Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССАХ САМООРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ'

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССАХ САМООРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССАХ САМООРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ»

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССАХ САМООРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Вера Софроновна Данилова,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Процессы самоорганизации знания основываются на нескольких фундаментальных принципах, которые являются основанием исследования его онтологических и эпистемологических структур. Наиболее последовательно эти принципы были осмыслены при становлении современного образования, где они обычно сводятся к следующему.

Многие мыслители и учёные (Дж. Галифакс, Ф. Д. Честерфилд, Эд. Эррио, Б. Ф. Скиннер) отмечали, что образование - это то, что остаётся, когда всё выученное забыто. Ещё большее число учёных, философов, писателей подчёркивали, что получение знания достигается самостоятельным трудом, а то, чему могут научить в школах и университетах, только помогает этому процессу. Основоположник биохимии в России А. Н. Бах неоднократно подчёркивал, что гимназия, университет дали ему только 5 % знаний, остальные 95 он приобрёл собственным трудом. Другими словами, глубина и устойчивость знаний определяются эпистемологическими и онтологическими структурами, созданными самостоятельно. Взятые в готовом виде со стороны, они не способны обеспечить самоорганизацию знания. Кроме того, процесс познания нуждается также в хорошо отлаженной инфраструктуре - вспомогательных сферах и ресурсах, обеспечивающих получение, сохранение и использование отдельных элементов информации и формирующегося знания в целом. Например, при освоении нового блока знания, включающего в себя десятки вопросов, процесс следует организовать так, чтобы несколько главных из них остались надолго, ещё столько же послужили бы им инфраструктурой, обеспечивающей вхождение в системы сознания, а всё остальное

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова DOI: 10.24412/1728-516Х-2022-2-56-60

может быть отброшено сразу же (например, после сдачи экзамена). Это обусловлено тем, что знание, достигнув некоторого предела, стремится самоорганизоваться, обрести устойчивость, оптимальность, избавиться от избыточной информации [1].

Выявлению онтологических и эпистемологических структур процесса познания посвящены различные направления, концепции и подходы современной эпистемологии. Ниже будем основывать выявление этих структур на процессах идентификации и коммуникации отдельных элементов (кластеров) знания в контексте упомянутых выше принципов. Не углубляясь в формальные рассуждения, присущие различным философским школам, рассмотрим два литературных произведения, где процессы идентификации и коммуникации элементов знания представляются наиболее наглядно и просто.

Онтологические структуры

в самоорганизации знания

Онтология становления и углубления процесса познания опирается, прежде всего, на соответствующие картины мира, как на основания формирующегося знания. Картина мира представляет промежуточное звено между представлениями об окружающем мире и его интерпретациями (научными, художественными и т.п.). В её пределах происходит синтез результатов исследования конкретных наук с представлениями мировоззренческого характера. Картина мира - это схема мировоззрения, его каркас. В случае литературного произведения её можно рассматривать как архитектонику, связывающую художественную реальность с окружающей действительностью. При этом идентификация новых элементов знания сводится к постоянному

* It. Na IS.

JUUfi ЧИТАТЕЛЬ"

mraui ли niTii Durum »¡niTi.

У А P Д А.

гот - i.*mu ntf i J4»HI

■um iipru

их уточнению, что придаёт им оптимальность и устойчивость, а коммуникация опирается на новые горизонты, поставляющие новый материал для идентификации [2]. Рассмотрим примеры из двух книг, написанных учёными, хорошо знавшими предмет своего исследования - «Уарда» Г. Эберса [3] и «Таис Афинская» И. А. Ефремова [4].

Георг Эберс (Ebers) (18371898 гг.) - немецкий египтолог и писатель, широко известен найденным и опубликованным им в 1875 г. древнеегипетским медицинским трактатом, названным впоследствии в его честь «Папирус Эберс», автор исторических романов «Уарда», «Сера-пис», «Клеопатра» и др. Его глубокие и широкие научные знания, а также литературный талант позволяют выявить ключевые аспекты культуры Древнего Египта. Это, прежде всего, подробное и глубокое описание Города мёртвых - средоточия религии, культуры и повседневной жизни Древнего Египта.

Города Древнего Египта стояли на Ниле таким образом, что на восточной его части располагался город живых, а на западной - город мёртвых, где бросались в глаза отдельные величественные сооружения, вокруг которых располагались маленькие домики, лачуги даже размером с собачью конуру. Они создавали впечатление отдельных деревушек с богатыми владельцами посредине, однако все эти дома и домики имели крепко запертые ворота или двери. Каждый строил свой некрополь по мере средств и умения, часто сам, уделяя этому процессу всё своё свободное время. В городах на западном (левом) берегу царило оживление, везде проявлялась жизнь, но здесь не было веселья, говорили мало, улыбки и радость в глазах отсутствовали, «... ибо египтяне свято верили, что их мертвецы не умирают. Они закрывали им глаза и перевозили их в некрополь, в дом колхитов, то есть бальзамировщиков, а оттуда - в склепы и усыпальницы. При этом они были убеждены, что души умерших продолжают жить... Так заботился о достойном погребении умерших родственников каждый египтянин, прежде всего думая о надёжном бальзамировании трупов и о жертвоприношениях. Он приносил им мясо и птицу, напитки и благовония, фрукты и цветы, и все эти запасы надлежало возобновлять через определённое время.

Как при погребениях, так и при жертвоприношениях должны были непременно присутствовать жрецы. Поэтому Город мёртвых считался самым подходящим местом для жреческих школ и обителей мудрецов. При храмах некрополя селились целые жреческие общины,

Титульный лист иллюстрированного литературного и научно-популярного журнала для детей старшего возраста «Юный читатель» № 15 от 1 августа 1902 г. (https://arch.rgdb.ru/xmlui/ handle/123456789/40233#page/0/ mode/2up)

а близ тянущихся рядами помещений для бальзамирования стояли жилища колхитов, чьё ремесло переходило по наследству от отца к сыну.

Кроме того, в некрополе было еще множество разных мастерских и лавок. В мастерских высекали из камня и резали из дерева саркофаги, изготовляли полотно для обертывания мумий и всевозможные амулеты, а в лавках купцы торговали благовонными маслами и эссенциями, цветами, фруктами, овощами и печеньем. Целые стада рогатого скота, множество гусей и прочей домашней птицы откармливались на специально отгороженных пастбищах. Сюда приходили родственники умершего, чтобы из числа животных, которых жрецы объявили чистыми, выбрать то, что нужно, и поставить на них священное тавро... Бедняки здесь вообще не показывались. Они приобретали раскрашенные хлебцы в форме тех или иных животных, символически заменявшие дорогих быков и гусей, купить которых им не позволяли средства. В самых

Фиванский некрополь

(http://turoved.ru/countries/egypt/info/s60/i199/)

-

Древнее поселение «Долина ремесленников» Дейр-эль-Медина в Луксоре

(http://openarium.ru/poi/56077559/)

богатых лавках торжественно восседали слуги жрецов и записывали заказы на длинных свитках папируса, а затем в особых помещениях храмов в эти свитки вписывались священные тексты, которые необходимо знать душам умерших, чтобы, произнеся их, защитить себя от духов бездны, открыть себе врата подземного царства и быть оправданными Осирисом и его сорока двумя судьями на загробном судилище» [3, с. 15].

Приведённая объёмная цитата даёт наиболее полное научно-популярное описание о городах мёртвых Древнего Египта, которые представлены в различных научных и художественных источниках, и ему вполне можно доверять. Эберсом также подробно рассмотрены все виды деятельности, происходящие в храмах, организация охраны городов мёртвых, особенности их посещений жителями правого берега. Жрецы обитали за высокими, практически всегда запертыми стенами, и их жизнь была подчинена строжайшему ритуалу. Любая пытливая мысль там сразу пресекалась. Охрана было многочисленной и строгой, поскольку было много грабителей. Все посетители должны были вечером покидать некрополь. Лавки и мастерские тщательно запирались, а паломники, приехавшие издалека, находили приют в гостиницах (подворьях). В этом описании поражает огромность и отлаженность инфраструктуры Города мёртвых, где наряду с бытовыми аспектами, огромное

значение отводилось ритуалам (ритмам) и духовно-религиозным аспектам. Здесь была сосредоточена практически вся жреческая жизнь, включая науку, медицину, образование для детей и юношества. Всё, связанное с загробной жизнью и представлениями о ней, было сосредоточено у древних египтян в одном месте.

Иван Антонович Ефремов (1905-1972 гг.) - также крупный учёный, член-корреспондент АН СССР, знаток, помимо естественных наук своего направления, истории, психологии, философии, медицины, футурологии, создатель ярких фантастических и исторических литературных произведений. Его книги перекидывали мосты от науки к образованию и саморазвитию. «Лезвие бритвы», о которой С. П. Королёв говорил - «здесь есть над чем подумать», была последней книгой в его жизни. И. А. Ефремов противопоставляет здесь богов Древнего Египта и Древней Греции. Путешествуя по храмам Древнего Египта, знаменитая афинская гетера Таис не перестаёт удивляться их мрачности. «Если в храмах Эллады только грань отделяла смертного от обитателя светоносной вершины Олимпа, то здесь, чудилось, всего один шаг до царства Аида... Все боги Египта, вплоть до самых высших, носили облик зверей и птиц, удивительно сочетали человеческие и животные черты., верующие склонялись перед полулюдьми-полузверями или птицами, иногда уродливыми до гротеска, подобно бегемотообразной Туэрис. Бегемоты и крокодилы внушали Таис отвращение и страх, воздавать им божественные почести казалось афинянке недостойным. Некрасивы были и шакалоголовый Анубис, Тот с длинным клювом Ибиса, злая львица Сехмет, корова Хатор, баранье воплощение Хнума, огромные изваяния хищных птиц - коршун Ра и сокол Гор... В каждом мало-мальски значительном городе главенствовал свой бог, а большие храмы... также отдавали предпочтение одному из сонма божеств... Как мог житель Египта склоняться перед чудовищами вроде крокодила - бессмысленной и гнусной твари?... Афинянка осмелилась высказать свои сомнения по этому поводу главному жрецу Пта на приёме, устроенном в её честь эллинскими поклонниками Сераписа. В пылу спора она довольно резко выразила свое отвращение к Себеку - богу-крокодилу» [4, с. 81-82].

Л Л

Л Л 171

«Зверобоги» Древнего Египта

Развалины храма Себека в Ком-Омбо и мумии крокодилов в музее при храме

Такие высказывания о «зверобогах», а также о социальном устройстве Древнего Египта, противопоставление их светлым олимпийским божествам и демократии древнегреческого общества, вызвали ярость жрецов. Спустя некоторое время Таис поехала «в ном Белой Антилопы...посмотреть второе чудо света, описанное Геродотом, - египетский Лабиринт... Целые склады крокодиловых мумий хранятся в особых помещениях храмов Себека в Крокодилополисе, древнем Хетеп-Сенсурете и даже в Лабиринте» [4, с. 83]. Здесь её обманом задержали, так, что два спутника ушли немного вперед, скрутили, стащили вниз и привязали к стене посредине площадки, рядом с болотом, откуда выползал огромный крокодил. От страшной смерти её в последний момент спас спартанский воин Менедем. На этом примере становится понятным вся внутренняя несостоятельность религий Древнего Египта, не оставивших значительного следа в истории человечества, которое предпочло развитие через духовные достижения Древней Греции. Кроме того, продемонстрирована вся ярость их противостояния.

Приведённые примеры можно считать системообразующими при формировании культурологических картин мира на основе научных и литературных подходов и приёмов.

Эпистемологические структуры самоорганизации знания

Знание может сохраниться только в устойчивых эпистемологических структурах, которые, в свою очередь, опираются на структуры онтологические, тесно связанные с предельными состояниями исследуемых объектов. В реальности процесс самоорганизации знания связан со структурами как сознания, так и бессознательного. Объединительным началом, обеспечивающим устойчивость всех этих структур, являются ритмы, поскольку для предельных динамических равновесий такие ритмы подобны друг другу. Человек может не знать о структурах самоорганизации знания в его бессознательном, но если их предельные динамические равновесия настроены на те же ритмы, что и основные структуры знания, то он имеет к ним доступ, то есть сле-

дует подразделять знание на основную и вспомогательную части. Если провести параллели с компьютером, то в первом приближении основное знание можно сопоставить с его оперативной памятью, а всё остальное -с жёсткими дисками различного назначения.

Многие учёные, исследовавшие проблемы эпистемологии, сформировали фундаментальный базис для исследования подобных структур. Так, согласно «эволюционной программе» Ст. Тулмина, человеческое понимание развивается двумя дополняющими друг друга путями: 1) познавая мир вокруг себя, человек расширяет своё знание; 2) вглядываясь «внутрь себя», рефлектируя по поводу своей познавательной деятельности, человек углубляет своё знание [5].

М. Полани утверждает, что научное знание, представленное в текстах научных статей и учебников, -всего лишь некоторая его часть, находящаяся в фокусе сознания. Другая часть сосредоточена на половине так называемого периферийного (или неявного) знания, постоянно сопровождающего процесс познания. Смысл научных положений зависит от неявного контекста скрытого знания, имеющего в своих глубинных основах инструментальный характер, задаваемого всей телесной и психологической организацией человека. Полани выделяет два типа знания, «которые всегда совместно входят в процесс познания всеобъемлющей целостности. Это познание объекта путём концентрации внимания на нём, как целостности, и познание объекта, исходя из наших представлений о том, какой цели он служит в составе той целостности, частью которой он является... Эти два типа познания не только различны, но и, что очень важно, взаимно исключают друг друга... Сосредоточив внимание на элементах навыка, как таковых, мы ослабляем их плавную интеграцию в единое действие, частями которого они являются. Если же нам удаётся сфокусировать внимание на отдельных элементах навыка целиком, то его использование будет парализовано» [6, с. 310].

Вышеприведённые примеры хорошо вписываются в эти эпистемологические подходы, задавая общие контуры онтологических и эпистемологических структур.

Согласно Тулмину, человек сначала набирает элементы знания посредством «внешнего» коммуникативного процесса, затем, вглядываясь «внутрь себя», идентифицирует их. По мере их развития идентификация и коммуникация становятся единым взаимодополнительным самоорганизационным процессом, в котором появляются устойчивые ритмы. Такое формирование знания является для человека вполне естественным, сформулированные выше принципы образования хорошо ему соответствуют, развивая его и дополняя. Подход Пола-ни является более многомерным, поскольку вовлекает в процесс познания широкие пласты бессознательного и периферийного знания. В компьютере имеется строгое разделение между различными видами памяти: оперативной и на дисках. В человеческом организме -сознании, подсознании, памяти тела - такой строгости нет: различные структуры различных субстанций, отвечающие за обеспечение организованности, упорядоченности в соответствующих процессах, оказывают воздействие друг на друга, прежде всего благодаря взаимосвязанности ритмов между идентификацией и коммуникацией. Яркий факт из истории Древнего Египта взаимодействует не только с суммой знаний в этой области, но привлекает паттерны обыденного знания, информацию из других областей науки, искусства, культуры, начиная резонансные взаимодействия различных типов. Подобные яркие факты обладают значительным катализирующим эффектом, вовлекая в действие информационные и интеллектуальные катализаторы. К приведённым идентифицирующим описаниям примыкают основные концепции, характеризующие культуру Древнего Египта: религиозные, научные, повседневные, художественные, замыкая посредством периферийного знания их в единое целое.

Заключение

Онтологические и эпистемологические структуры знания вряд ли могут быть выделены в каком-то явном, строгом виде, поскольку затрагивают все подсистемы человеческого «Я». Однако у них могут быть границы или метки, доступные пониманию на всех уровнях развития индивида. Можно выделить несколько основных периодов развития человека, сопоставив каждому из них свою систему таких «границ-меток» и картин мира, характеризующих целостность знания на определённом

этапе формирования. Всё это должно быть связано на протяжении жизни в некую единую конструкцию.

Определяющее значение в этих структурах имеют яркий феномен, ясный горизонт и чёткий опорный ритм. Лучше ограничиться более низким уровнем знания, но не нарушить этих яркости, ясности и чёткости, после которых можно переходить к картине мира, то есть к целостности знания определённого этапа развития индивида. Литературные примеры здесь представлены ввиду их доступности, но это серьёзные книги, покоящиеся на научном фундаменте.

Можно рассмотреть не только личностное знание, но и знание коллективное, например «третий мир» К. Поппе-ра [7], объединяющий принадлежащие ему объективные формы или идеи, проблемы, предположения и критические аргументы. Третий мир создаётся человеком, но он во всех смыслах превосходит каждого отдельного индивида. Основания для формирования онтологических и эпистемологических структур знания в этом случае будут такими же, как и для личностного уровня.

Список литературы

1. Danilova Vera, Kozhevnikov Nikolay Two Major Areas of Interaction with Culture and Society for the Modern Man //Agathos: An International Review of the Humanities and Social Sciences, Volume 12, Issue 2, 2021, P. 187-197.

2. Kozhevnikov N. and others. "Contemporary Issues and Challenges in Humanities, Arts and Higher Education" Edited by Carmen Cozma. Bucharest: Eikon Publishing House. - 2020, pp. 49-64.

3. Эберс, Г. Уарда: пер. с нем. / Г. Эберс. - М.: «Наука», 1965. - 432 с.

4. Ефремов, И. А. Таис Афинская / И. А. Ефремов. -М. : ИИФ «Посредние», 1993. - 464 с.

5. Тулмин, Ст. Человеческое понимание : пер. с англ. / Ст. Тулмин. - Благовещенск: Изд. Благовещенского гуманитарного колледжа им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 304 с.

6. Polanyi M. Tacit Knowing: Its bearing on Some Problems of Philosophy // Reviews of Modern Physics; vol. 34, # 4, October, 1962.

7. Поппер, Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход : пер. с англ. / Карл Р. Поппер. - М.: Эди-ториал УРСС, 2002. - 384 с.

мхш мутых мыслей

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и образовании.

А. Дистервег

Научные традиции, как рощи секвойи, могут существовать тысячи лет.

Норберт Винер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.