Научная статья на тему 'ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ КАК МАРКЁР СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАД ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) 2017-2022 ГГ'

ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ КАК МАРКЁР СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАД ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) 2017-2022 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ / СТУДЕНЧЕСТВО / НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамонтова М. А.

Дана обобщающая характеристика истории возникновения и развития Всероссийской олимпиады по истории для студентов высших учебных заведений, проводимой ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Показана значимость олимпиадного движения для привлечения молодёжи к профессиональной научной деятельности, популяризации научных знаний и поддержания интереса к отечественной истории. Выделены особенности данной олимпиады, показана тематика её мероприятий, специфика участников и приоритетность студенческих предпочтений в обсуждении юбилейных событий и дискуссионных тем истории России ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OLYMPIADS AS A MARKER OF MODERN SCIENTIFIC INTERESTS OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE OLYMPIADS OF DOSTOEVSKY OMSK STATE UNIVERSITY) 2017-2022

The Olympic movement has become a priority activity of the Government of the Russian Federation. It is considered as the first stage of introducing students to the profession, as an important form of popularization of scientific knowledge, as one of the ways to form a successful young person. In this regard, the all-Russian History Olympiad for students of higher educational institutions, which is held by Dostoevsky Omsk State University, is in line with the current directions of youth policy. This Olympiad has been held since 2017 and is dedicated to discussing a landmark event in the history of Russia. The Olympiad consists of two stages: qualifying and final. At the qualifying stage, participants write a historical essay on the declared topic and attribute images related to this event. At the final stage, students complete written assignments and take part in the discussion of the problematic issue of the designated event in the form of a round table with the participation of a visiting scientist who is an expert in this field. In 2017-2022, issues related to the revolution of 1917, the Munich Conference of 1938, the Great Patriotic War, the Kronstadt Uprising of 1921 and the creation of the USSR were raised at the Olympics. The features of the all-Russian History Olympiad are highlighted. Organizationally, the Olympiad moved to the online space, which allowed students to more actively realize their scientific interest in such events. The permanent participants of the historical Olympiad have been identified in the face of universities that encourage scientific research, passion for the history of the Fatherland and competitive excitement in their students. The preferences of students in the study and discussion of certain events in the history of Russia of the twentieth century are emerging. For some students, the Olympiad has become a kind of springboard in their successful intellectual activity, which finds its further embodiment in conferences, travel grants, scientific projects.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ КАК МАРКЁР СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАД ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) 2017-2022 ГГ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 317-322. УДК 93/94

DOI 10.24147/2312-1300.2022.9(3).317-322

М. А. Мамонтова

ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ КАК МАРКЁР СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИАД ОмГУ им. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) 2017-2022 гг.

Дана обобщающая характеристика истории возникновения и развития Всероссийской олимпиады по истории для студентов высших учебных заведений, проводимой ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Показана значимость олимпиадного движения для привлечения молодёжи к профессиональной научной деятельности, популяризации научных знаний и поддержания интереса к отечественной истории. Выделены особенности данной олимпиады, показана тематика её мероприятий, специфика участников и приоритетность студенческих предпочтений в обсуждении юбилейных событий и дискуссионных тем истории России ХХ в.

Ключевые слова: олимпиада по истории; студенчество; научные интересы.

Поддержка и развитие олимпиадного движения, в том числе и в области интеллектуальных состязаний, стали одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ. С весны 2006 г.1 уделяется особое внимание этому направлению молодёжной политики. Олимпиада как форма популяризации научных знаний выбрана не случайно. Она позволяет привлечь молодёжь к исследованиям по перспективным научным направлениям, определить качество профессиональной подготовки студентов, и, наконец, создать условия для самореализации молодого поколения в современном обществе, стимулирования творческого роста и интереса к профессиональной деятельности [1-3].

На протяжении двух последних десятилетий были выработаны Правила выявления талантливых детей и меры их дальнейшего сопровождения на уровне высшего образования . На основе данных Правил (п. 4) разрабатывается и ежегодно утверждается Перечень олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, которые направлены на развитие

соответствующих способностей и пропаганду научных знаний3.

С другой стороны, олимпиады позволяют определить развитие научных интересов у самой талантливой молодёжи, предложить науке свой особый взгляд на отдельные проблемы развития человечества [4-6]. Именно таким маркером научных интересов выступает олимпиада по истории, аккумулирующая в себе и запросы современности, формируемые социальным заказом и политической повесткой дня, и актуальные проблемы исторической науки, обращающей внимание на юбилейные события и даты, и исследовательские интересы студенчества. Соединение этих трёх важных линий развития гуманитарной мысли на современном этапе легли в основу идеи проведения ОмГУ им. Ф. М. Достоевского всероссийской

олимпиады студентов высших учебных заведений «Событие в истории». Замысел этой олимпиады состоит в том, чтобы выбрать наиболее актуальное событие, в котором смогут явно проявить себя три обозначенных

© Мамонтова М. А., 2022

вектора развития гуманитарной мысли, и предложить участникам поразмышлять над ключевым вопросом этого исторического явления. Состязание состоит из двух этапов: отборочного и заключительного. На первом из них участники в течение нескольких недель пишут эссе на один из проблемных вопросов олимпиады и атрибутируют визуальный источник (фотографию, плакат, рисунок и др.). На втором - в течение часа выполняют тестовые и письменные задания, проверяющие уровень профессиональной подготовки, и принимают участие в круглом столе по одной из актуальных проблем обозначенной темы. Критерии оценивания публикуются вместе с заданиями отборочного этапа и заранее известны участникам. Особенность данной олимпиады в том, что ограничения по возрасту отсутствуют, по уровням высшего образования тоже, соответственно, в ней могут принять участие, как бакалавры (специалисты), так и магистры и даже аспиранты.

Первая олимпиада была организована по инициативе лаборатории «Историческая память и историческое самосознание в региональном пространстве» и Центра инновационных социальных проектов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и прошла с 9 сентября по 17 ноября 2017 г. Темой её стала «Революция 1917 г.». Организаторы главными задачами олимпиады обозначили популяризацию научных знаний, обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с революционными событиями 1917 г., обмен мнениями, реконструкцию образов революции в сознании российской молодёжи. Регистрация участников проходила на портале «Ломоносов» (https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4483/), информация о мероприятии была размещена во 2-м корпусе ОмГУ, в социальной сети «ВКонтакте», на официальной странице ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Несмотря на юбилей, данное событие вызвало слабый научный интерес участников. В рамках заочного этапа поступила 21 заявка из 3 регионов РФ (Омская обл., Томская обл., Москва) и 1 заявка от иностранного гражданина (Таллинн, Эстония). По итогам предварительного отбора на очный этап было приглашено 13 участников, продемонстрировавших свою заинтересованность в теме и набравших наибольшее количество баллов. Очный этап

проходил в Омске в аудиториях ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и включал в себя выполнение тестов в течение одного часа и проведение круглого стола по проблеме востребованности темы революции современным поколением. Модератором круглого стола выступила экскурсовод Историко-краеведче-ского музея Келлер Любовь Ивановна. Жаркая дискуссия студентов об истоках революционного процесса и отражении его в судьбах разных поколений ХХ века показала вовлеченность участников в вопросы революциоло-гии и их отражении в научной литературе.

В 2018 г. знаковым событием Олимпиады стала Мюнхенская конференция 1938 г., предопределившая «Крах Версальско-Вашинг-тонской системы». Несмотря на дискуссион-ность и востребованность данной темы в науке, она также слабо заинтересовала студентов. Практически все участники (12 человек) были приглашены на очный этап, на котором помимо тестового тура был проведён круглый стол «Мюнхенское соглашение: мифы и реальность». О причинах сговора, деталях Мюнхенской конференции и распространённых мифах об истоках Второй мировой войны студенческая аудитория спорила с доктором исторических наук, профессором кафедры всеобщей истории Фоменко Светланой Владимировной. Хочется подчеркнуть, что, несмотря на малочисленность участников, присутствующие показали высокий профессиональный уровень овладения материалом по международному положению Европы во второй половине 1930-х гг. Все из них были награждены дипломами и ценными призами.

В 2020 г. в связи с 75-летием Великой Отечественной войны олимпиада затронула самые сложные проблемы военного времени. Гибель мирных жителей и советских солдат, разрушение заводов и домов, подрыв экономики и сложившейся повседневности, лишение и тяготы, потеря близких и разрушенные семьи стали главным предметом для размышления участников. В преамбуле подчёркивалось, что изучение Великой Отечественной войны по-прежнему несёт в себе множество вопросов, связанных с её истоками, подготовленностью в техническом и кадровом вопросе, эффективностью механизма решения фронтовых и тыловых вопросов, и предлагалось в форме эссе высказать свою аргументи-

рованную точку зрения на эти и иные проблемы данного периода. Из 50 участников отборочного этапа только 33 успешно справились со сложностью поставленных задач. Как мы видим, сама тема привлекла к себе большее количество студентов, причём не только бакалавров, но и аспирантов. Значительно расширилась и география участников, добавились вузы из Ижевска, Москвы, Сургута, Саратова, Саранска, Набережных Челнов, Челябинска, Новосибирска, Элисты, Гатчины. Эта олимпиада оказалась необычной ещё и тем, что заключительный этап проходил в дистанционном формате, где студентам предлагалось за час пройти тестирование и написать письменные ответы на три проблемных вопроса, а затем принять участие в круглом столе, посвящённом Битве под Москвой. Это событие в рамках Великой Отечественной войны было выбрано не случайно темой для дискуссии. Во-первых, олимпиада проходила 5 декабря 2020 г., в день начала наступательной операции под Москвой. Во-вторых, на обсуждение был вынесен несколько провокационный вопрос о начале перелома в ходе Второй мировой войны и значимости данного сражения. При помощи координатора круглого стола кандидата исторических наук, заведующего кафедрой отечественной истории и политологии Мамонтовой Марины Александровны участники обсудили существующие точки зрения в современной историографии по данной проблеме, обозначили значение данной битвы для дальнейшего хода военных действий, оценили влияние «генерала Мороза» на исход Битвы под Москвой и отдали должное героизму полководцев и простых солдат.

IV Всероссийская олимпиада студентов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского «Событие в истории России» была посвящена 100-летнему юбилею Кронштадтского восстания. Олимпиада студентов проходила также в два этапа: отборочный (с 31 мая по 24 октября 2021 г.) и заключительный (13 ноября 2021 г.). Состав участников, значительно выросший в 2020 г., остался таким же - 54 человека, отборочный этап прошли 35 человек, появились новые вузы из Барнаула, Ульяновска, Улан-Удэ и Ярославля, изменился качественный состав студентов, в частности, кроме историков, активное участие приняли

юристы, экономисты, социологи, инженеры, а олимпиада окончательно перешла в он-лайн-формат. На заключительном этапе после традиционных письменных вопросов по истокам, участникам и событиям Кронштад-ского мятежа студенты приняли участие в работе круглого стола «"Кронштадт" в фокусе борьбы революционно-демократической (советской), либерально-буржуазной и консервативно-монархической альтернатив 1917-1921 гг. и в дискуссиях настоящего времени», модерируемого доктором исторических наук, профессором кафедры отечественной истории и политологии Шепелевой Валентиной Борисовной.

В 2022 г. проходит V Всероссийская олимпиада студентов, посвящённая 100-летнему юбилею создания союзного государства. В ходе неё предлагается оценить это событие с позиции нескольких поколений и с учётом изменившихся геополитических условий. Появление союзного государства на фоне установления диалога с западными державами на Генуэзской конференции и становления фашистского режима в Италии становилось знаковым моментом мировой истории, обозначившим расстановку политических сил и приоритетов в Европе. Студентам предложено поразмышлять: насколько данное событие стало важным поворотным пунктом в развитии мировой цивилизации и определило современную ситуацию?

Подводя итоги прошедшим олимпиадам, можно выделить особенности этого мероприятия для современного студенчества. Во-первых, организационно олимпиада переместилась в онлайн-пространство, что позволило студентам более активно реализовывать свой научный интерес в подобных мероприятиях. Во-вторых, обозначились постоянные участники исторической олимпиады в лице университетов, которые поощряют в своих студентах научный поиск, увлечение историей Отечества и соревновательный азарт. Среди них хотелось бы выделить Национальный исследовательский Томский государственный университет, Саратовский национальный исследовательский государственный университета имени Н. Г. Чернышевского, Челябинский государственный университет, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Алтайский государственный пе-

дагогический университет. В-третьих, вырисовываются предпочтения студенчества в исследовании и обсуждении определённых событий истории России ХХ века. Бесспорно, такой темой является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В-четвертых, для некоторых студентов олимпиада стала своеобразным трамплином в их успешной интеллектуальной деятельности, которая находит свое дальнейшее воплощение в конференциях, трэвел-грантах, научных проектах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента РФ от 6 апреля № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи»; Постановление Правительства РФ от 27 мая № 11 «О премиях для поддержки талантливой молодёжи».

3 Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. -№ 47. - Ст. 6602; 2020. - № 22. - Ст. 3526.

4 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 616 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физ-культурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2021/22 учебный год».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Т. Н., Миронов В. В., Илюхина Г. И. Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных состязаний талантливой молодёжи // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. -2014. - Т. 8. - № 1. - С. 19-25. - DOI: 10.12737/2667.

2. Репина Е. Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одарённой молодёжи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 297-302.

3. Мухин О. Н., Назарова О. Ю., Нестеренко П. Л., Соболевский А. В. Опыт организации всероссийских олимпиад по истории в педагогическом вузе как эффективный фактор профессионализации будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3 (192). -С. 131-138. - DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-131-138.

4. Зарипова Е. И. Специфика работы с одарёнными студентами: обзор практик российских вузов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -2018. - № 4 (21). - С. 107-111.

5. Чапаксов Н. А. Тенденции развития олимпиадного движения студентов // Научные исследования XXI века. - 2019. - № 2 (2). - С. 530-533.

6. Попов А. И., Пучков Н. П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2017. - № 6. - С. 65-71.

Сведения об авторе

Мамонтова Марина Александровна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории и политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: mamontovama@omsu.ru

Информация о статье

Дата поступления 30 июня 2022 г.

Дата принятия в печать 20 июля 2022 г.

Для цитирования

Мамонтова М. А. Олимпиады по истории как маркёр современных научных интересов студенчества (на примере олимпиад ОмГУ им. Ф. М. Достоевского) 2017-2022 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 317-322. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(3).317-322.

M.A. Mamontova

HISTORY OLYMPIADS AS A MARKER OF MODERN SCIENTIFIC INTERESTS OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE OLYMPIADS OF DOSTOEVSKY OMSK STATE UNIVERSITY) 2017-2022

The Olympic movement has become a priority activity of the Government of the Russian Federation. It is considered as the first stage of introducing students to the profession, as an important form of popularization of scientific knowledge, as one of the ways to form a successful young person. In this regard, the all-Russian History Olympiad for students of higher educational institutions, which is held by Dostoevsky Omsk State University, is in line with the current directions of youth policy. This Olympiad has been held since 2017 and is dedicated to discussing a landmark event in the history of Russia. The Olympiad consists of two stages: qualifying and final. At the qualifying stage, participants write a historical essay on the declared topic and attribute images related to this event. At the final stage, students complete written assignments and take part in the discussion of the problematic issue of the designated event in the form of a round table with the participation of a visiting scientist who is an expert in this field. In 2017-2022, issues related to the revolution of 1917, the Munich Conference of 1938, the Great Patriotic War, the Kronstadt Uprising of 1921 and the creation of the USSR were raised at the Olympics. The features of the all-Russian History Olympiad are highlighted. Organizationally, the Olympiad moved to the online space, which allowed students to more actively realize their scientific interest in such events. The permanent participants of the historical Olympiad have been identified in the face of universities that encourage scientific research, passion for the history of the Fatherland and competitive excitement in their students. The preferences of students in the study and discussion of certain events in the history of Russia of the twentieth century are emerging. For some students, the Olympiad has become a kind of springboard in their successful intellectual activity, which finds its further embodiment in conferences, travel grants, scientific projects.

Keywords: history Olympiad; students; scientific interests.

REFERENCES

1. Anan'eva T.N., Mirnov V.V., Ilyukhina G.I. Vserossiiskie studencheskie olimpiady kak forma intellektual'nykh sostyazanii talantlivoi molodezhi. Bulletin of the association of universities of tourism and service, 2014, vol. 8, no. 1, pp. 19-25. DOI: 10.12737/2667. (in Russian).

2. Repina E.G. Studencheskoe olimpiadnoe dvizhenie kak instrument poiska odarennoi molodezhi i pedagogicheskoi raboty s nei: printsipy organizatsii i opyt provedeniya. Samara journal of science, 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 297-302. (in Russian).

3. Mukhin O.N., Nazarova O.Yu., Nesterenko P.L., Sobolevsky A.V. Opyt organizatsii vserossiiskikh olimpiad po istorii v pedagogicheskom vuze kak effektivnyi faktor professionalizatsii budushchikh uchitelei. Tomsk state pedagogical university bulletin, 2018, no. 3 (192), pp. 131-138. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-131-138. (in Russian).

4. Zaripova E.I. Spetsifika raboty s odarennymi studentami: obzor praktik rossiiskikh vuzov. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2018, no. 4 (21), pp. 107-111. (in Russian).

5. Chapaksov N.A. Tendentsii razvitiya olimpiadnogo dvizheniya studentov. Scientific research of the XXI century, 2019, no. 2 (2), pp. 530-533. (in Russian).

6. Popov A.I., Puchkov N.P. Studencheskie olimpiady kak sredstvo formirovaniya psikhologicheskoi gotovnosti k tvorcheskoi deyatel'nosti v usloviyakh konkurentnoi bor'by. Alma mater. Vestnik vysshei shkoly, 2017, no. 6, pp. 65-71. (in Russian).

About the author

Marina A. Mamontova - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of National History and Political Science of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: mamontovama@omsu.ru

Article info

Received June 30, 2022

Accepted July 20, 2022

For citations

Mamontova M.A. History Olympiads as a Marker of Modern Scientific Interests of Students (on the Example of the Olympiads of Dostoevsky Omsk State University) 2017-2022. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, vol. 9, no. 3 (35), pp. 317-322. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2022.9(3).317-322 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.