Научная статья на тему 'ЛОКУС КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЕЖИ: СИБЛИНГОВЫЙ КОНТЕКСТ'

ЛОКУС КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЕЖИ: СИБЛИНГОВЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТАРШИЙ СИБЛИНГ / МЛАДШИЙ СИБЛИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баскаева Оксана В.

На выборке сиблингов в возрасте ранней взрослости рассматривается структура взаимосвязей локуса контроля с другими психологическими характеристиками. В выборку вошли 106 пар сиблингов (всего 212 респондентов) с разницей в возрасте не более 5 лет; средний возраст старшего сиблинга 24,51 ± 4,56, младшего 21,73 ± 4,17 полных лет. Каждый член сиблинговой пары заполнил 5 опросников: Уровень субъективного контроля, Короткий портретный опросник Большой пятерки, Краткий вариант опросника Толерантность к неопределенности, Краткий вариант опросника Поиск ощущений и опросник Грязная дюжина. Полученные в ходе исследования данные изучаются в двух подгруппах - старшие и младшие сиблинги каждой пары. Выявлено, что в среднем старшие и младшие сиблинги не отличаются друг от друга по локализации контроля над значимыми для себя событиями как в жизни в целом, так и в частных специфических ситуациях (состояние здоровья, достижения, неудачи, семейные, производственные и межличностные отношения). В то же время изучение структуры взаимосвязей уровня субъективного контроля с другими психологическими характеристиками в группах старших и младших обнаруживает ряд различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCUS OF CONTROL IN THE SYSTEM OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUTH: A SIBLING CONTEXT

On a sample of siblings at the age of early adulthood, the structure of links between the locus of control and other psychological characteristics is considered. The sample included 106 pairs of siblings (212 respondents in total) with an age difference of no more than 5 years; the average age of the older sibling is 24.51 ± 4.56, the younger one is 21.73 ± 4.17 full years. Each member of the sibling couple completed5 questionnaires: Level of Subjective Control, Short Big Five Portrait Inventory, Short Version of the Uncertainty Tolerance Inventory, Short Version of the Sensation Seeking Inventory, and the Dirty Dozen Inventory. The data obtained during the study are studied in two subgroups - older and younger siblings of each pair. It was revealed that, on average, older and younger siblings do not differ from each other in the localization of control over significant events for themselves, both in life in general and in particular specific situations (health status, achievements, failures, family, workplace and interpersonal relationships). At the same time, the study of the structure of the links between the level of subjective control and other psychological characteristics in the groups of older and younger reveals a number of differences.

Текст научной работы на тему «ЛОКУС КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЕЖИ: СИБЛИНГОВЫЙ КОНТЕКСТ»

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-134-147

Локус контроля в системе личностных характеристик молодежи: сиблинговый контекст

Оксана В. Баскаева

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, baskaeva.oksana@gmail.com

Аннотация. На выборке сиблингов в возрасте ранней взрослости рассматривается структура взаимосвязей локуса контроля с другими психологическими характеристиками. В выборку вошли 106 пар сиблингов (всего 212 респондентов) с разницей в возрасте не более 5 лет; средний возраст старшего сиблинга 24,51 ± 4,56, младшего 21,73 ± 4,17 полных лет. Каждый член сиблинговой пары заполнил 5 опросников: Уровень субъективного контроля, Короткий портретный опросник Большой пятерки, Краткий вариант опросника Толерантность к неопределенности, Краткий вариант опросника Поиск ощущений и опросник Грязная дюжина. Полученные в ходе исследования данные изучаются в двух подгруппах - старшие и младшие сиблинги каждой пары. Выявлено, что в среднем старшие и младшие сиблинги не отличаются друг от друга по локализации контроля над значимыми для себя событиями как в жизни в целом, так и в частных специфических ситуациях (состояние здоровья, достижения, неудачи, семейные, производственные и межличностные отношения). В то же время изучение структуры взаимосвязей уровня субъективного контроля с другими психологическими характеристиками в группах старших и младших обнаруживает ряд различий.

Ключевые слова: локус контроля, молодежь, старший сиблинг, младший сиблинг

Для цитирования: Баскаева О.В. Локус контроля в системе личностных характеристик молодежи: сиблинговый контекст // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 1. С. 134-147. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-134-147

© Баскаева О.В., 2022

Locus of control in the system of personal characteristics of youth: a sibling context

Oksana V. Baskaeva

Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia, baskaeva.oksana@gmail.com

Abstract. On a sample of siblings at the age of early adulthood, the structure of links between the locus of control and other psychological characteristics is considered. The sample included 106 pairs of siblings (212 respondents in total) with an age difference of no more than 5 years; the average age of the older sibling is 24.51 ± 4.56, the younger one is 21.73 ± 4.17 full years. Each member of the sibling couple completed 5 questionnaires: Level of Subjective Control, Short Big Five Portrait Inventory, Short Version of the Uncertainty Tolerance Inventory, Short Version of the Sensation Seeking Inventory, and the Dirty Dozen Inventory. The data obtained during the study are studied in two subgroups - older and younger siblings of each pair. It was revealed that, on average, older and younger siblings do not differ from each other in the localization of control over significant events for themselves, both in life in general and in particular specific situations (health status, achievements, failures, family, workplace and interpersonal relationships). At the same time, the study of the structure of the links between the level of subjective control and other psychological characteristics in the groups of older and younger reveals a number of differences.

Keywords: locus of control, young people, older sibling, younger sibling

For citation: Baskaeva, O.V. (2022), "Locus of control in the system of personal characteristics of youth: a sibling context", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 134-147, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-134-147

Введение

Сиблинговые отношения для большинства людей являются самыми длительными. В детстве и подростничестве сиблингам принадлежит центральная роль в семейной жизни [McHale et al. 2012]. Воспитываясь в одной семье, дети вовлечены в регулярные и эмоционально насыщенные вззаимодействия, являясь друг для друга компаньонами, соперниками, а также постоянным объектом социального сравнения. Помимо прямых вззаимовлия-ний сиблинги воздействуют на личностное развитие друг друга опосредованно, занимая определенную семейную нишу и забирая часть семейных ресурсов [McHale et al. 2006]. В ранней вззрос-

лости частота контактов и уровни конфликта и соперничества между сиблингами заметно снижаются, а теплота отношений соизмерима с таковой в подростничестве либо повышается [Jensen et al. 2018]. Эмоциональные сиблинговые связи сохраняются также в среднем и старшем возрасте, когда происходит дальнейшее снижение интенсивности взаимных контактов [Suitor et al. 2016; Bedford, Avioli 2012; White 2001]. Меняясь соответственно возрастным этапам, отношения с сиблинговым партнером тем не менее не теряют значимости для адаптации и благополучия на протяжении всей жизни человека. В этой связи важным представляется изучение личностных характеристик старшего и младшего сиблинговых партнеров, в частности, присущего им ло-куса контроля.

Локус контроля исследуется более пятидесяти лет. Это фундаментальная личностная переменная, отражающая убеждения человека о степени своей способности контролировать события и результаты собственной жизни, учитывающая, в какой мере ответственность за происходящее в жизни человек приписывает самому себе, а в какой - внешним факторам. Исследования локуса контроля начались с работ Роттера [Rotter 1954, Rotter 1966], связавшего данное понятие с теорией социального обучения, утверждающей, что на поведение людей в конечном итоге влияет обучение, которое происходит в процессе наблюдения за свершающимися вокруг событиями. В ходе этого наблюдения у человека возникают ожидания подкрепления собственных действий, а получаемое подкрепление усиливает либо ослабляет ожидания определенных событий [Spector 1982]. По Роттеру, с течением времени такие ожидания, то есть восприятие причинно-следственной связи между поведением и вознаграждением, становятся относительно стабильными. Лица с внутренним ло-кусом контроля (интерналы) считают, что случающееся с ними зависит от их собственных поступков и личных качеств; обладающие внешним локусом (экстерналы) возлагают ответственность за события своей жизни на те или иные внешние факторы. Интерналы, как правило, решительны и уверены в своей способности контролировать собственную жизнь [Ng et al. 2006]. Экс-терналы отводят себе пассивную роль в получении жизненных результатов и чувствуют зависимость от обстоятельств, других людей, общества, судьбы или случая. Поскольку внешний локус контроля связан с восприятием зависимости от различных внешних факторов, он более сложен.

Локус контроля предполагает прогноз способности контролировать собственное будущее [Ng et al. 2006]. Он может быть преимущественно внешним или внутренним, то есть можно вы-

явить общую тенденцию к внутреннему или внешнему типу ло-куса, человек также может чередовать внешний и внутренний локусы и иметь несходные ожидания в отношении собственного контроля над различными сферами жизни [April et al. 2012]. Так, например, могут различаться ожидания человека в отношении успехов, достижений, карьеры, здоровья [Connolly 1980]. Люди с внутренними и внешними (билокальными) ожиданиями обычно ощущают большее субъективное благополучие, чем те, кто придерживается исключительно внутренних или внешних ожиданий [April et al. 2012]. Предполагается, что билокальный локус более адаптивный, поскольку чисто внешние ожидания могут вызвать ощущение беспомощности и безнадежности, а высокий уровень внутренних ожиданий способен спровоцировать стресс в результате гиперответственности и чрезмерной самокритики.

Хотя ранние исследования показали, что локус контроля является основным предиктором установок, эмоциональных реакций, мотивации и поведения, связанных с работой, впоследствии ло-кус контроля чаще всего рассматривался как компонент базовой самооценки. В настоящее время правильность такого подхода опровергается, высказывается мнение, что эта переменная - независимый конструкт, который следует изучать отдельно [Johnson et al. 2015; Johnson et al. 2016].

Локус контроля имеет дистальное влияние на эмоции, ког-ниции и поведение [Kanfer et al. 2017); исследования также указывают на его связь с физическим и ментальным здоровьем [Sargent-Cox, Anstey 2015]. Однако генезис конструкта до конца не выяснен. Утверждается, что локус формируется в раннем детстве под влиянием стиля воспитания, социально-экономической ситуации и индивидуального опыта ребенка; дети начинают интерпретировать степень собственного контроля над событиями, когда научаются идентифицировать источник подкрепления [Bodovski 2014; Morton 1997]. В этой связи можно полагать, что уникальная сиблинговая среда, присутствующая в семье, где воспитываются дети, и эмоциональные связи между взрослыми сиблингами оказывают свое воздействие на данную важную личностную характеристику.

Цель исследования

Выявить связи локуса контроля с другими личностными характеристиками современной молодежи в сиблинговой ситуации.

Выборка исследования

В исследовании участвовало 106 пар сиблингов (всего 212 респондентов) с разницей в возрасте не более 5 лет. Средний возраст старшего сиблинга 24,51 ± 4,56, младшего - 21,73 ± 4,17 полных лет.

Схема исследования

Каждый сиблинг из пары заполнял 5 опросников.

1. Уровень субъективного контроля - УСК [Бажин и др. 1993]. Опросник предназначен для определения уровня интер-нальности-экстернальности и содержит 7 шкал. Шкала общей интернальности оценивает общий уровень субъективного контроля. Шкала интернальности в достижениях направлена на определение уровня субъективного контроля над эмоционально положительными событиями; Шкала интернальности в неудачах - над эмоционально отрицательными. Следующие четыре шкалы - ситуационно-специфические и оценивают интерналь-ность в семейных отношениях, в производственных отношениях, в межличностных отношениях и в области здоровья.

2. Короткий портретный опросник Большой пятерки [Егорова, Паршикова 2016].

3. Краткий вариант опросника Толерантность к неопределенности [Егорова, Паршикова 2016].

4. Краткий вариант опросника Поиск ощущений [Егорова, Пьянкова 1992] - сокращенный и адаптированный на российской выборке опросник Поиск ощущений М. Закермана. Шкала поиск приключений-1 оценивает поиск возбуждения и приключений в активности, связанной с риском; Шкала поиск приклю-чений-2 оценивает поиск возбуждения и приключений в обыденной жизни; Шкала поиск переживаний оценивает поиск нового опыта и впечатлений через неконформные виды поведения; с помощью Шкалы подверженность скуке определяют, в какой степени у человека выражено стремление к разнообразию и избеганию рутинного опыта.

5. Опросник Грязная дюжина [Jonason, Webster 2010] содержит двенадцать утверждений для диагностики личностных черт Темной триады - макиавеллизм, неклиническая психопатия, неклинический нарциссизм.

Методы анализа данных

Данные рассматривались в двух подгруппах - старшие и младшие сиблинги каждой пары. Изучались связи показателей

УСК с показателями других четырех опросников, использованных в исследовании.

Для оценки различия средних применялся t-критерий Стью-дента, для анализа взаимосвязей вычислялись корреляции Спир-мена. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета компьютерных программ SPSS 18.0.

Результаты

Сравнение средних выявило, что значимых различий между показателями психологических характеристик старших и младших сиблингов нет, за исключением невротизма, который значимо выше у младших (p = 0,53). Оценка взаимосвязей одноименных показателей личностных характеристик старших и младших обнаруживает значимые корреляции показателей общей интер-нальности (г = ,228; p = ,019), открытости к новому опыту (г = ,252; p = ,009) и макиавеллизма (r = ,200; p = ,040) старших и младших.

Рассмотрение структуры взаимосвязей показателей УСК и других психологических характеристик выявило ряд различий между старшими и младшими сиблингами.

Совокупное число значимых взаимосвязей показателей всех шкал УСК и других психологических характеристик у старших почти в два раза превышает это число у младших: 25 vs 13 (рис. 1). С показателями сознательность и поиск приклю-чений-2 в обеих подгруппах не связаны показатели ни одной шкалы УСК.

■ Старшие сиблинги ИМладшие сиблинги

I

2 2

0 0 0 0

I

Рис. 1. Совокупная численность взаимосвязей показателей шкал интернальности и других характеристик.

4 4

00

В группе старших сиблингов у шести из семи шкальных показателей интернальности взаимосвязей с показателями других психологических характеристик больше, чем в группе младших (рис. 2). В обеих группах есть показатели интернальности с отсутствием значимых связей: интернальность в области здоровья у старших и интернальность в семейных отношениях у младших.

■ Старшие сиблинги ■ Младшие сиблин

5 5 5

| | | I | °

Рис. 2. Число взаимосвязей показателей шкал интернальности и других характеристик.

Результаты корреляционного анализа представлены в Таблице 1.

Рассмотрим, какие именно значимые взаимосвязи существуют между интернальностью и другими характеристиками сиблингов.

Общая интернальность старших положительно связана с экстраверсией, открытостью к новому опыту, толерантностью к неопределенности, поиском приключений-1 и подверженностью скуке. Общая интернальность младших положительно связана с экстраверсией и отрицательно с макиавеллизмом.

Интернальность в достижениях, как и общая интернальность старших, обнаруживает положительную связь с экстраверсией, открытостью к новому опыту, толерантностью к неопределенности, подверженностью скуке. Также у старших выявлена отрицательная связь интернальности в достижениях с невротизмом. Ин-тернальность в достижениях младших положительно связана с экстраверсией и доброжелательностью.

Интернальность в неудачах старших имеет положительную связь с толерантностью к неопределенности и подверженностью скуке и отрицательную с психопатией. В группе младших интер-нальность в неудачах отрицательно связана с макиавеллизмом и нарциссизмом.

Таблица 1

Взаимосвязи показателей шкал интернальности и других характеристик

Общая интернальносгь Интернальносгь в достижениях Интернальносгь в неудачах Интернальносгь в семейных отношениях Интернальносгь в производственных отношениях Интернальносгь в межличностных отношениях Интернальносгь в области здоровья

Невротизм Старший R -0,18 -.224* -0,01 -0,09 -0,12 -0,08 -0,14

Младший R ,032 -.004 -.017 -.043 ,106 ,026 ,229*

Экстраверсия Старший R ,367" ,418" 0,19 0,13 ,243* ,308** -0,08

Младший R ,201* ,358" ,148 ,133 ,108 ,428** ,022

Открытость к новому опыту Старший R ,327" ,381" 0,18 0,12 ,209* ,330** 0,14

Младший R ,079 ,177 ,143 ,077 ,018 ,261** -.022

Доброжелательность Старший R 0,18 0,19 0,05 0,06 0,15 0,08 -0,06

Младший R ,147 ,196* ,182 ,275 -.002 ,212* -.133

Сознательность Старший R 0,12 0,19 -0,02 0,07 0,01 -0,07 -0,03

Младший ,028 -.081 -.172 ,007 ,006 -.035 -.032

Толерантность Старший R ,388" ,336" ,198* 0,12 ,337" ,283** 0,11

Младший R ,067 ,148 ,057 ,060 -.001 ,104 ,106

Поиск приключений-1 Старший R ,229* 0,10 0,19 0,02 ,234* 0,10 0,16

Младший R ,122 ,139 ,047 ,137 ,121 ,011 -.003

Поиск приключений-2 Старший R 0,09 0,01 0,09 0,04 0,11 0,10 0,00

Младший R ,000 -.056 ,027 -.016 ,042 -.040 -.006

Поиск переживаний Старший R 0,08 -0,03 0,12 0,09 0,15 0,10 0,03

Младший R ,170 ,176 ,126 ,176 ,248* ,156 ,215*

Подверженность скуке Старший R ,322" ,318" ,222* 0,16 ,217* ,290** 0,08

Младший R ,015 ,031 ,046 ,009 -.064 ,035 ,101

Макиавеллизм Старший R -0,12 -0,07 -0,11 -0,06 -0,01 ,200* -0,01

Младший R -.251" -.148 -.282** -.081 -.238* ,125 ,060

Психопатия Старший R -0,18 -0,07 -.296** -.283" -0,05 -0,06 -0,04

Младший R -.101 -.098 -.090 -.008 -.105 -.087 -.069

Нарциссизм Старший R 0,02 0,11 0,11 0,09 -0,07 ,204* 0,06

Младший R -.128 -.002 -.289** ,007 -.132 ,116 ,070

И <<

X

и н а -а

к

й

Примечания. 11 и 0,01; р и 0,05.

Интернальность в области семейных отношений старших отрицательно связана с психопатией. У младших интернальность в области семейных отношений не обнаруживает связи ни с одним из рассматриваемых показателей.

Интернальность в производственных отношениях в группе старших имеет положительные связи с экстраверсией, открытостью к новому опыту, толерантностью к неопределенности, поиском приключений-1 и подверженностью скуке. В группе младших показатели по этой шкале интернальности положительно связаны с поиском переживаний и отрицательно с макивеллиз-мом.

Интернальность в межличностных отношениях в группе старших положительно коррелирует с экстраверсией, открытостью к новому опыту, толерантностью к неопределенности, подверженностью скуке, макиавеллизмом и неклиническим нарциссизмом. Интернальность в межличностных отношениях младших имеет положительные связи с экстраверсией, открытостью к новому опыту и доброжелательностью.

Интернальность в области здоровья в группе старших не обнаруживает связей с другими психологическими характеристиками; в группе младших этот показатель положительно связан с невротизмом и поиском переживаний.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

Старшие и младшие сиблинги из молодежной выборки в среднем не отличаются друг от друга по локализации контроля над значимыми для себя событиями, как в общей жизненной ситуации, так и в частных специфических ситуациях, касающихся состояния здоровья, собственных достижений и успехов, неудач и проблем, отношений в семье, в кругу коллег, в ходе неформального общения с другими людьми. Изучение структуры взаимосвязей уровня субъективного контроля с другими психологическими характеристиками в группах старших и младших дает во многом несходные картины.

Чем более экстравертирован старший сиблинг, чем более адекватно он встречает новые ситуации и идеи, чем выше его готовность принимать решения и действовать в изменяющихся условиях, чем сильнее стремление к разнообразию, избеганию рутины и к активности, связанной с острыми ощущениями и риском, тем в большей степени он считает себя ответственным за отношения в семье, на работе, за собственные достижения и за то, как складывается его жизнь. Чем выше макиавеллизм и неклинический

нарциссизм старшего сиблинга, тем большую ответственность за межличностные отношения он себе приписывает. Чем менее не-вротичен, импульсивен и раздражителен старший, тем больше он верит, что его достижения - это его собственная заслуга, а не воля случая или результат постороннего вмешательства; тем больше он стремится контролировать отрицательные события в семье и в жизни в целом и тем сильнее чувствует личную ответственность, если такие события происходят.

Чем более младший сиблинг экстравертирован и чем менее выражены у него черты макиавеллизма, тем больше его ответственность за собственную жизнь. Чем выше экстраверсия младшего, чем более он отзывчив и внимателен к людям, тем большую ответственность за свои успехи и достижения он чувствует. Чем ниже уровень макиавеллизма и неклинического нарциссизма младшего, тем выше его ответственность за неудачи. Чем больше стремление младшего сиблинга к неконформному опыту и чем менее ему свойственен макиавеллизм, тем больше его ответственность за отношения на работе и карьерный рост. Чем младший более экстравертирован, восприимчив к новым идеям, внимателен и отзывчив к людям, тем большую ответственность он чувствует за свои отношения с окружающими, и чем более младший невротичен и склонен к поиску новых впечатлений через неконформный опыт, тем большую ответственность за свое здоровье он чувствует.

Различающиеся паттерны взаимосвязей локуса контроля старших и младших сиблингов молодежной выборки свидетельствуют о том, что сиблинговая позиция по-разному влияет на формирование этой фундаментальной характеристики личности.

Благодарность

Статья выполнена в рамках госзадания, АААА-А19-119012990181-0.

Acknowledgments

The article was prepared within a state task, project ААА-А-А19-119012990181-0.

Литература

Бажин и др. 1993 - Бажин Е., Голынкина Е., Эткинд А. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993.

Егорова, Паршикова 2016 - Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 9. URL: http://pisyistudy.ru/index.php/ num/2016v9n45/1239-egorova45.html (дата обращения 10 дек. 2021).

Егорова, Пьянкова 1992 - Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Поиск ощущений и особенности личностной сферы // Актуальные проблемы психологической службы: Теория и практика: материалы международной конференции (Одесса, 8-9 сентября, 1992). Т. 2. Одесса, 1992. С. 140-143. April et al. 2012 - April K.A., Dharani B., Peters K. Impact of locus of control cxpcctancy on level of well-being // Review of European Studies. 2012. Vol. 4. P. 124-137.

Bedford, Avioli 2012 - Bedford V.H., Avioli P.S. Siblings in middle and late adulthood // Handbook of families and aging / Ed by R. Blieszner, V.H. Bedford. Santa Barbara, CA: Praeger, 2012.

Bodovski 2014 - Bodovski K. Adolescents' emerging habitus: The role of early parental expectations and practices // Journal of Sociology of Education. 2014. Vol. 35. P. 389-412.

Connolly 1980 - Connolly S.G. Changing expectancies: A counselling model based on locus of control // The Personnel and Guidance Journal. 1980. Vol. 59. P. 176-180.

Jensen et al. 2018 - Jensen A C, Whiteman S D., Fingerman K.L. "Can't live with or without them:" Transitions and young adults' perceptions of sibling relationships // Journal of Family Psychology. 2018. Vol. 32. № 3. P. 385-395.

Johnson et al. 2015 - Johnson R.E., Rosen C.C., Chang C.-H., Lin S.-H. Getting to the core of locus of control: Ls it a core evaluation of the self or the environment? // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100. P. 1568-1578.

Johnson et al. 2016 - Johnson R.E., Rosen C.C., Chang C.-H., Lin S. Assessing the status of locus of control as an indicator of core self-evaluations // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 90. P. 155-162. Jonason, Webster 2010 - Jonason P.K., Webster G.D. The Dirty Dozen: A concise measure of the Dark Triad // Psychological Assessment. 2010. Vol. 22. № 2. P. 420-432.

Kanfer et al. 2017 - Kanfer R, Frese M, Johnson R. E. Motivation related to work: A century of progress // Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102. P. 338-355.

McHale et al. 2006 - McHale S.M., Kim J., Whiteman S.D. Sibling Relationships in Childhood and Adolescence // Close relationships: Functions, forms and processes / Ed. by P. Noller, J.A. Feeney. New York, NY.: Psychology Press, 2006.

McHale et al. 2012 - McHale S.M., Updegraff K.A., Whiteman S.D. Sibling Relationships and Influences in Childhood and Adolescence // Journal of marriage and the family. 2012. Vol. 74. № 5. P. 913-930. Morton 1997 - Morton T. L. The relationship between parental locus of control and children's perceptions of control // The Journal of Genetic Psychology. 1997. Vol. 158. P. 216-225.

Ng et al. 2006 - Ng T.W.H., Sorensen K.L., Eby L.T. Locus of control at work: A meta-analysis // Journal of Organizational Behavior. 2006. Vol. 27. P. 1057-1087.

Rotter 1954 - Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. New York, NY: Prentice Hall, 1954.

Rotter 1966 - Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80. P. 1-28.

Sargent-Cox, Anstey 2015 - Sargent-Cox K, Anstey K.J. The relationship between age-stereotypes and health locus of control across adult age-groups // Psychology & Health. 2015. Vol. 30. № 6. P. 652-670. Spector 1982 - Spector P.E. Behavior in organizations a>s a function of employee's locus of control // Psychological Bulletin. 1982. Vol. 91. P. 482-497.

Suitor et al. 2016 - Suitor J.J., Gilligan M, Pillemer K. Stability, change, and complexity in later-life families // Handbook of aging and the social sciences / Ed. by L.K. George, K.F. Ferraro. New York, NY: Elsevier, 2016. White 2001 - White L. Sibling relationships over the life course: A panel analysis // Journal of Marriage and Family. 2001. Vol. 63. P. 555-568.

References

April, K.A., Dharani, B. and Peters, K. (2012), "Impact of locus of control expectancy on level of well-being", Review of European Studies, vol. 4, pp. 124137.

Bazhin, E., Golynkina, E. and Jetkind, A. (1993), Oprosnik urovnya sub"ektivnogo kontrolya [Questionnaire of the level of subjective control], Smysl, Moscow, Russia.

Bedford, V.H. and Avioli, P.S. (2012), "Siblings in middle and late adulthood", in Blieszner, R. and Bedford, V.H. (ed.), Handbook of families and aging, Praeger Santa, Barbara, CA, USA.

Bodovski, K. (2014), "Adolescents' emerging habitus: The role of early parental expectations and practices", Journal of Sociology of Education, vol. 35, pp. 389412.

Connolly, S.G. (1980), "Changing expectancies: A counselling model based on locus of control", The Personnel and Guidance Journal, vol. 59, pp. 176-180. Egorova, M.S. and Parshikova, O.V. (2016), "Psikhometricheskie kharakteristiki Korotkogo portretnogo oprosnika Bol'shoi pyaterki (B5-10)", Psihologicheskie issledovanija [Electronic], vol. 9, no. 45, p. 9, available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1239-egorova45.

html (Accessed 10 Dec. 2021).

Egorova, M.S. and P'jankova, S.D. (1992), "Search for sensations and features of the personal sphere", Materials of the international conference

"Actual problems of psychological service: Theory and practice", vol. 2, Odessa, Ukraine, 8-9 September, 1992, pp. 140-143.

Jensen, A.C., Whiteman, S.D. and Fingerman, K.L. (2018), "Can't live with or without them:" Transitions and young adults' perceptions of sibling relationships", Journal of Family Psychology, vol. 32, no. 3, pp. 385-395. Johnson, R.E., Rosen, C.C., Chang, C.-H. and Lin, S. (2016), "Assessing the status of locus of control as an indicator of core self-evaluations", Personality and Individual Differences, vol. 90, pp. 155-162. Johnson, R.E., Rosen, C.C., Chang, C.-H. and Lin, S.-H. (2015), "Getting to the core of locus of control: Is it a core evaluation of the self or the environment?", Journal of Applied Psychology, vol. 100, pp. 1568-1578. Jonason, P.K. and Webster, G.D. (2010), "The Dirty Dozen: A concise measure of the Dark Triad", Psychological Assessment, vol. 22, no. 2, pp. 420-432. Kanfer, R., Frese, M. and Johnson, R.E. (2017), "Motivation related to work: A century of progress", Journal of Applied Psychology, vol. 102, pp. 338-355. McHale, S.M., Kim, J. and Whiteman, S.D. (2006), "Sibling Relationships in Childhood and Adolescence", in Noller, P. and Feeney, J.A. (ed.), Close relationships: Functions, forms and processes, Psychology Press, New York, NY, USA.

McHale, S.M., Updegraff, K.A. and Whiteman, S.D. (2012), "Sibling Relationships and Influences in Childhood and Adolescence", Journal of marriage and the family, vol. 74, no. 5, pp. 913-930.

Morton, T.L. (1997), "The relationship between parental locus of control and children's perceptions of control", The Journal of Genetic Psychology, vol. 158, pp. 216-225.

Ng, T.W.H., Sorensen, K.L. and Eby, L.T. (2006), "Locus of control at work: A meta-analysis", Journal of Organizational Behavior, vol. 27, pp. 1057-1087. Rotter, J.B. (1954), Social learning and clinical psychology, Prentice Hall, New York, NY, USA.

Rotter, J.B. (1966), "Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement", Psychological Monographs, vol. 80, pp. 1-28. Sargent-Cox, K. and Anstey, K.J. (2015), "The relationship between age-stereotypes and health locus of control across adult age-groups", Psychology & Health, vol. 30, no. 6, pp. 652-670.

Spector, P.E. (1982), "Behavior in organizations as a function of employee's locus of control", Psychological Bulletin, vol. 91, pp. 482-497. Suitor, J.J., Gilligan, M. and Pillemer, K. (2016), "Stability, change, and complexity in later-life families", in George, L.K. and Ferraro, K.F. (ed.), Handbook of aging and the social sciences, Elsevier, New York, NY, USA. White, L. (2001), "Sibling relationships over the life course: A panel analysis", Journal of Marriage and Family, vol. 63, pp. 555-568.

Информация об авторе

Оксана В. Баскаева, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 12.5009, Россия, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 4; baskaeva.oksana@gmail.com

Information about the author

Oksana V. Baskaeva, Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009; baskaeva. oksana@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.