Научная статья на тему 'Экологически чистые автобензины Российской Федерации (анализ производства и прогрессивные технологии)'

Экологически чистые автобензины Российской Федерации (анализ производства и прогрессивные технологии) Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологически чистые автобензины Российской Федерации (анализ производства и прогрессивные технологии)»

44

ЮБИЛЕИ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

алюмо-марганцевого катализатора дожигания вредных выбросов промышленных предприятий (АО "Катализатор", г.Новосибирск). Данная разработка удостоена серебряной медали Международной выставки в Бельгии "Эврика-95". Катализатор закупается фирмой " Monsanto Environ. Chem.", США;

- создан ассортимент новых материалов и изделий на основе углерода различной формы (эк-струдаты, блоки). Разработка тоже удостоена серебряной медали Международной выставки в Бельгии "Эврика-95".

Как известно, успехи любого коллектива определяются прееде всего людьми, его составляющими. В Омском филиале ИК СО РАН сложился коллектив, хоть и немногочисленный, но способный решать поставленные задачи, генерировать новые идеи.

Думаем мы и о будущем, о тех, кто будет определять научное лицо организации через 10-20 лет. Несмотря на трудные обстоятельства последних лет, продолжаем привлекать молодых специалистов, в Филиале выполняются дипломные работы, работают аспиранты.

В порядке развития взаимодействия академической науки, высшей школы и производства, в целях

подготовки специалистов для нефтехимического комплекса в 1997 г. на базе ОФ ИК СО РАН открыт филиал кафедры "Технология органических веществ" ОмГТУ. Подготовка инженеров ведется по специальности Технология переработки нефти и газа" как по обычной программе, так и по ускоренной форме обучения - на базе среднеспециального образования. На вечернем отделении обучаются в основном работники ОАО "Омский НПЗ".

В Сибирском отделении РАН существует многолетняя успешная практика сотрудничества институтов Отделения и Новосибирского государственного университета, но открытие нашего филиала - это первый опыт совместной подготовки инженеров для нефтехимического комплекса в союзе "вуз - академический институт - завод".

В работе организованного филиала кафедры принимают участие 13 сотрудников ОФ ИК, в их числе 2 доктора и 9 кандидатов наук. Обучение студентов ведется на площадях и с использованием научного оборудования ОФ ИК.

Несмотря на трудные времена, мы верим, что наш Филиал встретит еще много юбилеев новыми творческими успехами.

УДК 665.663 В.К.Дуплякин

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ АВТОБЕНЗИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: анализ производства и прогрессивные технологии

Проанализировано современное состояние производства экологически чистых автобензинов в мире. В качестве основного направления развития предлагается оптимизация состава бензинового фонда страны, для чего признается необходимой качественная модернизация ее нефтеперерабатывающего комплекса.

Актуальность проблемы

Моторные топлива являются наиболее важным продуктом, получаемым из нефти. Мировые мощности переработки нефти составляют более 4 млрдл/год, что обеспечивает в развитых странах почти 40% всей вырабатываемой энергии. Из этого количества энергии на долю моторных топлив в зависимости от глубины переработки нефти в различных регионах мира приходится от 35 до 70% [1-3].

Из 1 т нефти в России производят 451 кг моторных топлив, в том числе бензина -140, авиационного керосина - 55 и дизельных топлив - 256 кг.

Эффективная схема нефтепереработки, для которой существующее в стране положение является только стартовой позицией, должна обеспечить:

- рентабельное производство 60-65 % моторных топлив и около 10 % сырья для нефтехимии, считая на нефть;

- отсутствие продуктов меньшей ценности, чем сама нефть. К ним относятся нефтезаводские газы и мазут, доля которых в настоящее время более 40 %;

- повышение качества моторных топлив в отношении экологической чистоты выхлопных газов двигателей.

Программой РФ "Топливо и энергия" определено повышение глубины переработки нефти до 75% в 2000 г. и до 85% в 2010 г. Освоение и наращивание мощностей новых каталитических технологий является наиболее эффективным и экологически целесообразным путем решения всех трех проблем нефтеперерабатывающего комплекса страны.

Экологическое значение При сокращении общего объема производственного потенциала страны уровень загрязнения атмосферы в крупных городах стал определять главным образом автомобильный транспорт. В 1996 г. автомобильный парк России состоял из 18 млн. автомобилей, включая 14 млн. легковых, грузовых и 4 млн. автобусов, из которых 0,9 млн. использовали дизельное топливо [4]. Поэтому оздоровление воздушного бассейна городов - это прежде всего решение проблемы производства экологически чистого бензина.

Интегральные выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников составляют 14,5 млн.т [5]. С 1991 по 1996 гг. доля производства неэтилированных бензинов увеличилась с 25,3 до 51,2 %. Поступление свинца (1 категория опасности) в

НИМИЯ га

атмосферу от автомобилей в 1996 г. составило 4 тыс.т [4]. Поэтому первоочередной задачей в области производства автобензинов является отказ от применения этиловой жидкости.

Законодательные акты, обязывающие производство неэтилированных бензинов, в 80-х годах приняты в США, Канаде, Японии, в 90-х - Бразилии и Колумбии, в 93-95 гг. - Австрии, Швеции, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Швейцарии и ФРГ. Большинство этих стран насыщены автомобильным транспортом и являются импортерами нефти.

Федеральной программой "Топливо и энергия" доля производства неэтилированных бензинов в России в 1998 г. регламентируется на уровне 6570 %, и предусматривается полный запрет на использование этиловой жидкости в 2010 г. Сдерживающим фактором перехода на производство неэтилированного бензина являются отсутствие экономического стимулирования и законодательных актов, необходимых для широкого применения моторных топлив с улучшенными экологическими свойствами.

Действительно, для повышения на 1 ед. октанового числа 1 т бензина этиловой жидкостью требуется в 33 раза меньше затрат, чем экологически чистой добавкой - метилтретбутиловым эфиром [6]. Отказ от применения этиловой жидкости влечет за собой пересмотр компонентного состава бензина и структуры бензинового фонда страны.

Задача этого этапа состоит в увеличении полноты сгорания топлива. Основными компонентами выбросов являются оксид углерода - 78 %, летучие органические соединения (ЛОС) -15 %, оксиды азота - 8 % [5].

Переход на отечественные версии реформу-лированного бензина исключает поступление свинца в атмосферу и сократит выбросы оксидов серы в 3 раза, оксидов азота - в 1,3 раза, угарного газа -в 1,5 раза, канцерогенов - в 1,5-2,0 раза.

Кроме того, открываются возможности для широкомасштабного использования в автомобилях каталитических дожигателей, обеспечивающих практически полное уничтожение компонентов химического недожога (СО, ЛОС) и существенное сокращение выбросов оксидов азота.

Общий экологический эффект исчисляется сокращением интегральных выбросов вредных веществ в атмосферу от автомобильного транспорта в масштабе многих миллионов тонн.

Качество моторных топлив

Повысить качество моторных топлив - это значит улучшить характеристики их сгорания в двигателе. Мировая нефтепереработка находится на этапе пересмотра компонентного состава моторных топлив с целью повышения их экологической

чистоты, а также экологической безопасности самих производств. Новые стандарты на моторные топлива, которые введены в США и ряде стран Западной Европы, резко ограничивают содержание ароматических углеводородов (особенно бензола), серы, высококипящих фракций, олефинов. В состав бензина вводятся до 10 % кислородсодержащих добавок (спирты, эфиры) для повышения октанового числа и улучшения полноты сгорания в двигателе. Товарные бензины и дизтоплива, соответствующие новым стандартам, стали называть реформулированным топливом. Их экологическая эффективность оценивается как степень снижения выбросов СО, СОг, 1МОх, углеводородов, канцерогенов и сажи в процентах по сравнению с базовым (существующим) уровнем.

Сравнение некоторых усредненных свойств существующих и перспективных (реформулированных) бензинов США, Европейского сообщества и России дано в табл. 1. Законодательные акты по реформу-лируемым топливам в России еще не приняты, поэтому ориентируемся на западные стандарты.

Из анализа данных табл. 1 следует, что для улучшения экологических характеристик наиболее многотоннажных сортов отечественных бензинов необходимо:

- повысить октановое число;

- отказаться от использования этиловой жидкости;

- снизить содержание растворенных бутанов и пентанов;

- на 15-20 °С облегчить фракционный состав;

- в 3-5 раз уменьшить содержание серы;

- ввести нормирование содержания ароматических углеводородов, особенно бензола, и олефинов, фактическая концентрация которых превышает западные стандарты;

- наращивать мощности производства оксигенатов.

Ясно, что приближение к новым стандартам возможно только при существенном изменении компонентного состава бензинов, который можно реализовать при значительной перестройке набора технологических процессов современного НПЗ, освоении новых и модернизации существующих мощностей. Это широкомасштабная задача, требующая огромных инвестиций. Например, в США новый закон о чистом воздухе вынудил нефтепереработчиков вложить в производство 40 млрд. долл. в течение пяти лет.

Производство бензина в России

Несмотря на меньшие (почти в 8 раз, чем в США) объемы производства бензинов, нефтеперерабатывающему комплексу России потребуются не меньшие инвестиции, обусловленные технологическим отставанием, высоким (~70 %) моральным и физическим износом основных фондов.

46

ХИМИЯ

Таблица 1

Показатели качества автомобильных бензинов

Параметр Россия Базовый ЕС Реформатированный

А-72 А-76;АИ- 80 АИ-93 ЕС США

высший 1 сорт высший 1 сорт

очи/очм* -/72 -/76 80/- 93/85 93/85 95/84 96,5/86 95/84

Содержание свинца, г/л - - 0,17 - 0,37 - отс отс

Упругость паров, мм рт.ст. 500-700 500-700 500-700 500-700 500-700 444 370 340

Фракционный состав: Т 50% 115 115 115 115 115 97 95 93

Т 90% 180 180 180 180 180 167 163 156

Содержание: серы, ррш 1200 200 1000 100 1000 300 150 140

ароматических, % не нормируется 40 35 25

олефинов, % не нормируется 12 12 12

кислорода, % не нормируется отс 0,6 2,1

* очи/очм - октановое число по исследовательскому и моторному методам.

Процессная структура отечественной нефтепереработки по всем показателям уступает не только передовому, но и среднемировому уровню [7].

По этой причине качественный состав бензинового фонда РФ отличается от существующего и тем

более перспективного в США большим удельным весом компонентов с плохими характеристиками горения. В то же время ничтожно малы доли эко-логич ;ки чистых компонентов - алкилата, изоме-ризатов и оксигенатов (табл. 3).

Таблица 2

Доля вторичных процессов по отношению к первичной перегонке нефти, %

Процесс РФ США Среднемировой уровень

Атмосферная перегонка 100 100 100

Каталитический риформинг 10,7 25,7 13,0

Каталитический крекинг 7,0 35,9 16,5

Гидрокрекинг 0,4 8,6 4,4

Гидроочистка дистиллятов 18,3 39,5 16,0

Термический крекинг и коксование 7,0 23,2 13,5

Алкилирование 0,2 7,6 2,5

Гл^^переработкн 94 7*

Выход мото&нш: ^шв .......... 44 68

химия

47

Таблица 3

Состав бензинового фонда РФ и США [3]

Компоненты Содержание в бензине, %

РФ США

Базовый Реформули-руемый

Бутаны 5,9 5,5 3,5

Риформинг-бензин 51,7 40,3 24,6

Бензин катал, крекинга 18,0 33,0 28,1

Алкилат 1,4 9,4 16,5

Изомеризат - 5,5 11,6

Низкооктановые компоненты (бензины: прямогонныб, термических процессов, гидроочистки) 21,5 1,9 3,5

Оксигенаты 1,5 3.4 10,8

Отчетливо прослеживается тенденция снижения доли основных поставщиков бензиновых компонентов - процессов риформинга и крекинга, с одновременным наращиванием мощностей по производству изопарафиновых углеводородов - процессов алкилирования и изомеризации.

Процессы получения высококачественных бензинов

Обобщенное представление о современном состоянии и прогнозе развития технологии производства моторных топлив в историческом аспекте может быть выражено 4 поколениями процессов (табп. 4) [8].

Таблица 4

Поколения каталитических процессов для производства моторных топлив

Поколение Цель Примеры процессов Цена нефти, при которой целесообразно использование процесса, долл/т

I Повышение базовых показателей качества Гидроочистка дистиллятов Каталитический риформинг 80-100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II Наращивание объемов производства Каталитический крекинг Гидрокрекинг Глубокая гидроочистка Алкилирование 80-150

III Изменение компонентного состава Изомеризация Алкилирование Деароматизация Этерификация изоолефинов 80-150

IV Получение синтетических топлив: - из природного газа - из угля - из биомассы Фишера-Тропша Гидрогенизация Ф ишера-Тропша Термокаталитическая переработка 184 294 331

Процессы первого поколения обеспечили облагораживание содержащихся в самой нефти компонентов. При этом были решены задачи повышения октанового числа бензинов, снижения содержания серы в дизельных топливах до 0,1-0,2 %.

Задачей второго поколения является углубление переработки нефти с целью увеличения объемов производства топлив из одного и того же количества нефти. На этом этапе в основном обеспечивается производство экологически чистых ди-

48

нимия

эельныхтоплив и начинается качественно меняться состав бензинового фонда. Пример завершения этого этапа - современное состояние нефтепереработки США.

Главным содержанием третьего поколения является внедрение в технологическую схему заводов процессов, обеспечивающих 5-10-кратный рост производства изопарафинов, необходимых для производства реформулируемых версий бензина. На этом этапе процессы алкилирования и изомеризации из малотоннажных превращаются в базовые процессы нефтепереработки, подобно каталитическому риформингу и крекингу. В настоящее время наблюдается начало развития этого этапа в странах с передовой технологией нефтепереработки.

Таким образом, постепенно набирает силу общая тенденция перехода от традиционных процессов переработки к более глубокой схеме химических превращений нефти и далее к синтетическим топливным компонентам, первыми представителями которых являются алкилат и метилтретбутило-вый эфир.

Полномасштабная реализация схем производства синтетических топлив из альтернативного нефтяного сырья наступит в отдаленной перспективе по мере истощения запасов и такого удорожания нефти, когда она перестанет быть единственным источником моторных топлив.

Российская нефтепереработка находится в начале этапа освоения второго поколения процессов. Наращивание мощности процесса каталитического крекинга с 14,5 до 29,5 млн.т/год программой РФ "Топливо и энергия" определено как основное решение стратегической задачи - углубления переработки нефти. С точки зрения состава бензинового фонда страны наиболее емкими по затратам являются следующие проблемы:

- наращивание объема производства бензина при одновременном сужении его фракционного состава решается удвоением мощностей каталитического крекирования. Очень важно, что при этом производство основных компонентов бензина процессами риформинга и крекинга приближается к оптимальному соотношению, равному 1:1;

- снижение содержания ароматических углеводородов, особенно бензола, при одновременном повышении средневзвешенного октанового числа бензина, потребует резкого, в 5-7 раз, роста производства изогексанов, изогептанов и изооктанов. Поэтому процессы изомеризации легких низкооктановых нефтяных фракций и алкилирования изо-бутана олефинами должны превратиться в базовые процессы нефтепереработки. Вклад их в бензиновый фонд становится критерием оценки уровня развития технологии производства бензина;

- создание новых мощностей производства кислородсодержащих высокооктановых добавок (МТБЭ, диизопропиловый эфир и т.п.), как альтернативы этилирования бензина, и для снижения выбросов оксида углерода. Потенциальная потребность России в МТБЭ составляет 3 млн.т/год.

Непременным условием создания эффективной технологии производства бензина является согласованное решение перечисленных выше проблем. Предпочтение какому-либо процессу создает технологический дисбаланс, т.к. продукты одного из них являются сырьем другого. Например, пропилен и бутилены каталитического крекинга служат сырьевой базой для алкилирования и производства кислородсодержащих соединений (оксигенатов). Более того, технологический дисбаланс не обеспечивает оптимальный компонентный состав бензинов.

Другой принципиальной особенностью является различная степень готовности процессов для практического использования. Если процессы крекинга и производства МТБЭ достигли высокой степени совершенства и давно освоены промышленностью, то высокоэффективные процессы низкотемпературной изомеризации и алкилирования находятся в стадии разработки не только в России, но и в мире.

Алкилирование С точки зрения экологической чистоты и характеристик горения алкилат является идеальным компонентом бензина, т.к обладает высоким октановым числом, практически не содержит серы, непредельных и ароматических углеводородов, характеризуется невысокой летучестью. Вовлечение олефинов нефтезаводских газов в процесс алкилирования, с учетом развития процесса каталитического крекинга, даст не менее 5-6 млн.т/год алкилата, тогда его доля в бензиновом фонде страны составит 12-15%, что соответствует передовому уровню технологии производства бензинов в мире.

Осуществление реакции алкилирования в присутствии жидких кислот - традиционная в мировой практике технология этого процесса. В мире эксплуатируется около 100 установок фтористоводородного и свыше 200 установок сернокислотного алкилирования, на которых производится 60 млн.т/год алкилата.

В отечественной нефтепереработке 0,4 млн.т/год алкилата производится на 10 установках сернокислотного алкилирования, построенных по технологии 40-х годов. Установки морально устарели, полностью выработали свой ресурс, являются экологически опасными производствами.

Вариант наращивания мощностей процесса алкилирования путем тиражирования жидкокислот-ных технологий - наиболее дорогостоящий и наименее целесообразный путь реализации структур-

химия

49

ной перестройки нефтеперерабатывающей промышленности. Причинами этого являются:

- высокая экологическая опасность производства. По оценкам американских экологов, при серьезной аварии только на одной установке фтористоводородного алкилирования мощностью 200 тыс.т/год подвергаются опасности жизнь и здоровье 400 тыс. жителей окрестной местности;

• большие затраты на традиционные катализаторы. Из-за высоких расходных показателей (в 100 раз больше, чем в крекинге, и в 1000 раз больше, чем в риформинге) доля затрат на катализаторы алкилирования составляет треть совокупных затрат на катализаторы мировой нефтеперерабатывающей промышленности;

• высокая коррозионная агрессивность и токсичность жидких кислот и проблемы их утилизации;

• необходимость применения спецсталей для трубопроводов и аппаратуры.

Поэтому альтернативой тиражирования должен стать переход на принципиально новую технологию алкилирования. Прогресс в технологии алкилирования может быть обеспечен при использовании твердых катализаторов взамен жидких кислот. Принципиально важным является повышение эффективности действия катализатора на несколько порядков, т.е. снижение расхода катализатора на 1 т алкилата с 80 -100 кг до 1 кг и менее.

В настоящее время в мире нет ни одного промышленного твердого катализатора. Более того, нет определенности в том, какая из конкурентных разработок станет базовой для первого поколения промышленных катализаторов. В течение последних десяти лет ведущие фирмы мира (Эксон, Амоко, Топсе, Сан ойл, Каталитика, Келлог и др.) проявляют высокую активность и финансируют разработки в этом направлении. Большие надежды связывались с усилением кислотных свойств цеолитов. Наиболее серьезные работы в России проводило НПО "Грознефтехим". Некоторые композиции показали высокую начальную активность, однако все они быстро дезактивировались. Небольшая продолжительность работы цеолитных катализаторов делает их пока непригодными для промышленного применения в алкилировании. Анализ состояния в области разработки катализаторов алкилирования показывает, что появления первой промышленной установки алкилирования с твердым катализатором следует ожидать после 2000 года.

В Институте катализа Сибирского отделения РАН методами молекулярного дизайна активного компонента и конструирования промышленных катализаторов разработана и запатентована оригинальная каталитическая композиция.

Накопленный в ходе лабораторных исследований объем информации позволяет сделать следу-

ющие заключения:

- создана каталитическая композиция, перспективная для промышленного производства;

- катализатор обеспечивает выход алкилата на уровне 1,7-1,9 кг/кг олефина при температуре реакции 20-80 °С.

- алкилат на 60-70 % состоит из изооктанов и имеет октановое число 94-97;

- продолжительность межрегенерационного пробега составляет сотни часов;

- продемонстрирована возможность регенерации катализатора и, следовательно, его многократное использование;

-полученный уровень каталитических свойств превосходит известные из литературы показатели, достигнутые в лабораториях Западной Европы и США.

Разработка находится в начальной стадии коммерциализации. Для чего потребуется не только завершить лабораторный этап исследований, но и провести апробацию технологии приготовления опытно-промышленной партии, создать демонстрационную установку, оптимизировать технологические режимы реакции и регенерации.

Таким образом, созданы хорошие стартовые позиции для успешной разработки и реализации отечественной промышленной технологии алкилирования.

Заключение

Проблема получения экологически чистого бензина как транспортного топлива может быть решена только на основе пересмотра состава бензинового фонда страны. Ясно, что для достижения необходимого компонентного состава бензинового фонда нельзя полагаться только на инициативу предприятий, нефтяных компаний, рыночных механизмов. Необходима воля государства, которая выражается в законодательных и нормативных актах, подобных закону о чистом воздухе в США, в принятии новых отечественных стандартов на автобензины, в экономическом стимулировании производства продукции с улучшенными экологическими характеристиками, целевой программе, ориентированной на разработку и реализацию новых технологий получения высокоэкологичных компонентов бензинов.

В техническом плане целесообразно выделить определенные аспекты, которые следует рассматривать только в комплексе. Отказ от этиловой жидкости и развитие производства оксигенатов до 3 млн.т/год должно осуществляться в контексте структурной перестройки нефтеперерабатывающего комплекса. Императивом этой перестройки является увеличение мощностей каталитического крекирования вдвое, разработка и ускоренное освоение новых технологий низкотемпературной изомеризации и алкилирования в таком масштабе, чтобы они стали базовыми процессами нефтеперера-

50

ХИМИЯ

ботки. Тем самым будут созданы условия для заключительного аккорда экологизации автотранспорта - массового оснащения автомобилей устройствами каталитического дожига выхлопных газов.

Содержание технической части плана производства экологически чистого бензина не относится к обычным усовершенствованиям, а обусловлено объективными причинами и соответствует мировым тенденциям в этой области. Продолжительность его реализации нефтеперерабатывающим комплексом России может составить ориентировочно 15-20 лет.

Изложенные представления являются, по-нашему мнению, стержневой основой для разработки концепции производства экологически чистых автобензинов.

Литература

1. Rhodes A.K. Oil and Gas Journal. -1992. - №51. - S.41-51.

2. Beek R.J. Oil and Gas Journal. -1993. - № 4. -S.57-74.

3. Прохорова A.A. Химия и технология топлив и масел. -1991. - № 11. - С.32-39.

4. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды РФ в 1996. - М., 1997.

5. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов РФ. - СПб, 1997.

6. Емельянов В.Е. Тр. Ill сессии Междунар. школы "Инженерно-химическая наука для передовых технологий". - М.: НИФХИ им.Л.Я.Карпова. -1997.-Т.57.

7. Rhode A.K. Oil and Gas Journal. -1995. - 23 dec.

8. K.P.de Jong, Catalysis Today. -1996. - 29,171 -178.

20.07.98.

Дуллякин Валерий Кузьмич - д-р хим. наук, профессор кафедры "Технология органических веществ технического университета, директор Омского объединенного института катализа СО РАН.

УДК 665.644.2

В.П.Доронин, В.К.Дуплякин, Т.П.Сорокина, В.М.Фомичев, В.И.Горденко, В.П.Коновалова, В.В.Храпов, О.Г.Белявский, М.А.Плеханов,

Э.А.Леошкевич

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА В НЕФТЕПЕРЕРАБОТКЕ РОССИИ

Рассматривается положительный опыт модернизации производства, повышения качества промышленного катализатора на Омском НПЗ и последствия сложившейся в отечественной нефтепереработке практики импорта катализаторов для базовых процессов производства моторных топлив.

Известно, что критерием квалифицированности переработки нефти является удельный вес вторичных, т.е. углубляющих и облагораживающих процессов. Сравнение структуры процессов в различных регионах мира и среднемировой (табл.1) свидетельствует не только об отставании отечественной нефтепереработки, но и актуальности создания новых мощностей углубляющих процессов - прежде всего каталитического крекинга.

Несмотря на ранее принятые решения по углублению переработки нефти (начиная с 80-х годов), включая Федеральную целевую программу Топливо и энергия" и ввод в эксплуатацию новых мощностей крекирования в Москве, Уфе, Омске и Грозном, удельный вес процесса каталитического крекинга в схеме нефтепереработки радикально не изменился. Даже при снижении объемов переработки нефти на 40 % более половины потенциала вакуумного газойля не используется для производства моторных топлив. Положение усугубляется еще

и тем, что значительная часть существующих мощностей крекирования относится к устаревшей технологии "термофор" (установки 43/102) и давно выработала свой ресурс. Вывод из эксплуатации установок 43/102 осуществляется по мере ввода новых мощностей, как это произошло на Омском НПЗ.

Совершенно очевидно, что стратегическая линия повышения эффективности нефтепереработки состоит в наращивании не менее чем вдвое мощностей каталитического крекинга. Это традиционный путь, который в 60-е годы прошли развитые страны. Сложившаяся в последние годы практика, когда более 70 % отечественных процессов крекинга работают на импортных катализаторах, не может быть признана правильной. Более того, ее сохранение и расширение в будущем представляется опасной для экономической безопасности России, поскольку речь идет о производстве топливно-энергетических ресурсов для экономики и обороны страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.