ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
УДК 111.12
В. Л. Обухов
К вопросу о месте философской антропологии в системе антропологического знания
В статье рассматривается система антропологического знания, предлагается классификация антропологических наук, выделяются теоретические и практические антропологии. Ставится вопрос о статусе философской антропологии и раскрывается ее место в системе антропологического знания.
The article deals with the system of anthropological knowledge, the author differentiating between theoretical and practical anthropologies, enquiring on the status of philosophic anthropology and showing its place in the system of anthropological knowledge.
Ключевые слова: теоретическая антропология, практическая антропология, философская антропология, сущность человека, человековедение.
Key words: theoretical anthropology, practical anthropology, philosophic anthropology, man's essence, humanitarian studies.
Вопрос о том, что такое человек, И. Кант считал важнейшим вопросом философии. На этом основании историю философии Кант начинал с Сократа, поскольку именно он впервые четко его поставил. И хотя в системе Канта этот вопрос так и не занял центрального места, сама его постановка в конце XVIII в. оказалась в высшей степени продуктивной, обращенной в будущее. Столетие спустя В.С. Соловьев внес существенные коррективы в методологию разрешения вопроса о человеке. По мнению этого русского мыслителя, все существующие философские направления являются односторонними. Эмпиризм узок, так как за конкретным не видит общего, внутреннего смысла. Рационализм также узок, ибо, конструируя
© Обухов В. Л., 2014
схему мира, он доходит до общих схем, а не конкретных форм и явлений. Узость же рационализованной религиозной философии состоит в том, что она отрывается от отдельного человека, его индивидуальности. Поэтому нужна философия всеединства, охватывающая реальность во всем ее многообразии: Бога, природу, человека, материальные стороны жизни. Человек, по мнению В. Соловьева, также не может характеризоваться односторонне, ибо он является частью природы. Личность формируется эпохой, средой, идеями, поэтому человек должен быть понят в единстве всех его определений: космическом, биологическом, социальном и душевном [8].
Такая постановка проблемы не получила, однако, соответствующего обоснования в философии самого В. Соловьева и поэтому неизбежно вновь и вновь ставилась на повестку дня. Так, М. Шелер в 1929 г. в работе «Положение человека в космосе» справедливо отмечал, что в сознании современного образованного европейца сталкиваются три не совместимых друг с другом круга представлений о человеке: иудейско-христианская традиция, связанная с Адамом и Евой, творением, раем и грехопадением; античный круг представлений, ставящий человека в особое положение - «человека разумного»; и круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которым человек есть достаточно поздний итог развития Земли, отличающийся от форм, предшествующих ему в живом мире, только степенью сложности. Естественнонаучная, философская и теологическая антропологии существуют независимо и друг другом не интересуются, поэтому нет и единой идеи человека.
«Специальные науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее. И если принять во внимание, что названные три традиционных круга идей ныне повсюду подорваны <...>, то можно сказать, что еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя, как в настоящее время» [10, с. 32].
В этой же работе М. Шелер обосновывает необходимость философской антропологии как науки, которая смогла бы дать действительно целостное, всестороннее, т. е. конкретное, истинное знание о человеке.
Философская антропология действительно обрела права гражданства и стала интенсивно развиваться на Западе. К сожалению, в нашей стране эта наука и антропологический принцип в философии длительное время находились «вне закона», а антропологическая
школа в социологии характеризовалась как одно из наиболее реакционных течений современной буржуазной социологии [9, с. 77]. Хотя, разумеется, и в 60-70-е годы появлялись работы, ориентированные на комплексное, целостное изучение человека, но эта новая тенденция не получила должного развития, и учение о целостном человеке до сих пор так и не создано. Однако такое учение в наши дни крайне актуально как с точки зрения общества, так и индивида.
Философской антропологии единственной под силу дать наиболее адекватный ответ на вопрос «Что такое человек?». Но это возможно только на основе синтеза всех существующих антрополо-гий, которые можно разделить на теоретические и прикладные. Надо сказать, что такое разделение будет условным, поскольку в теоретической антропологии присутствуют практические рекомендации, а прикладные не могут успешно развиваться без теоретического осмысления.
Теоретические антропологии
Вопросы происхождения человека, его рас, расселения, роли географической среды и др. изучает естественнонаучная (биологическая) антропология1. Это, по сути, единственная антропология, которая была разрешена в СССР до 1991 г., поэтому в старых словарях слово «антропология» раскрывается как естественнонаучная антропология. До сих пор отдельные ученые, издающие учебники по антропологии, по инерции освещают только одну - естественнонаучную, хотя, на наш взгляд, она не является самой значимой для понимания человека.
Когда ставится вопрос о необходимости реконструкции истории человечества и культуры, из естественнонаучной антропологии вырастает социальная антропология [4]. Основателем социальной антропологии явился английский этнолог Дж. Фрейзер. Предмет социальной антропологии - закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной социальной среды. Часто под социальной антропологией понимается этнология, а также раздел социологии, изучающий примитивные племена и традиционные общества (в отличие от современных институтов, изучаемых социологией).
В 1993 г. из социальной антропологии выделилась культурная антропология . Она главным образом сложилась в США. Культур-
1 Подробнее см. [1]
2 Подробнее см. [11].
ная антропология исследует особенности связи человека и культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах. Если культурология изучает все проявления человеческой культуры - от шаманства до элитарной и массовой культуры, то культурная антропология изучает, прежде всего, первобытную, племенную культуру, не касаясь современного общества. Впрочем, в последнее время появились книги по культурной антропологии, рассматривающие все типы культуры, включая и современную.
В процессе исследования культур и языков американских индейцев сформировалась лингвистическая антропология1, которая имеет дело преимущественно с данными, относящимися к допись-менным, традиционным культурам. Начало ей было положено еще В. Гумбольдтом (1767-1835), первым высказавшим идею о связи языка и народа. В настоящее время считается установленным, что обычаи народа отражаются в его языке в такой же мере, как язык формирует народ. Антропологическая лингвистика проявляет интерес к эволюционному развитию человеческой речи. Метод «молекулярных часов», позволяющий установить степень родства разных видов по различиям в их ДНК, похож на метод, определяющий степень родства языков. Установлено, в частности, что в базовом словаре (дом, хлеб и др.) родственных народов за 1000 лет сохраняется 86 % слов.
В работах ряда религиозных мыслителей, в частности, в трудах Н. А. Бердяева «Смысл творчества» и «Проблема человека» была обоснована религиозная антропология . По Бердяеву, природа человека и человеческой души более всего должна раскрыться в России, где возможна новая антропология - религиозная. Религиозная антропология - научная и богословская дисциплина, решающая проблему человека и человеческого существования путем перспективы диалога Бога и человека. Ее интересует проблема происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, отчаяния, прощения, преображения, поиски антропологических корней религии, антропологического доказательства бытия Бога, антропологические аспекты милосердия.
На какую-либо философскую концепцию человека неизменно опирается педагогика. Именно из философской антропологии педагогическая антропология [2] заимствовала важную идею: человек не
1 Подробнее см. [12].
2 Подробнее см. [3; 6].
может рассматриваться только как рациональное существо. Он зависит также от иррациональных стремлений, таких как страх, радость, надежда, сомнение, привязанность, любовь. В центре педагогической антропологии находится проблема индивидуальной сущности человека-ребенка. Педагогическая антропология играет роль интегрального знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса. Педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности и общества, устанавливаемые разными науками, создает знание о законах развития человека с точки зрения воспитания. В педагогической антропологии синтезируются знания различных наук с целью определения оптимальных путей достижения педагогических целей.
Наступивший XXI в., дальнейшее планетарно-ноосферное сближение человечества ставит задачи объединения людей по различным интересам: этническим, биологическим, семейно-социальным, материальным, политическим, культурным. Философия еще ограничена в возможностях прогнозирования космоплане-тарных процессов и динамики живого вещества, она еще не решила проблему усвоения религиозно-философских построений и выявления прогнозирующей силы таких систем, как теософия, софиология. Философская антропология, религиозная философия, весь комплекс гуманитарных наук и большая часть наук естественных, включая учение о ноосфере и экологии, - таков фундамент космологической антропологии1.
Прикладные антропологии
Решение задач прикладной антропологии - дело такое же древнее, как сам человек. Как построить жилище, как надо относиться к своему здоровью и какие проблемы ожидают нас на каждом этапе жизненного цикла, какую пользу и какой вред приносят нам занятия любимыми видами спорта - вот далеко не полный перечень вопросов, которые решает прикладная антропология.
Медицинская антропология изучает нерасторжимое единство и взаимовлияние духовного и телесного в человеке, проблемы нормы и патологии, типы конституции человека и главный закон здорового образа жизни. Здесь же рассматриваются проблемы соотношения традиционной медицины болезней и довольно новой медицины здоровья (валеологии). Рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на здоровье человека. Вопросы возрастной антропо-
1 Об этом подробнее см. [5].
логии находятся всегда в центре внимания ученых. Увеличивается число исследований, посвященных детскому возрасту, а также динамике физического развития современного человека - от рождения до старости, в связи с изменениями социальной среды и демографическими показаниями. Здесь выделяются такие разделы, как ювено-логия (учение о ранних этапах развития человека), акмеология (учение о зрелом, наиболее духовно и физически активном периоде жизни человека) и геронтология (учение о долгожительстве). Возрастная антропология работает также над проблемой соотношения биологического возраста и конституции человека.
Закономерности морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием спортивной деятельности, изучает спортивная антропология. Основной ее метод - метод антропометрии или соматометрии - измерение человека. Для решения этих проблем необходимо знание анатомии и физиологии, генетики, психологии, биометрии, биофизики, что делает ее в чем-то родственной философской антропологии.
Все приведенные антропологии (а их число можно было бы продолжить) - психологическая, юридическая, экономическая и др. - тянутся к философской антропологии, нуждаются в ней. Но, к сожалению, сама философская антропология еще не сформировалась должным образом, не обрела еще четкие ориентиры, в результате чего каждый автор излагает ее по-своему, совершенно не так, как другие1.
Действительно, кризис общества и крушение традиционных представлений, мифов и стереотипов неизбежно обостряют внимание к человеку. Каждый начинает искать опору и точки отсчета в самом себе. В таких условиях значительно возрастает и интерес к целостной человеческой личности, к ее психологическим переживаниям. Повышенный интерес к человеку характерен также для эпохи эллинизма, Возрождения и т. д. Ориентация на индивидуальность во все времена позволяла обществу выходить из кризисных ситуаций. В этом можно видеть своеобразный механизм самоорганизации социума, который реализуется в переломные моменты истории. И наше общество сейчас переживает один из таких критических моментов, когда обращение к человеку, к его сущностным характеристикам и творческим потенциям является необходимым условием выживания, как отдельного индивида, так и общества.
1 Подробнее см. [7].
Еще несколько десятилетий назад социологи установили, что успешность практической деятельности выпускника вуза лишь на 15-20 % зависит от его профессиональных знаний; все остальное определяется его умением работать с людьми. Тогда же в печати появились настоятельные призывы ученых и практиков к внедрению в вузовские программы учебной дисциплины «Философская антропология», или «Человековедение». Но в этом случае возникает вопрос: зачем нужна еще одна наука о человеке, если их и так уже существует достаточное количество: классическая антропология, психология, социология, этика, эстетика, этнография, педагогика, медицина и т. д.? Как известно, при тоталитарном режиме гуманитарные дисциплины были фактически вытеснены, подмяты дисциплинами так называемого обществоведческого цикла. Знакомство с ними у студента на первом курсе начиналось с истории КПСС, а на последнем заканчивалось научным коммунизмом. В условиях осуществленной в 90-е годы перестройки высшего образования под девизом его гуманизации и гуманитаризации были разработаны и изданы разнообразные программы и пособия по философской антропологии, в ряде вузов открыты кафедры философской антропологии, защищены многочисленные диссертации по этой специальности. Существенным недостатком имеющихся публикаций по проблеме человека является то, что авторы, как правило, пытаются рассматривать ее без учета философско-мировоззренческих, онтологических оснований. В этом случае философская антропология (человековедение) сводится лишь к изложению позиции того или иного автора, т. е. к структурированию имеющегося материала в соответствии с авторскими вкусами и профессиональной ориентацией.
Каждый исследователь, занимающийся проблемой человека, в конечном счете, стремится постичь его сущность. Но чтобы приблизиться к ней, необходимо сначала рассмотреть особенности человека на уровне явления, прежде всего, в контексте его взаимоотношения с обществом (социумом). Поскольку при этом человек исследуется не только с точки зрения философии, но и мифологии, религии, науки, искусства, постольку правомерным является использование понятия «образ человека», отражающего необходимую цельность рассмотрения. Кроме того, известно, что образ отражает суть явлений без жестких формализованных рамок, что дает возможность открытого эмоционального контакта с читателем. Выявление каждой конкретной эпохой все новых и новых черт человека в качестве доминирующих указывает на практически неисчерпаемое богатство конкретных проявлений человека. Целостное же его
представление должно как-то учитывать диалектическое единство различных образов. Тем не менее, односторонние представления о человеке отражают действительную картину, складывающуюся в обществе. Дело в том, что личность, неизбежно дифференцированная в рамках любого конкретного социума, чаще всего могла реализовать себя лишь однопланово. Особенностью подхода к проблеме человека в русской философии и культуре можно считать своеобразный метафизический максимализм: человек здесь принимается в качестве узлового, центрального элемента мироздания, в котором сходятся все противоречия мирового бытия. Отсюда следует, что обращение к русской культуре придает образу человека более глубокий, более конкретный характер.
Рассмотрение образа человека, т. е. человека на уровне явления, позволяет затем осуществить переход к рассмотрению его сущности. Последняя должна рассматриваться в двух различных плоскостях: через исследование природы человека как того уровня сущности, который неотчуждаем и отроду присущ каждому индивиду, и того уровня сущности, который хотя потенциально и заложен в каждом, но актуально выявляется лишь у пассионариев. Необходимо преодолеть типичное для классической философии и религии противопоставление возвышенной бессмертной души и низменного тленного тела. Представляется, что реабилитация тела одновременно будет означать и подлинную реабилитацию духа. Ведь хорошо известно, что пренебрежительное отношение к телу в эпоху Средневековья привело к серьезным деформациям духа и всей духовной жизни человека. В то же время, реабилитация тела в период Возрождения вызвала невиданный взлет духовной мощи человека и появление когорты гениальных людей. Для правильного понимания некоторых важных сторон человеческой природы необходимо восстановить в правах мировоззренческое значение категории созерцания. Изъятие момента созерцания из мировоззренческого отношения личности приводит к сильному искажению образа человека и создает ложное представление о его положении в природе и обществе, а также о месте в нравственно-религиозной и эстетической сферах.
Сущность человека является многоуровневым образованием, в котором выделяют более или менее глубокие слои. Наиболее значимыми сущностными характеристиками человека являются, с нашей точки зрения, свобода, творчество, страсти и красота. Эти характеристики структурируют весь внутренний мир человека, делая его уникальным, неповторимым. Наиболее полно сущность человека раскрывается в высших актах творчества.
Она не является атрибутом человека, ибо существуют люди, у которых она отсутствует (скажем, у младенцев или душевнобольных). Нам представляется, что сущность реализуется у разных индивидов с различной степенью интенсивности и далеко не во всякие моменты их жизни. Человек не может постоянно пребывать в сфере сущности.
Большая часть жизни обычных людей протекает в сфере их существования. Многих, кстати, это вполне устраивает. Экзистенциалистская философия уже давно осознала эту проблему, но предложенное ею решение оказалось явно односторонним. Знаменательно, что М. Хайдеггер большую часть людей вообще отнес к сфере «man», в которой человек полностью теряет свою индивидуальность. Здесь фактически была поставлена проблема существования как бытия без сущности. Подход к человековедению как комплексной науке и учебной дисциплине позволяет увидеть человека как микрокосм, во всем многообразии космопланетарного и социального измерения, во всей его конкретности и определить его возможные перспективы в быстро изменяющемся мире. Это ставит философскую антропологию как человековедение в ряд наиболее фундаментальных дисциплин гуманитарного цикла.
Список литературы
1. Антропология. Хрестоматия. - М.; Воронеж, 2003.
2. Гентух Е.В. Генезис идей педагогической антропологий в истории отечественного образования: дис. ... канд. пед. наук. - СПб.; Пушкин, 2006.
3. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. - СПб., 2003.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. - М.,
2005.
5. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - М.; Новосибирск, 1997.
6. Корольков А.А. Духовная антропология. - СПб., 2005.
7. Марков Б.В. Философская антропология. - СПб., 2008.
8. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. Соч.: в 2 т. Т. 2. - М., 1990.
9. Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 1. - М., 1960.
10. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии / под ред. П.С. Гуревича. - М., 1988.
11. Шелов-Коведяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. - М.,
2005.
12. Шишкина-Ярмоленко А.С. Язык и познание. Опыт лингвистической антропологии. - СПб., 2004.