для-

щееся - это исполненное-истекаемое-хранимое. В истечении со-бытий определяется спонтанная возможность «следующего», находит выражение его непредсказуемость и уникальность. Пред-шествующее и по-следующее в роде -две его неразрывные со-ставляющие (или со-стояния разных, но обусловливающих друг друга реалий), неотделимость которых проявляется в их совместной активности: взаимозависимости, взаимопревращаемости. Последовательность в данном разрезе представляется разнообразно. Во-первых, как сохраняемость признаков, характеристик предшествующего, их воспроизводимость, наследственность, потомственность в последующем. Во-вторых, последовательность здесь может определяться как наличие заданного направления следования, при этом не отрицаются возможные изменения и трансформации. В-третьих, последовательность предполагает направляемость, о-предел-енность родом, который о-граничивает свой ряд-род от возможного другого, определяет их допустимую со-в-местность (что проявляется, например, в отделении родного от не-родного). В-четвертых, она может обозначать постоянную развертываемость, раскрываемость.

Родовость бытия есть развитие в за-предельность, устремленность в «следующее». Каждый момент длительности доставляет новое, не бывшее ранее, непредвиденное. Родовая целостность складывается из взаимоотношений становящихся событий, является постоянно меняющейся и неистощимой в творчестве новых форм со-бытийного процесса переопределения определенностей. Становление есть, как это ни парадоксально, со-стояние устойчивости бытийной целостности, ее жизнеспособности (проявляющейся в ее родовитости). Понятие «становление» раскрывает трансфинитный характер бытия-в-роде. Поэтому само «становление» необходимо рассматривать, на наш взгляд, как со-стоятельный родовой момент, а не как «недород», «недобытие» (которые представляют собой все же определенную, «состоявшуюся сущность»).

Присущая роду динамика имеет внутренний характер, определяется внутренней причиной и источником. Потенциальность в качестве родовой «силы» и самообусловленность являются теми со-стоящими реалиями, которые обеспечивают родовую динамику и характеризуют ее. Имманентное присутствие потенциала в со-бытии является творческой силой, влекущей к родовым про-ис-шествиям. Потенциал может быть помыслен как зародыш нового, воплощающийся в роде бытия. Непредсказуемость родового со-бытия может выражаться, например, в том, что одни и те же следствия могут вытекать из различной комбинации причин, а одни и те же причины могут приводить к различным следствиям.

Таким образом, родовая динамика находит выражение в таком родовом свойстве бытия, как sui generis - свойстве самопорождения, характеризующем спонтанность самопроизвольного возникновения, определенную самодостаточность, внутреннюю сосредоточенность, имманентную способность создавать, поддерживать и изменять свое со-стояние. Самообусловленность бытия в качестве рода, вырастающая из неизбывной внутренней потребности реализации потенциала, потребности творчества, определяется нами как внутренняя обусловленность динамичной со-бытийностью и может быть представлена как

155

свобода - фундаментальное качество бытия-в-роде. «Бескорним корнем», источником и причиной своей родовости является само бытие. Свобода здесь мыслится как возможность полной реализации потенций, то есть как энергий-ная характеристика рода. В ней проявляется сило-свойственный характер рода бытия, в котором обнаруживается его способность существовать и действовать по необходимости собственной природы и «определяться к деятельности только собой» (Спиноза).

Необходимым моментом динамичной целостности рода является энергия, требуемая для реализации, «изведения» родового потенциала. Энергия мыслится нами как начинательное у-силие, импульс, побуждение, «вы-ступление», «вы-движение» из стихии потенции, которое провоцируется со-бытием взаи-моопредления, со-стоянием определенностей, и каждое событие можно назвать «сгустком энергии». Рождение нового невозможно без энергии. В своей собственной потенциальности, актуализация которой становится возможной за счет энергии, «находит силы» самообусловленная креативность бытия.

Неизбывной потребностью в творчестве характеризуется род как способ бытования бытия. Это есть из-обретение нового, то есть обретение, про-явле-ние, о-пределение ранее не-бывшего из себя самого. Бытие-в-роде обретает свою определенность в из-быточности, выступающей, с одной стороны, как выведение всех возможностей и достижение полноты-совершенства, а с другой - в определении себя в избывшем, исходя из того, что вышло за пределы.

Актуализация потенциальности осуществляется в креативности. Бытование-в-роде есть непрерывное преобразование, разворачивание собственной «полноты», предполагающее раскрытие внутренних источников и возможностей развития, обусловленное изнутри, исходя из внутреннего состояния и возможностей. Бытие, бытующее-в-роде, есть, таким образом, непрерывно возобновляемое творчество. Благодаря ему осуществляется родовая способность выходить за собственные пределы настоящего определения, то есть способность переопределяться, совершенствуясь совершаться. Из нового единства возникает новая, заряженная креативностью, со-бытийная определенность, которая требует своего разрешения в новом перерождении. Потенциальность креативности (как и креативность потенциальности) бытия никогда не может быть реализована полностью.

Креативность определяется нами как единство потребности и способности актуализации потенциальности в рождении нового, разрешении от «таинственного» бремени, «казании» потенциала. Бесконечность потенции открывает возможность самых различных «казаний». Появление на свет, обретение «видимости», самоказание бытия в бытии рода определяется нами как само-себя-по-себе-казание. Бытие, бытующее в роде, кажет себя само по причине своей внутренней обусловленности. Креативность рода является самообусловленной, имманентной, выражается моментами самопроизвольности, непредвиденности, спонтанности.

Подводя итоги, можно резюмировать, что онтология рода позволяет представить бытие как со-в-местность со-бытующих реалий, как постоянно-рож-дающее(ся), вновь-становящее(ся), совершающееся (совершенствующееся).

156

Бытие, бытующее-в-роде, определяется нами как единство (целостность) переопределяющихся со-бытий в процессе возникновения нового.

Обращение к онтологии рода неизбежно, на наш взгляд, особенно сегодня, для решения как разнообразных мировых проблем, так и вопросов повседневности. Проблемы - это проявление разорванных бытийных связей, которые требуется восстановить, а также со-стояние столкновения с новым, приводящее к необходимости создания новых связей для его о-своения, поскольку если таковые образованы не будут, новое окажется исключенным из полноты жизни. В любом случае необходимым шагом в решении проблем является их со-бытийное «продление», то есть включение, вплетение в общую со-бытийную канву.

На основе онтологии рода возможно формирование общебытийного (все-бытийного) сознания, предполагающего понимание «сопричастности Бытию», то есть выход за рамки локальной ограниченности и, значит, обретение «целостности» Бытия. Таким образом, общебытийное сознание есть признание человеком и человечеством своей родовой, «кровно-родственной» связи с Бытием, а следовательно, ответственности за него и перед ним.

Библиографический список

1. Асмус, В. Ф. Античная философия (история философии) [Текст] / В. Ф. Асмус. - 3-е изд. -М., 2003.

2. Творчество как форма самовыражения человека [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. О. Ю. Мар-ковцевой. - Ульяновск, 2005.

М.М. Духонин,

аспирант Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭТНОСА: ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ

Глобальные проблемы современности, такие как демографический взрыв, исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, поставили современное общество и науку перед новыми вызовами. Поиск решений этих проблем потребовал от современной, особенно гуманитарной, науки расширения теоретических горизонтов, разработки новых подходов. Среди них в последние десятилетия особенно активно развивается концепция жизненного пространства.

В основе любого из вариантов данной концепции лежит категория пространства, и в соответствии с этой посылкой выстраивается логика предполагаемого исследования. Каждая из рассматриваемых концепций раскрывает те или иные стороны жизненного пространства.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.