Научная статья на тему 'Древневосточные сюжеты в творчестве художника М. М. Потапова (1904-2007)'

Древневосточные сюжеты в творчестве художника М. М. Потапова (1904-2007) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЙ ХУДОЖНИК / ИКОНОПИСЬ / ОБРАЗ / ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ЭПОХА ЭХНАТОНА / RELIGIOUS ARTIST / IMAGE / ANCIENT EGYPT / ICON / THE ERA OF IKHNATON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волгирева Галина Павловна

Рассматривается творчество русского церковного художника М. М. Потапова (1904-2007) в культурном контексте древнеегипетской истории и русского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT ORIENTAL THEMES IN THE WORKS M.M. POTAPOV (1904-2007)

Discusses the work of the Russian Church of the artist M. M. Potapov (1904-2007) in the cultural context of ancient Egypt and Russian art.

Текст научной работы на тему «Древневосточные сюжеты в творчестве художника М. М. Потапова (1904-2007)»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 75; 73.03

ББК 85.14; 86.37

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА М.М. ПОТАПОВА (1904-2007)

Волгирева Галина Павловна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории России Историко-Политологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, Россия, 614990, e-mail: modrus@psu.ru

Аннотация

Рассматривается творчество русского церковного художника М. М. Потапова (1904-2007) в культурном контексте древнеегипетской истории и русского искусства.

Ключевые слова

Церковный художник, иконопись, образ, древний Египет, эпоха Эхнатона.

Михаил Михайлович Потапов родился в семье московского дворянина, генерала-майора, военного врача в 1904 г. в Варшаве, когда Польша была ещё Царством Польским и входила в состав Российской Империи. Прожил он 103 года (!). Умер в 2007 г. и похоронен на северном 40 Урале в городе Соликамске в Пермском крае. Его юность и молодость прошли в Крыму в Севастополе. В 1929 г. он работал в Ленинграде в Эрмитаже, с 1932 г.— в Москве в Дарвиновском музее, с 1935 по 1940 гг. провёл в ГУЛАГЕ на Кольском полуострове в Медвежьегорске. В период Великой Отечественной войны он, будучи в Крыму, оказался в фашистской оккупации. После вой-

ны служил протодьяконом и работал иконописцем в Закарпатье в городах Хуст, Мукачево, а также расписывал храмы в Одессе, Севастополе, Евпатории и других городах и сёлах Украины. По приглашению городской администрации Соликамска в 1982 г. он приехал на Урал и поразил местных жителей своей неординарностью, а более всего своим творчеством: иконописью в византийском стиле и египетской серией «Эх-натонианой».

Свою неоконченную и неопубликованную автобиографию он начинает словами, взятыми из книги Иова: «Человек рождается на страдание, чтобы как искра устремиться вверх».

Далее он поясняет: «И цитата из книги Иова, и моя подпись — имя, отчество, фамилия — написаны по старой русской орфографии не без умысла: ведь родился я в царской России. В ней прошло моё детство, лучшая пора моей жизни. В 1917 году мне было уже 13 лет. Я родился полуживым, и был так слаб, что крестить меня смогли лишь в ноябре, на пятом месяце моей жизни. Родился я по старому стилю 10-го июня. С раннего детства страдал жестокими головными болями, мигренями, самым лучшим средством от которых было вынесение меня на свежий воздух, на солнце (разумеется, летом). Я лежал с закрытыми глазами и чувствовал, как солнечное тепло ослабляло и постепенно совсем изгоняло мучительную головную боль. Очевидно, поэтому у меня ещё с младенчества появилось особое, благоговейное отношение к Солнцу, подготовившее впоследствии моё горячее увлечение солнцепоклонничеством фараона Эхнатона». Также в автобиографии он пишет: «С самого раннего детства, рисовал я одно и то же: синий овал воды, жёлтый песок и на берегу — пальма. Мне смутно мерещилось, что я когда-то жил в стране, где много солнца, жёлтые пески, синяя вода и пальмы... В первом классе гимназии, раскрыв учебник по Древнему Востоку, я был просто потрясён иллюстрациями по Древнему Египту. И Большой Сфинкс, и пирамиды, и пилоны древнеегипетского храма, и мумия в саркофаге, и богиня Баст с головою кошки, всё это показалось мне бесконечно близким, родным, дорогим, где-то когда-то виденным уже мною, и не на картинках, а в жизни. Но где же и когда?! Мне казалось, что я схожу с ума. На моё счастье, у нас была знакомая теософка Евгения Адольфовна Пеньковская, родственница председательницы киевского отдела теософического общества Радзевич. Она заинтересовалась этой внезапно вспыхнувшей во мне любовью к Древнему Египту и, внимательно меня выслушав, объяснила мне этот феномен. Она успокоила меня, сказав, что если я учусь на пятёрки, то значит я не сумасшедший. А означает это вот что: когда-то, тысячи лет тому назад душа моя жила в Древнем Египте, и там были у меня настолько сильные и глубокие переживания, что достаточно было мне теперь, девятилетнему мальчику, увидеть в учебнике иллюстрации по Древнему Египту, чтобы из глубины моего подсознания всплыло смутное воспоминание об этом. По-

Потапов М.М.

Автопортрет в древнеегипетском стиле. 1946 г.

путно она вкратце познакомила меня с учением о перевоплощении душ, а затем начала снабжать меня теософической литературой.»

Всю жизнь М. М. Потапов мечтал стать профессиональным египтологом. Но из-за дворянского происхождения не был принят в университет. Тем не менее, благодаря самообразованию, он стал уникальным специалистом «художником — египтологом», создал серию портретов выдающихся деятелей Древнего Египта, которые теперь находятся в Каире. Изучив египетскую письменность, М. М. Потапов приступил к чтению древнеегипетских свитков, из которых узнавал историю Древнего Египта. Фрагменты из неё он использовал при описании жизни древнего народа в своих литературных произведениях. В Екатеринбурге в 2004 г. была опубликована его повесть о фараоне Эх-натоне «Солнечный мессия Древнего Египта». В ней М. М. Потапов с удивительной проницательностью показал отношение древнеегипетских жрецов к реформаторским начинаниям Эхнатона, почитание ими крокодилоголо-вого бога Себека, совершение магических обрядов и погружение в сферу вербальной магии,

41

42

стремление жрецов бороться с Эхнатоном: «Он [Себек — Г.В.] — образ всепожирающего времени, а борьбу с ним (Эхнатоном) придётся вести не год и не два. И много твёрдости нужно, чтобы не упасть духом в течение столь долгого времени, много терпения надо, чтобы вынести столь длительное испытание. Он (жрец Мерип-тах) подошёл к нише с крокодилоголовым Се-беком, подбросил на жертвенник ладана, молитвенно поднял руки к статуе. Окружавшие его жрецы сделали то же. Мериптах произнёс: "Клянёмся тобою, всепожирающее время, что все силы наши и саму жизнь нашу не пощадим мы в смертельной борьбе с безумным богоборцем. Изгладь имя его из книги жизни! Сокруши его зубами своими! Поглоти память о нём так, чтобы никто и никогда не вспомнил его! Сделай его несуществующим! Если же кто-нибудь из нас ослабнет в борьбе или поддастся на обольщения врага, то да падут на его голову все эти проклятья, и да разделит он участь врага божия! Клянёмся в этом! Клянёмся! Клянёмся!",— торжественно подтвердили жрецы. Крокодилого-ловый Себек со зловеще оскаленной пастью холодно смотрел на них, и узкие глаза его угрюмо поблёскивали» ^

Художник, объясняя понимание древними египтянами феномена времени, смог показать в своём литературном творчестве, что Древний Египет при всём многообразии богов и культе Амона поклонялся и рептилиям, крокодилам, змеям. Он считал, что крокодилы и рептилии являлись олицетворением «всепожирающего времени», трактуя его как зло.

То же можно наблюдать и в практике христианской иконографии, возникшей много позже, в которой образы рептилий-змей служили олицетворением зла. Зло — это то, что сокращает время жизни человека. М. М. Потапов обращает внимание на формулировку «всепожирающего времени», т.е. «конечного времени», которое тождественно злу.

Тема змей встречается в древнеегипетском искусстве III в. до н.э. также на рельефах целебных стел, имеющих особое магическое значение. На них, как правило, изображён бог-младенец Харпократ, который держит в руках змей и скорпионов, а опорой ног ему служат рептилии — крокодилы. Подобный иконографический при-

1 Потапов М. М. Солнечный мессия Древнего Египта. Екатеринбург, 2004. С. 78.

ём — изображение животного в виде опоры под ногами, является достаточно древним.

Таким образом, проникновение М. М. Потаповым в семантику египетского искусства, в миросозерцание и культы древних египтян, открыло понимание ими «точки невозвращения» через иконографию образа зла. Вместе с тем, он показал, что в истории нашей цивилизации именно Эхнатон начал отстаивать простые истины: «Свет» как «Любовь», «Свет» как истинная и высшая добродетель.

Среди произведений, созданных в иконописи М. М. Потаповым под влиянием древне-египтского стиля, особое место занимает образ Архангела Михаила, его патронального святого. Архангел Михаил представлен как апокалиптический образ, побеждающий дракона- «рептилию». Архангел Михаил в одеждах римского легионера, в ярко красном плаще, с поднятым над головой мечом побеждает змия, древнего дракона, попирая его ногами. Достаточно сильный и экспрессивный образ. Такой образ Архангела Михаила появился в творчестве М. М. Потапова в 1950-1951 гг., когда он расписывал иконостас местной церкви в Закарпатье в селе Малая Уголька. Однако тремя годами ранее, находясь в Херсонской области в селе Преображенка, он написал портретную серию местных жителей к своим будущим образам отцов церкви, ангелам, образам Спаса и Богородицы. Позже для образа Архангела Михаила он использовал свой рисунок местного молодого цыгана, созданный в этот период. Портрет цыгана исполнен технически совершенно. Поражает соединение мягкой улыбки и жгучего взгляда молодого красивого человека. Именно с помощью этого «горящего огнём» взгляда художник усиливает образ Архангела Михаила и, практически, создаёт новый для православной традиции иконографический тип Архангела Михаила.

Известно, что Архангел Михаил переводится «Кто как Бог» в значении «Никто не равен Богу». Упоминание Архангела Михаила встречается в пророчествах Даниила (X, 13; XII, 1), который считается «одним из первых князей» или «великим князем, стоящим за сынов народа своего». В «Откровении Иоанна Богослова» (XII, 7) описывается брань на небе, в которой «Архангел Михаил и ангелы воевали против дракона и дракон с ангелами воевали против него». В послании апостола Иуды читаем: «Михаил Архангел,

Потапов М.М. Портрет молодого цыгана

Потапов М.М. Харпократ Потапов М.М. Архангел Михаил со змеем

когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "Да запретит тебе Господь"» (Иуд. 1, 9). Это единственное место в канонических текстах, где Михаил назван архангелом. Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с дьяволом о теле Моисея», в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. Данная история известна из иудейского апокрифа «Успение Моисея». Позднее он вошёл в христианскую апокрифическую традицию под названием «Восхождение или Вознесение Моисея». Об этом свидетельствовали Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. При этом византийская и синайская иконописные традиции XII—XIII вв., а затем и древнерусская традиция представляют совершенно иную иконографию Михаила. Образ

Архангела Михаила достаточно мягкий и одухотворённый. Он не в воинской одежде, на нём нет шлема, в руках не меч, а копьё. Он побеждает «словом — молитвой». В русской традиции он также — страж Рая. В народных лицевых Апокалипсисах, в частности, уральских старообрядческих, Архангел Михаил показан не только как страж Рая, но и как спокойный победитель Семиглавого Дракона.

Иконография Архангела Михаила у М. М. Потапова — поднятый над головой меч и попираемый ногами дьявол — являются следствием западного влияния: итальянского раннего и высокого Возрождения Х!У-ХУ1 вв., проникших на Русь с польским и украинским барокко. Барокко как стиль утверждается на Руси в XVIII в. Относительно изображения дракона следует сказать, что в русской древней иконописной иконографии образ зла — дьявола, точнее апокалиптического дракона, встречается редко. Если и изображали его в иконах «Страшного Суда», то как человекоподобное существо в Геенне Огненной и прорисью, чтобы практически его не было видно. В западной традиции его всегда откровенно показывали как одноголового дракона. У М. М. Потапова дьявол-дракон изображён в виде одноголовой чёрной рептилии, т.е. так, как это можно наблюдать на египетских магических стелах. М. М. Потапов трактует победу Архангела Михаила над драконом-рептилией как победу над злом.

Возвращаясь к образу Солнца, небесному свету, следует обратить внимание на особенное изображение художником своих любимых героев: фараона Эхнатона и его окружения, живших во второй половине XIV в. до н.э. Они поклонялись «Свету», а, точнее, образу Солнца в виде диска с лучами. Лучи в египетской изобразительной традиции заканчивались «ладошками» или символами вечной жизни — «анх». Поскольку М. М. Потапов был православным церковным

43

44

художником, то в его творчестве особое значение имело христианское понимание роли божественного света, связанного с мировоззрением, древней традицией духовной практики, составляющей основу православного аскетизма-«иси-хазма», которое также имело египетские корни.

Слово «исихазм» происходит от греческого «исихия» — «молчание», «безмолвие». Для достижения необходимого состояния духа иси-хасты практиковали длительную уединённую «умную» молитву, т.е. в уме, без слов. Именно это состояние позволяло перейти к созерцанию Личного Бога. Своё завершение учение исиха-стов получило в творчестве Григория Паламы 2.

Описание техники исихазма даёт в XI в. Симеон Новый Богослов: «Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око твоё на пупок свой; далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать, и отыщи глазами, приблизительно, то место сердца, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твоё. Но, когда проведёшь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видал, увидишь весьма ясно, что вокруг сердца твоего распространяется божественный свет» 3. Достойным Бог подаёт боготворящую благодать, которая и есть самобытный свет. Её (благотворящую благодать) можно видеть телесными очами 4. Тема божественного света нашла отражение в творчестве М. М. Потапова благодаря воплощению идеи исихазма.

Русь восприняла учение об исихазме в традиции его становления, т.е. через египетскую раннюю христианскую практику III в.н.э. На рубеже XV-XVI вв. в русских монастырях активно переписывались произведения ранних иси-хастов, особенно Макария Египетского. Как считал о. Иоанн Мейендорф, исихазм никогда не был течением эзотерической мистики и нездоровой экзальтации. Так, например, Симеон Новый Богослов не был отшельником, он

2 Волгирева Г. П. Исихазм в старообрядчестве (по материалам рукописных источников Прикамья XV-XIX вв.) // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. М., 2002. С. 147.

3 Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 652.

4 Там же.

жил в Ксерокерском общежительном монастыре в центре Константинополя и «умной» молитве он учил мирян. Другой известный исследователь исихазма о. Иоанн Экономцев замечал, что практика «обожания» не являлась чрезвычайно сложной и состояла из конкретных определённых действий: пост, уединение, покаяние и сосредоточенность (безмолвие или непрестанная молитва) 5.

Подчеркнём, русское православие легко восприняло исихазм в его ранней египетской традиции, так как «обожание света» лежит в основе русской ментальности. После раскола русской православной церкви в XVII в. эта традиция сохранилась лишь у старообрядцев. Ортодоксальная церковь вновь открыла исихазм лишь в конце XVIII в. после того, как в одном из молдавских монастырей монах Паисий Величковский нашёл рукопись XV в., и со второй половины XIX в. иси-хастские тексты вновь получили заметное распространение, особенно в православных сборниках «Добротолюбие».

В своей живописной и графической портретной серии «Эхнатониана» М. М. Потапов удивительным образом отразил радостное мироощущение эпохи солнцепоклонника Эхнато-на или Аменхотепа IV, перекликающейся с темой света. В произведениях М. М. Потапова лица фараона Эхнатона, царицы Нефертити, их дочери царевны Меритатон освещены радостными улыбками, изливающимся счастьем и жизнелюбием.

Далее, необходимо сказать, что именно в период Нового царства в древнеегипетской литературе появляются новые литературные жанры — сказочные произведения, предназначенные для развлечения: «Сказка о богине Аштар-те», «Сказка о двух братьях», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка об обречённом царевиче», «Сказка о приведении» и др. Именно в это время появляется такой жанр, как любовная лирика. Повышается культурный уровень египетских писцов, и значительное их число обращается к народному творчеству, записывает любовные песни.

Обратимся к любопытному факту истории Египта, зафиксированному в «Хронологии всеобщей и русской истории», изданной в 1905 г. в Санкт-Петербурге знаменитой Типографией «Брокгауз — Эфрон». В разделе «Египет 1450 г.

5 Волгирева Г. П. Указ. соч. С. 148-149.

Потапов М.М. Меритатон

Потапов М.М. Эхнатон в кругу семьи

до Рождества Христова» читаем: «Аменофис [Аменхотеп] IV вводит культ Солнца. По смерти его восстанавливается прежняя религия». Перед этой записью читаем следующее сообщение по истории Египта, относящееся к 1500 г. до Р. Хр.: «Отражено нападение многочисленной орды голубоглазых "тамагу" (очевидно, арийцев) на западную границу Египта» 6.

Известно, что религия ариев (арии в пер.— «благой род») имела в основании обожание света и связана была, как считали исследователи, с культом природы. Не случайно историки египетской литературы, в частности, М. А. Коро-стовцев, замечают, что период Нового Царства, во время которого появился жанр «сказки», является временем интенсивного религиозного синкретизма, приведшего к распространению египетских культов в Азии, а азиатских — в Египте. Более того, «Сказка о богине Аштарт» есть ни что иное, по словам М. А. Коростовцева, как культ иноземной гостьи в египетском пантеоне, а именно культ арийской богини Арштат. Арштат персонифицирует «честь» и «достоинство», «правдивость», «прямоту» в мыслях, словах и делах. Именно влияние «иноземной» ре-

6 Хронология всеобщей и русской истории. СПб., 1905. С. 1.

лигии может объяснить такие факты, как появление в эпоху Эхнатона и нового культа Атона, как поклонение солнечному диску, и появление 125-й главы в «Книге мёртвых» с её высоконравственными темами. Возможно, что данная, распространившаяся на египетской почве, «иноземная» традиция позже вновь проявилась в учении исихастов среди египетских, а точнее, «синайских» отшельников в период раннего христианства.

Таким образом, благодаря абсолютной вере в Бога, будучи православным протодьяконом, учёным и художником, М. М. Потапов смог осуществить удивительное проникновение в духовную жизнь эпохи Нового Царства далёкого Египта.

Есть и ещё один уникальный аспект творчества М. М. Потапова. Он создал специальный изобразительный язык для объяснения окружающему миру понятой им истины. Передача Божественного Света в его иконописном творчестве происходит через частое использование цвета Преображения — «фаворского света», а именно — фиолетового цвета. Христианские и православные персонажи в иконописи и фресках М. М. Потапова часто представлены в облачениях и одеждах фиолетового цвета.

45

46

Потапов М.М. Сошествие Святого Духа

В связи с этим, сообщим интересный факт об одной ясновидящей на Урале — Татьяне Пан-телеевне Сосниной, 1953 года рождения, из старообрядческого рода крестьян Верещагинского района Пермского края. Даром ясновидения она обладает с детства. Самые интересные беседы с ней у автора данной статьи происходят о прошлом нашей Земли. Татьяна Пантелеевна рассказала, как «видит» Творение Земли. Но, предварительно скажем, что однажды на вопрос: «Что в центре Земли?» Она, закрыв глаза, ответила просто: «Фиолетовый Свет (!)». Творение же Земли, как она увидела, описала так: «Бог со стражами времени собрал пространство, облепил его звёздами, а затем в центр направил Фиолетовое пламя». На сегодня это звучит как сказка. Но главное, именно фиолетовый свет или цвет этой энергии ещё в древности называли «благодатью».

В работе Ю. Францова «К эволюции древнеегипетских представлений о Земле», опубликованной в журнале «Вестник древней истории» в 1940 г. в № 1, сообщается об изданиях В. В. Струве и Дж. Г. Брестэда математических папирусов, которые показывают египетское научное мировоззрение с новой стороны. Из автобиографии М. М. Потапова известно, что художник находился под большим влиянием работ Дж. Г. Брестэда, вёл с ним переписку,

а с академиком В. В. Струве он был лично знаком, когда работал под его началом в Эрмитаже в 1929 г. Ю. Францов писал: «Представления древних египтян о Земле изменялись на протяжении истории». Автор подчёркивал, что особенно «древние представления начинают меняться с того времени, как получает распространение учение об океане, хаосе Нун. Это учение сводится к следующим основным чертам. Нун — океан, хаос находится под землёй, он является как бы "вторым небом"; в текстах храма Эдфу о боге воздуха говорится: "находящийся между двумя небесами". Второе небо помещается под землёй и ещё в текстах пирамид Нун детерминируется знаком перевёрнутого в обратную сторону небесного свода» 7.

Далее, автор статьи рассуждает о других древнеегипетских источниках: «"Лейденский демотический папирус", изданный В. Шпигельбер-гом и содержащий драматические тексты к мифу о солнечном глазе, нам кажется, вносит существенную поправку в эти сведения. Демотический папирус содержит различные версии текстов, читавшихся на празднике прихода солнечной богини в Египет. Богиня солнца величается как дочь бога Солнца. "Не говорят: «дочь великого» ни о ком другом, кроме меня. После того, как он [Бог Солнца] сделал меня владычицей над владыками, сделал он меня владычицей Земли всей. Смотри, Земля предо мной, как коробка, это значит, Земли бога предо мной, как круглый мяч". Этот образ в устах солнечной богини заставляет остановить на нём наше внимание. Для первого образа употреблено слово 'АдЧ, древнее ТёЧ, что значит "коробка, ларец, ящик". В демотическом папирусе, как указывает Шпигельберг, оно значит иной раз и саркофаг. Для следующего образа употреблены слова кй — "округлый" и второе слово, по догадке Шпигельберга, мяч из кожи» 8.

Ю. Францов задаётся вопросом: «Как толковать этот образ, почему перед богиней солнца Земля лежит в виде ларца, "Земля Бога" —

7 Францов Ю. К эволюции древнеегипетских представлений о Земле // Вестник древней истории. М., 1940. № 1. С. 46.

8 Там же. С. 47.

М. М. Потапов, так превосходно чувствуя египетское миросозерцание, знал, чем заполнено внутреннее пространство Земли — «фиолетовым пламенем» — «благодатью». Он верил в эту истину в силу внутреннего убеждения, доказательства которому он обрёл в египетском мировоззрении. Это было его ценностным знанием, как христианская «надежда» и «любовь». Это и было его воссоединением с Богом. Если в византийском искусстве передача Божественного Света передавалась светоносными бликами на ликах святых или золотистыми ассистами на одеждах, то М. М. Потапов, художник XX-XXI вв., нашёл свой приём передачи божественной благодати — внутренний свет самой планеты Земля. Тогда Земля понимается как высший дар Бога, подателя всех благ. Именно поэтому в его церковном творчестве так любим и активен фиолетовый цвет.

Художник М. М. Потапов, прожив удивительную и долгую жизнь, явил собою и своим творчеством озарение планетарного масштаба и значения. Современная западная цивилизация берёт своё начало в Египте. М. М. Потапов, будучи горячим поклонником гениального Эх-натона, сумел по-новому «прочитать» его эстетику и мировоззрение.

Список литературы

1. Волгирева Г.П. Исихазм в старообрядчестве (по материалам рукописных источников Прикамья XV-XIX вв.) // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. М., 2002. С. 147-149.

2. Потапов М.М. Солнечный мессия Древнего Египта. Екатеринбург, 2004. С. 78.

3. Францов Ю. К эволюции древнеегипетских представлений о Земле // Вестник древней истории. М., 1940. № 1. С. 46-47.

4. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 652.

5. Хронология всеобщей и русской истории. СПб., 1905. С. 1.

ANCIENT ORIENTAL THEMES IN THE WORKS M.M. POTAPOV (1904-2007)

Volgireva Galina Pavlovna,

PhD in History, Associate professor of modern history of Russia Historical and Political Science Faculty,

Perm State National Research University, 47

Bukireva str. 15, 614990 Perm, Russia, e-mail: modrus@psu.ru

Abstract

Discusses the work of the Russian Church of the artist M. M. Potapov (1904-2007) in the cultural context of ancient Egypt and Russian art. Keywords

Religious artist, icon, image, ancient Egypt, the era of Ikhnaton.

Потапов М.М. Потапов М.М.

Архангел Михаил Богоматерь с Младенцем

в виде круглого мяча?» Как видим из древнеегипетских источников и ларец, и мяч содержат внутреннее пространство, которое должно быть явно заполненным. Думается, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.