Научная статья на тему 'Личные дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института набора 1918 года как исторический источник'

Личные дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института набора 1918 года как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / HISTORICAL SOURCE / АБИТУРИЕНТЫ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СОСЛОВИЕ / КОНФЕССИЯ / СИБИРЬ / SIBERIA / ENROLLEES / EDUCATIONAL INSTITUTION / SOCIAL CATEGORY / DENOMINATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слабодцкий Владимир Васильевич, Чернявская Наталья Константиновна

Авторы выявляют информативные возможности личных дел как исторического источника. В качестве предмета исследования выбраны личные дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института, поступавших учиться в 1918 году в год открытия вуза. При этом решаемая локальная исследовательская задача будет способствовать решению более общих задач, связанных с осмыслением и обобщением истории первого за Уралом аграрного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RECORDS OF OMSK AGRARIAN INSTITUTE ENROLLEES IN 1918 AS A PRIMARY HISTORICAL SOURCE

The authors reveal informative possibilities of educational records as a primary historical source. They choose as a subject of their research the educational records of Omsk Agrarian Institute enrollees in 1918, which was the year of the Institute’s establishment. The problem is set to find out their informational possibilities as a primary historical source. The local research problem under consideration will contribute to solving more general problems connected with understanding and generalization of the history of the first agrarian institute beyond the Urals.

Текст научной работы на тему «Личные дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института набора 1918 года как исторический источник»

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 4 (18)

УРОКИ ИСТОРИИ

УДК 94 (571) ГРНТИ 03.23.07

ЛИЧНЫЕ ДЕЛА АБИТУРИЕНТОВ ОМСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНСТИТУТА НАБОРА 1918 ГОДА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

В.В. Слабодцкий, Н.К. Чернявская

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина Россия, 644008, г. Омск, Институтская пл., 1; ssv27@yandex.ru

Авторы выявляют информативные возможности личных дел как исторического источника. В качестве предмета исследования выбраны личные дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института, поступавших учиться в 1918 году - в год открытия вуза. При этом решаемая локальная исследовательская задача будет способствовать решению более общих задач, связанных с осмыслением и обобщением истории первого за Уралом аграрного вуза.

Ключевые слова: история, исторический источник, абитуриенты, учебное заведение сословие, конфессия, Сибирь.

EDUCATIONAL RECORDS OF OMSK AGRARIAN INSTITUTE ENROLLEES IN 1918 AS A PRIMARY HISTORICAL SOURCE

V.V. Slabodtskiy, N.K. Chernyavskaya

Stolypin Omsk State Agrarian University

Russia, 644088, Omsk, Institutskayapl., 1,; ssv27@yandex.ru

The authors reveal informative possibilities of educational records as a primary historical source. They choose as a subject of their research the educational records of Omsk Agrarian Institute enrollees in 1918, which was the year of the Institute's establishment. The problem is set to find out their informational possibilities as a primary historical source. The local research problem under consideration will contribute to solving more general problems connected with understanding and generalization of the history of the first agrarian institute beyond the Urals.

Keywords: history, historical source, enrollees, educational institution, social category, denomination, Siberia.

Историография старейшего аграрного вуза на востоке России, каким является Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, ведет свой отсчет от первого

юбилейного сборника статей и докладов, вышедшего в 1923 году к 5-летию вуза [1]. С того времени накопилось довольно значительное число статей и обобщающих работ по истории университета,

Уроки истории

составляющих серьезную основу для дальнейших исследовательских изысканий. Между тем представляется, что в качестве самостоятельного сюжета необходимо рассмотреть сюжет, связанный с источниковой базой исследований по истории университета, введением в оборот новых исторических источников, выявляя их информативные возможности.

В настоящей статье мы поставили перед собой задачу проанализировать один из видов источников по истории университета. Это личные дела абитуриентов первого набора. Цель - выявить, насколько информативно-содержательным источником могут оказаться личные дела абитуриентов в контексте углубления и расширения наших представлений об истории вуза, особенно первых лет его существования.

Как писала газета «Дело Сибири» от 4 декабря 1917 года, на 1918 год первый набор предполагалось осуществить в количестве не более 150 человек. В реальности прошений (заявлений) о приеме оказалось значительно больше. Действительно, в одной из газетных заметок августа 1918 года, посвященной Омскому сельскохозяйственному институту, называлась цифра 200 учащихся, принятых с февраля 1918 года [2]. Поскольку набор был объявлен поздно, то в 1918 году был проведен еще один набор. Поэтому окончательной цифры абитуриентов первого набора установить пока не представляется возможным. По нашим приблизительным подсчетам, число подавших прошения составило не менее 250 человек.

В нашем распоряжении оказалось 64 личных дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института. Таким образом, репрезентативность нашей выборки достаточно большая.

Прежде всего, надо отметить, какие документы содержало личное дело каждого абитуриента. Во-первых, здесь имелось прошение (заявление) абитуриента. Во-вторых, это документ об образовании (чаще всего - заверенная нотариально копия); в-третьих, выписка из метрической книги или другой документ, подтверждающий дату рождения, конфессиональную и сословную принадлежность. В-четвертых, у молодых людей призывного возраста в деле имелся, как правило, документ, подтверждающий его статус призывника с указанием года призыва. Интересно отметить, что среди абитуриентов были и такие, кто имел уже значительный жизненный опыт и опыт той или иной службы. Скажем, у офицера, решившего стать студентом, прикладывался послужной список. Аналогичный список имелся в деле и у священников, которые решили продолжить свое образование. Один такой пример мы обнаружили. В-пятых, прикладывались две фотографии.

В отдельных делах такие фотографии сохранились, что позволяет визуально представить облик тогдашних абитуриентов и студентов.

На основе анализа представленных данных можно определенно сделать выводы: 1) об их половозрастном составе; 2) о местах рождения и проживания на момент подачи прошений); 3) сословной принадлежности; 4) конфессиональной принадлежности; 5) об уровне образования.

В процессе обработки выяснилось, что далеко не во всех личных делах присутствует необходимый набор документов, на основе которых можно было бы сделать более или менее определенные выводы о личности абитуриента. Не везде указано место рождения и место постоянного проживания, в некоторых случаях отсутствуют выписки из метрических книг, не всегда указывается сословная принадлежность. Иногда отсутствовали документы, подтверждающие образование абитуриентов. Однако их отсутствие в целом не повлияло на общие выводы.

Итак, половозрастной состав первых абитуриентов Омского сельскохозяйственного института. Мужчин - 52 чел. (81,3 %), женщин - 12 (18,7 %). Для вузов тогдашней России такое ген-дерное соотношение было вполне типичным, поскольку удельный вес женщин получавших высшее образование, в то время был относительно небольшой, хотя тенденция роста его была очевидной.

Сословный состав. На первом месте по представительству среди абитуриентов стояли выходцы из крестьян (33,3 %), почетную вторую позицию заняли представители сословия мещан (21,7 %), на третьем месте оказались дети священнослужителей (20 %), дети чиновников и личных почетных граждан - 13,3 %. Чуть более 3 % - из казачьего сословия, такое же представительство принадлежит выходцам из купеческого сословия. О чем говорят эти цифры? - Прежде всего, о реальном процессе демократизации системы высшего образования вообще и в Сибири в особенности. Заметим лишь, что увеличение доли сословных низов (крестьян, мещан и т. д.) началось в сибирских вузах задолго до революции.

Конфессиональная принадлежность абитуриентов совпадала в целом с общей конфессиональной картиной Сибири. Скажем, православные и старообрядцы среди абитуриентов института составляли 92,8 %, а их представительство среди населения края по переписи 1897 г. было около 90 %, протестантов среди абитуриентов - 3,4 %, среди всего населения - 0,28 %, мусульман соответственно - 1,6 % и 2,2 %, иудеев - 3,4 % и 0,6 %.

География абитуриентов, подавших заявления в Омский сельскохозяйственный институт,

/ББМ 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 4 (18)

ш

была такова. Всего 64 абитуриента представляют 20 губерний России - от Смоленской губернии на западе до Амурской области - на востоке. Более 51 % прошений приходится на жителей сибирских губерний. При этом надо понимать, что далеко не все из них являлись коренными сибиряками. Сопоставив данные о месте рождения абитуриентов с местом их постоянного проживания на момент подачи прошения, мы установили, что коренных сибиряков из этого числа было 30,9 %. Второе место по числу желающих учиться в Омском сельскохозяйственном институте заняли уральские губернии (Екатеринбургская, Уфимская, Оренбургская): доля абитуриентов оттуда в целом составила 23,4 %. Почти 7 % абитуриентов дала Самарская губерния. Таким образом, из Урала и Сибири прибыли 75 % всех абитуриентов. О чем говорят эти цифры? Наверное, не только о том, что географическая близость к Омску уральских и сибирских губерний предопределила такой расклад. Очевидно, что за этими цифрами проглядывает вполне понятное человеческое желание найти тихую заводь в бушующем море социально-классового противостояния и разворачивающейся гражданской войны. Многим тогда казалось, что таким местом являются Сибирь и Омск. Самара, Уфа, Оренбург были в начале 1918 г. своеобразными центрами сильного социально-политического напряжения и противостояния. Далеко не все хотели жить в этой ситуации. Интуиция им подсказала: надо идти на восток. И поступление в институт казалось им одним из средств спасения от социальных катаклизмов и потрясений. Однако их иллюзии скоро рассеялись, поскольку летом 1918 г. в Омске формируется Временное Сибирское правительство, позднее трансформировавшееся в Российское правительство.

С образованием летом 1918 г. Временного Сибирского правительства и активизацией антибольшевистской борьбы началось формирование Сибирской армии, что означало мобилизацию молодых людей призывных возрастов 1898 и 1899 гг. рождения (указ правительства от 31 июля 1918 г.). Мобилизация практически совпала со временем активного приема абитуриентов. Случайно или нет, но среди всех возрастных групп абитуриентов в Омском сельскохозяйственном институте (в нашей выборке их 15 и возрастной диапазон колеблется от 18 лет до 37 лет) наибольший удельный вес подавших заявления для обучения в институте составили именно молодые люди 1897-1899 гг. -порядка 46 %, потенциальные призывники. Поскольку призывникам, имевшим статус студента, давалась отсрочка, немалое количество молодых людей этим пользовалось. Были случаи, когда, находясь на военной службе, молодые люди ста-

рались стать студентами, правда, не у всех получалось совмещать военную службу и учебу в вузе. Воинские начальники вступали в переписку с институтом, разъясняя, что тот или другой студент находится на действительной военной службе и не может посещать занятия.

Определенный интерес представляет информация об учебных заведениях, которые окончили абитуриенты до поступления в Омский сельскохозяйственный институт. Показательно, что 37,1 % всех абитуриентов имели документы об окончании гимназий. Правда, из числа сибиряков с гимназическим образованием таковых было около 16 %. Большую долю выпускников гимназий дали абитуриенты из центральной России и Урала. Второе место по удельному весу занимали абитуриенты, окончившие средние сельскохозяйственные, землемерные, технические, горные училища - 21,4 %. Среди сибиряков доля таковых составила 26,7 %. Третье место осталось за духовными семинариями: среди абитуриентов доля окончивших эти учебные заведения составила 17,1 %. Но что интересно, из 12 выпускников духовных семинарий, поступавших в Омский сельскохозяйственный институт и попавших в нашу выборку, 7 (58 %) - это сибиряки. Пожалуй, для многих крестьянских детей и детей священнослужителей в Сибири духовная семинария в большинстве случаев являлась наиболее доступным путем получения среднего образования. Еще одним важным каналом получения среднего образования были реальные училища. Удельный вес абитуриентов со свидетельствами об окончании реальных училищ составлял 15,7 %. Среди сибиряков - 18,2 %.

Важное значение при анализе прошений абитуриентов имеет дата их написания или подачи в институт. Известно, что подача заявлений в вуз обычно происходила в летний период. Но Омский сельскохозяйственный институт открылся в феврале 1918 года. Поэтому прием заявлений начался в декабре 1917 года. В нашей выборке лишь 7 % прошений приходятся на декабрь-февраль. Около 20 % - на весну (март-май 1918 г.) и более 57 % из рассматриваемой совокупности прошений датированы июнем-августом 1918 г. К тому времени, по всей видимости, реклама о наборе в институт дошла до потенциальных абитуриентов из числа выпускников средних учебных заведений.

Среди абитуриентов 1918 года число выпускников средних учебных заведений этого же года составило 43,9 %. Второй по численности группой абитуриентов были выпускники гимназий, реальных училищ и других учебных заведений предыдущего 1917 года выпуска. Их доля составила 15,2 %. Таким образом, практически 2/3 абитуриентов 1918

Уроки истории

года - это недавние гимназисты, реалисты и семинаристы, что вполне объяснимо и закономерно.

Практически подача прошений в вуз продолжалась в течение всего года. Если абитуриенты не успевали с подачей прошений к началу весеннего семестра, их принимали в качестве кандидатов и рассматривали их уже осенью. Об этом свидетельствуют соответствующие пометки на их прошениях. В тогдашних весьма сложных условиях становления и развития института руководители вуза проявляли необходимую управленческую гибкость и не отсекали потенциальных абитуриентов по формальным основаниям.

Прошения (или заявления) абитуриентов представляют интерес и как источник, зафиксировавший сам характер переходной эпохи. Во-первых, само обращение к ректору: в одних случаях - это «господин ректор», в других - «гражданин ректор». Это касается и датировки прошений. Поскольку тогда только что произошел, но еще не закрепился в общественном сознании переход на новый календарь летоисчисления, то и в прошениях дата указывалась двояко: и по старому стилю, и по новому (григорианскому и юлианскому календарю).

На вопрос, а все ли из абитуриентов стали студентами и какой процент этих счастливчиков, успешно завершивших обучение, мы пока определенно не сможем ответить. Н.Е. Ишмаев называет цифру 7 агрономов, которые стали первыми выпускниками [3]. Этот выпуск пришелся на 1922 год. В числе этих выпускников был и А.З. Ламбин, ставший десятилетия спустя известным профессором, доктором сельскохозяйственных наук Омского сельскохозяйственного института им. С.М. Кирова, работавший заведующим кафедрой агрохимии на протяжении более 30 лет.

Подведем некоторые итоги. Как исторический источник личные дела абитуриентов Ом-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сибирская Сельско-Хозяйственная Академия. 1918-1923. - Омск.: Изд-во Сиб.С-Х. Акад., 1923. - 128 с.

2. Омский сельско-хозяйственный институт // Заря. - 1918. - 13 августа.

3. Ишмаев Н. Прошлое и настоящее Сибирской сельскохозяйственной Академии // Сибирская СельскоХозяйственная Академия. 1918-1923. - Омск.: Изд-во Сиб.С-Х. Акад., 1923. - С. 33.

ского сельскохозяйственного института 1918 года позволяют пополнить наши представления о том, как шло становление нового учебного заведения в условиях начавшейся гражданской войны. Данный вид источника довольно точно показывает:

1) половозрастной состав абитуриентов, который отражал в целом общую гендерную ситуацию в вузах тогдашней России и немногочисленных сибирских вузах (г. Томск);

2) этно-конфессиональный состав поступающих не диссонировал с общей картиной в Сибири;

3) с точки зрения сословного представительства состав абитуриентов Омского сельскохозяйственного института отличался демократизмом (крестьяне, мещане, выходцы из духовного сословия при заметном доминировании абитуриентов из крестьянской среды, что отражало специфику Сибири);

4) географическая принадлежность абитуриентов при всей широкой представительности (от западных рубежей страны до Приморья) все-таки в большинстве своем охватывала Сибирь и Урал, что не было простой случайностью, а являлось результатом вынужденной миграции значительных групп населения под влиянием активизации боевых действий между противоборствующими сторонами - именно из тех губерний, где было наиболее «жарко» (Самара, Оренбург, Екатеринбург, Уфа, Челябинск).

Таким образом, личные дела абитуриентов Омского сельскохозяйственного института периода гражданской войны являются не только важным источником по истории собственно самого вуза, но и источником, который в определенной степени может быть полезен при исследовании миграционных потоков в условиях гражданской войны. Правда, надо иметь в виду, что данный вид источников необходимо рассматривать в комплексе другими источниками.

REFERENCES

1. Sibirskaya Sel'sko-Hozyaystvennaya Akademiya. 1918-1923. - Omsk.: Izd-vo Sib. S-H. Akad., 1923. - 128 s.

2. Omskiy sel'sko-hozyaystvenny institut // Zarya. -1918. - 13 avgusta.

3. Ishmaev N. Proshloe i nastoyaschee Sibirskoy selskohozyaystvennoy Akademii // Sibirskaya Sel'sko-Hozyaystvennaya Akademiya. 1918-1923. - Omsk.: Izd-vo Sib. S-H. Akad., 1923. - S. 33

Слабодцкий Владимир Васильевич - кандидат исторических наук до- Статья поступила в редакцию

цент, директор ресурсного историко-музейного научно-образовательного 17 декабря 2015 г.

центра Омского ГАУ.

Чернявская Наталья Константиновна - кандидат исторических наук доцент, советник при проректорате Омского ГАУ

© В.В. Слабодцкий, Н.К. Чернявская, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.