Индивидуально психологические особенности интерференции памяти у
старших дошкольников.
Игнатьева Татьяна Валерьевна Уральский Федеральный Университет
Козловская Юлия Сергеевна МБДОУ - Детский сад № 99
Ключевые слова: память, интерференция, познавательные процессы, тормозной контроль
В старшем дошкольном возрасте начинают устанавливаться формы произвольной памяти, в этом возрасте кора головного мозга еще развивается, увеличивается ветвление нейронов, процессы возбуждения преобладают над торможением, работоспособность повышается [2]. Познавательные процессы совершаются отдельными познавательными действиями. Благодаря памяти закрепляется, сохраняется и впоследствии воспроизводится прошлый опыт. В памяти важна интерференция, регулирующая тормозным контролем. Он развивается в дошкольном возрасте при формировании нейронных систем лобной коры, выделяет только релевантную информацию, ведь тормозной контроль является главным во внимании, благодаря ему ребенок обучается. Интерференция- ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения другого материала, с коим оперирует субъект.
Проводилось исследование памяти дошкольников в МБДОУ - Детский сад № 99 г. Екатеринбурга, в котором дети обучаются по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы. Участвовали 20 детей (13 мальчиков, из них двое пяти лет и 11 шести лет; 7 девочек, из них две пяти лет и 5 шести лет). Суть методики: на экране в 3 серии были предъявлены разные объекты, отличающиеся по различным критериям. Задача ребенка -отмечать каждый раз тот объект, который не был отмечен ранее. Затем на экране выводился процент воспроизведения. Если процент увеличивается с попыткой, то это указывает на процесс обучения, снижение воспроизведения -на ослабление процессов торможения.
Результаты. Включение тормозного контроля отмечено у 30%(из них 2 девочки и 4 мальчика шести лет) с перехода первой серии стимулов ко второй, и при переходе со второй серии к третьей у 25% (2 девочки пяти и шести лет,2-х мальчиков шести лет и 1-ого пяти лет). В результате расчета пропорций результаты правильных ответов распределились в три группы: высокий, средний, низкий уровни. Сравнивая по полу и возрасту первую и третью попытки с помощью углового преобразования Фишера, критерий различий между двумя выборками не различается, это даёт нулевой критерий Фишера. Дети равнопропорционально размещаются в двух опытах, показавшие наилучший эффект в первом тесте существенно спускаются вниз в последующем, а дети показавший плохой результат, улучшают его, но не существенно, переступая через границу 66% (т.е. средний результат и выше). У девочек с низким тормозным критерием вначале, наблюдается более интенсивная обучаемость в последующих попытках, что говорит о лучшей обучаемости у девочек.
Список литературы:
1. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.:
2. Н. Н. Каминская. Психофизиология детей 6-7 лет и сознание адаптивной образовательной среды. ВИРО, издательский центр, 2006
3. О.М. Разумникова, Е.И. Николаева. Значение тормозного контроля в онтогенезе когнитивных функций. Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт- Петербург, Россия.
4. Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. 2015. Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивных нарушений и их коррекция. Физиология человека. 41, 1-18
5. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.