ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК: 1:297
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ АБУЛХАСАНА МОВАРДИ
ШАХЛОХОН МУРОДАЛИ
Иститут изучения проблем стран Азии и Европы Национальной Академии наук Таджикистана, младший научный сотрудник. г. Душанбе, Таджикистан
В статье рассматривается средневековая политическая этика на примере одного из ее ярких представителей, видного правоведа, дипломата и политического деятеля Абулхасана ал-Моварди, жизнь и деятельность которого приходится на правление аббасидских и бувейхидских халифов. В частности в ней рассматривается учение о политическом бытии -в аспекте интерпретации социально-политической реальности и существующих моральных ценностей и предпочтений. Подразумевая диалектичность взаимодействия политического и этического Моварди ищет доводы в религиозной догматике и праве, развивая в исламской метафизике. Актуальность религиозно-философского учения мыслителей прошлого, сформулированных в их этико-политических учениях, сохраняется и в настоящее время. Они были развиты в последующие эпохи многочисленными последователями как имплицитно, так и эксплицитно, в различных направлениях восточной религиозно-философской мысли. Религиозная философия и политическая этика средневековья, в частности в учении Моварди, представляет собой законченную и самодостаточную религиозную доктрину в свете политических интересов халифата и имеющей позитивное влияние на современность и последующие эпохи. Социальное устройство эпохи Моварди объединенное религиозной догматикой, отличается разнообразием форм ее составных структур, имевших различные жизненные и культурные установки. Локальное разнообразие социальных форм объединялось единством исламского мира и мусульманской культуры, что отражается в стремлении мыслителя к синтезу всеобщего и частного в построении им его этико-политического учения.
Рационалистическая революция в философии и этике раннего мусульманского средневековья, приведшая к кризису схоластики, явилась одной из существенных причин становления различных школ и направлений интеллектуальной мысли в мусульманской цивилизации, основанной на исламе. Онтологические основы этико-политического учения Моварди, соответствующего новым политическим и мировоззренческим условиям, стали основой для формирования специфического взгляда на человека и общество, были развиты в философских и политических учениях его последователей.
Ключевые слова: общество, политика, религиозно-философская мысль, политическая этика, онтологические основания, индивид, личность, метафизика, средневековье, диалектика, Моварди, шафиизм, халифат, схоластика.
ONTOLOGICAL FOUNDATION OF POLITICAL ETHICS OF ABULHASAN MOWARDI
This article describes the medieval political ethics on the example of its one of the brightest representatives, prominent lawyer, diplomat and political figure Abulhasan al-Mawardi, whose life and activity took place at the governing jfAbbasid and Buhaywid caliphate. Particularly it describes a doctrine about political being - in the aspect of interpretation socio-political reality and current ethical value and preferences. Implying the dialictisity of cooperation politics and ethics Mowardi searches arguments in religious dogmas and law, developing in Islamic metaphysics. Actualities of
religiously philosophical teaching ofpast thinkers, formulated in their ethical-political teachings are saved till nowadays. They were developed in subsequent eras by numerous followers as implicitly and explicitly, in different directions of eastern religiously philosophical idea. Religious philosophy and political ethic of Middle Ages, particularly in Mowardi's teaching, represents completed and self-sufficient religious doctrine in political interests of caliphate and having positive influence on modernity and subsequent eras.
Social organizations of Mowardi's era were united by religious dogmas and differentiate by variety of forms its component structure, which had different living and cultural arrangements. Local difference of social forms united by unity of Islamic world and Muslim culture, which reflected in aspiration of thinker to synthesis general and particular in construction of his ethical- political teaching.
Rationalistic revolution in philosophy and ethics in early Muslim Middle Age, which brought to crisis of scholasticism, became one of the existing reasons of making different schools and directions of intellectual thought in Muslim civilization based on Islam. Ontological foundation of Mowardi's ethical-political teaching which were suitable to new political and ideological condition, became basis for formation of specific view on person and society, were developed in philosophical and political teachings of his followers.
Key words: society, politics, religious philosophical thought, political ethics, ontological foundation, personality, metaphysics, Middle Age, Mowardi, Shafiism, caliphate, scholasticism.
Период жизни и творчества видного исламского богослова, писателя и учёного -Абулхасана ал - Моварди соответствует периоду двоевластия в халифате. Он родился в Басре, являлся видный факихом, политиком и дипломатом. Исследование этико-политического наследия Моварди не представляется возможным вне контекста его среды обитания и тех социокультурных и политических событий, произошедших в его время. Эпоха жизни и деятельности Моварди, формирования его личности и его мировоззрения приходятся ко второму веку халифата Аббасидов, то есть периода правления Ат Тоеъа (363-381х,/974-991м), ал-Кодира (381-422^/991-1031м) и ал-Коима (422-467^/1031-1075), который признан как период упадка и ослабления силы и мощи халифата в отношении возростающей силы династии Бувайхидов (932-1056) и пришедших к власти Сельджукидов (1037-1194). Служа во дворе аббасидских халифов он выполняет сложные и тонкие поручения халифов в других странах, после использует свой огромные дипломатический опыт в своих трудах.
Моварди оставил после себя 12 произведения по фикху и политической этике, 2 трактата посвящены шафиитскому фикху, это трактаты "ал-Х,овй" (Полный сборник) в 30 частях (по другой версии в 23 частях) в рукописи. Анализ 6 фундаментальных трудов Абулхасана ал -Моварди "Ал-ахкому-с-султонийя ва-л-вилоёту-д-динийя" (Принципы правления и религиозное предводительство), "Дурару-с-сулук фй сиёсати-л-мулук" (Драгоценности пути политика-правителя), "Адабу-д-дунё ва-д-дин" (Светская и религиозная этика), "Насих,ату-л-мулук"(Наставления владыкам), "^авонину-л-визора ва сиёсату-л-мулк"(Законы правления и политика государства), "Тасх,илу-н-назар ва таъЦилу-з-зафар"(Формирование мировоззрения и скорейшая победа), а также его "^авонину-л-визора" (Правила управления) и "ТаъЦилу-н-назар ва тасх,илу-з-зафар" (Формирование мировоззрения и скорейшая победа), "ал-Буйюъ" (Торговля), "ан-Нукат ва-л-ъуюн" (Столпы и источники), "Аълому-н-нубувва" (Признаки пророчества), а также причисляемые к его творчеству "Китобу-л-амсоли ва-л-х,икам" и "Китобун фи-н-нах,в", "Адабу-л-мутакаллим", "Маърифату-л-фазоил" и "ар-Рутба фй талаби-л-х,исба" [1. 84] указывают на многогранность и широту его научного интереса, знаний и мировоззрения.
В нравственном учении Абулхасана ал - Моварди особое место и значение имеет его истолкование понятия «добро» и «зло». Он связывает воедино религию и нравственность и
рассматривает эти ключевые категории в рамках этики исламской религии, как производные от души человека. В этом ключе он особое внимание и значение уделяет этике правителя, как предводителя всей уммы, тщательно определяя его права и обязанности в свете понятия «справедливость».
Вопрос соотношения религиозной и светской этики в нравственном учении Абулхасана ал - Моварди занимает особое место, и решается им неоднозначно. С одной стороны, мыслитель, излагая и выдвигая нравственные принципы взаимоотношений людей в обществе, придерживается норм общечеловеческой морали. С другой стороны, связывая их с требованиями Шариата (свод мусульманских законов) и морали религии Ислам, подчиняет их интересам халифата и определяет общее благо его интересами.
Тем не менее, содержание его философско-этических трактатов свидетельствуют о том, что он является одним из теоретиков исламской этики, который обозначил нормы исламской морали в свете своего учения о халифате.
Совершенно очевидно, что выработанные Моварди моральные нормы и категории, имеют большое значение, как для процесса нравственного воспитания молодёжи в Таджикистане, других исламских стран, так и науки этики в целом.
Ряд произведений Моварди (6 книг) посвящены именно политическим и этическим вопросам,это:
1. "Дурару-с-сулук фй сиёсати-л-мулук"
2. "Адабу-д-дунё ва-д-дин"
3. "Насих,ату-л-мулук"
4. "^авонину-л-визора ва сиёсату-л-мулк"
5. "Тасх,илу-н-назар ва таъЦилу-з-зафар"
6. "Ал-ах,кому-с-султонийя ва-л-вилоёту-д-динийя"
Эта часть наследия Мовардй должна быть рассмотрена более подробно, так как эти шесть произведений отражают в полной мере его политические и этические воззрения, каждое из которых является своеобразным дополнением сущности и содержания другого.
Одной из важных произведений Моварди в мусульманском мире считается его комментарий к Корану. В комментарии Моварди под названием "ан-Нукат ва-л-ъуюн" (Столпы и источники), считающемся одним из признанных комментариев, кратко и в необычно привлекательном смысле комментируются те выражения Корана, которые необходимо разъяснять на основе высказываний и изречений соратников пророка и их приближенных, хотя в ряде историков есть мнение о том, что этот комментарий написан под влиянием муътазилитов и содержит противоречащие суннизму моменты. [2.5]
Моварди признан известным шафеитским факихом, имеет множество произведений в усул и фуруъи фи;х,а. Сам о себе он пишет так: я объяснил подробно фикх в четырех тысячах страниц, а после сократил до сорока страниц. Целью от "подробно" является "ал-Х,овй" и от "сокращенно" трактат "ал-Икноъ". Как о нем отзывались современники и его последователи, он был гордым и воспитанным мужем, нигода не поднявшем руку на друзей, был достойным доверия и человеком и праведным.
Важным фактором развития философско-этических, социально-политических учений на Востоке является формирование философии в самом начале средневековья, которая является предвестницей науки и научного мировоззрения. Рассмотрение проблем рационализма в арабо-мусульманской философии, как одной из ее онтологических основ, определяет ее как способствующую развитию философской мысли, и в целом, культуры арабо-мусульманского средневековья 1Х-Х11вв., когда сложился ориентированный на научной и рациональность тип мировоззрения. [3.6] Именно в этот исторический период сложились благоприятные условия для становления рационального мышления как сущность, проявившийся в становлении и развитии философии. Рассуждая об этом концептуальном вопросе, она пишет далее:
«Философия появляется тогда, когда концепции получают теоретическое оформление с помощью разработанного понятийного аппарата». Направления философской мысли востока демонстрируют как приверженность рационализму, так и демонстрируют концептуализацию учений, использование логико-понятийного аппарата, пытаются объяснить мир и человека с разный идейных позиций, вступая в борьбу друг с другом, оттачивая свой способ объяснения мира и человека в этой борьбе, который называется сегодня научным, где главным оружием является разум и рационализм. Хотя это всё же очень широкое понимание, а под рациональным имеем ввиду определенный тип миропознания, ориентированный на полагание на разумное знание и теоретизирующий эту направленность. Рациональности свойственна безоговорочная апелляция на разум и безграничные познавательные способности человека, все же социально-философская мысль средневекового востока имеет все черты данного типа миропонимания. Ему характерно верить в человеческий разум, его возможности к постижению и решению всех проблем мироздания, разгадать и познать все его тайны и законы, управляющие миром. В его недрах появилось понимание того, что руководствуясь разумом, мудрый правитель может править народом, а народ создать такой социум, который управляетсяь разумом и благодаря ему придет к благоденствию. Опорой на разум можно построить «добродетельные» города и государства. Как считают представители религиозно-философской мысли, Аллах наделил человека предчувствием, начинающимся с чувства и достигающим высшей точки в Разуме. В разуме анализ и синтез многократно увеличивают возможности знания. При этом святые и пророки наделены еще особенными способностями -пророческим духом, что позволяет им получать знания относительно будущего, а также сверхъестественных или божественных явлений. [4. 59]
Мыслители средневекового востока на рациональных основах возвысили человека над животным, который способен перебороть свои недостоверные чувства и, вооружившись логической системой, сможет постичь истину.
Сейчас все более обосновывается историческая межкультурная интеллектуальная связь древних и средневековых философских школ и течений. Поэтому можно считать, что основными и главными источниками политической этики персидско-таджикских мыслителей Х-Х1вв. были: а) древнегреческая этическая и политическая мысль; б) культурные традиций Ирана и Индии; в) этические и социально-политические идеи религии ислама; г) социально-этические учения персоязычных народов средневекового Востока; д) арабские культурные традиции и т.д. [5.100; 6.166; 7. 60]
В эпоху Моварди продолжается обращение к античной греческой мысли со стороны исламских интеллектуалов. [12.185]В настоящее время вопрос влияния или взаимовлияния различных культур в рассматриваемый исторический период все больше становится предметом исследования историков философии. По этому поводу существует несколько позиций. Как отмечает Вольф М., сторонники одного направления отстаивают полную самобытность греческого теоретического мышления, сторонники другого склонны сводить все к прямым заимствованиям с Востока. [8. 35-36] Поэтому не вожможно в настоящее время однозначно ответить на вопрос о восточных влияниях на зарождение и развитие философии. Что касается древнегреческой философии, ни сторонники ее автохтонного происхождения, ни принявшие противоположную точку зрения и подчеркивающие ее ориентальные истоки космологических учений, не дают адекватной картины, отражающей реальное положение вещей, и эта задача до сих остается острой.
Наиболее перспективным подходом к решению проблемы генезиса философии является комплексное рассмотрение феномена единого культурного пространства в Средиземноморье в период VII-V вв. до н.э.. Оно оказало значимое влияние на распространение и развитие эллинизма в мире. Целесообразно говорить о взаимовлиянии древних философских учений, хотя к простому заимствованию они никак не сводились. Таким образом, признание возможности ирано -греческого взаимовлияния упирается на необходимость решения
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
вопроса о его формах и типах (прямое, опосредованное, взаимное) и их реальной значимости для развития философий. [8.35.; 9.144.] Между тем, учет именно историко-философских оснований, т.е. взгляд на проблему изнутри самой философии, даст удовлетворительные результаты, высвечивая перспективу ее дальнейшей разработки и большего внимания исследователей.
Рационализм приобретает более последовательные черты, принимая как гносеологические, так и онтологические параметры. Хотя между каламом и фалсафа больше формировалась как светский, внешне-схоластический вариант решения общемировоззренческих проблем, выступая отдельным способом объяснения мира, основанным на научных представлениях, унаследованных от перипатетизма и античного естествознания. Фалсафа дали разработанную теорию души, разума, интеллекта, знания, пытались объяснить разумно и логически идеальную суть мышления.
В эпоху Моварди появились ряд назидательных произведений адресованых в первую очередь правителям, широкому кругу читателей из образованных сословий и в соответствии с законами жанра были призваны дать им разнообразные знания, необходимые образованному мусульманину, привить принципы мусульманской морали. Политическая этика, называемая «поучения владыкам», «наставления», имели в подчеркнуто светское, так как им характерна логико-рационалистическая основа, на которой возводится здание идеального государства, политически ориентированного на всеобщую пользу, развитие, процветание, гармонию, человеколюбие и справедливость (доду деаиш).
Хотя некоторыми мыслителями средневековья политическая этика или жанр «поучения владыкам» рассматривается как важнейшее, чисто мусульманское, культурное наследие, тем не менее, она имеет прочные корни в доисламском прошлом и восходит к словесному искусству древних иранцев. [9.4] Здесь уместно обратиться к великому наследию Фирдавси, онтологические и гносеологические аспекты философии разума которого позволяют воссоздать позитивное и светское мировоззрение, способствовавшее в мусульманской культуре средневековья сохранить баланс рационального и иррационального и через это оставаться востребованным по настоящее время. Исследование социально-этических вопросов добра и зла, справедливости, гуманизма и др., обозначение роли нравственных ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, остается особенно актуально для современного общества.
В эпоху Моварди рационализм приобретает более последовательные черты, принимая как гносеологические, так и онтологические параметры. Философия, как и политическая этика, формировались как светский, антисхоластический вариант решения общемировоззренческих проблем, как способ объяснения мира, основанный на научных представлениях, унаследованных от перипатетизма и античного естествознания. Фалсафа дали разработанную теорию души, разума, интеллекта, знания, пытались объяснить идеальную суть мышления.
Таким образом, в формировании и развитии философско-этического учения средневекового Среднего и Ближнего Востока политическая этика или философско-политический и этико-литературный жанр «поучения владыкам» в творчестве Абулхасана Моварди оставил определенный след в политической жизни халифата. Жанр «поучения владыкам» как один из направлений средневековой этики, отличался от теоретической этики. Её оригинальность выражалась в том, что ее теоретические положения рациональны, что отличает их прагматичностью и активизмом. Мораль данной эпохи впитала в себя мудрость и духовные особенности предыдущих поколений мыслителей и мировоззренческие основы различных философско-этических школ и течений.
ЛИТЕРАТУРА:
1985
2^12 '^."Ч Д^ИДИ £.5' ^"'.г- ^.'^И 1964.
3. Форолова Е.А. Рационализм в арабо-мусульманской философии / Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990. -280с.
4. Камолова Х. Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей Х-Х1 вв. Душанбе, 2006.
5. Махмаджонова М.Т. Философия Джалолуддина Руми. Душанбе, 2007.
6. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе, 1991. -
7. Арберри А. Дж.. Суфизм. Мистики ислама. М. , 2002.
8. Махмаджонова М.Т. Религиозно-философское учение Джалолуддина Балхи Руми. Душанбе, Дониш. 2022.
9. Вольф М.Н. Ранняя греческая философия в поисках объяснительного принципа. Новосибирск. 2021. -
10. Философия и ее история. Дискуссии./ Под ред. Вольф М.Н. Новосибирск. 2021. -
11. Гулам Наби Якин Секандер. Философские и этические воззрения Абулкасима Фирдавси. АКД. Душанбе, 2012.
12. Старр Ф.С. Утраченное просвещение. М. 2017.