Научная статья на тему 'Омский студент в условиях социальных катаклизмов: повседневность научно-образовательного пространства середины 10-х - конца 20-х гг. Xx в'

Омский студент в условиях социальных катаклизмов: повседневность научно-образовательного пространства середины 10-х - конца 20-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ОМСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / PERSONAL DOCUMENTS / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE / EVERYDAY LIFE / OMSK EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мулина С.А., Суворова Н.Г.

Представлена подборка личных документов омских абитуриентов и студентов «первого поколения», время поступления которых в учебные заведения (Омское среднее сельскохозяйственное училище, Сибирский институт сельскохозяйственный институт) приходится на период социальных катаклизмов. Охарактеризован состав документального комплекса и его информационная ценность. Обозначена проблема формирования цифровых ресурсов на основе комплекса личных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Omsk Student in the Context of Social Cataclysms: the Everyday Life of the Scientific and Educational Space of the Mid-10s - Late 20s of the 20th Century

A selection of personal documents of Omsk applicants and students of the "first generation" is presented. The time of their admission to educational institutions (Omsk Secondary Agricultural School, Siberian Institute of Agricultural Institute) falls on the period of social cataclysms. The composition of the documentary complex and its informational value are characterized. The problem of the formation of digital resources on the basis of a set of personal documents is indicated.

Текст научной работы на тему «Омский студент в условиях социальных катаклизмов: повседневность научно-образовательного пространства середины 10-х - конца 20-х гг. Xx в»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 266-280. УДК 940.2

DOI 10.25513/2312-1300.2019.3.266-280

С. А. Мулина, Н. Г. Суворова

ОМСКИЙ СТУДЕНТ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАКЛИЗМОВ: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕРЕДИНЫ 10-х - КОНЦА 20-х гг. XX в.*

Представлена подборка личных документов омских абитуриентов и студентов «первого поколения», время поступления которых в учебные заведения (Омское среднее сельскохозяйственное училище, Сибирский институт сельскохозяйственный институт) приходится на период социальных катаклизмов. Охарактеризован состав документального комплекса и его информационная ценность. Обозначена проблема формирования цифровых ресурсов на основе комплекса личных документов.

Ключевые слова: личные документы; научно-образовательное пространство; повседневность; омские учебные заведения.

S. A. Mulina, N. G. Suvorova

OMSK STUDENT IN THE CONTEXT OF SOCIAL CATACLYSMS: THE EVERYDAY LIFE OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE OF THE MID-10S - LATE 20s OF THE 20th CENTURY

A selection of personal documents of Omsk applicants and students of the "first generation" is presented. The time of their admission to educational institutions (Omsk Secondary Agricultural School, Siberian Institute of Agricultural Institute) falls on the period of social cataclysms. The composition of the documentary complex and its informational value are characterized. The problem of the formation of digital resources on the basis of a set of personal documents is indicated.

Keywords: personal documents; scientific and educational space; everyday life; Omsk educational institutions.

В фонде 492 Народного музея истории Омского государственного аграрного университета собраны личные дела абитуриентов и студентов, поступавших в омские учебные заведения, объединённые позже в состав первого в Сибири сельскохозяйственного института.

Личные дела имеют устойчивый состав и включают формализованные и не формализованные по структуре источники: заявления, прошения, удостоверения, метрические ведомости, аттестаты, анкеты, опросные листы,

характеристики и др. Документация содержит персональную информацию о поступающих и обучающихся: Ф.И.О., год и место рождения, социальное происхождение, национальность, вероисповедание и др. Помимо персональных данных из документов можно извлечь информацию об имущественном положении населения, отношении к образованию, реконструировать образовательные стратегии учащихся и рейтинг учебных заведений региона. В прошениях и заявлениях указывается мотивация и обоснование

* Работа проведена при финансовой поддержке РФФИ: проект 18-49-550016 р_а «Научные и образовательные проекты государства в контексте колонизации Азиатских окраин: омские площадки и эксперты первой трети XX в.».

© Мулина С. А., Суворова Н. Г., публикация, вступительная статья, 2019

поступления именно в данное учебное заведение, на данный факультет. Фиксируя адрес проживания в заявлениях о поступлении, документы возвращают на карту революционного Омска забытые объекты. К заявлению прилагались свидетельства / аттестаты об окончании гимназии или училища, метрические свидетельства, фотографии, медицинские справки. В большинстве дел представлены документы, поданные при поступлении в вуз, однако в некоторых имеются пометки о завершении обучения и защите дипломной работы.

В аттестатах об окончании учебного заведения отмечался статус, обязанности и привилегии выпускника, в том числе по отношению к воинской обязанности. Абитуриентов 1890-х - 1900 года рождения можно считать военным поколением: если они не попадали под мобилизацию в годы Первой мировой войны, то призывались в конце 10-х - начале 20-х на фронты Гражданской войны. Этим объясняется наличие в делах прошений о предоставлении отсрочки до конца обучения, свидетельств о приписке к призывному участку, справок о поступлении на военные (артиллерийские) курсы, уведомлений о мобилизации.

Документы о рождении и довузовском обучении позволяют получить информацию о «географии» омской абитуры, её национальном и вероисповедном составе. Удивляет не просто всероссийский состав омского студенчества (от Петрограда до Харбина), но мобильность молодёжи в процессе выстраивания своего образовательного проекта. Частично образовательную миграцию в Сибирь можно объяснить последствиями революции и Гражданской войны. Возвращение из столиц домой, к родственникам, в более спокойную и сытую Сибирь отмечают в прошениях преподаватели, набор которых проходит одновременно с первым приёмом студентов. Кроме того, студентов по-прежнему привлекает аграрное образование, тем более что Омск первый в Сибири предложил высшую форму обучения по этому направлению. Это объясняет наличие абитуриентов не только со всей Сибири, но и с Урала и Дальнего Востока. Эпоха социальных катаклизмов современников пугала, по всей видимости, меньше, поэтому даже в условиях Граж-

данской войны переезды считались допустимыми. О возможном опоздании к началу семестра предупреждали руководство вуза телеграммами. Сохранившись во многих делах, они свидетельствуют о наличии и доступности этого вида связи для населения. Достаточно исправно работают почта и канцелярии государственных образовательных учреждений, что подтверждается своевременной отправкой подлинников и копий документов. Военное время проявляется в значительном числе удостоверений, мандатов, которые выдаются в случае любого перемещения студентов, будь то каникулы, подработка или спортивные мероприятия. Широкий географический охват омского студенчества дополнялся пёстрым этно-конфессио-нальным составом, включавшим поляков, латышей, армян, евреев и т. д. При оформлении личных дел происходила русификация имён и фамилий студентов. Дореволюционные и советские документы отмечали происхождение абитуриентов: сначала сословное, а после социальное. Наиболее распространёнными версиями происхождения были мещанская и крестьянская, но встречаются также дети чиновников и священнослужителей. Высшие учебные заведения Омска принимали как юношей, так и девушек, получивших среднее образование (гимназия или реальное училище).

Логично обратить внимание на язык достаточно формальных делопроизводственных документов, таких как личные анкеты и опросные листы. Личные документы советских абитуриентов на переходном этапе имели достаточно подвижный состав и неустойчивые формуляры. Формализация делопроизводственной документации постепенно сокращает пространство самостоятельных, авторских текстов и привносит клишированные фразы. Опросной лист для вновь поступающих в высшие учебные заведения в 1920-е гг. имел типографский бланк. Если его сравнивать с формулярным списком, то можно отметить более развёрнутый вопрос о семье и её имущественном положении, а также о деятельности в довоенный, дореволюционный и революционный периоды (февраль - октябрь 1917 г., после Октябрьской революции). Помимо службы в гражданском или военном ведомстве, советское государство интересует-

ся стажем общественной деятельности: работой в советах, кооперативах, профсоюзах, больничных кассах и пр. Общественная деятельность подтверждается характеристикой от учреждения, в которой формулируются позитивные качества советского общественного активиста. Новым вопросом анкеты является принадлежность к партии.

Имущественное положение студентов и абитуриентов можно выявить с помощью прошений о казённой, общественной или именной стипендии. При отсутствии стипендии студенты подрабатывали либо по профилю будущей специальности, либо выполняя поручения преподавателей. В институте действовала комиссия по социальному обеспечению студентов (комсобез), которая рассматривала справки об имущественном положении студента (заверенные квартальным дворником) и принимала решение об освобождении или обложении студентов платой за обучение, выдаче талонов на питание и т. п. В делах присутствуют письма-жалобы, прошения от родственников, отцов, матерей с развёрнутыми картинами, прежде всего, материального быта горожанина и крестьянина начала XX в.

Оцифровка и последующая цифровиза-ция материала позволит не только получить сведения о первом поколении омских студентов, но и реконструировать групповой портрет, охарактеризовать типичные черты и их трансформацию в этой группе. Цифрови-зация предполагает создание нового инфор-

мационного продукта, например, базы данных. В этом случае информация первоисточников будет преобразована в новую форму и неизбежно утратит часть сведений (например, реквизиты документов, в том числе интересные для вспомогательных исторических дисциплин печати и подписи; уникальные неформализованные документы), но, с другой стороны, позволит применять новые методы исследования, в том числе просопогра-фический. Оптимальным видится сочетание оцифровки личной документации и цифрови-зации с последующей публикацией результатов в открытом доступе. Используя максимально расширенные признаки изучаемого объекта (омского студенчества), можно не только получить удобную форму хранения, импорта, но и интеграции разновременных массивов и их коллективное использование. Максимально полное и аутентичное представление информации источника в базах данных трудозатратно, но эффективно с точки зрения многоцелевого использования. Оцифрованная коллекция личных дел омских студентов будет частично опубликована в сборнике документов «Омское научно-образовательное пространство (конец XIX -первая треть XX в.)» и максимально полно представлена в базе данных «Омские студенты и преподаватели первой трети XXв.».

Представленная выборка показывает типичные документы коллекции. Персональные сведения о студентах и преподавателях получены из личных дел.

1

Прошение воспитанника II класса Павла Дедова директору культур-технического отделения Омского Среднего сельскохозяйственного училища

[г. Омск], 1 июля 1915 г.

Покорнейше прошу Ваше Превосходительство отпустить меня домой к родителям до начала теоретических занятий на уборку сенокоса и хлеба, что составляет исключительное занятие моих родителей. В виду того, что рабочие руки в настоящее время очень дороги в нашей области крестьяне по 25 р[ублей]- 30 р[ублей] в месяц и киргизы по 20 рублей, которые совсем не знают дела, в виду несостоятельности родители нанимать не могут как ранее 2 или 3 рабочих. Сам отец уже почти работать не может, потому что уже в преклонных годах больше уже 60. Заняться другим делом в виду неграмотности тоже не может. Родственников, чтобы помочь, теперь нет, все угнаны на театр военных действий, а если есть, то старики и, сами нуждаются в помощи.

В виду всего этого хозяйство, как пишет отец, идёт к упадку и нуждается хотя бы небольшой поддержке, а потому убедительно прошу, Ваше Превосходительство, отпустите меня.

Пав[ел] Дедов

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2470: Дело ученика Дедова Павла. Б/л

Удостоверение2 казаку станицы Атбасарской Павлу Дедову от Атамана I военного отдела

Сибирского казачьего войска

г. Кокчетав, 25 августа 1918 г.

Дано сие от Атамана I военного отдела Сибирского казачьего войска казаку станицы Атбасарской Павлу Дедову обучающемуся в Омском Среднем сельскохозяйственном училище в том что мною ему разрешена отсрочка по отбыванию воинской повинности для окончания образования выше указанном училище до 20 августа 1918 года, что удостоверяется подписом с приложением казенной печати.

СПРАВКА: приказ по отделу с.г. за № 198 п. 5.

25 августа 1918 г. гор. Кокчетав

Вр. и. д. Атамана I военного отдела

Сибирского казачьего войска,

Войскового Старшины (подпись)

Вр. и. д. Старшего адъютанта, Сотник (подпись)

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2470: Дело ученика Дедова Павла. Б/л

Письмо Павла Дедова инспектору культур-технического отделения Омского Среднего сельскохозяйственного училища В. М. Лыщинскому

ст. Атбасар, 23 апреля [1918 г.]

Уважаемый Вячеслав Мечиславович !

Просил бы Вас выслать мне свидетельство об окончании училища. Осенью, когда я был, тогда не получил, потому что не был проверен летний отчёт, поданный тогда мной вместе с Ку-колевым (общий), так как работали вместе и на одних и тех же работах. Живу и жил всю зиму дома. Делать совершенно нечего, хозяйство плохое, чтобы заняться им. На постройку железной дороги не принимают техником, потому что в них не имеют нужды.

В местный савдеп4 всё не поступал, а теперь, кажется, необходимость заставит поступить, как сделали многие, а потому документы нужны.

Деньги должные училищу с большим удовольствием бы уже давно прислал, но, к сожалению, их до сих пор не бывало на руках.

Если есть место подходящее где-нибудь в Омске, пишите, я с удовольствием поступлю. Союз наш что-то молчит, Иванов Григорий о нём ничего даже и не знает, а многие из ребят наших, кажется, устроились

Одним словом, получил то, что в осушении называется] переосушкой (солонцы).

Вперед не идем, а пятимся назад и слова Белинского справедливы: «Кто не идёт вперед, тот идёт назад: стоячего положения не бывает».

Из нашего 11-го выпуска, насколько я знаю из переписки, большинство без работ.

культ[ур]. тех[ник] - Павел Дедов

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2470: Дело ученика Дедова Павла. Б/л

Письмо5 священника села Озерского Барнаульского уезда Томской епархии6 к директору Омского Среднего сельскохозяйственного училища

с. Озерское Барнаульского уезда Томской губернии, 17 августа 1917 г.

Его Высокоблагородию, господину директору Омского Среднего сельско-хозяйственного училища.

Мой сын Иннокентий Головин7, обучавшийся с сентября 1913 года в культур-техническом отделении Вашей сельскохозяйственной школы, ныне должен был кончить курс учения, о чём он мне и писал ещё в марте месяце. Затем в апреле месяце извещал меня, что по окончании курса он по назначению своего училищного начальства на летние каникулы поедет на практику. С того времени и по сейчас я не получал от него ни одного письма, так что не знаю не только того, где он находится, но даже и жив ли он, полагая, что Вам небезызвестно, где находятся практиканты Ваши ученики, я почтительнейше прошу Вас, насколько возможно, уведомить меня:

1) Кончил мой сын, Иннокентий Головин, ныне курс или оставлен на повторный год в IV классе, или не открывается ли V класс по культур техническому] отделению?

2) Куда он поступил по окончании учебного года: остался ли жить при училище, или же уехал по назначению начальства на практику и куда именно?

3) Где он находится в настоящее время и какой к нему почтовый адрес?

Кроме сего обращаюсь к Вам, как вполне компетентному лицу с просьбою дать мне совет -указание: куда, - в какое высшее заведение возможно определить своего сына для дальнейшего образования и когда это сделать - теперь же, т. е. с 1917 учебного года или же лучше год или два ему отдохнуть и затем со свежими силами продолжать учиться.

Села Озерского священник Василий Головин

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 192: Дело ученика Головина Иннокентия, поступившего в 1913 г. в I класс к/т. отделения. Б/л

о

Ответ и.о. директора Омского Среднего сельскохозяйственного училища священнику

Василию Головину

г. Омск, 28 августа 1917 г.

Священнику от[цу] Василию Головину

Так как в этом году многие гидротехнические и дорожно-строительные работы были отменены (по обстоятельствам военного времени), то училище согласилось отпустить воспитанников на практику на фронт, в том числе и Вашего сына.

В начале июля Ваш сын писал мне, что он устроился в Управлении гидротехнических работ Армий Ю[го]-3[ападного] фронта, где вёл работы по заготовке леса и устройству некоторых зданий.

Его адрес: Действующая Армия. Полевая Почтовая Контора литера "Т" 27 гидротехнический Отряд Технику И. В. Головину.

По постановлению Совета Ваш сын должен представить этой осенью хороший отзыв Начальства, после чего ему будет выдан аттестат об окончании училища, о чём он извещен мною.

Относительно Высшего учебного заведения скажу:

1/ В нынешнем году уже упущены сроки для подачи прошений во все технические Институты.

2/ Так как разрабатывается проект предоставления оканчивающим к[ультур]/т[ехническое] отделение прав «инженера» той специальности, по которой он проработает не менее 3 лет по окончании училища, то возникает сомнение насчёт безусловной необходимости дальнейшего технического образования.

И.о. директора

м. Если бы Вам не удалось списаться с сыном, то указываю адрес его товарища, который должен знать, где находится Ваш сын: Действующая Армия. 41-я Полевая почтовая контора. Гидротехнический отряд № 26. Технику Николаю Арсеньевичу Смирнову.

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 192: Дело ученика Головина Иннокентия, поступившего в 1913 г. в I класс к/т. отделения. Б/л

9

Прошение священника Томской епархии Александра Лапина о зачислении в Омский сельскохозяйственный институт

с. Черно-Курьинское Славгородского у. Алтайской губ., 15 января 1918 г.

Уроженец Сибири и деревни, выросший на большом хозяйстве отца - священника, образцового, насколько возможно при сибирских условиях хозяйства, я, как только начал заглядывать и определять своё будущее - ещё в первых классах семинарии, решил, во что бы то ни стало -рано или поздно, получить высшее сельско-хозяйственное образование. Будучи в последних классах семинарии, я покупал на последние деньжонки программы высших сельско-хозяйст-венных учебных заведений и отделений, перечитывая с упоением всё, что только оказывалось в сельско-хозяйственных отделах доступных мне библиотек, а в последнем 6м классе, когда учебный год во второй своей половине из-за политических событий (1905й г.) был в нашей семинарии прерван, и выпускные экзамены отложены на осень, я нарочно оставался конец зимы

и лето в городе, чтобы подготовиться к конкурсу хотя бы в Ново-Александрийский сельско-

10

хозяйственный институт . И действительно, с репетитором, студентом четверокурсником технологического института я довольно усидчиво, «не за страх, а за совесть», как говорится, про-штубировал11 математические предметы, которые по праве сказать в семинарии были поставлены слабо. - Перечитал обе части Шапошникова12 и Вальцева по алгебре, о чём могут свидетельствовать сохранившиеся до сих пор собственноручные мои тетради, повторил геометрию, прошёл тригонометрию и немного «вкусил» немецкого языка. Физика, по Краевичу13, была и в семинарии у нас поставлена довольно прилично - преподавателем был в моё время, случайно, лаборант технологического института Лебедев - человек, преданный своему делу, давалась она мне легко, что докажет полная отличина в моём аттестате (5), а потому я по ней и не готовился, надеясь выдержать по ней на конкурсе без подготовки. Так вот, таким образом я уже был готов к конкурсу и был уже в переписке с Ново-Александрийским институтом, оставалось только отбыть формальности - выпускные семинарские экзамены, (годовые отметки за 6м класс у меня были перворазрядные), и, получивши аттестат, ехать в Ново-Александрию14. Но... колесо жизни повернуло меня в другую сторону. - За неделю до экзаменов за «некия деяния» я как член раскрытого кружка я был признан «шататем основы15» и политически неблагонадёжным, и только благодаря усиленному заступничеству левой части преподавательского персонала меня сразу же не постигла более тяжкая кара, а был уволен из Семинарии «по прошению» (хотя фактически и без прошения) и с поведением .5.

Пришлось распроститься с своими мечтами о сельскохозяйственном образовании и во избежание больших злоключений уехать в деревню. К тому же, незадолго пред этим помер отец, и на моих руках, - как старшего сына, осталось большое, но под конец расстроенное хозяйство. Пришлось взять на свои плечи воспитание младших 2Ж братьев, хозяйство быстро стало таять, и вот, уступая просьбам матери, а затем и жены, и ввиду неприятных грядущих материальных перспектив семьи, я надел на себя рясу. Однако ж во глубине души я, поступая в священники, я таил надежду юности - когда получить16, да получить высшее сельско-хозяйственное образование, а предварительно обеспечить себя материально. Со вниманием я следил за борьбой городов Сибири за сельскохозяйств. институт и вырезал все заметки. А пока - арендовал участок 1200 дес. кабинетной земли с условием культурно обрабатывать его. И в самом деле - завел на нем (будучи в постоянных сношениях с Купинским казен[ным] Каинск[ого] у. опытным полем17сам небольшое опытное поле и по мере сил вел метеорологические наблюдения, для чего приобрел на свои средства барометр, дождемер и флюгер Вильда18. Состою корреспон-

дентом Екатеринбургской метеорологической обсерватории19, корреспондентом томск. статистического бюро переселенческого] управления], членом омского отд[ела] Московского] общ[ества] сельск[ого] хоз[яйства]20, где уже, кажется, надоел всем своими, каждый раз при посещении Омска, вопросами о скором открытии института, внес свою лепту в организацию оный капитал Института]. И ещё согласен, насколько могу, оказать свою помощь, хотя бы взаимооб-разно, комиссий и деньгами, и продуктами. Ибо имею сейчас в наличности хлеб и скот и проч.

Так вот. Теперь только после почти 20 летних мечтаний, я, кажется, приближаюсь к их осуществлению.

Прошу - принять меня в число студентов института. Документ мой об образовании в настоящее время находится в Томской духовной консистории и в непродолжительном времени институту будет представлен.

Священник Александр Яковлев Лапин.

Адрес мой: Почт[овое] Отделение] Черно-Курьинское Славгородского у. Алтайск[ой] губ. село Черно-Курьинское. Свящ[еннику] А. Лапину.

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 3791: Дело Лапина Александра. Б/л

Прошение21 Лидии Ивановны Васильевой22 директору Омского коммерческого института

[Без места], 6 ноября 1917 г.

Господину директору Омского коммерческого института

Лидии Ивановны Васильевой

Прошение23

Состоя слушательницей высших женских Стебутовских сел[ьско]-хоз[яйственных] курсов24 в Петрограде и, желая временно слушать лекции в Омском коммерческом институте, прошу Вас зачислить в число слушательниц коммерческо-технического отделения.

За неимением подлинных документов, которые отослали на сел[ьско]-хоз[яйственные] курсы в Петроград, прилагаю удостоверение о том, что я числюсь на означенных выше курсах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. Васильева

Неорганическую химию в этом году слушать не буду, так как она сдана в университете Ша-нявского25.

Л. Васильева26

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2009: Дело Васильевой Лидии Ивановны. Л. 2

Прошение Лидии Ивановны Васильевой ректору Омского политехнического института

г. Омск, 31 мая 1918 г.

Ректору Омского Политехнического Института Лидии Ивановны Васильевой

прошение

Желая перейти на химическое отделение Омского Политехнического Института и прослушав лекции на бывших коммерческо-техническом отделении, прошу зачислить меня действительной слушательницей химического отделения Омского Политехнического Института. Л. Васильева

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2009: Дело Васильевой Лидии Ивановны. Л. 1

Удостоверение27 студентки Сибирского института сельского хозяйства и промышленности Л. И. Васильевой об отпуске

г. Омск, [6] сентября 1920 г.

УДОСТОВЕРЕНИЕ.

Настоящее удостоверение выдано студентке Л. И. Васильевой 5-го семестра агрономического факультета в том, что ему разрешен отпуск в г. Омск с 25 сентября до 10-го октября с/г, к каковому сроку он обязан явиться для отбывания учебно-трудовой повинности на основании постановления Сибревкома от 9-го июня 1920 года.

Об отбытии донести.

Председатель Совета Института (роспись)

Секретарь по студенческим делам (роспись)

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2009: Дело Васильевой Лидии Ивановны. Л. 7

Удостоверение28 студентки Сибирского института сельского хозяйства и промышленности Л. И. Васильевой об увольнении в отпуск и снятии с довольствия

г. Омск, 4 октября 192[0] г.

Удостоверение

Выдано студентке Агрономического факультета Сибинсельхозпрома Л. Васильевой в том, что с двадцать пятого сент[ября] уволена в отпуск на пятнадцать дней и исключена с довольствия с того же числа, почему Васильевой предоставляется право получить продовольственную карточку и обед в Советской Столовой. Это письмо с приложением печати удостоверяется.

Председатель комсобеза29 (роспись)

Секретарь (роспись)

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2009: Дело Васильевой Лидии Ивановны. Л. 6 об.

Анкета студентки агрономического факультета Сибирской академии сельского хозяйства

Л. И. Васильевой

7

г. Омск, примерно 1923 г.

Анкета

Фамилия, имя, отчество Какого курса Возраст

Социальное положение Получен. образование и специальность Семейное положение.

Семейный или одинок, состав семьи, кто находится на иждивении, где находятся родители и др. родственники Чем занимались родители до 1917 г.

8 в настоящее время

Васильева Лидия Ивановна VII триместра 25

Дочь статского советника Омская I женская гимназия никакой Девица

Есть мать, которая находится на иждивении у меня. Отец умер, мать живёт в Омске, Красный путь, 23. Отец умер в 1913 г., мать занималась торговлей

Домашним хозяйством

9 Какое имели дв[ижимое] или недвижимое] имущество до 1917 г. Какое в настоящее время

10 Какую помощь получаете от родственников

11 Имеете ли Вы какое-либо дв[ижимое] или недвижимое] имущество

12 Где служите или работаете

13 Имеете ли посторонний заработок

14 Есть ли другой источник дохода

15 Дополнительные сведения о материальном положении

Подпись Л. Васильева

Заключение комиссии:

Отметка

1. Классовый признак - 2

2. Степень нуждаемости - 1

3. Степень успешности - 3

Подписи: (роспись)

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2009: Дело Васильевой Лидии Ивановны. Л. 25

Был книжный магазин

никакого никакой

никакого

Учусь в Сиб[ирской академии сельского

хозяйства] получаю 3800 руб.

нет

нет

Прошение Ф. Ф. Епанцинцева директору Омского среднего сельскохозяйственного

училища

г. Омск, 8 октября 1912 г.

Его превосходительству Господину директору Омского среднего сельскохозяйственного училища Семипалатинского мещанина Федора Филипповича Епанчинцева

прошение

Окончив в 1911 году Семипалатинское пятиклассное городское училище и желая продолжать дальнейшее образование, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, допустить меня к приёмным испытаниям на Культур-техническое отделение. Кроме того, в виду моей крайней бедности по выдержании мною приёмных экзаменов, не найдете ли возможным принять меня в число казеннокоштных пансионеров.

При сем прилагаю следующие документы:

1) Аттестат об окончании Семипалатинского пятиклассного городского училища за № 284.

2) Свидетельство об оспопрививании за № 265.

3) Метрическое свидетельство за №

4) Свидетельство о моей бедности за № 195

5) Одна фотографическая карточка, засвидетельствованная полицией. Свидетельство же о моей политической благонадёжности, будет представлено вам особо.

Семипалатинский мещанин Епанчинцев.

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 2649: Дело об ученике культур-технического отделения Омского Среднего сельскохозяйственного училища Федора Епанчинцева. Л. 2

Заявление30 бывшего студента В. В. Макарова о восстановлении в Сибирской

сельскохозяйственной академии

г. Чита, 20 августа 1923 г 31

В Совет Сибирской Сельско-Хозяйственной Академии Бывшего студента Агрофака Института приёма 1921 г. Макарова Василия Владимировича

Заявление.

В феврале м[еся]це 1922 г. в следствие продкризиса и снятия с пайка, я, подобно другим студентам Института, был уволен в отпуск в г. Нерчинск до 15 сентября 1922 г. Тяжёлое материальное положение семьи, требовавшей помощи, не дало возможности вернуться к указанному сроку в Омск: приходилось работать, сначала в Иркутске в качестве делопроизводителя Информотделения Упродарма № ВС130, затем в Чите на табачной фабрике, а последние полгода в Нерчинско-Заводском уездном земельном управлении в должности секретаря управления и инструктора по сельскому хозяйству. - Ходатайство, возбужденное мною в июле м[еся]це с/г через Нерчинско-Заводское Упрофбюро32 пред Губернской Комиссией по распределению командировок в ВУЗ, в виду дальности расстояния уезда от избцентра (300 верст от ближайшей станции ж-д) и отдаленности ей, не был в срок представленной на рассмотрение Губкомиссии. И т[аким] обр[азом] командировка меня в СибИнститут не состоялась, о чём я узнал в Чите в августе. Дальнейшие хождения по учреждениям, ведающим отправкам в ВУЗ, вследствие истечения срока подачи заявлений, успехом не увенчались. - Удалось только получить 50 % скидки для проезда в Омск.

Не рискуя самостоятельно, без командирования ехать в Омск, тем более что все сроки подачи заявлений и испытаний при приёме давно истекли, прошу ответить: могу ли я в текущем учебном году быть вновь принятым в число студентов Агрономического факультета Академии без испытаний, при чём, считаю нужным сообщить, что за время пребывания моего в ин[ститу]те в 1921-22 гг. мной сданы следующие зачёты: 1) Элементарная математика (у преп. Нейца33). 2) Анатомия растений (у пр. Семенова). 3) Политическая экономия (у пр. Орлова). 4) Практические работы: по анатомии растений (у пр. Семенова34) и общей энтомологии35 (у проф. Судейкина36).

Кроме того, осенью 1921 г. я участвовал в работах по обследованию залежей кубышек са-ранчевых37 в Кокчетавском уезде Акмол[инской] Обл[асти] а летом текущего года самостоятельно вел борьбу с кобылкой в Нерч[инско]-Зав[одском] Уезде Заб[айкальской] губ., состоя в должности инструктора по сельскому хозяйству Нерч[инско]-Зав[одского] Уземуправления38.

О возможности приёма меня вновь в Академию и сроке явки на занятия прошу по возможности в скорейший срок сообщить по адресу: г. Чита, Забайкальск[ая] губ. Угол Ингадинской и Камчатской улиц. № 33 дом Бергут, Макарову Василию Владимировичу.

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 4100: Дело Макарова Василия Владимировича. Л. 3-3 об.

Опросный лист студента Эдуарда Полиса

г. Омск, 1925 г.

Опросный лист

для вновь поступающих в высшие учебные заведения в 1925 году39

1 Фамилия, имя и отчество. Полис Эдуард Андреевич40

2 Пол. мужской

3 Год рождения. 1890 г.

4 Национальность. Латыш

5 Который раз подаёт заявление в ВУЗ.

6 Семейное положение, (количество членов семьи, находящихся на его иждивении). Женат, двое жена мать

7 Профессия и специальность Слесарь

8 Сколько лет, месяцев, в качестве кого, где В омских мастерских на Сев[еро]-Запад[ной]

и в каком производстве или учреждении жел[езной] дор[оге] в качестве ученика 3 г.

работал: и слесарем на завод[е]. Всеобщая компания

а) до войны электричества в Риге слесарем 2 года. Во

б) во время войны время войны на заводе работал. В период

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) в период февраль-октябрь 1917 г. февраль - октябрь служил на военной служ-

г) после Октябрьской революции. бе, запасн[ой] автомобильный полк [в] г Петрограде. После Октябрьской революции], во время гражданской] войны в Красной армии на разных ответственных] политических должностях [в] советских] учреждениях ответственных] работниках

9 Социальное положение родителей (рабочий, земледелец, служащий, купец, ремесленник и т. д.) Рабочие (батраки)

10 Где, в каком учреждении, в качестве кого и Отца не имею с 1905 года, а мать жила при

сколько времени работали родители или мне

чем занимались:

а) до войны

б) во время войны

в) в период февраль - октябрь 1917 г.

г) после Октябрьской революции.

11 В каком профсоюзе состоите, с какого вре- В Союзе работников земли леса

мени и № членской книжки. Бил за № 1024 профстаж с 1917 г.

12 В каком профсоюзе состоят родители и с какого времени. никаком

13 Отношение к воинской повинности. Демобилизован согласно приказа РВСР за № 1653.

14 Участие в гражданской войне, где сколько Участвовал на Рижском фронте против Де-

времени и в качестве кого. никина, на южном фронте и вост[очном] фронте против Колчака 1918 с июля мес[яца] по 1921 на разных ответственных] политических должностях.

15 Ваш общественный стаж (работа в сове- Работал в горсовете и профсоюзе членом

тах, кооперативах, профсоюзах, больнич- и председателем комитета

ных кассах и в качестве кого.

16 Образование (общее, специальное и Окончил Молочн[ую] школу, Рижское ремес-

сколько классов кончил, название прой- ленное гор[одское] училище и курсы воен-

денной школы. ных техников по службе «Пути и здании»

17 Постоянное местожительство. Пока Омск

18 Откуда прибыл. из Москвы

19 Кем делегирован. Омгубкомом РКП(б)

20 Освобожден-ли от работ в производстве, полностью, частично или вовсе. нет

21 В каких политических партиях состояли. Только в партии РКП(б).

22 Партийность в настоящее время, год вступления в партию и № членского билета. С 1912 г. член. Бил. За № 543808.

23 Материальные средства родителей. Ничего не имеют

24 На какие средства живете и получаемый вами оклад на службе. Стипендию получаю 30 руб.

25 Адрес. Омск стачечная ул. 5

(Подпись заполнявшего анкету) Э. Полис

Изложенное заверяем (профсоюз, партком или другие командирующие организации) За неправильные сведения в анкете привлекается к ответственности, как лицо, заполнявшее её, так и лица заверявшие.

В случае невозможности заверить все сведения анкеты, делается надпись в указанных пунктах (указать цифрами пункты) анкеты удостоверяем.

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 4725: Дело Полиса Эдуарда Андреевича. Л. 1-1 об.

Рекомендация П. П. Полякова

[Без места, б/г]

В приёмную комиссию СибАкадемии

Предъявитель сего Петр Петрович Поляков в течение нескольких лет исполняет научно-технические поручения в Кабинете экологии и географии растений (черчение карт, монтировка коллекций, собирание гербария) и в этом отношении проявил хорошие исследовательские за-датк [и]. Кроме того, [неразб.] летом он провел летнюю практику по экологии и географии растений в Екатерининской даче и по моему поручению собрал ряд материалов для курса география растений. В общем, вся его работа и все его задатки, и склонности говорят за желательность зачисления его студентом СибАкадемии.

Проф. [подпись, В. Баранов41]

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 4671: Дело студента Полякова Петра Петровича. Л. 5-5 об.

Характеристика П. П. Полякова

г. Омск, 24 августа 1925 г.

Омский губотдел профсоюза Совработников

Центральный клуб

14 августа 1925 г.

№ 127.

г. Омск

Поляков Петр Петрович42, физкультурник клуба С.Т.С. своим сознательным отношением к общественному делу, укрепления и развития физической культуры в гор. Омске, показал себя как активный участник, отдавший свои силы и энергию на поприще физического воспитания масс. Участник Сибирских состязаний 24 года в гор. Ново-Николаевске, выступавший по различным видам красного спорта, участник зимних состязаний в гор. Омске и наконец в настоящем сезоне - своим участием вносит пользу в деле физической культуры трудящихся, показавший себя с лучшей стороны как сознательный гражданин, всемерно прилагая свои способности и любовь к одной из важнейших задач Советской власти - к укреплению здоровья трудящихся. Спорт. кружок С.Т.С., вполне уверен, что Поляков Петр Петрович, участвуя или состоя в тех или иных предприятиях или организациях сможет также проявить себя достойным образом, как общественный активист, как вполне сознающий цели и задачи трудящихся. Зав. клубом С.Т.С. (подпись) Инструктор физкультуры (подпись)

Печать ... Совработников Омского губотдела. Центральный клуб.

НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 4671: Дело студента Полякова Петра Петровича. Л. 8-8 об.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Дедов Павел Фёдорович, сын казака, православного вероисповедания, родился в 1895 г. Обучался с 1909 по 1911 г. в Атбасарском четырёхклассном городском училище. Закончил двухгодичные педагогические курсы в Атбасаре. С 1913 по 1917 г. обучался в Омском среднем сельскохозяйственном училище на культур-техни-ческом отделении. Во время обучения в училище был командирован в качестве практиканта в Акмолинский уезд в распоряжение гидротехнического отдела Переселенческого управления. Ходатайствовал о назначении казенной стипендии и «казачьего» пособия. В 1916 г. получил отсрочку по отбыванию воинской повинности до окончания образования, «до 24 лет от роду».

2 Удостоверение заверено печатью Управления Атамана 1-го военного отдела Сибирского Казачьего Войска.

3 Лыщинский Вячеслав Мечиславович - титулярный советник, инспектор культур-технического отделения. По образованию горный инженер (Горный институт им. Екатерины Великой). Работал в училище с 1912 г. преподавал бурение, геодезию, гидротехнические сооружения, орошение. После назначения на должность инспектора оставался в качестве постоянного консультанта при Акмолинском переселенческом районе по просьбе заведующего районом фон Штейна.

4 Вероятно, искажённое «совдеп» - совет депутатов.

5 Письмо получено 25 августа 1917 г. Документ содержит в верхнем левом углу печать Притча Свято-Троицкой Церкви села Озерского.

6 Ранее Василий Головин являлся священником Покровской церкви села Мало-Песчанского Мариинского уезда Томской губернии.

7 Головин Иннокентий Васильевич родился 18 ноября 1897 г., православного исповедания, с 1911 по 1913 г. обучался в Мариинском четырёхклассном училище.

8 Дело содержит также рукописный черновик ответа, написанный карандашом и содержащий многочисленные исправления.

9 Лапин Александр Яковлевич родился 13 июня 1885 г., первоначальное образование получил в Барнаульском духовном училище, с 1900 по 1906 г. обучался в Томской духовной консистории. По окончании курса в V классе семинарии и переводе в VI класс Лапин, при временном закрытии семинарии, 13 марта 1906 г. по распоряжению центрального духовно-учебного управления был уволен.

10 Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства - одно из первых в Европе и России высших сельскохозяйственных учебных заведений. Основан в 1816 г. как институт агрономии в предместье Варшавы. В 1840 г. к институту была присоединена Варшавская лесная школа, после чего он стал называться Институт сельского хозяйства и лесоводства. В 1860-х гг. институт был переведён в г. Новоалександрию. В 1914 г. институт был эвакуирован в Харьков. Нынче - Харьковский национальный аграрный университет имени В. В. Докучаева.

11 Так в тексте. Верно: проштудировал.

12 Шапошников Николай Александрович (18511920) - русский математик, автор учебников для средней и высшей школы, крупнейший методист-преподаватель XIX в. Совместно с Н. К. Вальцевым подготовил «Методически обработанный сборник алгебраических задач с текстом общих объяснений и разнообразными практическими указаниями» (1887-1890). В последующем издавался также как «Сборник арифметических задач с изложением всех главных определений и правил и с объяснением образцовых способов решения задач». В 1891 г. сборник был одобрен Комитетом Министерства народного просвещения и удостоен премии Петра Великого.

13 Краевич Константин Дмитриевич (18331892) - русский физик и педагог. Учебник физики Краевича являлся основным учебником для средних учебных заведений России с 1862 г.

14 Город на юго-востоке Польши в Люблинском воеводстве, в 1850-е гг. переименован из д. Пулавы, в память пребывания там императрицы Александры Фёдоровны. В настоящее время -г. Пулавы.

15 Вероятно: шатателем основы.

16 Так в тексте. Вероятно: получиться.

17 Купинское опытное селекционное поле было основано в 1907-1908 гг.

18 Комбинированный метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра.

19 Магнитно-метеорологическая обсерватория была учреждена в Екатеринбурге в 1833 г. Самая значительная работа обсерватории за дореволюционный период - «О суточном ходе погоды в Екатеринбурге, о температуре почвы, ветровом режиме, теплопроводности снега и его плотности».

20 Омский отдел Московского общества сельского хозяйства был создан в 1900 г. Руководителем отдела стал А. А. Станкевич. Отдел занимался селекцией сельскохозяйственных растений и животных, им было проведено два конкурса сельскохозяйственной техники (1902-1903), организована 1-я Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка (1911). В июле 1918 г. отдел был реорганизован в Омское центральное сельскохозяйственное общество, ликвидированное в ноябре 1929 г.

21 На прошении резолюция: «Зачислить. 6.11.17. В.М.» А также в верхнем правом углу приписка: «60 р. за право слуш[ать] лекции 10 р. вступительных] получены. 6.11.17. В. Масальский».

22 Васильева Лидия Ивановна родилась в 1898 г. В 1920 г. поступила в Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства, в 1926 г. окончила курс по фитотехнической секции агрономического факультета и защитила квалификационную работу «К вопросу о географическом распространении разновидностей пшениц по Сибири», ей была присвоена квалификация агронома-растениевода.

23 На прошении резолюция: Зачислить. 6.11.17.

24 Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы - высшее специальное учебное заведение, основанное в 1904 г. в Петербурге Обще-

ством содействия женскому сельскохозяйственному образованию. Курс обучения 4 года, платный. Действовали два отделения: агрономическое и лесное. Выпускники получали звание агронома. В 1918 г. курсы были переименованы в институт, а в 1922 г. влились в Сельскохозяйственный институт.

25 Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского - негосударственное высшее учебное заведение, существовавшее в 1908-1920 гг. Создатель университета - генерал русской армии, сибирский золотопромышленник Альфонс Леонович Шанявский (1837-1905) завещал своё состояние для университета, открытого для всех, независимо от пола, вероисповедания и политической благонадёжности. В университете действовало два отделения: научно-популярное и академическое. Допускалось самостоятельное комплектование учебного курса предметами по выбору.

26 Приписка с подписью даны позже другими чернилами.

27 Удостоверение дано на пропечатанном синими чернилами бланке. Информация, вписанная от руки чёрными чернилами, дана в тексте курсивом. На левом поле документа выцветшая нечитаемая печать с припиской: «Канцелярия по студ. дел. Сентябрь 1920. № 2899». Внизу документа круглая печать. Рукописные вставки в машинописную форму удостоверения выделены в тексте документа курсивом.

28 Документ имеет в левом верхнем углу печать Комиссии социального обеспечения студентов при Омском институте сельского хозяйства и промышленности, а также круглую печать на подписи. Исходящий № 652.

29 Комсобез - комиссия по социальному обеспечению студентов.

30 В левом верхнем углу документа от руки сделана пометка о зачислении Макарова в Институт, Протокол № 11 от 14/1Х 23 г. и поставлена прямоугольная печать Омской сельскохозяйственной академии.

31 Письмо содержит адрес отправителя: уг[ол] Ингодинской и Камчатской ул. № 33 дом Бергут.

32 Уездное бюро профсоюзов.

33 Нейц Николай Алексеевич.

34 Семёнов Виктор Фёдорович (1871-1947) -учёный-ботаник, краевед, заведующий кафедрой ботаники Сибирской сельскохозяйственной академии, профессор Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства, председатель ЗападноСибирского отдела РГО (1923-1930), участник

многих экспедиций по Сибири, Алтаю, Казахстану, Центральному Тянь-Шаню и Дальнему Востоку.

35 Энтомология - раздел зоологии, изучающий насекомых.

36 Судейкин Григорий Семёнович - военный инженер, учёный в области энтомологии, профессор, организовал кафедру сельскохозяйственной и лесной энтомологии Сибирского сельскохозяйственного института.

37 Так в тексте. Верно: саранчовых.

38 Уездное земельное управление.

39 Анкета напечатана типографским способом. Ответы Э. Полиса написаны от руки. На втором листе анкеты в нижнем правом углу мелким шрифтом напечатано: г. Омск, учеб. тип. Худ-промтехникума. Заказ № 726-25 г. 1200.

40 Полис Эдуард Андреевич родился 19 августа 1890 г. Поступил в Омский сельскохозяйственный институт в 1921 г., а в 1927 г. выбыл из института по собственной просьбе по состоянию здоровья.

41 Баранов Владимир Исаакович (1889-1967). Окончил Казанский университет (естественное отделение, физико-математический факультет). В 1920-1929 гг. заведующий кафедрой экологии и географии растений Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства.

42 Поляков Пётр Петрович родился 1902 г. До поступления в Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства служил сельским писарем, конторщиком в Рабоче-Крестьянской инспекции, счетоводом в Высшем геодезическом управлении, старшим приказчиком Черно-Курьинского Государственного сельскохозяйственного склада, агентом по сбору долгов. Окончил 4-классное городское училище в Ленинграде и курсы № 4 по подготовке в вузы в Омске (1921). Был делегирован в ВУЗ Омским отделом Всерабземлеса. Обучался в Сибирской сельскохозяйственной академии и был исключён с 1-го курса землеустроительного факультета комиссией по проверке качественного состава студентов, как не выполнивший полностью требований учебного плана и программы ВУЗа. После восстановлен, учебный план 4-го курса лесного факультета в 1929 г. выполнил, защитил квалификационную работу на тему «Типы лиственничных лесов Хакассии». Физкультурник Центрального клуба Совторгслужащих и физкор газеты «Красный спорт». Участник 1-й сборной футбольной команды г. Омска (НМИ ОмГАУ. Ф. 492. Оп. 2. Д. 4671: Дело студента Полякова Петра Петровича).

Информация о статье

Дата поступления 15 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 29 июля 2019 г.

Article info

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received March 15, 2019

Accepted July 29, 2019

Сведения об авторах

Мулина Светлана Анатольевна - канд. ист. наук, доцент, старший научный сотрудник Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: swetmulina@rambler.ru

Суворова Наталья Геннадьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: sng19911@gmail.com Для цитирования

Мулина С. А., Суворова Н. Г. Омский студент в условиях социальных катаклизмов: повседневность научно-образовательного пространства середины 10-х - конца 20-х гг. XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). С. 266280. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.3.266-280.

About the authors

Svetlana A. Mulina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: swetmulina@rambler.ru

Natalya G. Suvorova - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Pre-revolutionary Russian History and Documentation of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: sng19911@gmail.com For citations

Mulina S.A., Suvorova N.G. Omsk Student in the Context of Social Cataclysms: the Everyday Life of the Scientific and Educational Space of the Mid-10s - Late 20s of the 20th Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 3 (23), pp. 266-280. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2019.3.266-280 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.