Научная статья на тему 'Онтогенез воли'

Онтогенез воли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
2407
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / WILL / ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / VOLITIONAL FUNCTION / СВОБОДА / FREEDOM / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / CENTRAL AGE PSYCHOLOGICAL NEW-FORMATION / ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОСМЫСЛЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / COMPREHENDED INITIATIVE / THE WILL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кравцов Геннадий Григорьевич

В статье предлагается новый теоретический подход к проблемам волевого развития. Автор опирается на основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и предлагает свое понимание воли как осмысленной инициативы. В статье рассматривается генезис воли и особенности волевого развития в разных возрастах. При этом автор считает, что выделенные Л.С. Выготским центральные возрастные новообразования позволяют реализовать волю в детских возрастах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontogenez of will

The article suggests new theoretic approach to problems of the will development. Proceeding from basic provisions of L.S. Vygotsky cultural-historic theory the author presents his understanding of the will as comprehended initiative. Consideration is given to genesis of the will and especially to the will development at different age. Moreover the author is of an opinion, that central age new-formations emphasized by L.S. Vygotsky facilitate realization of the will at child age.

Текст научной работы на тему «Онтогенез воли»

Г.Г. Кравцов

ОНТОГЕНЕЗ ВОЛИ

В статье предлагается новый теоретический подход к проблемам волевого развития. Автор опирается на основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и предлагает свое понимание воли как осмысленной инициативы.

В статье рассматривается генезис воли и особенности волевого развития в разных возрастах. При этом автор считает, что выделенные Л.С. Выготским центральные возрастные новообразования позволяют реализовать волю в детских возрастах.

Ключевые слова: воля, волевое развитие, свобода, центральные возрастные психологические новообразования, произвольные действия, осмысленная инициатива.

Воле очень не повезло в плане психологического изучения. Всем остальным психическим функциям хотя бы не отказывается в праве на существование. Никто не сомневается, что у человека есть эмоции, восприятие, мышление, речь и т. д. А вот с волей дело обстоит по-другому.

Л.С. Выготский, проанализировав ситуацию в области психологии воли, подразделил все теории воли на гетерономные и автономные. Гетерономные теории воли утверждают, что воли как таковой нет, и сводят ее к каким-то другим процессам. Автономные теории воли полагают ее в качестве особой и самостоятельно существующей функции психики. Л.С. Выготский видел плюсы и минусы и тех, и других теорий.

© Кравцов Г.Г., 2012

Г.Г. Кравцов

Гетерономные теории стремятся к детерминизму и естественно-научному, каузальному объяснению воли. Однако они, по мысли Л.С. Выготского, потеряли самое существенное, что есть в волевом акте. Это «непосредственно переживаемое чувство свободы» и «структурное многообразие действия, которым волевое действие отличается от неволевого» - так писал Л.С. Выготский1. Согласно Л.С. Выготскому, «автономные или волюнтаристические теории в основу объяснения воли кладут единство и несводимость волевых процессов и волевых переживаний. Представители этой школы пытаются объяснить волю, исходя из законов, заложенных в самом волевом действии»2. В философии волюнтаристами были, например, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В психологии можно назвать Э. Гартмана, да и не только. Не избежал спиритуализма в трактовке воли даже основоположник американской научной психологии В. Джемс. «В частности, Джемс, - пишет Л.С. Выготский, - как прагматист, пытается избегать всяческих спиритуалистических и метафизических объяснений во всех проблемах, за исключением воли. Джемс создал теорию воли, которую он назвал латинским словом «фиат», взятым из Библии, что значит «да будет», с помощью бога творца, создавшего мир. По мнению Джемса, в каждом волевом акте присутствует некоторая частица такой волевой силы, которая дает часто предпочтение слабейшему из психических процессов»3.

Вместе с критикой автономных теорий воли Л.С. Выготский отмечает и то положительное зерно, которое они в себе несли. «Можно сказать, что в общем, будучи крайне распространенными в истории развития научных идей о воле, эти волюнтаристические теории имели все-таки тот положительный момент, что они все время фиксировали внимание психологов на своеобразных явлениях воли, они все время противопоставляли свои учения тем концепциям, которые вообще пытались ставить крест на волевых процессах. Между прочим, они сыграли и вторую роль: они впервые раскололи психологию на две отдельные тенденции, на тенденцию каузальную, естественно-научную и тенденцию телеологическую»4.

Автор культурно-исторической концепции ставит самую главную, с нашей точки зрения, проблему психологии - как возможно научное изучение человеческой свободы. Воля - это инструмент свободного действия, а несвободной воли просто не бывает. Он пишет «Основная трудность, основная загадка в том, чтобы, с одной стороны, объяснить детерминированный, каузальный, обусловленный, так сказать, естественный ход волевого процесса, дать научное

Онтогенез воли

понятие этого процесса, не прибегая к религиозному объяснению, а с другой - применяя такой научный подход к объяснению волевого процесса, сохранить в воле то, что ей присуще, именно то, что принято называть произвольностью волевого акта, т. е. то, что делает детерминированное, каузальное, обусловленное действие человека в известных обстоятельствах свободным действием. Иначе говоря, проблема переживаний свободного волевого процесса - то, что отличает волевое действие от других, - это есть основная загадка, над которой бьются исследователи самых различных направлений»5.

Есть основания полагать, что для решения этой загадки нужно преодолеть натуралистические воззрения на природу человека и его волевую сферу. Натурализм это не только понимание человека как исключительно природного существа. Натурализмом страдают, например, и теории конвергенции двух факторов, рассматривающие человека как биосоциальное существо. Натурализм отличает то, что человеческий индивид в нем берется изолированно, вне контекста существенных жизненных связей, отличающих бытие человека. Конечно же, человек социальное существо, т. е. «животное, занимающееся политикой», как определял сущность человека Аристотель. Но этим не исчерпывается феномен человека. Человек - это существо, живущее духовной жизнью.

У человека есть то, что образует пропасть между ним и миром животных, а именно высший дар - свобода. О свободе невозможно говорить с натуралистических позиций, а все естественные науки тяготеют к натурализму. Недаром изначально науки о природе именовались натурфилософией. Человек не вмещается в четырехмерный пространственно-временной континуум, которым ограничены естественные науки. Аргументом к этому положению будет уже тот факт, что человек живет не только внутри вектора времени, но и относится ко времени. Мы отмеряем время с помощью часов, мы осознаем течение времени, мы планируем свою жизнь и свои действия и вообще живем не только в плане наличного бытия, но, главным образом, в предвосхищаемом будущем. Прошлое, кстати сказать, также весьма актуально для человека. Человек историческое существо. Но ведь чтобы относиться к чему-либо, в данном случае ко времени, нужно его отделить от себя, противопоставить себе и сделать предметом сознания. Иными словами, человек постоянно трансцендирует из наличной ситуации, выходит за ее пределы и встает в надситуативную позицию, в том числе по отношению ко времени и пространству. Это возможно только в том случае, если признать, что человек многомерное существо, превосходящее

Г.Г. Кравцов

по степеням свободы три измерения пространства и однонаправленный вектор времени.

Преодоление натурализма в психологии - задача, которую ставили перед собой многие научные школы. Однако приходится признать, что «воз и ныне там», т. е. мало что изменилось. Л.С. Выготский призывал к решительному выходу за методологические рамки старой психологии. Тем не менее старая психология живет, здравствует и даже процветает в наши дни. Подавляющее большинство исследований в психологии выполняется в худшем варианте натурализма, которым отличается сугубо эмпирический подход. При этом во многих работах проговаривается, что методологическую основу исследования составлял культурно-исторический подход, хотя на самом деле этот подход, как говорится, там и близко не ночевал.

Культурно-исторический подход означает, что центральной и высшей проблемой психологического исследования является проблема свободного действия человека. Свободным является сознательно управляемое действие, т. е. действие, подконтрольное сознанию, действие, которым человек владеет. «Осознать -значит овладеть» - такова формула Л.С. Выготского. Проблема сознания в этом случае выходит на передний план. Недаром именно сознание, только по-новому понятое, Л.С. Выготский считал предметом психологической науки. Сознание неотъемлемо от личности. В свою очередь, личность существует не иначе как в движении развития. Только в процессе развития человек обретает и осуществляет свою свободу и, тем самым, реализует себя как личность. Личность, по общему признанию, целостна, а развитие, как подчеркивал Л.С. Выготский, всегда есть саморазвитие, т. е. внутренне обусловленное движение. Целостность и системность при исследовании психических явлений и процессов являются, по мысли автора культурно-исторического подхода, обязательными свойствами методологии нового типа. Сам он нередко рядополагал понятия личности, сознания, психики в целом. Именно целостная личность является такой «единицей», которая способна к развитию как саморазвитию. Это внутренне обусловленное движение предполагает внутренний импульс и устремленность субъекта. Это означает, что в процессе развития всегда есть момент волевого усилия. Развитие совершается как активно-созидательный, творческий процесс, идущий от сущностного ядра субъекта саморазвития. Таким образом, понятие свободы, личности, развития и воли оказываются теснейшим образом увязанными между собой.

Онтогенез воли

Примечательно, что каждое из этих понятий является «камнем преткновения» и непреодолимой трудностью для традиционной психологии.

Любую психологическую теорию можно проверить на действительные возможности и работоспособность, приложив ее к указанным понятиям. В разных местах своих работ Л.С. Выготский называет то или иное из этих понятий высшей и центральной проблемой психологии. В этом нет эклектики или непоследовательности. Просто каждое из этих понятий является гранью или аспектом одной и той же психологической реальности. Рассмотрение и анализ любого из них тут же выводит исследователя на все остальные, сопряженные с ним понятия.

Построение автономной теории воли абсолютно необходимо для создания теории личности и, с нашей точки зрения, с самого начала должно определять строительство общепсихологической теории. Опуская аргументацию и обоснование наших взглядов на проблему воли, попробуем в виде тезисов сформулировать основные положения возможной автономной теории воли.

1. В первом приближении и в абстрактном виде воля может быть определена как осмысленная инициатива.

2. Волевой акт является личностным действием. Волевое действие - это проявление и осуществление человеком себя как личности.

3. Воля является исходно и изначально высшей психической функцией. Как элементарная, природная функция психики она не существует.

4. Воля является высшим психологическим инструментом, обеспечивающим возможность свободного действия. Свободное действие подконтрольно сознанию, имеет своим источником сущностное ядро личности и согласуется с объективными условиями и обстоятельствами выполнения действия.

5. В волевом действии человек целостен. В таком действии органично слиты и совпадают две главные «сущностные силы» или фундаментальные способности человека - рефлексия и деятельность. Обычно они взаимоисключают друг друга.

6. Воля является тем третьим компонентом или той третьей сферой в составе психики человека, которая лежит в основании «единства аффекта и интеллекта» и целостности личности.

7. Без участия воли в принципе невозможны процессы психического развития. Развитие - это не механический процесс, совершающийся в силу естественных закономерностей, а «противоесте-

Г.Г. Кравцов

ственный» процесс, где имеет место устремленность личности к совершенствованию и обретению более высокого уровня бытия.

8. Волевые процессы отличает усилие, направленное на преодоление внешних или внутренних трудностей и достижение практически значимой цели.

9. Волевые действия требуют больших энергетических затрат, и поэтому они эпизодичны и относительно кратковременны. Невозможно все время стоять на цыпочках и быть на голову выше самого себя.

10. Продуктом и результатом волевых действий является произвольность, однако это не прямой, а косвенный продукт волевых усилий.

11. В произвольных действиях свобода уже обретена, тогда как в волевых она только завоевывается. Произвольные действия отличает легкость выполнения и непосредственно переживаемое чувство свободы. Если в волевом акте человек целостен, то в произвольных действиях он, как правило, частичен, т. е. является не более чем субъектом выполняемых действий.

12. Волевые акты, согласно Л.С. Выготскому, отличают чувство свободы и структурное многообразие волевого действия. Структурное многообразие связано, в первую очередь, с тем, что волевые действия исходно и изначально опосредствованны.

13. В волевом действии имеет место особое состояние сознания, подразумевающее «точку во вне», по терминологии К. Левина, или надситуативную позицию, которая обеспечивает синтез многих компонентов в предметном содержании сознания. В обыденном состоянии сознания они представлены, как правило, по отдельности.

14. Воля в явном и чистом виде, как самостоятельная функция психики, т. е. отличающаяся наличием субъекта волевого действия, имеет место только во взрослой жизни человека. У детей воли в таком качестве нет.

15. В детском онтогенезе волевая сфера представлена такими функциями психики, которые Л.С. Выготский называл центральными возрастными психологическими новообразованиями. Это не воля как таковая, а особые, превращенные или промежуточные формы воли, а впоследствии ее составные части, это психологические функции, имеющие волевую природу, с учетом того, что воля это не природное свойство психики.

Каждое из приведенных пятнадцати положений требует расшифровки, аргументации и, по возможности, экспериментального подтверждения. Это задача большой самостоятельной

Онтогенез воли

работы. Пока же мы вынуждены ограничиться некоторыми пояснениями.

Итак, у детей воли нет. Это было экспериментально подтверждено, например, в исследованиях В.К. Котырло, много лет занимавшейся волей у дошкольников. Если говорить точнее, то волевые моменты у детей иногда появляются и вспыхивают на мгновения в ситуациях, остро требующих волевых действий, и довольно быстро исчезают. Это можно наблюдать и у подростков, и у юношей, и даже у дошкольников. Однако произвольное и устойчивое управление своей волей возможно только у взрослого человека.

Самые первые проявления воли можно наблюдать уже у младенцев. В комплексе оживления ребенок совершает усилие, сосредоточивая сознание на лице взрослого. Он пока не владеет своей сенсорикой, и его глазки не вполне конвергируют должным образом. Из хаоса впечатлений и ощущений, идущих от внешнего мира и от собственного тела, он выстраивает космос человеческого бытия. Это творческий, созидательный процесс, требующий волевого импульса. Волю у младенцев можно связать с традиционно употребляемым в психологии словом «апперцепция». Есть, как известно, перцепция - движение от объекта восприятия, и есть встречное движение от субъекта. У И. Канта есть словосочетание -«синтез трансцендентальной апперцепции». Это понятие фиксирует тот факт, что мы воспринимаем окружающий мир не пассивно, как он, например, отображается на сетчатке глаза, а активно и творчески строим образы восприятия. Можно сказать, что мы видим не глазами, а умом. Понятие апперцепции широко использовалось В. Вундтом. С нашей точки зрения, именно апперцепция является первым проявлением волевой функции в онтогенезе и именно она является центральным возрастным новообразованием младенческого периода. Под ее влиянием врожденная сенсорика младенца трансформируется в человеческое восприятие, хотя правильнее будет говорить о перестройке и новообразованиях во всей сенсомо-торике младенца.

Для понимания возникновения волевой функции апперцепции важно уяснить, что развивается не изолированно взятый ребенок, а единица «ребенок-взрослый». В этой диадо-монаде воля находится на полюсе взрослого. Взрослый всемерно поощряет, провоцирует и стимулирует активность младенца. Он радуется встречной радости малыша, улыбающегося ему всем своим беззубым ртом и хаотично двигающего ручками и ножками. В этом возрасте ребенок крайне нуждается в эмоциональном и непосредственном физическом об-

Г.Г. Кравцов

щении со взрослым. Можно сказать, что в этом общении волевое начало «перетекает» от взрослого к ребенку.

В раннем возрасте, т. е. от одного года до трех лет, центральным психологическим новообразованием является, согласно Л.С. Выготскому, речь. Ребенок заговоривший и научившийся активно пользоваться словом как психологическим средством, качественно отличается от самого себя, ранее не говорившего. Можно сказать, что это начало истории культурного развития ребенка, которой, по словам Л.С. Выготского, не знала старая психология и поэтому не могла верно поставить проблему личности.

Слово - это знак, а знак - это то, что обладает значением, а значение - это обобщение. Психологическое средство - это и есть то, что обладает значением и несет функцию обобщения. Сквозь призму общего, которой является интериоризированный знак, т. е. «вращенное» в состав психики средство, ставшее внутренним психологическим образованием, человек воспринимает мир в его объективных свойствах. Восприятие становится предметным, константным и осмысленным через опыт интериоризированного культурного наследия. Речь - это действительно волевая функция, как и утверждал Л.С. Выготский.

В его концепции психического развития ребенка центральным новообразованием дошкольного периода является воображение. Это тоже волевая функция. Поэтому к ней тоже вполне применимо словосочетание «осмысленная инициатива». Этим качеством воображение отличается от похожих на него процессов - фантазирования, мечтания, образного мышления, творческого мышления и т. д. Воображение дошкольников справедливо связывается с детской игрой. Воображение - это и предпосылка, основание игры и одновременно ее продукт и результат, а сама детская игра, по словам Л.С. Выготского, - это воображение в действии.

Есть основания утверждать, что центральным психическим новообразованием младшего школьного возраста является внимание. Это подтверждено в экспериментальном исследовании Е.Л. Горловой. Кроме того, это согласуется со всем опытом наблюдений и целенаправленного изучения школьной жизни детей данного возраста.

В работах Л.С. Выготского функция внимания поясняется через соотнесение с выявленными в области восприятия феноменами типа «фигура-фон». Например, мы видим на картинке либо два обращенных друг к другу профиля человеческих лиц, либо вазу. Это «либо-либо» зависит от того, что является фигурой, а что фоном.

Онтогенез воли

Мы можем переключать наше виденье с одного на другое. А вот это и есть работа внимания. Внимание - это и есть сознательное управление предметным содержанием сознания. Но ведь сознание, направленное на самое себя, - это рефлексия. Конечно, рефлексия у младших школьников носит поверхностный, сугубо предметный характер. Тем не менее именно благодаря развитию внимания у младших школьников имеющаяся у них мнемическая способность трансформируется в произвольную память.

В полной мере рефлексия выходит на первое место, так сказать, на «арену развития» только в подростковом возрасте и не уходит с нее и в юношеской жизни человека. Рефлексия - это то, что обеспечивает осмысленность. Наряду с инициативностью она является наиважнейшей составной частью волевого акта, хотя она может существовать и самостоятельно, в том числе в нашей обыденной жизни, не имеющей волевого накала. Рефлексию очень трудно экспериментально изучать, так как она, в отличие от деятельностной устремленности, направлена не вовне, а на самого субъекта. Естественно, рефлексия по-разному выглядит в разных психологических возрастах. Например, у подростков она является преимущественно интеллектуалистической, тогда как у юношей она приобретает личностный характер. Развитие рефлексивных способностей завершается тем, что у взрослого человека появляется субъект волевого действия. В воле взрослого человека рефлексия и деятельность органично слиты и совпадают. Это удивительный факт. В обыденной повседневной жизни мы либо действуем, либо рефлексируем. Одно другое исключает. Достаточно вспомнить сороконожку, которая не смогла сделать ни шагу, задумавшись, какую ногу надо передвигать. Интеллигентские самокопания, как известно, парализуют способность активного действия. В свою очередь, в деятельностном акте человек не более чем субъект осуществляемого действия. Он конкретен, определен и ограничен условиями выполнения действия, иначе он будет не успешен. Поэтому, согласно русским поговоркам, мужик вначале что-то делает, а потом долго чешет в затылке - а что же такое он натворил? Мы либо творим, либо осмысляем. Однако в волевом акте это слито. Человек бросается под колеса автомобиля и спасает выбежавшего на дорогу ребенка. Это волевое, мгновенное, импульсивное, но глубоко осмысленное действие, подготовленное всем предыдущим опытом жизни человека и выработанным им мировоззрением. Другой, в чем-то противоположный пример волевого акта - человек сидит в кресле у зубного врача и ничего не делает, кроме как держит рот открытым. Нет нужды убеждать чита-

Г.Г. Кравцов

теля, что это исключительно волевой акт. И здесь дело не в том, что пациенту приходится удерживать себя, чтобы не убежать из кресла или не укусить врача за палец, как это бывает с детьми. Волевое действие началось задолго до этого, когда человек, принявший решение, пытается, как говорится, «собирать в кучку» свое сознание и самого себя, и затем, внутренне подготовившись и собравшись с силами, добровольно подставляет свой рот своему мучителю и спасителю от зубной боли. Здесь важно то обстоятельство, что человек собирает себя и все свои силы в одно целое. В импульсивном волевом акте такое «собирательство» происходит мгновенно. Волевой акт - это, как уже говорилось, осмысленная инициатива. Осмысление - это рефлексия, а действенное начало - это субъектность и устремленность к цели. Эти начала теоретически нельзя примерить, но они загадочным образом совпадают в волевом действии, поскольку в этом действии человек тотально целостен и проявляет себя как личность. Только взрослый человек способен сознательно «включать» и «выключать» свою волю, независимо от ситуации, обстоятельств и даже своего самочувствия, по своему волевому решению.

Прослеженная нами линия волевого развития в онтогенезе может быть названа магистральной линией развития личности. Развитие - это чрезвычайно сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить пять относительно самостоятельных, но на самом деле теснейшим образом взаимосвязанных линий движения в общем процессе развития:

1) органический рост, созревание (телесные изменения);

2) развитие психики (функции, процессы, способности);

3) социализация (воспитание члена общества);

4) культурное развитие (образованность, интеллигентность);

5) личностное развитие (жизнь по совести, внутренняя свобода).

Именно волевое развитие является стержнем личностного

развития, а оно, по нашим данным, определяющим образом сказывается на течении и полноценности всех остальных линий общего процесса развития человека в онтогенезе.

Развитие - это процесс, не поддающийся осмыслению в рамках обыденного сознания и методологии классической науки. Категория развития существенно отличается от житейского употребления этого слова. Нередко в обыденной жизни мы называем развивающимся все, что хотим похвалить. Однако к развитию как саморазвитию способна только такая тотальность, такая целостная система, которая имеет «входы» и «выходы» в самой себе, способ-

Онтогенез воли

ная порождать из себя новое качество более высокого уровня. Об этом писал В.В. Давыдов6. С нашей точки зрения, такой тотальностью является только человек как личность.

Указанные выше пять линий в процессе развития могут иметь относительно самостоятельное существование, однако в полноценном процессе развития они органично слиты. Развивается человек в целом, а у человека есть и психика, и тело, и сознание. С этих позиций можно подвергнуть сомнению в правомочности и обоснованности даже такое привычное словоупотребление, как «психическое развитие». Не способна психика к развитию как саморазвитию. Точно так же не развивается тело человека, не формируются его телесные органы и функции сами по себе в силу генетически заложенных программ биологического созревания. Развитие свершается только в том случае, если в этот процесс вовлечен человек в целом, и телесно, и душевно, и духовно.

Подтверждений сказанному можно найти множество, и они общеизвестны. Так, все знают о пагубном влиянии депривации общения на развитие ребенка. Проявления крайних случаев «госпитализма» таковы, что дети до трех лет не держат голову, а смертность среди этих детей на порядок превосходит среднестатистические показатели в этом возрасте. Дети-маугли так и не овладевают прямохождением, не говоря о других психологических способностях человека. У глухих детей не развивается должным образом грудная клетка, поскольку межреберные мышцы не получают нужную нагрузку, какую они имеют у говорящего ребенка. Поэтому у глухих детей повышена опасность легочных заболеваний. Психическое развитие существеннейшим образом влияет на процессы органического созревания и телесного развития ребенка. В свою очередь, психическое развитие тоже не самодостаточно и не происходит «само по себе». Психическое развитие происходит постольку, поскольку оно находится под воздействием высшей формы движения - под обусловливающим влиянием личностного развития.

Личностное развитие - это высшая, но, наверное, не конечная цель человеческого бытия. Личность - это свободная индивидуальность. Это словосочетание использовал К. Маркс, и, наверное, его можно взять на вооружение. Свобода и воля - тесно увязанные между собой понятия.

Л.С. Выготский в уже цитировавшейся работе по проблеме воли отмечает: «Как известно, работа Левина заключается в изучении структуры аффективно-волевых действий и в стремлении доказать,

Г.Г. Кравцов

что аффективная деятельность человека и волевая деятельность в основном строятся на одном и том же. Однако очень скоро Левин обнаружил факты, которые он обобщил следующим образом. Оказалось, что аффективное действие само по себе ни в какой степени еще не является действием волевым, что ряд действий, которые всегда в психологии рассматриваются как типично волевые, на самом деле не обнаруживают природы подлинно волевых действий, а лишь близко стоят к ним»7. Волевые и аффективные акты - это качественно разные вещи, точно так же волю нельзя свести к интеллектуальным процессам. Воля - это высший инструмент в самоосуществлении человеком себя как личности. Личностное развитие несомненно зависит от всех нижележащих пластов этого движения, но именно оно является тем высшим уровнем, который определяющим образом сказывается на всех остальных составляющих этого процесса.

В статье «Проблема умственной отсталости» Л.С. Выготский очень сочувственно относится к взглядам Э. Сегена, посвятившего жизнь работе с умственно неполноценными детьми. «Так, Э. Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих детей самый главный -недостаток воли.

Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля - это рычаг всех действий, всех способностей - отсутствует у умственно отсталого ребенка. В куполе вашего здания недостает замыкающего его камня. Все здание рухнет, если вы, удовольствовавшись только внешней отделкой и украшениями, удалитесь, не придав прочности вашей работе, т. е. не связав новых способностей, развитых вами в ученике, органической связью -свободной волей»8.

Волевые процессы исключительно трудно изучать. Все дело здесь в том, что волевые акты не являются «природными» в отличие от физиологических, эмоциональных или интеллектуальных процессов. В отличие от них воля не дана человеку как наличность, а задана как возможность. Свободу воли приходится завоевывать и отстаивать не только в детском онтогенезе, но и на всем протяжении взрослой жизни человека. Воли нет у человека от рождения. Это свойство его «непосредственно общественной» сущности. Поэтому только методология культурно-исторического подхода позволяет приблизиться к изучению этого вопроса.

Онтогенез воли

Примечания

1 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. С. 457.

2 Там же. С. 455.

Там же. С. 459. Там же. С. 460.

5 Там же. С. 461.

6 Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики // Обучение и развитие: Материалы по симпозиуму (июнь-июль 1966 г.). М.: Просвещение, 1966. С. 35-48.

7 Выготский Л.С. Указ. соч. С. 461.

8 Там же. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.