Научная статья на тему 'Мастерство П. Н. Ребрина, Т. А. Гончаровой как очеркистов газеты «Омская правда» (конец 40-х — начало 50-х годов XX века)'

Мастерство П. Н. Ребрина, Т. А. Гончаровой как очеркистов газеты «Омская правда» (конец 40-х — начало 50-х годов XX века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / ОЧЕРК / П. РЕБРИН / Т. ГОНЧАРОВА / ОБРАЗ / P.N. REBRIN / T.A. GONCHAROVA / NEWSPAPER / ESSAY / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Адабир Ольга Александровна

Автор анализирует очерки П.Н. Ребрина и Т.А. Гончаровой, опубликованные в региональной газете «Омская правда». Они обогатили редакционную палитру новыми жанровыми, стилистическими красками, яркими образами тружеников омской земли. Статья может быть интересной для исследователей, изучающих историю русской литературы и журналистики XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P. N. Rcbrin and

The aulhoranalyses the essays of Russian joumallstsP.N. RebrinandT.A Goncharova published In the regional newspaper Omskaya Piavdaat the er.d of 40:h beginning of 50 th years of XX century 'Hie article can be interested for researchers whosludy the history of Russian literature and journalism of XX century.

Текст научной работы на тему «Мастерство П. Н. Ребрина, Т. А. Гончаровой как очеркистов газеты «Омская правда» (конец 40-х — начало 50-х годов XX века)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК М> 4 <*9) 2010

УДК 070.4+808.1 0 Д ДДАБИР

Омская гуманитарная академия

МАСТЕРСТВО П. Н. РЕБРИНА,

Т. А. ГОНЧАРОВОЙ КАК ОЧЕРКИСТОВ ГАЗЕТЫ «ОМСКАЯ ПРАВДА» (КОНЕЦ 40-х - НАЧАЛО 50-х ГОДОВ XX ВЕКА)

Автор анализирует очерки П.Н. Ребрина и Т.А. Гончаровой, опубликованные в региональной газете «Омская правда». Они обогатили редакционную палитру новыми жанровыми, стилистическими красками, яркими образами тружеников омской земли. Статья может быть интересной для исследователей, изучающих историю русской литературы и журналистики XX века.

Ключевые слова: газета, очерк, П. Ребрин, Т. Гончарова, образ.

Крупнейшая и Омской области газета «Омская правда» стала благодатной почвой для совершенствования журналистского мастерства, проявления писа тельского таланта сотрудников. В их числе были Петр Николаевич Ребрин, ставший позднее известным сибирским писателем, и член Союза писателей РСФСР Татьяна Александровна Гончарова.

Исслед ователи поверхностно рассматривают журналистское творчество П.Н. Ребрина и Т. А. Гончаровой в период их работы в «Омской правде». Например, омский автор А.П. Долгушин в очерке о них дает лишь краткие биографические данные: Т.А. Гончарова «работала корреспондентом в «Омской правде», и не было в области такого уголка, где бы она не побывала по редакционным заданиям» [1, с. 118]. М.Е. Бударин отметил, что «влитературу из «Омской правды» ушли и талантливый романист П.Н. Ребрин, и самоотверженная труженица пера Т.А. Гончарова» (2, с. 142). Л.М. Флаум пишет: «...Его (П. Н. Ребрина.— О. А.) журналистские, литературные материалы тоже в чем-то такие — не отлаженные» (3, с. 79].

На наш взгляд, журналистское творчество П.Н. Ребрина и Т. А. Гончаровой заслуживает более тщательного, глубокого анализа. Конечно, особенности времени не могли не отразиться на их произведениях. Необходимо учитывать, что в конце 40-х — начале 50-х годов XX века в фокусе общественного внимания были темы строительства и развития Омска и страны, успехи в сельскохозяйственном производстве, промышленности, освоении новых месторождений... Большинство материалов, опубликованных в общественно-политической газете «Омская правда», посвящены именно этой тематике. Неслучайно на страницах печатного издания появляются рубрики, рассказывающие о передовиках производства.

П.Н. Ребрин и Т.А. Гончарова начали работать в «Омской правде» примерно в одно время, вскоре по окончании Великой Отечественной войны. 23 июля 1946 года П. Ребрин был зачислен литературным работником в штат редакции, ему «поручено освещение вопросов по топливу, с месячным испытательным сроком» (приказ № 87 по редакции газеты «Омская правда»). Чуть раньше литературным сотрудником была назначена и Т.А. Гончарова. Сначала работала в отделе пропаганды, с 7 мая 1950 года была переведена литературным секретарем. Во время

работы в газете журналисты изъездили вдоль и поперек районы Омской области, командировки были длительными, продолжительностью по несколько недель, частыми, в течение месяца могло быть три-четыре поездки.

На отношении газетчиков к делу не мог не сказаться подход редакционной коллегии к оценке журналистских материалов. Руководство редакции всегда учитывало не только их злободневность, но и качестволитературной подачи. С 1949 по 1951 год в редакции «Омской правды» решено было ежемесячно подводить итоги конкурса на лучший материал, напечатанный в газете. Членами жюри были наиболее авторитетные работники. Судя по сохранившимся в архиве газеты протоколам заседаний жюри, можно сделать вывод о том, что в числе победителей были и Петр Ребрин, и Татьяна Гончарова.

Журналистов отличала выверенная работа над каждым словом, газета была очень популярна, в начале 50-х годов ее тираж с 60 тысяч экземпляров увеличился на треть. Ежемесячно в районах области проводились совещания, где активистами сельской печати подробно обсуждались материалы «Омской правды». Что важно, газета боролась за действенность публикаций: из номера в номер переходила рубрика «По следам наших выступлений».

Тематика материалов, подготовленных П.Н. Ребриным, связана с организацией посевных и уборочных кампаний в районах области, развитием сельского хозяйства в целом. Заголовки его материалов обычно были информативными: «Воспитывать кадры колхозных бригадиров», «Безлюдно на полях называевских колхозов» и т. д. В материалах журналиста всегда присутствует собирательный образ настоящего хозяина. «В районе все знают его как человека деятельного, трудолюбивого и настойчивого. И, очевидно, имея в виду эти черты, люди говорят, что у Петра Петровича характер истинного садовода» («Омская правда». 1952. 1 октября).

Автор создает модель успешного развития колхоза, подтверждая свою точку зрения обильным фактическим материалом, яркими сравнениями, противопоставлениями. «В саду всегда хорошо. Что может быть красивее сада во время цветения, когда стоит он весь белый, а в воздухе, напоенном тончайшим ароматом, то здесь, то там слышно жужжание трудо-

любивой пчелы» («Омская правда». 1952. 1 октября). «Устремленность к идеалу открывает путь движению времени в будущее, проектирует его утверждение типических образов-символов, смысловых формул и обобщений...» [4, с. 134).

Ребрин ярко демонстрирует особенности ассоциативного мышления для установления связи прошлого с настоящим. В этом ему помогают, в первую очередь, риторические вопросы, он также использует обобщения, что придает каждому слову огромную силу звучания. Особенно это действенно при создании критических материалов. «Зачем понадобилось тов. Капустину исказить действительность? Очевидно, затем, чтобы доказать «несостоятельность» утверждений автора письма, отмахнуться от жалобы («Омская правда». 1952.27 ноября).

В ряде очерков Ребрин использует подзаголовки. Они делят единое пространство материала на отдельные законченные фрагменты, выбор их продуман — они создают цельную картину происходящего. Как художник, автор выписывает портрет главного героя. Главное, что его отличает от остальных — действенность. Он прилагает огромные усилия для того, чтобы осуществить мечту, он изобретателен и жаждет учиться... Этими мыслями проникается большинство сельских жителей. Благодаря этому преображаются целые деревни. Например, в очерке «В колхозе «Труд Ленина» («Омская правда». 1952. 21 января) выразительно рассказано о смелом поступке селянина: «...В «круглый лес» прибежала вся деревня. Первым в ледяную воду кинулся Порфирий Христосов. Подняв на руки ярку, он вынес ее на сухое место... Отара была спасена».

Среди очерков Ребрина особой поэтичностью, образностью выделяется «Муромцевскийлен» («Омская правда». 1952.2 сентября). В нем сильны фольклорные мотивы: «В давние времена в окрестностях Тары крестьяне называли рожь матушкой, а лен — батюшкой». Автор использует и сказочные зачины: «с тех давних пор», «рассказывают, с тех пор как».

Герои Ребрина — хранители русских традиций, культуры края, страны. Они стремятся найти гармонию в жизни, во времени, поэтическое - в привычном, обыденном. Произведения журналиста объединяет мысль о том, что, несмотря на стремительное развитие техники, гул современных машин не заглушит песни души, успех деревни или района в развитии сельского хозяйства невозможен без сохранения фольклорных корней, философии созидания. Без таких людей, как герой очерка «Муромцевскийлен» Иван Кузьмин, который был одним из лучших льноводов.

Читая очерки П.Н. Ребрина, можно выделить еще одну закономерность. Обычный факт приобретает «вселенскую мощь»: «Благородный труд», «Государственный разговор», «Хозяева своей судьбы».

Автор умело подводит читателя к мысли о том, что успех в развитии отдельного хозяйства —это залог процветания огромной страны. Поэтому для автора не существует мелочей, незначительных деталей.

В произведениях Ребрина определение особенностей тембра голоса людей служит яркой характеристикой. Тем самым он привлекает внимание читателя к целой палитре звуков: от солидного баска руководителя сельхозартели до тоненького голоска сомневающегося в чем-либо человека...

Правда, неуверенные в себе люди в очерках Ребрина-журналиста встречаются редко. Внимание автора сосредоточено на ярких и сильных харак-

терах. Они — люди разных профессий, описывая их будни, Ребрин рассказывает во всех подробностях об особенностях того или иного вида труда, к примеру, о делах колхозного счетовода Константина Лобова в одноименном очерке («Омская правда». 1952.30 мая). В трехстах газетных строчках отразилась судьба неординарного человека. Характер его, как пишет Ребрин, — «яркобухгалтерский», человек тот скромный и незаметный, но большой знаток своего дела.

В очерках Петра Николаевича очень символичным становится образ собрания, напоминающий встречу мудрецов. Ключевым событием для раскрытия образа становится сцена выступления героя перед народом. В его простых словах - жизненный опыт, зерна рационального и хозяйского подхода к делу.

Показателен в этом плане очерк «Хлеборобы», опубликованный 1 мая 1952 года. Сюжет прост: работой колхоза заинтересовались в столице и просят ответить на несколько вопросов анкеты. Каждый из членов бригады высказывает свою точку зрения. И вот очередь доходит до деда Щербинина: «Человек растет, и урожай растет...» Так и герои произведений Ребрина совершенствуются, относятся с любовью к главному богатству страны — земле, и она их благодарит завидными урожаями. Несколькими десятилетиями позднее уже зрелый мастер Петр Ребрин напишет. «Творческая сила сельского труженика раскрывается в полную силу в коллективах, где люди объединены вокруг общего для данной группы дела... Только в таких коллективах исполнитель становится распорядителем, хозяином, вполне ответственным лицом (5, с. 71).

Через все очерки Ребрина проходит любование автора бытом сельских тружеников, искренне преданных своей малой родине. Образы жителей деревень с газетных полос перекочуют в произведения писателя.

В журналистском творчестве Ребрин часто использует образы света, книги. Герои его стремятся к самообразованию, они становятся просветителями. Сам П.Н. Ребрин писал в то время: «Именно газета должна в первую очередь подхватывать и поддерживать каждое новое начинание» [6, с. 220]. В «Омской правде» в послевоенное время одной из основных тем становится обсуждение новых книг, открытие библиотек.

Как сам Ребрин оценивал свое журналистское творчество? Что дала ему работа в редакции? «Всякий раз, приезжая в деревню, я испытывал состояние какого-то подъема, особой заряженности»...[6, с. 207J. «В газетах популяризуются успехи нашего сельского хозяйства» |6, с. 217]... В очерке «Тюкалинские страницы» можно найти даже переосмысление автором части своей газетной работы. «Все эти фразы из газет: «помочь колхозникам вести сельское хозяйство на основе данных науки и техники»... — громкие слова, и ничего больше» |6, с. 198].

Газетные материалы его коллеги по перу Татьяны Александровны Гончаровой также были созвучны с общей концепцией печатного издания. Если Ребрин-журналисг анализировал трудовые будни сельских тружеников, то Гончарова затрагивала острые темы нравственности. В мае 1949 года в «Омской правде» появились несколько материалов Гончаровой, ее коллеги признали их лучшими. Один из них — «Мерзость» (1949. 22 мая), написанный по материалам судебного дела, возбужденного против отца, издевавшегося над своими детьми. «Мерзость! Она еще смеет быть иногда на нашей земле, расцветая тайно

на отвратительных плевелах прошлого, она еще смеет мешать детскому смеху, ранит юную душу страданием и отчаянием».

В 50-е годы XX века журналисты к судебным делам обращались не часто, только через десятилетия этот метод подачи информации получит большее развитие. Татьяна Гончарова поднимает тему трагедии семьи, искалеченных судеб детей. В «Омской правде» подобная проблематика была на втором плане, так как общезначимые вопросы отводили внимание журналистов от частных. Очерк Гончаровой получил большой общественный резонанс, 12 июня 1949 года в газете появился материал «Мы порицаем Гирмаса». Например, один из возмущенных читателей пишет: «Мне было больно читать о жизни этих бедных детей, о действиях этого морального урода — их отца».

Обращаясь к теме расцвета страны и сельского хозяйства региона, Татьяна Гончарова искала новые грани и методы преподнесения информации. Герои ее очерков, как и в произведениях Ребрина, — передовики производства. И все же в отличие от своего коллеги она дает более подробный портрет героя: «Золотятся светлые, отброшенные со лба волосы. Свежее молодое лицо, ясный взгляд серо-синих глаз с непотухающей веселой искрой в зрачках» («Омская правда». 1950.22 февраля). Гончарова уделяет большое внимание подробностям биографии, ведет диалог с читателем, использует обращения: «Товарищ! Сегодня ты встанешь рано. Праздник войдет к тебе в дом, наполнит душу твою теплом и радостью» («Омская правда». 1950.12 марта).

В журналистском творчестве Гончаровой важнейшим, концептуальным становится образ весны. «Кажется, только вчера, просыпаясь от сна, взглянула она в весеннее небо теплым влажным глазом проталины, и вот уже прошумели ручьи, открылись пашни, загудели трактора и первая борозда готова принять зерно будущего урожая («Омская правда». 1950. 1 мая).

Очерки Гончаровой и Ребрина обогатили редакционную палитру новыми жанровыми, стилистическими красками, яркими образами тружеников омской земли. Работа в «Омской правде» была той золотой серединой, которую искали авторы, видевшие в злободневных темах поэтику и красоту жизни, внутреннего мира героя. Все, что было ими почерпнуто в поездках по районам области, нашло отражение в их творчестве в будущем.

Библиографический список

1. Долгушин, А.П. На ветрах времени / А.П. Долгушин // На ветрах времени. Омская журналистика: вчера, сегодня, завтра. — Омск: Ом. Дом печати, 1999. — 192 с.

2. Бударин, М.Е. Были суровых лет / М.Е. Бударин // Меж дней летящих. Сб. очерков / сост. А. П. Долгушин. — Омск: Кн. иэд-во. 2003. - 240 с.

3. Флаум. Л.М. «Головырино...» и Говорилино/Л.М. Флаум // Омские перепутья: страницы истории. — Омск:Изд-воОмГПУ, 2001 - 105с.

4. Гладкова, И.Б. Литературный образ Омска в очеркистике и эссеистике / И.Б. Гладкова // Ф.М. Достоевский и душа Омска: сб. статей на основе материалов регионального научного семинара. 27 - 28 апреля 2000 г.. г. Омск. - Омск: ОмГУ, 2001. - 266 с.

5. Ребрин, П.Н. Дружба и хлеб / П.Н. Ребрин — М.: Совет. Россия, 1983. — 72 с.

6. Ребрин. П.Н. Тюкалинские страницы / П.Н. Ребрин // Становление: очерки. - М.: Совет, писатель, 1989. - 413 с.

АДАБИР Ольга Александровна, соискатель кафедры русской и зарубежной литературы.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.06.2010 г.

© О. А. Адабнр

Книжная полка

ББК81.411.2/С34

Сидорова, М. Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций [Текст!: учеб. пособие для вузов/М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев.-З-е изд.-М.: Айрис Пресс, 2008.-204 c.-ISBN 978-5-8112-3293-2.

Данное учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных и естественных факультетов и полностью соответствует государственному стандарту РФ. Пособие подходит как для работы в течение семестра, так и для быстрой, самостоятельной подготовки к экзамену или зачету и содержит весь необходимый теоретический и практический материал.

Обучение культуре русской речи происходит через подражание образцам, учит эффективно общаться, защищаться от речевой агрессии и речевого манипулирования сознанием, правильно управлять потоком информации, понимать явные и скрытые смыслы речи и создавать деловые, научные, рекламные и другие тексты.

ББК 81/К78

Кравченко, В. И. Универсальный справочник по грамматике латинского языка [Текст!*, учеб. для вузов / В. И. Кравченко.-М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007.-286, [1 ] с.: табл.-(Учебный курс).-Указ.:с. 274-279.-ISBN 978-5-241-00834-3.

Данная книга предназначена для всех тех, кто изучает латинский язык в университетах и вузах на гуманитарных факультетах, а также в классических гимназиях и школах.

Изложение разделов латинской грамматики в данном пособии принципиально отличается от принятого изложения в различных учебниках. Материал располагается в виде отдельных словарных статей, расположенных в алфавитном порядке. Словарь знакомит читателей с фонетикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом, а также с основами стилистики и пунктуации латинского языка.

Важнейшей новацией словаря является то, что он представляет собой гипертекст, т. е. построен так, что его можно будет читать двумя способами: по алфавиту и от статьи к статье, обращая внимание на гиперссылки (выделенные полужирным шрифтом слова и словосочетания, означающие, что им посвящена отдельная статья).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.