Научная статья на тему 'Омск дореволюционный'

Омск дореволюционный Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД ОМСК / OMSK / МЕСТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LOCAL INDUSTRY / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / SHOPPING CENTRE / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / IMMIGRANTS / ЭКСПОРТ / EXPORT / ЖЕЛЕЗНАЯДОРОГА / ПОСЕЛКИ / RAILWAY / SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметова Шолпан Камалидиновна

Автор воспроизводит облик г. Омска в конце XIX века, характеризует состояние промышленности, процесс заселения города, а также показывает его роль в судьбе кочевых народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-REVOLUTIONARY OMSK

The author reproduces the shape of Omsk late in the XIX-th century and characterizes the industry state, the process of the city settling. She also shows its role in the destiny of the nomadic peoples.

Текст научной работы на тему «Омск дореволюционный»

23. Фиалков Д.Н. По следам Ивана Дмитриевича Бухолца // Известия Омского отделения Всеросс. геогр. об-ва Союза ССР. 1904. № 6 (13). С. 61-66.

24а. Указ Петра I подполковнику И.Д. Бухгольцу о строительстве Ямышевской крепости и о походе в Восточный Туркестан, 1714 г. мая 22 //ЛО ААН. Ф. 21. Оп. 4. Кн. 14. Л. 242-242об.

24б. То же // Памятники сибирской истории XVIII века / под ред. А.И. Тимофеева. СПб.: Тип. МВД, 1882. Кн. 2. № 11. С. 36-37.

24в. То же // Полное собрание законов Российской империи. ПСЗ. Т. V. № 2811. С. 105-106.

24г. То же. [Электронный ресурс]. URL: http ://www. vo stlit.info/Texts/Dokumenty/ China/XVII/16 00-1620/Mezd_otn_centr_azii/81 - 100/84.htm.

25. Чокан Валиханов [Электронный ресурс]. URL: http:// e-history.kz/ru/biography/view/4.

24a. Ukaz Petra I podpolkovniku I.D. Buhgol'cu o stroitel'stve YAmyshevskoj kreposti i o pohode v Vos-tochnyj Turkestan, 1714 g. maya 22 //LO AAN. F. 21. Op. 4. Kn. 14. L. 242-242ob.

24b. To zhe // Pamyatniki sibirskoj istorii XVIII veka / pod red. A.I. Timofeeva. SPb.: Tip. MVD, 1882. Kn. 2. № 11. S. 36-37.

24v. To zhe // Polnoe sobranie zakonov Ros-sijskoj imperii. PSZ. T. V. № 2811. S. 105-106.

24g. To zhe. [Elektronnyj resurs]. URL: http: //www. vo stlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/16 00-1620/Mezd_otn_centr_azii/81 -100/84.htm.

25. Chokan Valihanov [Elektronnyj resurs]. URL: http://e-history.kz/ru/biography/view/4

Лизунов Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук доцент Омского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, старший научный сотрудник Лаборатории экономических исследований Омской области Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, действительный член Русского географического общества.

Соловьёв Анатолий Алексеевич - кандидат физико-математических наук профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии» СИБАДИ; член Общественной палаты Омской области, действительный член Русского географического общества.

Статья поступила в редакцию 17 июля 2016 г.

УДК 94(47) ГРНТИ 03.23.31

ОМСК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ

Ш.К. Ахметова

Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН Россия, 644010, Омск, просп. К. Маркса, 15; marizh.omsk@mail.ru

Автор воспроизводит облик г. Омска в конце XIX века, характеризует состояние промышленности, процесс заселения города, а также показывает его роль в судьбе кочевых народов.

Ключевые слова: город Омск, местная промышленность, торговый центр, переселенцы, экспорт, железная дорога, поселки.

PRE-REVOLUTIONARY OMSK

Sh.K. Ahmetova

Archeology and Ethnography Institute (Siberian Branch) ofRussian Academy of Science Russia, 644024, Omsk, prospektMarksa, 15; marizh.omsk@mail.ru

The author reproduces the shape of Omsk late in the XlX-th century and characterizes the industry state, the process of the city settling. She also shows its role in the destiny of the nomadic peoples.

Keywords: Omsk, the local industry, a shopping centre, immigrants, export, a railway, settlements.

© Ахметова m.K, 2016

УРОКИ ИСТОРИИ

В обзоре Акмолинской области за 1897 г. дана следующая характеристика природно-хозяйственных условий кочевых киргизов: «...большая часть их территорий состоит из обширных песчано-глинистых солонцеватых пространств, которые по почвенным и климатическим условиям пригодны больше для скотоводства, нежели для хлебопашества, и только киргизы могут утилизировать их табунным скотоводством, благодаря своим постоянным перекочевкам с места на место» [1]. Торговое и промышленное значение скотоводства простиралось далеко за пределы области. Степь в различных направлениях была изрезана скотопрогонными трактами, по которым в течение лета непрерывно двигались партии скота в промышленные и торговые центры области. Почти все местные заводы были заняты обработкой скотоводческого сырья, сала, кож, овчин и шерсти. Главным товаром на степных ярмарках были скот и сырые продукты скотоводства [2].

От крепости Железинской до Омской простирались кочевья в 90 кибиток «баганалы-киреевской» волости, которую возглавлял старшина Койбагар. От Омской крепости по линии Тоболной находились кочевья «киреевской» волости. На дистанциях Омской крепости в 1824 г. кочевали 73 кибитки, состоящие из 178 мужчин и 135 женщин [5]. В 1828 г. в Омском округе кочевали 124 кибитки в Прилосевской, Приле-бяжинской, Припокровской, и Причерлаковской станицах [6]. Помимо занятий на кочевье они устраивались еще на разную работу по найму [7]. Некоторые казахи, работавшие по найму, оседали в этих селениях, растворяясь со временем в новой среде [8].

Н.Н. Мартынов в своих воспоминаниях обращает внимание на незначительность местной промышленности в 1890-х гг., представленной в Омске шубным, свечным, салотопенным заводами, производством чернил, несколькими ветряными мельницами, примитивной бойней на окраине и мастерскими Сибирского казачьего войска. С 1892 по 1896 гг. шло строительство первой сибирской железнодорожной магистрали, участок которой от Челябинска до Омска вошел в эксплуатацию в 1894 г. С завершением строительства железнодорожного пути Петербург -Владивосток город и регион начинают стремительно развиваться. По словам Н.Н. Мартынова, «Омск сделался входом, через который в степь хлынули потоки людей, капиталов, товаров. с открытием железной дороги переселение стало более организованным. Эшелонами, переселенческими поездами ехали русские, украинцы,

немцы и голландцы - колонисты из Южной России... Все они садились на землю. Им требовались земледельческие орудия, конная и механическая сила, мясомолочный скот, строительные материалы, водоснабжение в безлесной и безводной степи, медицинская и ветеринарная помощь, ссуды и пособия, потребительское снабжение. С отведенных переселенцам земель автоматически вытеснялись кочевники-казахи, оказавшиеся вынужденными или уходить на юг в глубину степи, или садиться на землю и требовать такой же помощи» [3].

В городе открыли свои представительства столичные и иностранные фирмы, для обслуживания которых открыли свои отделения крупные частные банки, такие как Сибирский торговый банк, Волжско-камский, Русско-Азиатский, Русский банки. Все названные банки, кроме Волжско-камского, опирались на иностранный капитал. Все командные позиции в экономике Западной Сибири и Казахстана были заняты иностранным капиталом, который в первую очередь монополизировал торговлю сельскохозяйственными машинами и экспорт масла. Передовая иностранная машинная техника значительно ускорила развитие сельского хозяйства в Сибири, намного опередившее истощенное земледелие в Центральной России. Массовая скупка масла стимулировала развитие скотоводства и маслодельного производства. Наряду с частным маслодельным производством широкий размах получило артельное производство масла. Высококачественное иностранное оборудование позволяло повысить качество вырабатываемого на экспорт масла [4]. В Омске было занято экспортом масла до 50 контор. Из оборотного капитала, составлявшего более 12 млн рублей, на скупку масла для экспорта в городе уходило 5млн рублей.

Строительство железнодорожной магистрали повлекло бурное развитие экономики региона, результатом которого стало зарождение новых городских поселений по линии магистрали, выросших из станций и пристанционных поселков. Районы, через которые проходили эти железнодорожные магистрали и где расположились станционные поселки, являлись традиционными кочевьями казахов Среднего Жуза.

В пяти километрах от г. Омска на левом берегу Иртыша в Омской станице располагался аул Каржас. Сергей Залыгин вспоминал: «До войны, еще в 30-х годах, там, где нынче возвышаются корпуса Кировского района г. Омска, простиралась степь, в степи, вблизи небольшого озерца, потягивались старые ветлы, а под ветлами стояли юрты казахского аула Каржас. Казахи

водили здесь кобылиц и продавали кумыс. Через Иртыш эти ветлы и этот аул были видны из самого центра Омска» [9]. Остатки этого поселения и его кладбища сохранились на первой надпойменной террасе Иртыша. По рассказам старожилов, до нападения джунгар Каржас был летовкой рода каржас, зимовка которого была в Баянаульских горах. После того, как казаки прогнали джунгар, подразделения ак бура, акша, алтын торе, бабас рода каржас вернулись на старые летние кочевья и остались жить под прикрытием крепости, устроив на этом месте зимовку. Вначале зимовка располагалась на месте летовки в пойме Иртыша, и они продолжали кочевать на небольшие расстояния вдоль левого берега Ир-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Обзор Акмолинской области за 1897 г. Омск, 1899. С. 5.

2. Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 г. Отдел I. СПб., 1911. С. 248.

3. Мартынов Н.Н. Иностранный капитал в дореволюционном Омске (по архивным материалам и воспоминаниям автора) // Известия Омского отдела Географического общества Союза ССР. Омск, 1966. Вып. 8 (15). С. 61-62.

4. Мартынов Н.Н. Иностранный капитал в дореволюционном Омске. С. 62-65.

5. ЦГА РК. Ф. 338. Д. 341, Лл. 3 об., 4.

6. ЦГА РК. Ф. 338. Д. 473. Л.141об.

7. ЦГА РК. Ф. 338. Оп.1. Д. 586. Лл. 22-108.

8. Словцов И.Я. Историческая хроника г. Омска // Архив А.Ф. Палашенкова № 268. С. 6.

9. Залыгин С. Поэтическая история Сибири // Мартынов Л. Поэмы. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1964. С. 11.

10. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Особенности расселения казахского населения в Среднем Прииртышье // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. Астана - Омск, 2013. С. 39-54.

11. Мартынов Л. Аул Каржас // Омская область. 1940. № 8. С. 62.

12. Весь Омск: справочник-указатель на 1913 г.

С. 12.

тыша, доходя до деревни Захламино. Далее (в процессе оседания) на месте бывшей летовки, а затем зимовки, возник стационарный аул Каржас. Постепенно поселение переместилось на первую надпойменную террасу, к кладбищу рода каржас [10]. Известный советский поэт Леонид Мартынов в своих воспоминаниях пишет, что по рассказам стариков аула, «жители Каржаса, казахская беднота, принимали участие во всех почти больших строительствах в Омске и поблизости от города, участвовали в постройке Великого Сибирского железнодорожного пути, работали на постройке магазинов купцов Ганьшина и Шаниной и т. д.» [11]. В 1913 г. в ауле было 45 дворов с числом жителей 237 человек [12].

REFERENCES

1. Obzor Akmolinskoj oblasti za 1897 g. Omsk, 1899. S. 5.

2. Sibirskij torgovo-promyshlennyj kalendar' na 1911 g. Otdel I. SPb., 1911. S. 248.

3. Martynov N.N. Inostrannyj kapital v dorevolyu-cionnom Omske (po arhivnym materialam i vospomi-naniyam avtora) // Izvestiya Omskogo otdela Geografi-cheskogo obshchestva Soyuza SSR. Omsk, 1966. Vyp. 8 (15). S. 61-62.

4. Martynov N.N. Inostrannyj kapital v dorevolyu-cionnom Omske. S. 62-65.

5. CGA RK. F. 338. D. 341, Ll. 3 ob., 4.

6. CGA RK. F. 338. D. 473. L.141ob.

7. CGA RK. F. 338. Op.1. D. 586. Ll. 22-108.

8. Slovcov I.YA. Istoricheskaya hronika g. Omska // Ar-hiv A.F. Palashenkova № 268. S. 6.

9. Zalygin S. Poehticheskaya istoriya Sibiri // Martynov L. Poehmy. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo, 1964. S. 11.

10. Ahmetova SH.K., Tolpeko I.V. Osobennosti rasse-leniya kazahskogo naseleniya v Srednem Priirtysh'e // Kazahstan i Rossiya: nauchnoe i kul'turnoe vzaimodej-stvie i sotrudnichestvo. Astana - Omsk, 2013. S. 39-54.

11. Martynov L. Aul Karzhas // Omskaya oblast'. 1940. № 8. S. 62.

12. Ves' Omsk: spravochnik-ukazatel' na 1913 g.

S. 12.

Ахметова Шолпан Камалидиновна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии. Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН

Статья поступила в редакцию 6 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.