Научная статья на тему 'Онтогенез эффекта проактивной интерференции в зрительной кратковременной памяти'

Онтогенез эффекта проактивной интерференции в зрительной кратковременной памяти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кратковременная память / онтогенез / проактивная интерференция / обучение запоминанию / тормозные функции / Short-term memory / ontogeny / proactive interference / memory learning / inhibitory functions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разумникова Ольга Михайловна, Николаева Елена Ивановна

Введение. Процессы селекции и запоминания информации претерпевают изменения в ходе онтогенеза контролирующих функциональных систем мозга, в том числе – формирования тормозного контроля, связанного с организацией проактивной интерференции. Целью настоящего исследования стало изучение закономерностей изменений объема запоминания зрительно предъявленной информации на разных этапах онтогенеза (в возрастном диапазоне от 5 до 78 лет), обусловленного как действием проактивной интерференции, так и активностью обучения в процессе воспроизведения в ходе тестирования. Методы. В исследовании участвовали 563 человека, включая детей дошкольного и школьного возраста, студентов и пенсионеров. Для исследования тормозных функций в процессах памяти была использована компьютеризированная методика, направленная на изучение запоминания одного и того же набора зрительных стимулов, предъявляемых в разном порядке в трех сериях. Новая серия начиналась после совершения ошибки испытуемым в предыдущей серии. Результаты. Обнаружены нелинейные изменения проактивной интерференции (RIF) при воспроизведении зрительной информации в онтогенезе: проактивная интерференция менее выражена в дошкольном возрасте, достигает максимальной выраженности у студентов в возрасте 20 лет и сохраняется на высоком уровне у пожилых людей при снижении объема воспроизведенного материала. Сравнение проактивной интерференции у людей с разной продуктивностью памяти обнаружило, что выраженность проактивной интерференции выше при высоких показателях продуктивности вне зависимости от возраста и интерференция незначительна у людей с низкой продуктивностью памяти. Связи интерференции с полом выявлена только в дошкольном и младшем школьном возрасте: у девочек проактивная интерференция выше. возможно, обусловлено скоростью созревания мозга в этом возрастном диапазоне у мальчиков и девочек. Обсуждение результатов. Показано, что критическим периодом формирования проактивной интерференции является возрастной диапазон 6–8 лет, когда выраженность интерференции зависит от пола, что, возможно, обусловлено условиям созревания мозга у мальчиков и девочек. Наибольшей выраженности проактивная интерференция достигает у студентов в возрасте 20 лет и в дальнейшем постепенно снижается в пожилом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разумникова Ольга Михайловна, Николаева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontogeny of the Proactive Interference Effect in Visual Short-term Memory

Introduction. The processes of information selection and memorisation undergo changes during ontogeny of the controlling functional systems of the brain, including the formation of inhibitory control associated with the organisation of proactive interference. The aim of the present study was to investigate the regularities of changes in the volume of memorisation of visually presented information at different stages of ontogeny (in the age range from 5 to 78 years) due to both the action of proactive interference and the activity of learning in the process of reproduction during testing. Methods. A total of 563 participants, including preschool and school-aged children, students, and retired people, took part in the study. To investigate inhibitory functions in memory processes, a computerised technique was used to study the memorisation of the same set of visual stimuli presented in different order in three series. A new series was started after the subject made an error in the previous series. Results. Nonlinear changes of proactive interference (RIF) during the reproduction of visual information in ontogeny were found: proactive interference is less pronounced at preschool age, reaches its maximum expression in students at the age of 20 years and remains at a high level in the elderly when the volume of reproduced material decreases. Comparison of proactive interference in people with different memory productivity revealed that the expression of proactive interference is higher at high productivity levels regardless of age and interference is insignificant in people with low memory productivity. Relationship of interference with gender was found only in preschool and junior high school age: proactive interference is higher in girls. possibly due to the speed of brain maturation in this age range in boys and girls. Discussion. It is shown that the critical period for the formation of proactive interference is the age range of 6-8 years, when the severity of interference depends on gender, which is probably due to the conditions of brain maturation in boys and girls. Proactive interference reaches its highest expression in students at the age of 20 and then gradually decreases in old age.

Текст научной работы на тему «Онтогенез эффекта проактивной интерференции в зрительной кратковременной памяти»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Научная статья УДК 159.94

https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.6

Онтогенез эффекта проактивной интерференции в зрительной кратковременной памяти

Ольга М. Разумникова1 , Елена И. Николаева2 3*

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация

2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

3 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Российская федерация

'Почта ответственного автора: klemtina@yandex.ru

Аннотация

Введение. Процессы селекции и запоминания информации претерпевают изменения в ходе онтогенеза контролирующих функциональных систем мозга, в том числе -формирования тормозного контроля, связанного с организацией проактивной интерференции. Целью настоящего исследования стало изучение закономерностей изменений объема запоминания зрительно предъявленной информации на разных этапах онтогенеза (в возрастном диапазоне от 5 до 78 лет), обусловленного как действием проактивной интерференции, так и активностью обучения в процессе воспроизведения в ходе тестирования. Методы. В исследовании участвовали 563 человека, включая детей дошкольного и школьного возраста, студентов и пенсионеров. Для исследования тормозных функций в процессах памяти была использована компьютеризированная методика, направленная на изучение запоминания одного и того же набора зрительных стимулов, предъявляемых в разном порядке в трех сериях. Новая серия начиналась после совершения ошибки испытуемым в предыдущей серии. Результаты. Обнаружены нелинейные изменения проактивной интерференции (ШП при воспроизведении зрительной информации в онтогенезе: проактивная интерференция менее выражена в дошкольном возрасте, достигает максимальной выраженности у студентов в возрасте 20 лет

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

и сохраняется на высоком уровне у пожилых людей при снижении объема воспроизведенного материала. Сравнение проактивной интерференции у людей с разной продуктивностью памяти обнаружило, что выраженность проактивной интерференции выше при высоких показателях продуктивности вне зависимости от возраста и интерференция незначительна у людей с низкой продуктивностью памяти. Связи интерференции с полом выявлена только в дошкольном и младшем школьном возрасте: у девочек проактивная интерференция выше. возможно, обусловлено скоростью созревания мозга в этом возрастном диапазоне у мальчиков и девочек. Обсуждение результатов. Показано, что критическим периодом формирования проактивной интерференции является возрастной диапазон 6-8 лет, когда выраженность интерференции зависит от пола, что, возможно, обусловлено условиям созревания мозга у мальчиков и девочек. Наибольшей выраженности проактивная интерференция достигает у студентов в возрасте 20 лет и в дальнейшем постепенно снижается в пожилом возрасте.

Ключевые слова

кратковременная память, онтогенез, проактивная интерференция, обучение запоминанию, тормозные функции

Для цитирования

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2023). Онтогенез эффекта проактивной интерференции в зрительной кратковременной памяти. Российский психологический журнал, 20(4), 101-115. https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.4.6

Введение

Тормозные функции как компоненты исполнительного контроля поведения при запоминании информации могут проявляться в проактивной интерференции (Bari & Robbins, 2013; Luna, Marek, Larsen, Tervo-Clemmens & Chahal, 2015). Ранее было показано, что проактивная интерференция доминирует во временной динамике запоминания зрительно предъявленной информации в группах как двадцатилетних, так и шестидесятилетнихучастниковисследования. Однако организация когнитивныхфункций (внимания и интеллекта) различается в зависимости от возраста и предпочитаемой стратегии запоминания: эффекта забывания, вызванного воспроизведением, либо обучения запоминанию в ходе тестирования (Разумникова, 2019).

Эффект забывания, вызванного воспроизведением (Retrieval-Induced Forgetting (RIF)) (Anderson, 2003; Murayama, Miyatsu, Buchli & Storm, 2014) - это ухудшение воспроизведения, обусловленное проактивной интерференцией запоминаемой информации, или нарушением исполнительного контроля извлечения следа памяти

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

(Anderson, Reinholz, Kuhl & Mayr, 2011; Aslan & Bauml, 2011; Rowland, 2014). Больший RIF отражает эффективные тормозные функции (Noreen & MacLeod, 2015).

Ранние этапы онтогенеза характеризуются развитием тормозных функций как следствием миелинизации нервных волокон и формированием функциональных связей префронтальной коры при организации целенаправленного поведения (Разумникова, Николаева, 2021). У детей дошкольного возраста временная динамика этого процесса существенно различается в зависимости от их генетических особенностей и условий воспитания (Николаева, 2010). Эффективность формирования тормозных функций и исполнительного контроля на ранних этапах онтогенеза рассматривается как основа успешного школьного обучения детей (Ribner, Willoughby & Blair, 2017; Sánchez-Pérez et al., 2017) и как предиктор высокого интеллекта и социального статуса в будущем (Moffitt et al., 2011).

Поздние этапы онтогенеза характеризуются ослаблением тормозных функций, с которым связывают ухудшение запоминания при старении (Collette, Schmidt, Scherrer, Adam & Salmon, 2009; Healey, Hasher & Campbell, 2013). Причем более выраженный RIF у пожилых людей сопровождается лучшим исполнительным контролем внимания (Разумникова, 2019; Разумникова, Николаева, 2019), что может отражать относительное сохранение тормозных функций как когнитивного ресурса «успешного» старения.

Отмеченное разнообразие в динамике снижения эффективности когнитивной деятельности пожилых людей связывают с комплексом изменений в тормозном контроле, рабочей памяти и скорости ментальных операций, каждый из которых характеризуется индивидуальной возрастной траекторией (Grégoire, Rivalan, Le Moine & Dellu-Hagedorn, 2012; Rozas, Juncos-Rabadán & González, 2008; Sylvain-Roy, Lungu & Belleville, 2015).

Цель настоящего исследования - изучение закономерностей онтогенеза запоминания зрительно предъявленной информации в широком возрастном диапазоне от 5 до 78 лет с использованием модели формирования памяти, включающей эффект забывания, вызванного воспроизведением, либо обучения запоминанию в ходе тестирования.

Методы Испытуемые

В исследовании принимали участие 563 человека, из них:

• 89 детей дошкольного возраста (ГрД);

• 56 младших школьников (ГрШм);

• 64 ученика средней школы (ГрШс);

Ольга м. РАЗУМНИКОВА, ЕЛЕНА И. НИКОЛАЕВА ОНТОГЕНЕЗ ЭФФЕКТА ПРОАКТИВНОй ИНТЕРФЕРЕНЦИИ В ЗРИТЕЛЬНОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Российский психологический журнал, 20(4), 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

• 37 подростков - старших школьников (ГрШст);

• 193 двадцатилетних студента (ГрС);

• 124 человека пенсионного возраста (ГрП).

Взрослые участники исследования или родители детей были ознакомлены с условиями тестирования и дали информированное согласие на его проведение. Исследование было одобрено Этическими комитетами ФГО НГТУ и РПГУ им. Герцена.

Для сравнительного анализа изменений показателей памяти было выделено 6 возрастных групп, численный состав которых показан в таблице 1.

Таблица 1

Возрастные особенности шести исследованных групп

Группа Количество Возраст

Мужчины Женщины (годы)

Дошкольники (ГрД) 38 51 5,7 ± 0,4

Младшие школьники (ГрШм) 27 29 7,6 ± 0,4

Школьники среднего возраста (ГрШс) 31 33 10,9 ± 0,4

Старшие школьники (ГрШст) 16 21 14,2 ± 0,6

Студенты (ГрС) 49 144 20,0 ± 0,3

Пожилые (ГрП) 34 90 62,6 ± 0,3

Методика исследования

Для исследования тормозных функций (проактивной интерференции) в процессах памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительных стимулов, объектов живой природы разных категорий, разного цвета и разного пространственного расположения.

При первом предъявлении на экране появлялись три стимула, случайно выбранных из набора в 30 объектов. Согласно инструкции, требовалось выбирать

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

любой из них, отметив его курсором мышки. В дальнейшем при каждом новом предъявлении добавлялся один новый стимул, тогда как инструкция для испытуемого оставалась прежней: отмечать стимул, который ранее не был выбран (Разумникова, Савиных, 2016).

На рисунке 1 показан пример с предъявлением 11 стимулов с ранее отмеченными для запоминания восемью, при следующем предъявлении отмечен один из новых стимулов. При повторном нажатии на тот же, уже выбранный объект, первая серия тестирования заканчивалась и начиналась следующая с предъявлением тех же объектов, но в другой случайной последовательности. Всего использовали три серии тестирования.

Рисунок 1

Пример стимулов, предъявляемых при тестировании зрительной памяти (слева кружками отмечены те, что были выбраны; справа - новый стимул)

Для статистического анализа показателей запоминания использовали пакет программ 31а11Б11са 13.3.1 Ри ДХД805!391121ДРСМ5-Б.

Результаты

Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти как отражение эффекта проактивной интерференции

Для выяснения возможных индивидуальных изменений динамики показателей памяти при повторном предъявлении стимулов использовали дисперсионный анализ (двухфакторный ДЫОУД с повторными измерениями) с факторами ВОЗРАСТ (6), ПОЛ (2) и зависимой переменной СЕРИЯ (3). Обнаружен значимый эффект для фактора ВОЗРАСТ (П5547 = 6,69; р < 0,000005; п2 = 0,06), обусловленный более низкими значениями воспроизведения у пожилых (в ГрП) по сравнению с другими группами при значимых различиях со студентами и школьниками старше 11 лет (ГрС, ГрШст и ГрШс) (рисунок 2). При этом лучшие средние показатели памяти отмечены у старших школьников (ГрШст) и студентов (ГрС).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ Рисунок 2

Связанные с возрастом изменения средних значений воспроизведения зрительной кратковременной памяти в шести группах

пз

со

1-

и со

0> о

1-

^

О

^ ю

(и О

^ Ж

X -П

(и X

т X

пз (и

X X

<и о

0> с

X си

го

(II

о.

и

14

13

12

11

10

\ 4 с

*

ГрД ГрШм ГрШс ГрШст ГрС ГрП

Примечание: ГрД - дошкольники, ГрШм - младшие школьники, ГрШс - учащиеся средней школы, ГрШст - старшие школьники, ГрС - студенты, ГрП - пожилые; * - р <0,02 с поправкой Бонферрони для ГрП по сравнению с ГрШс, ГрШст, ГрС.

Значимого эффекта для фактора ПОЛ не было обнаружено.

Влияние возраста на динамику воспроизведения запомненных объектов согласно обнаруженному эффекту взаимодействия ВОЗРАСТ х СЕРИЯ ^10 1094) = 1,81; p < 0,05; п2 = 0,02) показано на рисунке 3. Этот эффект обусловлен различиями в воспроизведении объектов, предъявленных в 1 серии, при значимо больших показателях в сравнении с серией 3 для четырех групп: ГрШс, ГрШст, ГрС и ГрП, но отсутствия таких различий у дошкольников (ГрД) и максимальном значении воспроизведения для младших школьников (ГрШм) в серии 2 по сравнению с сериями 1 и 3.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Рисунок 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние возраста на динамику воспроизведения следа памяти в трех сериях зрительно предъявленных стимулов

Примечание. Обозначения групп как на рисунке 2 и таблице 1; * - p < 0,05 в серии 3 по сравнению с серией 1, # - p < 0,01 в серии 2 по сравнению с сериями 1 и 3.

Возрастные особенности эффекта проактивной интерференции в кратковременной зрительной памяти, связанные с эффективностью воспроизведения

На следующем этапе анализа были выделены три группы, различающиеся средними значениями воспроизведения согласно распределению суммарных показателей памяти: соответственно, с низкими показателями 5,2 ± 0,5 (45 человек) (ГР0); средними 10,0 ± 0,2 (345 человек) (ГР1) и высокими 16,0 ± 0,2 (167 человек) (ГР2).

В табл. 2 представлен численный состав трех сформированных групп (ГР0-ГР2) и соответствующие средние значения показателей памяти для шести возрастных групп. Значимые различия по количественному составу обнаружены только при сравнении студентов (ГрС) и пожилых (ГрП) в ГР0 с большей представленностью числа пожилых людей с низкими показателями памяти (p < 0,02 согласно критерию Chi2).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Таблица 2

Численный состав и число запомненных объектов (объем памяти) в группах, различающихся эффективностью воспроизведения следа памяти (ГР0-ГР2) в зависимости от возраста (ГрД-ГрП)

Группа

ГР0

ГР1

ГР2

Показатель ГрД ГрШм ГрШ ГрШс ГрС ГрП

N (%) 6 (7) 8 (14) 4 (6) 1 (3) 10 (5)* 16 (13)*

объем 17,0 ± 2,8 15,3 ± 2,4 13,0 ± 3,5 15,0 ± 6,9 17,4 ± 2,2 16,5 ± 1,7

N (%) 60 (67) 30 (54) 37 (58) 18 (49) 114 (60) 86 (71)

объем 31,2 ± 0,9 28,5 ± 1,3 31,4 ± 1,1 29,6 ± 1,6 30,8 ± 0,7 28,4 ± 0,7

N (%) 23 (26) 18 (32) 23 (36) 18 (48) 67 (35) 19 (16)

объем 47,4 ± 1,4 46,7 ± 1,6 47,3 ± 1,4 46,3 ± 1,6 51,9 ± 0,8 48,0 ± 1,6

Примечание. * - p < 0,02 согласно критерию Chi2.

ANOVA с факторами ГРУППА (3), ПОЛ (2) и СЕРИЯ (3) выявил тенденцию эффекта взаимодействия ГРУППА х СЕРИЯ (F4 1078 = 1,85; p < 0,12) за счет отсутствия значимых изменений в ГР0 и сходный в ГР1 и ГР2 эффект RIF (рисунок 4).

Рисунок 4

Особенности временной динамики показателя воспроизведения в трех сериях предъявления стимулов для трех сформированных групп, различающихся эффективностью запоминания: ГР0 - низкой, ГР1 - средней, ГР2 - высокой

Примечание. * - р < 0,0001 при сравнении показателей в серии 1 с двумя другими сериями.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ходе планового анализа динамики воспроизведения стимулов в трех сериях предъявлениях стимулов обнаружены общие независимые от возраста эффекты отсутствия значимых изменений в группе с низким объемом воспроизведения (ГР0) и выраженном проявлении RIF у испытуемых с лучшими показателями объема памяти (ГР1 и ГР2) (p < 0,0001). Причем этот эффект отмечен для 2-ой серии предъявления и сохранялся в 3 серии (рис. 4).

Значимый эффект взаимодействия ПОЛ х СЕРИЯ (F2172 = 3,30, p = 0,039) обнаружен в ГР1 для дошкольников (ГрД) и младших школьников (ГрШм): RIF был характерен для девочек, но отсутствовал у мальчиков (таблица 3).

Таблица 3

Особенности временной динамики запоминания зрительно предъявленных стимулов мальчиками и девочками из групп дошкольников и младших школьников

Воспроизведение

Серия -

Мальчики (n=42) Девочки (n=48)

1 10,1 ± 0,8 13,4* ± 0,8

2 9,9 ± 0,8 8,8 ± 0,8

3 8,9 ± 0,8 8,5 ± 0,8

Примечание. * - p < 0,01.

Обсуждение результатов

Мы получили данные, согласно которым наиболее выраженное снижение объема воспроизведения в зрительной памяти происходит в пожилом возрасте, а пик запоминания приходится на двадцатилетний возраст.

Эти результаты согласуются с ранее отмеченной возрастной динамикой зрительной памяти, обусловленной развитием механизмов исполнительного контроля селекции информации и связывания элементов зрительных образов и их нарушением при старении вследствие дефицита торможения в зрительной системе (Brockmole & Logie, 2013; Gazzaley et al., 2008). Несмотря на более низкие в сравнении с детьми и молодыми людьми показатели, в ГрП присутствует эффект RIF, причем большая выраженность этого эффекта у пожилых людей сопровождается лучшим исполнительным контролем внимания (Разумникова, 2019), а успешное воспроизведение памяти обеспечивается реорганизацией нейронных сетей с вовлечением височной и дорзолатеральной префронтальной коры (Bennett, Sekuler, Mcintosh & Della-Maggiore, 2001). Следовательно, именно ресурсные возможности исполнительной системы контроля поведения лежат в основе сохранения кратковременной зрительной памяти в пожилом возрасте.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Согласно результатам выполненного анализа динамики эффективности кратковременной зрительной памяти, RIF отсутствует только в выделенной нами ГР0 с наиболее низкими показателями памяти (см. рисунок 4), в ГР1 выявляется у девочек младшего возраста (но не мальчиков) и максимально выражен в ГР2 (с лучшими показателями запоминания). Известно, что функции исполнительного контроля в детском возрасте формируются раньше у девочек, чем мальчиков (Chaku & Hoyt, 2019; Vrantsidis, Wakschlag, Espy & Wiebe, 2022), хотя результаты исследований последних лет свидетельствуют, что в возрастном развитии эффект индивидуальной вариабельности выше, чем гендерный (Thanadkit, Sudjainark, Boonpleng & Kulsaravuth, 2021; Wierenga, Bos, van Rossenberg & Crone 2019).

Полученные нами данные подтверждают связь RIF и сформированных тормозных функций в селекции информации (Friedman & Miyake, 2017), а также то, что устойчивый RIF характерен для индивидов с лучшей памятью (Asian & Bauml, 2011). Этот эффект интерференции связывают с торможением иррелевантной информации как функции префронтальной коры. Так как нейроанатомическая модель тормозной модуляции воспроизведения следа памяти, включает 1) переключение внимания на другие стимулы, 2) торможение индивидуальной репрезентации памяти и 3) генерализованного торможения гиппокампа и процессов реактивации воспроизведения (Depue, 2012), то в онтогенезе каждый из этих процессов может приобретать ведущее значение. В детском возрасте - переключение внимания, в молодом - торможение в сформированных нейронных сетях энграммы, а в п ожи лом - п реи мущественн о ги ппокампа льн ое. Эти возра стн ы е эффекты н а ря ду с их индивидуальной вариабельностью вовлечения в механизмы воспроизведения обусловливает разнообразие динамики показателей памяти.

Устойчивый процесс проактивной интерференции формируется только к 10 годам, о чем свидетельствуют наличие генерализованного для всех четырех старших возрастных (ГрШ-ГрП) эффекта RIF (рисунок 3) при отсутствии значимых серийных изменений воспроизведения в ГрД и ярко выраженной его динамике в группах школьников (разного возраста) повышением количества запомненных объектов во второй серии с последующим снижением этого показателя в третьей серии. В дошкольном возрасте, по-видимому, стратегии запоминания очень разнообразны, и итоговый в ГрД результат представлен суммацией по крайней мере трех эффектов: сформированной у одной части детей стратегией RIF, тогда как у другой части может преобладать обучение запоминанию (Retrieval-BasedLearning, RBL) (Pastötter, Schicker, Niedernhuber & Bäuml, 2011; Roediger & Karpicke, 2006), а у третьей - неконтролируемое спонтанное запоминание.

Отличием ГрШм является доминирование эффекта RBL при воспроизведении памяти во 2 серии, который на следующем этапе запоминания объектов уже приводит к развитию RIF. Эффект RBL полезен для эффективного обучения и развития интеллектуальных способностей (Karpicke & Blunt, 2011; Pastötter & Bäuml, 2014). В связи с этим его доминирование у младших школьников свидетельствует, по-

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

видимому, об успешной программе образования и наличии у детей способностей и мотивации для получения новых знаний.

Рабочая память, в том числе зрительная - компонент исполнительных функций, основная задача которых состоит в том, чтобы контролировать переходный процесс от привычного поведения к новому (Николаева, Вергунов, 2017). Следовательно, поэтому мы видим внешне обусловленную активацию исполнительных функций, связанную с мотивацией на достижение на начальном этапе школьного образования, которая, по-видимому, не столь актуальна в других возрастных группах.

Особенности рабочей памяти в дошкольном возрасте обнаруживают биологически разворачивающийся процесс, обусловленный постепенным формированием тормозного контроля при незрелой префронтальной коре (Николаева, 2019). При этом у детей дошкольного возраста активно обучение, что обнаруживается в отсутствии резкого падения воспроизведения от серии к серии. Однако и процесс проактивной интерференции, и процесс обучения далеки от зрелого состояния. Именно поэтому дети этого возраста легко выучивают новую информацию и с такой же легкостью ее забывают. Безусловно, это эволюционно обусловленный процесс, поскольку ребенок еще не способен устойчиво выявлять релевантную информацию (Николаева, 2011).

Ухудшение памяти в пожилом возрасте происходит не только за счет биологического процесса старения, но и за счет снижения мотивации пробовать разные стратегии, придумывать их и включать в ежедневную жизнь (Разумникова, 2015; Разумникова, Николаева, 2019). Исследования привлечения пожилых для когнитивного тренинга и активации когнитивных ресурсов свидетельствуют, что только малая их часть способна к освоению новых видов деятельности (Разумникова, Асанова, 2018). Однако, люди творческих профессий, например, дирижеры, актеры или те, кто занимаются научной работой, способны сохранять в памяти достаточно большие объемы информации, поскольку мотивированы менять стратегии для эффективной профессиональной деятельности. Следовательно, важной рекомендацией для поддержания эффективного функционирования памяти при старении является обучение стратегиям освоения новой информации, которое в молодом возрасте является естественным процессом.

Заключение

Эффект проактивной интерференции (RIF) при запоминании зрительно предъявленной образной информации слабо представлен у дошкольников, развивается с возрастом, достигает максимальной выраженности у двадцатилетних студентов и сохраняется в пенсионном возрасте, несмотря на отмеченное ослабление памяти у пожилых людей.

Эффект RIF вне зависимости от возраста сопровождает лучшие показатели воспроизведения и отсутствует в группе со слабой памятью. При средних

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

показателях эффективности запоминания RIF связан не только с возрастом, но и с полом дошкольников и младших школьников: в возрасте 6-8 лет RIF характерен для девочек, но не для мальчиков. Лучшие показатели памяти и максимальная проактивная интерференция отмечены у двадцатилетних студентов.

Таким образом, эффект проактивной интерференции развивается с возрастом и способствует лучшему запоминанию серии зрительно представленных объектов с достижением пика воспроизведения памяти в 20 лет и его последующего ослабления в шестидесятилетнем возрасте. Критическим периодом развития этого эффекта является возраст 6-8 лет. Отсутствие возрастных различий во временной динамике воспроизведения зрительной памяти как при ее низких, так и высоких показателях, можно связать с комплексом неучтенных в настоящем исследовании факторов, например, с комбинацией разных стратегий запоминания и гибкости их использования в зависимости от индивидуальной мотивации выполнения задания.

Литература

Николаева, Е. И. (2010). Психология детского творчества. Питер.

Николаева, Е. И. (2011). Эволюционные корни креативности. В: Творчество: от биологических оснований к социально-культурным феноменам. Д. В. Ушаков (ред.). Издательство «Институт психологии РАН».

Николаева, Е. И. (2019). Исполнительные функции в раннем детстве. Обзор иностранных источников. Комплексные исследования детства, 1(4), 330-337. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-330-337

Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017). Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(2), 62-81.

Разумникова, О. М. (2015). Закономерности старения мозга и способы активации его компенсаторных ресурсов. Успехи физиологических наук, 46(2), 3-16.

Разумникова, О. М. (2019). Возрастные особенности соотношения тормозных функций исполнительной системы внимания и зрительно-образной памяти. Экспериментальная психология, 12(2), 61-74.

Разумникова, О. М., Асанова, Н. В. (2018). Мотивационные индукторы поведения как резервы успешного старения. Успехи геронтологии, 31(5), 737-742.

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019). Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности. Успехи физиологических наук, 50(1), 75-89.

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019). Возрастные особенности тормозного контроля в модели проактивной интерференции. Вопросы психологии, 2, 124 -132.

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2021). Онтогенез тормозного контроля когнитивных функций и поведения. Издательство НГТУ.

Разумникова, О. М., Савиных, М. А. (2016). Программный комплекс для определения характеристик зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство 2016617675.

Anderson, M. C. (2003). Rethinking interference theory: executive control and the mechanisms of forgetting. Journal of Memory and Language, 49, 415-445. https://doi.org/10.1016/j. ¡ml.2003.08.006

Anderson, M. C., Reinholz, J., Kuhl, B., & Mayr, U. (2011). Intentional suppression of unwanted memories grows more difficult as we age. Psychology and Aging, 26, 397-405.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Asian, A., & Bauml, K.-H. T. (2011). Individual differences in working memory capacity predict retrieval-induced forgetting. Journal of Experimental Psychology Learning, Memory, and Cognition, 37(1), 264-269. Bari, A., & Robbins, T. W. (2013). Inhibition and impulsivity: behavioral and neural basis of response control. Progress in Neurobiology, 108, 44-79. https://doi.org//10.1016/j. pneurobio.2013.06.005 Bennett, P. J., Sekuler, A. B., Mcintosh, A. R., & Della-Maggiore, V. (2001). The effects of aging on visual memory: evidence for functional reorganization of cortical networks. Acta Psychologica (Amst), 107(1-3), 249-273. https://doi.org/10.1016/s0001-6918(01)00037-3 Brockmole, J. R., & Logie, R. H. (2013). Age-related change in visual working memory: a study of 55,753 participants aged 8-75. Frontiers in Psychology, 29(4). https://doi.org/ 10.3389/ fpsyg.2013.00012

Chaku, N., & Hoyt, L. T. (2019). Developmental trajectories of executive functioning and puberty in boys and girls. Journal of Youth and Adolescence, 48(7), 1365-1378. https://doi.org/ 10.1007/s10964-019-01021-2 Collette, F., Schmidt, C., Scherrer, C., Adam, S., & Salmon, E. (2009). Specificity of inhibitory deficits in normal aging and Alzheimer's disease. Neurobiology of Aging, 30(6), 875-889. https://doi.org/10.1016/j.neurobiolaging.2007.09.007 Depue, B. E. (2012). A neuroanatomical model of prefrontal inhibitory modulation of memory retrieval. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 36(5), 1382-1399. https://doi. org/10.1016/j.neubiorev.2012.02.012 Friedman, N. P., & Miyake, A. (2017). Unity and diversity of executive functions: Individual

differences as a window on cognitive structure. Cortex, 86, 186 -204. Gazzaley, A., Clapp, W., Kelley, J., McEvoy, K., Knight, R.T., & D'Esposito, M. (2008). Age-related top-down suppression deficit in the early stages of cortical visual memory processing. Proceedings of the National Academy of Sciences, 105, 13122-13126. https:// doi.org/10.1073/pnas.0806074105 Grégoire, S., Rivalan, M., Le Moine, C., & Dellu-Hagedorn, F. (2012). The synergy of working memory and inhibitory control: Behavioral, pharmacological and neural functional evidences. Neurobiology of Learning and Memory, 97, 202-212. Healey, M. K., Hasher, L., & Campbell, K. L. (2013). The role of suppression in resolving interference: evidence for an age-related deficit. Psychology of Aging, 28(3), 721-728. https://doi.org/10.1037/a0033003 Karpicke, J. D., & Blunt, J. B. (2011). Retrieval practice produces more learning than elaborative studying with concept mapping. Science, 331, 772-775. https://doi.org/10.1126/ science.1199327

Luna, B., Marek, S., Larsen, B., Tervo-Clemmens, B., & Chahal, R. (2015). An integrative model of the maturation of cognitive control. Annual Review of Neuroscience, 38, 151-170. https:// doi.org/10.1146/annurev-neuro-071714-034054 Moffitt, T. E., Arseneault, L., Belsky, D., Dickson, N., Hancox, R. J. et al. (2011). A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety. Proceedings of the NationalAcademyof Sciences, 108, 2693-2698. https://doi.org/10.1073/pnas.1010076108 Murayama, K., Miyatsu, T., Buchli, D., & Storm, B. C. (2014). Forgetting as a consequence of retrieval: A meta-analytic review of retrieval induced forgetting. Psychological Bulletin, 140, 1383-1409.

Noreen, S., & MacLeod, M. D. (2015). What do we really know about cognitive inhibition? Task demands and inhibitory effects across a range of memory and behavioral tasks. PLoS ONE, 10, 1-21.

Pastotter, B., & Bauml, K. H. (2014). Retrieval practice enhances new learning: the forward effect of testing. Frontiers in Psychology, 5. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00286

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Pastötter, B., Schicker, S., Niedernhuber, J., & Bäuml, K. H. (2011). Retrieval during learning facilitates subsequent memory encoding. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 37(2), 287-297. https://doi.org/10.1037/a0021801

Ribner, A. D., Willoughby, M. T., & Blair, C. B. (2017). Executive function buffers the association between early math and later academic skills. Frontiers in Psychology, 30(8). https://doi. org/10.3389/fpsyg.2017.00869

Roediger, H. L., & Karpicke J. D. (2006). Test-enhanced learning: taking memory tests improves long-term retention. Psychological Sciences, 17, 249-255. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2006.01693.x

Rowland, C. A. (2014). The effect of testing versus restudy on retention: a meta-analytic review of the testing effect. Psychological Bulletin, 140(6), 1432-1463. https://doi.org/10.1037/ a0037559

Rozas, A. X., Juncos-Rabadán, O., & González, M. S. (2008). Processing speed, inhibitory control, and working memory: three important factors to account for age-related cognitive decline. International Journal of Aging and Human Development, 6, 115-130.

Sánchez-Pérez, N., Castillo, A., López-López, J. A. et al. (2017). Computer-based training in math and working memory improves cognitive skills and academic achievement in primary school children: Behavioral results. Frontiers in Psychology, 8. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2017.02327

Sylvain-Roy, S., Lungu, O., & Belleville, S. (2015). Normal aging of the attentional control functions that underlie working memory. The journals of gerontology. Series B, Psychological sciences and social sciences, 70, 698-708.

Thanadkit, G., Sudjainark, S., Boonpleng, W., & Kulsaravuth, N. (2021). A comparison of executive functions among early childhood children in Early Childhood Development Centers. Journal of Health Science Research, 15(2), 100-111.

Vrantsidis, D. M., Wakschlag, L. S., Espy, K. A., & Wiebe, S. A. (2022). Differential associations of maternal behavior to preschool boys' and girls' executive function. Journal of Applied Developmental Psychology, 83. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2022.101468

Wierenga, L. M., Bos, M. G. N., van Rossenberg, F., & Crone, E. A. (2019). Sex Effects on development of brain structure and executive functions: Greater variance than mean effects. Journal of Cognitive Neuroscience, 31(5), 730-753. https://doi.org/10.1162/ jocn_a_01375

Поступила в редакцию: 01.06.2023 Поступила после рецензирования: 19.07.2023 Принята к публикации: 02.09.2023

Заявленный вклад авторов

Ольга Михайловна Разумникова - разработка концепции исследования, организация сбора данных, их анализ и интерпретация, обзор литературы, работа с текстом статьи.

Елена Ивановна Николаева - организация сбора данных, научная консультация, редакция и работа с текстом статьи.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Информация об авторах

Разумникова Ольга Михайловна - доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), г. Новосибирск, Российская Федерация; WoS Researcher ID: R-5716-2016; Scopus Author ID: 6603665668; РИНЦ Author ID 77350; SPIN-код РИНЦ: 6016-6988; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7831-9404; e-mail: razoum@mail.ru

Николаева Елена Ивановна - доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, г. Елец, Российская федерация; WoS ResearcherID: D-2869-2016; SPIN-код РИНЦ: 4312-0718; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8363-8496; e-mail: klemtina@yandex.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.