90
Высшее образование в России • № 3, 2006
жен быть выбран, принимается исходя из серьезной оценки конкретной ситуации и имеющихся возможностей.
«МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского имеет почти двухлетнюю практику реализации Программы развития воспитательной деятельности, утвержденной Ученым советом на период 2004-2006 гг. Все изложенное в данной статье относительно рациональности применения программно-целевого метода развития воспитания в полной
мере подтверждается на нашем опыте. Так, заметно увеличивается число воспитательных мероприятий, растет вариативность их форм, повышается уровень ресурсного и институционального обеспечения сферы воспитания. Студенчество реально и результативно, на основе партнерских отношений садминистрацией участвуетв этой работе. В целом программа позволяет предметно, адресно, с необходимой степенью контроля управлять процессом воспитания.
А. ПОПОВ, доцент С. МИЩЕНКО, профессор Тамбовский государственный технический университет
Мы рассматриваем олимпиадное движение как один из механизмов, позволяющих повысить качество профессионального образования по таким показателям, как конкурентоспособность выпускника на рынке труда, уровень адаптации молодого специалиста к условиям производства, степень личностной удовлетворенности студента процессом познания [1].
Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейшей ценности [2]. Созданная олимпиадная среда предоставляет участнику возможность внутренней и внешней свободы, снимает тревожность, делает восприятие окружающей действительности более открытым, в том числе и для объективной критики, чем обеспечивает пространство свободного поиска уникального решения профессиональных проблем. Все это позволяет удовлетворить потребность «быть личностью», способствует развитию в обучающемся тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.
Олимпиадное движение студентов
В олимпиадном творчестве присутствует коммуникативный компонент, который связывает педагогическое творчество преподавателя, познавательное творчество обучающихся и научно-производственное творчество, предлагаемое внешней средой. Ни один другой вид специально организованной познавательной деятельности не имеет таких естественных и многогранных связей с повседневной производственной деятельностью специалиста.
Основной элемент системы олимпиад-ного движения - олимпиадная микрогруппа - является неформальной организацией, членами которой становятся не по принуждению, а «по зову сердца», стремлению овладеть новым знанием, лучше подготовиться к дальнейшей профессиональной деятельности. Проведенное анкетирование участников олимпиад свидетельствует, что в качестве основных мотивов своей деятельности они выделяют стремление узнать новое, возможность общения с увлеченными людьми (как студентами, так и преподавателями), потребность самоутвердиться, желание реализовать свои творческие наклонности. Все это делает учебный коллектив более сплоченным, способствует формированию готовности к решению профес-
Обсуждаем проблему
91
сиональных творческих задач. В динамике жизни олимпиадной микрогруппы взаимопонимание и взаимосогласованность могут в отдельных случаях иметь большее значение, чем умения, навыки, мастерство всех участников группы в отдельности. При решении сложных учебных и профессиональных задач именно чувство коллективизма помогает быстро и оптимально найти их решение, четко и согласованно действовать в экстремальных ситуациях.
Педагогический процесс в олимпиадных микрогруппах основан на использовании личностно-ориентированной технологии обучения - обучения в сотрудничестве. Наибольший интерес представляет вариант этого метода - обучение в команде, при котором особое внимание уделяется групповым целям, достигаемым только в результате самостоятельной работы каждого в по-стоянномвзаимодействии с другими членами группы при работе над проблемной ситуацией.
Главное отличие обучения в олимпиад-ной микрогруппе состоит в том, что в его основе лежит не только сотрудничество, но и соревнование, которое приводит к возникновению конструктивной конфликтной ситуации в коллективе. Ее разрешение в направлении достижения целей обучения становится возможным благодаря созданной в группе атмосфере любви и взаимопомощи. Высокий уровень взаимопонимания, доверия и поддержки, сложившийся в олимпиадной микрогруппе, позволяет сделать соревнование не тормозом проявления интеллектуальной активности обучающихся, а дополнительным источником позитивных эмоций от радости открытия нового, пусть и субъективно нового, но личностнозначимого. Это позволяет использовать мотивацию достижений, мотивацию социального одобрения для стимулирования творческих способностей, чего практически никогда не бывает в других случаях. Можно утверждать, что в олимпиадной среде происходит суперпозиция внутренней мотивации и воздействия внешнего ок-
ружения, что позволяет выйти на новый уровень воспитания конкурентоспособного специалиста.
После Первой всесоюзной олимпиады, проведенной в 1981 г. в Ижевске, знамя олимпиадного движения по теоретической механике было подхвачено энтузиастами в Перми, Екатеринбурге, Оренбурге, Челябинске, Москве, С.-Петербурге, Тамбове, Минске, Казани, других городах. Год от года увеличивается число участников, повышается качество и творческий характер конкурсных работ.
За это время у олимпиадного движения выработались свои традиции: высокий уровень сложности олимпиадных задач, честная и бескомпромиссная борьба участников во время конкурса, дружеская атмосфера во время подготовки к соревнованиям и совместного отдыха (каждый год проводится КВН между студентами и преподавателями, спортивные состязания, экскурсии), уже много лет на торжественных мероприятиях олимпийцы исполняют свой гимн. Система олимпиадного движения по теоретической механике в последнее время интенсивно развивается, предлагаются новые формы организации работы.
Анализ опыта позволил сформулировать следующие условия успешности учебно-познавательной деятельности в олимпи-адной среде.
1. Разработка и использование специальных программ по предметам, сочетающим широту и глубину содержания, творческую направленность и ориентацию на личностно-значимое профессиональное развитие, определяемое мотивационной готовностью участника и его индивидуальной креативностью.
2. Использование методики, предполагающей сочетание дифференцированного подхода к каждому члену олимпиадной микрогруппы с возможностями коллективной работы.
3. Педагогическое мастерство руководителя, создающего творческую атмосферу и положительный микроклимат в группе.
92
Высшее образование в России • № 3, 2006
4. Активизация неформального общения студентов и специалистов.
Логика поэтапного становления в системе олимпиадного движения предусматривает переход от формирования влечения к познавательной деятельности вообще через выработку ценностных ориентаций к становлению конкурентоспособного специалиста на основе творческой компетентности, что отражается в струк-
туре Всероссийской студенческой олимпиады (рис. 1).
Организация управления олимпиадным движением имеет несколько уровней.
Первый уровень - Центральная группа управления Всероссийской студенческой олимпиадой при Федеральном агентстве по образованию. Здесь ставятся общие цели и определяются направления развития системы олимпиадного движения.
Уровни
интеллектуальной
активности
обучающегося
Стимульно-продуктивный с выходом на эвристический
Эвристический
(профессионально-
ориентированный)
Креативный
Конкурс выпускных квалификационных работ
Цель участника - подтвердить личностную конкурентоспособность и наметить мероприятия по саморазвитию Цель вуза - проанализировать систему конкурентоспособности организации процесса обучения
Рис. 1. Структура Всероссийской студенческой олимпиады
Обсуждаем проблему
93
Второй уровень - Центр студенческого олимпиадного движения университета. С учетом специфики вуза конкретизируются цели и задачи.
Третий уровень - Олимпиадная микрогруппа. Здесь изучаются потребности студентов, происходит рефлексия, создается система оценки результатов творческого саморазвития.
В современных условиях олимпиадное движение не только выступает как средство активизации и укрепления способностей, необходимых в профессиональной деятельности, но и становится специфической формой и неотъемлемой частью образовательного процесса. Учитывая, что у каждого человека есть определенный диапазон возможного проявления творческих способностей, можно сказать, что участие в олимпи-адном движении позволяет существенно приблизиться к верхней границе этого диапазона и тем самым повысить «коэффициент полезного действия» творческих способностей обучающегося. Человек, воспи-
танный в условиях творческого отношения к действительности, способен на самые неожиданные открытия и свершения, которые будут двигать общество вперед по пути прогресса.
Олимпиадное движение активно используется в учебном процессе в Тамбовском государственном техническом университете, позволяя повышать качество профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля.
Литература
1. Попов А.И. Система олимпиадного дви-
жения студентов в техническом университете // Вестник ТГТУ. - 2004. - Т. 10. - №1Б. - С. 256-263.
2. Попов А.И. Олимпиадное движение в си-
стеме конкурентоспособности технического университета // Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно-методической конференции. - Тамбов, 2005. - С. 75-80.
А. ИВАШКИН, канд. психол. наук Государственный научно-образовательный центр РАО (г. Сочи)
А. ШАПОВАЛОВ, аспирант Северо-Кавказский государственный технический университет
Ежегодные опросы менеджеров, обучающихся в СевКавГТУ по Президентской программе переподготовки управленческих кадров, свидетельствуют, что в течение десяти лет каждый второй из них неоднократно менял место работы или профессию. Вынужденность раз в два-три года переживать ситуацию «поворота карьеры» характеризует высокую динамику карьерного движения менеджеров. Что доминирует в принятии решения о смене места работы или профессии - внешние обстоятельства или личные мотивы? Три респондента из четырех указывают на то, что они исхо-
«Карьерная подготовка» менеджера
дят из своих установок, опираясь на собственную оценку ситуации и ресурсов. Таким образом, траектория карьеры современного менеджера зависит от постоянных выборов, требующих высокой степени подготовленности к уверенному и успешному поведению на рынке рабочей силы.
В какой степени карьерная проблематика представлена в процессе профессиональной подготовки менеджера в вузе?
Нам представляется, что в современной практике вузовской подготовки менеджеров указанным проблемам уделяется недостаточное внимание. Под «карьерной под-