онкоэпидемиологическая оценка канцерогенной ситуации рака шейки матки на территории краснодарского края
т.в. шелякина1, м.г. леонов2, о.с. сакулцан2
ФГУ «РНИОИ», г. Ростов-на-Дону1 ГУЗ «Онкологический диспансер № 3» ДЗ ККг. Новороссийск2
Исследование проведено по материалам популяционного канцерорегистра Краснодарского края за период 1997-2006 гг. и ретроспективного исследования в группе 956 больных раком шейки матки (РШМ) и 659 практически здоровых женщин. Удельный вес РШМ в структуре онко-гинекологических заболеваний в динамике за 1997-2006 гг. претерпевает некоторые изменения. В первом пятилетии (1997-2001 гг.) доля РШМ составила 34,7%, во втором (2002-2006 гг.) - 30,6%. Необходимо отметить, что на фоне стабилизации уровня заболеваемости РШМ удельный вес этой локализации в структуре общей заболеваемости среди женщин края остается высоким (5%) и превосходит величину этого показателя по ряду административных территорий Южного федерального округа.
Сравнительная оценка интенсивных и стандартизованных показателей заболеваемости РШМ в Краснодарском крае за два пятилетия (1997-2001 гг. и 2001-2006 гг.) показала, что в первом пятилетии они составили соответственно 20,6 и 14,5 на 100 тыс. женского населения. Снижение заболеваемости РШМ во втором пятилетии было значимым статистически (р<0,05) и составило 18,2 в интенсивном и 12,5 в стандартизованном исчислении. При сравнении среднероссийских данных с вышеприведенными показателями по Краснодарскому краю абсолютно очевидно, что стандартизованное число заболеваемости РШМ в крае в 1,1 раза превосходит аналогичный показатель 2006 г. в целом по России.
Медиана возраста больных РШМ в первом пятилетии была равна 50,3 года, во втором - 52,4 года. При этом четко прослеживается увеличение медианы возраста на территории Краснодарского края с 1997 по 2006 г. почти на 2,1 года. Это подтверждает пик уровня заболе-
ваемости, который в первом пятилетии был в возрастной группе 60-69 лет, а во втором пятилетии - в 50-59 лет и достиг 34,1 и 35,5 на 100 тыс. женского населения соответственно, что склоняет нас к выводу об «омоложении» РШМ на территории Краснодарского края. Темп снижения заболеваемости РШМ от начала первого пятилетия до конца второго пятилетия у женщин сельской местности (4,9%) был в 1,5 раза медленнее по интенсивному показателю, чем у городских женщин (7,4%). Стандартизованный показатель заболеваемости раком шейки матки среди сельских женщин снизился на 5,8%, т.е. в 2,6 раза меньше, чем в городской местности (14,9%).
Следует отметить, что уровень заболеваемости РШМ городских женщин достоверно (р<0,05) ниже, чем сельских (16,0 и 10,5 на 100 тыс. женского населения соответственно). Однако темп снижения заболеваемости РШМ от начала первого пятилетия до конца второго пятилетия у женщин сельской местности (4,9%) был в 1,5 раза медленнее по интенсивному показателю, чем у городских женщин (7,4%). Стандартизованный показатель заболеваемости раком шейки матки среди сельских женщин снизился на 5,8%, т.е. в 2,6 раза меньше, чем в городской местности (14,9%).
Приведенные данные свидетельствуют, что Краснодарский край относится к регионам с высокой заболеваемостью РШМ. В связи с этим мы провели ретроспективное исследование по изучению причин сложившейся канцерогенной ситуации в отношении РШМ на модели г. Новороссийска с помощью специальной анкеты, включающей 22 фактора, из которых 18 являются наиболее информативными. Учитывая, что эти факторы действуют в совокупности, встал вопрос об оценки их естественной связи.
В основу анализа был положен метод много- факторов. Этот метод может быть использован
мерного шкалирования, который позволил раз- и для индивидуальной оценки и прогноза воз-
работать алгоритм прогноза риска возникно- никновения РШМ.
вения РШМ по комплексу медико-социальных
РАК ГОРТАНИ: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
О.Ю. ШИЛОВА, л.н. уразова, м.р. МУХАМЕДОВ, о.в. черемисина, В.А. ЕВТУШЕНКО, Е.Л. ЧОЙНЗОНОВ
НИИ онкологии СО РАМН, г. Томск
Рак гортани (РГ) - одно из самых социально негативных заболеваний, поскольку злокачественный процесс затрагивает орган, участвующий не только в дыхании, но и в го-лосообразовании. В настоящее время, несмотря на развитие технологий, позволяющих выявлять РГ на ранней стадии, РГ Ш-1У стадии диагностируется у 66% больных, тогда как 1-11 - у 32%. Следует отметить, что подобная тенденция отмечалась и в 80-е годы прошлого столетия. Однако вопрос о вирус-ассоциированном раке гортани, инициированном, в частности, вирусом папилломы человека (ВПЧ), в то время практически не рассматривался и не был изучен. Было проведено определение вируса папилломы человека в ретроспективном морфологическом материале, полученном от больных РГ периода 1985-1989 гг, и проведен сравнительный анализ с соответствующим показателем и клиникоморфологическими характеристиками больных, забор опухолевой ткани которых проводился в 2004-2007 гг.
Материал и методы. Архивный морфологический материал (образцы опухолевой ткани, полученной из парафиновых блоков больных РГ, п=65) проходивших лечение в отделении опухолей головы и шеи НИИ онкологии СО РАМН в период 1985-1989 гг. - I группа, а также образцы опухолевой ткани от больных РГ (п=103), получавших лечение в том же отделении в период 2004-2007 гг. - II группа). Контрольная группа представлена 56 лицами без морфологических изменений ткани гортани. Депарафинизацию опухолевой ткани проводили ксилолом с дальнейшим проведением в ряде спиртов с понижением крепости. ДНК из полученной ткани выделяли фенольным методом. Детекцию ДНК
вирусов папилломы человека 6, 11, 31, 33, 16 и 18 типов проводили методом ПЦР.
Результаты. При сравнении клинических параметров больных анализируемых групп обращает на себя внимание отсутствие в ретроспективной группе пациентов с I стадией РГ, тогда как у больных II группы эта стадия диагностирована в 5% случаев (р>0,05). Среди пациентов первой группы отмечено 9% случаев с отдаленными метастазами, в то время как во второй группе такие больные отсутствовали (р<0,05). При сравнении степени дифференци-ровки опухоли было показано, что в I группе превалировали больные с умеренной степенью дифференцировки (52%), тогда как во II - с низкой. Причем статистически значимые различия были показаны как между частотой выявления низкой, так и высокой степенью дифференцировки опухоли (р<0,05). Изучение частоты встречаемости ВПЧ показало, что в I группе она составила 6%, во II - 20%. При этом в I группе больных не зафиксировано микст-инфицирования, тогда как во второй этот показатель составил 9%. Следует отметить, что наиболее распространенными типами ВПЧ в обследованных группах были ВПЧ 6 и 11. Достаточно низкий процент инфицированности ВПЧ больных РГ (2-5%) можно объяснить как деградацией вирусной ДНК с течением времени, так и достаточно агрессивными реактивами (органические растворители), воздействию которых в процессе депарафинизации и последующего выделения ДНК подвергается образец опухолевой ткани (в архивном морфологическом материале). Однако мы предполагаем, что потеря или разрушение ДНК вируса могли произойти также и в процессе комбинированного лечения,