Научная статья на тему 'Олимпийское образование в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в вузах физической культуры'

Олимпийское образование в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в вузах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / OLYMPIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременков Константин Николаевич, Ефременкова Ирина Анатольевна, Ковылин Максим Михайлович

Использование средств олимпийского образования в процессе подготовки бакалавров по физической культуре и спорту осуществляется уже давно, сейчас требуется дальнейшее совершенствование этого процесса. Связано это, прежде всего, с отсутствием целенаправленных разделов олимпийского образования, которые охватывали бы всех студентов с 1-го по 4-й курсы. В процессе анализа статистических данных за период обучения с 2006-2007 по 2009-2010 уч. годы было отмечено значительное повышение уровня общекультурной и профессиональной компетентности студентов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма в экспериментальной группе в ходе трех этапов педагогического эксперимента по внедрению модели, определяющей нормативно-правовые, целевые, содержательные, дидактические, технологические и интегративно-результативные аспекты олимпийского образования, и обобщения данных, полученных в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефременков Константин Николаевич, Ефременкова Ирина Анатольевна, Ковылин Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic education in formation of public cultural and professional competences of bachelors in physical culture higher schools

Application of means of the Olympic education in the course of bachelors` preparation in physical culture and sports has been already carried out for a long time; the further perfection of this process is required now. It is connected firstly with absence of purposeful sections of the Olympic education, which would cover all students of first to fourth courses. In the course of analysis of the statistical educational data beginning from 2006-2007 up to 2009-2010 education years there was substantial increase of level of common cultural and professional competence of students of Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism in experimental group within three stages of pedagogical experiment on introduction of the model, defining standard-legal, target, content, didactic, technological and integral-productive aspects of the Olympic education, and generalization of the data received during research.

Текст научной работы на тему «Олимпийское образование в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в вузах физической культуры»

gy. - 2006. - Vol. 31. - № 6. - P. 703-714.

6. Salivary IgA response to prolonged exercise in a hot environment in trained cyclists

/ S.J. Laing, D. Gwynne, J. Blackwell, M. Williams, R. Walters, N.P. Walsh // Eur. J. Appl.

Physiol. - 2005. - Vol. 93. - № 5-6. - P. 665-671.

7. Karatosun, H. Blood and saliva lactate levels during recovery from supramaximal exercise / H. Karatosun, C. Cetin, M.L. Baydar // Saudi. Med. J. - 2005. - Vol. 26. - № 11. - P. 1831-1832.

8. Variation of salivary immunoglobulins in exercising and sedentary populations / J.L. Francis, M. Gleeson, D.B. Pyne, R. Callister, R.L. Clancy // Med. Sci. Sports Exerc. - 2005. -Vol. 37. - № 4. - P. 571-578.

REFERENCES

1. Gubler, E.V. and Genkin, A.A. (1973), The use of nonparametric statistics in biomedical research, Medicine, Leningrad, USSR.

2. Mikhailov, S.S. and Rosengart, E.V. (2008), "Saliva as the object of biochemical monitoring in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40 No. 6, pp. 5761.

3. Menshikov, V.V., Delektorskaya, L.N., and Zolotnitskaya, R.P. (1987), Laboratory and methods in the clinic, Medicine, Moscow, Russian Federation.

4. Cavas, L., Arpinar, K. and Yurdakoc, P. (2005), "Possible interactions between antioxidant enzymes and free sciatic acids in saliva: a preliminary study on elite judoists", Int. J. Sports Med, Vol. 26 No. 10, pp. 832-835.

5. Kivlighan, K.T. and Granger D.A. (2006), "Salivary alpha-amylase response to competition: relation to gender, previous experience, and attitudes", Psychoneuroendocrinology, Vol. 31 No.6, pp. 703-714.

6. Laing, S.J., Gwynne D., Blackwell J., Williams M., Walters R. and Walsh N.P. (2005), "Salivary IgA response to prolonged exercise in a hot environment in trained cyclists", Eur. J. Appl. Physiol., Vol. 93 No. 5-6, pp. 665-671.

7. Karatosun, H., Cetin C. and Baydar M.L. (2005), "Blood and saliva lactate levels during recovery from supramaximal exercise", Saudi. Med. J., Vol. 26 No. 11, pp. 1831-1832.

8. Francis, J.L., Gleeson, M., Pyne, D.B., Callister, R. and Clancy, R.L. (2005), "Variation of salivary immunoglobulins in exercising and sedentary populations", Med. Sci. Sports Exerc., Vol. 37 No. 4, pp. 571-578.

Контактная информация: sabnova@yandex.ru

УДК 796

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Москва

Аннотация

Использование средств олимпийского образования в процессе подготовки бакалавров по физической культуре и спорту осуществляется уже давно, сейчас требуется дальнейшее совершенствование этого процесса. Связано это, прежде всего, с отсутствием целенаправленных разделов олимпийского образования, которые охватывали бы всех студентов с 1-го по 4-й курсы. В процессе

анализа статистических данных за период обучения с 2006-2007 по 2009-2010 уч. годы было отмечено значительное повышение уровня общекультурной и профессиональной компетентности студентов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма в экспериментальной группе в ходе трех этапов педагогического эксперимента по внедрению модели, определяющей нормативно-правовые, целевые, содержательные, дидактические, технологические и интегративно-результативные аспекты олимпийского образования, и обобщения данных, полученных в ходе исследования.

Ключевые слова: компетентность, олимпийское образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p62-66

OLYMPIC EDUCATION IN FORMATION OF PUBLIC CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE

HIGHER SCHOOLS

Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow

Annotation

Application of means of the Olympic education in the course of bachelors' preparation in physical culture and sports has been already carried out for a long time; the further perfection of this process is required now. It is connected firstly with absence of purposeful sections of the Olympic education, which would cover all students of first to fourth courses. In the course of analysis of the statistical educational data beginning from 2006-2007 up to 2009-2010 education years there was substantial increase of level of common cultural and professional competence of students of Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism in experimental group within three stages of pedagogical experiment on introduction of the model, defining standard-legal, target, content, didactic, technological and integral-productive aspects of the Olympic education, and generalization of the data received during research.

Keywords: competence, Olympic education.

ВВЕДЕНИЕ

Использование средств олимпийского образования в процессе подготовки бакалавров по физической культуре и спорту осуществляется уже давно, сейчас требуется дальнейшее совершенствование этого процесса. Связано это, прежде всего, с отсутствием целенаправленных разделов олимпийского образования, которые охватывали бы всех студентов с 1-го по 4-й курсы. В этой связи, необходимо предусмотреть специальную подготовку по олимпийскому образованию на всех четырех курсах. Это будет способствовать, с одной стороны, более качественной профессиональной подготовке бакалавров по выпускаемым специальностям, а с другой - подготовке студентов, способных к преподаванию олимпийского образования среди различных социально-демографических групп. Подробная структура поэтапного формирования готовности (компетентности) будущего бакалавра в области физической культуры к реализации олимпийского образования в учебной, научной и внеучебной деятельности была представлена в предыдущих публикациях авторов [1,2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе анализа статистических данных за период обучения с 2006-2007 по 2009-2010 уч. годы было отмечено значительное повышение уровня общекультурной и профессиональной компетентности студентов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ) в экспериментальной группе в ходе трех этапов педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент состоял во

внедрении модели, определяющей нормативно-правовые, целевые, содержательные, дидактические, технологические и интегративно-результативные аспекты олимпийского образования, и обобщения данных, полученных в ходе исследования. Так, число бакалавров по общекультурным компетенциям (ОК) в экспериментальной группе (ЭГ-1), достигших высокого уровня, увеличилось на 24% и составило 39%, а по общепрофессиональным компетенциям (ОП) - на 24,7%, что составило 37,2%.

В контрольной группе подобная динамика не наблюдалась: по ОК число бакалавров в контрольной группе (КГ-1), достигших высокого уровня, составило 14,8% от первоначальных 15%, а по ОП увеличение было незначительно - всего на 0,3%.

Эффективность предложенной нами модели олимпийского образования в конце выпускного курса (2009-2010 уч. г.) определялась с помощью коэффициента, который рассчитывается по формуле: пэксп. = хJхк, где в нашем случае:

"Лэкоп. - коэффициент эффективности экспериментальной модели олимпийского образования;

хэ (ЭГ-1) - среднее арифметическое значение проявлений высокого уровня общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра физической культуры в экспериментальной группе (ЭГ-1);

хк (КГ-1) - среднее арифметическое значение проявлений высокого уровня общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра физической культуры в контрольной группе (КГ -1).

В итоге мы получили результаты, которые демонстрируют высокий уровень сформированности общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра физической культуры. Данные расчета приведены в табл. 1.

Таблица 1

Коэффициент эффективности экспериментальной модели олимпийского образования по формированию общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра физической культуры в экспериментальной группе (ЭГ-1) и в контрольной

группе (КГ-1) (СГАФКСТ)

Компоненты общекультурной (ОК) и профессиональной компетентности (ПК) бакалавра физической культуры Высокий уровень (ОК) и (ПК) компетентности (%) Высокий уровень (ОК) и (ПК) компетентности (%) Коэффициент эффективности (п)

х (ЭГ-1) (п=110) х (КГ-1) (п=100) (п)

ОК-1 5,73 3,74 1,53

ОК-2 29,41 7,39 3,97

ОК-3 16,20 5,93 2,73

ОК-5 14,25 10,34 1,38

ОК-6 23,92 8,62 2,77

ОК-7 19,73 8,63 2,28

ОК-8 14,25 13,34 0,91

ОК-9 22,17 12,08 1,84

0К-10 27,55 7,37 3,74

ОК-11 15,20 8,93 1,70

ОК-12 13,25 11,34 1,16

ОК-13 28,51 7,34 3,88

ОК-19 19,26 6,93 2,78

ПК-2 24,19 12,08 2.0

ПК-3 23,92 9,62 2,49

ПК-4 9,77 2,34 4,17

ПК-5 18,63 8,89 2,09

ПК-6 21,99 7,66 2,87

ОК и ПК (среднее значение) 19,33 8,5 2,46

Значения критерия Фишера Ф* = 2,46 при р = 0,05

Достаточно высокие значения пэксп. (2,46) убедительно свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели олимпийского образования по формированию общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра физической культуры. Анализ эффективности процесса формирования разных компонентов общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра физической культуры показал, что наибольшее значение п эксп. (3,97) наблюдается при формировании ОК-2 - уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий, способность к диалогу с представителями других культур и государств. (См. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»). При формировании профессиональных компетенций наибольшее значение (п эксп=4,17) у ПК-4, а это значит, бакалавр умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися; умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В ходе сравнительного этапа эксперимента был также проведен корреляционный анализ между элементами компетентности с целью определения зависимости и характера взаимосвязи между ними. Для этого был использован метод ранговой корреляции rs Спирмена. Среднее значение коэффициента корреляции между элементами компетентности составляет 0,323 при р =0,015. Это свидетельствует о том, что положительная корреляция существует. Особенно ярко проявляется положительная корреляционная зависимость, выявленная между 0К-2;0К-10;0К-13: ОК-2 - rs=0,387 при р<0,01; 0К-10 rs=0,361 при р< ,01; ОК-13 rs=0,394 при р<0,05. Это подтверждает тезис об интегративном характере формируемых компетентностей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, система профессиональной подготовки на основе олимпийского образования позволяет получить гораздо более высокие результаты в процессе формирования основ общекультурной и профессиональной компетентности бакалавров физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров, А.Г. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования / Егоров А.Г., Ефременков К.Н., Петлеваный Г.Ф. // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 25-26.

2. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К. Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.

REFERENCES

1. Egorov, A.G., Efrenenkov K.N. and Petlevany, G.F. (2000), "Diversity of Olympus and the dynamics of Olympic education", Theory and practices of physical training, No. 9, pp. 25-26.

2. Efremenkov, K.N., Silkin, A.S. and Kovylin, M.M. (2011), "Experimental model of the Olympic education in conditions of reformation of the system of higher physical education

in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 Vol. 72, pp. 29-37.

Контактная информация: smolirina@mail.ru

УДК 797.12

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ГРЕБЛЕ НА

БАЙДАРКАХ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор,

Галина Николаевна Семаева, кандидат биологических наук, доцент, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва,

Сергей Викторович Верлин, заслуженный тренер России,

главный тренер сборных команд России по гребле на байдарках и каноэ,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье приведены результаты корреляционного анализа значимых показателей подготовленности на соревновательном этапе годичного цикла подготовки мужской и женской сборной команды России по гребле на байдарках. Были обследованы мужская и женская сборные команды России по гребле на байдарках в количестве 40 человек на соревновательном этапе годичного цикла подготовки. В ходе исследования изучались 33 параметра, отражающие деятельность кардио-респираторной системы, темп движений, скоростные характеристики и показатели крови при проведении тестирующих процедур.

В результате проведенных исследований можно заключить, что проведенный корреляционный анализ позволит более адекватно корректировать тренировочный процесс на соревновательном этапе годичного цикла подготовки мужской и женской сборной команды России по гребле на байдарках.

Ключевые слова: квалифицированные спортсмены, соревновательный этап годичного цикла подготовки, корреляционный анализ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p66-69

RESEARCH OF CORRELATION OF THE INDICATORS SECURING ACHIEVEMENT OF THE HIGH RESULTS IN ROWING ON KAYAKS

Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Galina Nikolaevna Semaeva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, All-Russian Research Institute of Physical Education, Moscow,

Sergey Viktorovich Verlin, the deserved trainer of Russia, Head coach of national teams of Russia on rowing on kayaks and canoe,

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the results of correlation analysis of significant indicators of readiness at competitive stage of annual cycle of preparation of male and female national team of Russia on rowing on kayaks. Male and female national teams of Russia on rowing on kayaks have been surveyed in quantity of 40 persons at competitive stage of annual cycle of preparation. During research 33 parameters, reflecting activity of cardio-respiratory system, rate of movements, high-speed characteristics and blood indicators, have been studied under testing procedures.

As a result of researches it is possible to conclude that carried out correlation analysis will allow to correct more adequately the training process at competitive stage of annual cycle of preparation of male

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.