ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Dr. Virginia Niebuhr Department of Pediatrics, University of Texas Medical Branch, 301 University Blvd, Galveston, TX, US 77555-1 1 19 E-mail: [email protected]
В. Найбур, Б. Найбур, Дж. Трамбл, М.Дж. Урбани
Онлайн-обучение преподавателей созданию материалов для электронного обучения
V. Niebuhr, B. Niebuhr, J. Tumble, M.J. Urbani
Online faculty development for creating e-learning materials
Department of Pediatrics, University of Texas Medical Branch, Texas, USA
Background. Faculty who want to develop e-learning materials face pedagogical challenges of transforming instruction for the online environment, especially as many have never experienced online learning themselves. They face technical challenges of learning new software and time challenges of not all being able to be in the same place at the same time to learn these new skills. The objective of the Any Day Any Place Teaching (ADAPT) faculty development program was to create an online experience in which faculty could learn to produce e-learning materials. Methods. The ADAPT curriculum included units on instructional design, copyright principles and peer review, all for the online environment, and units on specific software tools. Participants experienced asynchronous and synchronous methods, including a learning management system, PC-based videoconferencing, online discussions, desktop sharing, an online toolbox and optional face-to-face labs. Project outcomes were e-learning materials developed and participants' evaluations of the experience. Likert scale responses for five instructional units (quantitative) were analyzed for distance from neutral using one-sample i-tests. Interview data (qualitative) were analyzed with assurance of data trustworthiness and thematic analysis techniques.
Results. Participants were 27 interprofessional faculty. They evaluated the program instruction as easy to access, engaging and logically presented. They reported increased confidence in new skills and in-
Отделение педиатрии, медицинское отделение Университета Техаса, Техас, США
Состояние проблемы. Преподаватели, которые разрабатывают материалы для электронного обучения (e-learning), сталкиваются с трудностями, связанными с необходимостью преобразования инструкций для работы в электронной среде, особенно если учесть, что многие из них не имеют опыта самостоятельного дистанционного обучения. Кроме того, они сталкиваются с проблемами технического характера, связанными с изучением новой программы, а также с проблемой времени, поскольку не все могут быть в одном и том же месте в одно и то же время, чтобы проходить обучение этим новым навыкам. Цель программы «Обучение в любой день в любом месте» (Any Day Any Place Teaching — ADAPT) — получение опыта интерактивной работы с преподавателями по изучению методов создания материалов для электронного обучения. Методы. Программа обучения ADAPT включала элементы педагогического проектирования, принципы авторского права и коллегиальной (независимой) оценки в условиях интернет-среды, а также специальные программные инструменты. Участники пробовали работать с асинхронными и синхронными методами, в том числе с системой управления обучением, проведением видеоконференций с использованием персональных компьютеров, онлайн-дискуссий, совместным доступом к рабочему столу, интерактивным набором программных инструментов и дополнительными занятиями один на один. В качестве результатов проекта рассматривались разработанные материалы для электронного дистанционного обучения и оценка участниками полученного опыта. Ответы по шкале Лайкерта по 5 учебным элементам (количественная оценка) были проанализированы для расстояния от нейтрального ответа («не определился») с использованием одновыборочных ¿-критериев. Данные опроса (качественная оценка) были проанализированы с использованием техник подтверждения достоверности данных и тематического анализа.
creased awareness of copyright issues, yet continued to have time management challenges and remained uncomfortable about peer review. They produced 22 new instructional materials.
Discussion. Online faculty development methods are helpful for faculty learning to create e-learning materials. Recommendations are made to increase the success of such a faculty development program.
Keywords
• е-learning
• faculty development
• faculty learning community
• learning objects
• online learning
Результаты. Участниками программы стали 27 преподавателей разных специальностей. Они оценили программную инструкцию как простую в плане доступа, интересную и логично представленную. Также они отметили, что у них появилась большая уверенность в освоении новых навыков и повысилась осведомленность в вопросах авторского права, но отметили, что пока остаются затруднения, связанные с организацией рабочего времени, и некоторый дискомфорт при выполнении коллегиальной оценки. В конце работы участниками программы были созданы 22 новых учебных материала.
Обсуждение. Интерактивные методы работы с преподавателями помогают при их обучении составлению материалов для электронного обучения. Даны рекомендации по повышению успешности такой программы работы с преподавателями.
Ключевые слова
• электронное обучение
• обучение преподавателей
• учебное сообщество преподавателей
• объекты в системе обучения
• дистанционное обучение
Сегодня учащиеся, получающие медицинское образование, рассчитывают на то, что их обучение может проводиться в интерактивном режиме [1] и что учебные материалы будут доступны в форме небольших блоков [2] в электронном виде в онлайн-режиме в любое время и в любом месте. При этом многие преподаватели медицинских специальностей сталкиваются с затруднениями в попытке соответствовать этим ожиданиям, поскольку не имеют навыков разработки и передачи интерактивных материалов для электронного дистанционного обучения, а у многих даже нет опыта дистанционного обучения. С. Шеффер пришел к заключению, что необходимо помочь преподавателям адаптироваться к этим новым условиям обучающей среды: «На сегодняшний день недостаточно внимания уделяется индивидуальным потребностям в обучении преподавателей, учитывая новые требования к преподаванию и профессиональным навыкам. Можно
предположить, что они будут самостоятельно адаптироваться к новым требованиям (и тратить на это свое время), но реальность такова, что только очень небольшой процент наших преподавателей успешно и быстро адаптируется к новым условиям без какой-либо помощи; они должны сами стать студентами» [3].
Б. Робин и соавт. настаивают на том, что учебные заведения должны поддерживать преподавателей, пока те адаптируются к новым технологиям [4], и обращают внимание на то, что «преподаватели сами часто осознают, что им необходимо многому научится в плане использования новых технологий и что простого перевода их лекций в цифровой формат недостаточно» [5].
Учителя, заинтересованные в разработке материалов для электронного дистанционного обучения, могут быть заинтересованы и в возможности обучения преподавателей для приобретения ими данных навыков. Традиционные форматы включают семинары на местном уровне
или на профессиональных конференциях, краткие курсы, стажировки и встречи сообществ обучения преподавателей (faculty learning communities — FLC) [6—12]. Однако зачастую преподавателям трудно участвовать в подобных мероприятиях, поскольку требуется их присутствие в одном месте в одно и то же время. Как и студенты, они тоже хотят пользоваться возможностями обучения везде и в любое время. Эта проблема особенно остро стоит для тех преподавателей медицинских специальностей, которые одновременно участвуют в клинической, преподавательской и научной деятельности.
Другой возможностью работы с преподавателями является метод работы в онлайн-режиме. Виртуальное или интерактивное FLC описано как модель, когда преподаватели формируют сообщество, но при этом им не требуется встречаться друг с другом лично [3, 13]. Метод работы онлайн все больше используется для профессионального развития [14, 15], в рамках программы высшего медицинского образования [16] и непрерывного обучения [17—19], но он в меньшей степени ориентирован на преподавателей медицинских специальностей.
Программа «Обучение в любой день в любом месте» (Any Day Any Place Teaching — ADAPT) стала нашим ответом на растущую потребность в материалах для электронного дистанционного обучения и на связанные со временем и местом трудности при работе с преподавателями. Мы изучили элементы, которые могут внести свой вклад в успешную интерактивную программу работы с профессорско-преподавательским коллективом по составлению материалов для электронного дистанционного обучения.
Материал и методы
Проект был реализован в клиническом медицинском центре США. ADAPT представляла 12-месячную межпрофессиональную программу работы с преподавателями медицинских специальностей, настроенными на разработку объектов в системе обучения (LO) в условиях, когда большая часть обучения проходила в любое время в любом месте с использованием онлайн-методов. При реализации программы ADAPT мы сосредоточились на особой категории материалов для электронного дистанционного обучения — так называемых LO, которые определяются как цифровые (т.е. их можно передавать через Интернет) элементы обучения, их можно использовать совместно и многократно [20]. Комплекс проведенных исследований, связанных с программой, был утвержден Экспертным советом организации (утверждающим исследования с участием людей) нашего университета.
Набор участников
Программа ADAPT была анонсирована всем преподавателям университета, включая медицинскую школу, сестринское образование, медицинские специальности и последипломное образование. Заинтересованные преподаватели заполняли заявку, требующую предложения по реализации проекта, и письмо-разрешение. Предполагалось, что участники программы ADAPT за год обучения создадут по крайней мере один LO и поучаствуют в опросах и интервью для реализации относящихся к исследованию целей данного проекта. Предполагалось, что минимальное количество времени для успешного участия в программе составит 4—6 ч в месяц.
Руководящая группа
Для данного проекта руководящую группу составила межпрофессиональная группа из 5 преподавателей, имеющих навыки в разработке программ обучения и работе с компьютерными приложениями. В группу вошли 4 преподавателя и 1 сотрудник учреждения. Группа в течение 4 лет проводила еженедельные заседания для планирования и оценки программы, разработки программы обучения, составления учебных материалов и взаимодействия с тремя когортами. Члены группы получали дополнительное финансирование в размере 5—35% от заработной платы в зависимости от степени своего участия в работе.
Материалы
Для создания LO и участия в обсуждениях в сети Интернет участникам программы ADAPT выдавали наушники и, при необходимости, веб-камеры. Программы, которые изучали участники программы ADAPT, были либо лицензированы университетом, либо бесплатными, не требовали html-кодирования или опыта разработки веб-приложений, позволяли создавать LO с интерактивными приложениями (например, с возможностью навигации, поиска, вставки звукозаписи и/или тестов). Участники изучали такие программы, как WimbaCreate или SoftChalk, AdobePresenter и WindowsMovieMaker.
Методы обучения
Программа стартовала ежегодно с 2-часового сбора группы, а в последующем для работы уже не требовалась очная встреча всех членов группы. Программа обучения ADAPT представляла собой ряд интерактивных онлайн-элементов, причем каждый из них включал от одного до трех модулей,
задания, тесты для оценки знаний и понимания до и после модуля и оценки элементов. Элементы передавали через компьютерную систему подготовки учебных курсов (Blackboard — Информационная доска), чтобы отслеживать доступ участников и легко подключать ссылки на оценочные анкеты. Мы считали, что для качествен -ной разработки LO критичны 3 элемента, связанные с педагогическим проектированием, принципами авторского права и коллегиальной (независимой) оценкой и их специфичностью для интернет-среды. Дополнительные элементы охватывали каждый продукт программы, которые необходимо было изучить. Элементы программы обучения определены в табл. 1.
Мы испробовали разные технологии, чтобы обеспечить синхронное и асинхронное онлайн-взаимодействие между участниками программы ADAPT. Для асинхронного обмена информацией мы в первую очередь использовали электронную почту, но также пробовали использовать дискуссионный клуб в пределах Blackboard и LISTSERV Для каждой когорты мы запланировали несколько синхронных видеоконференций через Интернет с использованием виртуального конференц-зала (т.е. программы AdobeConnect). Для повышения активности участников в онлайн-работе мы предложили каждой когорте 10—12 компьютерных классов (по желанию) и индивидуальные консультации в форме личной встречи, по телефону или через удаленный совместный доступ к рабочему столу.
Оценка
Оценку выполняли с использованием модели комбинированных методов анализа количественных и качественных данных.
Таблица 1. Программа обучения ADAPT: Интерактивные онлайн-элементы, включающие модули, задания, тесты для оценки знаний и понимания до и после модуля и оценки элементов
Педагогическое проектирование в интернет-среде Авторские права для объектов в системе дистанционного обучения Коллегиальная оценка Преобразование документов Word Для первой когорты - программа WimbaCreate Для второй и третьей когорт - программа SoftChalk Преобразование PowerPoint: программа AdobePresenter Использование видео в интернет-среде Примечание. ADAPT- программа «Обучение в любой день в любом месте».
Сбор и анализ количественных данных
Участников просили оценить каждый элемент программы обучения с помощью опросов с использованием шкалы Лай-керта, передаваемых с использованием приложения SurveyMonkey, связанного с Blackboard. Эти оценки включали влияние учебных материалов на процесс обучения участника и оценку участником инструментов программы. Каждый пункт по шкале Лайкерта можно было оценить от 1 до 5 («совершенно не согласен», «не согласен», «не определился», «согласен» или «совершенно согласен»). Далее рассчитывались средний результат оценки для таких категорий, как «Педагогическое проектирование» (10 баллов), «Авторское право» (15 баллов), «Коллегиальная оценка» (17 баллов), программ WimbaCreate (17 баллов), SoftChalk (14 баллов), AdobePresenter (8 баллов) и видеоприложения (20 баллов). Для оценки расстояния от ответа «не определился» мы проанализировали различия между средними результатами оценки по шкале и нейтральной оценкой (3) с использованием од-новыборочного ¿-критерия («=0,05).
Сбор и анализ качественных данных
После завершения года обучения для данной когорты с каждым участником программы ADAPT были проведены очные
собеседования с использованием структурированного интервью из 10 вопросов. Вопросы касались опыта работы участников со структурированными разделами программы и их независимой работы. Например: «Как Вы применяли на практике то, что узнали при работе с элементом "Авторские права"»?» и «Обучали ли Вы кого-либо тому, что Вы сами узнали при обучении по программе ADAPT?»
Были выполнены аудиозапись и расшифровка интервью, которые провел один из четырех авторов. После этого был выполнен качественный анализ расшифрованных записей с использованием методов, описанных А. Гликен [21], а также Дж. Хансон и соавт. [22]. Достоверность данных была установлена посредством повторяющегося (итеративного) процесса. На первом этапе каждый из 5 авторов прочитывал каждую расшифрованную запись и подчеркивал значимые предложения; на втором этапе каждый автор рассортировывал подчеркнутые предложения на значимые группы и определял рабочую тему для каждой группы; на третьем этапе все пять авторов сравнивали, объединяли и переименовывали темы по согласованию; на четвертом этапе каждый автор заново рассортировывал предложения в новые категории по темам.
Результаты
Участники
В программе ADAPT составе когорт с 2009 г. по 2012 г. участвовали 26 членов профессорско-преподавательского коллектива (8, 9 и 10 в каждой когорте, один сотрудник участвовал в двух когортах). Участниками программы ADAPT были преподающие студенты и аспиранты факультета, интерны и ординаторы различных специальностей. Преподаватели были сотрудниками кафедр факультета медицинских специальностей (n=2; 7,4%): помощника врача и терапии профессиональных заболеваний; кафедр медицинского факультета (n=21; 77,8%): анестезиологии, семейной медицины, микробиологии, акушерства и гинекологии, патологии, педиатрии, профилактической медицины и социально ориентированного здравоохранения, психиатрии, хирургии, а также факультета медсестринского дела (n=3; 11,1%). Преподаватели имели следующие звания: преподаватель (n=1; 3,7%), доцент (n=10; 37,0%), адъюнкт-профессор (n=6; 22,2%) и профессор (n=10; 37,0%). Участники программы ADAPT осуществляли различные руководящие функции: среди них были руководители программы ординатуры, заведующий кафедрой, руководители медицинской практики и заместитель декана. 77,8% участников были женского пола. Средний возраст участников составил 50,9 лет (диапазон — 33—62). Среди участников программы ADAPT 48% (n=13) ранее имели опыт преподавания с использованием сети Интернет.
Объекты в системе обучения, созданные участниками программы ADAPT
К окончанию 3 курсов обучения ADAPT были созданы 22 LO с использованием программ WimbaCreate, Softchalk
и AdobePresenter; несколько других находились в процессе создания. Целевая аудитория учащихся для этих LO включает студентов медицинских вузов первого года обучения, студентов медсестринского факультета, студентов, которые проходят медицинскую практику, ординаторов-патологов, педиатров и психиатров, а также аспирантов по специальностям «терапия профессиональных заболеваний» и «профилактическая медицина — социально ориентированное здравоохранение». LO имели разное содержание, в том числе были посвящены синдрому гиперактивности с дефицитом внимания, программе Medicaid, статистическим понятиям «надежность» и «обоснованность», общественному здравоохранению, фотографии при патологическом исследовании, антидепрессантам и определению направления при выборе клинической субординатуры. По мере продолжения работы участников программы ADAPT после 12 мес реализации программы увеличивалось и число созданных LO. Один участник программы ADAPT в последующем получил грант правительства на масштабную разработку LO для междисциплинарной программы обучения. Некоторые участники программы ADAPT в настоящее время помогают своим учащимся создать учебные материалы для электронного дистанционного обучения.
Оценка программы участниками ADAPT
Данные оценки по шкале Лайкерта были получены после завершения всех опросов по каждому элементу: «Педагогическое проектирование» (20/27), «Авторские права» (14/27), «Коллегиальная оценка» (18/27), «Программа WimbaCreate» (8/9), «Программа SoftChalk» (2/16), «Программа AdobePresenter» (11/27)
и «Видео» (7/27). ¿-Критерии показали, что средний результат оценки по шкале было значимо большим, чем нейтральный результат оценки для следующих элементов: «Педагогическое проектирование» [средний балл = 4,05, стандартное отклонение (Ст.От.) = 0,35, ¿19—13,47, р<0,01]; «Авторские права» (средний балл = 3,98, Ст.От. = 0,54, ¿13-6,78, р<0,01); «Коллегиальная оценка» (средний балл = 3,69, Ст.От. = 0,4, ¿17-8,78, р<0,01); «Программа 'ШтЪаСгеа1е» (средний балл = 3,99, Ст.От. = 0,71, ¿7-3,971, р<0,01); «Программа АёоЪеРге8еп1ег» (средний балл = 4,44, Ст.От. = 0,60, ¿10-7,98, р<0,01); и «Видео» (средний балл = 4,36, Ст.От. = 0,65, ¿75,49, р<0,05). Число завершенных опросов по программе 8ойСЬа1к (2) оказалось недостаточным для статистического анализа.
Качественный анализ комментариев к опросам выявил положительное восприятие инструкции по использованию,
инструментов и всей программы в целом. Участники программы ADAPT оценили учебные материалы как простые в плане доступа, интересные и логично представленные. Они оценили инструменты программы как простые в установке, понятные при изучении и полезные для создания интерактивных модулей. Также участники оценили программу в целом как положительную в плане приобретения навыков для преподавания в своей работе.
В результате качественного анализа данных интервью были сформированы 5 тем: «Выражение эмоции или отношения»; «Понимание вопросов, связанных с авторским правом»; «Управление временем»; «Создание онлайн-FLC» и «Разработка объектов в системе обучения». При анализе данных были выявлены положительные результаты и затруднения, связанные с каждой темой. Подробности описаны в табл. 2.
Таблица 2. Темы, определенные при качественном анализе данных интервью участников
Темы
Выражение эмоции или отношения
Положительные результаты
Мотивация/уверенность. Участники программы ADAPT были уверены в том, что они могут изучить инструкцию по работе с интернет-приложением.
Примеры: «Я попробовал(а) научить некоторых студентов во время медицинской практики, как пользоваться программой AdobePresenter». «Самое интересное, что вам удалось научить старую собаку новым трюкам»
Понимание вопросов, связанных с авторским правом
Затруднения
Опасение. Участники программы ADAPT опасались работать с новой технологией. Примеры: «Технологии всегда меняются». «Мне кажется, я не справлюсь»
Осведомленность. Участники программы ADAPT были более осведомлены и уверены в том, что они могут избежать проблем, связанных с нарушением авторского права. Примеры: «Я в большей степени осознаю свои права и обязанности как член профессорско-преподавательского коллектива». «Когда я получаю материалы из Интернета, я обращаю внимание на то, охраняются ли они авторским правом»
Слабая защита. Участники программы ADAPT по-прежнему беспокоятся о возможном нарушении авторских прав. Примеры: «Вопросы, связанные с авторским правом, очень пугают». «Я вынужден(а) обратиться к юристу по вопросам авторского права»
Окончание табл. 2
Управление временем
Высокая или средняя интенсивность участия. Участники программы ADAPT, которые могли потратить время, составили положительное мнение о полученном опыте. Примеры: «В результате своего участия я узнал(а) немного больше о преподавании в электронной среде. Я думаю, что узнал(а) довольно много». «Мне нравились очные практические занятия. Я думаю, они очень полезны для тех, кто предпочитает практические занятия и обучение с использованием визуальных приемов»
Средняя или низкая интенсивность участия. Участники программы ADAPT запутались в приоритетах, что осложняло их участие. Примеры: «Запланированное обучение не совпадает с графиком мероприятий на нашем факультете; программа ADAPT может проводиться в более произвольном режиме, с кратким обзором в начале». «Я все больше и больше занят(а), поэтому я не смог(ла) завершить всю необходимую работу, но я думаю, что получил(а) довольно хорошее представление о программных инструментах для использования»
Создание онлайн-FLC
Разработка объектов в системе дистанционного обучения
Положительный результат. Участники программы ADAPT построили новые взаимоотношения в результате участия в программе. Примеры: «Я по-прежнему связываюсь с некоторыми участниками общества». «Я получил возможность связаться с кем-то, с кем я хотел(а) бы обсудить возникшие у меня вопросы». «Теперь я действительно помогают одному из ординаторов собрать модуль в программе SoftChalk». «У меня появились представления о тех вещах, о которых я не думал раньше»
Производительность. Участники программы ADAPT создали LO для использования в своей преподавательской деятельности. Примеры: «Поскольку мне была поручена эта работа, я действительно создал(а) некоторые модули, которыми теперь пользуюсь. Эта программа очень полезна»
Ограничения. Онлайн-взаимодействия ограничивались только общением между участниками программы ADAPT, которые были не знакомы друг с другом и испытывали затруднения при групповой онлайн-самоидентификации и совместной работе. Пример: «Если Вы попросите меня коллегиально оценить какую-либо работу, в которой я не являются экспертом, я вряд ли захочу это делать»
Незавершенная работа. Участники программы ADAPT испытывали затруднения в плане завершения создания LO. Примеры: «По моему опыту, компьютерное проектирование всегда требует больше времени, чем ожидается». «Создание LO требует много работы и много времени»
Примечание. ADAPT -членов профессорско
программа «Обучение в любой день в любом месте», FLC - учебное сообщество преподавательского коллектива.
Темы отражали, что участники программы ADAPT были уверены в новых приобретенных навыках инструктирования онлайн, хотя все еще испытывали опасения по поводу адаптации к быстрым технологическим изменениям. Участники отметили повышенный комфорт при рассмотрении вопросов, связанных с авторским правом, но сохраняющуюся обеспокоенность по поводу его нарушения. Участники испытывали проблемы с нехваткой времени при создании собственных LO. Хотя создание онлайн-FLC в целом прошло успешно, некоторые участники программы ADAPT признались в нежелании рассматривать работу своих коллег.
Набор программных инструментов и архив LO
После завершения исследовательской программы все учебные элементы, учебные руководства по использованию программы и руководства по установке были перемещены из курса Blackboard в набор программных инструментов ADAPT на общедоступном интернет-сайте. В настоящее время многие LO участников программы ADAPT размещены на общедоступном ресурсе в разделе «Положительные результаты» на сайте ADAPT. LO, созданные руководящей группой, можно найти в разделе «Образцы» в наборе программных инструментов.
Обсуждение
Для удовлетворения потребностей факультета в разработке материалов для электронного дистанционного обучения и с учетом проблем преподавателей со временем и местом для совместной работы мы изучали использование онлайн-FLC как метода обучения преподавателей созданию материалов для электронного дистанционного обучения. Программа ADAPT представляла программу работы с преподавателями продолжительностью 1 год, реализованную с тремя когортами преподавателей различных специальностей с использованием интерактивных (онлайн) учебных элементов, асинхронных онлайн-обсуждений, синхронных онлайн-конфе-ренц-залов, очных практических занятий и индивидуальных консультаций.
В обзоре статей о работе с преподавателями (2013 г.) К. Лесли и соавт. [23] рекомендуют при оценке программ работы использовать множество источников данных и сочетать надежные количественные и качественные методы. Именно таким образом оценивали программу ADAPT. В качестве параметров оценки использовали результаты опросов и интервью участников, размещенные в общем доступе продукты, созданные участниками, а также разработанные руководящей группой элементы программы обучения, которые теперь доступны в наборе программных инструментов.
Главными положительными результатами реализации программы ADAPT были неподдельный энтузиазм и благодарность участников. Один участник заявил: «Я бы описал программу ADAPT как захватывающее приключение на тему, как использовать новые технологии для улучшения собственных навыков преподавания в классе».
Участники оценили онлайн-программу обучения как понятную, интерактивную, логически представленную, простую в использовании и обеспечивающую широкие возможности применения на практике. Участники обнаружили, что полученные новые знания практичны и применимы для удовлетворения особых потребностей в преподавании, и особенно оценили полученные знания об авторском праве. Они осознали себя частью учебного сообщества и были благодарны за поддержку, которую получили от руководящей группы.
Количественные анализы при выполнении оценки элементов выявили в целом положительные оценки участников. По всей вероятности, вопросы, использованные при опросах, были недостаточно чувствительны для выявления имеющихся проблем. Напротив, качественный анализ данных интервью выявил затруднения, с которыми столкнулись участники, включая сохраняющееся беспокойство по поводу вопросов, связанных с авторским правом, нежелание участвовать в коллегиальной оценке и трудности с завершением работы.
Участники часто сообщали о малом промежутке времени, объясняя отсутствие прогресса в работе, но мы предполагаем, что в основе этого универсального извинения лежат другие причины. Два фактора упростили для участников выбор приоритетов при распределении времени для продолжения работы с учебными элементами или для изучения новой программы - немедленная необходимость разработки ЬО, а не планирование сделать это когда-нибудь потом, и наличие уже составленного содержания учебного элемента. Некоторые участники ставили еженедельно определяемые цели и проектные планы, который были слишком масштабны, чтобы
их можно было выполнить за год; в некоторых случаях мы смогли порекомендовать участнику начинать с малого. В будущем исследовании можно было бы изучить, как индивидуальные особенности определения собственного направления работы коррелируют с успешной разработкой LO.
Участники согласились с тем, что настоящее FLC удалось создать лишь частично. Участники программы ADAPT с готовностью признали, что они неохотно обращались за комментариями к коллегам либо потому, что чувствовали, что их работа недостаточно заслуживает рассмотрения, либо потому, что не хотели их беспокоить. При этом они, не смущаясь, просили представителей руководящей группы помочь им в работе или прокомментировать их проект. При отсутствии общности участники могли принять в работе личное участие. Они чувствовали свою ответственность за то, что недостаточно разделяли свою работу с коллегами, и многократно отдавали должное руководящей группе за их усилия в воспитании коллективного духа. Один участник отметил: «Создавалось впечатление, что вы... всегда рядом».
Действительно, мы очень старались поддерживать взаимосвязь между участниками в когорте. Мы изучили использование такого инструмента, как дискуссионный клуб (в рамках Blackboard), и пробовали использовать LISTSERV, однако этот диалог в большей степени был направлен от руководящей группы к участникам, поэтому они чувствовали некоторое давление и отсутствие целесообразности в таком диалоге. Как правило, мы использовали электронную почту. На раннем этапе реализации программы сотрудники профессорско-преподавательского коллектива указали, что им понравилась онлайн-модель, по-
скольку они не смогли бы лично присутствовать на стольких встречах. Однако в последующем стало ясно, что они также высоко оценивают время, проведенное на очных практических занятиях. Наибольшее взаимодействие членов сообщества наблюдалось во время синхронных телеконференций через Интернет, в которых они участвовали из дома и которые были запланированы на 21:00, чтобы собрать наибольшее число участников. Участники также оценили индивидуальные консультации для закрепления понятий и технической поддержки.
Мы выявили несколько возможных ограничений исследования. Одним из них было то, что не каждый участник программы ADAPT завершил работу со всеми элементами. Мы предполагаем, что участники прекращали работу либо когда получали от программы все, что им требовалось, либо когда сталкивались с нехваткой личного времени. Но даже те, чье участие в программе оказалось неполным, отметили ценность программы. Второе ограничение заключается в том, что вопросы, обеспечивающие оценку по шкале Лайкерта, по-видимому, были недостаточно чувствительны к выявлению проблем, возникших у участников. Однако в выявлении положительных результатов и затруднений полезны были качественные анализы.
Третьим возможным ограничением исследования является то, что оно проводилось с участием преподавателей только одного клинического центра. Однако преподавательская, научная и клиническая деятельность наших участников типична для медицинских факультетов, к тому же мы включили сотрудников медсестринского факультета, факультета медицинских специальностей и отдела аспиранту-
ры. Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты можно распространить и на другие клинические центры.
Последнее ограничение связано с мотивацией преподавателей адаптироваться к новым технологиям. Это исследование было проведено с участием преподавателей, которые стремились освоить новые навыки; более настороженным или малообщительным сотрудникам программа могла показаться более сложной. Как и любая программа работы с преподавателями, эта модель лучше всего подходит для добровольного, а не для обязательного участия.
Рекомендации
Мы предлагаем следующие рекомендации для тех, кто хочет заниматься разработкой онлайн-программ обучения преподавателей созданию материалов для электронного обучения.
• Используйте в качестве основы то, что преподаватели уже знают. Участники создавали LO на основе хорошо известной им информации. Мы выбрали инструменты, в основе которых лежали уже имеющиеся навыки (т.е. программное обеспечение, которое позволяло преобразовывать презентации в MicrosoftPowerPoint и Word).
• Определите доступные ресурсы. Мы решили сосредоточиться на программах WimbaCreate, SoftChalk, AdobePresenter и WindowsMovieMaker, поскольку наши преподаватели имели к ним доступ.
• Создайте модель на основе передовой практики. При работе с нашими учебными элементами мы постарались создать модель на основе передовой
практики в области проектирования, соблюдения авторских прав, интерактивности и возможности повторного использования.
Обратите внимание на педагогическое проектирование. LO характеризуются постоянством, которого не имеют очные лекции, поэтому важно стремиться к качественным содержанию, форме и способу передачи информации. Обратите внимание не только на технические аспекты при создании LO, но и на педагогическое проектирование и на разработку задач обучения. Мы требовали от участников программы ADAPT в первую очередь создать элемент «Педагогическое проектирование».
Подчеркните важность авторского права. На раннем этапе реализации программы мы представили основу и практические упражнения для понимания вопросов, связанных с авторским правом, при работе по LO. Поощряйте разработку содержания, перед тем как начинать изучать программу. Участники с заранее подготовленным содержанием с большей вероятностью завершат создание LO. Обеспечьте поддержку. Мы обеспечили многократную поддержку в любом месте за счет обеспечения реальной доступности для связи с участниками (даже поздно вечером) с использованием удаленного совместного доступа к рабочему столу, электронной почты, телефона, звонков в офис и возможности участия в практических занятиях в утреннее и дневное время. Обеспечьте обратную связь. Разработайте стратегии, для того чтобы предоставить участникам свои замечания и комментарии, как по содержанию, так и по педагогическому проектиро-
ванию. Вероятно, это важно не столько для тех, кто высказывает замечания и комментарии, сколько для тех, кто их получает.
• Признавайте и поощряйте положительные результаты. Мы разместили LO участников программы ADAPT на нашем сайте, объявили о положительных результатах сообществу ADAPT и выдали сертификаты об окончании программы. Хотя прием заявки на участие в программе требовал письма-разрешения от руководителя, резервировать время было необязательно. Мы предположили, что частоту завершения участниками создания LO можно было бы увеличить, если бы время на разработку LO однозначно расценивалось бы как время на разработку или чтение лекций (например, как зачетная единица за преподавание). Также признание положительного результата можно было бы реализовать за счет программы поощрений за создание инновационных LO.
• Ожидайте изменения технологий. За 3 года существования этого проекта мы были свидетелями ряда изменений технологий (например, революция в сфере мобильных приложений, выпуск новых программ). Продолжающиеся изменения потребуют обновления учебных материалов и, что более важно, изменения целей и планирования ваших программ. Будьте готовы адаптироваться.
Благодарности
Авторы благодарят Marney Gundlach, за
Конфликт интересов
Не заявлен.
Заключение
В отношении содержания и схемы процесса реализации проекта ADAPT показала себя как успешная программа работы с преподавателями. Содержание программы предусматривало обучение созданию материалов для электронного обучения. Все участники начали разработку новых учебных материалов, несколько участников завершили разработку и внедрили свои продукты. Процесс реализации программы предусматривал сочетание преимущественно онлайн-инструктирования с очным взаимодействием в рамках поддержки. Стратегии обучения включали модули для самостоятельного изучения, практические занятия, обсуждения с использованием сети Интернет и индивидуальные консультации в очном режиме или с помощью совместного доступа к рабочему столу. За счет эмпирического обучения (через опыт) участники приобрели представление о процессе обучения в любое время в любом месте, с которым имеют дело их ученики. Мы считаем, что нам удалось достичь своей цели: использования онлайн-методов для обучения преподавателей разработке материалов для электронного обучения. Помимо созданных продуктов мы сформировали группу преподавателей, которые могут с уверенностью создавать материалы для электронного обучения и помогать в этом другим.
помощь в работе с этим проектом.
Сведения об авторах
Отделение педиатрии, медицинское отделение Университета Техаса, Техас, США: Вирджиния Найбур (Virginia Niebuhr) — профессор, детский психолог и медицинский преподаватель
E-mail: [email protected]
Брюс Найбур (Bruce Niebuhr) — адъюнкт-профессор, программа дополнительного обучения врачей
Джули Трамбл (Julie TTumble) — помощник преподавателя, глава образовательного и библиографического отдела, Медицинская библиотека Moody
Мэри Джо Урбани (Mary Jo Urbani) — образовательный технолог и системный аналитик
^HTepaTypa/Reierenees
1. Masie E. Learning in a flatter world. Texas Distance Learning Association 10th Annual Conference. March 26-29. Galveston, TX, 2007.
2. Young J.R. Short and sweet: Technology shrinks the lecture. Chron High Educ. 2008; Vol. 54: A9.
3. Schaeffer S.J. Virtual faculty learning communities in the support ofthe scholarship of teaching. Transformations: Liberal Arts in the Digital Age. 2005: Vol. 3 (1). URL: http:// web.archive.org/web/20080117201758/http:/ apps.nitle.org/ transformations/?q=node/108. (date of access 2013 Oct 3].
4. Robin B.R., McNeil S.G., Cook D.A., Agarwal K.L., et al. Preparing for the changing role of instructional technologies in medical education. Acad Med. 2011; Vol. 86: 435-9.
5. Robin B.R., McNeil S.G. More about technology-enhanced learning in medical education: Reply. Acad Med. 2012; Vol. 87: 255-6.
6. Cox M.D., Richlin L. Building faculty learning communities: New directions for teaching and learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2004.
7. Gruppen L.D., Simpson D., Searle N.S., Robins L., et al. Educational fellowship programs: Common themes and overarching issues. Acad Med. 2006; Vol. 81: 990-4.
8. Muller J.H., Irby D.M. Developing educational leaders: The Teaching Scholars Program at the University of California, San Francisco, School of Medicine. Acad Med. 2006; Vol. 81: 959-64.
9. Rosenbaum M.E., Lenoch S., Ferguson K.J. Increasing departmental and college-wide faculty development opportunities through a Teaching Scholars Program. Acad Med. 2006; Vol. 81: 965-8.
10. Simpson D.E., Bragg D., Biernat K., Treat R. Outcomes results from the evaluation of the APA/HRSA Faculty Scholars Program. Ambul Pediatr. 2004; Vol. 4 (1 Suppl): 103-12.
11. Steinert Y. Commentary: Faculty development: The road less traveled. Acad Med. 2011; Vol. 86: 409-11.
12. Thorndyke L.E., Gusic M.E., George J.H., Quillen D.A., et al. Empowering junior faculty: Penn State's faculty development and mentoring program. Acad Med. 2006; Vol. 81: 668-73.
13. Niebuhr B., Marion R. Exploring the limits of on-line community: Chat and one-way video. Texas Distance Learning Association 8th Annual Conference. March 7-9. Fort Worth, TX, 2005.
14. Anshu, Bansal P., Mennin S.G., Burdick W.P., Singh T. Online faculty development for medical educators: Experience of a South Asian program. Educ Health (Abingdon). 2008; Vol. 21: 175.
15. McKimm J., Swanwick T. Web-based faculty development: E-learning for clinical teachers in the London Deanery. Clin Teach. 2010; Vol. 7: 58-62.
16. Lewis K.O., Baker R.C. Teaching medical professionals online: A cross-discipline experience. Med Teach. 2010; Vol. 32: 262-4.
17. Curran V.R., Fleet L. A review of evaluation outcomes of web-based continuing medical education. Med Educ. 2005; Vol. 39: 561-7.
18. Fordis M., King J.E., Ballantyne C.M., Jones P.H., et al. Comparison of the instructional efficacy of Internet-based CME with live interactive CME workshops - a randomized controlled trial. JAMA. 2005; Vol. 294: 1043-51.
19. Hugenholtz N.I., de Croon E.M., Smits P.B., van Dijk F.J., et al. Effectiveness of e-learning in continuingmedical education for occupational physicians. Occup Med (Lond). 2008; Vol. 58: 370-2.
20. Churchill D. Towards a useful classification of learning objects. Educ Technol Res Dev. 2007; Vol. 55: 479-97.
21. Glicken A.D. Qualitative research In: J.D. Blessing, J.G. Forister (eds). Introduction to Research and Medical Literature for Health Professionals. Burlington, MA: Jones and Bartlett Learning, 2013.
22. Hanson J.L., Balmer D.F., Giardino A.P. Qualitative research methods for medical educators. Acad Pediatr. 2011; Vol. 11: 375-86.
23. Leslie K., Baker L., Egan-Lee E., Esdaile M., et al. Advancing faculty development in medical education: A systematic review. Acad Med. 2013; Vol. 88: 1038-45.