Щупленков Н.О.
Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков О.В.
Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Онтологические основы образования в формировании сущности человеческого индивида
Онтологические основы образования касаются, прежде всего, существа человека; того, кем он является и кем он должен быть, а также проекта реализации этой обязанности быть; его видения реальности, прежде всего его исторической реальности, в диалоге с которой он должен реализовать свое видение. быть подлинным или его воспитывать, обучая его.
Мерседес и Варгас подчеркивают, что образовательные исследования направлены на проверку знаний, которые строятся на основе существующей реальности в социальном контексте. В этой дисциплине обязательно требуется взаимодействие между объектом, субъектом и контекстом исследования с феноменологической точки зрения. Это указывает на то, как интерпретирующий акт позиционируется в различных эпистемологических, культурных и исторических контекстах1. Однако реальность противоречива, полна асимметрий, давления, напряженности, аномалий и, прежде всего, отчуждения индивидов, поэтому реальность, будь то индивидуальная, социальная или коллективная, не может рассматриваться с чисто количественных позиций, требующих признания человеческого и надлежащих способов для достижения этой цели, повысить свой статус2. По этой причине образовательные исследования исследуют онтологические, эпистемологические и методологические критерии образования, целью которых является понимание явлений образования с широкой и целостной точки зрения, со сложного подхода.
1 García J., López S., Morales G., Huamaní M. The Philosophical Dimension // Educational Research: Ontological, Epistemological and Methodological Implications in the University Context Revista de Filosofía, Vol.39. № 102. 2022. P. 253-268.
2 Eneth J., Mejía L., Curiel R. La violencia como fenómeno social: Dimensiones filosóficas para su evaluación // Revista de filosofía. № 38 (99). 2021.
Это требует метатеории, которая, по словам Скотта3, означает, что методы и стратегии исследования, независимо от того, описываем ли мы их как количественные или качественные, всегда находятся в постоянной взаимосвязи с эпистемологией (или знанием) и онтологией (или реальностью).
Онтологическую природу образовательного исследования можно рассматривать с разных точек зрения: как имманентную образовательному акту, как неизменный элемент исследования, как субстанцию, из которой состоят все составляющие образовательной сферы. Таким образом, реальность рассматривается как определяющий элемент для решения проблем, поднятых в исследовании4. В строгом смысле этого слова онтология - это анализ, позиция или аргументированный дискурс реальности, целью которого является ее характеристика. М. Бунге размышляет о различных концепциях реальности, их взаимосвязях и своеобразных характеристиках, являясь одним из философские дисциплины являются наиболее сложными и важными, поскольку они объединяют в себе оценки аксиологического, антропологического, эпистемологического и других типов5.
На образовательном уровне он исследует реальность, определяемую социально-образовательными контекстами, на которые влияют социальные взаимодействия, государственная политика, академические учреждения, системы убеждений и другие органы государственного и частного характера.
Следовательно, онтология образования исследует принципы, поддерживающие образовательный акт, чтобы таким образом иметь возможность объяснить, что и для чего в образовании. В этом случае образовательные исследования сосредоточены на изучении реального, существующего, определяемого социальными патологиями, субъектами, относящимися к контексту, существование которых является материальным, конкретным и определенным, поэтому основное внимание уделяется социальным факторам, определяющим их нынешние условия. Другими словами, образовательные исследования открываются для понимания сущности реальности, определяя ее как совокупность человеческих поступков, которые воплощают в себе то, что заложено в субъектах, позволяя исходить из реальности индиви-
3 Scott D.D. Ontology, epistemology, strategy and method in educational research. A critical realist approaches // magis, Revista Internacional de Investigación en Educación. № 7(14). 2014. Р. 29-38.
4 Guaman G.V.H., Espinosa F.E.E., Herrera M.L., and Herrera Ochoa E. Reflections on social research in the field of education in Ecuador // University and society. № 11(5). 2019. Р. 437-446.
5 Bunge M. The Materialistic Ontology. Mexico: Editorial Gedisa. 1972. 452 р.
дов (которые чувствуют, тоскуют, мечтают, страдают) и формулировать ее в контексте (динамичный, изменчивый, изменчивый). Таким образом, онтология образования конституируется как философский анализ образования; он интерпретирует субъектов и объекты, являясь глубоким размышлением о человеческих делах и о сложных отношениях, существующих вокруг их реальности6.
Проблематика образовательной онтологии имеет, по сути, две интерпретации: Взгляд со стороны количественный подход, известный как нестандартный реализм, который стремится к линейности причин и следствий реальности, приписывая, что социальные факты независимы и имеют свои собственные причины. И, с другой стороны, критический реализм, который приписывает идеальное и неполное восприятие реальности, где мы можем знать только формы, теории относительности, процессы, но не совершенную сущность.
Цель, которую преследует философская рефлексия в исследованиях в области образования, - представить гуманизированный взгляд на образование. Хотя это правда, что он уважает стандарты качества образования, а также необходимую оптимизацию, которую необходимо внести в его процессы, он не ограничивается определением его качества как продукта, особенно когда он четко осознает сложность, которая означает уточнение человеческих проблем с онтологических, эпистемологических и методологических точек зрения, пробле-матизирующих реальность, что означает, что его качество не должно ограничиваться определением его качества как продукта. они ценят как субъекта, так и объект исследования.
В соответствии с мнением Тугро-Гебера, качество образовательных исследований связано с качеством образования; в этом смысле исследовательская практика рассматривает аспекты реальности, знаний, в дополнение к методам и методам, направляющим исследования к совершенству. Интеграция вышеупомянутых аспектов связана с получением знаний, имеющих социальную значимость, возможное применение которых позволяет улучшить социально-образовательный контекст7.
Что касается стратегии приближения к реальности, Сабариего и Бискерра отмечают, что образовательные исследования должны следовать научному методу, применяя систематический, организованный и эмпирический процесс, который может объяснить, понять и
6 Daza Suarez S., Soto Montoya K., Garcia Liscano A., Caicedo Hinojosa L. Educational research in higher education and its advantages // World of Research and Knowledge. № 5 (2). 2021. P. 137-148.
7 Turpo-Gebera O., Venegas V., Esquivel J. Reflections on Educational Research and Formative Research at the Peruvian University // Conrado. № 14 (32). 2019. P. 444-454.
познать реальность, комплекс образовательных примечаний литературного знания и положенные в основу исследований научно-практические действия и их практическое применение при решении задач в сфере образования.
Приведенные выше предпосылки позволяют оценить философскую глубину, заключенную в педагогическом исследовании. В этом контексте сложность образовательной реальности требует рассмотрения ее многодисциплинарного характера с концептуально-теоретической и методологической точек зрения, стремящейся к целостному разнообразию проблем в образовании8.
Когда мы начинаем исследование с любого подхода, важно учитывать современное состояние, чтобы связать предварительные знания с исследованием проблемы; то есть теоретическая реконструкция, позволяющая получить представление о том, как изучались эти переменные или категории, и каковы их недостатки, тенденции, слабые стороны и возможности9. В связи с этим, по мнению Дж. Лоуренс, Э. Хелмес и Э. Салмерон10, инициировать современное состояние - значит следовать по пути исследования рассматриваемой проблемы который со временем накапливался с момента появления различных представлений; важно то, что вы проводите свой изысканный и систематический поиск, чтобы прийти к новым предложениям и новым исследованиям.
Этот подход к предварительному исследованию мы называем «историзацией», потому что мы не ищем существенных определений терминов (то есть строгости, дисциплины, систематизации); скорее, мы стремимся изучить, как термины работают в дискурсе, специфичном для времени и места. Другими словами, он направлен на установление более точное, более практичное или более экономное определение терминов, стремясь сформулировать противоречия, противоречия и разнообразие структур, которые составляют значения терминов, используемых в литературе по образовательным исследованиям11.
Независимо от предполагаемого парадигматического подхода или модели, образовательные исследования основаны на природе и реальности человеческого состояния, в окружении сложностей,
8 Sanchez-Suricalday A., García Varela A. B. Castro Martín B. Desarrollo de un modelo de investigación educativa basado en la Teoría Fundamentada Constructivista // Márgenes, Revista de Educación de la Universidad de Málaga, No 3(2), Pp. 117-136.
9 Arias A., Paola S. Cruz V., Mercedes A. Digital marketing and tourism entrepre-neurship in the Huambaló parish. Ambato - Ecuador, 2022. 70 р.
10 Lawrence J., Helmes E., Salmeron E. Dialectical-materialistic concept of pedagogical research methods. Scientific activity and results // Valera Magazine. № 24 (9). 2009.
11 Priem K., & Fendler L. Shifting epistemologies for discipline and rigor in educational research: Challenges and opportunities from digital humanities // European Educational Research Journal. № 18(5). 2019. Рр. 610-621.
истории, уязвимостей и изменений в культуре. В связи с этим важны требования общества, рынка труда, учебных программ и стратегий; однако целью (telos) образования является сам человек, присвоение знаний для социальной пользы, для построения жизненных проектов и достойного статуса гуманиста.
Философия позволяет исследователю определить свое представление о реальности, которую он намеревается изучать, и о возможностях ее познания. Интегрируя философию с образовательными исследованиями, она позволяет влиять на психообразовательный контекст, который она стремится охватить, с целью получения новых теоретических элементов, которые приводят к положительным действиям по изменению или преобразованию изучаемой реальности12.
В соответствии с изложенным выше, образовательные исследования затрагивают философские вопросы, касающиеся природы реальности (онтология), знания (эпистемология) и точных методов исследования, целью которых является построение знаний на основе самих предметов, относящихся к образовательному контексту13.
Однако знания, полученные в ходе образовательных исследований, не являются точной формулой для решения контекстуальных проблем реальности, но это обязательство гарантировать условия достоинства для людей в обществе. Он объединяет составляющие человека, общества, культуры, имея в виду производство сложных, многосоставных знаний, применимых к различным контекстам.
По этой причине образовательные исследования - это философский вопрос, который дает ему междисциплинарную и многомерную перспективу, подход к которой может быть взят с различных онтологических, эпистемологических и методологических позиций, где признается необходимое проблемное взаимодействие с другими дисциплинами и областями знаний. Образовательные исследования, по сути, являются проблематикой философии, гуманитарных наук, социальных наук в целом, что делает полученные знания разнообразными, но в то же время противоречивыми14.
Противоречивый, следовательно, не ограничивается описанием явлений, которые он исследует, но уточняет общее, реальность, то, что не может быть определено невооруженным глазом, указывая на недостатки педагогики, приглашая вас исследовать те области, кото-
12 Rodríguez S. Philosophy and Educational Research // Digital Papyri, Vol. I. № 1. 2019.
13 Blasco M., Pérez T. Research methodologies in the physical activity and sports sciences. University Club, Spain. 2007. 309 р.
14 Valle A. Educational research: problematic and multidisciplinary character Theoretical and philosophical reflections // Praxis of Knowledge. № 12 (29). 2021. P. e11469.
рые требуют понимания. В этом смысле образовательные исследования - это не сбор информации, а критическое, теоретическое, аналитическое осмысление данных, позволяющее постичь суть знаний и взглянуть на реальность с различных точек зрения.
Для преодоления проблем, связанных с образовательной реальностью, были выдвинуты различные методологические направления, проблематизирующие реальность. С философской точки зрения существует множество рефлексивной, критической литературы, которая формулирует и определяет проблемы исследования. Тем не менее, в силу поощрения мультимодальных, многомерных и междисциплинарных исследований это предложение предполагает включение практических методологических аспектов с целью интеграции качественных и количественных методов, которые исследуют различные грани решаемой проблемы.
С этим методологическим поворотом уступает место философским, образовательным, контекстуальным соображениям, которые указывают на важность субъектов и объектов исследования, образовательных инстанций и других определяющих факторов. Это свидетельствует о том, что любое количественное исследование требует теоретического и рефлексивного углубления, а философские соображения, в свою очередь, полезны в условиях неспокойных социальных условий. Посредством этого анализа сохраняется тенденция исследовать образовательную реальность, расширять охват знаний, критического мышления, объединять коллективы совместных исследователей, где взаимодействие тем или иным образом способствует повышению качества образования.
Методологический аспект рассматривается как инструментальная часть, которая вытекает из онтологического и эпистемологического аспектов подхода к исследованию, причем эта часть является путем или стратегией руководства исследованием, гарантирующим качество и адекватность идентификация проблемы, метод, сбор данных и их результаты. Как говорит Видаль и Сифре, выбор методологии исследования основан на требованиях проблемы и природе реальности, которая является частью исследования. Точно так же Цистерна и Кабрера объясняют, что недостаточно не только парадигматической дихотомии, но и ее дополнения и триангуляции с помощью творческой методологии15.
Обеспечение качества образовательных исследований является частью не инструментального или статистического процесса, а, скорее, определения и характера проблемы с ее онтологических и эпи-
15 Cisterna F. Manual of qualitative research methodology for education and social sciences. University of Bio-Bio, 80. 2007.
стемологических основ, первое путем подтверждения характера и способа исследования указанной реальности, а второе - путем подтверждения знаний, которые строятся и реконструируются.
В сфере образования ссылка на философские концепции неизбежна, хотя, как уже было сказано, эта формулировка не подтверждается многими исследовательскими предложениями в области образования. Вытеснение теоретических аспектов приводит к тому, что подход к исследованиям в области образования становится излишним, лишенным глубины и лишенным возможности реализовать проект трансформации образовательной реальности, а также присвоения универсально достоверных знаний.
Понимаемая таким образом, философия позволяет понять сложность образовательного процесса, погруженного в человеческие потребности и, как такового, требующего постоянной интерпретации его концепций, следя за тем, чтобы достоинство человеческой жизни было на первом месте. Онтологические, эпистемологические и методологические интерпретации придают образовательному исследованию глубину, позволяют приблизиться к реальности. Речь идет не о пустых по содержанию размышлениях, а об углублении в человеческую реальность, в образовательные явления, независимо от того, какой парадигматической тенденции придерживаются, отвечая на особые потребности образования.
Библиографический список
1. Arias A., Paola S. Cruz V., Mercedes A. Digital marketing and tourism entrepreneurship in the Huambaló parish. Ambato - Ecuador, 2022. 70 р.
2. Blasco M., Pérez T. Research methodologies in the physical activity and sports sciences. University Club, Spain. 2007. 309 р.
3. Bunge M. The Materialistic Ontology. Mexico: Editorial Gedisa. 1972. 452 р.
4. Cisterna F. Manual of qualitative research methodology for education and social sciences. University of Bio-Bio, 80. 2007.
5. Daza Suarez S., Soto Montoya K., Garcia Liscano A., Caicedo Hinojosa L. Educational research in higher education and its advantages // World of Research and Knowledge. 2021. № 5 (2). P. 137-148.
6. Eneth J., Mejía L., Curiel R. La violencia como fenómeno social: Dimensiones filosóficas para su evaluación // Revista de filosofía. 2021. № 38 (99).
7. García J., López S., Morales G., Huamaní M. The Philosophical Dimension // Educational Research: Ontological, Epistemological and Methodological Implications in the University Context Revista de Filosofía, 2022. Vol. 39. № 102. P. 253-268.
8. Guaman G.V.H., Espinosa F.E.E., Herrera M.L. and Herrera Ochoa E. Reflections on social research in the field of education in Ecuador // University and society. 2019. № 11(5). Р. 437-446.
9. Lawrence J., Helmes E., Salmeron E. Dialectical-materialistic concept of pedagogical research methods. Scientific activity and results // Valera Magazine. 2009. № 24 (9).
10. Priem K., & Fendler L. Shifting epistemologies for discipline and rigor in educational research: Challenges and opportunities from digital humanities // European Educational Research Journal. 2019. № 18 (5). Р. 610-621.
11. Rodríguez S. Philosophy and Educational Research // Digital Papyri, 2019. Vol. I. № 1.
12. Sanchez-Suricalday A., García Varela A.B. Castro Martín B. Desarrollo de un modelo de investigación educativa basado en la Teoría Fundamentada Constructivista // Márgenes, Revista de Educación de la Universidad de Málaga, № 3 (2). P. 117-136.
13. Scott D.D. Ontology, epistemology, strategy and method in educational research. A critical realist approaches // magis, Revista Internacional de Investigación en Educación. 2014. № 7 (14). Р. 29-38.
14. Turpo-Gebera O., Venegas V., Esquivel J. Reflections on Educational Research and Formative Research at the Peruvian University // Conrado. 2019. № 14 (32). P. 444-454.
15. Valle A. Educational research: problematic and multidisciplinary character Theoretical and philosophical reflections // Praxis of Knowledge. 2021. № 12 (29). P. e11469.
16. Чапкин Н.С. Применение ChatGPT в образовании и науке // Альманах «Крым». 2023. № 37. С. 42-46.
17. Чапкин Н.С. Информационные технологии в обеспечении безопасности // Этносо-циум и межнациональная культура. 2023. № 7 (181). С. 40-43.
18. Чапкин Н.С. Машинное обучение как перспективное направление исследований и разработок в области информатики и информационных технологий // Власть истории - История власти. 2021. Том 7. Часть 8. № 34. С. 973-982.
19. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Роль некоммерческих организаций в укреплении здравоохранения и обеспечении доступности медицинской помощи // Культура Мира. 2024. Т. 12. № 37 (2). С. 14-23.
20. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.
21. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.
22. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т.10. № 7 (56). С. 705-712.
23. Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.
24. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.
25. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.
26. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
27. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.
28. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
References
1. Arias A., Paola S. Cruz V., Mercedes A. Digital marketing and tourism entrepreneurship in the Huambaló parish. Ambato - Ecuador, 2022. 70 р.
2. Blasco M., Pérez T. Research methodologies in the physical activity and sports sciences. University Club, Spain. 2007. 309 р.
3. Bunge M. The Materialistic Ontology. Mexico: Editorial Gedisa. 1972. 452 р.
4. Cisterna F. Manual of qualitative research methodology for education and social sciences. University of Bio-Bio, 80. 2007.
5. Daza Suarez S., Soto Montoya K., Garcia Liscano A., Caicedo Hinojosa L. Educational
research in higher education and its advantages // World of Research and Knowledge. 2021. № 5 (2). P. 137-148.
6. Eneth J., Mejía L., Curiel R. La violencia como fenómeno social: Dimensiones filosóficas para su evaluación // Revista de filosofía. 2021. № 38 (99).
7. García J., López S., Morales G., Huamaní M. The Philosophical Dimension // Educational Research: Ontological, Epistemological and Methodological Implications in the University Context Revista de Filosofía, 2022. Vol. 39. № 102. P. 253-268.
8. Guaman G.V.H., Espinosa F.E.E., Herrera M.L. and Herrera Ochoa E. Reflections on social research in the field of education in Ecuador // University and society. 2019. № 11(5). P. 437-446.
9. Lawrence J., Helmes E., Salmeron E. Dialectical-materialistic concept of pedagogical research methods. Scientific activity and results // Valera Magazine. 2009. № 24 (9).
10. Priem K., & Fendler L. Shifting epistemologies for discipline and rigor in educational research: Challenges and opportunities from digital humanities // European Educational Research Journal. 2019. № 18 (5). P. 610-621.
11. Rodríguez S. Philosophy and Educational Research // Digital Papyri, 2019. Vol. I. № 1.
12. Sanchez-Suricalday A., García Varela A.B. Castro Martín B. Desarrollo de un modelo de investigación educativa basado en la Teoría Fundamentada Constructivista // Márgenes, Revista de Educación de la Universidad de Málaga, № 3 (2). P. 117-136.
13. Scott D.D. Ontology, epistemology, strategy and method in educational research. A critical realist approaches // magis, Revista Internacional de Investigación en Educación. 2014. № 7 (14). P. 29-38.
14. Turpo-Gebera O., Venegas V., Esquivel J. Reflections on Educational Research and Formative Research at the Peruvian University // Conrado. 2019. № 14 (32). P. 444-454.
15. Valle A. Educational research: problematic and multidisciplinary character Theoretical and philosophical reflections // Praxis of Knowledge. 2021. № 12 (29). P. e11469.
16. Chapkin N.S. Application of ChatGPT in education and science // Almanac "Crimea". 2023. № 37. P. 42-46.
17. Chapkin N.S. Information technologies in ensuring security // Ethnosocium and interet-hnic culture. 2023. № 7 (181). P. 40-43.
18. Chapkin N.S. Machine learning as a promising direction of research and development in the field of computer science and information technology // The power of history - History of power. 2021. Volume 7. Part 8. № 34. P. 973-982.
19. Ryabova E.L., Chapkin N.S. The role of non-profit organizations in strengthening healthcare and ensuring access to medical care // Culture of the World. 2024. Vol. 12. № 37 (2). P. 14-23.
20. Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.
21. Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethnosocium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.
22. Baykhanov I.B. Formation of digital competencies in the context of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol.10. № 7 (56). P. 705-712.
23. Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.
24. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.
25. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.
26. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
27. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.
28. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.