теория и Методика Профессионального образования
Theory and methods of professional education
УДК 378.147 © А. Карпава, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11009
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Образование в культуре мира, пред-посреднический этап *
Карпава Алена \
доктор в мире, конфликтах и демократии кафедры педагогики факультета образовательных наук и спорта.
E-mail: [email protected]
1 Институт мира и конфликтов, факультет образовательных наук и спорта Университета Гранады,
ул. Сантандер, 1,52071, Мелилья, Испания
Реферат
Введение. Россия является одной из стран, объявивших формирование культуры мира в качестве своей национальной задачи. К сожалению, культура мира не стала достоянием массового сознания, а люди, объединенные в единый взаимозависимый мир, еще не научились мирному существованию. Образование в культуре мира — новый предмет учебной программы факультета образовательных наук Университета Гранады (Испания). В 2018-2019 учебном году был предложен образовательный инновационный проект, целью которого выступило создание пространства для практик культуры мира и наделения студентов эмпирическими инструментами для последующего построения эпистемологической основы концепции мира, рассматриваемого в трех измерениях: социальном, внутреннем и Гая. Цель статьи — познакомить читателя с теоретической основой предмета образования в культуре мира как пространства пред-посреднического взаимодействия. Материалы, результаты и обсуждение. Работа со студентами осуществлялась с помощью метода проблемного обучения. Проводилась комплексная оценка учебных семинаров, использовался дневник мира как инструмент непрерывной оценки и отчет, предоставляющий материалы итоговой оценки. Осуществление проекта повысило мотивацию студентов к участию в теоретико-практическом развитии базы образования в культуре мира, они вооружились междисциплинарными инструментами для практики культуры мира, показали себя активными, рефлексивными, предрасположенными к начальной исследовательской деятельности, обрели опыт в эмоциональном образовании, который смогут использовать в дальнейшей преподавательской практике. Выводы. После участия в семинарах демократического, эмоционального и трансперсонального образования заметно возросли внимание и мотивация студентов; студенты развили компетенции творческого подхода к конфликту, основанные на знаниях, умениях и навыках культуры мира.
Ключевые слова: иренология; образование в культуре мира; социальный мир; внутренний мир; мир Гая.
Для цитирования: Карпава А. Образование в культуре мира, пред-посреднический этап // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 1(80). С. 57-63. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11009
Основные положения:
1. Образование в мире рассматривается как непрерывный образовательный процесс на протяжении всей жизни, основанный на позитивной концепции мира и перспективе творческого подхода к конфликту, направленного на развитие культуры мира, критического конструктивного мышления, нового системного мировоззрения, обеспечивающего инструментами для самонаблюдения и самопознания
2. Образование в мире открывает возможность пересмотреть собственное видение мира, предлагает техники для развития сознания, ответственности перед собой, другими и природой
3. Данный проект базируется на законе LEY 27/2005, 30 .11 «О содействии развитию образования и культуры
мира» и нейропсихологии образования, обосновывающей техники самопознания, эмоционального и трансперсонального образования
Введение
Актуальность и значимость. Россия стала одной из стран, объявивших формирование культуры мира в качестве своей национальной задачи и сделала достаточно много для внедрения этой идеи в практику. Образование в культуре мира является новым предметом учебной программы факультета образовательных наук Университета Гранады (Испания). В 2018-2019 учебном году был реализован образовательный инновационный проект, целью которого было привлечение молодежи к опыту самопознания, самонаблюдения, к развитию целостного, инте-гративного и системного мировоззрения
* Educación para la Paz y Sostenibilidad: un espacio de innovación e intercambio de buenas prácticas docentes", Convocatoriade Proyectos de Innovación y Buenas Prácticas Docentes 2018/2020, Fase I, Universidad de Granada.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью внедрения междисциплинарного подхода в практику обучения культуре мира в высшем образовании в Испании: контекстуализации теоретического обучения с практическим опытом; развития у студентов компетенций в культуре мира, необходимых для креативной трансформации конфликтов в пред-посреднический период; обеспечения субъектов образовательного процесса практическими инструментами культуры мира, предупреждения конфликтов, ненасилия, устойчивого развития, этики, критического осознания; стимулирования практик активного, мотивирующего, рефлексивного, коллаборативного обучения; содействия развитию личностного потенциала каждого индивидуума
Однако культура мира еще не стала достоянием массового сознания, люди, объединенные в единый взаимозависимый мир, еще не научились жить вместе
Цель проекта состояла в том, чтобы создать пространство для практического опыта культуры мира, наделить студентов эмпирическими инструментами для последующего построения эпистемологической основы концепции мира, рассматриваемого в трех измерениях: социальном, внутреннем и Гая, а также вдохновить студентов к самопознанию, к поиску новых видений реальности. Материалы, результаты и обсуждение Иренология и образование. В образовании, как и в любой сфере общественной жизни, конфликт является неотъемлемой частью человеческого взаимодействия Обычно конфликты рассматриваются с точки зрения их предотвращения, разрешения, преодоления, в меньшей степени предупреждения, что связано с редукционным западным видением реальности, основанным на дуальности ее восприятия . При акцентировании на деструктивном характере конфликта часто в тени остается его конструктивное начало. В дуальном мире говорить о мире — это говорить об утопии, о великой идее, об абстрактном, философском понятии, об аксиологическом дискурсе, описательном, скорее иллюзорном, чем материально ощутимом
Западное общество привыкло к негативному понятию мира, интерпретируемого как состояние отсутствия насилия (пауза между войнами, классовыми столкновениями, неконфронтация и т. д.) . Именно эта идея лежит в основе глобального индекса мира [1], измеряющего уровень мира в стране или регионе исходя из 23 показателей, включающих, например, отсутствие насилия, уровень преступности, военные расходы, участие в военных действиях, данные о внутренней и внешней миграции населения, политическую нестабильность, степень соблюдения прав и свобод человека и т. д. Как видим, глобальный индекс мира измеряет лишь негативные аспекты, характеристики, связанные не столько с состоянием мира, сколько с отрицанием множественных форм проявления насилия
Рассуждение о мире заставляет задуматься об образе мира, имеющемся у каждого из нас . Какую позицию занимает каждый из нас в вопросе интерпретации мира? Какое понятие мира мы используем, когда говорим о мире, проявляем действие или эмоции? Согласованы
ли эти представления о мире друг с другом? Что такое мир для меня? Известны следующие формы мира.
Римский мир (Pax romana), который связан с жестко централизованной администрацией, с закрытыми границами, с вооружением территории, не столько для обеспечения внутренней безопасности, сколько для гарантирования собственного расширения за счет узурпации «варварских» территорий, отличающихся слабой институционализацией и суверенитетом; с экономическим давлением на более слабые государства; с отказом от земли (агрокультуры) в пользу экономического и технологического развития и т. д . Не эту ли форму мира защищает неолиберальная модель общества?
Греческая Эйрена (Irene griega) — мир, интерпретируемый как покой, внутреннее равновесие, отстраненное от социального баланса, интеграция больше в духовной практике, акцент на поиск Себя. Возможно, что-то подобное переживает современный Запад, погруженный в ажиотаж практик духовного развития
Еврейский Шалом (Shalom hebreo), понимающий Мир как равновесие между двумя сущностями, «компенсацию» в рамках справедливости и всеобъемлющего равенства. Говоря о справедливости, насколько она соответствует действию, а не слову?
Какую форму мира каждый из нас выбирает по отношению к себе, к другому или к природе?
Изучение мира требовало создания новой науки, названной иренологией [2-4], эта наука изучает мир в целях расширения пространств развития мира, она предлагает методы для изменения мировоззрения, предупреждения конфликтов на этапе, предшествующем посредничеству
Рассматривая посредничество как метод, включающий вмешательство третьей стороны, способствующей успеху соглашений, принятых сторонами в конфликте [5], мы предполагаем не только обязательное присутствие конфликта, но и его деструктивный характер В протоколах действий в случае конфликта можно прочитать: стороны вынуждены стремиться к выбору решения в конфликте и достижению договора, прибегая к фигуре посредника как инициатора, координатора и инициатора процесса. Так, часто поиск мира сводится к «вынужденному акту», к «борьбе» против недемократических режимов, за утверждение прав на самоопределение, против глобализации, за защиту окружающей среды, за права человека, за ненасилие и т д Таким образом, предотвращение старого конфликта предусматривает генерацию нового конфликта [2]
Образование в мире — это одно из предложений предупреждения конфликта в пред-посреднический период . Его можно рассматривать как непрерывный, постоянный образовательный процесс, основанный на двух концепциях: позитивной концепции мира и перспективе творческого подхода к конфликту, направленного с помощью применения методов проблематизации на развитие культуры мира, критического взгляда на реальность, часто конфликтную, нового системного мировоззрения, обеспечивающего инструментами для познания себя в ситуации [6].
Фернандес Эррерия и Кармона Орантес [7] предлагают рассматривать образование в мире как целостное развитие человека в трех измерениях: социальном, внутреннем и Гая (гипотеза Гая видит Землю и человечество как единый глобальный живой организм). Авторы говорят об образовательном процессе высшего уровня, преодолевающего простое механическое запоминание и передачу знаний, социализацию или а-(ин-) к культу-рации. Речь идет о достижении личной зрелости или, по словам Маслоу [8], самореализации, полном развитии возможностей каждого человека
Три измерения образования в мире: внутренний мир, социальный мир и мир Гая. Внутренний мир связан с развитием сознания, описанного Академией испанского языка как «немедленное или спонтанное знание, которое субъект получает о себе, о своих действиях и размышлениях» [9]. Это внутреннее знание может быть представлено фразой Будды: мы то, что мы думаем. Все, что мы есть, возникает с нашими мыслями. Своими мыслями мы создаем мир
Восприятие того, что сознание отождествлено со своим содержанием, ведет к утверждению того, что субъект видит мир, исходя из этого содержания, интерпретируя все происходящее через него . Сознание, таким образом, попадает в ловушку обусловленности . Реальность, которую видит субъект, будет не более чем отражение тех цветных линз, через которые он интерпретирует мир. Поэтому, когда человек чувствует отчаяние, он видит мир без надежды Отождествление сознания с чувством безнадежности не позволяет отдалиться от этой идентификации, занять позицию «исследователя» собственных эмоций, мыслей, физического состояния, что затрудняет понимание действительности Это искаженное отражение мира укрепляет выбранную перспективу его видения В свою очередь, «пробуждение» представляет собой прогрессивную дезидентификацию в отношении психического содержания посредством ясного и незаинтересованного наблюдения [10].
Что касается образования в мире, в частности внутреннего мира (Paz Interna), оно связано с практикой трансперсональной психологии, методы и техники которой помогают самоактуализации человека, ведя к трансформации мировоззрения субъекта Здесь немаловажную роль играет влияние понятия пиковых переживаний, описанных Маслоу [8], которые включают такие характеристики, как:
1. Концентрация (полная осознанность-самонаблюдение, созерцание), подразумевающая полноту переживаний, отстранение от «эго», полноту единства тела, разума и эмоций
2. Выбор роста (развития). Если понимать жизнь как серию предложенных для выбора решений, то самоактуализация — это процесс, посредством которого каждый выбранный вариант воспринимается как новая возможность внутреннего роста Выбор безопасности означает оставаться в известном, знакомом состоянии, в зоне комфорта, что включает риск погружения в рутину Выбор роста подразумевает открытие новых
стимулирующих переживаний, связанных с риском столкнуться с неизвестным, принимая конфликтные ситуации как конструктивное развитие
3. Самосознание. В процессе самоактуализации человек получает более глубокое понимание своей внутренней природы
4 . Честность с самим собой. Вместо готовых ответов, рассчитанных на то, чтобы угодить другим или получить их одобрение, необходимо искать ответы внутри себя
5. Суждение. Необходимость доверия своим инстинктам и действия в соответствии с ними
6 . Самореализация как непрерывный процесс развития своего собственного потенциала
7. Пиковые переживания — моменты ощущения полноты существования, целостности, созерцания единства абстрагирования и концентрации, нейтральность по отношению к дуальности
8 . Подавление защитных механизмов «эго». Признание защитных механизмов и программ «эго» и умение дезидентифицироваться от них
Симптомы внутреннего мира: субъект развивает способность наслаждаться моментом; теряет интерес к оценке других и себя; к интерпретации действий других; к генерированию конфликтов; к переживанию беспокойства; к конкурентоспособности; человек осознает новую связь с собой, с другими и с природой; он чаще улыбается, чувствует себя реализованным; действует спонтанно, и им движет любвь к себе и к другим
Как говорят Фернандес Эррерия и Кармона Орантес, многие годы внутреннее измерение человека было забыто системой образования [7]. Здесь речь идет не о монополии религии духовного или мистического сознания, а об антропологическом измерении Пренебрежение этим измерением ведет к формированию узкоспециализированных субъектов-автоматов Полное акцентирование на интеллекте, без развития внутренней культуры самоактуализации, — путь к разрушению цивилизации, к потере глубокой идентичности Западное общество теряет свою «человечность» Оно проявляет себя как «потерянное», отчужденное, «овеществленное» в мире вещей, поверхностное в своих суждениях и отношениях, не способное войти в контакт с собственной внутренней реальностью, что вызывает в нем напряжение, стресс, состояние индивидуализма, отстранения, плотного вакуума Следствием постоянного подвергания стрессу являются усталость, автоматизация жизни, десенсибилизация, ощущение апатии, маргинализация. Таким образом, можно говорить о духовном банкротстве, ситуации, когда все имеет цену, но ничто не имеет ценности
На социальном уровне образования в мире обращаем внимание на работы Пауло Фрейре и Селестин Фрей-нет, строящих свой дискурс на принципах демократии, освобождения, самопознания, развития критического сознания, что связано не с деструктивной критикой, а с практикой осознания «быть» в настоящем историческом моменте; быть открытым для трансформации, для познания себя; быть создателем культуры, истории и себя в них; уметь абстрагироваться для сознательного
объективного восприятия реальности как результата действий самого наблюдающего субъекта Исходя из модели критического-конфликтно-ненасильственного мышления, предлагается диалог по следующим темам: 1) конфликт, насилие и сосуществование как в школах, так и в социальной системе в целом; 2) социальная изоляция и неолиберализм, образование, направленное на развитие и справедливость; 3) иммиграция и разнообразие, мульти-(интер)-культурное образование; 4) демократическое общество и права человека, образование в вопросах демократии и прав человека [11].
С помощью модели критическо-конфликтно-ненасильственного поведения осуществляется процесс критического анализа возможности построения общества, где отношения социальной справедливости превосходят отношения, зиждящиеся на эксплуатации (и само-эксплуатации), подавленности, подчиненности экономической власти. Познание формируется на основах критической теории, на диалектическом понимании школьного образования как пространства для «освобождения», которое идет вразрез с пассивной идеологической обработкой учащихся, их превращения в безличных молодых капиталистов, неолиберальной модели педагогического пространства, сосредоточенного на конкуренции, превосходстве, индивидуализме, силе и эгоизме
Критическая педагогика лежит в основе развития ответственности, принятия решений, ассемблерной демократической практики, активного слушания, сотрудничества и т. д. Формы работы: демократические собрания, дискуссионные столы, где рассматриваются вид построения знаний, способ их применения, вопросы уза-коненности практик, навязанных доминирующей культурой Педагог, обладающий критическим мышлением, заинтересован в том, что Хабермас называет эмансипа-тивным познанием Он пытается преодолеть противоречие между техническим и практическим знанием. Эман-сипативное познание помогает понять, как социальные отношения искажаются и управляются отношениями власти и привилегий [12] и как иррациональность, господство и угнетение могут быть преобразованы путем совещательных коллективных действий Как инструмент используется диалог, помогающий демонтировать доминирующие дискурсы, воспринимаемые как единственно возможные режимы истины Выдвигаются предложения для поиска и создания альтернативных учебных пространств, не лишенных конфликтов, но генерирующих необходимые инструменты для их предупреждения и их ненасильственно-конструктивного управления
Мир Гая. До 90-х гг. XX в . понятие мира рассматривалось только с социальной точки зрения, но глобальная обеспокоенность, связанная с развитием атомной промышленности, с угрозой экологической катастрофы, с изменением климата, с растущим движением феминизма и т д , открыла новые исследовательские пространства в иренологии. На всемирных саммитах по вопросам изменения климата (Рио-де-Жанейро, 1992; Берлин, 1996; Киото, 1997; Буэнос-Айрес, 1998; Гаага, 2000) обсуждалась взаимозависимость между правами
человека, демократией, развитием, положением женщин, проблемами окружающей среды и миром
Образование в мире Гая — это осознание целостной теории мира, которая объединяет две уже затронутые сферы: социальную и внутреннюю . Ее задача — деконструкция антропоцентрического видения мира и обучение жить в гармонии с окружающей средой Этому помогает восстановление традиций и знаний исконных культур, которые строят свои отношения через уважение и заботу о Земле . Здесь знание формируется в рамках педагогики заботы Я (Кэрол Гиллиган), экообразо-вания (Даниэль Големан) или экопедагогики, глубинной экологии (Арни Наэс), теории Гая (Джеймс Лавлок, Линн Маргулис). В качестве рабочего инструмента мы применяем Хартию Земли («мягкий закон»), являющуюся результатом соглашения инициативы гражданского общества, широко распространенной среди народов всех рас, культур, религий и идеологий Хартия Земли защищает фундаментальные этические принципы сохранения окружающей среды и устойчивого развития
Структура Хартии Земли включает преамбулу, 16 принципов и заключение-предложение Путь вперед. Все принципы взаимозависимы В настоящее время задача Хартии Земли состоит в том, чтобы превратить ее в эффективный инструмент международного права, который решает реальные вопросы повседневной жизни людей
Послание Хартии Земли таково: «У нас общая судьба Мы взаимосвязаны и взаимозависимы в сети жизни, что подразумевает универсальную ответственность Мы должны объединиться, чтобы создать устойчивое глобальное общество, чтобы заботиться о Земле и заботиться друг о друге с пониманием, состраданием и с любовью, с уважением к природе, к универсальным правам человека, к экономической справедливости и культуре мира Мы должны помнить, что стремление к устойчивому образу жизни означает, что после удовлетворения основных потребностей развитие, в первую очередь, означает „быть" больше, а не „иметь" больше» . Наши модели производства и потребления, то, что мы считаем развитием, привели к огромным глобальным проблемам, которые требуют ответа Поскольку выбор за нами, мы должны взять на себя ответственность о воспитании и образовании глобального общества, заботящегося о Земле и друг о друге, иначе мы рискуем вымиранием нашего вида Для этого необходимы фундаментальные изменения в наших ценностях, учреждениях, образе жизни Необходимо жить в соответствии с чувством всеобщей ответственности Мы граждане разных наций, но только одного мира [13]. Необходимо обучение в основных ценностях минимальной этики как основы для формирования нового глобального сообщества
Характер работы на этапах личностного роста. Работа со студентами была проведена в три этапа: образование в социальном, внутреннем мире и мире Гая, при этом образовательный процесс фокусировался на возможности личностного роста, самореализации и полного развития человеческого потенциала
В программе изучения социального мира были проведены семинары, на которых применялись методы демократической школы Френе и критического мышления Фрейре: ассамблея (как инструмент предотвращения и разрешения конфликтов), свободный текст (способствующий развитию критического сознания), исследование среды (включающее практику исследований реальной жизни), кукольный театр (размышления о групповой работе и построении взаимоотношений в малой и большой группах, использовании устойчивых материалов, принятии решений, активном слушании, предупреждении межличностных конфликтов). Был установлен контакт с гранадской группой кооперативного движения народной школы. Студенты располагали возможностью активно участвовать в их ассамблее, познать типологию и формы организации ассамблей, их цели и практическое применение в предупреждении и разрешении школьных конфликтов
Что касается внутреннего мира, здесь были введены практики эмоционального и трансперсонального образования, танцевальной терапии, телесного выражения, интегрального устойчивого направленного внимания, медитации и расслабления. До участия в этих семинарах студенты имели трудности во взаимодействии с сокурсниками, проблемы мотивации, зависимость от мобильных аппаратов, у них отсутствовали критическое мышление и аргументация, проявлялся страх перед возможностью испытать отвержение, осуждение и т. д. Благодаря междисциплинарной практике и поддержке нейропсихопеда-гогов были созданы различные эмоциональные ситуации, понятие которых вело к снятию внутреннего напряжения и освобождению эмоций от давления внешнего суждения Студентам были предложены техники понимания, наблюдения за эмоциями в связи с провоцирующим их событием, реакцией на это событие и выбором другого варианта реакции Была проведена работа с идентификацией проблемы и ее объективным наблюдением.
На этапе образования в мире Гая были проведены семинары по трансформации системного мировоззрения, которые строились на идеях экообразования, экофеминизма и этике ухода. Был проведен семинар по Storytelling (метод, сочетающий рассказывание ан-цестральных былин с творческой деятельностью, позволяющий получить ответы, предлагаемые былинами, на экзистенциальные вопросы каждого из участников) В сотрудничестве с движением Хартии Земли, ЮНЕСКО и платформой Storytelling в настоящее время осуществляется собрание банка данных анцестральных легенд всего мира как дидактический образовательный потенциал для развития критического мышления и объединения культур для защиты мира
Таким образом, образование в мире как непрерывный образовательный процесс на протяжении всей жизни основано на позитивной концепции мира и перспективе творческого подхода к конфликту, направленного на развитие культуры мира, критического конструктивного мышления, нового системного мировоззрения, обеспечивающего инструментами для самонаблюдения и самопознания .
В испанской средней школе уже около 20 лет существует сеть школ-пространств мира [14]. Их действие имеет комплексный подход, предполагающий взаимосвязь мира и конфликта как частей одного целого, создание пространств, взаимодействия и взаимопонимания Это взаимодействие происходит на разных уровнях: макро-, мезо-, микро-, охватывающих институциональный, семейный, индивидуальный, социальный, общественный, экологический, культурный контексты с их амбивалентностью и противоречиями Комплексный подход требует трансформации мышления и развития способности различать пространства мира в конфликте, а также конфликт в мирных пространствах Поскольку существует позитивное взаимовлияние между конфликтом и миром, мир видится не как идеализированная реальность, не связанная с реальными проблемами, а как возможность предупреждения и творческого управления конфликтами
Выводы
1 Проект повысил внимание и мотивацию студентов к участию в теоретическо-практическом развитии базы образования в культуре мира. Студенты были вооружены междисциплинарными инструментами для практики культуры мира, показали себя активными, рефлексивными, предрасположенными к начальной исследовательской деятельности, установили контакт с экспертами в теме мира, приняли участие во встречах с учителями реформаторского движения школы Френе, основанной на демократических принципах воспитания, и обрели опыт в эмоциональном образовании, который смогут использовать в дальнейшей преподавательской практике
2 После участия в семинарах заметно возросли внимание и мотивация студентов В дневнике мира каждый из студентов отразил эволюцию своей личной и групповой работы; практические и теоретические размышления о типологии мира; результат личной практики одного или нескольких принципов Хартии Земли, направленных на заботу об окружающей среде и устойчивом развитии
3 . Эффективность программы образования в мире состоит в модификации учебного заведения, адаптации его к потребностям учащихся, побуждению их к содействию с процессом трансформации реальности с помощью преподавателей, специалистов в данной теме . Таким образом, образование в мире приобретает более широкий характер, выходя за пределы простого изменения индивидуального поведения конфликтующих учащихся
4. Образование в мире открывает возможность пересмотреть собственное видение мира, предлагает техники для развития сознания, ответственности перед собой, другими и природой, выявляет отношение каждого к скрытому насилию (структурному, культурному, символическому), к скрытым интересам власти, предлагает методы и техники, ведущие к мирному сосуществованию В дополнение к трансформации личного развития в перспективе мира включаются структурные изменения в профессиональной, организационной и функциональной культуре образовательного учреждения, что начинается с реконструкции концепции образования
Перспективы. Как перспективы дальнейшего раз- грамме высшего образования в Мелилье», направленно-
вития инновации в образовании в культуре мира пред- го на: 1) научное исследование компетенций культуры
ложен новый проект на 2019-2020 академический год мира у обучающихся и 2) включение практик социаль-
«Развитие компетенций культуры мира в учебной про- ного театра в развитие компетенций культуры мира.
Список литературы
I. AA.VV (2018). Global Peace Index: Measuring Peace in a Complex World, Australia: Institute for economics & peace. Consultado en: http://visionoíhumanity. org/app/uploads/2018/06/Global-Peace-Index-2018-2 . pdf.
2 . Kárpava A. (2015) . Consideraciones conceptuales a cerca de la paz intercultural. Visión Sy, Revista en Ciencias Sociales . Universidad Metropolitana de Barranquilla: Colombia, V. 13; No 1, enero-junio . Pp . 26-36.
3 . Карпова А. Мир как объект научного познания // Конфликтология . Фонд развития конфликтологии. 2015 . № . 3 . С. 81-96 .
4. Карпава А., Торрес Руд Мойа. Иренология и состояние изучения интеркультурного мира // Вестник Удмуртского университета. 2016. T. 26, № 4. С 74-85.
5 . Lederach, John Paul (1996). Mediación. Gernika: Centro de Investigación por la Paz Gernika Gogoratuz.
6 . Jares, Xesús R. (2004). Educar para la paz en tiempos difíciles . Bilbao: Bakeaz.
7. Fernández Herrería, A. y Carmona Orantes, G. (2009). Re-hacer la educación: los mapas del desarrollo humano, Teoría de Educación, 21,2, Ediciones Universidad de Salamanca, Pp. 45-78.
8 . Fadiman, J. y Frager, R. (2001). Abraham Maslow y la psicología transpersonal. Teorías de la personalidad, Cap.14, México: Universidad Iberoamericana Pp 456-495
9 . RAE (2019). Diccionario de la lengua española. Consultado en: https://dle.rae. es/?w=diccionario.
10 . Fernández Herrería, A. (2005). Mundo emocional y silencio a través de la observación lúcida, en Comunicaciones al V Congreso Internacional de Filosofía de la Educación . Madrid, Dykinson, Pp . 391-400.
II. Jares, Xesús R. (2000). La educación para la paz en el umbral del nuevo siglo: retos y necesidades, materiales del Seminario de Investigación para la Paz, Zaragoza, Pp. 509-536.
12 . McLaren, Peter (2005). La vida en las escuelas: Una introducción a la pedagogía crítica en los fundamentos de la educación, I Ed. 1984, Trad. cuarta edición Susana Guardado del Castro, México:Siglo XXI editores .
13 . CT, (2013). La Carta de la Tierra en Acción:la Iniciativa de la Carta de la Tierra. Consultado en: http://www. earthcharterjordan . org/esp/about html
14. Сориано Диас Андрес, Карпава Алена. Школа — пространство мира . Образование в культуре мира и ненасилия // Вестник Удмуртского университета. 2015 . № 2 . С. 56-66.
Поступила 02.05.2019
UDC 378.147 © А. Karpava, 2020
DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11009
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Education in the Culture of Peace, Pre-Mediation Stage
Alena Karpava \
Doctor of Peace, Conflicts and Democracy, chair of pedagogy, Educational Sciences and Sport. E-mail: [email protected] 1 Institute for Peace and Conflict Studies, University of Granada, 1, Santander st., Melilla, 52071, Spain
Abstract
Introduction. Russia has become one of the first countries who declared formation of the culture of peace also as its national priority. Unfortunately, culture of peace is not a part of mass consciousness yet, and people united in one interdependent world have not learnt peaceful coexistence. Education in the Culture of Peace is a new subject of the curriculum of educational sciences faculty at University of Granada (Spain). In 2018-2019 academic year it was suggested to introduce an innovative educational project aiming to create the space for practices of culture of peace and provide the students with empirical tools for further building of epistemological basis for the conception of the peace considered in three dimensions: social, internal and Gaia. The purpose of the paper is to inform the reader about theoretical fundamentals of the subject "Education in the Culture of Peace" as the space for interaction prior to mediation. Materials, Results and Discussion. The work with the students was carried out via the problem learning method. A complex assessment of seminars was made, the diary of peace as the tool of continuous assessment and the report with final assessment data were employed. The work over the project increased the students' motivation to theoretical and practical development of the basis for education in the culture of peace, their knowledge in interdisciplinary instruments for practice of the culture of peace, they showed themselves as active, reflexive, prone to elementary research activity, gained the experience in emotional education which can be applied in their further teaching practice. Conclusions. Participation in seminars of democratic, emotional and transpersonal education increased the students' attention and motivation; the students developed competencies of creative approach to the conflict based on the knowledge, skills and abilities in the culture of peace.
Keywords: irenology, education in the culture of peace; social peace; internal peace; Gaia-peace.
Citation: Karpava A. Education in the culture of Peace, Pie-mediation stage. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 25, No. 1(80). 2020. Pp. 57-63 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11009
References
1. AA. VV. (2018). Global Peace Index: Measuring Peace in a Complex World, Australia: Institute for economics & peace . Consultado en: http://visionofhumamty. org/app/uploads/2018/06/Global-Peace-Index-2018-2 . pdf .
2 . Kárpava A . (2015). Consideraciones conceptuales a cerca de la paz intercultural, Visión Sy, Revista en Ciencias Sociales . Universidad Metropolitana de Barranquilla: Colombia, V. 13; No1, enero-junio . Pp. 26-36.
3 . Kárpava A. The World as the object of scientific cognition. Conflictology. Conflictology development Fund. 2015 . No 3 . Pp. 81-96. (In Russ.)
4. Kárpava A . , Torres Rud Moya . Irenology and the state of studying intercultural peace . Bulletin of Udmurt University. 2016 . Vol . 26, No . 4. Pp. 74-85. (In Russ . )
5 . Lederach, John Paul (1996). Mediación . Gernika: Centro de Investigación por la Paz Gernika Gogoratuz.
6 . Jares, Xesús R . (2004). Educar para la paz en tiempos difíciles . Bilbao: Bakeaz.
7 . Fernández Herrería, A . y Carmona Orantes, G . (2009). Re-hacer la educación: los mapas del desarrollo humano, Teoría de Educación, 21,2, Ediciones Universidad de Salamanca, Pp. 45-78.
8 . Fadiman, J. y Frager, R. (2001). Abraham Maslow y la psicología transpersonal. Teorías de la personalidad, Cap.14, México: Universidad Iberoamericana, Pp 456-495
9 . RAE (2019). Diccionario de la lengua española . Consultado en: https://dle . rae . es/?w=diccionario .
10 . Fernández Herrería, A . (2005). Mundo emocional y silencio a través de la observación lúcida, en Comunicaciones al V Congreso Internacional de Filosofía de la Educación . Madrid, Dykinson . Pp. 391-400.
11. Jares, Xesús R . (2000). La educación para la paz en el umbral del nuevo siglo: retos y necesidades, materiales del Seminario de Investigación para la Paz, Zaragoza, Pp . 509-536.
12 . McLaren, Peter (2005). La vida en las escuelas: Una introducción a la pedagogía crítica en los fundamentos de la educación, I Ed. 1984, Trad, cuarta edición Susana Guardado del Castro, México: Siglo XXI editores .
13 . CT, (2013). La Carta de la Tierra en Acción: la Iniciativa de la Carta de la Tierra. Consultado en: http://www. earthcharterjordan . org/esp/about .html.
14. Soriano Diaz Andres, Kárpava A . School — the world space. Education in the culture of peace and non-violence . Bulletin of Udmurt University. 2015 . No 2 . Pp. 56-66. (In Russ.)
Submitted 02.05.2019