Научная статья на тему 'ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипник Галина Михайловна, Гончарова Екатерина Валерьевна, Зяблова Елена Юрьевна

Олимпийское образование студентов является неотъемлемой частью процесса обучения в неязыковом вузе спортивного профиля. Глубокое погружение в тематику Олимпийских игр посредством иностранного языка позволяет студенту пополнить знания как в области иностранного языка, так и в сфере спортивного Олимпийского движения. В процессе обучения на занятиях по иностранному языку на основе коммуникативного метода и творческого подхода достигается положительный результат, который выражается в приобретении знаний, умений, навыков.Олимпийская тематика всегда актуальна в спортивном вузе, где она проявляет себя в том или ином виде на занятиях по различным предметам и особенно при изучении иностранного языка. Принимая во внимание систематичность проведения Олимпийских игр как грандиозного международного мероприятия, люди всего мира участвуют в нём. У студентов спортивного вуза тематика Олимпийских игр вызывает интерес, особенно перед и после проведения Олимпийских игр в разных странах. Изучение иностранного языка становится более продуктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипник Галина Михайловна, Гончарова Екатерина Валерьевна, Зяблова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLYMPIC EDUCATION FOR STUDENTS OF THE SPORTS INSTITUTE AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The Olympic Education is an integral part of the educational process in the non-language university of the sports profile. Deep immersion in the topic of the Olympic Games by means of a foreign language let students to improve their knowledge both in the field of a foreign language and the sports Olympic movement. The positive result in the process of foreign language learning is achieved by means of the communicative method and creative approach and let students attain deeper knowledge, abilities and skills.The Olympic topic is urgent at the sports university, where it is used at the lessons on different subjects especially at the foreign language study. Taking into consideration the system of conducting of the Olympic Games as the great international event, people of all the world take part in it.The Olympic Games evoke great interest of sports university students, especially before and after carrying out the Olympic Games in different countries. Learning a foreign language becomes more productive.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Олимпийское образование студентов спортивного вуза на занятиях по иностранному языку

Скрипник Галина Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» E-mail: galina.bodrina@mail.ru

Гончарова Екатерина Валерьевна,

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» E-mail: sidorkina-ekater@mail.ru

Зяблова Елена Юрьевна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» E-mail: zyblova_elena@mail.ru

Олимпийское образование студентов является неотъемлемой частью процесса обучения в неязыковом вузе спортивного профиля. Глубокое погружение в тематику Олимпийских игр посредством иностранного языка позволяет студенту пополнить знания как в области иностранного языка, так и в сфере спортивного Олимпийского движения. В процессе обучения на занятиях по иностранному языку на основе коммуникативного метода и творческого подхода достигается положительный результат, который выражается в приобретении знаний, умений, навыков.

Олимпийская тематика всегда актуальна в спортивном вузе, где она проявляет себя в том или ином виде на занятиях по различным предметам и особенно при изучении иностранного языка. Принимая во внимание систематичность проведения Олимпийских игр как грандиозного международного мероприятия, люди всего мира участвуют в нём. У студентов спортивного вуза тематика Олимпийских игр вызывает интерес, особенно перед и после проведения Олимпийских игр в разных странах. Изучение иностранного языка становится более продуктивным.

Ключевые слова: студенты, олимпийское образование, иностранный язык, коммуникативный метод.

о с

U со

Введение

Цель исследования состояла в выявлении уровня знаний студентов по Олимпийской тематике, как одного из компонентов культуры и образованности молодёжи, обучающейся в спортивном вузе.

Задачами исследования являлось раскрытие содержания понятия «Олимпийское образование», выявление степени информированности об Олимпийских играх обучающихся в высшем учебном заведении спортивного профиля, реализация олимпийского образования на занятиях по иностранному языку.

В качестве методов исследования применялись теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, наблюдение, беседа, дискуссии, коммуникативный метод, проектирование.

В мире в последние 20 лет произошёл раскол в олимпийском движении. Откровенно несправедливые решения МОК по поводу отрешения российского спорта от Олимпийских игр, наложение санкций на проведение международных соревнований внутри РФ, отстранение наших спортсменов от участия в крупных соревнованиях мирового уровня, якобы из-за допинга и другие обвинения против российских спортсменов, спортивных федераций привело к изменению конфигурации самих Олимпийских игр. Студентам необходима правдивая информация для пополнения знаний по данной тематике. Изучение материала на иностранном языке позволит студенту спортивного вуза использовать информацию при общении с иностранцами, спортсменами из разных стран, туристами, студентами спортивного вуза, которые принимают участие в международных соревнованиях в нашей стране или за рубежом, осуществлять поиск необходимой информации и источников в интернете на иностранном языке, вести переписку со знакомыми из-за рубежа [5].

Многие учёные-педагоги, как и сам Пьер де Ку-бертен, прилагали большие усилия для популяризации Олимпийских игр и олимпийского движения в разных странах и для объединения государств с целью развития мира и дружбы. Пьер де Кубер-тен, как основатель международного олимпийского комитета, выступал за олимпийское образование. Он, будучи идеалистом, представлял себе, что спорт необходим для развития тела, ума и души. Он также расширил взгляд на спорт и олимпийское движение, как необходимость распространения олимпийских ценностей и интернационализма.

В 1970-е годы Ноберт Мюллер соединил спорт и культуру, назвав это единство «Олимпийским образованием» [3]. Данный термин можно рассматривать как метапредмет, т.е. олимпийское образование как педагогический процесс приобщения к идеям, идеалам, ценностям олимпийского движения, формирования Олимпийского мировоззрения, олимпийской ментальности и олимпийской культуры человека [2].

Столяров В.И. рассматривает олимпийское образование как педагогическую деятельность, которая направлена на приобщение к идеалам, ценностям участников этого движения, формированию у них знаний, потребностей изучать историю Олимпийских игр [6].

Результаты исследования и их обсуждение

На данный момент существуют различные спортивные организации такие, как Международная олимпийская академия (МОА), Олимпийский музей, Национальные олимпийские академии (НОА), Международные центры олимпийских исследований и образования, Международный комитет Пьера де Кубертена, Международный олимпийский комитет, которые призваны решать главные проблемы олимпийского образования молодежи, студентов и населения [1].

Согласно последним решениям, МОК предполагает активизировать олимпийское образование в рамках национальных олимпийских комитетов (НОК).

В соответствии с Олимпийской хартией, одной из важнейших задач национальных олимпийских комитетов является распространение олимпийских знаний посредством реализации программ олимпийского образования на всех уровнях. В «Олимпийской хартии» в главе, где характеризуются «миссия и роль НОК», специально подчёркивается, что они «должны пропагандировать на национальном уровне, в рамках спортивной деятельности, основополагающие принципы олимпизма и способствовать, помимо прочего, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах. НОК способствуют созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию [4].

В спортивном вузе тематика Олимпийских игр, международного спортивного движения, как и проблемы этого движения в целом не только интересны по объёму информативности, но и по культурологической, образовательной составляющей. Дисциплина «История Олимпийских игр» изучается студентами 1-ых курсов во всех вузах (академиях, университетах институтах) спортивного профиля РФ. Кроме того, в различных вузах, колледжах, где проводятся занятия по ФК и спорту, медицине данная тематика присутствует.

На занятиях по иностранному языку со студентами 1-го курса Олимпийскому образованию уделяется серьёзное внимание. Обучение строится

на текстах основного учебника, где представлены 6 текстов разного объёма. Все тексты имеют высокую степень историчности, патриотическую направленность, широко употребляемую грамматику. После изучения таких текстов проводится общение на иностранном языке студентов с преподавателем, но и студента со студентами, которое развивает мышление и речь на иностранном языке.

Опрос студентов первого курса был проведён в октябре 2022 года на русском языке по выяснению образованности и осведомленности, связанных с тематикой Олимпийского образования (1 шаг).

Второй опрос был проведен в феврале 2023 года на английском языке также по Олимпийской проблематике (2 шаг).

В промежуточный период была проведена интенсивная работа с этими же студентами по расширению круга знаний по Олимпийской тематике. Было выявлено значительное улучшение в фонетике, лексике и грамматике английского языка.

Кроме учебного материала нами использовались дополнительные материалы сопровождения данной тематики. Студенты открыли для себя «новые слова» - интернационализмы, названия видов спорта, заимствования из французского, латинского, греческого и других языков.

В работе над лексикой по Олимпийской тематике внимание обращалось на противоречия в написании слов и их звучании. Эксперимент проводился на основе командного метода.

Сожаление вызывает малое количество учебных часов, которые выделены на иностранный язык. А для будущих профессионалов из области спорта, ФК, такое обучение могло бы играть неоценимую роль как в настоящее время, так и в будущей работе. Как известно, коммуникативный метод рассматривается как система развития языковых навыков через ситуации, приближенные к реальной жизни, что помогает развивать разговорную речь, письмо, чтение и аудирование, а также метод проектов, когда студентам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Коммуникативный метод, прежде всего, фокусируется не на правильности языковых структур, а на: 1) взаимодействии обучающихся в процессе общения, когда необходимо создавать и обыгрывать как можно больше диалогов и сцен; 2) достижении коммуникативной цели; 3) попытках объяснить любой предмет другими словами, то есть развивать перефразирование; 4) расширении компетенций обучающегося посредством общения с другими участниками.

Для повышения эффективности реализации олимпийского образования, как благоприятного фактора профессиональной подготовки бакалавров физической культуры, на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» при изучении раздела

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

«Олимпийские игры» студентам предлагается выполнить следующие задания:

1) Групповые учебные проекты по таким темам, как «Мифы и предположения о возникновении Олимпийских игр Древней Греции», «Ритуалы, традиции древних Олимпийских игр», «Новые летние и зимние олимпийские виды спорта», «Дорога на Олимп», «Участие Советских спортсменов в Олимпийских играх», «Российские чемпионы Олимпийских игр», «Роль МОК в Олимпийском движении», «Участие женщин в Олимпийских играх», «Символы, девизы, и талисманы Олимпийских игр», «Президенты МОК (анализ деятельности, вклад в развитие олимпийского движения)», «Новые тенденции в развитии мирового олимпийского движения в 19 веке» и т.д. (работа над такими проектами учит студентов ответственности за выполнение своей части задания в проекте, а также командной работе даёт простор для творческой и созидательной деятельности; достигать хороших результатов в изучении иностранного языка).

2) Дискуссии на английском языке о проблемах допинга в спорте высших достижений, спорте вне политики, расовой дискриминации, бойкотах (на таких практических занятиях используются принципы «Фэйр Плей» - самоконтроль, уважение к оппоненту).

3) Лексико-грамматические упражнения на отработку вводимой лексики по олимпийской тематике и необходимых грамматических структур.

4) Тексты с проверкой понимания прочитанного и вопросами для обсуждения.

5) Диалоги для последующей инсценировки.

6) Задания на описание картинок.

7) Написание статей и сочинений, рассказов о спортсменах.

8) Задания на комментирование спортивных состязаний.

9) Просмотр видеоматериалов по теме олимпийских игр и выполнение заданий к ним.

10) Составление англо-русского словаря летних и зимних видов спорта с добавлением комментариев в виде интересных фактов, в том числе о выдающихся спортсменах в каждом виде спорта.

Приведём примеры некоторых заданий по разделу «Олимпийские игры» с применением слайдов; речь идет о цитатах выдающихся спортсменов для заучивания; о летних видах спорта, что изображены на картинках, о зимних видах спорта, что изображены на картинках, посмотреть видео и ответить на вопросы, посмотреть на логотип и определить страну, перевести предложения с русского на английский язык.

Заключение

о

Как показывает практика, предложенные методы со и материалы помогают вести целенаправленную еЗ работу по формированию идеологии, дружбы, взаи-]| мопонимания, коммуникативности, а также целост-

ной картины олимпийского движения в мире. При изучении тем спортивной тематики достигаются и решаются следующие цели и задачи: студенты учатся на основе работы в паре или группе осваивать новую лексику по теме «Олимпийские игры» и применять ранее изученный речевой материал. В ходе создания проекта умеют представить результат групповой работы в виде монологического высказывания; совершенствуют умения извлекать информацию из текста, интернета; формируют навыки и умения оформления устных высказываний [7].

Олимпийское образование посредством занятий на иностранном языке осуществляется в течение десяти занятий в аудитории и двух дополнительных мероприятий в интерклубе во внеурочное время. В результате студенты могут сами готовить презентации и сопроводительный материал, используя иностранный язык. Отмечено, что такой метод вызывает конкуренцию, желание блеснуть знаниями как в иностранном языке, так и в Олимпийской тематике.

Литература

1. Баринов С.Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности МОА // Всемирные юношеские игры под патронатом Международного олимпийского комитета: материалы Меж-дунар. науч. форума «Молодежь-Наука-Олим-пизм» под патронатом Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки. Москва, 14-18 июля 1998 г. - М., 1998. - С. 51.

2. Иванов С.А. Олимпийское образование как метапредмет // Веснк МДПУ iмя 1.П. Шамяю-на. - 2011. - № 3 (32). - URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/olimpiyskoe-obrazovanie-kak-metapredmet (дата обращения: 01.02.2023).

3. Мюллер Н. Олимпийские образовательные программы / Н. Мюллер // Программа и реферат. Международный предолимпийский научный конгресс 1996 года, 10-14 июля 1996 года, Даллас, Техас, США, 1996. - С. 76.

4. Олимпийская хартия (перевод с англ.). - URL: https://olympic.ru/wp-content/uploads/2022/03/ 0limpijskaya-hartiya-08-avgusta-2021.pdf

5. Скрипник Г.М. Совершенствование системы олимпийского образования в физкультурном вузе / Г.М. Скрипник, М.В. Барсукова Физкультурное образование в странах Северо-Востока, Азии на рубеже веков: материалы международной научной конференции, 10-11 июля, 2001 г. / под редакцией С.С. Добровольского -Хабаровск: ДВГАФК, 2001 г. - С. 217.

6. Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, дух. Ценности, культура. - М., 1997 г. - вып. 6. - С. 71-233.

7. Шавкиева Д. Ш., Абдураимов Ш. Ш-У. Изучение темы «Олимпийские игры» на уроках английского языка // Научный журнал. -2017. - № 4 (17). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/izuchenie-temy-olympiyskie-igry-na-

urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 11.02.2023).

THE OLYMPIC EDUCATION FOR STUDENTS OF THE SPORTS INSTITUTE AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Skripnik G.M., Goncharova E.V., Zyablova E. Yu.

Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

The Olympic Education is an integral part of the educational process in the non-language university of the sports profile. Deep immersion in the topic of the Olympic Games by means of a foreign language let students to improve their knowledge both in the field of a foreign language and the sports Olympic movement. The positive result in the process of foreign language learning is achieved by means of the communicative method and creative approach and let students attain deeper knowledge, abilities and skills. The Olympic topic is urgent at the sports university, where it is used at the lessons on different subjects especially at the foreign language study. Taking into consideration the system of conducting of the Olympic Games as the great international event, people of all the world take part in it.

The Olympic Games evoke great interest of sports university students, especially before and after carrying out the Olympic Games in different countries. Learning a foreign language becomes more productive.

Keywords: students, Olympic Education, foreign language, communicative method.

References

1. Barinov S. Yu. Problems of Olympic education in the activities of the MOA // World Youth Games under the auspices of the International Olympic Committee: materials of the Intern. scientific forum «Youth-Science-Olympism» under the auspices of the World Council for Physical Education and Sports Science. Moscow, July 14-18, 1998 - M., 1998. - p. 51.

2. Ivanov S.A. Olympic education as a meta-subject // Bulletin of MDPU named after I.P. Shamyakina. - 2011. - No. 3 (32). -URL: https://cyberleninka.ru/article/iVolimpiyskoe-obrazovanie-kak-metapredmet (Accessed February 1, 2023).

3. Muller N. Olympic Education Programmes // Program and Abstract Book. The 1996 International Pre-Olympic Scientific Congress, 10-14 July 1996, Dallas, Texas, USA, 1996. - p. 76.

4. Olympic Charter (translated from English). - URL: https:// olympic.ru/wp-content/uploads/2022/03/Olimpijskaya-hartiya-08-avgusta-2021.pdf

5. Skripnik G.M. Improvement of the Olympic educational system at the physical culture institute / G.M. Skripnik, N.V. Barsuko-va Physical Culture education in the North East of Asia on the at the turn of the centuries: International Scientific Conference, 10-11 July, 2001. - p. 217.

6. Stolyarov V.I. Olympic education and the Spartan system of the education // Sport, spiritual values, culture. - M., 1997. - Issue. - 6. - pp. 71-233.

7. Shavkieva D. Sh., Abduraimov Sh. Sh.-U. Studying the topic «Olympic Games» at English lessons // Scientific journal. - 2017. - № 4 (17). - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/izuchenie-temy-olympiyskie-igry-na-urokah-angliyskogo-yazyka (Accessed February 11, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.