Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
ОЛИМПИЙСКИЙ ДЕДОВОЙ цикл
Р.М. НУРЕЕВ,
доктор экономических наук, профессор Государственный Университет - Высшая Школа Экономики
e-mail: [email protected]
Е.В. МАРКИН
аспирант
Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова
e-mail: [email protected]
Для анализа издержек и выгод от подготовки и проведения Олимпийских игр в статье вводится новое понятие олимпийского делового цикла, отражающее деловую активность государства, общества, бизнеса для достижения двух основных целей: получение максимальной прибыли и достижение положительного внешнего эффекта. Существующее понятие олимпийского цикла имеет другой смысл и назначение.
Введённое авторами понятие позволяет рассмотреть доходы и расходы государства и бизнеса на разных этапах олимпийского делового цикла, который включает предолимпийский, олимпийский и постолимпийский этапы. В статье исследуются особенности и выявляются закономерности взаимодействия экономического и политического деловых циклов в рамках олимпийского делового цикла.
Коды классификатора JEL: 183, Е32, й02, И53.
Ключевые слова: Олимпийские игры, политический бизнесцикл, экономический цикл, инвестиции, инфраструктура.
ВВЕДЕНИЕ
Качество жизни человека существенным образом зависит от уровня экономики страны, от состояния её социальной сферы. Одним из факторов, влияющих на развитие производственного потенциала государства, выступает спорт, так как в нём вращаются значительные финансовые средства и занято большое количество рабочей силы. Олимпийские игры - самая яркая часть спортивного движения. Исследование влияния этого мероприятия на промышленность, политику, науку, культуру, религию и др. становится всё более актуальным. Рассмотрение этого вопроса позволит оценить издержки и выгоды, эффективно распределить финансовые средства страны проведения Игр.
Ещё большую значимость изучению этой проблемы придаёт тот факт, что 7 июля 2007 года российский курортный город Сочи был избран столицей Олимпийских зимних игр 2014 года. Проведение каждых новых Олимпийских игр даёт не только мощный толчок развитию спорта в стране проведения и в мире, но и оказывает значимое влияние на её экономику.
© Нуреев Р.М., 2008 © Маркин Е.В., 2008
1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
Одними из первых в истории отечественной спортивной науки вопрос об экономике в отрасли физической культуры и спорта поставили доценты ГДОИФКа Б.С. Кузьмак и Р.М. Орлов. Данной проблемой в разные годы занимались В.И. Жолдак, В.Е. Левитин. Проблемами зависимости производительности труда и физической культуры занимался В.И. Жолдак [6]. А.М. Алексеев рассмотрел четыре наиболее значимых фактора, определяющих экономическую эффективность занятий спортом [2]. Вопросы социально-экономической эффективности также отражены в работах С.М. Окса-нича [11], Ю.Ф. Трусова и др. Наиболее значимые теоретические аспекты экономики физической культуры и спорта в разное время исследовали В.М. Рутгайзер [15], В.В. Галкин [4, 5].
Тема экономики Олимпийских игр в нашей стране начала приобретать актуальность в начале 90-х гг., когда начал проявляться особый интерес к вопросам спортивного маркетинга. В рамках него начинает развиваться олимпийский маркетинг. Здесь необходимо прежде всего отметить труды А.В. Понявина1.
В.И. Коваль [8] в своей работе рассматривает экономические вопросы организации Игр XX Олимпиады в Мюнхене и использование этого опыта для подготовки и проведения Игр XXII Олимпийских игр в Москве.
Публикации по экономике Олимпийских игр в нашей стране в основном сводятся к отдельным статьям в различных периодических изданиях: начиная с чисто спортивных изданий таких как «Советский спорт», «Спорт-экспресс», и заканчивая газетой «Коммерсант», журналами «Коммерсант-власть», «Коммерсант-деньги», «Newsweek» и «Большой спорт», в которых периодически публикуются данные о финансовой стороне мирового и отечественного спорта.
Из зарубежных источников в области экономики спорта следует обратить внимание на монографию французских учёных профессора В. Андреффа и Ж.-Ф. Ниса «Экономика спорта» [20], вышедшую в 1986 году в Париже и переизданную в 2002 году.
Большой интерес представляют работы Д. Димитрова, Л.Хельменштайна, Б. Мозера, А. Кляйснера, Й. Шиндлера [5], в которых проводится анализ влияния спорта на макроэкономику Европы, его долю в европейском ВВП. В работах Л. Канна и П. Стодохара рассматривается взаимодействие спорта и рынка труда, их влияние друг на друга.
Спортивному маркетингу и управлению спортом посвящены работы М. Шанка, И. Блэкшоу, Д. Хогга, С. Брауна, У. Саттона, Д Даффа. Р. Нолл и А. Зимбалист уделяли большое внимание регулированию спортивной сферы со стороны государства и важностью развития спорта для создания инфраструктуры и новых рабочих мест. Непосредственно исследованиям в области экономики Олимпийских игр посвящены труды Р. Барни, А. Обергера, Ф. Брунета, О. Шанца, Р. Манделла, А. Гутмана и др.
Большое количество материалов содержится в информационных бюллетенях (т.н. Marketing Matters) и официальных отчётах (Reports) Международного Олимпийского Комитета, которые рассказывают об истории Олимпийских игр, особенностях менеджмента, маркетинга, финансирования и т.д. Они выходят с разной периодичностью и на данный момент являются наиболее полным источником информации о деятельности международного олимпийского движения.
В нашей работе под экономикой страны проведения Олимпийских игр следует понимать агрегированное поведение домашних хозяйств, фирм, государственных органов и т.д., то есть всех отдельных составляющих, из которых складывается экономика в целом.
1 «Олимпийский маркетинг» (2002), «Олимпийские игры: спорт и коммерция» (2003), «Монетные программы олимпийского маркетинга» (2003), «Телевидение как приоритетное направление олимпийского маркетинга» (2003). В 2003 году им была защищена диссертация на тему «Методические основы организации олимпийского маркетинга». На данный момент эта диссертация пока остаётся единственной научной работой, защищённой в нашей стране, по экономическому аспекту Олимпийских игр.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Для анализа издержек и выгод от подготовки и проведения Олимпийских игр возникает необходимость введения понятия, определяющего этапы деловой активности государства, общества, бизнеса с целью проведения Олимпийских игр и достижения двух основных целей: получение максимальной прибыли и достижение положительного внешнего эффекта. В достижении первой цели более заинтересован частный бизнес, ко второй, в большей степени, стремится государство. Введение подобного определения позволит однозначно интерпретировать данное понятие и предложить его для дальнейшего использования в работах по олимпийской тематике.
Проведённый анализ литературы и Интернет-источников показал, что в олимпийском движении не существует никаких определений периодов времени, кроме Олимпиады, которое не включает в себя выделение этапов деловой активности. В работах А.В. Понявина [12] упоминается понятие олимпийского цикла. Под ним понимается 4х-летний период между проведением Игр Олимпиад, что по сути и есть Олимпиада [1]. В Интернет источниках [28, 30, 31] также упоминается понятие олимпийского цикла, которое включает 7-летний период времени, в течение которого город - столица очередных Игр готовится к проведению всемирного спортивного первенства и проводит его в течение 2х недель. Цикл начинается в момент оглашения столицы Игр и заканчивается церемонией закрытия Олимпийских игр. Данное определение также не может быть использовано в нашем анализе, так как включает не все этапы деловой активности.
В связи с этим, необходимо ввести новое понятие и дать ему определение, отражающее поведение экономических, политических и др. субъектов в процессе организации Олимпийских игр вписывающееся в общую систему экономических понятий. Назовём весь процесс по подготовке, организации, проведению и использованию результатов Олимпийских игр олимпийским деловым циклом. Это период времени между моментом решения города бороться за право принятия у себя Олимпийских игр и моментом спада экономической активности в месте проведения Игр. В нём с известной долей условности можно выделить 3 этапа, критерием выделения которых могут быть Олимпийские игры:
- предолимпийский этап;
- проведение Олимпийских игр;
- постолимпийский этап.
Таблица 1
Длина олимпийских деловых циклов (1896-2016)
Игры летних Олимпиад Олимпийские зимние игры
ч: £ к I Ф Ф СО о С о 1— о ф Начало процедуры отбора Год выбора столицы оа 0 % 8 £ па 1 I ° о ” S ив м д д £ Место проведения Начало процедуры отбора Год выбора столицы Длина Олимпийского делового цикла (в годах)
1896 Афины н/д н/д 3-4
1900 Париж н/д н/д 3-4
1904 Сент- Луис н/д н/д 3-4
1908 Лондон н/д н/д 3-4
1912 Сток- гольм н/д н/д 3-4
1920 Антвер- пен н/д н/д 3-4
Окончание табл. 1
1924 Париж н/д н/д 3-4 1924 Шамоникс н/д н/д 3-4
1928 Амстер- дам н/д н/д 3-4 1928 Сент-Мориц н/д н/д 3-4
1932 Лос-Ан- джелес 1923 1923 10 1932 Лейк-Плейсид 1928 1929 5
1936 Берлин 1933 1933 4 1936 Гармиш-Партен- кирхен 1933 1933 4
1948 Лондон 1948 1948 1 1948 Сент-Мориц 1948 1948 1
1952 Хель- синки 1946 1947 7 1952 Осло 1946 1947 7
1956 Мель- бурн 1948 1949 9 1956 Картина де'Ампреццио 1948 1949 9
1960 Рим 1954 1955 7 1960 Скво-Вели 1954 1955 7
1964 Токио 1958 1959 7 1964 Инсбрук 1958 1959 7
1968 Мехико 1962 1963 7 1968 Гренобль 1962 1963 7
1972 Мюнхин 1965 1966 8 1972 Саппоро 1965 1966 8
1976 Монре- аль 1969 1970 8 1976 Инсбрук 1969 1970 8
1980 Москва 1973 1974 8 1980 Лейк-Плейсид 1973 1974 8
1984 Лос-Ан- джелес 1977 1978 8 1984 Сараево 1977 1978 8
1988 Сеул 1980 1981 9 1988 Калгари 1980 1981 9
1992 Барсе- лона 1985 1986 8 1992 Альбервиль 1985 1986 8
1996 Атланта 1989 1990 8 1994 Лилехамер 1987 1988 8
2000 Сидней 1992 1993 9 1998 Нагано 1990 1991 9
2004 Афины 1995 1997 10 2002 Солт-Лейк-Сити 1994 1995 9
2008 Пекин 1999 2001 10 2006 Турин 1997 1999 10
2012 Лондон 2003 2005 10 2010 Ванкувер 2001 2003 10
2016 2007 2009 10 2014 Сочи 2005 2007 10
Внутри предолимпийского этапа можно выделить 2 подэтапа: подэтап участия
в борьбе за право принятия у себя Олимпийских игр и подэтап непосредственно
подготовки к проведению Олимпийских игр. Не все претенденты на право проведения Олимпийских игр преодолевают первый подэтап, для большинства из них он последний.
Если в начале ХХ века олимпийский деловой цикл составлял 3-4 года, то в 5060 гг. ХХ века он вырос до 7 лет, в 70-е до 8 лет, в 80-е до 9 лет, а начиная с середины 90х гг. (как видно из таблицы 1) он длится уже 10 лет.В современном олимпийском деловом цикле продолжительность 3х этапов составляет около 10 лет:
- первый этап - 9 лет;
- второй этап - до 0,1 года;
- третий этап - в среднем 1 год.
Судя по длительности цикла - это среднесрочные циклы (7-10 лет) или циклы К. Жуглара (1819-1905 гг.). Учёные отмечают, что циклы Жуглара совпадают с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, влияют на изменение ВНП.
Если рассматривать цикличность активности Международного олимпийского комитета (МОК), то она, по сути, состоит из идущих друг за другом олимпийских деловых циклов. Однако важной особенностью является то, что для МОК одновременно может существовать несколько уровней активности - до 5 уровней. Уровень характеризует параллельность деятельности МОК в контроле проведения других Олимпийских игр
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
и участия в их финансировании и получении прибыли. Окончание цикла на одном из уровней означает начало нового цикла на этом же уровне, но для других Олимпийских игр.
Уровни
активности МОК
Рис. 1. взаимосвязь среднесрочных олимпийских деловых циклов
Выявленная закономерность позволяет сделать вывод о том, что в олимпийском движении одновременно существует 5 олимпийских деловых циклов, в которых МОК принимает активное участие в качестве стороны, частично финансирующей Организационный комитет Игр (Olympic Games Organizing Committee - ОКОИ) и получающая часть прибыли от их проведения.
В рамках олимпийского делового цикла необходимо рассмотреть политический деловой цикл и экономический деловой цикл с целью чёткого понимания, в какой момент времени при организации Олимпийских игр требуется наибольшая аккумуляция организационных и экономических ресурсов.
Политический деловой цикл возник на основе идеи о классическом экономическом цикле и представляет собой цикл экономической и политической активности правительства между выборами [10].
В рамках олимпийского делового цикла под политическим деловым циклом будем понимать активность государства по контролю за подготовкой и проведением Олимпийских игр, а под экономическим деловым циклом - уровень издержек (инвестиций) на организацию и проведение Игр. Для того, чтобы понять характер их поведения на разных этапах олимпийского делового цикла, рассмотрим его основные этапы подробнее.
2. ЭТАПЫ ОЛИМПИЙСКОГО ДЕЛОВОГО ЦИКЛА
2.1. Предолимпийский этап. Подэтап участия в борьбе за право принятия у себя Олимпийских Игр
Процедура выбора Международным Олимпийским Комитетом города-хозяина и, соответственно, страны проведения очередных Олимпийских игр в последнее время значительно усложнилась и включает три подэтапа (см. рис. 2), каждый из которых несёт для участника свои выгоды и свои издержки. Количество городов-претенден-тов (N) всегда больше или равно количества городов-кандидатов (К).
I подэтап
Рис. 2. Подэтапы процедуры выбора столицы Олимпийских игр
Первый подэтап включает следующие виды издержек: затраты на подготовку документов для подачи заявки, членский взнос за рассмотрение заявки, подготовка и организация мероприятий по популяризации идеи проведения Олимпийских игр и т.д. Данные издержки несёт государство как инициатор идеи проведения Игр.
Второй подэтап - города получают статус претендентов (applicant city) - включает расходы Заявочного комитета на подготовку Заявочной книги, на основе которой МОК строит Матрицу оценки городов2 претендентов и выбирает несколько городов, которым присваивается статус кандидатов. Матрица заполняется на основе различных критериев (опыт проведения крупных спортивных мероприятий, транспорт, гостиничный фонд и т.д.), характеризующих города-претенденты.
Третий подэтап (города имеют статус кандидатов) включает в себя расходы на рекламу города-кандидата, популяризацию идеи проведения Игр среди населения и за границей, развитие инфраструктуры и подготовку к визиту Оценочной комиссии МОК. Размер затрат на последнее сильно зависит от готовности города к приёму Игр уже в текущий момент. Если говорить о доходах и выгодах (в том числе нематериальных), то рекламная кампания и участие в борьбе на этом подэтапе повышает статус города в глазах мирового бизнеса, а статус страны - на мировой арене. Города, по сути, доказывают, что именно они достойны и способны провести Олимпийские игры на должном уровне.
После оглашения итогов голосования по выбору новой столицы Олимпийских игр значительно активизируется фондовый рынок, что благоприятно сказывается на инвестиционной привлекательности страны и увеличивает приток как внутренних, так и внешних инвестиций в экономику.
Индекс Российской Торговой Системы (РТС) отреагировал на новость. Рост котировок акций российских компаний начался 27 июня 2007 года - накануне голосования по выборам столицы Олимпийских зимних Игр 2014 года. За одну неделю индекс РТС вырос на 6%. Импульсом же для инвестиционного бума стала новость о проведении 0лимпиады-2014 в Сочи. 6 июля 2007 после объявления результатов голосования МОК котировки строительных, девелоперских и энергетических компаний выросли сразу на 5-17% [7].
В последнее время МОК всё более строго подходит к этапу выбора столицы очередных Олимпийских игр. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2, из которой видно, что в последние 15 лет при большом числе городов-претендентов статус города-кандидата (попадали в т.н. short-list) получали менее 50% участников.
Следует отметить, что в борьбе за право принятия Олимпийских игр участвуют города представители как стран с развитой экономикой, так и развивающихся стран, для которых проведение Олимпийских игр кроме престижа, ещё и возможность дать дополнительный импульс для развития экономики. К развитым странам также отнесём Россию, так как она входит в Большую 8 (G8) и Китай, который демонстрирует в последние годы очень высокие темпы развития.
2 Матрица оценки для анализа см. [24, p. 11].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
таблица 2
Динамика городов-претендентов и городов-кандидатов на право принять Олимпийские игры (1992-2016 гг.)
Игры летних Олимпиад Олимпийские зимние игры
Годы ' ш во от дн ое о. ч 2 £ Б “ ¿2 & Кол. городов-кандидатов % выбывания Годы Кол. городов-претендентов Кол. городов-кандидатов % выбывания
1992 6 6 0 1992 7 7 0
1996 6 6 0 1994 4 4 0
2000 5 5 0 1998 5 5 0
2004 11 5 54 2002 4 4 0
2008 10 5 50 2006 6 2 66
2012 9 5 44 2010 8 3 62
2016 6 4 33 2014 7 3 57
Составлено по:[26, 30]
За период выборов столиц Олимпийских игр с 1994 по 2014 гг. статус «города претендента» получали 80 городов. Доля городов, представлявших развивающиеся страны, составила 1/5 (21,2%). До финального голосования дошли лишь 7 городов-представителей развивающихся стран или 8% от общего числа городов-претендентов (с учётом введённого в последние года отбора с присвоением статуса «города-кандидата»). Среди них Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро - города, представляющие страны с более чем 200 млн. населением и не раз претендовавшие на организацию Игр, а также Стамбул и София. Но ни один из них не стал столицей очередных Олимпийских игр3. Успехи можно записать только на счета Пекина и Сочи - представителей как раз тех стран, которые ранее были отнесены в нашем анализе к развитым странам.
Наибольшее представительство претендентов на проведение Олимпийских игр обеспечивают Италия, Франция, США и Швеция с их развитой инфраструктурой и большими финансовыми возможностями. Но необходимо также отметить, что для получения наибольшего положительного внешнего эффекта Олимпийские игры необходимо проводить в городах, не являющихся крупными деловыми или туристическими центрами, так как при подготовке к проведению Олимпийских игр, инфраструктура таких городов, их политическая и экономическая сфера развиваются ускоренными темпами и могут преодолевать 25-летний этап своего обычного развития за 6-7 лет. Интенсивность преобразований в таких городах будет значительно ощутимее и заметнее.
Подэтап подготовки к проведению Олимпийских игр. Подэтап подготовки к проведению Олимпийских игр представляет собой уже непосредственно организацию Олимпийских игр. Проведение Игр на современном научно-техническом уровне ставит перед организаторами две основные задачи: первая - провести Игры как спортивное мероприятие, и для этого предоставить всё необходимое, и вторая - усовершенствовать инфраструктуру местности, принимающей Олимпийские игры.
После оглашения результатов голосования по выбору столицы очередной Олимпиады и оглашению имени столицы следующих Олимпийски игр НОК страны-хозяйки в 30-дневный срок должен формирует Организационный комитет по подготовке и проведению Олимпийских игр [1]. Его целью является координация всех мероприятий по подготовке и проведению Олимпийских игр, управление потоками финансовых
3 Рассчитано по материалам сайтов [30, 31].
средств. Это определяет необходимость рассмотрения его структуры, экономических и административных функций.
Оргкомитет непосредственно несёт ответственность за расходы, связанные с созданием материально-технической базы Олимпийских игр и организационные расходы, которые покрывают его деятельность в период подготовки и проведения Игр.
Основные расходы по подготовке и проведению Олимпийских игр можно подразделить на организационные расходы и расходы по созданию материально-технической базы (строительство стадионов, бассейнов, спортивных баз, олимпийской деревни, пресс-центра и т.д.). Серьёзной строкой бюджета также идут расходы по совершенствованию инфраструктуры местности, организующей Олимпийские игры (обычно не включаются в стоимость Олимпийских игр). Чаще всего такие расходы косвенно связаны с Играми и финансируются за счёт средств федерального, регионального или местного бюджетов (иногда долевое финансирование совместно с ОКОИ). Совершенствование и создание новой инфраструктуры требует больших капиталовложений, в связи с чем сроки окупаемости переходят в плоскость долгосрочного периода.
Развитие инфраструктуры способствует экономическому подъёму города, в котором проходят Игры. Всесторонне развитые транспорт и связи, расширение дорог, строительство предприятий бытового обслуживания, отелей, создают условия для роста экономики и улучшения её отраслевой структуры.
Опыт Японии. И в Токио, и в Саппоро, и в Нагано японцы воспользовались поводом и привели в порядок инфраструктуру города, построили метро, отреставрировали много домов, улучшили шоссейные дороги.
В 1964 году при организации XVIII летних Олимпийских игр в Токио в развитие и совершенствование инфраструктуры было вложено более 2 млрд. 668 млн. долларов, тогда как затраты Оргкомитета Игр на их проведение составили около 25,5 млн. долларов, а на спортивные сооружения и оборудование - 460 млн. долларов. После Игр Токио стал превращаться в элитный город.
А, например, за 5 лет, предстоящих XI Олимпийским зимним играм 1972 года в Саппоро, в предстоящий праздник спорта было вложено более 550 млн. долларов. И это предопределило судьбу города, как горнолыжного курорта и центра ледового спорта, рассчитанного не только на 2 недели олимпийских состязаний, но и на долгие годы после отъезда участников этого праздника [19].
Что касается доходной части этапа организации Олимпийских игр, то к основным её источникам обычно относят: продажу прав на трансляцию, доходы от рекламы, продажу билетов, лицензирование, проведение лотерей, чеканку монет, выпуск марок, выпуск сувенирной продукции и официальное спонсорство. Именно эти доходы позволят сказать в момент завершения Игр, были ли они выгодными или нет.
2.2. Этап проведения Олимпийских игр. Второй этап - этап непосредственного проведения Олимпийских игр связан с расходами на поддержание самих Олимпийских игр и обеспечение функционирования всего того, что делает «Олимпийский праздник» незабываемым зрелищем: функционирование транспорта, питание спортсменов, коммунальные расходы, аренда, безопасность, организация массовых развлекательных мероприятий.
Для экономики страны проведение Олимпийских игр играет не маловажную роль. Основной заслугой проведения Игр является повышение экономической активности экономических субъектов, а также привлечение внимания всего мирового (и финансового в том числе) сообщества к стране-хозяйке на всех этапах Олимпийского делового цикла.
Доходы государства, которое обычно несёт наибольшие затраты при организации Олимпийских игр, складываются из части доходов непосредственно Оргкомитета игр (ОСОО) и более интенсивного функционирования экономики на олимпийском и пос-толимпийском этапах олимпийского делового цикла. Основные доходы здесь могут
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том В № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
быть получены за счёт: стоимостного выражения налога на доходы, налога с продаж, понижения безработицы (как затрат на неё, так и роста занятости), добавочной занятости рабочей силы, повышения платёжеспособного спроса, туризма, обмена валют туристами и др., то есть за счёт оживления деловой активности.
4,4% 1,8% 2,1%
1993-1996 1997-2000 2001-2004
Олимпиады
и Продажа прав на телевизионную трансляцию в Программа олимпийского спонсорства и Национальное спонсорство в Продажа билетов
■ Лицензирование
Составлено по материалам сайта [26]
Рис. 3. динамика структуры доходов оргкомитетов олимпийских игр от реализации маркетинговых программ.
Пример: В дни XXVII Игр Летней Олимпиады в Сиднее было совершено 108977 транзакций с помощью пластиковых карт Visa на сумму более 10 млн. долларов, что превысило количество транзакций, совершённых в августе 2003 года, на 55% [22].
Руководство Сочи - столицы XXII Зимних Олимпийских Игр - уже заявило, что проведение Игр создаст в регионе около 100 тыс. новых рабочих мест, а также 30 тыс. временных рабочих мест.
Большое значение также имеет реклама города и страны, которые в дни проведения Олимпийских игр становятся центром планеты.
Если говорить о структуре доходов организационных комитетов Олимпийских игр, то доля статей доходов со временем меняется. В последнее время доля доходов от продажи прав на телевизионную трансляцию Игр постоянно растёт, тогда как доходы от продажи билетов на состязания и церемонии открытия и закрытия снижаются (см. рис. 3). Это свидетельствует, во-первых, о том, что люди предпочитают смотреть состязания дома, а не на стадионах, а, во-вторых, что телевидение приобретают всё большую важность, как для компаний, продающих права на телетрансляции, так и для зрителей, воспринимающих рекламу.
2.3. Посшодимпиискии этап
Постолимпийский этап, пожалуй, самый важный для организаторов Игр с точки зрения доходной части и самый длительный. Данный этап является наименее исследованным, но наиболее перспективным, так как он связан с использованием всей олимпийской инфраструктуры после проведения Олимпийских игр. Его успешность напрямую связана с тем, насколько точно и верно была разработана программа использования всей инфраструктуры, а его продолжительность равна приблизительно одному году, в течение которого продолжается высокая активность туристов и функционирование экономики. К основным статьям доходов здесь можно отнести: доходы от продажи недвижимости, использовавшейся для проживания спортсменов, делега-
ций и журналистов, перепрофилирования некоторых объектов (пресс-центр), частичное коммерческое использование спортивных сооружений и др.
На рисунке 4 отражен процент окупаемости затрат без учёта издержек на инфраструктуру, которые, зачастую, финансируются из государственных источников. Обычно они превышают затраты непосредственно на Олимпийские игры в 4-5 раз. Ярким примером подобного финансирования Игр может быть бюджет Зимних Олимпийских Игр 2014 года в Сочи: официально заявленная сумма на организацию Игр - 1,9 млрд. долларов. Но если учесть, какие финансовые вливания будут производится в развитие Сочи в рамках федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта в 2006-2014 гг.», то затраты на Игры возрастают в несколько раз - до 12 млрд. долларов. В соответствии с программой 62% на её реализацию будет выделено из средств госбюджета, а 38% будут привлечены за счёт инвесторов [14].
180,0
160,0
140.0
120.0 100,0
80,0
60,0
40.0
20.0 0,0
158,5
140,7
■
81,2 83,1
57,4 ||
37,7 30,3
11.2 г_
0,0 0,0
1“
,>* <0 IО щ
л о>
5 ^
1 *»
2 8 5
'Г' * —
2 Ё
5 ф
21 &
Я Л
а о * во о <Я
г? *
'X
0 о
1 о
&
О
[! I- Р
?&
место и год проведения
Рассчитано по: [8, 21]
Данные приведены без учёта затрат на инфраструктуру местности проведения Игр Олимпиады.
Рис. 4. процент окупаемости затрат на организацию и проведение олимпийских игр (1952-2004 гг.)
Олимпийская выгода. Первыми окупившимися Олимпийскими играми были Игры в Лос-Анджелесе. Они принесли устроителям прибыль в 223 млн. долларов. Такой успех во многом связывают с наличием сооружений и повышенным внимание телевидения и коммерсантов. До Олимпийских игр в Лос-Анджелесе никто даже и не думал, что Игры могут приносить доход.
Очень важно отметить, что прибыльность Игр во многом зависит от привлечения к их финансированию частных источников: чем большую долю во вложениях занимают финансы частного сектора, тем большая вероятность, что Игры окупятся быстро. Соотношение государственного и частного капитала на предыдущих Играх Летней Олимпиады и предстоящих. Соотношение госрасходов и расходов бизнеса на Олимпийские игры в Афинах было 3 к 1. Игры не окупились (с учётом затрат на инфраструктуру), а дефицит госбюджета вырос[13].
Сложно будет с окупаемостью Игр и Китаю. В связи с особенностями политико-экономического устройства Игры в основном финансируются из средств госбюджета. По различным оценкам затраты на них могут составить от 20 до 30 млрд. долларов, что должно стать абсолютным рекордом. Это подтвердил в середине января 2007 года и официальный представитель Департамента строительных проектов Пекина к 2008 году Сю Бо [29].
Иногда при организации Игр затраты на инфраструктуру огромны, но формально они не включены в бюджет Олимпийских игр. Это позволяет организаторам заявить о быстрой окупаемости Игр, что является имиджевым моментом и повышает статус государства в глазах народа.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Сочи 2014. Операционный бюджет проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи не учитывает затрат на инфраструктуру вообще. Расходы равны доходам и составляют 1517,6 млн. долларов. Затраты на развитие инфраструктуры Сочи и Красной Поляны будут осуществляться в рамках отдельной государственной федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горно-климатического курорта в 2006-2014 гг.» и составят около 12 млрд. долларов. Большую часть указанных средств вложит государство. По расчётам Минэкономразвития РФ эти затраты окупятся уже к 2012 году [9].
Тем не менее, почти 32 % от запланированных доходов Сочинского ОКОИ составляют субсидии Правительства РФ - 481 млн. долларов.
Таким образом, говоря о формальной окупаемости Олимпийских игр необходимо чётко понимать, какие именно затраты учитываются в расходной части бюджета их организации: с высокой долей вероятности можно говорить, что Игры окупятся, если рассматривать только затраты непосредственно на Олимпийские игры. Если учесть, какие суммы обычно тратятся на развитие инфраструктуры олимпийских территорий, то на момент окончания Олимпийских игр говорить о том, что они прошли финансово успешно - очень сложно. Временные затраты на окупаемость напрямую зависят от степени вовлечённости бизнеса в организацию Игр.
Тем не менее, с особой долей условности, можно сказать, что при проведении Олимпийских игр возникает масштабный социальный внешний эффект.
Приоритет на развитие инфраструктуры при организации игр открывает большие возможности как для жителей столицы Игр, так и для внешнего мира, так как инфраструктурой смогут пользоваться не только гости и участники Игр, но и жители города проведения мероприятия. Ясно, что построенная дорога или линия метро, например, будет иметь огромное значение для людей, ежедневно добирающихся до работы вне зависимости от проведения Олимпийских игр. А новый или модернизированный аэропорт и современные таможенные терминалы делают государство более доступным для внешнего мира.
3. политический и экономический деловые циклы в рамках олимпийского делового цикла
Внутри олимпийского делового цикла можно условно выделить 3 подцикла, которые возникают за счёт наличия некоторых рубежей (рубежных дат), на которых происходит изменение деловой активности. К ним можно отнести:
• определение столицы очередных Олимпийских игр (Тг);
• готовность спортивных объектов и инфраструктуры к проведению крупных спортивных соревнований - приёму этапов кубков мира по соответствующим видам спорта и т.д. (Т2);
• проведение Олимпийских игр (Т3).
Длительность периода Т0Т1 (где Т0 момент начала процедуры определения столицы Игр) примерно составляет 2 года, периода ТаТ2 - 5 лет, периода Т2Т3 - 2 года. Длительность периода Т3ТЫ - в среднем равна 1 году в рамках олимпийского делового цикла, или больше, если говорить об окупаемости Игр с учётом затрат на инфраструктуру.
Рассмотрим подробнее политический и экономический деловые циклы внутри олимпийского делового цикла.
3.1. Экономические деловые циклы. Экономический деловой цикл основан на расходах и доходах Оргкомитета или, другими словами, на объёмах движения денежных средств в процессе подготовки к проведению Олимпийских игр, их проведения и на этапе после их завершения.
Если рассматривать экономическую активность внутри олимпийского делового цикла отдельно по доходам Оргкомитета Игр и по расходам, то можно увидеть смеще-
ние цикличности их поведения во времени. Чаще всего экономический субъект начинает получать прибыль от того или иного рода деятельности только после некоторых вложений (затрат).
Особенностью экономического делового цикла в рамках олимпийского делового цикла является то, что цикличность получения доходов смещена очень незначительно относительно расходов (см. рис. 5).
Д еловая активность
столицы Игр объектов
Рис. 5. экономический деловой цикл в рамках олимпийского делового цикла
Это обусловлено особенностями построения маркетинговых программ МОК, о которых упоминалось ранее. Задолго до момента начала Игр права на трансляцию соревнований распроданы и со всеми спонсорами заключены соглашения. Названные два источника доходов являются наиболее значимыми в бюджете организаторов (см. рис. 4), поэтому доходы от них, по сути, уже могут учитываться на этапе подготовки к Играм (Т1Т2).
3.2. политические деловые циклы. Также как в рамках обыкновенного политического делового цикла активность государства повышается в преддверии очередных выборов, в рамках Олимпийского делового цикла государство ведёт себя наиболее активно накануне и во время отчётных дат и визитов комиссий МОК. Государство и руководство Оргкомитетов с особой тщательностью и активностью начинает контролировать ход выполнения работ по подготовке к Играм и уделяет этому большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что руководство комиссий МОК и самого МОК всегда принимается на самом высоком уровне в стране проведения Олимпийских игр. Большое количество заседаний Правительств, Парламентов и т.д. обычно посвящено теме подготовки к Играм накануне того момента, когда необходимо отчитываться о проделанной работе.
Таким образом, в нашем анализе к пикам деловой активности государства в рамках Олимпийского делового цикла относятся моменты выбора столицы Олимпийских игр (Т1), начала апробации объектов спортсменами (примерно за 2 года до Игр, Т2) и проведения Олимпийских игр (Т3) (см. рис. 6).
Безусловно, есть и другие небольшие пики активности, но мы не будем отражать их на графике, так как они не столь значимы, по сравнению с основными пределами.
В период Т2Т3, длительность которого примерно 2 года, глубина политического делового цикла меньше, чем на предыдущем подэтапе. Очередной пик политичес-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
кой активности придётся момент Т3 - непосредственное проведение Олимпийских игр.
Интересно одновременно рассмотреть поведение экономического и политического деловых циклов на одном графике в рамках олимпийского делового цикла.
Деловая
активность
Т0 Начало Т1 -Выбор столицы Т2 - Готовность Т, - Олимпийские Тк Время
процедуры отбор а Олимпийских игр инфраструктуры и игры (2 недели)
столицы Игр объектов
Рис. 6. политический деловой цикл в рамках олимпийского делового цикла
3.3. Соотношение политического и экономического деловых циклов. Соотношение политического и экономического деловых циклов приведено на рис. 7.
Деловая
активность
То Начало Т1-Выбор столицы Тг- Готовность Тз - Олимпийские Ты Время
процедуры отбора Олимпийских игр инфраструктуры и игры (2 недели)
столицы Игр объектов
Рис. 7. политический и экономический деловые циклы в рамках олимпийского делового цикла
На рубеже двух подциклов политическая активность государства возрастает, тогда как инвестиционная активность идёт на спад.
В начале периода ТаТ2 деловая активность государства (политический деловой цикл) идёт на спад. После выбора столицы Игр на государственном уровне готовится документ, определяющий условия взаимодействия государства, бизнеса, общества при подготовке и проведении Олимпийских игр. Наоборот, экономическая активность усиливается, так как данный этап предполагает большие финансовые вложения в подготовку к Играм.
Интересно отметить, что в отличие от политического и экономического деловых циклов, олимпийский деловой цикл внутри себя включает не один, а несколько периодов роста и спада экономической и политической деловой активностей. Как уже было отмечено ранее, это связано с наличием так называемых рубежных точек. При приближении к этим рубежам политическая активность государства, как контролирующего органа, повышается, тогда как экономическая активность, наоборот, либо незначительно повышается, либо снижается, так как работы или временно приостанавливаются, или почти полностью выполнены и основной объём инвестиций - освоен.
Таким образом, по результатам сравнения политической и экономической деловой активности в рамках олимпийского делового цикла можно составить сравнительную таблицу (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Олимпийский деловой цикл: взаимосвязь экономической и политической активности
Олимпийский деловой цикл Вид цикла Периоды активности
V, Т1Т2 Т2Т3 V«
Экономический деловой цикл (по расходам) Рост Рост, со значительным снижением к моменту Т2 Слабый рост Спад
Экономический деловой цикл (по доходам) Рост Рост, со значительным снижением к моменту Т2 Рост, меньший чем на Т,Т2 Посте- пенный спад
Политический деловой цикл Рост Спад, со значительным ростом к моменту Т2 Спад, со значительным ростом к моменту Т3. Достижение условного максимума. Резкий спад
подведём краткие итоги. Предложенное определение Олимпийского делового цикла дало возможность более углублённого рассмотрения взаимосвязи экономического и политического деловых циклов и выявления закономерности деловой активности на различных этапах проведения Олимпийских игр. В результате анализа деятельности МОК по финансированию Олимпийских игр выявлено, что одновременно существует 5 уровней активности МОК и, как следствие этого, финансирование Игр одновременно может осуществляться из доходов нескольких будущих Олимпийских игр.
В отличие от политического и экономического деловых циклов как таковых, олимпийский деловой цикл внутри себя заключает несколько периодов подъёма и спада экономической и политической деловой активности. Пики роста и спада приходятся на так называемые рубежные точки. Анализ соотношения экономического и политического деловых циклов в рамках олимпийского делового цикла позволяет стране-хозяйке правильно спланировать расходы и доходы, а политическому руководству страны своевременно принять необходимые своевременные решения. Проведение Олимпийских игр даёт качественный импульс для развития экономики не только в период подготовки и проведения Олимпийских игр, но и после их завершения. Впрочем, влияние Олимпийских игр на экономику страны проведения имеет краткосроч-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3
ный, среднесрочный и долгосрочный аспекты. Их анализ - предмет специального исследования. И об этом мы постараемся рассказать в нашей следующей статье.
литература
1. Олимпийская Хартия (в действии с 7 июля 2007 года), МОК, 2007.
2. Алексеев А.м.Физкультура и труд. М.: ВНИИФК, 1988.
3. Галкинв.в. Экономика и управление физической культурой и спортом. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
4. Галкинв.в., Сысоев в.И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2-е издание - Воронеж: Изд-во Моск. академии экономики и права, 2000.
5. ДимитровД., Хельменштайн л., Кляйснер А., мозер Б., Шиндлер Й. Воздействие спорта на макроэкономику Европы // Отечественные записки, №6, 2006.
6. Жолдак В.И., Зуев В.Н.Основы менеджмента спорта. Тюмень, Вектор Бук, 1998.
7. Индекс отыграл на Олимпиаде, газета «Коммерсантъ», №119 (3695), от 10.07.2007.
8. Коваль В.И., Олимпиада-80 (экономический аспект), М.: «Знание», 1978.
9. Коробатов Я. Олимпиада 2014 в Сочи, газета Комсомольская правда от 10.09.2007.
10. Нуреев P.M. Теория общественного выбора, ГУ-ВШЭ, 2005.
11. Оксанич С.М.Теория и практика физической культуры, 1982, №2.
12. Понявин А.В. Олимпийские игры: спорт и коммерция // Маркетинг, №2 (69), 2003 г.
13. Прицельный олимпийский огонь // Эксперт, Москва, август 2004.
14. «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта в 2006-2014 гг.», Федеральная целевая программа, 13.06.2006.
15. Рутгайзер B.M., русов Ю.Ф. Теория и практика физической культуры, 1982, №8.
16. Цена престижа // Итоги, 2003, №19.
17. Экономика Олимпийских Игр // Финансы, 2004, № 28.
18. ШтейнбахВ.Л.Век Олимпийский. Книга I. М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2002.
19. Штейнбах В.Л. Век Олимпийский. Книга II. М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2002.
20. Andreff, Wladimir. - Economie du sport / Wladimir Andreff, Jean-François Nys. - Paris :. Presses universitaires de France, 1986. - 127 p.
21. A Look at the Olympic Costs by C. Frank Zarnowsky, PhD Mount St. Mary's College, Emmitsburg, Mariland.
22. Athyns 2004 Report: Sponsorship.
23. 2006 Marketing Fact File, IOC report, 2006.
24. Report by the IOC Candidature Acceptance Working group / XXII Olympic Winter Games in 2014.
25. Sochi 2014 Candidature File, Sochi, 2006.
26. www.olympic.org
27. www.olympic.ru
28. www.olympics.com
29. www.stadium.ru
30. www.gamesbids.com
31. www.aroundtherings.com