Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС «ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»: ОПЫТ СОЗДАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОНЛАЙН-КУРС «ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»: ОПЫТ СОЗДАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЗДАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушко Наталья Александровна, Тараненко Ольга Ивановна, Устинова Марина Борисовна, Михайленко Елена Александровна

Опрос о внедрении цифровых технологий в образовательный процесс, особенно в период массового перехода образования в дистанционный формат, актуален, как никогда. Первостепенными задачами в системе высшего образования становятся повышение квалификации преподавателей в области онлайн-обучения и создания онлайн-курсов, а также встраивание онлайн-обучения в образовательные программы. В статье представлен опыт Дальневосточного федерального университета в разработке онлайн-курса по грамматике английского языка для студентов начального уровня. Обосновывается актуальность создания курса, цели, задачи, выбор тематики и языковой уровень аудитории. Описываются и детально раскрываются этапы работы, шаги, структура данного онлайн-курса, типы заданий, содержание видеолекций. В заключении авторы делают выводы-рекомендации по работе над созданием онлайн-курса в рамках процесса обучения в учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глушко Наталья Александровна, Тараненко Ольга Ивановна, Устинова Марина Борисовна, Михайленко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE ONLINE COURSE «ENGLISH GRAMMAR FOR BEGINNERS» AT FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

The matter of integrating digital technologies in education particularly during massive transition to distance learning is more urgent than ever before. Upgrading of teachers’ education and skills in the areas of online course, online course production and its incorporation in the educational programs are the key priorities for higher education system. The article presents Far Eastern Federal University experience in developing online course «English grammar for beginners». It describes the relevance of the course production, aim and objectives, grammar topics and learners’ language level. The phases of work and basic steps, online course structure, assignments types, the content of lecture videos are fully depicted in the paper. The article closes with authors’ recommendations on working at the online course production within the educational process in the universities

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС «ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»: ОПЫТ СОЗДАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-69-77

УДК 378.147:81 ББК 74.480.25:81

Н.А. Глушко, О.И. Тараненко, М.Б. Устинова, Е.А. Михайленко (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия)

ОНЛАЙН-КУРС «ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»: ОПЫТ СОЗДАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Вопрос о внедрении цифровых технологий в образовательный процесс, особенно в период массового перехода образования в дистанционный формат, актуален, как никогда. Первостепенными задачами в системе высшего образования становятся повышение квалификации преподавателей в области онлайн-обучения и создания онлайн-курсов, а также встраивание онлайн-обучения в образовательные программы. В статье представлен опыт Дальневосточного федерального университета в разработке онлайн-кур-са по грамматике английского языка для студентов начального уровня. Обосновывается актуальность создания курса, цели, задачи, выбор тематики и языковой уровень аудитории. Описываются и детально раскрываются этапы работы, шаги, структура данного онлайн-курса, типы заданий, содержание видеолекций. В заключении авторы делают выводы-рекомендации по работе над созданием онлайн-курса в рамках процесса обучения в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, смешанное обучение, обучение иностранным языкам, грамматика английского языка, цифровые технологии, создание онлайн-курса.

N.A. Glushko, O.I. Taranenko, M.B. Ustinova, E.A. Mikhaylenko (Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia) s

DEVELOPING THE ONLINE COURSE «ENGLISH GRAMMAR FOR BEGINNERS» AT FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

The matter of integrating digital technologies in education particularly during massive transition to distance learning is more urgent than ever before. Upgrading of teachers' education and skills in the areas of online course, online course production and its incorporation in the educational programs are the key priorities for higher education system. The article presents Far Eastern Federal University experience in developing online course «English grammar for beginners». It describes the relevance of the course production, aim and objectives, grammar topics and learners' language level. The phases of work and basic steps, online course structure, assignments types, the content of lecture videos are fully depicted in the paper. The article closes with authors' recommendations on working at the online course production within the educational process in the universities.

Keywords: higher education, learning process, blended learning, teaching foreign languages, English Grammar, digital technologies, online course developing.

ГО d.

1 Ф S ш

i!

Ü S

ч: I

го -О

^ с;

-о SS

« £

к <и

2 г

g

н

* g

ГО О

го 2

^ ш

s <и

I- I

ГО -О

I го

Ü ч

^ m

« к

го

I

О

X

ф

с; >s го

х

<

ш

го" ш

0

1

о >

LQ

I Ф I ГО

ГО

О

Э

£ <

i

Цифровизация как «тренд» современной жизни охватывает все сферы деятельности человека. Реализация цифровых технологий не обошла стороной и сферу образования: в образовательный процесс успешно внедряются современные технологии. Благодаря развитию цифровых решений и онлайн-обучения вузы могут повышать эффективность обучения и привлекать к созданию курсов преподавателей и экспертов со всего мира.

Сегодня цифровые технологии в сфере образования являются инструментом эффективной доставки информации и знаний, создания учебных материалов и эффективного способа преподавания, а также средством построения новой образовательной среды [8].

Цифровизации образовательных учреждений уделяется очень много внимания, тем более что в 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой мы стали свидетелями массового перехода мирового образования в дистанционный формат, хотя этот процесс произошел скорее технологически, чем методически [7]. Тем не менее, пандемия послужила катализатором формата смешанного обучения (от англ. «blended learning»).

Современный образовательный процесс переходит от классического (традиционного) процесса обучения к смешанному, гибридному или перевернутому (от англ. «flipped/inverted classroom»). Смешанная форма обучения - это объединение в едином образовательном процессе двух или более различных способов, форм и методов обучения -традиционного и электронного, очного и дистанционного. Определяющей характеристикой смешанного обучения считается то, что очная традиционная фаза углубляет и обобщает дистанционно-электронную. Электронное же обучение при реализации этого сценария полностью происходит в дистанционном режиме [6].

К внедрению цифровых технологий в свой образовательный процесс уже активно стремятся российские университеты.

Актуальность этого вопроса подтверждают мероприятия, организуемые и курируемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Согласно планам Министерства, к 2025 году российские вузы должны создать до 4000 онлайн-курсов [10]. Вузы стали осваивать новые форматы передачи знаний, в первую очередь, онлайн-курсы [13].

Онлайн-курс - это вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий и представляющий собой логически и структурно завершенную учебную единицу [4].

В рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в 2017 году на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) был создан Дальневосточный центр онлайн-обучения. Основными задачами центра являются повышение квалификации преподавателей в области онлайн-обучения и создания онлайн-курсов, встраивание онлайн-обучения в образовательные программы, создание онлайн-курсов, методическое и тьюторское сопровождение онлайн-обу-чения, а также развитие онлайн-образо-вания на территории Дальневосточного Федерального округа [5].

С целью внедрения в учебные планы онлайн-курсов для преподавателей и сотрудников ДВФУ центр ежегодно проводит конкурс, победители которого получают право на разработку, съемку и размещение своего курса на специализированном портале онлайн-обучения. Конкурс проходит в два этапа: заочный и очный. На первом необходимо заполнить заявку на участие, предоставить проект курса с тематическим планом и снять короткий видеоролик о курсе [11]. По итогам первого этапа отбираются тридцать заявок, и их авторы приглашаются на очную защиту проектов, после которой,

в свою очередь, остаются пятнадцать «курсов-финалистов», в которые вошли и авторы статьи с курсом «Грамматика английского языка для начинающих» (English Grammar for beginners).

Курс такой тематики и уровня был выбран целенаправленно: первые два года студенты всех неязыковых (нелингвистических) направлений подготовки проходят обучение по программе «General English» (англ. «общий курс английского языка»), и у последних наборов (2019 и 2020 года) количество аудиторных часов было уменьшено до 2 в неделю (36 часов в семестр). Вместе с тем, у среднего студента-первокурсника вышеуказанных направлений подготовки не сформированы представления о системе английского языка и самых простых грамматических явлениях. Все это вынуждает преподавателя делать акцент на компенсаторную функцию, то есть исправлять недостатки предыдущего образования, доучивать, а где-то и переучивать студентов (естественно, что учебным планом не предусматривается дополнительное количество учебных часов на такую деятельность) [9].

Тематика онлайн-курса обусловлена следующими факторами: грамматический аспект в изучении иностранного языка является объектом постоянных обсуждений и дискуссий в методике; разработаны разные подходы к решению роли и места грамматики в обучении иностранному языку (Гальскова Н.Д., Соловова Е.Н.) [12].

В центре изучения грамматики стоят знания и умения правильного использования грамматических элементов. Грамматике обучают, чтобы создать основу для ряда языковых навыков: аудирования, говорения, чтения и письма. Таким образом, грамматика имеет первостепенное значение при обучении иностранному языку.

Для увеличения времени на практику и отработку языковых навыков в аудитории грамматическую составляющую

как единственную «теоретическую» часть курса, которую можно представить в лекционном видео формате, было решено вывести в онлайн и/или использовать в смешанной модели обучения и для перевернутых классов.

Выбор языкового уровня, на который рассчитан курс, обоснован статистически: начиная с 2015 года все первокурсники в ДВФУ ежегодно проходят тестирование по английскому языку с целью определения уровня владения английским языком согласно CEFR (общеевропейской компетенции владения иностранным языком, от англ. «Common European Framework of Reference»). Изначально тестирование было проведено пробно с целью разработки и пилотного внедрения проекта по развитию англоязычной среды в вузе (программа повышения конкурентоспособности университета - Проект 5-100), а с 2016 года такое тестирование проводится на постоянной основе, при этом оно проходило как с использованием разных независимых внешних, так и внутренних университетских тестовых материалов [3].

Данные входного тестирования самых многочисленных направлений подготовки ДВФУ - инженерных - позволили определить следующие уровни владения английским языком у первокурсников (так как количество поступивших ежегодно варьируется, данные наборов переведены в проценты и представлены в табл. 1).

Как видно из табл. 1, на инженерные направления подготовки приходят в среднем от 30% до 66% учащихся с начальным уровнем английского языка (А1 и А1-А2). Практика за указанные шесть лет показала, что существует часть студентов (2-3%), которые по результатам теста получают уровень А1, но на самом деле владеют языком на уровне А0, так как по различным причинам не учили его в школе, то есть студенты уровня beginner или starter (начинающий). Они приступают к изучению языка с самых азов.

ф

t» н s

о ф

m

т го

1

Ё s °

ч: I

ГО -О

^ с;

_û <5

« £

к Ф

2 Ф

S ^

н

* g

ГО О

го 2

^ ш

s Ф

го

^ го го d

ü. m

® к

о

го

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Таблица 1 - Данные входного тестирования по английскому языку у первокурсников инженерных направлений подготовки ДВФУ

Год набора 2015 2016 2017 2018 2019 2020

CEFR %

А1 12,8 17,3 31 7,3 8,4 9,3

А1-А2 36,1 41,9 34,6 23,6 19,1 21,4

А2 25,3 18 14,2 31,8 22,8 19,5

А2-В1 13 13,4 11,8 18,6 22,4 16,7

В1 12,4 6 6,9 11,7 13,4 25,2

В1+ 0,4 2,9 1,2 6,6 12,8 7,9

В2 0 0,5 0,3 0,4 1,1 0

I

<u с;

JS

го

х

<

ш

го" ш

0

1

о >

LQ

I Ф I ГО

ГО

О

Э

<

i

В то же время большинство студентов с уровнем А1 и А1-А2 можно отнести к категории false beginner («псевдоначинающий»): фоновые знания у таких обучающихся присутствуют, но в недостаточном для коммуникации объеме (эта категория студентов изучала английский до поступления в вуз, нередко они знают базовую лексику, но демонстрируют полную неспособность к говорению, в том числе из-за отсутствия грамматической базы и страха сделать ошибку).

Анализ данных об уровнях владения английским языком способствовал определению уровня грамматического содержания курса - «для начинающих», так как именно он может быть полезен большой части студенческого контингента ДВФУ

Первоочередной задачей для преподавателя при разработке онлайн-курса является готовность создать образовательный контент структурированно и доступно, а также изложить материал в полном объеме [2].

Эффективность создания онлайн-курса, несомненно, зависит от предварительной проработки многих моментов. Необходимо четко определить и спланировать этапы работы над созданием курса. В нашем случае, мы выделили следующие этапы:

- этап 1: проектирование и разработка курса;

- этап 2: разработка заданий;

- этап 3: написание текста видеолекций;

- этап 4: подготовка и проведение видеосъемок.

Следует отметить, что первый этап является основополагающим и ключевым. При проектировании и разработке нашего курса мы опирались на модель обратного дизайна, которая часто применяется при создании онлайн-курсов. Суть данного подхода заключается в использовании алгоритма «от результата обучения к содержанию, обеспечивающему этот результат». Данная модель состоит из трех шагов, которые можно применять как к курсу в целом, так и потом повторно, к каждому модулю этого он-лайн-курса и даже к отдельному уроку:

- шаг 1 - определить и сформулировать результаты обучения в целом или в отдельном модуле или уроке: что студент должен знать, уметь по окончанию курса? каких целей он должен достичь?

- шаг 2 - обозначить оценивающие мероприятия, по которым может быть определено, что результаты обучения достигнуты; разработать соответствующий диагностический инструментарий.

- шаг 3 - обосновать необходимое содержание обучения, технологии, средства и формы обучения, обеспечивающие с обозначенными оценивающими процедурами достижение необходимых результатов обучения. Происходит работа с собственно содержательной частью курса. В курс отбираются

те знания, умения, средства и технологии формы обучения, которые необходимы для достижения результатов обучения.

Именно такой подход от результатов обучения к содержанию позволяет отобрать в курс ровно тот контент, который необходим и достаточен для достижения результатов обучения на курсе.

Немаловажным этапом работы над созданием онлайн-курса является разработка заданий. Типы заданий зависят от многих факторов: дисциплины, уровня владения английским языком, трудоемкости курса, технических возможностей и т.д. Обычно при разработке онлайн-курса предлагаются следующие типы заданий: тест, численная задача, свободный ответ, текстовая задача, задача на сортировку, задача на сопоставление, пропуски.

Выбор типа заданий для нашего он-лайн-курса определяется целями, задачами, характером материала, уровнем знания английского языка слушателей.

При разработке упражнений мы использовали 4 основных типа заданий в тестовой форме, которые применяются в современной тестологии [1], а именно:

1. Задания закрытой формы - задания на выбор одного или нескольких правильных ответов (выберите один правильный вариант ответа);

2. Задания в открытой форме или на дополнение (вставьте подходящий глагол в нужной форме);

3. Задания на установление соответствий: а) соотнесите вопросы с ответами; б) подберите правильное окончание к вопросам; или в) соотнесите части предложений;

4. Задания на установление правильной последовательности (расставьте слова в правильном порядке, чтобы получить предложение).

Учитывая уровень аудитории, на который рассчитан наш курс, мы придерживались основных требований при составлении заданий: однозначные и

простые формулировки, не допускающие разных трактовок, краткость формулировки вопроса и вариантов ответа, предпочтение утвердительной формулировки перед отрицательной и вопросительной.

Работа над третьим этапом - разработкой видеолекций - должна быть основательно продуманной и правильно организованной. Создавая контент для своих видеолекций, мы старались соблюдать баланс между информативностью и доступной подачей материала. Студенты начального уровня легко усваивают короткие фрагменты, поэтому продолжительность видеолекции составляет 5-7 минут. Уровень знания английского языка слушателей нашего курса диктует особый язык изложения, объем основных и дополнительных материалов. Мы постарались не применять сложные языковые конструкции в своей речи, а также слишком детальные объяснения. При введении и объяснении грамматического материала мы использовали следующие средства: наглядность, рисунки, схемы, таблицы, а также речевые образцы.

Демонстрируя грамматическую конструкцию, даже простую, мы принимали во внимание, что у студентов, возможно, полностью отсутствует опыт изучения грамматики, поэтому в видеолекциях мы объясняем, когда и где она может понадобиться при повседневном общении (познакомиться; рассказать о себе; обменяться контактами; описать предмет; узнать и сказать который час, день, дата и др).

Все лекции проиллюстрированы примерами из известных фильмов и мультфильмов, что способствует повышению интереса, мотивации и вовлеченности студентов в процессе обучения.

Такой подход к проектированию курса, разработке заданий, а также использование дидактического принципа «от простого» к «сложному», позволил сделать структуру курса ясной и понятной. Курс «Грамматика английского языка для начинающих» представлен на русском языке, что дает студентам с начальным уровнем знания английского языка

ф

Ё

н ^

о ф

СО

т го

I

с 2 Ч I

ГО -О

^ с;

_й <5

к Ф

° ^

Н

го (3

го 2

^ ш Ф

го

^ го

ГО Ч О. Ш

ж К

о

го

I

О

X

<u с; >s го

x

<

uu

го" ш

0

1

о >

LQ

I Ф I ГО

ГО

О

Э

<

i

больше шансов изучить, понять и применять грамматические явления английского языка в своей речи.

Цель курса была определена как формирование навыка правильного употребления грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование). Задача нашего онлайн-курса - помочь студентам дополнительно самостоятельно изучить и закрепить информацию по основным разделам английской грамматики, чтобы в дальнейшем применить эти знания в различных ситуациях речевого общения.

Освоение курса будет способствовать развитию следующих умений и навыков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- распознавать грамматические явления английского языка при чтении и аудировании: читать и слушать аутентичные тексты из сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи;

- грамматически правильно оформлять свое устно-речевое высказывание: строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; применять правила грамматики в зависимости от ситуации, коммуникативной задачи, цели общения;

- грамотно строить письменную речь.

Используя пройденный грамматический материал, слушатели смогут грамотно рассказывать о себе; описывать местоположение и указывать дорогу; говорить о своих интересах и увлечениях, рутинных делах и событиях; описывать свои вещи и принадлежности; представлять других людей, а также рассказать о семье и своих друзьях, говорить о любимой еде и т.д.

Курс «Грамматика английского языка для начинающих» разбит на пять модулей и рассчитан на 72 недели и 144 часа. Модуль включает в себя три урока по основным грамматическим темам, в свою очередь каждый урок предлагает слушателям:

1. Обучающий материал на определенную грамматическую тему, представленный в видеолекции.

2. Краткий конспект лекционного материала.

3. Задания для тренировки пройденного материала.

4. Тест для самоконтроля.

Курс состоит из 16 видеолекций с объяснением основных структур грамматики английской языка, достаточных для базового уровня владения языком, 15 кратких конспектов лекций. Для отработки и закрепления пройденного материала мы предлагаем 54 тренировочных упражнения (3-4 на каждый урок) и тесты для самоконтроля. После прохождения всего курса предоставляется возможность проверить свое знание грамматических структур английского языка в итоговом тесте. Терминологический словарь и руководство по прохождению данного онлайн-курса поможет быстрее и качественнее усвоить материал и приобрести навык правильного употребления грамматических структур английского языка.

Таким образом, стоит еще раз отметить, что процесс создания онлайн-курса трудоемкий и ответственный, требующий тщательного планирования и разработки целей, задач, структуры курса, его наполнения соответствующим контентом, заданиями. Необходимо вести разработку онлайн-курсов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с требованиями к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах; особое внимание уделять эффективности и качеству курсов.

После этапа создания онлайн-курса наступает немаловажный этап его внедрения и апробирования. Результаты и выводы по данному этапу авторы статьи планируют представить в своих дальнейших публикациях. Библиографический список: 1. Аванесов В.С. Композиция тестовых

заданий: Учебная книга для препода-

вателеи вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов пед. вузов. - М., 2006.

2. Акимова О.Б., Завьялова В.А. Профессиональная готовность преподавателей к созданию электронного образовательного контента (на примере программ повышения квалификации) // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. -Т. 12. - № 3. С. 71-80.

3. Глушко Н.А., Михайленко Е.А. Анализ итогов входного тестирования первокурсников для стриминга в вузе как показатель готовности выпускников школ к сдаче обязательного ЕГЭ по английскому языку // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №3. С.45-50.

4. Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. С. 125-134.

5. Дальневосточный центр онлайн-обу-чения [Электронный ресурс] // Дальневосточный федеральный университет. - Режим доступа: https://www. dvfu.ru/education/distance-education/ far_eastern_center_of_online_learning/ index.php?sphrase_id=1328046

6. Зуфарова А.Н. Смешанное обучение, как средство повышения качества образовательного процесса // Инновационные технологии в науке и образовании: Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 45-48.

7. Каганер Е.В. После пандемии онлайн-обучение не будет прежним [Элек-

тронный ресурс] // ТАСС. - Режим доступа: https://tass.ru/opinions/8242615

8. Кузьминов Я. Главный тренд российского образования - цифровизация [Электронный ресурс] // Учительская газета. - Режим доступа: www.ug.ru

9. Милорадов С.А. Некоторые проблемы обучения английскому языку в вузе // Концепт. - 2014. - №4. С. 91-95.

10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство РФ. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8 SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTv OAG.pdf

11. Преподаватели ДВФУ смогут получить поддержку при создании онлайн-курсов. [Электронный ресурс] // Дальневосточный федеральный университет. - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/ prepodavateli_dvfu_smogut_poluchit_ grantovuyu_podderzhku_na_sozdanie_ onlayn_kursov/

12. Симакова С.М. Обучение грамматике английского языка в неязыковом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1 (19). С. 150-156.

13. Третьяков B.C., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. - 2016. - № 7 (203). С. 55-66.

Поступила 15.03.2021

Об авторах:

Глушко Наталья Александровна, старший преподаватель, Академический департамент английского языка, Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток), [email protected]

Тараненко Ольга Ивановна, доцент, Академический департамент английского языка, Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток), доцент [email protected]

ф

t» н

S

о ф

ш

т го

1

ü S

ч: I

ГО -О

^ с;

-о SS

« £

К ф

2 г

g

н

* g

ГО О

го 2

^ ш

s Ф

го

^ ГО

го ч

Ü. ш

ж к

о

го

I

о

Устинова Марина Борисовна, старший преподаватель, Академический департамент английского языка, Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток), [email protected]

Михайленко Елена Александровна, старший преподаватель, Академический департамент английского языка, Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток), [email protected]

Для цитирования: Глушко Н.А., Тараненко О.И., Устинова М.Б., Михайленко Е.А. Онлайн-курс «Грамматика английского языка для начинающих»: опыт создания в Дальневосточном федеральном университете // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 69-77. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-69-77

References:

1. Avanesov V.S. Test tasks composition: Textbook for university, college, specialized and secondary schools teachers, for students and post-graduates of pedagogical universities. - Moscow, 2006. [in Russian]

2. Akimova O.B., Zavyalova V.A. Professional readiness of the teachers to create electronic educational content (by the example of professional development program) // Contemporary higher education: innovative aspects». - 2020. - Vol. 12. - № 3. P. 71-80. [in Russian]

3. Glushko N.A., Mikhaylenko Freshmen placement test for educational streaming at university as a measure of school graduates preparedness for passing compulsory unified state examination in English // Sovremennaya nauka: aktualnye problem teorii i praktiki. Series «Humanities», Moscow. - 2020. - №3. pp. 45-50. [in Russian]

4. Grechushkina N.V. Online course: definition and classification // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 6. pp. 125-134. [in Russian]

5. Far Eastern center of online education [Electronic resource] // Far Eastern Federal University. -Available at: https://www.dvfu.ru/education/distance-education/far_eastern_center_of_ online_learning/index.php?sphrase_id=1328046 (accessed: 22.01.2021). [in Russian]

6. Zufarova A.S. Mixed learning as a means of improving the quality of educational process // Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. Conference proceedings. - 2020. P. 45-48. [in Russian]

о 7. Kaganer E.V. Online education will never be the same after the pandemic [Electronic ф resource] // TASS - Available at: https://tass.ru/opinions/8242615 [in Russian]

8. Kuzminov Ya. The main trend of Russian education - digitalization [Electronic J resource] // Uchitelskaya gazeta. - Available at: www.ug.ru [in Russian]

< 9. Miloradov S.A. Some problems of the English language training of students // Kontsept. -ш 2014. - № 04. P. 91-95. [in Russian]

(B

g 10. Data sheet of the priority project «Contemporary digital learning environment in the

fE Russian Federation» [Electronic resource] // Pravitelstvo RF. - Available at: http://static.

> government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf [in Russian]

11. FEFU teachers will get support for online courses development [Electronic resource] //

о Far Eastern Federal University. - Available at: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/

S prepodavateli_dvfu_smogut_poluchit_grantovuyu_podderzhku_na_sozdanie_onlayn_

£. kursov/ [in Russian]

i- 12. Simakova S.M. Teaching English grammar in a non-linguistic university // Vestnik

^ Samarkogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Series: Psychology and

о Pedagogy. - 2013. - № 1 (19). P. 150-156. [in Russian]

э 13. Tretyakov V.S., Larionova V.A. Open online courses as a tool for modernization of

£ educational process in universities // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. -№ 7 (203).

< P. 55-66. [in Russian]

About the authors:

Glushko Natalia Alexandrovna, senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), [email protected]

Taranenko Olga Ivanovna, associate Professor, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), Academic title of Associate Professor, [email protected]

Ustinova Marina Borisovna, senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), [email protected]

Mikhaylenko Elena Alexandrovna, senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), [email protected]

For citation: Glushko N.A., Taranenko O.I., Ustinova M.B., Mikhaylenko E.A. Developing the online course «English grammar for beginners» at Far Eastern Federal University // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. -No. 1. P. 69-77. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-69-77

<D

t» H S

О

<D m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T CO x

с S 4 X

ro -o

^ c;

_D со

« £

к <u

2 г

s и

CO (3

я 2

^ Ш

s <u

со

.a

^ я a 4

СГ ш

® к

со ц

х

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.