Комова Ольга Александровна
магистрант программы «Международный бизнес», Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар кк1,Срро@уапСех,ги
олимпийские игры как фактор развития
международного бизнеса
_Аннотация
День за днем приближают нас к Олимпийским играм 2014 года, которые состоятся в городе Сочи. Город и вся страна готовятся к приему огромного количества зарубежных гостей. Вкладываются огромные средства в строительство спортивных сооружений, гостиничного и развлекательного комплекса. Сочи сам по себе становится брендом. Однако сможет ли он удержать эту марку и продолжать оставаться центром международного туризма и бизнеса после проведения Олимпийских игр? Это возможно только в том случае, если соответствующая стратегия станет частью его долгосрочного плана развития.
Ключевые слова: Олимпийские игры, международный бизнес, экономическая отдача, круглогодичный курорт мирового уровня, постолимпийский период
Спорт выступает одним из факторов, влияющих на развитие производственного потенциала государства, так как в нем вращаются значительные финансовые средства и занято большое количество рабочей силы, Проведение Олимпийских игр не только дает мощный толчок развитию спорта в принимающей стране, но и оказывает большое влияние на ее экономику, а также политику, науку, культуру, религию, промышленность, Проведение такого крупного международного события, как Олимпийские игры, способствует обращению взора мирового сообщества на спорт и куль-
туру страны-хозяйки, Это шанс продемонстрировать степень развития науки и техники, состояние окружающей среды и демографическую ситуацию, вопросы экономики, обороноспособности и энергетической безопасности, Провести такое крупное международное мероприятие, обеспечить его безопасность и позитивное восприятие в мире - это возможность показать успехи сбалансированного развития страны проведения Игр на всех обозначенных направлениях, Олимпийские игры можно считать катализатором изменения международной роли государства, инстру-
ссийское предпринимательство, № 1 (223) / январь 2013
ментом повышения его влияния на мировые процессы. Перед страной, организующей Игры, открываются возможности олимпийской дипломатии и шанс использовать данный фактор для укрепления международного авторитета страны. Олимпийская дипломатия может оказать влияние на способность страны повысить свою роль в формировании системы международных отношений.
Олимпийские игры и деловая активность
Олимпийские игры при должном организационном планировании являются стимулятором экономического роста организующей страны (города - столицы Игр). Организация и проведение Игр положительно сказываются на повышении и улучшении экономической эффективности ряда отраслей хозяйства, компаний и экономических структур, а в некоторых случаях и их развитии. Это происходит, в первую очередь, из-за того, что проведение Олимпийских игр сопровождается развитием инфраструктуры и материально-технической базы региона. Основываясь на практике любой из стран, которые организовывали Олимпийские игры, можно увидеть, что развитие спортивной сферы региона содействует развитию многих отраслей экономики, регулируя развитие индустриальной структуры в целом. Повышение статуса страны (города) в глазах мирового бизнеса во время проведения Игр как для государства, так и для бизнеса в целом несет в себе повышение инвестиционной привлекательности региона, продажа и реклама продукции, продажа сувенирной продукции, обмен валюты, повышение количества транзакций, оборот гостиничного бизнеса, повышение дело-
вой активности населения в целом, беспошлинное перемещение товаров через границу, рост открытости и доступности иностранного бизнеса, расходы спортсменов и гостей Игр. Во время проведения Олимпийских игр наблюдается максимальная деловая активность бизнеса страны (города) проведения Игр, так как за эти две недели наиболее быстро и эффективно можно получить отдачу от вложенных средств, а также заложить фундамент для долгосрочного сотрудничества с международными компаниями. Ведь именно в дни Игр проходит большое количество международных встреч, конференций, фестивалей, выставок и презентаций (1).
Брендовый статус города проведения Олимпийских игр
Очень важно при планировании и организации Олимпийских игр для получения отдачи и выгод в перспективе планировать работу олимпийского наследия и экономических структур на постолимпийском периоде. На примере Сочинской Олимпиады при планировании развития столицы Игр в постолимпийский период, как доходного региона, нужно стремиться к тому, чтобы Игры 2014 года способс-
олимпийские игры можно
считать катализатором изменения международной
роли государства, инструментом повышения его влияния на мировые процессы
...необходимо непрерывно заниматься «раскруткой» столицы Игр на мировом уровне и в постолимпийском периоде
твовали превращению Сочи из летнего курорта, популярного в большей степени среди россиян, в круглогодичный курорт мирового уровня, располагающий всем необходимым, включая спортивные объекты, гостиницы, объекты здравоохранения и прочую инфраструктуру (2).
Приобретаемый во время Олимпийских игр брендовый статус, стране (городу) проведения Олимпиады необходимо сохранять его после их проведения. Если считать, что стоимость бренда - это его известность, то необходимо непрерывно заниматься «раскруткой» столицы Игр на мировом уровне и в постолимпийском периоде. Олимпийские кольца делают популярной любую точку на планете, и задача организаторов Игр в том, что бы после того как Олимпиада пройдет, эту точку продолжали помнить и хотели посещать люди разных стран. При реализации этой задачи необходимо осуществлять деятельность в отношении города проведения Игр с целью создания, поддержания или изменения мнений, намерений или поведения его целевой аудитории. Необходимо создать условия притягательности, престижа города в целом, а также привлекательности города сосредоточенных на природно-климатических условиях, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других
ресурсов, а также возможностей для реализации и воспроизводства этих ресурсов (3).
Условия получения экономической отдачи в постолимпийском периоде
Для получения экономической отдачи в постолимпийском периоде необходимо реализовывать следующие условия:
1) продолжать повышать уровень привлекательности территории на международном уровне благодаря узнаваемости города после проведения Олимпийских игр и увеличению качества его инфраструктуры и сервиса;
2) рассчитывать на многогранность целевой аудитории и различие составляющих ее релевантных групп: профессионалы и любители спорта разного уровня, туристы, отдыхающие сезонники и т.п., зарубежная общественность, зарубежное бизнес-сообщество;
3) контролировать качество созданных условий и сервиса обслуживания; корректировать существующее восприятие столицы Игр в сторону всемирно призванного туристического города, повышать осведомленность о городе и всех его преимуществах среди жителей других стран;
4) в основе деятельности продвижения бренда города (страны) должен лежать диалог через основные каналы коммуникаций (электронные и печатные средства массовой информации, интернет, телевидение, радио, наружную рекламу БТ1_-акции) со всеми целевыми аудиториями внутри страны и за рубежом, построенный на информационной открытости и профессионализме;
5)рекламной компании необходимо непрерывно повышать имидж города (страны) в глазах мировой обществен-
российское предпринимательство, № 1 (223) / январь 2013
ности, продвигать бренд столицы Игр как комфортного и доступного туристического города международного уровня,
Для формирования устойчивой благоприятной среды туристического региона городу необходимо достичь высоких результатов в четырех основных областях: качество обслуживания гостей региона, бизнеса и населения, устойчивое развитие, дальновидность руководства и постоянство имиджа,
Вывод
Экономическая эффективность страны (города) после проведения Игр возможна только в том случае, когда ее достижение является частью долгосрочного плана развития, Крупное спортивное состязание, подготовка к которому ведется в соответствии с ранее принятыми планами местного, регионального и общенационального развития, способно ускорить экономи-
ческую отдачу на десять лет и более, а также повысить качество жизни местного населения, улучшить конкурентоспособность страны (города) на мировой арене, способствовать развитию международного бизнеса на территории страны (города) в долгосрочной перспективе,
Литература
1. Нуреев Р.М. Олимпийский деловой цикл / Р.М, Нуреев, Е.В. Маркин // Вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 3.
2. Левкин А. Инфраструктура на будущее // Коммерсантъ. - № 31 . - 2011. -16 июня. - С. 5.
3. Авдиенко О.Б. Маркетинговая стратегия повышения привлекательности территории (на примере города Сочи) // Вестник сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2010. - № 1. - С. 91-96.
Olga A. Komova
Undergraduate Student of the "International Business" Program, Academy of marketing and social information technologies, Krasnodar
Olympic Games as the Development Factor of International Business
_Abstract
Day after day brings us closer to the 2014 Olympic Games to be held in Sochi. The city and the whole country is preparing to receive a huge number of foreign visitors. Heavy investments in the construction of sports facilities, hotel and entertainment complex are made. Sochi itself becomes a brand. But will he be able to keep the brand and continue to be a center of international tourism and business after the Olympics? It will be possible only if a respective strategy will become a part of its long-term development plan.
Keywords: Olympic Games, international business, economic returns, year-round world-class resort, Post-Olympic period