Научная статья на тему 'Олимпийское образование как метапредмет'

Олимпийское образование как метапредмет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1940
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

В статье рассматривается проблема олимпийского образования как метапредмета.Автор предлагает рассматривать современное олимпийское образование не как отдельныйпредмет, группу предметов, учебную дисциплину или спецкурс, а как метапредмет.Надпредметность олимпийского образования заключается в том, что: оно представленона уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием; олимпийскимобразованием можно заниматься не только на занятиях физической культурой, но и в процессеизучения других учебных дисциплин; олимпийское образование может включаться практическиво все виды учебно-воспитательной работы; олимпийское образование является неотъемлемымкомпонентом повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the problem of Olympic education as metasubject is considered. The author suggests to consider modern Olympic education not as a separate subject, a group of subjects, a study discipline or a special course but as a metasubject. The supersubjectiveness of the Olympic education is as follows: it is presented on all educational levels, beginning from preschool and finishing the higher education; it is possible to be engaged in Olympic education not only at physical culture training, but also in the course of studying of other study disciplines; the Olympic education can be included in all kinds of teaching and educational work; the Olympic education is an integral component of improvement of professional skill of the pedagogical staff.

Текст научной работы на тему «Олимпийское образование как метапредмет»

88

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 796.032:796.015:378-057.875(476.2)

С. А. Иванов

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТ

В статье рассматривается проблема олимпийского образования как метапредмета. Автор предлагает рассматривать современное олимпийское образование не как отдельный предмет, группу предметов, учебную дисциплину или спецкурс, а как метапредмет. Надпредметность олимпийского образования заключается в том, что: оно представлено на уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием; олимпийским образованием можно заниматься не только на занятиях физической культурой, но и в процессе изучения других учебных дисциплин; олимпийское образование может включаться практически во все виды учебно-воспитательной работы; олимпийское образование является неотъемлемым компонентом повышения квалификации педагогических кадров.

Введение

В настоящее время образование подрастающей молодежи претерпевает серьезное изменение. Появляются новые направления в образовании. Одним из таких направлений является олимпийское образование.

Впервые понятие об олимпийском образовании было сформулировано в 1968 году на 8-ой сессии Международной олимпийской академии [1, 93] и с тех пор рассматривается как один из видов гуманитарного образования.

Олимпийское образование - это педагогический процесс приобщения к идеям, идеалам и ценностям олимпийского движения, формирования олимпийского мировоззрения, олимпийской ментальности и олимпийской культуры человека.

Данный вид образования является составной частью физкультурного образования.

В Республике Беларусь ведется целенаправленная работа по внедрению в учебный процесс олимпийского образования, которое предоставляет огромные возможности для формирования нравственных принципов, воспитания человека как активного участника общественной жизни. Реализуются различные проекты и программы, создаются инновационные площадки. В стране практически создана система олимпийского образования, реализуемая на всех уровнях: начиная дошкольным и заканчивая высшим.

Проблематикой олимпийского образования занимается Национальный олимпийский комитет (НОК) Республики Беларусь, Представительства НОК в областях, а также общественная организация «Белорусская олимпийская академия», которая является своеобразным координационным центром системы олимпийского образования и участников образовательного процесса. Академия выполняет организационную, координирующую, трансляционную, коммуникативную и другие функции [2].

Создана и активно функционирует комиссия по олимпийскому образованию, возглавляемая Председателем Президиума общественной организации «Белорусская олимпийская академия», профессором М. Е. Кобринским. Одним из результатов деятельности данной комиссии является изданный в 2005 г. «Белорусский олимпийский учебник» - первое полномасштабное издание по истории олимпийского движения и олимпийскому образованию в Республике Беларусь [3].

Активно разрабатываются методологические, концептуальные, идейно-теоретические и ценностно-мотивационные основы олимпийского образования [2], [4]-[6]. Технологические основы внедрения олимпийского образования раскрываются в работах М. Е. Кобринского и И. И. Гуслистовой [7].

Однако проблема метапредметности олимпийского образования остается мало изученной. Рассматривались отдельные вопросы олимпийского образования в процессе изучения общеобразовательных предметов в школе [8].

Цель исследования. Определить и описать метапредметное содержание олимпийского образования на разных ступенях образования.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

89

Результаты исследования и их обсуждение

Современное олимпийское образование следует рассматривать не как отдельный предмет, группу предметов, учебную дисциплину или спецкурс. Его следует рассматривать как метапредмет.

Знакомство ребенка с олимпийским движением начинается с детского сада. Здесь могут использоваться самые разнообразные формы работы, включенные в игровую деятельность ребенка, поскольку таковая в этом возрасте является основной. В первую очередь олимпийским содержанием должны быть наполнены обязательные занятия физической культурой. Эго могут быть тематические и сюжетные занятия по олимпийским видам спорта. Возможно включение в игровую деятельность детей элементов таких олимпийских видов спорта, как футбол, волейбол с воздушными шарами, хоккей с мячом, легкая атлетика, плавание, гимнастика и др. Элементы этих видов спорта могут быть включены в программу Малых Олимпийских игр - одной из самых популярных форм олимпийского образования в дошкольном учреждении (фото 1, 2). Малые Олимпийские игры проводятся по заранее разработанному сценарию с использованием олимпийской атрибутики (флаг, огонь, олимпийские кольца и т. д.) и ритуала Олимпийских игр. Олимпийским содержанием могут быть наполнены и другие формы физкультурнооздоровительной работы в детском саду (Дни здоровья, спортивные праздники и т. п.).

Фото 1, 2 - Малые Олимпийские игры в дошкольном учреждении

90

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Методическое и информационное сопровождение форм физкультурно-оздоровительной работы может включать: сценарии спортивных мероприятий и театрализованных представлений, подвижные и спортивные игры, наглядный и иллюстративный материал, загадки, сказки, легенды и мифы об Олимпийских играх, мультфильмы и многое другое.

В детских садах можно создавать олимпийские уголки и спортивные стенды, где бы отражалась спортивная жизнь учреждения. Также с детьми можно проводить конкурсы, викторины и диспуты о спорте, олимпийском движении.

В процессе изучения букв и цифр возможно использование «Олимпишкиного алфавита», где дети параллельно могут узнать, какие виды спорта являются олимпийскими.

На занятиях рисования, лепки и в процессе других форм художественно-эстетической деятельности дети также могут познакомиться с увлекательным миром спорта и Олимпийских игр, рисуя спорт, исполняя песни о спорте, участвуя в спортивно-театрализованных мероприятиях.

В системе общего среднего образования олимпийское образование школьников продолжается. В основном, приобщение школьников к ценностям и идеалам олимпизма происходит на уроках физической культуры и здоровья. В учебной программе 2008 года по предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений раздел «знания» представлен различным учебным материалом, в том числе и олимпийским.

Так же, как и в дошкольных учреждениях, проводятся Малые Олимпийские игры в учреждениях общего среднего образования (в качестве примера может служить СОШ № 72 г. Гомеля, фото 3, 4).

Фото 3, 4 - Малые Олимпийские игры в школе

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

91

Однако олимпийское образование может транслироваться и в процессе изучения общеобразовательных предметов.

В начальной школе на уроках по предмету «Мая Радзіма - Беларусь» дети знакомятся с достижениями страны в мировом олимпийском движении. Изучая предмет «Человек и мир», дети могут узнать об Олимпийских играх как мероприятии, которое объединяет все страны, а также в каких странах и на каких континентах проходили игры. Часть уроков изобразительного искусства можно посвятить созданию рисунков, поделок на олимпийскую тематику. На уроках счета и математики - решение задач с олимпийским содержанием (к примеру, на общее количество медалей, на соотношение медалей и т. п.). Можно знакомиться с олимпийским движением и на уроках чтения и языков, изучая отдельные рассказы и произведения о выдающихся белорусских спортсменах, их воле, мужестве и благородстве.

В средней и старшей школе:

- на уроках истории знакомство с историей Древней Греции - это, в частности, и знакомство с этой цивилизацией как колыбелью олимпийского движения. А изучение истории суверенной Беларуси без изучения ее спортивных и олимпийских достижений просто невозможно;

- на уроках математики, изучая теорему Пифагора, ученикам можно сказать о том, что великий математик также был и Олимпийским чемпионом, подчеркивая тем самым единство и взаимосвязь интеллектуального и физического в человеке. Учителя физики, изучая закон Архимеда, также могут указать на тот факт, что великий ученый был победителем Древних Олимпийских игр в кулачном бою. Также возможно решение задач на предмет использования законов движения в спорте;

- на уроках биологии и химии дети могут изучить простейшую биомеханику спортивных упражнений, особенности анатомии, физиологии и биохимии организма спортсменов в различных видах спорта, фармакологическое обеспечение современного спорта и допинг;

- на уроках географии - изучение олимпийских традиций стран, городов, которые принимали Олимпийские игры, стран и городов, которые приветствовали эстафету олимпийского огня;

- на уроках труда и черчения - изготовление поделок и готовых изделий на олимпийскую тематику, проектов талисманов Олимпийских игр, медалей, спортивных сооружений;

- на уроках предмета «Человек - Общество - Государство» - изучение спортивных общественных организаций (Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, спортивные федерации), рассмотрение спорта и олимпийского движения как неотъемлемых составляющих современного общества и любого государства.

В системе высшего образования также возможно олимпийское образование студентов в процессе преподавания учебных дисциплин, не связанных со спортом. Например, студенты-биологи могут провести физиологический, анатомический и биохимический анализ упражнений Олимпийских видов спорта. Студенты физикоматематического профиля могут попытаться провести математические расчеты оптимальной кинематической и динамической структур соревновательных упражнений олимпиоников своего вуза с учетом их антропометрических данных и физической подготовленности. Студентам-психологам, специализации «Спортивная психология» знание олимпийских видов спорта, их специфики поможет в дальнейшем профессиональном становлении. Знакомство студентов-филологов с литературными произведениями о спорте («Ода спорту» Пьера де Кубертена), написание сочинений, рассказов, эссе и других литературных произведений на олимпийскую тематику существенно расширит их кругозор о спорте, достижениях нашей страны в олимпийском движении.

Олимпийская Хартия является основополагающим юридическим документом для современного олимпийского движения. Студенты-правоведы могли бы провести критериальную и содержательную экспертизу данного документа.

92

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Студенты культурно-художественного профиля могут выступать сценаристами и режиссерами массовых спортивных мероприятий, снимать мультфильмы и фильмы на олимпийскую тематику, создавать другие художественные, культурные ценности, прославляющие спортивные и олимпийские традиции страны.

Для осуществления данной идеи для учителей и преподавателей, административного аппарата учреждений образования должны проводиться семинары, конференции, «круглые столы», совещания по внедрению олимпийского образования. Так, в рамках республиканской акции «Беларусь - спортивная страна», организованной Министерством спорта и туризма и НОК Республики Беларусь, в каждом областном центре и в наиболее крупных районных центрах были проведены семинары по пропаганде олимпийского образования в Республике Беларусь. Такие же семинары для руководителей учреждений образования и их заместителей проводятся в рамках республиканских акции «Олимпизм и молодежь».

Метапредметность олимпийского образования также предполагает его включение во все виды учебно-воспитательной работы, в творческую деятельность детей.

Важная роль в программе олимпийского образования отведена не только физической, но и духовной и творческой составляющим. Представительствами НОК в областях могут быть разработаны долгосрочные программы (к примеру, на 5 лет) по развитию олимпийского образования в регионах. Программа может включать перечень мероприятий по олимпийскому образованию по следующим направлениям: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, информационно-просветительское и культурологическое. Мероприятия по названным направлениям, исходя из специфики учебного заведения, должны быть включены в планы учебно-воспитательной работы во всех учебных заведениях той или иной области.

Международным олимпийским комитетом (МОК), НОК Республики Беларусь, а также общественной организацией «Белорусская олимпийская академия» организуются различные конкурсы. Так, в Беларуси проводится национальный этап конкурса МОК «Спорт и литература» и многие другие. Целью таких конкурсов является воплощение одного из основополагающих принципов Олимпийской Хартии, в котором говорится, что Олимпизм есть единение спорта, культуры и образования [9, 4]. Такие конкурсы также решают определенную задачу - дают возможность Национальным олимпийским комитетам организовать активную совместную деятельность между миром литературы и спорта, как на национальном, так и на международном уровнях, усилить восприятие связи между ними.

Представительствами НОК в областях организуются и проводятся конкурсы в различных номинациях:

- литературная (сочинения, рассказы, рефераты, стихи и т. д.);

- изобразительное искусство (рисунки, живопись, графика и т. д.);

- декоративно-прикладное творчество (резьба по дереву, выжигание и т. д.).

В состав жюри таких конкурсов приглашаются именитые спортсмены.

Победители конкурсов в различных возрастных категориях награждаются призами

и ценными подарками НОК Республики Беларусь в торжественной обстановке.

В системе общего среднего, среднего специального и высшего образования с успехом могут реализовываться и другие многочисленные формы трансляции принципов и идеалов олимпизма. Это, прежде всего, оформление тематических информационных стендов и олимпийских уголков «Беларусь олимпийская», «Все об олимпийских играх».

Могут создаваться музеи спортивной славы учреждений, экспозиции по истории олимпийского движения, в школьной стенной печати можно вести олимпийскую рубрику.

Посещение музея Олимпийской славы НОК, региональных музеев (к примеру, музея-лаборатории спортивной славы Гомельщины, г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины», (фото 5, 6)), галереи Олимпийской славы БГУФК, аллей Олимпийских чемпионов (созданы во всех областных центрах), знаковых спортивных объектов столицы и областей -все эти мероприятия должны быть включены в перечень мероприятий идеологической и воспитательной работы с молодежью заместителей директоров и проректоров по воспитательной работе.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

93

Фото 5, 6 - Музей-лаборатория спортивной славы Гомельщины

Информационные часы и единые дни информирования являются обязательной составляющей идеологической и воспитательной работы со студентами. Олимпийским содержанием, рассмотрением достижений и успехов спортсменов Беларуси на международной арене может быть заполнена часть этих мероприятий.

Физкультурно-спортивные мероприятия обязательно должны проводиться на основе олимпийского ритуала, с использованием олимпийской атрибутики. Это наличие церемониала открытия и закрытия соревнований с выносом и поднятием национального флага и флага НОК Республики Беларусь, наличие церемонии зажжения олимпийского огня. В конце соревнований проходит награждение победителей приглашенными спортсменами - выдающимися олимпиониками.

Такая форма организации физкультурно-оздоровительной работы с успехом может быть реализована в детских оздоровительных лагерях в процессе прохождения педагогических практик студентами педагогических специальностей (фото 7, 8). Заранее разрабатывается сценарий церемонии открытия Олимпийских игр. Данная церемония должна являться составной частью открытия лагерной смены.

94

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Фото 7, 8 - Малые Олимпийские игры в детском оздоровительном лагере

Составной частью олимпийского образования является посещение учащимися и студентами спортивных соревнований, в частности, по олимпийским видам спорта.

Одной из интереснейших форм олимпийского образования молодежи являются спортивнотеатрализованные представления и акции. Например, в рамках той же республиканской акции «Беларусь - спортивная страна», о которой говорилось выше, прошли спортивно-театрализованные представления. Зрители, а это в основном подрастающая молодежь, узнали и увидели многое о спортивных и олимпийских достижениях Беларуси. Очень интересной и познавательной является также уже упоминавшаяся выше республиканская акция «Олимпизм и молодежь». Программа и содержание этой акции рассчитаны на разновозрастной контингент зрителей. Для дошкольников и школьников младших классов используется одна программа с увлекательным

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

95

и зажигательным Мишкой-олимпишкой, для старшеклассников, учащихся и студентов - другая, более серьезная, информационно-содержательная, но не менее интересная и увлекательная.

На факультетах физической культуры, помимо изучения специальных спецкурсов по олимпийскому образованию (в УО «ГГУ им. Ф. Скорины», г. Гомель - это спецкурс «Цивилизация и олимпизм» с проведением занятий в кабинете олимпийского образования (фото 9, 10)) и реализации других вышеобозначенных форм, знакомство студентов с олимпийским движением происходит в процессе изучения цикла спортивных дисциплин. Изучая методические и теоретические аспекты легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики и других обязательных видов спорта, студенты узнают олимпийскую историю вида (когда стал олимпийским, сколько медалей разыгрывается и т. д.), олимпийские традиции Беларуси в этих видах спорта.

Фото 9, 10 - Кабинет олимпийского образования

Немаловажную роль в олимпийском просвещении играют и тренеры студентов-спортсменов. Знание олимпийских традиций, достижений спортсменов Беларуси и региона в своем виде спорта - важнейший компонент теоретической подготовки студента-спортсмена.

96

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Метапредметность олимпийского образования предусматривает включение его в систему повышения квалификации педагогических кадров. И это логично, поскольку реализация его содержания в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в школе, учебных дисциплин в вузе требует соответствующих знаний, умений и навыков учителей и преподавателей, ведущих эти предметы и дисциплины. Также в процессе повышения квалификации учителя физического воспитания, учителя-предметники знакомятся с методиками, программами и проектами внедрения олимпийского образования на различных его ступенях.

Олимпийское образование должно быть включено и в систему повышения квалификации административных и управленческих кадров учреждений образования, поскольку, как говорилось выше, оно включается во все виды учебно-воспитательной работы и является составляющим компонентом идеологической и воспитательной работы с молодежью.

Выводы

Подводя черту, следует отметить, что метапредметность олимпийского образования заключается в том, что оно реализуется на всех ступенях образования (дошкольное учреждение -школа - ссуз - вуз) как в процессе изучения общеобразовательных и учебных дисциплин, так и в процессе реализации других форм, включенных в учебно-воспитательный процесс школы, ссузов, вузов. Система повышения квалификации педагогических кадров также должна играть одну из определяющих ролей в системе образования и идеологического воспитания учителей, преподавателей и управленческо-административного аппарата учреждений образования в деле компетентной и профессиональной популяризации идеалов, принципов и ценностей олимпизма, тем самым способствуя становлению личности - полноценных граждан страны.

Литература

1. Кобринский, М. Е. Институты олимпийского образования: деятельность олимпийских академий / М. Е. Кобринский, И. И. Гуслистова // Мир спорта. - 2008. - № 1(30). - С. 93-98.

2. Концептуальные подходы к становлению и развитию олимпийского образования в Беларуси / М. Е. Кобринский [и др.] // Мир спорта. - 2002. - № 1. - С. 3-9.

3. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь = THE NATIONAL OLYMPIC COMMITTEE OF THE REPUBLIC OF BELARUS / сост. П. П. Рябухин ; пер. на англ. яз. Ю. А. Верещагина, В. А. Юрчик. - Минск : Парадокс, 2007. - 72 с.

4. Кобринский, М. Е. Ценностно-мотивационный аспект олимпийского образования / М. Е. Кобринский, И. И. Гуслистова // Мир спорта. - 2005. - № 3. - С. 82-87.

5. Кобринский, М. Е. Методологические основы олимпийского образования / М. Е. Кобринский, И. И. Гуслистова // Мир спорта. - 2006. - № 2. - С. 94-97.

6. Муха-Шайек, Е. Олимпизм: вчера, сегодня, завтра / Е. Муха-Шайек. - Минск : ООО «ФУАинформ», 2003. - 103 с.

7. Гуслистова, И. И. Олимпийское образование и технологии его внедрения / И. И. Гуслистова // Мир спорта. - 2007. - № 3. - С. 82-87.

8. Васілеўская, А. С. Алімпійская адукацыя на ўроках беларускай мовы / А. С. Васілеўская, М. М. Круталевіч // Мир спорта. - 2005. - № 1(18). - С. 79-81.

9. Олимпийская хартия 1992 г. Международного олимпийского комитета: правила и официальные разъяснения: приняты 96-й сес. МОК в Токио, 1990 г. / пер. с англ.: И. Г. Ткач, Н. А. Котлярова. - Минск, 1992. - 72 с.

Summary

In the article the problem of Olympic education as metasubject is considered. The author suggests to consider modern Olympic education not as a separate subject, a group of subjects, a study discipline or a special course but as a metasubject. The supersubjectiveness of the Olympic education is as follows: it is presented on all educational levels, beginning from preschool and finishing the higher education; it is possible to be engaged in Olympic education not only at physical culture training, but also in the course of studying of other study disciplines; the Olympic education can be included in all kinds of teaching and educational work; the Olympic education is an integral component of improvement of professional skill of the pedagogical staff.

Поступила в редакцию 20.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.