Научная статья на тему 'ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И МОТИВАЦИИ'

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / МОТИВАЦИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / ОРТОГОНАЛЬНОСТЬ / ИНТЕНСИВНОСТЬ МОТИВАЦИИ / ХАРАКТЕР МОТИВОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Елена Викторовна

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации и свойства локуса контроля на разных возрастных этапах (9, 15, 20 лет). Мотивация и свойство локуса контроля рассматриваются как два важных фактора детерминации деятельности и поведения. Установлено, что в ходе онтогенеза факторы мотивации и свойство локуса контроля претерпевают изменения. Формирование мотивации осуществяется, в основном, в направлении возрастания ее интенсивности. Кроме того, преобладающие познавательные мотивы младших школьников сменяются на широкие познавательные у подростков и студентов. Изменяются как содержательные, так и динамические стороны мотивации. Развитие локуса контроля осуществляется от преобладания экстернального типа у младших школьников к интернальному типу контроля у подростков и относительно паритетной представленности этих двух типов у испытуемых 20 лет. Мотивация и локус контроля развиваются в достаточной степени независимо друг от друга. Их относительная автономность становится более выраженной с возрастом: чем более зрелой является личность, тем более независимы эти факторы. Имеет место и взаимодействие данных факторов, которое носит характер согласования, координации. С возрастом формируются двухсторонние взаимосвязи мотивации и локуса контроля. Данные факторы взаимодействуют по-разному на различных возрастных этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONTOGENETIC ASPECT OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LOCUS OF CONTROL AND MOTIVATION

The article presents the results of an empirical study of the relationship between motivation and the properties of the locus of control at different age stages (9, 15, 20 years). Motivation and the property of the locus of control are considered as two important factors in determining activity and behavior. It is established that during ontogenesis, the parameters of motivation and the property of the locus of control undergo changes. The formation of motivation is carried out mainly in the direction of increasing its intensity. In addition, the prevailing cognitive motives of younger schoolchildren are replaced by broad cognitive ones in adolescents and students. Both the content and dynamic aspects of motivation are changing. The development of the locus of control is carried out from the predominance of the external type in younger schoolchildren to the internal type of control in adolescents and the relatively parity representation of these two types in 20-year-old subjects. Motivation and the locus of control develop sufficiently independently of each other. Their relative autonomy becomes more pronounced with age: the more mature a person is, the more independent these factors are. There is also an interaction of these factors, which is in the nature of coordination, coordination. With age, two-way relationships of motivation and locus of control are formed. These factors interact in different ways at different age stages.

Текст научной работы на тему «ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И МОТИВАЦИИ»

Установлено, что у студентов с высоким показателем личностной тревожности имеется умеренная связь между симптомами психосоматическими расстройствами (истощение и ревматические жалобы).

Литература:

1. Гречко, Т.Ю. Изменения уровня тревожности у населения в период пандемии COVID-19: факторы, влияющие на динамику тревожности / Т.Ю. Гречко, Д.А. Пономарева, Е.О. Номоконова, А.М. Протопопова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2021. - №84. - С. 13-20

2. Ибахаджиева, Л.А. Тревожность как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления / Л.А. Ибахаджиева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №11. - 4 (113). - С. 45-49

3. Игнатова, Е.С. Психодиагностика учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.С. Игнатова. - Пермь, 2018. - 94 с.

4. Карташова, К.С. Основы психосоматики: учебно-методическое пособие / К.С. Карташова. - Красноярск: СФУ, 2012. - 29 с.

5. Лиджи-Горяева, А.А. Механизм возникновения психосоматических расстройств [Электронный ресурс] / А.А. Лиджи-Горяева. - 2020. - №1 - С. 113-115

6. Мисунов, С.Н. Понятие тревожности / С.Н. Мисунов // Вестник науки. - 2021. - №2(35). - С. 17-20

7. Наумова, А.Н. Психологические факторы заболевания гипотиреозом у жителей Республики Саха (Якутия) / А.Н. Наумова, З.Н. Платонова // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. - 2020. - №2 (18). - С. 36-43

8. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 640 с.

9. Тимофеева, О.А. Факторы возникновения и развития тревожности у старших дошкольников / О.А. Тимофеева / Бюллетень науки и практики - 2018. - №1 - С. 357-361

10. Федеральное казенное учреждение здравоохранения «МЧС МВД России по РС (Я)»: [Электронный ресурс] // https://мсч. 14.мвд.рф/

11. Чуева, М.Ю. Психосоматика: влияние психологических факторов на соматические заболевания / М.Ю. Чуева // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. - 2016. - С. 186-189

Психология

УДК 159.923

доктор психологических наук, профессор Карпова Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И МОТИВАЦИИ

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации и свойства локуса контроля на разных возрастных этапах (9, 15, 20 лет). Мотивация и свойство локуса контроля рассматриваются как два важных фактора детерминации деятельности и поведения. Установлено, что в ходе онтогенеза факторы мотивации и свойство локуса контроля претерпевают изменения. Формирование мотивации осуществяется, в основном, в направлении возрастания ее интенсивности. Кроме того, преобладающие познавательные мотивы младших школьников сменяются на широкие познавательные у подростков и студентов. Изменяются как содержательные, так и динамические стороны мотивации. Развитие локуса контроля осуществляется от преобладания экстернального типа у младших школьников к интернальному типу контроля у подростков и относительно паритетной представленности этих двух типов у испытуемых 20 лет. Мотивация и локус контроля развиваются в достаточной степени независимо друг от друга. Их относительная автономность становится более выраженной с возрастом: чем более зрелой является личность, тем более независимы эти факторы. Имеет место и взаимодействие данных факторов, которое носит характер согласования, координации. С возрастом формируются двухсторонние взаимосвязи мотивации и локуса контроля. Данные факторы взаимодействуют по-разному на различных возрастных этапах.

Ключевые слова: интернальность, экстернальность, локус контроля, мотивация, автономность, ортогональность, интенсивность мотивации, характер мотивов.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between motivation and the properties of the locus of control at different age stages (9, 15, 20 years). Motivation and the property of the locus of control are considered as two important factors in determining activity and behavior. It is established that during ontogenesis, the parameters of motivation and the property of the locus of control undergo changes. The formation of motivation is carried out mainly in the direction of increasing its intensity. In addition, the prevailing cognitive motives of younger schoolchildren are replaced by broad cognitive ones in adolescents and students. Both the content and dynamic aspects of motivation are changing. The development of the locus of control is carried out from the predominance of the external type in younger schoolchildren to the internal type of control in adolescents and the relatively parity representation of these two types in 20-year-old subjects. Motivation and the locus of control develop sufficiently independently of each other. Their relative autonomy becomes more pronounced with age: the more mature a person is, the more independent these factors are. There is also an interaction of these factors, which is in the nature of coordination, coordination. With age, two-way relationships of motivation and locus of control are formed. These factors interact in different ways at different age stages.

Key words: internality, externality, locus of control, motivation, autonomy, orthogonality, intensity of motivation, nature of motives.

Введение. Свойство локуса контроля совершенно обоснованно находится в центре внимания отечественных и зрубежных психологов [5, 8-9]. По данной проблеме существует большое количество исследовательских работ как теоретического, так и практического планов. Анализ имеющихся данных позволил нам сформулировать основные направления его исследований [5]. Во-первых, это исследования, направленные на раскрытие содержания и структуры этого свойства. Во-вторых, это исследования, связанные с вопросом об изменчивости данного свойства в процессе онтогенеза, равно как и с особенностями его формирования и развития в целом. В-третьих, это исследования, направленные на разработку проблемы ситуативности-трансситуативности проявлений данного свойства, сопряженной с еще более глубинными механизмами субъективного контроля за его проявлением и произвольными трансформациями данного свойства в зависимости от актуальной ситуации. В-четвертых, это и прикладное направление исследований и разработок. Их смысл состоит в том, чтобы выяснить, каким образом данное свойство выступает в роли профессионально-важного качества по отношению к целому ряду весьма значимых видов профессиональной деятельности.

Не останавливаясь подробно на их содержании, отметим, что, тем не менее, существуют многие неизученные аспекты данной проблемы. Среди них, по-нашему мнению, выделяется такой аспект, как взаимосвязь мотивации и локуса контроля. Подчеркнем, что, с одной стороны, и мотивация, и локус контроля как важнейшая составляющая личности, являются двумя фундаментальными направлениями, причем, хорошо изученными в психологии каждая сама по себе [1, 2, 5, 6, 8, 9, 11]. С другой стороны, и мотивация, и локус контроля есть ни что иное как две формы, точнее - два базовых фактора детерминации поведения человека [1, 4, 6]. И свойство локуса контроля, и мотивация лежат в основе механизмов причинности поведения, то есть характеризуют один и тот же в функциональном отношении процесс. Подчеркнем, что в отношении взаимосвязи этих факторов и, особенно, процесса их развития, исследования практически не представлены, несмотря на их востребованность, очевидную актуальность и несомненную теоретическую и практическую значимость. В связи со сказанным, на наш взгляд, необходимо ответить на следующие вопросы: как происходит развитие показателей мотивации и локуса контроля? Существует ли зависимость между этими факторами? Если они взаимно связаны, то, каким образом? Что формируется раньше? Что является активным компонентом, влияющим на развитие другого? Либо мотивация определяет тип контроля (интернальный или экстернальный), либо тот или иной тип, формируясь и оформляясь, оказывает существенное влияние на темпы, на эффективность, на социальную преемственность формирования мотивационной сферы? Попытка выяснения этих вопросов и явилась основной целью данной работы.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование проводилось на базе одной из школ г. Ярославля в двух возрастных группах испытуемых - 9 и 15 лет, а также на выборке студентов 20 лет ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Общее количество испытуемых составило 79 человек.

Данные возрастные группы были выбраны для выявления динамики мотивации и определения сформированности такого личностного свойства, как локус контроля, а также изучения влияния этих двух параметров друг на друга.

Были использованы следующие методики. Для определения преобладающего мотива учения у испытуемых использовался прямой метод изучения мотивации [6], а, именно, испытуемые в письменном виде должны были ответить на вопрос: «Почему ты учишься?». Таким образом, определялся доминирующий характер мотивов учения, то есть содержательная составляющая мотивации. Динамическая составляющая мотивации [1], то есть сила - интенсивность мотивации диагностировалась посредством разработанной нами методики [7]. Причем в исследовательских целях она была модифицирована для каждой возрастной группы испытуемых. Для диагностики локуса контроля был использован стандартный тест - опросник Дж. Роттера [11]. Данный опросник также был нами модифицирован из диагностического в исследовательский, то есть на основе этого теста был составлен пилотажный опросник, в который были включены вопросы для трех возрастных групп испытуемых - 9, 15 и 20 лет. Подчеркнем, что в отличие от авторского опросника Дж. Роттера, содержащего 32 пункта (26 работающих и 6 маскировочных), в переработанном варианте тест содержит 28 пунктов (23 работающих и 5 маскировочных), также построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений.

Полученные с помощью описанных методик результаты были подвержены математической обработке. Использовались статистические методы определения коэффициентов ранговой корреляции по Спирмену и коэффициентов корреляционного отношения [3]. Подчеркнем, что данное исследование носило поисковый характер, то есть было важно обнаружить наличие какой-либо зависимости между этими показателями и, если таковая обнаружится, определить ее характер.

Реализация указанных методов позволила получить следующие основные результаты.

В целом у испытуемых 9 лет доминирующими мотивами учения являются познавательные мотивы (у 77,4% испытуемых). Это соответствует возрастным особенностям детей данного возраста и подтверждается многими авторами [2, 6]. Средний показатель интенсивности мотивации по данной группе испытуемых составил 12,3.

Уже в младшем школьном возрасте (9 лет) начинает складываться и зарождаться такое свойство личности, как локус контроля, о чем свидетельствует выявленное в той группе испытуемых доминирование экстернального типа контроля (51,6%). Соответственно, испытуемых с интернальным и промежуточным типами контроля - 25,8% и 22,6%. Преобладающими мотивами учения у экстерналов являются познавательные (100%), тогда как у интерналов спектр мотивов более разнообразен и ярко выраженного мотива не обнаруживается. Следовательно, уже в младшем школьном возрасте отчетливо проявляется следующий факт: разнообразие мотивов у интерналов обусловливается тем, что они ищут причины своего поведения в себе, что приводит к внутренней дифференциации причин - мотивов.

Подсчитанный коэффициент корреляции между интенсивностью мотивации и показателями интернальности у испытуемых 9 лет оказался незначимым (р = 0,29). Данный факт свидетельствует о том, что эти два фактора - мотивация и локус контроля - развиваются автономно, независимо друг от друга. Прямого влияния одного на другой не обнаружено. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть высказанную выше мысль, что и свойство локуса контроля, и мотивация выступают двумя важными факторами причинности поведения, то есть характеризуют функционально идентичный процесс. Исходя из этого, можно утверждать, что связь между ними все же существует, но она имеет более сложный характер, чем простая, непосредственная зависимость. Наличие этой зависимости подтверждают подсчитанные нами коэффициенты корреляционного отношения. Были определены коэффициенты корреляционных отношений между интенсивностью мотивации и интернальностью. Если коэффициенты корреляции по Спирмену, подсчитанные между двумя факторами, дают возможность констатировать факт зависимости или независимости между фкторами, то подсчет коэффициентов корреляционного отношения позволяет выявить более глубокие взаимосвязи между ними.

Коэффициенты корреляционного отношения указывают на характер детерминационного влияния изучаемых факторов и дают возможность определить, какой из них является доминирующим, оказывающим существенное влияние на развитие другого.

Полученные корреляционные отношения между интенсивностью мотивации и интернальностью в группе испытуемых 9 лет следующие:

1. Коэффициент корреляционных отношений, показывающий, как интернальность влияет на мотивацию, равен П2 = 0,29.

2. Коэффициент корреляционного отношения, показывающий как интенсивность мотивации влияет на интернальность, равен п2 = 0,47.

Согласно этим коэффициентам, очевидно доминирующее влияние мотивации на интернальность. Данный результат можно объяснить тем, что мотивация формируется раньше; следовательно, именно она оказывает косвенное влияние на развитие типа контроля. По сути, это влияние более простого на более сложное, то есть того, что формируется раньше (мотивация), на то, что формируется позднее (свойство локуса контроля).

В рассматриваемый период свойство локус контроля лишь начинает свое формирование, поэтому его влияние на мотивацию отчетливо не представлено. Об этом свидетельствует незначимый коэффициент корреляционных отношений (П2 = 0,29).

Результаты испытуемых подросткового возраста (15 лет) существенно иные. Так, на первый план в этой группе выступают широкие социальные мотивы (62,5%), познавательные «отходят» на второй план (25%). Средний показатель интенсивности мотивации ниже, чем в предыдущей возрастной группе и равен 10,4.

В этой группе испытуемых преобладают интерналы (54,2%). Спектр мотивов у испытуемых - подростков (15 лет), как и у испытуемых младшего школьного возраста (9 лет), богаче, разнообразнее у интерналов, чем у экстерналов, хотя и у тех, и у других преобладают широкие социальные мотивы.

Коэффициент корреляции между параметрами интенсивности мотивации и свойством локуса контроля незначимый (р = -0,064), более того - он отрицательный. Это свидетельствует не только о том, что эти факторы (мотивация и локус контроля), по-прежнему, развиваются автономно, но и о том, что эта автономность, ортогональность усиливается в этот возрастной период - подростковый.

В подростковом возрасте, наряду с развитием мотивации, достигает определенного уровня и контроль, поэтому оба коэффициента корреляционных отношений значимы:

1. Коэффициент корреляционных отношений, показывающих, как интернальность влияет на интенсивность мотивации,

2

равен П = 0,46.

2. Коэффициент корреляционных отношений, показывающий, как интенсивность мотивации влияет на интернальность, равен п2 = 0,59.

Эти данные позволяют, во-первых, заключить, что усиливается влияние мотивации на интернальность (п2 = 0,59 у испытуемых 15 лет; п2 = 0,47 у испытуемых 9 лет). Во-вторых, имеет место влияние интернальности-экстернальности на мотивацию (п2 = 0,46). Таким образом, обнаруживается взаимовлияние параметров, их взаимодействие друг с другом.

В третьей возрастной группе (20 лет) по-прежнему преобладающими мотивами учения являются широкие социальные мотивы, причем их роль еще более возрастает (75%). Очевидно снижение роли познавательных мотивов (12,5%) в структуре учебной мотивации испытуемых 20 лет, появление материальных мотивов и мотива избегания неприятностей. Следовательно, можно говорить о существенном развитии мотивационной сферы личности в учебной деятельности, ее обогащении, качественных изменениях по сравнению с другими возрастными периодами.

В целом, интенсивность мотивации в этой группе испытуемых возрастает по сравнению с группой испытуемых 15 лет. В среднем по данной группе испытуемых она равна 13,3 баллов.

Что же касается преобладающего типа контроля в группе испытуемых 20 лет, то следует отметить, что соотношение экстерналов и интерналов приблизительно одинаковое (соответственно, 41,7% и 37,5%). Наряду с этим, значительный процент составляют испытуемые, занимающие пограничное положение между интерналами и экстерналами. Таким образом, можно заключить, что такое качество, как локус контроля личности уже достаточно отчетливо формируется к этому возрасту, входит в структуру личности.

Обнаружено также, что спектр мотивов у интерналов и экстерналов отличается незначительно, и, по-прежнему, и у тех, и у других сохраняется тенденция к преобладанию широких социальных мотивов.

Развитие мотивации и свойства интернальности-экстернальности продолжается и в группе испытуемых 20 лет. Причем, автономность этих параметров усиливается (р = -0,31). В целом, можно заключить, что ортогональность этих параметров возрастает, поскольку прямая зависимость между ними отсутствует. Об этом свидетельствуют значения коэффициентов корреляции между показателями интенсивности мотивации и свойством интернальности-экстернальности в рассматриваемых трех возрастных группах испытуемых. Эти коэффициенты являются незначимыми (9 лет - р =0,29; 15 лет

- р = (-0,06); 20 лет - р = (-0,31). Из этих результатов следует, что независимость, ортогональность этих двух параметров увеличивается в возрастной период от 9 к 20 годам. Иначе говоря, эти факторы независимы пропорционально зрелости личности: чем более они независимы, тем более зрелой является личность.

Таким образом, относительная автономность мотивации и свойства локуса контроля становится более выраженной с возрастом, то есть эти два параметра становятся все более ортогональными.

Подсчет коэффициентов корреляционных отношений в группе испытуемых 20 лет выявил, что оба они незначимы:

1. коэффициент корреляционных отношений, показывающий, как интернальность влияет на интенсивность мотивации равен = 0,13;

2. коэффициент корреляционных отношений, показывающий, как интенсивность мотивации влияет на интернальность, равен п2 = 0,12.

Эти результаты свидетельствуют о сформированности данных свойств и их полной автономии друг от друга.

Таким образом, в процессе формирования факторов мотивации и свойства локуса контроля они взаимодетерминируют друг друга. Однако, когда оба эти фактора в ходе онтогенетического развития уже более или менее сформировались, это взаимовлияние в значительной степени теряет свою актуальность. Следовательно, с возрастом автономность мотивации и свойства локуса контроля возрастает. Однако, в основе этого лежат сложные, опосредствованные двусторонние детерминирующие воздействия между ними. Кроме того, степень их автономности следует рассматривать и как показатель личностной зрелости.

Выводы:

1. Между мотивацией и свойством локуса контроля существует фундаментальная общность, которая заключается в принципиальном сходстве их функциональной роли в организации деятельности и поведения: они являются двумя важными факторами их детерминации.

2. В ходе онтогенетического развития происходит формирование и развитие этих факторов. Развитие мотивации осуществляется, в основном, от преобладания познавательных мотивов у младших школьников к широким социальным - у испытуемых 15 и 20 лет. Развитие свойства локуса контроля осуществляется, главным образом, от преобладания экстернального типа у младших школьников к интернальному типу контроля у подростков и относительно паритетной представленности этих двух типов у испытуемых 20 лет.

3. Имеют место связующие различия в характере мотивов учения у интреналов и экстерналов. Во-первых, у интерналов

- младших школьников представлен достаточно большой спектр мотивов, причем социальные и познавательные мотивы представлены в равной мере. Начиная с подросткового возраста, имеет место выраженная тенденция к увеличению значимости широких социальных мотивов и их явного доминирования у интерналов 20 лет. Во-вторых, у экстерналов -младших школьников имеет место явное доминирование познавательных мотивов, сменяющееся в подростковом возрасте преобладанием широких социальных мотивов и большей представленностью разнообразных по характеру мотивов у испытуемых 20-летнего возраста с преобладанием широких социальных мотивов.

4. Доминирующей тенденцией развития динамической составляющей мотивации является значимое возрастание ее интенсивности. Эта тенденция является общей по отношению как к интерналам, так и к экстерналам.

5. Развитие мотивации и свойства локуса контроля происходит относительно автономно, то есть вне их значимого непосредственного детерминационного влияния друг от друга, что свидетельствует об ортогональности этих двух факторов.

Эта независимость становится более выраженной с возрастом. Мера их автономности пропорциональна зрелости личности: чем более эти факторы независимы, тем более зрелой является личность.

6. Специфика взаимосвязи формирования факторов мотивации и свойства локуса контроля заключается в том, что она носит характер согласования и координации. Наряду с этим, установлены и значимые деетрминационные отношения между формированием этих факторов, которые также претерпевают закономерные отношения в возрастном плане. Так, у младших школьников доминирует влияние мотивации на свойство локус контроля, поскольку мотивация формируется раньше и оказывает косвенное влияние на развитие типа контроля. В подростковом возрасте это влияние усиливается и, наряду с этим, имеет место также обратное влияние локуса контроля на мотивацию, то есть с возрастом формируются двусторонние взаимодействия между мотивацией и свойством локуса контроля.

7. Вся совокупность полученных результатов позволяет заключить, что предположение о возможном взаимовлиянии факторов мотивации и свойства локуса контроля в ходе онтогенетического развития подтвердилось.

Литература:

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - Москва: Наука. -158 с.

2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - Москва: МПА, 1995. - 209 с.

3. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. - Москва: Прогресс, 1991. - 184 с.

4. Карпов, А.В. Методологические основы психологии образовательной деятельности / А.В. Карпов, Е.В. Карпова. -Москва: Изд. РАО, 2021. - 687 с.

5. Карпов, А.В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности / А.В. Карпов, Е.В. Карпова, Е.В. Маркова // Перспективы науки и образования. - 2022. - №3 (57). -С. 402-422

6. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности / Е.В. Карпова. -Ярославль: ЯГПУ, 2007. - 570 с.

7. Карпова, Е.В. Психологический практикум: исследование мотивации / В. Карпова. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - 56 с.

8. Карпова, Е.В. Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности личности / Е.В. Карпова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сб.науч.статей VI междун. начно-практ.конференции / под науч.ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: ЯГПУ, 2021. - С. 33-36

9. Ксенофонтова, Е.Г. Локус контроля - более полувека исследований / Е.Г. Ксенофонтова, С.В. Забегалина, Е.Ю. Коржова, С.Ю, Флоровский, О.В. Сысоева, В.А. Урываев. - Москва: Проспект, 2021. - 112 с.

10. Реан, А.А. Проблемы и перспективы исследования концепции локуса контроля личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19 - №4. - С. 3-12

11. Rotter, J.B. Social leaning and clinical psychology / J.B Rotter. - N.Y.: Prentice- Hall, 1954. - 283 p.

Психология

УДК 570

кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КАК НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЯЮТСЯ В СФЕРУ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается внедрение технологий искусственного интеллекта в сферу психического здоровья студентов высшей школы. Согласно имеющимся на сегодняшний день сведениям, феномен не отличается выраженной положительной или отрицательной окраской. С одной стороны, новые технологии в условиях стремительной цифровой трансформации способны помочь с выявлением, прогнозированием и предотвращением наступления кризисов личностного благополучия. С другой стороны, речь идет о специфической технологической зависимости человека, отрицательно сказывающейся на развитии его собственных когнитивных функций и эмоционального интеллекта. Подобные тенденции подчеркивают противоречивость внедрения инструментов цифровизации в общественную жизнь и психические процессы, в связи с чем возникает острая необходимость более тщательной разработки вопроса и профилактических мер, соблюдение которых позволит минимизировать риск негативных последствий.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, психическое здоровье, влияние цифровой среды.

Annotation. The article discusses the introduction of artificial intelligence technologies in the field of mental health of higher school students. According to the information available to date, the phenomenon does not differ in pronounced positive or negative coloration. On the one hand, new technologies in the context of rapid digital transformation can help identify, predict and prevent the onset of crises of personal well-being. On the other hand, we are talking about a specific technological dependence of a person, which negatively affects the development of his own cognitive functions and emotional intelligence. Such trends emphasize the inconsistency of the introduction of digitalization tools into public life and mental processes, and therefore there is an urgent need for a more thorough development of the issue and preventive measures, compliance with which will minimize the risk of negative consequences.

Key words: artificial intelligence, technology, mental health, the impact of the digital environment.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Представляя собой главный продукт цифровой трансформации, искусственный интеллект в настоящее время продолжает стремительно внедряться во все сферы жизни человечества. Применение передовых технологий стало неотъемлемой составляющей организации быта посредством голосовых помощников и поисковых систем интернета. В связи с параметрами, позволяющими феномену превосходить возможности человека, он демонстрирует собственную эффективность в решении ряда задач в области медицины и здравоохранения, науки и образования, промышленности и бизнеса. Интерес исследователей в отношении искусственного интеллекта обусловлен относительной новизной и неоднозначностью последствий, которые требуют тщательного изучения с целью увеличения преимуществ и минимизации недостатков его внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.