УДК 101.94
Философские науки
Рахматуллина А. Р., студентка 1 курса исторического факультета Стерлитамакского филиала Башкирский Государственный университет Бадретдинова С. А., научный руководитель, к.и.н., доцент СФ БашГУ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСНОВНОГО ВОПРОСА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация: В статье рассматривается онтологический аспект основного вопроса философской мысли, сформировашего два принципиально разных всеобщих ориентации в мире, два направления в философии - материализм и идеализм. Показана трансформация данных направлений с античности до современности. Выделена явная тенденция к сближению между материалистической и идеалистической концепциями в эпоху современности.
Ключевые слова: материализм, идеализм, бытие, материя, первооснова, основной вопрос философии.
Abstract: The article deals with the ontological aspect of the main question of philosophical thought, which forms two fundamentally different General orientations in the world, two directions in philosophy - materialism and idealism. The transformation of these directions from antiquity to the present is shown. A clear trend towards convergence between materialistic and idealistic concepts in the modern era is highlighted.
Key words: materialism, idealism, being, matter, fundamental principle, the main question of philosophy.
Как известно, на протяжении всех времен главным вопросом философии является вопрос об отношении духа к природе, сознания - к материи. То есть,
ставится вопрос о том, что является первичным - мышление или бытие, природа или дух, материальное или все же идеальное? На основе этого выделяются два основных направления философской мысли: материализм и идеализм. Соответственно происходит самое известное разделение философов на материалистов и идеалистов.
Рассматривая данные философские направления, необходимо проследить саму суть обеих концепций, понять их сущность.
Итак, в материализме первичным, вечным и независимым признается материя. Согласно материалистической концепции, первоисточником всего считается - материя, природа, бытие, то есть все материальное. А все идеальное - мышление, сознание, дух - порождается материальным, и является вторичным. По представлениям этого философского направления, мир является материальным, он существует сам по себе, закономерно изменяется и развивается в силу своих собственных причин. Мир является единственной реальностью, которая исключает какую-либо сверхъестественную силу. В свою очередь, сознание, дух - это свойства материи, ее идеальное отражение. Первыми материалистами считаются древнегреческие философы Демокрит, Фалес, Гераклит и др.
Так, Демокрит стал представителем атомистического материализма. Философ считал первичным атомы и пустоту, которые своими многообразными соединениями образуют все сложные тела. В своих исследованиях Демокрит применял аналогию и гипотезу. Важно отметить, что все его положения были логически обоснованными.
Фалес же подразумевал первоосновой мира воду. Он утверждал, что все в мире состоит из воды. Согласно предположениям Фалеса, именно вода есть начало и конец всего сущего. Существует мнение, что в своих рассуждениях он опирался на своих предшественников, которые связывали выдвижение в качестве первоосновы воды с мифологией. Но важно отметить, что предшественники Фалеса предполагали различных божеств воды, в основе их учения лежал миф о том, что родителями всего существующего в мире является
Океан и Фетида. Сам Фалес же говорит о воде, как о реально существующем объекте. Опирался он на свои наблюдения определенных явлений: то, что живо, — влажно, живет влагой, а то, что мертво, — высыхает, любой зародыш мокр. Именно такие наблюдения позволяли сделать вывод о том, что вода дает жизнь, имеет такие черты, которые необходимы и достаточны для развития всей природы. Так, становится ясно, что положения теории Фалеса действительно логичны и обоснованы.
Таким образом, на примере некоторых философов можно сделать вывод о том, что материализм имеет прочную опору на науку.
Совершенно противоположным направлением философии является идеализм. Идеализм признает первичным началом всего существующего именно духовное начало - Бог, дух, сознание. Согласно идеализму, все материальное является вторичным, материю воссоздает дух.
Идеалистическая концепция имеет два ответвления, две основные формы: объективный и субъективный идеализм.
Представителем объективного идеализма является Платон. Согласно данной форме идеализма, все идеальное существует объективно, то есть независимо от человека и природы. Идеальное понимается в виде абсолютной идеи, мирового разума.
Основоположником второй формы идеалистической концепции считается Дж. Беркли. Субъективный идеализм, в отличии от объективного признает зависимость идеального от сознания человека. По представлениям данной формы идеализма первичным считаются ощущения человека.
Итак, в ходе рассмотрения двух противоположных направлений философской мысли выявлены основные черты данных направлений и четко определена граница между ними. Но все же необходимо проследить, каким будет взгляд на материализм и идеализм сквозь призму современности.
В современности четкую границу между материалистическим и идеалистическим подходами в понимании бытия удается провести довольно редко.
Еще в классическом понимании материалист выступает, прежде всего, как атеист. Хотя, если полагать, что Бог является физическим объектом, можно считаться материалистом, не имеющим отношение к атеизму [1, с. 32]. Так, в классический период существовало мнение, что у ученых нет иного выбора, нежели определить науку как полностью натуралистическую, считая недопустимым любое отклонение от материализма.
И с точки зрения современного подхода считается, что именно материалистическая концепция является самой понятной для обыденного мышления [2, с. 4]. Это объясняется тем, что материализм основан на здравом смысле, на человеческом опыте. А концепция идеализма является более сложной для понимания человека, не углубляющегося в изучение философии, так как часто формирует слишком сложные умозрительные конструкции. Исходя из этого, можно выявить, что материализм является наиболее рациональным направлением философии. Но данный вывод довольно спорный, ведь, к примеру, каждый народ мира имеет свою религиозную веру, а религиозная вера - это основа идеализма. Так, концепция идеализма является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Данный факт заставляет признать невозможность отказа от того или иного направления.
В современной философской мысли происходит некое переосмысление проблемы бытия. Материализм и идеализм открываются в ином свете, четкие границы между данными направлениями размываются.
Для представителей материализма прошлого материя понималась как нечто вещественное. Но благодаря развитию наук, в частности физики, обнаружилось, что кроме вещества, состоящего из атомов, существуют и невещественные формы материи. Так, современные достижения наук внесли понимание того, что материальность - это не всегда вещественность. Не все материальные, физические объекты доступны чувственному опыту, но они внесены в науку, и считаются теоретическими мыслимыми конструкциями. Подобные объекты являются объективной реальностью, но в то же время они невещественны. Таким образом, благодаря научным исследованиям
современности, было положено начало сближения концепции материализма и идеализма.
Еще И. Кант в свое время определил решающую роль субъекта познания. А. М. Полани в 20-м веке выявил «личностное знание» как присущее ученому [3, с. 67]. Так, в Новое время возрастает роль субъекта познания. Именно субъект создает теоретические конструкции, которые затем существуют объективно. Объекты становятся доступными для познания только благодаря активному воздействию на них субъекта. Из этого следует, что объект находится в некой зависимости от субъекта. Грань между субъективной и объективной реальностью становится практически неощутимой. Так, разница между материалистической и идеалистической концепцией выступает лишь как различие в акцентах [4, с. 470]. В первом случае внимание отводится объективному существованию объектов, а во втором акцент делается на роль субъекта в формировании этих объектов.
В философии современности акценты часто оказываются нечеткими, именно поэтому отнести какие-либо учения конкретно к материализму или идеализму становится невозможным. В современности между двумя, казалось бы, совершенно противоположными направлениями, наблюдаются явные тенденции к сближению. Четкие границы, установленные классической философией между материалистическим и идеалистическим подходом в понимании бытия, в современной философской мысли размываются.
Библиографический список:
1. Морлэнд Дж. Гипотеза творения. - Симферополь: Крым-Фарм-Трейдинг, 2000. - 336с.
2. Краснянский Д. Е. Комментарии к материалистическому пониманию истории - М.: Пробел-2000, 2009. - 271с.
3. Полани М. Личностное знание на пути к посткритической философии - М.: Мысль, 1985. - 268с.
4. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. Учебник для вузов. -Спб.: Питер, 2006. - 526с.