УДК 111.1:159.924:159.955
Фукалов Антон Вячеславович
Fukalov Anton Vyacheslavovich
аспирант Вятского государственного университета
PhD student, Vyatka State University
ОНТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ ГЕНИЯ
THE ONTOLOGY OF GENIUS'S THINKING
Аннотация:
Summary:
В статье раскрываются особенности мышления гения. Показывается глубинная связь мышления гения и гениальности как онтологического явления. Обозначена особая роль как личностных характеристик мышления гения, так и общих черт гениальности, которая является состоянием, порождающим новые творческие формы развития.
This article describes the features of thinking of a genius. The author shows the deep connection of genius's thinking and genius as an ontological phenomenon. The paper emphasizes the special role of both personal characteristics of genius's thinking and the common features of genius as a condition generating new creative forms of development.
Ключевые слова:
гений, гениальность, онтология, философия, власть, мышление, человек, понимание, феномен.
Keywords:
genius, ontology, philosophy, power, thinking, human, understanding, phenomenon.
Прежде чем анализировать онтологию мышления гения, нужно определиться с понятием «гений». Гением называется человек, который создает то, что до него не существовало в науке, культуре, любой сфере общественной жизни, что не утрачивает свое значение на протяжении истории. Если же давать онтологическое определение, то гений - это человек, который раскрывает бытие через постижение истины. То есть мышление гения лучше всего характеризовать как мышление, которое имеет тотальную творческую направленность, максимальную заинтересованность в отыскании ответов на то, что еще не получило объяснения.
Существуют следующие подходы к пониманию мышления гения: во-первых, как биологически детерминированного особенностями строения мозга; во-вторых, как парадоксального философского мышления; в-третьих, как феномена, не имеющего точного объяснения. Такое определение можно встретить у Куно Фишера в работах о выдающихся философах [1].
Характерными чертами мышления гения являются стремление к познанию, «озарения», или открытия, способность открывать и создавать новое, то, что вносит существенный многосторонний вклад в развитие общества.
Гениальный человек, признанный обществом, достигший больших успехов в той или иной области деятельности, отличается следующей особенностью: он очень быстро понимает и осознает, в чем специфика его эпохи и эпох будущих, опережает время своими открытиями.
Гениальность проявляет себя как интеллектуальное откровение, как незаурядные способности гения к работе в различных сферах, когда в максимально короткие сроки достигаются максимально высокие результаты. Гениальность является особым типом мышления, главная характеристика которого заключается в парадоксальности и неординарности.
В.М. Жирмунский, ссылаясь на Э. Юнга, пишет: «Гений... отличается от индивида, регулируемого правилами разума, как волшебник от умелого строителя - он творит неведомыми средствами там, где строитель употребляет обычные орудия» [2]. За образец он взял творчество Вильяма Шекспира, который, по мнению Юнга, следовал природе, а не установленным правилам искусства.
Как отмечалось выше, продукт гениальности - открытие. Оно есть результат гениального мышления. Но что такое мышление гения? На этот вопрос не может дать ответ ни одна естественная и гуманитарная наука, либо этот ответ гипотетический и неточный, потому что не выяснена и не определена окончательно и полностью природа сознания, а мышление - это главный аккумулятор сознания человека. Можно лишь фиксировать следствия и некий образ этого мышления. Но и это уже много дает нам.
В своей работе о жизненной энергии гения Макс Нордау пишет следующее: «Вследствие того, что оригинальность обусловливается обилием жизненной энергии, ее считают выше посредственности, олицетворяющей как бы ренту с ничтожной жизненной энергии. Потому-то обыденность и предается презрению, и все стремятся быть оригинальными; а если это не удается, то по крайней мере казаться оригинальными» [3]. Деятельность гения, таким образом, связана со стремлением к эксклюзивности. Но гений не всегда стремится к исключительности, для него важен прежде всего процесс творчества. Потому бывают гении, которые чисто психологически сосредоточены на себе, но не на своей статусности.
Гениальный человек не только быстро и качественно создает новое знание, но и так же, творчески, действует в историческом процессе. Речь идет о том, что гений делает такие открытия, которые будут нужны, или актуальны, или поняты только через много лет. Возможно, эти открытия будут поняты такими же, как он, гениальными современниками. Для примера можно упомянуть работу Освальда Шпенглера «Закат Европы». Этот человек был, безусловно, гениален. Его гениальность заключалась в способности видеть ситуацию далекого будущего, но закат Европы, о котором он говорил, не воспринимался всерьез современниками. Другой пример - гениальный русский философ Константин Леонтьев, в работах которого можно было найти предвосхищение распада Российской империи и прихода социализма. Но в свое время он не был понят.
Гений - это особенный человек еще и потому, что выполняет, как бы в удовольствие, интеллектуальную работу, которая для большинства людей трудна и требует затраты огромной энергии. Для него является наслаждением писать, чертить, обдумывать, рассказывать, осмысливать, то есть всячески проявлять себя в любимом для него деле. Такую деятельность можно назвать врожденной творческой активностью.
Гениальный человек в какой-то мере является заложником своего организма: несмотря на то что он много работает, его организм, как у любого человека, имеет ограниченные ресурсы, и в итоге возникает, как говорили физиологи прошлого, нервное истощение, а говоря современным языком - сильнейшее переутомление.
«Если бы какие-нибудь механические или физиологические причины, не связанные с общим ходом социально-политического и духовного развития Италии, еще в детстве убили Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи, то итальянское искусство было бы менее совершенно, но общее направление его развития в эпоху Возрождения осталось бы то же» [4], - пишет Г.В. Плеханов. Данное утверждение говорит о том, что от роли личности в истории, от наличия гения коренным образом зависит то, насколько лучше или хуже будет мир. Гений не меняет общую тенденцию развития, но влияет на ее особенности и форму. То есть гениальность вносит невероятное разнообразие и прогресс в мир.
Особенностью образа гения может быть его поведенческая замкнутость. Но надо понять ее причину: гениальный человек творит в обществе, которое устроено не-гениями, живет и развивается по правилам и порядкам простых, обычных людей. Возможно, есть взаимосвязь эффективности мышления гения и его аутистического характера. Чаще всего гении - это люди, которые любят уединение и занятия творчеством, наукой или философией, их не интересуют многие общественные мероприятия и события, главный интерес для них - это любимое дело и размышления. Так, известно, что физик И. Ньютон был человеком замкнутым и не хотел публиковать своих работ по физике, пока его не попросили об этом друзья. Или, например, Ван Гог сторонился людей, сейчас же его творения оценивают как гениальные.
Гениальное мышление как содержание процесса творчества первично по отношению к способам выражения мысли. Гений - это сначала мыслитель, а потом фиксирующий свои мысли человек. Чайковский говорил о том, что он забывает новые мелодии, если не записывает их, Шопенгауэр признавался, что излишнее чтение и запись своих мыслей парализуют его мышление, а Хомяков вообще не любил записывать свои мысли, любил просто размышлять и вслух обсуждать идеи.
Еще одной особенностью мышления гения является оригинальность. По словам А.А. Ухтомского, «гений неповторим, он не пересказывает и не копирует мысли и идеи других, он самобытен, и все дело в том, насколько мощна та доминанта, которая владеет поведением, насколько она преобладает над отрицательной тенденцией к покою, к самоудовлетворению, к подушке» [5]. У гения доминанта выражена ярче, поэтому могут иметь место и аутизм, и протест против господствующих форм мышления, и противоречие со средой.
Существует взаимосвязь власти и гениальности, потому что власть как онтическое явление всегда сопряжена с влиянием идей, быстротой, правильностью принятия решений.
В.В. Вейдле отмечает: «Личность выражается не в самосозерцании, а в творчестве, то есть в действиях, направленных из "я" наружу, а не внутрь самого "я"; к таким действиям относится и построение самой личности» [6]. Личность гения направлена на то, чтобы получить признание, показать то, что он открыл. Но чаще случается так, что творения гения и его открытия не признают, потому что они опережают свое время. Так было с идеями Джордано Бруно, когда его осудила церковь, и с предвосхищением идеи лазера профессором М.М. Филипповым, который не был услышан в предреволюционное время.
Таким образом, можем говорить о том, что особенность мышления гения заключена во врожденной способности быстро мыслить, опережать свое время. Она тесно связана с понятием
«власть», потому что реализует ее главные атрибуты - скорость принятия решения и право создавать новые идеи и признавать их истинность, управлять собой и другими (в случае гения -«управлять» историей через влияние своих гениальных идей и произведений).
Философия гениальности должна, на наш взгляд, пониматься как философия гениального мышления, что напрямую отсылает нас к онтологическим основаниям феномена гениальности, потому что мышление - это способ постижения реальности.
Ссылки:
1. Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение. М., 2005. С. 24.
2. Цит. по: Жирмунский В.М. Жизнь и творчество Гердера // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М. ; Л., 1959. С. XLII.
3. Нордау М. В поисках за истиной (парадоксы). Минск, 2006. С. 50-54.
4. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Научное обозрение. 1898. № 3, 4.
5. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб., 2002. С. 138.
6. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб., 1996. С. 32, 71.
References:
1. Fisher, K 2005, History of Modern Philosophy: Gottfried Wilhelm Leibniz: His life, writings and teachings, Moscow, p. 24.
2. Op. by: Zhirmunsky, VM 1959, 'Life and work of Herder Herder', IG Selected works, Moscow; Zhirmunsky, VM 1959, 'Life and work of Herder Herder', IG Selected works, Leningrad, p. XLII.
3. Nordau M, 2006, In search of truth (paradox), Minsk, pp. 50-54.
4. Plekhanov, GV 1898, 'The role of personality in history', Scientific Review, no. 3, 4.
5. Ukhtomsky, AA 2002, Dominant. Articles in different years. 1887-1939, St. Petersburg, p. 138.
6. Veidle, VV 1996, Dying art. Reflections on the fate of the literary and artistic creation, St. Petersburg, pp. 32, 71.