Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей'

Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя картина здоровья / ВКЗ / отношение к здоровью / рабочая память / дошкольники / родители / internal picture of health / IPH / attitude towards health / working memory / preschoolers / parents

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Екатерина Владимировна Добрина

Известно, что представление о своем здоровье, а также о здоровье ребенка у родителей является одним из ведущих факторов, определяющих особенности и эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. При этом многие исследования показывают, что одна из актуальных проблем — выявление тех психологических механизмов, которые лежат в основе субъективного отношения ребенка к своему здоровью и которые в настоящее время определяется как внутренняя картина здоровья (далее — ВКЗ). Одной из задач нашего исследования было изучение особенностей внутренней картины здоровья в дошкольном возрасте, а также выявление возможных взаимосвязей уровня ВКЗ детей и родителей. Обследовано 30 детей в возрасте 5–6 лет и 30 родителей. Выявление особенностей внутренней картины здоровья у детей проводилось при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка» (Николаева и др. 2015), «Здоровье и болезнь» (Васильева, Филатов 2001), опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011). Особенности отношения к здоровью родителей исследовали при помощи методик: опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011), экспресс-диагностики родителей (Николаева и др. 2015). Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов (Разумникова, Савиных 2016). По результатам исследования выявлено, что у 44 % дошкольников уровень сформированности ВКЗ высокий. Установлено, что в группе детей преобладает высокий уровень (69 %) отношения к здоровью, тогда как у родителей — средний (86 %). Показано, что существует взаимосвязь между уровнем отношения к здоровью родителей и уровнем ВКЗ у детей. Обнаружено, что эффект проактивной интерференции положительно коррелирует с результатами по методике «Здоровье и болезнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between preschool children’s ‘internal picture of health’ and their parents’ attitude to health

It is well established that parents’ idea of the child’s and their own health is one of the main factors determining the specifics and effectiveness of preventive measures aimed at preserving and improving the child’s health. Many studies show the importance of identifying the psychological mechanisms that underlie the child’s subjective attitude to his or her health — these mechanisms are currently labelled as the ‘internal picture of health’ (IPH) in Russian-language studies. Our study focuses on the specific features of the IPH in preschool age, as well as on identifying the possible relationships between the IPH of children and their parents. The study involved 30 children aged 5–6 years and 30 parents. The IPH in children was measured using the following methods: Express Diagnostics of a Child Method (Nikolaeva et al. 2015), Health and Illness Method (Vasil’eva, Filatov 2001), and Attitude to Health Questionnaire (Berezovskaya 2011). The parents’ attitude to health was measured using the Attitude to Health Questionnaire (Berezovskaya 2011) and Express Diagnostics of Parents (Nikolaeva et al. 2015). A computerized method of memorizing visual stimuli (Razumnikova, Savinykh 2016) was used to assess the volume of and interference in working memory. The study revealed that 44% of preschoolers have a high level of development of the IPH. Most of the preschoolers demonstrated a high level of the attitude to health (69% of respondents), while most of the parents, an average level (86% of respondents). We established that there is a relationship between the level of parental attitude to health and the IPH level in their children. It was also found that the effect of proactive interference is positively correlated with the results of the Health and Disease Method.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей»

Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 4 Comprehensive Child Studies, 2023, vol. 5, no. 4 _www.kid-journal.ru

Щ Check for updates

Статьи

УДК 159.9

EDN BECLHD

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-228-236

Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей

Е. В. Добрина ш

1 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 399770, Россия, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28

Аннотация. Известно, что представление о своем здоровье, а также о здоровье ребенка у родителей является одним из ведущих факторов, определяющих особенности и эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. При этом многие исследования показывают, что одна из актуальных проблем — выявление тех психологических механизмов, которые лежат в основе субъективного отношения ребенка к своему здоровью и которые в настоящее время определяется как внутренняя картина здоровья (далее — ВКЗ). Одной из задач нашего исследования было изучение особенностей внутренней картины здоровья в дошкольном возрасте, а также выявление возможных взаимосвязей уровня ВКЗ детей и родителей. Обследовано 30 детей в возрасте 5-6 лет и 30 родителей. Выявление особенностей внутренней картины здоровья у детей проводилось при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка» (Николаева и др.

2015), «Здоровье и болезнь» (Васильева, Филатов 2001), опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011). Особенности отношения к здоровью родителей исследовали при помощи методик: опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011), экспресс-диагностики родителей (Николаева и др. 2015). Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов (Разумникова, Савиных

2016). По результатам исследования выявлено, что у 44 % дошкольников уровень сформированности ВКЗ высокий. Установлено, что в группе детей преобладает высокий уровень (69 %) отношения к здоровью, тогда как у родителей — средний (86 %). Показано, что существует взаимосвязь между уровнем отношения к здоровью родителей и уровнем ВКЗ у детей. Обнаружено, что эффект проактивной интерференции положительно коррелирует с результатами по методике «Здоровье и болезнь».

Сведения об авторе

Екатерина Владимировна Добрина, SPIN-код: 3707-2264, ORCID: 0000-0002-9286-3748, e-mail: dobrina katya85@mail.ru

Для цитирования: Добрина, Е. ] (2023) Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей. Комплексные исследования детства, т. 5, № 4, с. 228-236. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-228-236 EDN BECLHD

Получена 18 сентября 2023; прошла рецензирование 21 октября 2023; принята 21 октября. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Е. В. Добрина (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, ВКЗ, отношение к здоровью, рабочая память, дошкольники, родители

_E. B. Ao6puMa

The relationship between preschool children's 'internal picture of health' and their parents' attitude to health

E. V. Dobrina

1 Yelets State University named after I. A. Bunin, 28 Kommunarov Str., Yelets 399770, Russia

Abstract. It is well established that parents' idea of the child's and their own health is one of the main factors determining the specifics and effectiveness of preventive measures aimed at preserving and improving the child's health. Many studies show the importance of identifying the psychological mechanisms that underlie the child's subjective attitude to his or her health — these mechanisms are currently labelled as the 'internal picture of health' (IPH) in Russian-language studies.

Our study focuses on the specific features of the IPH in preschool age, as well as on identifying the possible relationships between the IPH of children and their parents.

The study involved 30 children aged 5-6 years and 30 parents. The IPH in children was measured using the following methods: Express Diagnostics of a Child Method (Nikolaeva et al. 2015), Health and Illness Method (Vasil'eva, Filatov 2001), and Attitude to Health Questionnaire (Berezovskaya 2011). The parents' attitude to health was measured using the Attitude to Health Questionnaire (Berezovskaya 2011) and Express Diagnostics of Parents (Nikolaeva et al. 2015).

A computerized method of memorizing visual stimuli (Razumnikova, Savinykh 2016) was used to assess the volume of and interference in working memory.

The study revealed that 44% of preschoolers have a high level of development of the IPH. Most of the preschoolers demonstrated a high level of the attitude to health (69% of respondents), while most of the parents, an average level (86% of respondents). We established that there is a relationship between the level of parental attitude to health and the IPH level in their children. It was also found that the effect of proactive interference is positively correlated with the results of the Health and Disease Method.

Keywords: internal picture of health, IPH, attitude towards health, working memory, preschoolers, parents

Author

Ekaterina V. Dobrina, SPIN: 37072264, ORCID: 0000-0002-9286-3748, e-mail: dobrina katya85@mail.ru

For citation: Dobrina, E. V. (2023) The relationship between preschool children's 'internal picture of health' and their parents' attitude to health. Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 4, pp. 228-236. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-228-236 EDN BECLHD

Received 18 September 2023; reviewed 21 October 2023; accepted 21 October 2023.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © E. V. Dobrina (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0

Введение

В настоящее время одним из приоритетных направлений системы образования является укрепление и сохранение здоровья детей (Самарин, Мехришвили 2016). К тому же очевидно, что предотвращение болезней, а именно профилактика заболеваемости на ранних этапах онтогенеза, заключающаяся в пропаганде здорового образа жизни и здорового поведения, является более эффективной в контексте укрепления здоровья детей, чем лечение уже имеющегося заболевания.

Актуальным в этой связи является поиск наиболее эффективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья у будущих поколений, что, согласно многочисленным исследованиям, невозможно без выявления тех психологических механизмов, лежащих в основе субъективного отношения ребенка к своему

здоровью, которые в настоящее время определяются как внутренняя картина здоровья (далее — ВКЗ) (Арина и др. 2019; Березовская 2011; Руслякова 2015; Тхостов, Рассказова 2019; Li et al. 2002; Marks et al. 2018; Tinsley 1992).

Понятие «внутренняя картина здоровья» было введено в науку В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой (1983). По их мнению, ВКЗ является неким эталоном здорового человека, идеалом здоровья. При этом данный эталон может измениться во времени, разрушиться или подмениться другим эталоном.

Одним из ключевых звеньев ВКЗ ряд исследователей считали «схему тела», показывающую связь между особенностями физического развития и психологическими феноменами (эмоциональные переживания, поведенческие реакции) (Ельникова, Меренкова 2015).

В. Е. Каган соотнес понятия «внутренняя картина болезни» (далее — ВКБ), предложенное

А. Р. Лурия, и «внутренняя картина здоровья», указав, что ВКБ является частным случаем ВКЗ, внутренней картиной здоровья в условиях болезни (Каган 1986).

Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время ВКЗ определяется как отношение личности к своему здоровью, а именно: как осознание ценности здоровья и стремление его сохранить; как осознание своих физических и психических ресурсов по сохранению и укреплению здоровья; как обобщенный образ нормального или ненормального состояния своего здоровья; как совокупность ощущений и эмоциональных переживаний по отношению к своему здоровью, а также поведенческих реакций человека по его сохранению (Ананьев 2006).

Говоря о ВКЗ, одни исследователи выделяют систему психологических отношений индивида, понимая ВКЗ как отношение человека к своему здоровью (Никифоров 2002), вторые — соотносят ВКЗ со здоровьесберегающей деятельностью. Третьи под внутренней картиной здоровья рассматривают некую психологическую систему, которая включает ощущения, представления, эмоции и ценности, связанные со здоровьем (Арина и др. 2019).

В настоящее время идут активные исследования феномена ВКЗ как одного из ключевых компонентов профилактики (Ананьев 1998; Внутренняя картина здоровья... 2006; Каган 1986; Никифоров 2012; Резникова 1983; Тхостов, Нелюбина 2008). Формируясь с самых ранних этапов онтогенеза (Березовская 2011), ВКЗ тесно связана с субъективным восприятием и переживанием о своем здоровье, а также с пониманием его резервов, методов и механизмов его совершенствования и защиты (Васильева, Филатов 2001).Следовательно, формирующаяся уже с детства ВКЗ является регулятором здоровьесберегающего поведения (Арина и др. 2019). При этом немаловажным является то, что представление о своем здоровье, а также о здоровье ребенка у родителей рассматривается как один из ведущих факторов, определяющих особенности и эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья в детском возрасте (Арина и др. 2019; Блюм 2006; Marks et al. 2018).

Таким образом, изучение особенностей ВКЗ в дошкольном возрасте является актуальным и значимым, а выявление возможных взаимосвязей уровня ВКЗ детей и родителей позволит более детально определить цели профилактического воздействия и разработать систему

мероприятий, направленных на сохранение укрепления здоровья детей.

Материалы и методы

С целью изучения особенностей ВКЗ у детей дошкольного возраста было обследовано 30 детей в возрасте 5-6 лет, а также 30 родителей.

Выявление особенностей ВКЗ у детей проводилось при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка» (Николаева и др. 2015), «Здоровье и болезнь» (Васильева, Филатов 2001), опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011). Особенности отношения к здоровью родителей исследовали при помощи методик: опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011), экспресс-диагностики родителей (Николаева и др. 2015). Особенности рабочей памяти исследовали при помощи компьютеризированной методики запоминания зрительно предъявленных стимулов (Разумникова, Савиных 2016). Интерференция рабочей памяти вычислялась как изменение числа воспроизведений от предъявления к предъявлению (Николаева, Исайко, Федорук 2019). Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22).

Результаты и их обсуждение

Оценка уровня сформированности ВКЗ по методики экспресс-диагностики показала, что у 44 % детей уровень высокий (табл. 1).

Дети с высоким уровнем сформированности ВКЗ на вопрос о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, отвечали, что необходимо «гулять по улице», «хорошо кушать», «чистить зубы», «умываться по утрам», «не есть вредную еду» и т. д. Как видим, в своих ответах дети говорили о необходимости совершать какие-либо действия, направленные на поддержание здоровья. При этом следует отметить, что у достаточно большого числа испытуемых выявлен низкий уровень сформированности ВКЗ. В своих ответах дети говорили, что, для того чтобы не болеть, надо «пить лекарство», «пить таблетки» и «ходить к доктору» и т. д.

Далее нами был проведен анализ уровня отношения к здоровью у детей и родителей (табл. 2).

Установлено, что в группе детей преобладает высокий уровень отношения к здоровью (69 %), тогда как у родителей — средний (86 %). Следует отметить, что ни в группе детей, ни в группе родителей низкого уровня выявлено не было.

Табл. 1. Результаты исследования уровня сформированности ВКЗ по методике «Экспресс-диагностика ребенка», %

Параметр Уровень сформированности внутренней картины здоровья

высокий средний низкий

Методика «Экспресс-диагностика ребенка» 44 19 38

Table.1. The level of formation of the IPH according to the Express Diagnostics of a Child Method, %

Parameter Level of formation of the internal picture of health

high average low

Express Diagnostics of a Child Method 44 19 38

Табл. 2. Результаты исследования уровня отношения к здоровью у детей и родителей, %

Параметр Уровень сформированности внутренней картины здоровья

высокий средний низкий

Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская) дети 69 31 0

родители 14 86 0

Table 2. The level of attitude towards health in children and parents according to the Attitude

to Health Questionnaire, %

Parameter Level of formation of the internal picture of health

high average low

Attitude to Health Questionnaire (R. A. Berezovskaya) children 69 31 0

parents 14 86 0

Далее нами был проведен анализ взаимосвязи компонентов ВКЗ детей и отношения к здоровью у родителей (табл. 3).

Было выявлено, что существует взаимосвязь между уровнем отношения здоровья родителей (результаты по методики «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская 2011)) и уровнем ВКЗ у детей (результаты по методике «Экспресс-диагностика ребенка» (Николаева и др. 2015)).

Анализ корреляционной связи показывает, что она положительная, следовательно, чем выше уровень положительного отношения к здоровью у родителей, тем выше уровень ВКЗ у ребенка. Это подтверждается результатами взаимосвязи уровня отношения к здоровью родителей и детей (табл. 4).

Установлено, что, чем выше уровень положительного отношения к здоровью у родителей, тем он выше и у детей. Полученные данные подтверждаются исследованиями, согласно которым семья обеспечивает ребенку первичное представление о правильных моделях поведения

в отношении здоровья, обучая ребенка здоро-вьесберегающим моделям поведения, а также передавая ребенку знания о здоровье и особенностях его сохранения и укрепления (Шишкова 2018; Мегепкст^ай 2018).

Известно, что дети запоминают определенные модели поведения, которые демонстрируют взрослые (Вепеаг et а1. 2023; СЬае et а1. 2017). Таким образом, одной и задач нашего исследования было выявление особенностей рабочей памяти и ее связи с компонентами ВКЗ детей (табл.5).

Было показано, что результаты по методике «Здоровье и болезнь» (Васильева, Филатов 2001), а именно рисунок болезни, связаны как количеством запомненных объектов в 1-й попытке (0,615, при р < 0,001, критерий корреляции Пирсона), так и временем 1-й попытки (0,493, при р < 0,001, критерий корреляции Пирсона).

К тому же были выявлены положительные взаимосвязи с интерференцией рабочей памяти (эффект МБ). Разница количества запомненных

Табл. 3. Результаты исследования особенностей взаимосвязи компонентов ВКЗ детей и отношения к здоровью у родителей

Параметр Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А . Березовская) (родители)

«Экспресс-диагностика ребенка» 0,694**

Примечание: ** — значимая корреляция, при p < 0,001 (критерий корреляции Пирсона). Table 3. The relationship between the components of children's internal picture of health and parents' attitude towards health

Parameter Attitude to Health Questionnaire (R . A . Berezovskaya) (parents)

Express Diagnostics of a Child Method 0.694**

Note: ** — significant correlation, at p < 0.001 (Pearson correlation criterion).

Табл. 4. Результаты исследования особенностей взаимосвязи отношения к здоровью у детей и родителей

Параметр «Отношение к здоровью» Родители

Дети 0,557*

Примечание: * — значимая корреляция, при p < 0,05 (критерий корреляции Пирсона).

Table 4. The relationship between attitudes towards health in children and parents

Parameter 'Attitude to health' Parents

Children 0.557*

Note: * — significant correlation, at p < 0.05 (Pearson correlation criterion).

Табл. 5. Результаты исследования взаимосвязи ВКЗ и параметров рабочей памяти у дошкольников

Параметр Количество запомненных объектов в 1-й попытке Время 1-й попытки Интерференция рабочей памяти (1-я попытка — 3-я попытка)

Методика «Здоровье и болезнь» (О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов) (рисунок болезни) 0,615** 0,493** 0,424*

Примечание: * — значимая корреляция, при p < 0,05 (критерий корреляции Пирсона); ** — значимая корреляция, при p < 0,001 (критерий корреляции Пирсона).

Table 5. The relationship between the IPH and working memory in preschool children

Parameter Number of memorized objects in the 1st attempt Duration of the 1st attempt Interference of working memory (1st attempt — 3rd attempt)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Health and Illness Method (O. S. Vasilieva, F. R. Filatov) (a drawing of illness) 0.615** 0.493** 0.424*

Note: * — significant correlation, at p < 0.05 (Pearson correlation criterion); ** — significant correlation, at p < 0.001 (Pearson correlation criterion).

объектов в первой серии и в третьей демонстрирует выраженность эффекта RIF (Retrieval-induced forgetting) (Николаева, Сутормина 2019), т. е. проактивную интерференцию рабочей памяти, когда происходит забывание, вызванное поиском новой информации (Разумникова 2019; Разумникова, Николаева 2019).

Обнаружено, что эффект проактивной интерференции положительно коррелирует с результатами по методике «Здоровье и болезнь», а именно с рисунком болезни (0,424, при p < 0,001, критерий корреляции Пирсона).

Полученные данные показывают, что чем больше ребенок знает о болезни, тем больше объем памяти уже в первой попытке, больше интерференция, оцененная по разнице между объемом воспроизведенных стимулов в первой и третьей попытках. Таким образом, чем лучше дети представляют себе болезнь, тем сильнее торможение нерелевантной информации.

Выводы

Полученные нами данные показали, что особенности внутренней картины здоровья дошкольников, а именно детей 5-6-летнего возраста, связаны с уровнем отношения к здоровью у их родителей. Причем более высокий

уровень отношения к здоровью родителей соответствует более высокому уровню ВКЗ у ребенка. В свою очередь, уровень отдельных компонентов ВКЗ связан с особенностями рабочей памяти у детей.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Исследование проведено без риска для здоровья людей с соблюдением всех принципов гуманности и этических норм и соблюдением Хельсинской декларации.

Ethics Approval

The study was conducted without risk to human health in compliance with all the principles of humanity and ethical standards and compliance with the Helsinki Declaration.

Литература

Ананьев, В. А. (1998) Введение в психологию здоровья. СПб.: Вестник БПА, 146 с.

Ананьев, В. А. (2006) Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 384 с.

Арина, Г. А., Иосифян, М. А., Николаева, В. В. (2019) Культурно-исторический подход к внутренней картине здоровья: феномены, структура, онтогенез. Руководство по психологии здоровья. М.: Изд-во Московского Университета, с. 56-102.

Арина, Г. А., Николаева, В. В. (2016) Гендерные и возрастные особенности внутренней картины здоровья в подростковом возрасте. В кн.: Конгресс «Психическое здоровья человека XXI века». М.: Союз охраны психического здоровья, с. 13-15.

Березовская, Р. А. (2011) Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 1, с. 221-226.

Блюм, В. В. (2006) Структура внутренней картины здоровья. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 96 с.

Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. (2001) Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 352 с.

Внутренняя картина здоровья детей и подростков. (2006) В кн.: Г. С. Никифоров (ред.). Психология здоровья. М.: Питер, с. 437-465.

Ельникова, О. Е., Меренкова, В. С. (2015) Психология здоровья. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 122 с.

Каган, В. Е. (1986) Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей. В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 17-18 декабря 1986 г.). М.: [б. и.], с. 74-75.

Никифоров, Г. С. (2002) Психология здоровья. СПб.: Речь, 256 с

Никифоров, Г. С. (2012) Психология здоровья в России: становление и современное состояние. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 1, с. 38-47.

Николаева, Е. И., Захарина, Е. Ю., Федорук, В. И. (2015) Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. СПб.: Детство-Пресс, 240 с.

Николаева, Е. И., Исайко, А. А., Федорук, А. С. (2019) Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность. Комплексные исследования детства, т. 1, № 2, с. 107-113. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-107-113

Николаева, Е. И., Сутормина, Н. В. (2019) Связь параметров сенсомоторной интеграции с объемом и интерференцией в рабочей памяти у детей 5-6 лет. Современные проблемы науки и образования, № 4, статья 52. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29099 (дата обращения 17.06.2023).

Разумникова, О. М. (2019) Возрастные особенности соотношения тормозных функций исполнительной системы внимания и зрительно-образной памяти. Экспериментальная психология, т. 12, № 2, с. 61-74. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120205

Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, № 2, c. 124-132.

Разумникова, О. М, Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство № 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.

Резникова, Т. Н. (1983) Основные принципы и методы психологического исследования «внутренней картины болезни». В кн.: М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов (ред.). Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, с. 38-62.

Руслякова, Е. Е. (2015) Внутренняя картина здоровья детей младшего и старшего школьного возраста. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования. Уфа: Аэтэрна, 216 с.

Самарин, А. В., Мехришвили, Л. Л. (2016) Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья. Медико-фармацевтический журнал «Пульс», т. 18, № 2, c. 816-820.

Тхостов, А. Ш., Нелюбина, А. С. (2008) Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни. Вестник Томского государственного университета. Серия: Психология, № 317, c. 243-245.

Тхостов, А. Ш., Рассказова, Е. И. (ред.). (2019) Руководство по психологии здоровья. М.: Изд-во Московского университета, 840 с.

Шишкова, И. М. (2018) Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, т. 6, № 3 (22), c. 563-574.

Benear, S., Popal, H., Zheng, Y. et al. (2023) Setting boundaries: Development of neural and behavioral event cognition in early childhood. Developmental Science, vol. 26, no. 6, article e13409. https://doi.org/10.1111/ desc.13409

Chae, Y., Goodman, M., Goodman, G. S. et al. (2017) How children remember the Strange Situation: The role of attachment. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 166, pp. 360-379. https://doi.org/10.1016/j. jecp.2017.09.001

Li, C., Pentz, M. A., Chou, C. P. (2002) Parental substance use as a modifier of adolescent substance use risk. Addiction, vol. 97, no. 12, pp. 1537-1550. https://doi.org/10.1046/j.1360-0443.2002.00238.x

Marks, D., Murray, M., Estacio, E. (2018) Health Psychology. Theory, research, practice. 5th ed. London: SAGE Publ., 832 р.

Merenkovawati, V. (2018) The internal picture of the child's health viewed in the context of parent-child relationship. KnELife Sciences, vol. 4, no. 8, pp. 603-610. https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3319

Tinsley, B. J. (1992). Multiple influences on the acquisition and socialization of children's health attitudes and behavior: An integrative review. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1043-1069. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1992. tb01680.x

References

Anan'ev, V. A. (1998) Vvedenie v psikhologiyu zdorov'ya [Introduction to the psychology of health]. Saint Petersburg: Vestnik BPA Publ., 146 p. (In Russian)

Anan'ev, V. A. (2006) Osnovypsikhologii zdorov'ya. Kn. 1. Kontseptual'nye osnovy psikhologii zdorov'ya [Fundamentals of health psychology. Vol. 1. Conceptual foundations of health psychology]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 384 p. (In Russian)

Arina, G. A., Iosifyan, M. A., Nikolaeva, V. V. (2019) Kul'turno-istoricheskij podkhod k vnutrennej kartine zdorov'ya: fenomeny, struktura, ontogenez. Rukovodstvo po psikhologii zdorov'ya [Cultural and historical approach to the internal picture of health: Phenomena, structure, ontogenesis. Handbook of Health Psychology]. Moscow: Moscow University Publ., pp. 56-102. (In Russian)

Arina, G. A., Nikolaeva, V. V. (2016) Gendernye i vozrastnye osobennosti vnutrennej kartiny zdorov'ya v podrostkovom vozraste [Gender and age features of the internal picture of health in adolescence]. In: Kongress "Psikhicheskoe zdorov'e chelovekaXXIveka"[Congress "Mental health of theXXIcentury"]. Moscow: Soyuz okhrany psikhicheskogo zdorov'ya Publ., pp. 13-15. (In Russian) Benear, S., Popal, H., Zheng, Y. et al. (2023) Setting boundaries: Development of neural and behavioral event cognition in early childhood. Developmental Science, vol. 26, no. 6, article e13409. https://doi.org/10.1111/ desc.13409 (In English)

Berezovskaya, R. A. (2011) Issledovaniya otnosheniya k zdorov'yu: sovremennoe sostoyanie problemy v otechestvennoj psikhologii [Studies of attitudes to health: The current state of the problem in Russian psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Bulletin of Saint Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, no. 1, pp. 221-226. (In Russian) Blyum, V. V. (2006) Struktura vnutrennej kartiny zdorov'ya [The structure of the internal picture of health]. PhD

dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 96 p. (In Russian) Chae, Y., Goodman, M., Goodman, G. S. et al. (2017) How children remember the Strange Situation: The role of attachment. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 166, pp. 360-379. https://doi.org/10.1016/j. jecp.2017.09.001 (In English) Elnikova, O. E., Merenkova, V. S. (2015) Psikhologiya zdorov'ya [Psychology of health]. Yelets: Yelets State University

named after I. A. Bunin Publ.,122 p. (In Russian) Kagan, V. E. (1986) Vnutrennyaya kartina zdorov'ya i somaticheskie zabolevaniya u detej [Internal picture of health and somatic diseases in children].In: Nevrozy u detej i podrostkov: Tezisy dokladov Vsesoyuznoj konferentsii (Moskva, 17-18 dekabrya 1986 g.) [Neuroses in children and adolescents: Abstracts of reports of the All-Union Conference (Moscow, December 17-18,1986)]. Moscow: [s. n.], рр. 74-75. (In Russian) Li, C., Pentz, M. A., Chou, C. P. (2002) Parental substance use as a modifier of adolescent substance use risk.

Addiction, vol. 97, no. 12, pp. 1537-1550. https://doi.org/10.1046/j.1360-0443.2002.00238.x (In English) Marks, D., Murray, M., Estacio, E. (2018) Health Psychology. Theory, research, practice. 5th ed. London: SAGE Publ., 832 р. (In English)

Merenkovawati, V. (2018) The internal picture of the child's health viewed in the context of parent-child relationship.

KnE Life Sciences, vol. 4, no. 8, pp. 603-610. https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3319 (In English) Nikiforov, G. S. (2012) Psikhologiya zdorov'ya v Rossii: stanovlenie i sovremennoe sostoyanie [Health psychology in Russia: History and current state]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta . Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika — Bulletin of Saint Petersburg State University. Series 16. Psychology. Pedagogy, no. 1, pp. 38-47. (In Russian)

Nikiforov, G. S. (2002) Psikhologiya zdorov'ya [Psychology of health]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 256 p. (In Russian) Nikolaeva, E. I., Isajko, A. A. Fedoruk, A. S. (2019) Svyaz' kharakteristik rabochej pamyati i tormoznogo kontrolya s osobennost'yu blizhajshego okruzheniya doshkol'nika i ego vklyuchennost'yu v fizicheskuyu aktivnost' [The relationship of working memory and inhibitory control to the family environment of preschoolers and their involvement in physical activity]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 2, рр. 107-113. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-107-113 (In Russian) Nikolaeva, E. I., Sutormina, N. V. (2019) Svyaz' parametrov sensomotornoj integratsii s ob'emom i interferentsiej v rabochej pamyati u detej 5-6 let [The relationships between the parameters of sensorimotor integration with the size and interference in working memory in children of 5-6 years]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 4, article 52. [Online]. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=29099 (accessed 17.06.2023). (In Russian) Nikolaeva, E. I., Zakharina, E. Yu., Fedoruk, V. I. (2015) Zdorov'esberezhenie i zdorov'eformirovanie v usloviyakh detskogo sada [Health care and health formation in kindergarten conditions]. Saint Petersburg: Childhood-Press Publ., 240 p. (In Russian)

Razumnikova, O. M. (2019) Vozrastnye osobennosti sootnosheniya tormoznykh funktsij ispolnitel'noj sistemy vnimaniya i zritel'no-obraznoj pamyati [Age effect on relationships between inhibitory functions of executive attention system and visual memory]. Eksperimental'naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 12, no. 2, pp. 61-74, https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120205 (In Russian) Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Vozrastnye osobennosti tormoznogo kontrolya i proaktivnaya interferentsiya pri zapominanii zritel'noj informatsii [Age characteristics of inhibition control in the model of proactive interference]. Voprosypsychologii, no. 2, pp. 124-132. (In Russian) Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya kharakteristik zritel'no-prostranstvennojpamyati [Softwarepackagefor determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor's certificate No. RU 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian) Reznikova, T. N. (1983) Osnovnye printsipy i metody psikhologicheskogo issledovaniya "vnutrennej kartiny bolezni" [Main topic: Principle and method: Psychology and research "inutrenay pictures: Painful"]. In: M. M. Kabanov, A. E. Lichko, V. M. Smirnov (eds.). Metody psikhologicheskoj diagnostiki i korrektsii v klinike [Methods of psychological diagnosis and correction in the clinic]. Leningrad: Meditsina Publ., pp. 38-62. (In Russian) Ruslyakova, E. E. (2015) Vnutrennyaya kartina zdorov'ya detej mladshego i starshego shkol'nogo vozrasta. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie doshkol'nogo i obshhego obrazovaniya [The internal picture of the health

of children of primary and senior school age. Psychological and pedagogical support of preschool and general education]. Ufa: Aeterna Publ., 216 p. (In Russian) Samarin, A. V., Mekhrishvili, L. L. (2016) Teoreticheskaya model' formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v diskurse kul'tury zdorov'ya [Theoretical model of formation of healthy students lifestyle in the discourse of health culture]. Mediko-farmatsevticheskij zhurnal "Pul's" — Medical and Pharmaceutical Journal "Pulse", vol. 18, no. 2, pp. 816-820. (In Russian) Shishkova, I. M. (2018) Vliyanie semejnykh faktorov na formirovanie vnutrennej kartiny zdorov'ya rebenka [The family factors influence on the formation of child's subject pattern of health] Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsiya, razvitie — Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, vol. 6, no. 3 (22), pp. 563-574. (In Russian) Tinsley, B. J. (1992). Multiple influences on the acquisition and socialization of children's health attitudes and behavior: An integrative review. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1043-1069. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1992. tb01680.x (In English)

Tkhostov, A. Sh, Nelyubina, A. S. (2008) Obydennye predstavleniya kak faktor, oposreduyushchij povedenie v situatsii bolezni [Everyday ideas as a factor mediating behavior in a disease situation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — Tomsk State University Journal. Series: Psychology, no. 317, pp. 243-245. (In Russian)

Tkhostov, A. Sh., Rasskazova, E. I. (eds.). (2019) Rukovodstvo po psikhologii zdorov'ya [Guide to health psychology].

Moscow: Moscow University Publ., 840 p. (In Russian) Vasil'eva, O. S., Filatov, F. R. (2001) Psikhologiya zdorov'ya cheloveka: etalony, predstavleniya, ustanovki [Psychology

of human health: Standards, ideas, attitudes]. Moscow: Academy Publ., 352 p. (In Russian) Vnutrennyaya kartina zdorov'ya detej i podrostkov [The internal picture of the health of children and adolescents]. (2006) In: G. S. Nikiforov (ed.). Psikhologiya zdorov'ya [Psychology of health]. Saint Petersburg: Piter Publ. pp. 437-465. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.