Не опыт смерти, которого не может быть по определению, не страх смерти, но принятие человеком идеи смерти как трансцендирующего выхода за собственные природные рамки и границы и есть возможность осознать ценность и смысл жизни. Лишь трансцендируя к «сверхопытной» реальности, считал М.К. Мамарда-швили, человек «самосозидает» свою жизнь.
Тема смерти занимает значительное место в экзистенциальной психотерапии, задача которой состоит в том, чтобы способствовать сознаванию смерти пациентом. Но суть терапии состоит не в том, чтобы обеспечить опыт осознания смерти, а в том, чтобы помочь осознать, что этим опытом проникнуто все вокруг него.
В культуре смерть рассматривается не только как ограничение, конец жизни, но и как возможность в некотором смысле продолжения по ту сторону смерти. И в экзистенциализме смерть - это не только «стена», но и «дверь», момент времени на пути в вечность. Для многих экзистенциалистов человек в переделе - конечный индивид, связанный с Богом. Достаточно вспомнить Кьеркегора и его три уровня экзистенции. Первый, эстетический уровень - это наблюдение, жизнь без перспективы; второй этический уровень - это господство универсального, но без установления отношения к трансцендентному; третий религиозный уровень - это выход к непосредственным отношениям с высшим Субъектом, Абсолютом, Богом. Именно через это утверждение в вере своего отношения к Богу человек становится индивидом в высшей возможной степени. Выход на этот уровень связан с неизбежностью отказа от себя, с риском, с выбором. Лишь рискнув всем, человек может найти свое подлинное Я, свое конечное бытие, связанное с бесконечностью. Преображение происходит не в точке исхода, то есть в момент рождения, не в финальной точке, то есть в момент смерти, а в пути, в готовности, решимости идти. Эти идеи явно перекликаются с христианским экзистенциализмом Н.А. Бердяева, для которого идея христианства не в учении Христа, а в его жизни, в его пути к Голгофе. Принятие Христа, и через него - спасения, есть преодоление отчуждения человека от вечного, преодоление страха смерти во имя жизни. Спасение - это преображение себя, это утверждение жизни, раскрытие всех возможных потенциалов, данных человеку Богом, реализация замысла о человеке. И тогда смерть - это не крах, - это финал пройденного, а не обойденного пути. Это собственный финал собственной индивидуальной прожитой жизни.
Экзистенциальный подход иллюстрирует одно очень важное положение, которое в психологии является до сих пор не до конца осознанным: психологическое освоение масштабных предельных категорий возможно лишь после их глубокой философской проработки. Отсюда вытекает необходимость развития философии психологии как одного из главных условий осуществления гуманитарного подхода.
Котова И.Б. (Ростов-на-Дону)
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МНОГОГРАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМ
ЕГО БЫТИЯ КАК ОСНОВАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
Антропология (человекознание, человековедение) как самостоятельная область знаний имеет длительную предысторию, в ходе которой вызревала и отстаивалась мысль о необходимости осмысления человеческой природы, создания науки о человеке как об особом феномене, особом роде сущего. Проблема человека всегда была и остается главной в длительной истории человеческой мысли, присутствуя в научных построениях, какими бы абстрактными они не были, но целостный человек
Раздел V. Философия и методология психологии
никогда не был их основным объектом. Идея целостного человека становится общепроникающей только в конце XIX - начале ХХ века. Она приводит к формированию задач комплексного, многостороннего исследования человека, основанного на использовании различных методов.
Ученым еще предстоит создать некоторый теоретический конструкт, объединяющий всю сумму знаний о месте человека в мироздании, о природно -биологических особенностях его жизнедеятельности, биофизиологическом строении, информационно-энергетической структуре организма, становлении и функционировании психики, эмоций, интеллекта, особенностях половозрастного развития, исторических и социально-культурных формах общения, этнокультурных и демографических характеристиках человека, основных способах деятельности, о глобальных последствиях жизнедеятельности человеческого сообщества и др.
Несмотря на широкий диапазон интегрирования необходимых знаний, этот перечень еще не дает видение человека в единстве всех слагаемых его бытия. Сегодня аппарат науки явно недостаточен для понимания человека даже в качестве естественно-природного и социального существа. Сложность и многогранность проблемы человека требует синтеза и интеграции в теоретической конструкции различных областей знания с их понятийными аппаратами (кстати, трудно совместимыми, так как это касается естественных и гуманитарных наук), методами и принципами.
Построить образ человека можно, лишь вскрыв основополагающие моменты его жизнедеятельности, индивидуальные, неповторимые черты человеческого бытия, взаимодействия всего спектра проявлений человеческой природы. Феномен человека явно теснит и отодвигает на задний план ранее актуальные области знаний. Такой всплеск интереса к проблематике человека получил название «антропологического бума», расширяющего свое влияние на все мировое пространство.
Большой и разносторонний материал для антропологии дал XIX век. Он создал образ человека во всей полноте его материального, чувственного, духовного, рационально-нравственного бытия. К середине XIX-го века антропология сформировалась как самостоятельная наука. Ее основными разделами стали: морфология человека, учение об антропогенезе и поведении. К началу XX века проблематика и задачи антропологии значительно усложнились. Они формулировались предельно четко - необходимо полное постижение человека. Наверное, поэтому оказались соединенными вместе собственно антропология или естественная история человека; палеонтология; этнология; социология; лингвистика; мифология; медицинская география; географическая и этнографическая патология; демография и др.
Наряду с перечисленными зарождались и новые отрасли человековедения: культурная антропология, религиозная, социальная, психологическая и др. Таким образом, в круг изучения антропологов попало многообразие феноменов, что дало возможность сделать заключение о богатстве человеческой природы, ее многообразии и неповторимости. Постепенно возникали принципиально новые подходы к интеграции знаний о человеке, а конкретными дисциплинами была накоплена огромная эмпирия фактов. Однако комплексный образ человека не был создан, так как уровень синтетического знания еще не был достигнут. Полифония разных приемов, методик, жанровых особенностей мысли не дала возможности раскрыть специфику человеческой природы. Идеи антропологии получили широкое распространение в США, на Западе, в Японии, России и в других странах.
Попытки представить обобщенный образ человека предпринимались неоднократно. К идеям антропологии в России обращались видные отечественные психологи - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Они рассматривали различные отрасли антропологии, стремились синтезировать знания о человеке, соединить методы разных наук, выработать относительно целостное по-
нимание человека на базе комплексного подхода к его проблемам.
Современные исследования феномена человека опираются на научную гуманистическую концепцию, в основе которой лежит представление о том, что человек является существом, в котором органично соединены социальные, биологические и нравственно-духовные начала. Антропологическое познание сохраняет реальную связь с субъектностью, рациональностью и эмоциональностью человека.
Лабунская В.А. (Ростов-на-Дону)
ЭКСПРЕССИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В нашем сообщении мы ставим задачу рассмотреть феномен «экспрессия человека» как многоуровневое, отличающееся широтой трактовок и подходов явление, имеющее не просто междисциплинарный статус, а претендующее для его понимания в гуманитарной психологии на объединение усилий многих наук. Начнем с того, что такие понятия, как экспрессия, экспрессивность, внешний облик, внешность, невербальный язык входят в перечень научных понятий и социологии, и культурологии, и семиологии, и лингвистики, и антропологии, и социальной философии, и психологии. Они используются в работах искусствоведов, театроведов, рассматриваются в контексте визуальной антропологии. «Визуальный поворот», произошедший в гуманитарных исследованиях реальности и человека, приведший к актуализации внимания к визуальным практикам (фотография, реклама, кино и т.д.), способствовал увеличению количества и разнообразия работ, в которых ставится задача изучения экспрессии человека, представленной в различных формах и измерениях. Исследования XX века, выполненные в рамках семиотики и семиологии невербальных коммуникаций, в контексте методологии гендерных исследований, с позиций социального конструкционизма наглядно демонстрируют зависимость представлений о внешнем Я человека о формах экспрессии и их интерпретаций от доминирующих трактовок человека, от «научной» моды, от превалирующих в обществе идеологий.
В целом, рассмотрение такого явления как «экспрессия человека» и его интерпретация во многом определяется дискурсивными границами методологии гуманитарных наук. Трактовки понятия «экспрессия человека» отражают не только принадлежность к той или иной дисциплине, не только свидетельствуют о позиции исследователя относительно природы человека, не только сообщают о гуманитарном или естественнонаучном подходе к данному явлению, но и указывают на рамки интерпретации термина «выражение». Анализ разнообразных источников и направлений исследования «экспрессии человека» приводит к выводу о том, что данное понятие интегрирует широкий круг явлений и охватывает, практически, все средства, с помощью которых представлен образ жизни человека и человечества, социальных страт, групп, культур. Определение «выражение человека» в самом широком гуманитарном контексте включает все его «максимальное бытие», предъявленное в культурных ценностях, истории и социальной памяти.
Перед гуманитарной социальной психологией стоит задача исследования «экспрессии человека» с позиций его бытия, с целью выделения и распознания определенных социальных групп, описания стилей жизни, построения типологий. В этом контексте должны изучаться «конструкты» внешнего облика человека, как способы объективизации позиции социума относительно конкретной личности и группы, рассматриваться социальные символы и знаки, предметная среда в качестве транслятора социально желаемого спектра черт образа жизни.