Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 118-123. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 118-123.
Научная статья УДК 378.147
https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.16
«Онлайн» против «офлайн» в период пандемии COVID-19 (из опыта применения онлайн-обучения в вузе)
Алла Вадимовна Сороколетова
Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-1646-4232
Аннотация. Статья представляет собой теоретико-практическое исследование степени эффективности организации образовательной деятельности в вузе с применением цифрового обучения с целью повышения качества образования. Эксплицируется суть и характер трансформации опыта онлайн-обучения студентов 1-2 курсов вуза в условиях карантина COVID-19 на протяжении трех вынужденных локдаунов. В результате исследования сделаны предположения относительно возможности использования онлайн-об-разования в вузах в России и его эффективности. В процессе работы применялась методика свободного ассоциативного эксперимента, метод сопоставительного анализа, а также метод анализа и синтеза. Проблема онлайн-образования активно обсуждается в научных кругах и требует дальнейшего изучения с учетом текущих условий глобальной цифровизации всех сфер деятельности человека. Однако следует заключить, что рациональное использование средств дистанционного взаимодействия педагога со студентом, особенно в сочетании с традиционными формами обучения, уже сейчас демонстрирует высокую эффективность и способствует повышению качества российского высшего образования.
Ключевые слова: онлайн-образование, дистанционное образование, пандемия COVID-19, изоляция, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, образовательная среда, студент
Для цитирования: Сороколетова А.В. «Онлайн» против «офлайн» в период пандемии COVID-19 (из опыта применения онлайн-обучения в вузе) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 118-123. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.16.
Original article
«Online» versus «offline» during the COVID-19 pandemic (from the experience of applying online learning in HEIs)
Alla V. Sorokoletova
Southwest State University, Kursk, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-1646-4232
Abstract. The paper is a theoretical and practical study of the effectiveness degree of educational activities organization in HEIs using digital learning in order to improve the quality of education. The essence and nature of the online learning experience transformation of 1-2 year university students under COVID-19 quarantine over three forced lockdowns is explicated. As a result of the study, assumptions are made regarding the possibility of using online education at HEIs in Russia and its effectiveness. The method of free associative experiment, the method of comparative analysis, and the method of analysis and synthesis were used in the course of the study. The issue of online education is actively debated in academia and needs to be further explored in the current context of global digitalization of all areas of human activity. Nevertheless, it should be concluded that the rational use of means of distant interaction between a teacher and a student, especially in combination with traditional forms of learning, is already demonstrating high efficiency and contributes to improving the quality of Russian higher education.
Keywords: online education, e-learning, COVID-19 pandemic, isolation, digitalization, ICT, e-learning environment, student
For citation: Sorokoletova A.V. (2021) «Online» versus «offline» during the COVID-19 pandemic (from the experience of applying online learning in HEIs). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 118-123. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.16 (In Russian).
Актуальность темы данного исследования обусловлена активной цифровизацией современного мира, которая одномоментно «обрушилась» на сферу образования в России в 2020 году, хотя еще несколько лет назад дистанционное обучение казалось сложным форматом для реализации, которым пользовались в основном блогеры. Пандемия COVID-19 ускорила переход на формат он-лайн-обучения не только в вузах, сузах, в школах, но и во всех образовательных учреждениях по
© Сороколетова А.В., 2021
всему миру. Возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительной изоляции граждан, поэтому удаленный формат обучения оказался особенно востребованным.
Важность выбранной темы определяется необходимостью совершенствования методов онлайн-обучения в контексте современного запроса рынка образовательных услуг и сопутствующих факторов, обусловленных такими явлениями жизни, как пандемия и вынужденная изоляция. Прежде чем перейти к описанию полученных результатов, необходимо уточнить, что теоретической базой исследования послужили работы С.С. Пашковской (2021), Н.Р. Добрушиной, А.И. Левинзон (2006), Н.Г. Малашонок (Maloshonok, 2016), Н.Е. Поповой (2015) и др., объектом научного осмысления которых стали различные аспекты цифровых технологий в обучении. В частности, ключевым моментом проанализированных работ и источников является то, что современный уровень развития информационных технологий требует формирования мобильного образовательного пространства как для студента, так и для преподавателя вуза и, следовательно, обуславливает необходимость совершенствования форм и методов онлайн-обучения студентов посредством создания обновленной цифровой среды, отвечающей запросам времени. Практическая значимость данного исследования видится в том, что выводы относительно очевидных преимуществ смешанного формата обучения следует учитывать при разработке новых образовательных программ в вузе.
Последние два года из-за пандемии COVID-19 российский рынок онлайн-образования растет колоссальными темпами, что вполне объяснимо, поскольку оно рентабельно и удобно для населения в целом. Главным из его преимуществ является доступность, тогда как цена на образовательные онлайн-программы демонстрирует тенденцию к снижению. Так, в 2019 году мировой рынок онлайн-обучения составлял примерно 101 млрд долларов. По некоторым оценкам, к 2026 году его объем, вероятно, достигнет 370 млрд долларов1. Согласно маркетинговому исследованию, проведенному консалтинговой компанией №оАпа1у1^, величина рынка удаленного обучения в России составила около 53 млрд руб. В 2019 году специалисты компании сделали прогноз, в соответствии с которым онлайн-образование составит примерно 2,6 % от всего объема услуг этой сферы, что мы сейчас и наблюдаем2.
Онлайн-обучение - это организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, которые обеспечивают виртуальное взаимодействие студента и преподавателя. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии обучения, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии студентов и преподавателей (Сороколетова, Степанова, 2019; Ткаченко и др., 2015; Ткаченко, Сороколетова, 2016). Дистанционное (онлайн) высшее образование является способом организации учебного процесса и, по сути, представляет собой заочное обучение, но с применением информационно-телекоммуникационных технологий. В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. получить диплом вуза в России можно в очной, очно-заочной или заочной форме3. Несмотря на то, что еще до пандемии COVID-19 образовательные технологии в той или иной степени применялись в учебных аудиториях, будь то виртуальное, гибридное или очное учебное пространство, онлайн-образование в современном виде и масштабе4 -это новый тренд, поскольку именно множество цифровых инструментов и методов могут улучшить и оптимизировать процесс обучения в условиях пандемии (Баянкина, Кремнева, 2010; Баянкина и др., 2009; Кремнева, Харитонов, 2010).
На первый взгляд процесс онлайн-обучения в вузе во время карантина выглядит довольно просто и привлекательно для студентов, а именно:
- на электронной образовательной платформе вуза у каждого студента есть личный кабинет, в котором находится весь образовательный контент, расписание занятий, домашние задания, контактные данные преподавателей, чаты для коммуникации и др., установлены контрольные точки промежуточной аттестации;
1 Size of the Global E-Learning Market in 2019 and 2026, by Segment(in Million U.S. Dollars) [Электронный ресурс] // Statista. URL: https://statista.com/statistics/1130331/e-leaming-market-size-segment-worldwide// (дата обращения: 26.03.2019).
2 Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. [Электронный ресурс] // Магазин исследований. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/ (дата обращения: 11.11.2011).
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf#st16_3/ (дата обращения: 11.11.2011).
4 Дистанционное образование: где его получить и что это даёт [Электронный ресурс] // RB. URL: https://rb.ru/longread/distance-education/#rec168953178/ (дата обращения: 11.11.2011).
- обучение проходит в форме онлайн-уроков, видеороликов с инфографикой, презентаций, которые распределены по семестрам. Для этого студенту необходимо иметь веб-камеру и высокоскоростной Интернет. Если обучающийся по какой-то причине пропустил лекционное занятие, его можно посмотреть в записи в удобное время. Американские исследователи пришли к выводу, что к концу офлайн-лекции провалы внимания у студентов происходят примерно каждые две минуты. Дистанционное обучение лишено этого недостатка, поскольку всегда можно вернуться к ранее прочитанному материалу, если что-то было упущено (Bunce et. al., 2010);
- зачеты в условиях вынужденного онлайн-обучения также возможно сдать в форме он-лайн-тестов или онлайн-контрольных работ, которые предварительно уже загружены на цифровую образовательную платформу вуза;
- для студентов последних курсов предусмотрена возможность защитить выпускную квалификационную (дипломную) работу удаленно с использованием видеоконференции в установленный срок.
О привлекательности/непривлекательности онлайн-обучения для студентов говорят и цифры проведенного нами мини-эксперимента среди обучающихся Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ, г. Курск) в период первого карантина в 2020 году (студенты 1 и 2 курсов), в мае 2020 года (на той же выборке) и в период карантина в октябре 2021 года (эти же студенты, которые перешли на 2 и 3 курс соответственно). Всего в эксперименте приняло участие 115 человек.
Итак, в первую волну карантина респонденты давали по большему счету оптимистические реакции на слово «дистант», например: «Наконец-то», «Круто!», «Давно пора», «Уеду домой», «Как в Америке», «Интересно», «Экономия времени и денег». 85 % информантов дали положительные реакции, 10 % - отрицательные, 5 % были индифферентны в своих реакциях.
Несмотря на убедительные плюсы онлайн-образования и потенциал его масштабирования, как и любая другая форма обучения, оно имеет свои минусы. Более того, необходимость повсеместного и срочного внедрения образовательных технологий в России во время карантина в 2020 году обнажила имеющиеся скрытые сложности как для преподавателей, так и для студентов.
Вероятнее всего, только в 2021 году стало понятно, что переход на полный дистанционный формат обучения невозможен без ущерба для качества подготовки будущих специалистов определенных сфер деятельности. Даже непродолжительная практика применения онлайн-техно-логий в обучении показала, что получить более или менее полноценное образование дистанционно возможно только по крайне ограниченному кругу профессий, которые преимущественно связаны с работой в виртуальных средах. «Но как только профессия делает хотя бы небольшой "шаг" в реальный мир, без физического контакта, без специального оборудования не обойтись. Та же самая мехатроника или инженерный дизайн - вроде бы тоже IT-направле-ния. Но нужно уметь работать с платами для мехатронных интерфейсов, с оборудованием для прототипирования...», - акцентирует Р. Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс, Россия)»1. Безусловно, онлайн-обучение больше подходит для социальных и гуманитарных наук, а вот такие области, как медицина и инженерное дело, требующие определенного практического опыта, не могут быть обеспечены специалистами, получившими образование в онлайн-формате. Никогда цифровые лекции не научат хирургическим манипуляциям студентов-медиков и не заменят производственную практику для будущих инженеров. Перечень профессий и специальностей, которые нельзя получить, обучаясь дистанционно, был дан уже в Проекте приказа Минобрнауки России от 2013 года2.
Владение навыками тайм-менеджмента и необходимость в высокой само-мотивации -ключевые факторы, которые влияют на успеваемость студента в процессе онлайн-обучения (Thinakaran, Ali, 2016). Это означает, что учеба должна стать приоритетом, а отвлекающие факторы сведены к минимуму. Проведенный опрос среди наших респондентов в мае 2020 года, когда им пришлось сдавать сессию онлайн, показал, что большинство из них (75 %) не умеют грамотно распоряжаться временем и не способны полностью погружаться в материал, а склонны рассматривать онлайн-обучение как очередные каникулы. Приведем примеры частотных реакций респондентов: «Ура! Каникулы!», «Отдых продолжается», «Хоть не надо утром рано вставать», «Релакс», «Кайф», «Пижамная пати», «Экономия денег на проезд», «Прикольно». Однако отсутствие самоорганизации, привычки и/или навыка использования любого из множества цифровых
1 Агранович М., Колесникова К. Загружаемся в студенты. В России начнут выдавать лицензию на он-лайн-образование [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/10/20/v-rossii-nachnut-vydavat-licenziiu-na-onlajn-obrazovanie.html/ (дата обращения: 20.11.2021).
2 Об утверждении перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : проект приказа Минобрнауки [Электронный ресурс] // ФГОС ВО. URL: hpps://fgosvo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/zapret_el.pdf / (дата обращения: 20.11.2021).
сервисов для планирования и постановки целей, которые позволят установить напоминания, серьезно снизили результативность обучения и поставили этих же респондентов в сложные ситуации, о чем могут свидетельствовать частотные ответы, например: «И когда все эти лекции смотреть!?», «Бесконечные задания», «Кажется, за компом сутками», «Дали бы выходные», «Диета не поможет», «Хочу на волю», «Хорошо преподам, у них выходные», «Надоело», «Когда каникулы», «Умираю за компом». Напротив, при офлайн-обучении существует несколько важных стимулов, которые постоянно напоминают и подталкивают студентов к достижению учебных целей, например, личное общение с преподавателями, контакты с одногруппниками, необходимость следить за расписанием занятий и пр. (Keis et. al., 2017). Многие студенты остались недовольны отсутствием персональной обратной связи от преподавателя, поскольку именно личный контакт облегчает процесс обучения и, вероятно, снижает уровень одиночества, которое обычно ассоциируется с онлайн-обучением. Поэтому студенты после того, как столкнулись с «дистантом», переоценили социальный аспект посещения университета, ведь там они могут присоединяться к тематическим клубам, обсуждать проекты за чашкой кофе в столовой, участвовать в разного рода соревнованиях между университетами, вести научные диалоги с преподавателями, а педагог в свою очередь видит перед собой личность со своими достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями усвоения информации. Офлайн-обучение в высших учебных заведениях - это и своеобразная школа жизни, в которой студенты учатся критически воспринимать информацию, пробуют создавать команды для решения конкретных задач, совершенствуют навыки коммуникации, которые важны при построении карьеры в любой сфере. Переход от личного общения к дистанционному лишает возможности формировать уровень близости, который создает благоприятный эмоциональный фон, необходимый для успешного обучения.
Наконец, на практике проблемы технического характера оказались серьезным препятствием для процесса организации онлайн-обучения, соблюдения сроков выполнения заданий и стали дополнительным источником проблем как для студентов, так и для преподавателей. Даже самый стабильный компьютер или образовательная платформа имеют свойство сбоить, например, от перегрузки может отключиться сервер или пропасть подключение к Интернету. Кроме того, остается вероятность возникновения проблем совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами обучающихся, а низкая скорость Интернет-соединения может привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой видеолекций. Приведем примеры частотных ответов респондентов, реагирующих на эту проблему: «У меня в деревне не работала Сеть», «Мне реально нужен новый телефон», «Обман», «Образовательная среда отстой», «Ненавижу онлайн», «Я попал», «Зачем мне методички в цифре!? Я хочу нормальное обучение!», «Дома вообще не вставляет учиться», «Когда закончится эта фигня?», «Как я все буду сдавать?». На практике подобные ситуации зачастую приводили к тому, что преподаватели вынуждены были дублировать документацию об академической успеваемости студентов на бумаге; обучающимся нередко приходилось пересдавать зачеты и/или экзамены онлайн или уже сдавать офлайн после окончания карантина. В результате оптимизация превратилась в объемную работу с документацией.
Учитывая все перечисленные минусы, для вуза перевод всех студентов на дистанционное обучение связан не только с техническими, но и с огромными финансовыми затратами. В штате вуза должны быть специалисты, которые будут помогать участникам образовательного процесса решать проблемы технического характера именно в процессе онлайн-обучения. Безусловно, во время карантина и студенты, и преподаватели срочным образом и в обязательном порядке научились пользоваться уже готовыми решениями, популярными во всем мире: они освоили платформы для проведения видеоконференций Skype, Zoom, WhatsUp, Viber - здесь каждый участник может задавать свои вопросы и видеть собеседника; инструменты совместной работы над документами Google Classroom, Google Meeting и Google Docs. Однако практика показала, что при всех своих очевидных плюсах вузовские платформы имеют ряд недостатков, связанных не столько с самим форматом, сколько с организацией работы контента. Немалое количество программ представляет собой онлайн-документы, электронные версии учебников и методичек. Такая форма не имеет ничего общего с качественным онлайн-курсом, в котором учитываются различные аспекты обучения: от подробно проработанных целей до визуализации и читабельности контента.
Любопытно, что низкий уровень компьютерной грамотности многих преподавателей оказался неожиданно серьезной проблемой для успешного онлайн-взаимодействия со студентами. Подавляющее большинство преподавателей умеет работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint, но не имеет достаточного опыта работы с образовательными онлайн-платформами, системами видеоконференцсвязи, различными приложениями, связанными с общением, просмотром и подачей учебных материалов в онлайн-режиме. Приведем примеры интересных реакций наших респондентов: «Блин, есть
такие древние!», «Задолбала своим вотсапом», «Почему нельзя пользоваться нормальными программами, а не этим дурацким вотсапом», «И снова мы в ВК посмотрим фильм)», «Круто! Может, сессия будет дистант)», «Не, он реально не умеет пользоваться дискоротом!», «Зачем им вообще компьютер!», «Бедный, на камеру не заработал)», «Как я его узнаю в реале?».
Любопытно, что количество студентов, которые были настроены оптимистично на дистанционное образование, ощутимо снизилось в сентябре 2021 г. (рис. 1). На вопрос «Хотели бы вы получать высшее образование дистанционно?» 59 % респондентов ответили отрицательно, 31 % высказались в пользу онлайн-обучения, 10 % не определились с предпочтением.
90 -85
80 -
70 -
60 -
50
40 -
30 -
20 -
10 -
0
59
31
10 5 10
^ |
за
против
воздержался
2020 2021
Рисунок 1 - Отношение студентов ЮЗГУ к онлайн-обучению
Несмотря на то, что в настоящее время старшее поколение все еще воспринимает переход образования в цифровое пространство как очередную разрушительную атаку на систему традиционного обучения, полноценное и всестороннее общее вузовское образование не представляется действительно возможным в онлайн-режиме. Министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков в своем докладе «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» от 13 сентября 2021 года подчеркнул: «Онлайн-курсы должны быть обязательной частью получения образования в любом университете, но полностью заменить традиционное образование они не смогут. ... Лучше всего онлайн-обучение подходит для получения второго и последующих высших образований»1. В современной научно-методической литературе активно обсуждается состав и принципы разработки обучающих средств, призванных создать виртуальную образовательную среду, определяется их роль в индивидуализации учебного процесса за счет многообразия форм представления образовательного контента и пр. [3]. В то же время в ряде работ указывается на то, что уровень теоретической изученности проблемы и исследованность практической эффективности использования мультимедиа в образовании еще далеки от совершенства, что подтверждается результатами заключительного опроса наших респондентов в сентябре 2021 года (см. рис. 1).
Тем не менее, вероятно, в перспективе исчезнут дипломы-«корочки» в привычном для нас понимании. Им на смену придет цифровой набор-портфолио, который покажет, какие конкретно у человека есть подтвержденные компетенции. На сегодняшний день можно предположить, что оправданное рациональное сочетание очного формата обучения в вузе с удаленными элементами позволит поддерживать соответствующий уровень качества российского высшего образования, т. к. доля, значимость и эффективность онлайн-обучения с каждым годом неизбежно растет.
Список источников:
Баянкина Е.Г., Кремнева А.В. Из опыта применения инновационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 1. С. 28-31.
Баянкина Е.Г., Кремнева А.В., Махова В.В. Использование инновационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе // Инновационная Россия: опыт регионального развития : сборник научных трудов: по материалам Международного инновационного форума. Курск, 2009. С. 223-227.
Добрушина Н.Р., Левинзон А.И. Информационные технологии в гуманитарном образовании: национальный корпус русского языка // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 163-180.
Кремнева А.В., Харитонов В.И. Эмотивный компонент инновационных технологий // Англистика XXI века : материалы V Всероссийской научной конференции. СПб., 2010. С. 385-389.
1 Валерий Фальков: Полный перевод высшего образования в дистант невозможен [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=39913 (дата обращения: 11.11.2021).
Пашковская С. С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 85-101. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-85-101
Попова Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (25). С. 34-44. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1503.03
Сороколетова А.В., Степанова А.Р. Онлайн-обучение как шаг в будущее // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей региональной научно-методической конференции. Курск, 2019. С. 449-454.
Ткаченко А.В., Сороколетова А.В. Информационное наполнение процесса обучения студентов на основе интеграции традиционной и дистанционной технологий обучения // Информационно-измерительные и управляющие системы. 201б. Т. 14, № 10. С. 61-65.
Ткаченко А.В., Сороколетова А.В., Ткаченко К.А. Теоретико-множественная модель управления учебным процессом с ориентацией на требования рынка труда к выпускнику вуза // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2015. Т. 13, № 6. С. 40-45.
Bunce D.M., Flens E.A., Neiles K.Y. How Long Can Students Pay Attention in Class? A Study of Student Attention Decline Using Clickers // Journal of Chemical Education. 2010. Vol. 87, iss. 12. Р. 1438-1443. https://doi.org/10.1021/ed100409p
Keis O., Grab C., Schneider A., Ochsner W. Online or Face-to-face Instruction? A Qualitative Study on the Electrocardiogram Course at the University of Ulm to Examine Why Students Choose a Particular Format // BMC Medical Education. 2017. Vol. 17, iss. 1. Р. 194-201. https://doi.org/10.1186/s12909-017-1053-6
Maloshonok N. How Using the Internet and Multimedia Technology in the Learning Process Correlates with Student Engagement // Educational studies. Moscow. 2016. № 4. С. 59-83. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
Thinakaran R., Ali R. An Empirical Study: Learning Programming Using eLearning // Envisioning the Future of Online Learning. Singapore, 2016. P. 125-132. https://doi.org/10.1007/978-981-10-0954-9_11
References:
Bayankina, E. G. & Kremneva, A. V. (2010) Iz opyta primeneniya innovatsion-nykh tekhnologii v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka v tekhnicheskom vuze [Experience of Applying Innovative Technologies in the Foreign Language Teaching Process at a Technical University]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. (1), 28-31 (in Russian).
Bayankina, E. G., Kremneva, A. V. & Makhova, V. V. (2009) Ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologii v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka v tekhnicheskom vuze [Innovation Technologies in Teaching a Foreign Language in a Technical University]. Innovatsionnaya Rossiya: opyt regional'nogo razvitiya : sbornik nauchnykh trudov: po materialam Mezhdunarodnogo innovatsionnogo foruma. Kursk, рр. 223-227 (in Russian).
Bunce, D. M., Flens, E. A. & Neiles, K. Y. (2010) How Long Can Students Pay Attention in Class? A Study of Student Attention Decline Using Clickers. Journal of Chemical Education. 87 (12), 1438-1443. Available from: https://doi.org/10.1021/ed100409p
Dobrushina, N. R. & Levinzon, A. I. (2006) Informatsionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: natsional'nyi korpus russkogo yazyka [Information Technologies in Humanities Education: The National Corpus of the Russian Language]. Voprosy obrazovaniya. (4), 163-180 (in Russian).
Keis, O., Grab, C., Schneider, A. & Ochsner, W. (2017) Online or Face-to-face Instruction? A Qualitative Study on the Electrocardiogram Course at the University of Ulm to Examine Why Students Choose a Particular Format. BMC Medical Education. 17 (1), 194-201. Available from: https://doi.org/10.1186/s12909-017-1053-6
Kremneva, A. V. & Kharitonov, V. I. (2010) Emotivnyi komponent innovatsi-onnykh tekhnologii [Emotive Component of Innovative Technologies]. In: AnglistikaXXI veka : materialy V Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii Saint-Petersburg, рр. 385-389 (in Russian).
Maloshonok, N. (2016) How Using the Internet and Multimedia Technology in the Learning Process Correlates with Student Engagement. Educational studies. Moscow. (4), 59-83. Available from: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
Pashkovskaya S. S. (2021) How to Lend the Shoulder, Not to Do Harm During Online Learning Russian as a Foreign Language. Rusistika. 19 (1), 85-101. Available from: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-85-101 (in Russian).
Popova, N. E. (2015) Application of Multimedia Means in Training: Problems and Contradictions. Vestnik Novosibirskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. (3 (25)), 34-44. Available from: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1503.03 (in Russian).
Sorokoletova, A. V. & Stepanova, A. R. (2019) Onlain-obuchenie kak shag v budushchee [Online Learning as a Step into the Future]. In: Obuchenie inostrannomu yazyku: sovremennost' i perspektivy : sbornik nauchnykh statei regional'noi nauchno-metodicheskoi konferentsii. Kursk, рр. 449-454 (in Russian).
Thinakaran, R. & Ali, R. An Empirical Study: Learning Programming Using eLearning. In: Envisioning the Future of Online Learning. Singapore, рр. 125-132. Available from: https://doi.org/10.1007/978-981-10-0954-9_11
Tkachenko, A. V. & Sorokoletova, A. V. (2016) Integration of Traditional and Distant Learning Technologies Based on the Information Content of the Learning Process. Informatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy. 14 (10), 61-65 (in Russian).
Tkachenko, A. V., Sorokoletova, A. V. & Tkachenko K. A. (2015) A Set-Theoretic Model of the Educational Process Management Qualifying for Labour Market Requirements to University Graduates. Informatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie sistemy. 13 (6), 40-46 (in Russian).
Информация об авторе А.В. Сороколетова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Юго-Западного государственного университета, Курск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=678782.
Information about the author A.V. Sorokoletova - PhD in Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Southwest State University, Kursk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=678782.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.