Научная статья на тему 'Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника'

Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онтогенез / становление / социальная идентичность / младший школьник / ontogenesis / formation / social identity / junior high school student

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна, Мугаджирова Аида Магомедсултанов- На, Исаева Марина Магомедовна

Целью исследования являлось рассмотреть онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника. Методы. Анализ педагогической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. Интерес автора сконцентрирован на вопросе о сохранении прежних идентичностей, формировании новых, их структуре и динамике. Автором рассмотрен широкий круг исследований, посвященных различным сторонам феномена идентичности личности достаточно обширен, однако, в которых мало изучены остаются многие вопросы, касающиеся особенностей становления идентичности, в условиях общеобразовательного учреждения в частности. Вывод. Опираясь на труды исследователей по указанной проблеме, мы пришли к выводу, что процесс отождествления себя с группой происходит у детей быстрее при профильной ориентации образования. То есть можно предположить, что в ситуации большей определённости занятий ребёнка, он может сознательно или подсознательно привязаться к этому делу, а впоследствии и к группе «коллег».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна, Мугаджирова Аида Магомедсултанов- На, Исаева Марина Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ontogenesis of Social Identity Formation of a Young Pupil's Social Identity

The aim of the study was to consider the ontogenesis of the formation of the social identity of a younger student. Methods. Analysis of pedagogical literature, generalization, observation, questionnaire, pedagogical experiment. Result. The author's interest is focused on the issue of preserving the old identities, the formation of new ones, their structure and dynamics. The author considers a wide range of studies devoted to various aspects of the phenomenon of personal identity is quite extensive, however, in which many questions concerning the peculiarities of identity formation, in particular, in the conditions of a general education institution, remain poorly studied. Conclusion. Based on the works of researchers on this problem, we came to the conclusion that the process of identifying oneself with a group occurs faster in children with a profile orientation of education. That is, it can be assumed that in a situation of greater certainty of the child's activities, he may consciously or subconsciously become attached to this case, and subsequently to a group of "colleagues".

Текст научной работы на тему «Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Астарханова Нурият Раджабовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: isaevir@yandex.ru

Рабаданова Патимат Магомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: rabadanova1968@yandex.ru

Принята в печать 10.02.2023

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Nuriyat R. Astarkhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail:

isaevir@yandex.ru

Patimat M. Rabadanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Life Safety and Disaster Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; email: rabadanova1968@yandex.ru

Received 10.02.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29

Онтогенез становления социальной идентичности

младшего школьника

© 2023 Атаева Д. З. 1 Мугаджирова А. М. 2, Исаева М. М. 3 4

1 Межрегиональный центр профессиональных компетенций, Махачкала, Россия; e-mail: Djama450@yandex.ru, 2 Колледж гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Махачкала, Россия; e-mail: Aida7068@mail.ru 3Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: mkuchaeva@gmail.com 4 Республиканский наркологический диспансер, Махачкала, Россия; e-mail: mkuchaeva@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Целью исследования являлось рассмотреть онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника. Методы. Анализ педагогической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. Интерес автора сконцентрирован на вопросе о сохранении прежних идентичностей, формировании новых, их структуре и динамике. Автором рассмотрен широкий круг исследований, посвященных различным сторонам феномена идентичности личности достаточно обширен, однако, в которых малоизучены остаются многие вопросы, касающиеся особенностей становления идентичности, в условиях общеобразовательного учреждения в частности. Вывод. Опираясь на труды исследователей по указанной проблеме, мы пришли к выводу, что процесс отождествления себя с группой происходит у детей быстрее при профильной ориентации образования. То есть можно предположить, что в ситуации большей определённости занятий ребёнка, он может сознательно или подсознательно привязаться к этому делу, а впоследствии и к группе «коллег».

Ключевые слова: онтогенез, становление, социальная идентичность, младший школьник.

Формат цитирования: Атаева Д. З., Мугаджирова А. М., Исаева М. М., Онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 23-29. DOI: 10.31161/19950659-2023-17-1-23-29

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

The Ontogenesis оf Social Identity Formation оf а Young Pupil's Social Identity

© 2023 Jamilya Z. Atayeva 1, Aida M. Mugajirova 2, Marina M. Isaeva 3 4

1 Interregional Center of Professional Competence, Makhachkala, Russia; e-mail: Djama450@yandex.ru 2 College of Civil Defense and Emergency Situations Makhachkala, Russia; e-mail: Aida7068@mail.ru, 3 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mkuchaeva@gmail.com 4 Republican Narcological Dispensary, Makhachkala, Russia; e-mail: mkuchaeva@gmail.com

ABSTRACT. The aim of the study was to consider the ontogenesis of the formation of the social identity of a younger student. Methods. Analysis of pedagogical literature, generalization, observation, questionnaire, pedagogical experiment. Result. The author's interest is focused on the issue of preserving the old identities, the formation of new ones, their structure and dynamics. The author considers a wide range of studies devoted to various aspects of the phenomenon of personal identity is quite extensive, however, in which many questions concerning the peculiarities of identity formation, in particular, in the conditions of a general education institution, remain poorly studied. Conclusion. Based on the works of researchers on this problem, we came to the conclusion that the process of identifying oneself with a group occurs faster in children with a profile orientation of education. That is, it can be assumed that in a situation of greater certainty of the child's activities, he may consciously or subconsciously become attached to this case, and subsequently to a group of "colleagues".

Keywords: ontogenesis, formation, social identity, junior high school student.

Format of citation: Ataeva D. Z., Mugajirova A. M., Isaeva M. M. The Ontogenesis оf Social Identity Formation оf а Young Pupil's Social Identity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Рp. 23-29. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-23-29 (In Russian)

Введение

Идентичность личности является непростым вопросом для множества современных людей, находящихся в условиях нарастающей в обществе тенденции к индивидуализму в форме размытия в сознании человека своей личной принадлежности к чему-либо особенному - идее, традициям, сообществу единомышленников, объединённых положительными устремлениями к улучшению общественной жизни.

В условиях современных социально-экономических изменений в России, когда существует опасность ослабления чувства принадлежности к социуму, необходимому для выживания и самореализации личности, ставится вопрос о сохранении прежних идентичностей, формировании новых, их структуре и динамике.

Темой идентичности занимались российские исследователи И. Кон, Л. И. Шнейдер, А. Ватерман, Ю. В. Ставрополь-

ский, Л. М. Путилова, Е. Т. Соколова, К. М. Гайдар, В. В. Абраменкова, иностранные - Э. Эриксон, Дж. Мид, Ч. Кули, Х. Абельс, Дж. Марсиа, Р. Фогельсон, Г. Брейкуэлл.

Проблемой онтогенеза социальной идентичности личности занимались следующие учёные: Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Б. Шнейдер, В. В. Хрусталёва, А. В. Ми-кляева, П. В. Румянцева, Г. Б. Мазилова, Н. Л. Иванова, М. В. Шакурова, Т. В. Шамов-ская, Е. В. Киселёва, Е. А. Петраш, М. Ю. Кузьмин.

Круг исследований, посвященных различным сторонам феномена идентичности личности достаточно обширен, но малоизученными остаются многие вопросы, касающиеся особенностей становления идентичности, в условиях общеобразовательного учреждения в частности.

Целью исследования являлось изучить онтогенез становления социальной идентичности младшего школьника.

Методы: анализ педагогической литературы, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Результаты и обсуждение

Термин «идентификация» был введён в психологию основателем психоанализа З. Фрейдом, который представил идентификацию в качестве защитного механизма психики, заключающемся в осознанной или бессознательной попытке личности стать похожей на другую личность [8, с. 45].

К. Юнг считал «самость», то есть идентичность, главным из описанных им архетипов коллективного бессознательного. Юнг полагал, что младенец почти не обладает ничем своим, а приобщается к психической жизни родителей, прежде всего идентифицирует себя с матерью. Он говорит о врождённом характере состояния «первоначальной идентичности» и способности вхождения индивида в состояние этой идентичности, происходящего в следующей последовательности:

1) несмотря на психическую отделен-ность матери и ребёнка друг от друга в момент родов, за обоими сохраняется врождённая способность вхождения в состояние первоначальной идентичности;

2) далее состояние идентичности достигается матерью и ребёнком;

3) происходит формирование личностной привязанности;

4) на базе личностной привязанности может возникнуть чувство разлуки [11, с. 65].

А. Адлер объяснял формирование идентичности с помощью теории компенсации, он считал, что главная движущая сила личности - врождённое стремление к превосходству, которое не всегда реализуется из-за психофизиологических особенностей индивидов. Вследствие этих недостатков и неудач человечество переживает чувство неполноценности, для преодоления которого индивид и использует механизм компенсации, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, трансформирующийся в идентичность [2, с. 58].

Л. Б. Шнейдер в своей монографии предприняла попытку объединить различные интерпретации идентичности, работая в рамках системного подхода, стараясь выявить динамические связи, особен-

ностей межсистемных и внутрисистемных отношений изучаемого явления [9, с. 74]. В разных направлениях психологии (психоанализе, бихевиоризме, интеракцио-низме, психосинтезе, социальной психологии и других) созданы свои теории идентичности, что говорит об актуальности продолжения исследования этого явления, но при этом зачастую не раскрывается аспект достижения идентичности. Шнейдер считает, что идентичность человеку не дана, а задана, и что её развитие нужно обсуждать не в терминах «формирования», а терминах «достижения». По мере развития принципа объективности в науке, личное «Я», самость изгоняется из процесса научного познания. Идентичность рассматривается как некий психологический феномен, не имеющий чёткого определения, при этом забывается исключительная принадлежность идентичности самосознанию индивида, формирование и существование этого явления во внутреннем мире человека.

В итоге Шнейдер выводит такое определение идентичности: «...идентичность есть самореферентность (лат. referre - сообщать), сообщение - на основе ощущения и осознавания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств самому себе о том, кто «Я» и что является «Моим» при наличии своей принадлежности социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций» [9, с. 75].

Х. Абельс рассматривает «идентичность» как синоним самосознания индивида. Он пишет о том, что понятие «self» может быть переведено как «идентичность». Возникновение идентичности возможно при условии постоянного и устойчивого взаимодействия импульсивного и рефлексивного «Я». По мнению Абельса, идентичность существует в состоянии постоянного диалога, в котором человек общается с двумя сторонами своей личности - импульсивной и рефлексивной, и, если обе эти стороны «Я» пребывают в гармонии между собой, личность можно считать состоявшейся [1, с. 47].

Идентичность составляет то, что остается постоянным при непрекращающемся изменении и развитии субъекта во всём его жизненном цикле, определяет систему идеалов, ценностей, социальных ролей,

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• йБРи JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

жизненных планов, потребностей индивида. Она выполняет такие важные функции, как организация жизненного опыта в индивидуальное Я личности и как адаптация при сохранении целостности и уникальности опыта субъекта.

Э. Эриксон полагал, что человеку в течение жизни приходится пережить ряд психосоциальных кризисов идентичности. Кризисы идентичности появляются при конфликте сложившегося способа приспособления индивида к обществу и претерпевшей изменения средой существования. Выход из кризиса требует от индивида освободиться от отживших, неактуальных элементов, приспособить их вместе с новыми элементами к имеющейся структуре или отбросить [10, с. 63].

Говоря о норме формирования социальной идентичности, Е. А. Петраш описывает закономерности функционирования социальной идентичности в норме (на структурном уровне социальная идентичность выражается через организацию системы взаимосвязи знаниевого и мотива-ционно-ценностного компонентов, на генетическом уровне - путём индивидуального развития (этапы формирования идентичности в онтогенезе), на феноменологическом уровне - с помощью системы статусов. Также автор отмечает неоднозначный и противоречивый характер имеющихся в науке исследований социальной идентичности, преобладание констатирующего характера исследований, сосредоточение исследователей на одном из уровней изучения социальной идентичности (структурном, описательном или динамическом) вместо целостного рассмотрения проблемы [7, с. 182-188].

М. Ю. Кузьмин констатирует недостаток научных работ, содержащих анализ динамики идентичности личности в период между младшим школьным и юношеским возрастом [4, с. 54-66]. На основе своих исследований автор предполагает при формировании идентичности наличие у младших школьников и подростков кризисных проявлений, требующих дальнейшего изучения.

Подводя итог, можно сказать, что идентичность означает представление человека о самом себе, как уникальной личности, принадлежащей социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций.

Говоря о становлении образа «взрослого» в современных условиях жизни, Мик-ляева и Румянцева подчёркивают проблемы, могущие при этом возникнуть: «утрата чётких социальных границ возрастных этапов, поляризация норм поведения детей и взрослых, стремление общества к воспроизводству взрослости как приоритетному модусу развития человека» [6, с. 129-133]. Также, из-за низкого проявления представлений у детей об ответственности взрослых, авторы предлагают основным направлением социально-психологического сопровождения взросления сделать формирование у детей гармоничного образа «взрослого», в котором его права и обязанности уравновешены.

Полученные А. В. Микляевой и П. В. Румянцевой результаты показывают, что городская идентичность имеет небольшое значение для испытуемых, в частности она в их сознании обнаруживается в двух аспектах - соблюдения культурных традиций и моральных норм и прав и возможностей при получении юридической, экономической помощи от государства. Этот вид идентичности актуализируется при взаимодействии с незнакомыми людьми -человек анализирует насколько встреченный незнакомец (из того же города или иногородний) соответствует сложившемуся в сознании образу правильного горожанина и решает ассоциировать себя с ним или нет. Также здесь имеют значение городские роли продавец, покупатель, работодатель, чиновник, учитель, ученик, сторож, дворник, сотрудник полиции, врач и прочие [6, с. 22-42].

Т. В. Шамовская отмечает следующие тенденции изменения модели социализации личности в российском обществе:

1) отсутствие четких норм социализи-рованности в российском социуме;

2) существенная трансформация нормативов социализации из-за переориентации социума на новые идеалы.

Вследствие этих тенденций меняется специфика протекания социализацион-ных процессов в российском социуме: существует система включения личности в социум, сформированная за долгий период истории, но эта система по многим аспектам не устраивает и противоречит сознанию, взглядам, представлениям моло-

дёжи, активно включенной в информационные процессы.

Н. Л. Иванова выделила следующие компоненты в структуре идентичности:

1) содержательный, когнитивный компонент социальной идентичности подразумевает конструирование целостного когнитивно-мотивационного образования в динамичном взаимодействии, социальном сравнении и активном построении социальной реальности;

2) ценностно-мотивационный компонент подразумевает актуализацию конкретной мотивации, поддерживающей личность в определенных рамках идентификации и придающей направление поиску своего места в социуме;

3) оценочный компонент выступает в виде основных систем оценок социума индивида, при помощи которых он классифицирует объекты окружающего пространства [3, с. 6].

В своих работах Н. Л. Иванова представляет социальную идентичность как социокультурно обусловленную, активно преобразуемую часть личности, способствующую эффективной ориентировке в социуме и созданию перспективы саморазвития. Компоненты идентичности устойчиво связаны друг с другом, обеспечивая самоцелостность и самотождественность идентичности.

По мнению Г. Б. Мазиловой, в структуре социальной идентичности нужно особо выделять гражданские, этно-локальные и деятельностные показатели идентичности: они имеют наибольшую информативность и значимость для раскрытия особенностей динамики идентичности. Здесь автор отмечает прямую зависимость увеличения значимости этнической культуры, экономических символов и достижений от стабилизации общественной жизни [5, с. 4].

Обязательным условием истинной социальной идентификации с принятием личной ответственности выступает осознанная интеграция индивида в социальную группу на основе общности ценностей и целей, сопереживания или творческого дела, значимого для всех. Можно сказать, что человек достиг произвольной

самоидентификации, когда он актуализирует свой позитивный идеал самореализации, реализует свой творческий потенциал, стремится совершенствовать свою личность как активного участника общения и взаимодействия.

В результате своего двухлетнего исследования М. Ю. Кузьмин выявил следующие тенденции формирования идентичности у младших школьников, подростков и юношества, являющиеся особенностями прохождения кризиса идентичности в разные возрастные периоды: младший школьный возраст показал наибольшую динамику идентичности, что может объяснить относительная нестабильность и большая скорость, с которой изменяется социальный статус ребёнка в этот период его жизни; у младших школьников и подростков постепенно повышается роль социального компонента идентичности, в то время как личностный компонент остаётся неизменным или снижается [4, с. 54].

Вывод

Итак, онтогенез социальной идентичности личности имеет следующие особенности:

- формирование социальной идентичности начинается в дошкольном возрасте - стадия разграничения социальных ролей на свои и чужие, идентификация себя со значимой группой и противопоставление себя «внешним» группам;

- во взрослом возрасте идентичность снижает свою актуальность, останавливаясь на небольшом наборе определённых социальных ролей;

- в пожилом возрасте социальная идентичность становится значимой для личности, так как происходит переосмысление всей жизни, а также своего возрастного, профессионального и социально-экономического статуса;

- процесс отождествления себя с группой происходит у детей быстрее при профильной ориентации образования. То есть можно предположить, что в ситуации большей определённости занятий ребёнка, он может сознательно или подсознательно привязаться к этому делу, а впоследствии и к группе «коллег».

28 ••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

Литература

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, 5. Мазилова Г. Б. Динамика социальной

презентация. Введение в интерпретативную социологию / под ред. Н. А. Головина; пер. с нем. СПб.: Алетейя, 2000. 265 с.

2. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Киев: Port-Royal, 1997. 400 с.

3. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2003. 15 с.

4. Кузьмин М. Ю. Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dinamiki-identichnosti-mladshihshkolnikov-podrostkov-i-lits-yunosheskogo-vozrasta. Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 54-66 (дата обращения: 28.04.2017).

prezentaciya. Vvedenie v interpretativnuyu soci-ologiyu [Interaction, identification, presentation. Introduction to interpretive Sociology]; edited by N. A. Golovin; translated from German. St. Petersburg: Aleteya, 2000. 265 p. (In Russian)

2. Adler A. Nauka zhit'. Kompleks nepolnocennosti i kompleks prevoskhodstva [The science of living. Inferiority complex and superiority complex]. Kiev: Port-Royal Publ., 1997. 400 p. (In Russian)

3. Ivanova N. L. Psihologicheskaya struktura social'noj identichnosti: avtoref. diss. ... d-ra psi-hol. nauk [Psychological structure of social identity: abstract. dis. ... Doctor of Psychological Sciences]. Yaroslavl: P. G. Demidov YSU Publ., 2003. 15 p. (In Russian)

4. Kuzmin M. Yu. Osobennosti dinamiki iden-tichnosti mladshih shkol'nikov, podrostkov i lic yunosheskogo vozrasta [Features of the identity dynamics of younger schoolchildren, adolescents and young people]. Siberian Psychological Journal. 2016. No. 62. Pp. 54-66. [Electronic resource]. Mode of access: http://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-dinamiki-identichnosti - mladshihshkolnikov-podrostkov-i-lits-yunosheskogo-vozrasta (accessed: 28.04.2017).

5. Mazilova G. B. Dinamika social'noj identichnosti v menyayushchihsya obshchestvennyh usloviyah: avtoref. diss. ... kand. nauk [Dynamics

идентичности в меняющихся общественных условиях: автореф. дисс. ... канд. наук. Ярославль, 2006. 17 с.

6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика. Вестник ТГПУ. 2009. № 5. С. 129-133.

7. Петраш Е. А. Нарушение социальной идентичности при зависимости от курительных смесей. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 1. С. 125-129.

8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Азбука-Аттикус, 2003. 192 с.

9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Серия: Библиотека зарубежной психологии. М.: Флинта, 2006. 342 с.

11. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.

Author's abstract of Ph.D.]. Yaroslavl, 2006. 17 p. (In Russian)

6. Miklyaeva, A.V., Rumyantseva P.V. Struktura social'noj identichnosti lichnosti: vozrastnaya dinamika [The structure of social identity of a person: age dynamics]. Bulletin of TSPU. 2009. No. 5. Pp. 129-133. (In Russian)

7. Petrash E. A. Narushenie social'noj identichnosti pri zavisimosti ot kuritel'nyh smesej. Kurskij nauchno-prakticheskij vestnik«CHelovek i ego zdorov'e» [Violation of social identity in dependence on smoking mixtures]. Kursk Scientific and practical Bulletin "Man and his health". 2015. No. 1. Pp. 125-129. (In Russian)

8. Freud Z. Psihologiya mass i analiz che-lovecheskogo «YA» [Psychology of the masses and analysis of the human "I"]. Moscow: ABC-Atticus Publ., 2003. 192 p. (In Russian)

9. Schneider L. B. Professional'naya iden-tichnost': monografiya [Professional identity: monograph]. Moscow: MOSU Publ., 2001. 272 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Erickson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Series: Library of Foreign Psychology. Moscow: Flint Publ., 2006. 342 p. (In Russian)

11. Jung K. G. Arhetip i simvol [Archetype and symbol]. Moscow: Renaissance Publ., 1991. 300 p. (In Russian)

References

1. Abels H. Interakciya, identifikaciya, of social identity in changing social conditions:

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Атаева Джамиля Зиявдиновна, кандидат педагогических наук, специалист учебно-методического отдела, Межрегиональный центр профессиональных компетенций, Махачкала, Россия; e-mail: Dja-ma450@yandex.ru

Мугаджирова Аида Магомедсултанов-на, старший преподаватель, Колледж гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Махачкала, Россия; e-mail: Ai-da7068@mail.ru

Исаева Марина Магомедовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет; специалист по социальной работе, Республиканский наркологический диспансер, Махачкала, Россия; e-mail: mkuchaeva@gmail.com

Принята в печать 10.02.2023

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Jamilya Z. Atayeva, Ph. D. (Pedagogy), specialist of the educational and methodological Department, Interregional Center of Professional Competencies, Makhachkala, Russia; e-mail: Djama450@yandex.ru

Aida M. Mugajirova, senior lecturer, College of Civil Defense and Emergency Situations, Makhachkala, Russia; e-mail: Ai-da7068@mail.ru

Marina M. Isaeva, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University; specialist in social work, Republican Narcological Dispensary, Makhachkala, Russia; e-mail: mkuchaeva@gmail.com

Received 10.02.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.851

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-29-34

Развитие критического мышления при обучении математике через контрпримеры

©2023 Гаджимурадов М. А. 1 Гаджиева З. Д. 1, Гаджимурадов Б. М. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия; e-mail: algebra 2014@yandex.ru,

gadzhieva zulfiyaa@mail.ru

2 Пятигорский государственный лингвистический университет,

Пятигорск, Россия; e-mail: algebra_2014@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - изучить возможность развития критического мышления учащихся при обучении математике через построение контрпримеров. Методы. Комбинированные аналитико-синтетические методы, математические методы обработки информации. Результат. Авторами подобраны типы задач и построены контрпримеры, способствующие формированию и развитию критического мышления учащихся. Вывод. Формирование умений построить контрпримеры, опровергающие утверждения или предложения является важной составляющей критического мышления учащихся.

Ключевые слова: критическое мышление, контрпримеры, правильный тетраэдр, зеркально-поворотное отображение.

Формат цитирования: Гаджимурадов М. А., Гаджиева З. Д., Гаджимурадов Б. М. Развитие критического мышления при обучении математике через контрпримеры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023 Т. 17. № 1. С. 29-34. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-29-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.