Научная статья на тему 'ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК КОЛЛЕДЖЕЙ'

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК КОЛЛЕДЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ КОЛЛЕДЖЕЙ / ЗДОРОВЬЕ / ОНТОГЕНЕЗ / СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милашечкин В.С., Джандарова Т.И., Гернет И.Н., Русанов А.В.

Цель исследования - выявление онтогенетических тенденций физической подготовленности и психофизиологических параметров центральной нервной системы в процессе обучения студенток в колледже. Методика и организация исследования. В ходе работы определялись: время простой реакции на свет и звук, сложная реакция на свет, то есть реакция выбора и реакция на движущийся объект у групп студенток колледжей 16-20 лет. Физические тесты использовались для оценки физической подготовленности. Результаты исследования и выводы. Выявлено максимальное увеличение времени сенсомоторной реакции в 17 лет у девушек при обучении в колледже, что указывает на истощение адаптационных возможностей ЦНС. В 18 лет происходит стабилизация показателей сенсомоторной реакции на свет и звук, а к 20 некоторое ее постепенное снижение. К концу обучения происходит снижение показателей физической подготовленности, что может отрицательно повлиять на состояние здоровья и двигательные функции организма. Физическая подготовленность и психофизиологические параметры функционирования ЦНС, по предварительным данным, имеют разную возрастную динамику в период обучения студенток колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милашечкин В.С., Джандарова Т.И., Гернет И.Н., Русанов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOGENETIC FEATURES OF PHYSICAL FITNESS AND FUNCTIONING OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF COLLEGE STUDENTS

Objective of the study was to identify ontogenetic tendencies of physical readiness and psychophysiological parameters of the central nervous system in the process of teaching female students in college. Methods and structure of the study. In the course of the work, the following were determined: the time of a simple reaction to light and sound, a complex reaction to light, that is, a choice reaction and a reaction to a moving object in groups of college students aged 16-20. Physical tests were used to assess physical fitness. Results and conclusions. The maximum increase in the time of the sensorimotor reaction at the age of 17 was revealed in girls during college education, which indicates the depletion of the adaptive capabilities of the CNS. At the age of 18, the parameters of the sensorimotor reaction to light and sound stabilize, and by the age of 20, there is some gradual decrease. By the end of training, there is a decrease in physical fitness indicators, which can adversely affect the state of health and motor functions of the body. According to preliminary data, physical fitness and psychophysiological parameters of the functioning of the central nervous system have different age dynamics during the training of college students.

Текст научной работы на тему «ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК КОЛЛЕДЖЕЙ»

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК КОЛЛЕДЖЕЙ

УДК/UDC 612.821.6

Поступила в редакцию 16.05.2022 г.

Информация для связи с автором: vs.milash@yandex.ru

В.С. Милашечкин1 ORCID 0000-0001-5321-6727

Доктор биологических наук, профессор Т.И. Джандарова2

ORCID: 0000-0002-2734-2911

Кандидат медицинских наук, доцент И.Н. Гернет3

ORCID 0000-0002-0965-468X

А.В. Русанов1

1Российский университет дружбы народов, Москва 2Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь 3Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

ONTOGENETIC FEATURES OF PHYSiCAL FiTNESS AND FUNOTiONiNG OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF COLLEGE STUDENTS

V.S. Milashechkin1 ORCID 0000-0001-5321-6727 Dr. Biol., Professor T.I. Dzhandarova2 ORCID: 0000-0002-2734-2911 PhD, Associate Professor I.N. Gernet3 ORCID 0000-0002-0965-468X A.V. Rusanov1

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

2 North Caucasian Federal University, Stavropol

3 Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - выявление онтогенетических тенденций физической подготовленности и психофизиологических параметров центральной нервной системы в процессе обучения студенток в колледже. Методика и организация исследования. В ходе работы определялись: время простой реакции на свет и звук, сложная реакция на свет, то есть реакция выбора и реакция на движущийся объект у групп студенток колледжей 1620 лет. Физические тесты использовались для оценки физической подготовленности.

Результаты исследования и выводы. Выявлено максимальное увеличение времени сенсомоторной реакции в 17 лет у девушек при обучении в колледже, что указывает на истощение адаптационных возможностей ЦНС. В 18 лет происходит стабилизация показателей сенсомоторной реакции на свет и звук, а к 20 некоторое ее постепенное снижение. К концу обучения происходит снижение показателей физической подготовленности, что может отрицательно повлиять на состояние здоровья и двигательные функции организма. Физическая подготовленность и психофизиологические параметры функционирования ЦНС, по предварительным данным, имеют разную возрастную динамику в период обучения студенток колледжа.

Ключевые слова: студентки колледжей, здоровье, онтогенез, сенсомотор-ная реакция, центральная нервная система.

Abstract

Objective of the study was to identify ontogenetic tendencies of physical readiness and psychophysiological parameters of the central nervous system in the process of teaching female students in college.

Methods and structure of the study. In the course of the work, the following were determined: the time of a simple reaction to light and sound, a complex reaction to light, that is, a choice reaction and a reaction to a moving object in groups of college students aged 16-20. Physical tests were used to assess physical fitness. Results and conclusions. The maximum increase in the time of the sensorimotor reaction at the age of 17 was revealed in girls during college education, which indicates the depletion of the adaptive capabilities of the CNS. At the age of 18, the parameters of the sensorimotor reaction to light and sound stabilize, and by the age of 20, there is some gradual decrease. By the end of training, there is a decrease in physical fitness indicators, which can adversely affect the state of health and motor functions of the body. According to preliminary data, physical fitness and psychophysiological parameters of the functioning of the central nervous system have different age dynamics during the training of college students.

Key words: college students, health, ontogenesis, sensorimotor reaction, central nervous system.

Введение. В процессе обучения студенты испытывают различные формы внешних влияний на свой организм [2, 5]. Это и изменения социальной среды и режима труда и отдыха, и, конечно, увеличение учебной нагрузки. Особую роль в приспособительных реакциях к этим изменениям играет нервная система, от функционирования которой зависит регуляция всего нашего организма. Физическая подготовленность, по мнению ученых, выступает маркером состояния здоровья индивидуума [4]. Мониторинг за изменениями

функционирования центральной нервной системы в процессе обучения очень важен для дальнейшей оценки и прогнозирования развития организма студентов [6]. Следует учитывать, что в возрасте 16-17 лет у студентов завершается функциональное развитие центральной нервной системы и физическое развитие, которое оценивается, в том числе, и по показателям физической подготовленности. От того, как завершится эта перестройка, зависит эффективность работы ЦНС индивидуума, становится возможным прогнозиро-

60

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

Возрастные особенности физической подготовленности студенток

Возраст, лет Физические тесты

Бег на 2000 м Бег на 30 м Прыжок в дину с места Поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине

16 11,17±1,32 5,10±0,08 176,22±4,85 71,14±4,78

17 11,12±1,08 5,09±0,06 178,04±4,54 74,37±5,11

18 11,05±1,01 5,10±0,06 174,18±4,96 72,54±5,02

19 11,24±1,17 5,11±0,07 169,47±4,55 67,65±4,45

20 11,47±1,24 5,34±0,10 165,07±3,87 60,78±4,28

вание его состояния здоровья, что может повлиять на качество жизни в конечном итоге [7]. В связи с этим необходимо изучать влияние различных внешних и внутренних факторов в процессе онтогенеза на здоровье студентов, для выявления, контроля и нивелирования возможных отклонений функционирования нервной системы в [1, 8].

Цель исследования - выявление возрастных изменений физической подготовленности и психофизиологических параметров центральной нервной системы в процессе обучения студенток в колледже.

Методика и организация исследования. Научная работа проведена на базе Колледжа гостиничного бизнеса Московского филиала Российской международной академии туризма. В ней принимали участие девушки 16-20 лет, которые были разделены на пять групп в соответствии с возрастом: 16 (п=18), 17 (п=23), 18 (п=24), 19 (п=19) и 20 (п=17).

Для определения особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) нами был использован аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог», произведенный ООО «Научно-методический центр Аналитик» в городе Омск, с помощью которого исследовали психофизиологические особенности студенток: время простой реакции на свет и звук, время реакции на движущийся объект и время реакции выбора [3]. Оценку физической подготовленности проводили, используя физические тесты: бег 200 м (мин), 30 м (с), прыжок в дину с места (см), поднимание-опускание туловища из положения лежа (количество раз).

Результаты исследования и их обсуждение. При рассмотрении результатов времени простой реакции на световой раздражитель выявлено увеличение данного показателя у студенток 17 лет по сравнению с результатом

310 300 290 280

306,36

291,14

16

288,23

17 18

Возраст, лет

299,95

20

600 550 500 450

564,5

520,26

505,49

495,6

16

490,03

1

20

17 18 Возраст, лет

Рис. 1. Время простой реакции на свет (вверху) и звук (внизу), мс

200 180 160 140 120 100

550 500 450 400 350 300

194,09

16

171,6

116,3

17 18 19 20

Возраст, лет

492,06

449,48

414,46

16

400,02

1

20

17 18 Возраст, лет

Рис. 2. Время реакции на движущийся объект (вверху) и реакцию выбора (внизу), мс

студенток 16 лет, далее наблюдается значительное его снижение к 18 годам и рост в 19, 20 лет (рис. 1). Представленная динамика сохраняется и в показателях простой реакции на звук, времени реакции на движущийся объект и реакции выбора (рис. 1, 2).

Результаты исследования свидетельствуют о снижении показателей деятельности центральной нервной системы на втором году обучения, что может указывать на увеличение нагрузки на ЦНС в результате адаптации ведущих систем организма к внешним изменяющимся условиям среды в этот период и, как следствие, ухудшение приспособительных способностей организма студенток. На третьем году обучения зафиксированы минимальные значения времени реакции, что говорит о наивысшем уровне функционирования центральной нервной системы среди исследуемых возрастных групп. На последнем году обучения (19, 20 лет) наблюдается увеличение времени сенсомоторных реакций, то есть происходит снижение адаптационных возможностей ЦНС. Это может быть обусловлено спецификой процесса обучения на последнем курсе: снижение двигательной активности, большие объемы производственной практики, преддипломная практика, подготовка к защите выпускной квалификационной работы. Все эти факторы могут отрицательно влиять на психомоторные реакции организма.

Возрастные особенности физической подготовленности студенток представлены в табл. 1. В беге на 2000 м, отражающем развитие общей выносливости, наилучшие результаты были продемонстрированы студентками 17-18 лет, а далее мы наблюдаем ухудшение этого показателя. Хотя это физи-

№9^ 2022 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

ческое качество, согласно сенситивным периодам развития физических качеств, должно развиваться и далее. В тестах на развитие быстроты, силы брюшного пресса и скоростно-силовых способностей наилучшие результаты были показаны девушками в возрасте 17 лет. К 20 годам результаты стали заметно хуже. То есть к концу обучения у девушек происходит снижение физических способностей.

Выводы. В результате исследования выявлено максимальное увеличение времени сенсомоторной реакции в 17 лет у девушек при обучении в колледже, что указывает на истощение адаптационных возможностей ЦНС, особенно в показателе времени реакции на движущийся объект, где падение составило 33,4 %. В 18 лет происходит стабилизация показателей сенсомоторной реакции на свет и звук, а к 20 годам - некоторое ее постепенное снижение. При этом наблюдается улучшение физических показателей в 17-18 лет, а к 20 годам физическая подготовленность постепенно снижается, что косвенно указывает на снижение физической активности на фоне увеличения интенсивности учебного процесса. То есть время сенсомоторной реакции может рассматриваться как маркер функционирования центральной нервной системы организма. Снижение же показателей физической подготовленности к концу обучения может отрицательно повлиять на состояние здоровья и двигательные функции организма. Физическая подготовленность и психофизиологические параметры функционирования ЦНС, по предварительным данным, имеют разную возрастную динамику в период обучения студенток колледжа.

По нашему мнению, необходимо рекомендовать студентам пересмотреть режим труда и отдыха, дополнительно заниматься оздоровительными формами физической культуры с целью нивелирования негативного процесса обучения на центральную нервную систему и улучшения состояния здоровья в целом.

Литература

1. Бакшева, Т.В. Оценка психофизиологических параметров организма студентов колледжей с разными двигательными режимами / Т.В. Бакшева, В.С. Милашечкин, В.В. Иванов, Н.В. Логачев // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 11. - С. 12-14.

2. Джандарова, Т.И. Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы / Т.И. Джандарова, Е.А. Милашечкина // Наука. Инновации. Технологии. - 2014. -№ 1. - С. 175-184.

3. Корягина, Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог») №2010617789. / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для

ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. - 2011.

- № 1. - ч. 2. - С. 308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Милашечкина, Е.А. Оценка уровня физического развития и функции дыхания студенток специальной медицинской группы с разным объемом двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 4. - С. 17-19. - EDN YUTEXO.

5. Милашечкина, Е.А. Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова, Е.А. Куницына // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18.

- № 4. - С. 123-129. - DOI 10.14529/hsm180418.

6. Милашечкина, Е.А. Психофизиологический аспект адаптации иностранных студентов с ослабленным здоровьем / Е.А. Милашечкина, И.Н. Гернет, В.С. Милашечкин // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 95-101.

References

1. Baksheva T.V., Milashechkin V.S., Ivanov V.V., Logachev N.V. Ocenka psihofiziologicheskih parametrov organizma studentov kolledzhej s raznymi dvigatelnymi rezhimami [Assessment of psychophysiological parameters of the body of college students with different motor modes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 11. pp. 12-14.

2. Dzhandarova T.I., Milashechkina E.A. Fizicheskoe razvitie studentok, otnesennyh k specialnoy medicinskoy gruppe, imeyushchih otklone-nie v deyatelnosti serdechno-sosudistoy sistemy [Physical development of female students assigned to a special medical group with a deviation in the activity of the cardiovascular system]. Nauka. Innovat-sii. Tekhnologii. 2014. No. 1. pp. 175-184.

3. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Apparatno-programmnyj kompleks "Sportivnyy psihofiziolog" [Hardware and software complex "Sports psychophysiologist №2010617789"]. Computer programs. Databases. Topology of integrated circuits. 2011. No. 1 (2). 308 p.

4. Milashechkina E.A., Jandarova T.I. Otsenka urovnya fizicheskogo raz-vitiya i funktsii dykhaniya studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppy s raznym obyemom dvigatelnoy aktivnosti [Physical progress rates of special health group students diagnosed with cardiovascular system disorders versus their physical activity rates]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 4. p. 6.

5. Milashechkina E.A., Dzhandarova T.I., Kunitsina E.A. Adaptacionnye vozmozhnosti organizma studentok specialnoy medicinskoy gruppy, imeyushchih narusheniya serdechno-sosudistoj sistemy [Adaptation abilities in female students with cardiovascular disorders]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2018. No 18 (4). pp. 123-129. DOI: 10.14529/ hsm180418.

6. Milashechkina E.A., Gernet I.N., Milashechkin V.S. Psihofiziologiches-kiy aspekt adaptacii inostrannyh studentov s oslablennym zdorovem [Psychophysiological aspect of adaptation of foreign students with poor health]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya. 2020. No. 1 (13). pp. 95-101.

7. Gernet I.N. Comparative characteristic of life quality among the students referred to a special medical group according to their health state / I.N. Gernet, V.N. Pushkina, S.Yu. Razmakhova [et al.] // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences, 2018. No 5 (4). pp. 2353-2359.

8. Milashechkina E.A. Ontogenetic Characteristics of Anxiety of Gymnasts of High Sports Qualification / E.A. Milashechkina, I.N. Gernet, O.V. Timofeeva [et al.] // International Journal of Applied Exercise Physiology, 2019. No. 8 (2). p. 581. DOI 10.30472/ijaep.v8i2.581.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.