Внедрение
УДК 37.01:007
ОНЛАЙН-БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТЯХ СТОРИТЕЛЛИНГА
Диков Андрей Валентинович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике и математике Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета
В СТАТЬЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТСЯ И ОБОБЩАЕТСЯ ОПЫТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБРАЗОВАНИЕ, РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО ИЗ ЛУЧШИХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ СТОРИТЕЛЛИНГА, ПРИВЕДЁН ПРИМЕР ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЕ.
• социальные сети • медиасервисы • сторителлинг • цифровые образовательные ресурсы
• онлайн-безопасность
В процессе развития Всемирной паутины и, в частности, социальных сетей появилась сеть сторителлинга, представляющая собой совокупность веб-сервисов, предлагающих пользователям площадки для размещения контента в форме повествования. Название происходит от английского StoryTeШng — «расскажи историю». Так как история становится публичной, то можно перефразировать название как «расскажи свою историю всему миру»
Сторителлинг — это простой и удобный сервис, интегрирующий на одной онлайн-странице информацию, размещённую в разнообразных социальных сетях. Учитель может быстро разместить в Интернете цифровой учебный материал, доступный круглосуточно всем участникам образовательного процесса и не только им. Кроме того, технология по уровню сложности доступна даже учащимся общеобразовательной школы и может быть задействована для привлечения их к новой форме представления домашней работы или творческого проекта. Технология сто-рителлинга позволяет успешно организовать групповую работу (коллективные истории). Сторителлинг — это ещё и неформальный метод обучения, подразумевающий получение новых знаний через разработку историй, это способ научить детей структурированию своих мыслей,
грамотной устной и письменной речи, а также медийной цифровой грамотности [2]. Так как сторителлинг создаётся с использованием различных медиа, то при его восприятии активно задействуется правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Именно эту часть мозга плохо задействуют традиционные формы и методы изложения учебного материала.
В социальных сетях функционирует достаточно большое число веб-приложений сторителлинга [1], различающихся набором инструментов, интерфейсом, шаблонами оформления, дизайном персонажей, формами изложения историй и многим другим. Большинство интернет-сервисов сторителлинга являются частично или полностью бесплатными, но есть и платные. По форме изложения истории различают: сервисы, поддерживающие рассказ в виде презентации или слайдшоу; длинной и красочной веб-страницы с внешними гиперссылками; цифровой книги, к которой читатель может оставить комментарий.
В данной работе рассмотрим интернет-сервис сторителлинга, позволяющий вести рассказ в форме комикса, и покажем пример его использования на уроках по информационной безопасности в школе.
MakeBeliefsComix (http://www.makebeliefscomix. com/) — сервис, который позволяет создавать небольшие комиксы, максимум из четырёх сцен. Панель разработки комикса (рис. 1) имеет удобные и понятные визуальные инструменты. Одним из недостатков сервиса является невозможность написания диалогов на русском языке. Но можно использовать так называемый транслит — передачу текста с помощью чужого алфавита (рис. 1).
Создатель проекта Билл Циммерман позиционирует MakeBeliefsComix как место для получения удовольствия от создания своего собственного мира комиксов. Он считает, что разработчики, выбирая персонажей с разным настроением и записывая слова и мысли для них, будут задействовать свой творческий потенциал и исследовать новые возможности.
Родители детей с ОВЗ, а также работающие с ними учителя и врачи находят MakeBeliefsComix полезным ресурсом, чтобы помочь таким детям самовыражаться и общаться. На сервисе есть раздел, где демонстрируются идеи и советы, присланные теми, кто использует сайт в работе с учащимися с ОВЗ. Среди комических характеров есть персонажи с ограниченными физическими возможностями, чтобы отразить разнообразие пользователей, в том числе лиц с особыми потребностями.
На сервисе MakeBeliefsComix есть раздел COMIX Printables, который включает более 500 графических письменных приглашений в 50 категориях, чтобы помочь ученикам и учителям писать и выражать себя. Можно распечатать шаблоны из этого раздела и использовать их дома и в шко-
Рис. 1. Панель разработки комикса в сервисе MakeBeliefsComix
ле, чтобы писать и раскрашивать. Учебные Printables могут быть использованы в работе со студентами, обучающимися по программам «Английский как второй язык». Они обеспечивают образовательный ресурс для преподавания художественной словесности и искусства. Printables являются частью миссии MakeBeliefsComix для поощрения людей всех возрастов в выражении их творческого потенциала посредством письма, рисования и рассказывания истории.
Как можно использовать комиксы в образовании
1. Создание автобиографической истории. В начале каждого нового учебного года школьники создают автобиографический комикс о себе и своей семье или суммирующий самые важные вещи о своей жизни. Каждый учащийся может выбрать мультипликационный персонаж в качестве авата-ра. После того как школьники сделают свои полосы, они обмениваются комиксами с одноклассниками, чтобы узнать больше друг о друге. Ученики также могут создавать информационные ленты, которые суммируют их индивидуальные интересы, чтобы помочь учителю больше узнать о них.
2. Практика с новыми словарными словами. Озадачьте школьников созданием комической истории с использованием изучаемых словарных слов. Ученики должны заполнить формы диалогов и мыслей для разных персонажей мультфильмов. Это поможет ребятам практиковать диалогическое общение и изучение структуры языка в значимом контексте. Это ещё и способ для обучаемых улучшить свои навыки письма, чтения и повествования.
3. Практика с иностранным языком. Школьники могут создавать героев комикса, разговаривающих на иностранном языке. Соответственно, для этих героев необходимо генерировать реплики и мысли на их родном языке.
4. Организация групповой работы. Учащиеся разбиваются на пары или группы, чтобы вместе создавать комиксы. Такой подход поощряет взаимодействие и сотрудничество, каждый школьник в своей работе дополняет навыки товарищей.
Внедрение и нрпмш
5. Социальные навыки обучения. Для детей, страдающих аутизмом и некоторыми другими болезнями, создание комических сценариев — это способ научить их различным видам социального поведения, наблюдению за лицами разных персонажей, выбранных для мультфильмов.
6. Введение в креатив. Используйте разработку комиксов для знакомства учащихся с миром творчества, где в полной мере задействовано собственное воображение.
7. Дневники комиксов. Учащиеся могут создавать ежедневные комикс-дневники. Это хороший способ осмыслить то, что они учат каждый день, а также задуматься о своей жизни. Призовите учеников использовать в качестве своего аватара комических персонажей, чтобы проанализировать свою жизнь, свои проблемы и свои тревоги. По сути, в создаваемых комиксах учащиеся могут увидеть самих себя. Комиксы также позволяют школьникам выражать свои чувства и мысли о том, как происходит обучение в их классе.
8. Жизненные навыки. Практикуйте создание комиксов, в которых ученики могут моделировать реальную жизнь, такие сценарии, как поиск работы, встреча со школьным хулиганом или взаимодействие с трудным одноклассником. Например, кто-то посещает врача или попадает в аварийную ситуацию. Здесь можно практиковать словарный запас, который будет необходим для такой встречи, что может быть особенно полезно при изучении иностранного языка.
9. Местные или национальные новости. Предложите ученикам при создании комиксов использовать символы для комментирования местной или национальной политики. Эти мультфильмы могут быть опубликованы в школьной газете или в информационном бюллетене.
10. Понимание литературных персонажей. Читая книгу или рассказ, учащиеся в своих комиксах связывают роли персонажей со своей личностью. Это помогает школьникам лучше понять персонажей в книге, которую они читают.
11. Шутки ради. Создавать комиксы на уроках можно и просто ради удовольствия,
и для того, чтобы расслабиться в стрессовых ситуациях, которых достаточно в нашей повседневной жизни. Такое отвлечение от насущных проблем поможет поддержать активность учащихся до конца учебного дня или недели.
12. Общественная разговорная практика. После того как ученик закончит создание комикса, попросите его прочитать вслух или разыграть диалог, написанный для персонажей комикса. Это даёт хороший практический опыт публичных выступлений и коммуникации с другими людьми.
Технологические основы использования комиксов для обучения школьников онлайн-безопасности
Защита информации в XXI веке — слагаемые успеха любой организации. С развитием компьютеров и их широким распространением, а также с развитием всемирной сети Интернет проблема защиты информации становится всё серьёзней. Рост числа пользователей компьютеров и всемирной сетью Интернет растёт с каждым годом в нашей стране. Увеличивается количество компьютерных преступлений. Крупные компании каждый год несут большие финансовые потери, связанные с хищением конфиденциальной и иной информации. Причин активизации компьютерных преступлений достаточно много, существенными из них являются: переход от традиционной «бумажной» технологии хранения и передачи сведений на электронную и плохом развитии технологии защиты информации. Любое современное предприятие для успешного развития должно отдавать ключевую роль защите информации. Многие руководители предприятий и компаний не имеют чёткого представления по вопросам защиты информации. Это приводит к тому, что им сложно в полной мере оценить необходимость создания надёжной системы защиты информации на своём предприятии и тем более сложно бывает определить действия, необходимые для защиты конфиденциальных сведений, что ведёт к большим материальным потерям. Начинать осваивать основные понятия по информационной безопасности стоит уже со школьной скамьи, тем более что школьники активно пользуются социальными сетями и интернет-сервисами,
где требуются регистрация и ввод персональных данных.
Разработаем план урока по обучению школьников онлайн-безопасности с использованием комиксов [3]. Сегодня каждый школьник имеет свой личный гаджет, подключённый круглосуточно к Интернету. Известно, что большинство учащихся зарегистрированы в социальных сетях типа ВКонтакте, которые созданы для общения, знакомства и обмена информацией. Являясь несовершеннолетними, учащиеся могут неожиданно попасть в криминальную онлайн-среду, поэтому важно через образовательные учреждения предупредить такие ситуации.
Учитель может на уроке по онлайн-безо-пасности поставить следующие вопросы:
1. Что такое безопасность? Приведите несколько примеров того, что мы хотим сделать секретным для всех окружающих, несколько примеров того, что мы хотим оставить негласным только для незнакомых людей, но поделиться информацией с друзьями и родителями.
6.
Когда вы пользуетесь социальными сетями типа ВКонтакте или Одноклассники, кто и какую информацию может увидеть? На эту тему можно провести дискуссию в малых группах и затем обменяться мнениями в классе.
Всегда ли хорошо бывает тем людям, которые вторгаются в вашу частную жизнь? Приведите примеры.
Что мы можем сделать, чтобы защитить свою конфиденциальность в онлайн-сер-висах? Обсудите эту тему с учащимися.
Этапы урока:
• Кто может видеть твой аккаунт;
• В каких случаях страшно нарушить конфиденциальность;
• Защити свою конфиденциальность.
Заключительная дискуссия:
1. Есть ли какие-то темы об онлайн-конфи-денциальности, которые ты бы хотел узнать?
2. Почему важно защищать конфиденциальность и управлять её опциями (параметрами)?
2. Как или чем отличается безопасность в реальном мире и в социальных сетях?
3. Что вы чувствуете, когда:
а) кто-то незнакомый знает ваше имя;
б) родитель заходит в вашу комнату;
в) брат или сестра читает вашу электронную переписку;
г) кто-то сопровождает вас весь день?
На первом этапе класс обсуждает, кто из пользователей Интернета или разработчиков и владельцев интернет-ресурсов может видеть, какая информация приходит в персональный аккаунт. На вкладках «Конфиденциальность» и «Условия использования» социального сервиса Facebook можно найти развёрнутый (подробный) ответ на поставленный вопрос (рис. 2).
1асеЬоок
Какие сведения мы собираем?
О Как мы используем эту информацию?
о Каким образом предоставляется эта информация?
о Как управлять информацией обо мне или удалить ее?
о Как мы отвечаем на официальные запросы или предотвращаем ущерб?
Как работают наши глобальные сервисы?
Политика использования данных
Мы даем вам возможность делиться материалами, потому что верим в силу открытого и единого мира. Настоящая политика описывает типы собираемой информации и принципы ее использования и предоставления. Дополнительные инструменты и информацию можно найти в разделе Основы конфиденциальности
Читая нашу политику, помните о том, что на распространяется на все бренды, продукты и сервисы Facebook, которые не имеют отдельной политики конфиденциальности или содержат ссылку на данную политику («Сервисы» Facebook или «Сервисы»).
Рис. 2. Социальный сервис Facebook
5
Внедрение
Этап 1. Кто может видеть твой аккаунт
Используя сервис сторителлинга, школьники изображают и обсуждают всевозможные параметры конфиденциальности популярной социальной сети Facebook. Учащиеся, не зарегистрированные в Facebook, могут выбрать любую другую подобную социальную сеть. Ученики, кто вообще не зарегистрирован в подобном сервисе, могут пообщаться с теми, у кого есть аккаунт. В результате обсуждения школьники начинают осоз-
навать необходимость грамотного учёта характера размещаемого контента, учатся учитывать восприятие и отношение возможных посетителей сайта, их позицию и чётко распределять сообщения, в зависимости от того, кому они предназначены, а именно:
1. Информация, которую вижу только я;
2. Сведения, которые могут видеть мои друзья;
3. Данные, доступные для просмотра друзьям друзей и вообще всем пользователям Интернета.
Методические указания по оцениванию сторителлинга
5 4 3 2 1
Обзор (внешний вид) Изображение хорошо сфокусировано, имеет продуманные детали Картинка понятна, хорошо разработана и логична Изображение легко воспринимается, идея заложена правильная, но не глубоко проработана Картинка вызывает споры относительно некоторых релевантных идей, но может содержать типичные ошибки Изображение тяжело воспринимается, идеи не раскрыты
Значение идеи, информация и детальное использование Сильная точка зрения; разработаны понятные и логичные в деталях идеи, примеры и описания Релевантные идеи с последовательным анализом; логические описания и примеры, проясняющие и развивающие идеи Релевантные идеи с некоторым анализом; примеры и описания просты и последовательны Небольшое количество релевантных идей; примеры и описания слабо разработаны и нелогичны Идеи не проработаны; небольшое число деталей или описаний
Нормы общения полные предложения, правописание, пунктуация, грамматика Правильная структура предложений, грамматика, правописание и пунктуация; может содержать немного ошибок в ложных структурах Немного ошибок в базовых структурах предложений, грамматике, пунктуации или правописании; ошибки не искажают смысл Редкие ошибки в структурах предложений, правописании, пунктуации. или грамматике; ошибки редко искажают смысл Несколько ошибок в структурах предложений, пунктуации или грамматике; ошибки делают части материала трудно воспринимаемым Повторяющиеся ошибки в основных структурах предложений, пунктуации или грамматике часто делают написанное трудным для понимания
Пример сторителлинга. Кто может видеть мой аккаунт
Только я
Друзья друзей
Все
Контактная информация:
Е-таН-адрес;
номер телефона
Я должна хранить свой е-таН-адрес и номер телефона в непубличном пространстве, только я сама могу видеть эту информацию в своём аккаунте
Любые фото, которые я выкладываю для своих друзей, могут быть просмотрены их друзьями. Мне нужно осознавать, что мои посты могут пойти далеко
Только одну картинку могут увидеть любые пользователи сети в моём аккаунте — это картинку моего профиля и моё фото на нём
Этап 2. В каких случаях страшно нарушить конфиденциальность
Класс обсуждает и моделирует определённые ситуации, в которых нарушение конфиденциальности не несёт никаких угроз.
Используя сторителлинг, учащиеся должны изобразить, по крайней мере, три ситуации, когда нарушение конфиденциальности не несёт никаких угроз. Как минимум, две ситуации касаются социальных сетей Интернета, одна взята из реальной жизни.
Методические указания по оцениванию сторителлинга
5 4 3 2 1
Обзор (внешний вид) Изображение хорошо сфокусировано, имеет продуманные детали Картинка понятна, хорошо разработана и логична Изображение легко воспринимается, идея заложена правильная, но не глубоко проработана Картинка вызывает споры относительно некоторых релевантных идей, но может содержать типичные ошибки Изображение тяжело воспринимается, идеи не раскрыты
Значение идеи, информация и детальное использование Сильная точка зрения; разработаны понятные и логичные в деталях идеи, примеры и описания Релевантные идеи с последовательным анализом; логические описания и примеры, проясняющие и развивающие идеи Релевантные идеи с некоторым анализом; примеры и описания просты и последовательны Небольшое количество релевантных идей; примеры и описания слабо разработаны и нелогичны Идеи не проработаны; небольшое число деталей или описаний
Нормы общения полные предложения, правописание, пунктуация, грамматика Правильная структура предложений, грамматика, правописание и пунктуация; может содержать немного ошибок в ложных структурах Немного ошибок в базовых структурах предложений, грамматике, пунктуации или правописании; ошибки не искажают смысл Редкие ошибки в структурах предложений, правописании, пунктуации или грамматике; ошибки редко искажают смысл Несколько ошибок в структурах предложений, пунктуации или грамматике; ошибки делают части материала трудно воспринимаемым Повторяющиеся ошибки в основных структурах предложений, пунктуации или грамматике часто делают написанное трудным для понимания
Пример сторителлинга. В каких случаях не страшно нарушить конфиденциальность
Когда кто-то отсутствует
Если кто-то отсутствует в течение определённого периода времени, то нормально нарушать его конфиденциальность, поскольку его безопасность важнее
Когда кто-то в опасности
Если вы считаете, что кто-то находится в непосредственной опасности, безопасность в таком случае важнее конфиденциальности
Когда кто-то вредит
Когда у вас есть все основания полагать, что кто-то наносит вред себе или кому-то другому, то нормально нарушать конфиденциальность, чтобы помочь защитить людей
Внедрение
Этап 3. Защити свою конфиденциальность
Класс обсуждает и исследует способы защиты личной информации в социальных сетях.
Существует ряд практических способов защитить свою личную информацию в Интернете:
• Будьте осторожны: дважды подумайте о том, с кем и где вы делитесь такой личной информацией, как: ваше имя, возраст, домашний адрес, адрес электронной почты, номер телефона или номер социального страхования;
• Если вы покупаете что-то с веб-сайта, давайте минимальную информацию, необходимую для совершения транзакции;
• Задайте себе вопрос, почему бизнес хочет получить доступ к вашей личной информации. Выясните, чем вы не хотите делиться и что не желаете продать любой третьей стороне;
• Если сайт запрашивает ваши персональные данные и просит вас нажать на кнопку «Я согласен», не давайте согласие автоматически. Найдите время, чтобы прочитать соглашение пользователя, потому что, как только у маркетологов появятся ваши данные, вы потеряете над ними контроль;
• Если вы делаете покупки в Интернете, убедитесь, что веб-страница, где вы предоставляете личную и финансовую информацию, безопасна, то есть использует секретный протокол передачи данных «ИКрв»;
• Никогда не ведите дела с онлайн-бизне-сом, который не публикует чёткую политику конфиденциальности на своём сайте;
• Убедитесь, что у вашего компьютера параметры совместного доступа к принтеру и файлам отключены;
• Всегда используйте антивирусное программное обеспечение и убедитесь в том, что оно регулярно обновляется;
• После посещения Интернета очищайте кеш памяти;
• Создайте отдельную учётную запись для личной электронной почты, выбирайте почтовый сервис, который будет шифровать сообщения электронной почты;
• Отрегулируйте настройки вашего браузера так, чтобы отклонить нежелательные файлы cookie;
• Не давайте больше информации, чем необходимо при регистрации. Проверьте, какую информацию нужно дать обязательно (текстовые поля со звёздочками) и что является дополнительным;
• Всегда при завершении посещения выходите из социальной сети, которая требует ввести логин (Facebook, Twitter, ВКонтакте);
• Подумайте дважды, прежде чем публиковать что-либо в Интернете. Запомните, всё, что вы публикуете, может быть замечено неожиданными персонами;
• Следите за своей онлайн-идентичностью, иногда заглядывая в поисковую систему, такую, как Google. Проверяйте дубликаты профилей на Facebook и других социальных сетях.
Используя сторителлинг, проиллюстрируйте несколько способов защиты конфиденциальности.
Методические указания по оцениванию сторителлинга
5 4 3 2 1
Обзор (внешний вид) Изображение хорошо сфокусировано, имеет продуманные детали Картинка понятна, хорошо разработана и логична Изображение легко воспринимается, идея заложена правильная, но не глубоко проработана Картинка вызывает споры относительно некоторых релевантных идей, но может содержать типичные ошибки Изображение тяжело воспринимается, идеи не раскрыты
5 4 3 2 1
Значение Сильная точка Релевантные Релевантные Небольшое ко- Идеи не про-
идеи, инфор- зрения; разра- идеи с после- идеи с некото- личество реле- работаны; не-
мация и де- ботаны понят- довательным рым анализом; вантных идей; большое чис-
тальное ис- ные и логич- анализом; ло- примеры примеры ло деталей
пользование ные в деталях гические опи- и описания и описания или описаний
идеи, примеры сания и при- просты и пос- слабо разрабо-
и описания меры, прояс- ледовательны таны и нело-
няющие гичны
Нормы Правильная Немного оши- Редкие ошиб- Несколько Повторяющи-
общения структура бок в базовых ки в структу- ошибок еся ошибки
полные предложений, структурах рах предложе- в структурах в развиваю-
предложе- грамматика, предложений, ний, правопи- предложений, щие идеи ос-
ния, право- правописание грамматике, сании, пункту- пунктуации новных струк-
писание, и пунктуация; пунктуации ации или или граммати- турах предло-
пунктуация, может содер- или правопи- грамматике; ке; ошибки де- жений, пункту-
грамматика жать немного сании; ошибки ошибки редко лают части ма- ации или
ошибок в лож- не искажают искажают териала трудно грамматике
ных структурах смысл смысл воспринимае- часто делают
мым написанное
трудным для
понимания
Пример сторителлинга. Защити свою конфиденциальность
Подумай дважды
Почему сайт с бесплатной музыкой хочет иметь информацию омоей кредитной карге. Это странна..
Будь уверен, что дважды подумал перед тем, как оставить на сайте свои персональные данные. Если что-то выглядит подозрительным, возможно, это так и есть
Читай правила безопасности
Большинство людей пропускают чтение правил безопасности и соглашаются с ними, щёлкая на кнопку «Согласен», но только внимательное чтение электронного документа может гарантировать, что вы знаете, что получаете
Всегда выходи из аккаунта
Всегда будь уверен, что вышел (log out) из аккаунта социальной сети или почтового сервера
Литература
References
1. 6 сервисов для сторителлинга. http:// www.edutainme.ru/post/6-servisov-dlya-storitellinga/
2. Сторителлинг // ПскоВики. Сайт педагогического сообщества Псковской области. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/ Сторителлинг
3. Pixton. Lesson Plan: Privacy Online. https://www.pixton.com/schools/teacher-resources/lesson-plans/privacy-online
1. 6 servisov dlya storitellinga. http://www. edutainme.ru/post/6-servisov-dlya-storitell-inga/
2. Storitelling // PskoViki. Sayt pedagog-icheskogo soobshchestva Pskovskoy oblasti. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/ Storitelling
3. Pixton. Lesson Plan: Privacy Online. https://www.pixton.com/schools/teacher-resources/lesson-plans/privacy-online