ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
УДК 070.4+808.1
О. А. АДАБИР
Омская гуманитарная академия
ОМСКИЕ ПИСАТЕЛИ В ГАЗЕТЕ «РАБОЧИЙ ПУТЬ» («ОМСКАЯ ПРАВДА»)
В 1921-1953 гг.___________________________________
Автор рассматривает жанровое разнообразие материалов, влияние журналистской деятельности на становление писателя и формирование культурных традиций региона, анализирует газетные публикации Л.Н. Мартынова, В.Г. Уткова, С.П. Залыгина, опубликованные в региональной газете «Омская правда». Статья может быть интересной для исследователей, изучающих историю русской литературы и журналистики ХХ века. Ключевые слова: писатель, газета, очерк, образ.
В ХХ веке региональные газеты активно участвовали в формировании культурных и литературных традиций в Сибири. В немалой степени это было достигнуто благодаря работе в периодических печатных изданиях или сотрудничеству с редакциями наиболее одаренных журналистов, ставших впоследствии известными писателями.
Сотрудничество писателей в редакциях газет исследуется учеными на протяжении многих десятилетий. В научном сообществе историков журналистики постоянно появляются новые данные относительно возникновения этого ценного творческого союза. Так, М.М. Ковалева считает, что специфика русской журналистики проявляется в тесной связи с литературой: первые сто лет своего существования она считалась частью словесности, от которой усвоила просветительский и пропагандистский характер, приоритет публицистических жанров над информационными.
Одним из таких изданий была газета «Рабочий путь» («Омская правда»). Она стала неотъемлемой частью региональной культуры и литературы, обеспечивала воспроизведение связей между регионами и центром. Номера издания стали самобытными страницами сибирской журналистики благодаря ее авторам — Л.Н. Мартынову, С.П. Залыгину и др.
В том, что «Омская правда» стала одним из важных культурных центров региона, сказалась и продуманная редакционная политика. Руководство редакции стремилось найти оптимальные варианты оперативной и разносторонней подачи информации. Для поощрения творческих усилий журналистов в редакции периодически подводились итоги конкурса на лучший материал. Помимо этого, в штате газеты, а «Омская правда» была самым крупным общественно-политическим печатным изданием региона, имелась должность литературного консультанта.
Одной из самых ярких фигур среди журналистов, работавших в редакции газеты, был, несомненно, Леонид Николаевич Мартынов (1905— 1980). С.Н. По-варцов утверждает, что «именно в Омске сформировалась поэтическая индивидуальность поэта» [ 1]. К этому можно добавить, что становлению Мартынова как поэта способствовала работа в редакции газеты. Журналистский опыт, анализ огромного потока писем, приходивших в редакцию, знакомство с разными людьми в ходе подготовки материалов, — все это
найдет впоследствии отражение в его творчестве. Так, в очерке Л.Н. Мартынова «Бунт желтых жен» идет речь и о газете «Рабочий путь», познакомившей читателей с нравами, традициями отдельных народностей. «Мы же выполнили свой долг — пробудили внимание общественности к тем, кто живет за рекой Иртышом в кошемных кибитках, как жили и сто лет назад», — писал Леонид Мартынов [2, с. 60].
Естественно, на страницах печатного издания публиковались не только его очерки. Если говорить в целом о его жанровой палитре, то в конце 1930-х годов и послевоенное время одним из основных жанров стали передовые статьи, их авторы рассказывали о развитии сельского хозяйства и промышленности в молодой стране, о буднях рабочих и колхозников. Вместе с тем отметим, что, несмотря на деловой, серьезный тон, избранный журналистами, в том числе Л.Н. Мартыновым, эти выступления привлекают образностью, поэтичностью.
Бесспорно, рамки работы в редакции не удовлетворяли жажду творчества, не давали ему возможности раскрыть талант в полной мере. Корреспондент газеты «Омская правда» Л.Н. Мартынов стал редактором книги, рассказавшей о 56 стахановцах, тружениках сельского хозяйства Омской области, она вышла в свет в Омском государственном издательстве в 1937 году. «Я получил заманчивое предложение писать автобиографии орденоносцев сельского хозяйства Омской области. Эта работа показалась мне, поднаторевшему в газетном деле, ничуть не хуже другой, она подразделялась на правку и дополнение оригиналов автобиографий...», — писал автор [3, с. 69]. Перед читателем одна за другой проходят судьбы колхозников, у каждого — собственная жизненная философия, они осваивают грамоту, знакомятся с новыми изобретениями техники, делятся советами относительно сбора урожая...
В журналистском творчестве Леонида Мартынова можно выделить два периода, связанных с его деятельностью в Омске. Первый — с 1921 по 1932 год (о начале работы в печатном издании он вспоминал: «Помню только, что я перешел на критику и библиографию для «Рабочего пути», беря книги на просмотр из магазина «Сибкрайиздата» [4, с. 98]), второй — с 1935 по 1946 год. На наш взгляд, ссылка в Вологду, где Леонид Мартынов жил с 1932 по 1935 год, стала определенной вехой в его творчестве. Судя по его поздним работам,
оттуда он вернулся зрелым автором. И в его обращении к излюбленным темам и образам (история страны, Омска, преемственность в сохранении литературных традиций) отражается опыт мудрого фило-софа-бытописателя. В то же время работы журналиста, подготовленные в разные периоды, объединяет то, что Леонид Николаевич писал очерки, что называется, на злобу дня, публиковал в газете свои стихи и «вел активную общественную жизнь, литературные консультации, работал с молодыми литераторами.» [5].
Л.Н. Мартынов действовал в русле общего направления, которого придерживался творческий коллектив. С первых дней существования газета уделяла внимание преемственности в сохранении традиций. «Рабочий путь» («Омская правда») часто предоставляла слово корифеям сибирской литературы и молодым сочинителям. Так вот, Леонид Николаевич уже в 20-е годы выступал как именитый писатель, анализировал творчество таких начинающих авторов, как Николай Тихонов, Вивиан Итин. От опытного взгляда Мартынова ничто не ускользало: он рассматривал фабулу, стиль, современность темы, и все это — в контексте творчества того или иного автора.
Газетные материалы Леонида Мартынова — квинтэссенция актуальных событий жизни региона. Отличающийся остротой поэтического видения и осмысления действительности, писатель видит в обыденном необычное. Например, в его очерке «Человек с домрой» повествуется о том, как прохожий, с которым зашел разговор автора, оказался не случайным путником, а мастером песен, провидцем. Таким образом рядовой обыкновенный факт становится символом, сигнализирующим человечеству, возможно, о быстротечности времени, вечности искусства.
Можно выделить следующую отличительную черту газетных материалов Мартынова — постоянное использование сопоставлений. Автор проецирует события, происходящие в литературной жизни страны, на Омскую область. В каждом слове чувствуется любовь писателя к родной земле, тяга к гармоничному созерцанию, гордость за соотечественников: «.Я глубоко убежден, что и среди нас найдутся наслед-ники великой души, как они находятся в Москве, в Киеве, в Ленинграде, Казахстане, Якутии, Белоруссии, на Кавказе» [6].
В своих газетных публикациях Леонид Николаевич затрагивает еще одну актуальную тему — проблему взаимоотношений региона и центра в сфере культуры. Друг писателя В. Утков вспоминал, что в предвоенные годы Мартынов жил только литературным трудом, возможности которого в Омске были ограниченными. В материалах, вышедших из-под пера писателя, можно уловить рассуждения об отчужденности, обособленности творческих сил в Омске. И Леонид Николаевич пытается не только призвать литературную общественность к объединению, но и принимает самое активное участие в организации совместной деятельности.
И вот, казалось бы, его голос был услышан: в 1940 году произошло важное событие — состоялась первая областная конференция писателей, поэтов и журналистов. На ней с творческими отчетами выступили известные авторы Леонид Мартынов и Виктор Утков, признанные мастера слова. «В Омске живет и работает Леонид Мартынов., автор больших эпических полотен, больших сюжетных тем» [7],— отмечал Сергей Тихонов.
Во время работы Леонида Мартынова в газете «Омская правда» в его каждом материале отражается индивидуальная творческая манера писателя. Его не
оставляет равнодушным любое событие, на первый взгляд, не заслуживающее внимания. Например, неприметный городской уголок с легкой подачи вир-туоза-мастера становится, кажется, центром Вселенной, настолько убедительным стал яркий рассказ о нем. Или Мартынов сосредотачивал внимание в другой публикации на изучении жизни учащихся, казалось бы, обычной железнодорожной школы, каких в городе было немало. Он так мастерски разворачивает палитру житейских судеб детей, что в итоге тема взаимоотношений и взаимопонимания в семье становится одной из ключевых в его газетных материалах. По его мнению, только счастливые крепкие семьи сплачивают общество, а ведь в суете житейских забот многие этого не замечают. «Чем занимаются ребята, как они проводят свои каникулы? Что вы думаете об этом?» [8] — вопрошает автор. Он подмечает, что кто-то равнодушно наблюдает за детьми из окна, но есть и такие люди, которые спешат им на помощь.
В ряде материалов Мартынова присутствует образ путника, наблюдающего за происходящим. Острота видения окружающего мира, наблюдательность Мартынова-поэта помогают Мартынову-журналисту не только ярко описывать события, но и представить анализ их с нескольких углов зрения, так сказать, с внешней и внутренней стороны, связующим звеном становится образ окна.
В качестве еще одной черты творчества Мартынова можно назвать использование излюбленного приема — показа жизни в постоянном движении. В его материалах нет статичных фигур, жизнь бурлит, ее поступательное развитие ощущается даже в мелочах. Г ер ои Мартынова переходят из одной эпохи в другую, в связи с этим автор часто обращается к историческим событиям. В его газетных произведениях сказочное и реальное тесно переплетаются, грань между ними очень условна. К примеру, Дед Мороз из одноименного очерка обладает как фантастическими чертами, так и вполне реальными. Он — хороший хозяйственник, основатель крупного села. В очерках Мартынов редко рисует портрет героя, чаще характеризует его с помощью точных глаголов яркими мазками, показывающими человека в действии: «мчится, зорко смотрит, ворчит» [9].
Заголовки материалов Мартынова символичны: «Дед Мороз и его владения», «Конец ревизской сказки». Автор умело использовал материалы из старых газет, документы. Через любое явление современности он показывал русские национальные черты, не умаляя достоинств людей и ничего не приукрашивая: и смекалку, героизм, и нерасторопность, страх перед нововведениями, консервативность. На укоренение этих качеств, подчеркивал он, повлияла действительность, а где-то — и произвол: «Народ боится быть на счету. И не напрасно боялись. Незаконных поборов, жульничества, хамства было сколько угодно» [10].
В сфере интересов журналиста Леонида Николаевича были не только злободневные проблемы, заботы горожан и сельчан. Внимание писателя было приковано и к освещению процесса становления и формирования культурных традиций региона. Он отмечает, что в конце XIX века к юбилею А.С. Пушкина в России был приурочен ряд помпезных торжеств. В небольших городах страны, как-то: Тобольск или Ишим, поддержали чествования. Только вечная проблема: «Средств на устройство торжества было не особенно много — городская управа ассигновала только 50 рублей, а директор училища разрешил израсходовать из специальных средств лишь 15 рублей» [11]. Так что пока власти изыскивали возможности
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
выделения средств, простой народ, как подмечает Мартынов, в глухих деревнях открывает школы, читает произведения великих классиков. Среди тем, интересовавших Леонида Мартынова, также нравы и культура малых народностей, людей разных национальностей.
Близким другом Леонида Мартынова был Виктор Григорьевич Утков (1912— 1988) — литератор, член Союза писателей СССР. В Омском государственном литературном музее им. Ф.М. Достоевского сформирован его фонд, по материалам которого можно восстановить основные вехи биографии. В 1927 году он окончил омскую школу второй ступени в память «Парижской коммуны», потом учился в Сибирском ветеринарном институте. Журналистскую деятельность В.Г. Утков начал в середине 1930-х годов. С июня 1935 по май 1936 года работал в типографии издательства «Омская правда» в должности корректора, затем в редакции «Молодого большевика», печатался в журналах «На суше и на море», «Сибирские огни», в газете «Ленинские внучата». Кроме этого, он являлся секретарем Омского литературного объединения.
Сохранившаяся хроника военно-шефской работы этого объединения свидетельствует об активной литературной жизни в предвоенном Омске. Например, в феврале 1941 года были проведены «три вечера-встречи омских писателей с красноармейцами, начальствующим составом и их семьями. 15 февраля состоялся большой вечер, на котором выступили писатели Л. Мартынов, В. Утков, С. Залыгин и Г. Суворов. 16 февраля прошла встреча поэта К. Бежицкого с детьми военнослужащих, 21 февраля в библиотеке Дома Красной армии состоялся творческий вечер поэта-красноармейца Г. Суворова, короткое вступительное слово о его творчестве сказал поэт Л. Мартынов» [12].
Помимо организации литературных вечеров, члены объединения занимались исследовательской работой. Так, В. Утков был командирован в Тобольск, Тару и Тарский округ для ознакомления с вопросами жизни и творчества П.П. Ершова и сбора материалов о партизанском движении, во время поездок писатель собирал и фольклорные материалы в районах Омской области. В «Омской правде» появлялись материалы, посвященные жизни П.П. Ершова. Автор подробно передает чувства и переживания писателя, поднимает тему величия Сибири: «А у нас, в Сибири, ты вступишь в настоящий храм природы. Тебя коснется дыхание вечной идеи, и если ты истинный художник — это единение возвысит и облагородит твою душу» [13] . Хотя журналистское наследие Виктора Уткова небогато (всего около десятка публикаций, видимо, сказывалась занятость общественной работой в литературном объединении), его материалы производят впечатление хорошо сделанной литературной работы.
Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Утков проявил позицию патриота и гражданина. В июне 1941 года он направил заявление в Куйбышевский райвоенкомат Омска: «Мой долг советского гражданина, долг советского писателя — быть в рядах Красной армии, чтобы с пером в одной руке и с винтовкой — в другой защищать свою Родину и бить, не щадя, врага» [12].
В послевоенное время из-под пера Виктора Уткова вышло много произведений. Он является автором нескольких книг об омском периоде жизни Леонида Мартынова. На протяжении последующих десятилетий В. Утков «удачно сочетал и умело использовал в своем творчестве возможности исследователя и способности художника» [14], собирателя произведений
народного творчества. Во время работы в редакции «Омской правды» В. Утковым был систематизирован богатый материал, сделаны интересные наблюдения, почерпнуты разнообразные сведения в общении с писателями и поэтами, жителями сибирских городов и сел.
Славные страницы истории «Омской правды» связаны с еще одним сотрудником — Сергеем Павловичем Залыгиным (1913 — 2000). Начиная с 1935 года на протяжении нескольких десятилетий в газете публиковались его произведения. Правда, на некоторое время он отвлекся от работы в редакции «Омской правды», так как очень широкими были его интересы как личности. С 1 сентября 1946 года Сергей Залыгин, литературный работник отдела культуры и быта, был освобожден от работы в редакции в связи с учебой и работой в высшем учебном заведении. Он окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, защитил кандидатскую диссертацию.
В становлении Залыгина как писателя работа в печатном издании сыграла такую же значительную роль, как и жизни других писателей. «Г азета научила его писать о том, что хорошо знаешь, видел собственными глазами, хорошо изучил» [15, с. 81]. Кроме того, профессия журналиста предоставляет опыт работы с фактическим материалом. Так, в 1935 году в газете появляется информация, рассказывающая о так называемом дне открытых дверей в Омском сельскохозяйственном институте. Конечно, заметке в газете присущи информативность, лаконичность, но даже за несколькими десятками строк чувствуется авторское участие — любование альма-матер: «Большие каменные корпуса возвышаются над зеленью парка, как грибы над травой» [16]. Сергей Павлович под разными углами зрения рассматривает жизнь высшего учебного заведения, обрушивается с резкой критикой на работу кафедр гидромелиоративного факультета в материале «Все ли благополучно на факультете?» Позиция автора активна, он не скрывает боль за пробелы, имеющиеся в сфере науки и работе со студентами. Участвовал он и в собраниях Омского литературного объединения и авторского актива издательства.
Залыгин выполнял различные задания редакции, был и автором первополосных политических материалов. Так, в «Гневном голосе протеста» он рассказывает об институтском митинге, участники которого осудили политику, проводимую американцами.
В «Омской правде» были опубликованы и несколько рассказов писателя. И все они были связаны с журналистским творчеством Залыгина, явились продолжением исследования тем, поднятых им на страницах газеты и актуальных для послевоенного времени. Остановимся подробнее на рассказе «На чем земля держится», опубликованном газетой в 1950 году. Как отмечено ранее, в конце 1940-х годов «Омская правда» уделяла особое внимание проблеме выхода в свет новых книг, пополнения фонда библиотек и т.д. Вот и автор рассказа живописует: «Как много хороших книг появилось после войны! И нет та-кой науки, нет такого уголка жизни на нашей земле, которые не отражались бы этими книгами» [17].
Читатели очерков Залыгина чувствовали веяние времени, их герои — сильные духом люди, налаживающие жизнь. В материале «Жизнь торжествует» речь идет о навигации по сибирским рекам, о членах экипажа судна, целеустремленных и отважных речниках. В каждой строчке ощущается чувство гордости за советских людей, творящих историю Советского Союза.
Важно подчеркнуть, что, по мнению автора, сильно то государство, которое чтит свои культурные корни. Так, Залыгин с особой грустью рассказывает о забытых памятниках культуры («Забытый памятник»). Таким образом, его философские размышления и наблюдения отражались в трех сферах: журналистских материалах, рассказах и в активной литературной позиции.
Широкий и разноплановый авторский состав способствовал энциклопедичности охвата тем. «Омская правда» уделяла внимание, как злободневным проблемам, так и вечным вопросам: ценности культуры, образования. С одной стороны, газета формировала художественный вкус читателя, выполняла просветительскую функцию, с другой—была проводником идеологии партии.
В выборе тем, в становлении редакционной политики, в создании жанровой палитры проявлялось сочетание творческого и официального подхода. Главные требования, выдвигаемые к публикациям, — действенность и злободневность, высокое качество литературной подачи материала. На это были направлены все усилия редакции газеты, что привело к упрочнению авторитета издания. В регионе «Омская правда» была системообразующим элементом, вокруг нее происходила консолидация литературных сил, она формировала позиции районных, фабричноцеховых, городских многотиражных газет.
Библиографический список
1. Поварцов, С.Н. Л. Мартынов в Омске (30-е годы) / С.Н. Поварцов // Вечерний Омск. — 1987. — 22 — 30 мая.
2. Мартынов, Л.Н. Грубый корм: очерки / Л.Н. Мартынов. — М. : Изд-во Федерация, 1930. — 162 с.
3. Мартынов, Л.Н. По границе прошлого с грядущим: «Из литературного наследия Леонида Мартынова»: [сборник публицистических работ Л.Н. Мартынова, опубликованных в омской прессе в 1920- 1930-е годы] / Л.Н. Мартынов. — Омск, 2005. — 105 с.
4. Мартынов, Л. Стихи и воспоминания / Л. Мартынов // Арион. — 2005. — № 4. — С. 88 — 105.
5. Утков, В. С тревогою за судьбы мира / В. Утков // Вечерний Омск. — 1985. — 15 мая.
6. Мартынов, Л. Заметки о литературе / Л. Мартынов // Омская правда. — 1940. — 13 июля.
7. Тихонов, С. Накануне первой Омской областной конференции писателей / С. Тихонов // Омская правда. — 1940. — № 161.
8. Мартынов, Л. На линиях / Л. Мартынов // Омская правда. — 1937. — 24 июля.
9. Мартынов, Л. Дед Мороз / Л. Мартынов // Омская правда. — 1937. — 27 июля.
10. Мартынов, Л. Конец ревизской сказки / Л. Мартынов // Омская правда. — 1939. — 30 декабря.
11. Мартынов, Л. Читая старые газеты / Л. Мартынов // Омская правда. — 1939. — 16 декабря.
12. Архив Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского, фонд В. Г. Уткова.
13. Утков, В. Прощание с Петербургом / В. Утков // Омская правда. — 1940. — 1 марта.
14. Жданов, С. Ему были интересны люди деятельные / С. Жданов // Вечерний Омск. — 1997. — 12 апреля.
15. Нуйкин, А Зрелость художника: очерк творчества С. Залыгина / А. Нуйкин. — М. : Сов. писатель, 1984. — 344 с.
16. Залыгин, С. День института / С. Залыгин // Омская правда. — 1935. — 23 июня.
17. Залыгин, С. На чем земля держится / С. Залыгин // Омская правда. — 1950. — 16 августа.
АДАБИР Ольга Александровна, соискатель кафедры филологии, журналистики и массовых коммуникаций Омской гуманитарной академии, руководитель отдела информации и общественных связей ОАО «Омский аэропорт».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2010 г.
© О. А. Адабир
ИНФОРМАЦИЯ
Национальная литературная премия «Большая книга»
1 декабря 2010 года в Москве стартовал шестой сезон Национальной литературной премии «Большая книга». С того же дня начался прием работ на конкурс, который продлится до 28 февраля 2011 года.
Совет экспертов принимает к рассмотрению прозаические произведения, выдвинутые как самими авторами, так и книжными издательствами, СМИ, творческими союзами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также членами жюри премии — Литературной академии.
Принимаются работы, впервые изданные с 1 января 2010 года по 28 февраля 2011-го, а также рукописи, которые могут выдвигать все номинаторы, кроме самих авторов.
Не позднее 30 апреля Совет экспертов огласит «Длинный список». До 31 мая будет сформирован «Список финалистов», который может состоять не более чем из 15 претендентов. Наконец, до 30 ноября 2011 года Литературная академия, в состав которой входят более ста человек — литераторов, издателей, деятелей культуры, искусства, научных работников, общественных и государственных деятелей, журналистов, предпринимателей, — объявит лауреатов премии.
Призовой фонд «Большой книги» остается неизменным — 5,5 миллиона рублей: 3 миллиона получает лауреат первой премии, 1,5 миллиона — обладатель второй, 1 миллион составляет размер третьей премии.
Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 году Центром поддержки отечественной словесности.
Учредители Центра: группа компаний «Ренова», «АЛЬФА-БАНК», группа компаний «Видео Интернешнл», Роман Абрамович, Александр Мамут, Торговый дом «ГУМ», журнал «Медведь», Фонд содействия кадетским корпусам имени А. Йордана.
Соучредители премии: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство культуры России, Институт русской литературы Российской Академии наук, Российский книжный союз, Российская библиотечная ассоциация, Всероссийская государственная телерадиокомпания, ИТАР-ТАСС, ОАО «Газпром-медиа», Издательский дом «Комсомольская правда».
Положение о премии можно найти на официальном сайте «Большой книги» по адресу: www.bigbook.ru . Источник : http://www.rsci.ru/grants/grant_news/258/228195.php.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ