Научная статья на тему 'Омскому филиалу объединенного Института катализа имени Г. К. Борескова со РАН - 20 лет'

Омскому филиалу объединенного Института катализа имени Г. К. Борескова со РАН - 20 лет Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дуплякин В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омскому филиалу объединенного Института катализа имени Г. К. Борескова со РАН - 20 лет»

ЮБИДЕИ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

43

В.К.Дуплякин

ОМСКОМУ ФИЛИАЛУ ОБЪЕДИНЕННОГО ИНСТИТУТА КАТАЛИЗА им. Г.К.БОРЕСКОВА СО РАН - 20 ЛЕТ

В 1978 г. Президиум Сибирского отделения АН СССР принял решение:" В целях усиления и дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований в области нефтепереработки и нефтехимии организовать с 1 ноября 1978 г. в составе Института катализа СО АН СССР Отдел каталитических превращений углеводородов в г Омске" (Постановление Президиума СО АН СССР №342 от 31.10.1978 г.). Еще до принятия постановления были привлечены сотрудники из городов Куйбышева, Новосибирска для создания научного подразделения в г.Омске. Часть из них работала в г.Новосибирске, организуя материальную базу отдела, часть - в г.Омске. Воссоединение первых сотрудников произошло в январе 1979 г Первый "десант" состоял из Дуплякина В.К., назначенного заведующим отделом, Белого A.C., Алфеева B.C., Альта Л.Я., Карнаухова H.A., Доронина В.П., Островского Н.М. и Островской A.A., Масловой Л.П., Тимашко-ва В.А. Восемь человек из десяти до сих пор работают в филиале, являясь его ведущими сотрудниками.

Первым местом дислокации отдела был цех Д-6 Омского завода CK, в котором выделили несколько комнат для организации работ. Позже были отведены дополнительные площади в ЦЗЛ завода CK, помещения в лабораторном корпусе ката-лизаторной фабрики нефтезавода и один этаж в здании по Нефтезаводской, 14.

С тех пор основными направлениями работы отдела остаются конструирование и технология приготовления катализаторов и разработка процессов для нефтехимии и углубленной переработки нефти, для промышленной экологии. Появилось еще одно направление - разработка новых материалов и адсорбентов.

В 1991 г. Отдел каталитических превращений углеводородов был реорганизован в Омский филиал Института катализа СО РАН (Постановление Президиума СО РАН № 260 от 07.05.91г.).

В1991 г. было построено здание лабораторного корпуса филиала недалеко от нефтезавода. Позже введен в эксплуатацию корпус пилотных установок, который в настоящее время составляет единый комплекс с лабораторным корпусом.

В1985 г. принято решение об организации опытного производства адсорбентов и катализаторов ИК СО АН СССР в г.Омске с плановой мощностью до 200 т/год. Для создания производственного подразделения было передано здание цеха Г-64 нефтезавода. Активное строительство технологического комплекса началось в 1989 г. В настоящее время опытное производство находится в фазе сдачи в эксплуатацию и готовится к выпол-

нению первых заказов.

В Омском филиале ИК СО РАН в настоящее время работает 125 человек, из них 29 - научные сотрудники, среди которых 2 доктора и 15 кандидатов наук, 40 человек трудятся в экспериментально-производственном секторе.

Научные исследования проводятся в 5 научно-исследовательских подразделениях:

- лаборатории процессов глубокой переработки нефти (зав. лаб. - д-р хим. наук Дуплякин В.К.);

- лаборатории каталитических методов защиты атмосферы (зав. лаб. - д-р хим. наук Цырульников П.Г.);

- лаборатории нанесенных катализаторов (зав.лаб. - канд. хим. наук Белый A.C.);

- лаборатории кинетики и моделирования нефтехимических процессов (зав.лаб. - канд. техн. наук Островский Н.М.);

- группе цеолитсодержащих катализаторов нефтехимии и нефтепереработки (рук. группы -канд. техн. наук Доронин В.П.).

Исследования катализаторов и новых материалов ведутся в 5 группах - физико-химических методов исследования и технологических испытаний. Для решения научных задач служат современные методы исследования: ЯМР-, ИК-, рентгенофотоэ-лектронная спектроскопия, электронная микроскопия, рентгенофазовый, рентгенофлюоресцентный и атомно-абсорбционный анализ, адсорбционно-структурный метод и ртутная порометрия, дерива-тография. Технологические испытания катализаторов проводятся на пилотных установках.

За прошедшие 20 лет создана инфраструктура Филиала, сложился научный коллектив, образовались тесные связи с промышленными предприятиями и родственными научно-исследовательскими структурами. За эти годы разработаны и внедрены в производство новые катализаторы и процессы, созданы новые материалы. Основные результаты нашей работы:

- созданы научные основы конструирования катализаторов нефтепереработки и промышленной экологии,

- разработаны новые каталитические композиции базовых процессов: крекинга, риформинга, ал-килирования, скелетной изомеризации, глубокого окисления,

- освоено промышленное производство 3-х марок катализаторов риформинга (АООТ "Рязанский нефтеперерабатывающий завод"), 4-х марок катализаторов крекинга (ОАО "Омский НПЗ"). Эта разработка была удостоена Премии Правительства РФ в области науки и техники за 1996 г.; а также освоено промышленное производство термостабильного

44

ЮБИЛЕИ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

алюмо-марганцевого катализатора дожигания вредных выбросов промышленных предприятий (АО "Катализатор", г.Новосибирск). Данная разработка удостоена серебряной медали Международной выставки в Бельгии "Эврика-95". Катализатор закупается фирмой " Monsanto Environ. Chem.", США;

- создан ассортимент новых материалов и изделий на основе углерода различной формы (эк-струдаты, блоки). Разработка тоже удостоена серебряной медали Международной выставки в Бельгии "Эврика-95".

Как известно, успехи любого коллектива определяются прееде всего людьми, его составляющими. В Омском филиале ИК СО РАН сложился коллектив, хоть и немногочисленный, но способный решать поставленные задачи, генерировать новые идеи.

Думаем мы и о будущем, о тех, кто будет определять научное лицо организации через 10-20 лет. Несмотря на трудные обстоятельства последних лет, продолжаем привлекать молодых специалистов, в Филиале выполняются дипломные работы, работают аспиранты.

В порядке развития взаимодействия академической науки, высшей школы и производства, в целях

подготовки специалистов для нефтехимического комплекса в 1997 г. на базе ОФ ИК СО РАН открыт филиал кафедры "Технология органических веществ" ОмГТУ. Подготовка инженеров ведется по специальности Технология переработки нефти и газа" как по обычной программе, так и по ускоренной форме обучения - на базе среднеспециального образования. На вечернем отделении обучаются в основном работники ОАО "Омский НПЗ".

В Сибирском отделении РАН существует многолетняя успешная практика сотрудничества институтов Отделения и Новосибирского государственного университета, но открытие нашего филиала - это первый опыт совместной подготовки инженеров для нефтехимического комплекса в союзе "вуз - академический институт - завод".

В работе организованного филиала кафедры принимают участие 13 сотрудников ОФ ИК, в их числе 2 доктора и 9 кандидатов наук. Обучение студентов ведется на площадях и с использованием научного оборудования ОФ ИК.

Несмотря на трудные времена, мы верим, что наш Филиал встретит еще много юбилеев новыми творческими успехами.

УДК 665.663 В.К.Дуплякин

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ АВТОБЕНЗИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: анализ производства и прогрессивные технологии

Проанализировано современное состояние производства экологически чистых автобензинов в мире. В качестве основного направления развития предлагается оптимизация состава бензинового фонда страны, для чего признается необходимой качественная модернизация ее нефтеперерабатывающего комплекса.

Актуальность проблемы

Моторные топлива являются наиболее важным продуктом, получаемым из нефти. Мировые мощности переработки нефти составляют более 4 млрдл/год, что обеспечивает в развитых странах почти 40% всей вырабатываемой энергии. Из этого количества энергии на долю моторных топлив в зависимости от глубины переработки нефти в различных регионах мира приходится от 35 до 70% [1-3].

Из 1 т нефти в России производят 451 кг моторных топлив, в том числе бензина -140, авиационного керосина - 55 и дизельных топлив - 256 кг.

Эффективная схема нефтепереработки, для которой существующее в стране положение является только стартовой позицией, должна обеспечить:

- рентабельное производство 60-65 % моторных топлив и около 10 % сырья для нефтехимии, считая на нефть;

- отсутствие продуктов меньшей ценности, чем сама нефть. К ним относятся нефтезаводские газы и мазут, доля которых в настоящее время более 40 %;

- повышение качества моторных топлив в отношении экологической чистоты выхлопных газов двигателей.

Программой РФ "Топливо и энергия" определено повышение глубины переработки нефти до 75% в 2000 г. и до 85% в 2010 г. Освоение и наращивание мощностей новых каталитических технологий является наиболее эффективным и экологически целесообразным путем решения всех трех проблем нефтеперерабатывающего комплекса страны.

Экологическое значение При сокращении общего объема производственного потенциала страны уровень загрязнения атмосферы в крупных городах стал определять главным образом автомобильный транспорт. В 1996 г. автомобильный парк России состоял из 18 млн. автомобилей, включая 14 млн. легковых, грузовых и 4 млн. автобусов, из которых 0,9 млн. использовали дизельное топливо [4]. Поэтому оздоровление воздушного бассейна городов - это прежде всего решение проблемы производства экологически чистого бензина.

Интегральные выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников составляют 14,5 млн.т [5]. С 1991 по 1996 гг. доля производства неэтилированных бензинов увеличилась с 25,3 до 51,2 %. Поступление свинца (1 категория опасности) в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.