Научная статья на тему 'Олимпиада как один из способов инновационной деятельности обучающихся в вузе'

Олимпиада как один из способов инновационной деятельности обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ЭТАПЫ ОЛИМПИАДЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднев В.В., Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л.

В статье раскрывается сущность, цели и этапы олимпиады как соревнования студентов в творческом применении знаний и умений и как неотъемлемой части учебного процесса; раскрыты основные принципы подготовительного этапа олимпиады, которые составляют методическую систему формирования у студентов вузов способности к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Олимпиада как один из способов инновационной деятельности обучающихся в вузе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

явление мониторинга качества профессионального образования в настоящее время, да и всегда, являлось одним из основополагающих факторов, которые обеспечивают повышение качества образования, эффективность, прогностичность самого образовательного процесса. Необходимость регулярного контроля над качеством и уровнем в сфере образования обусловлена тем, что в современном обществе важно держать высокий уровень знаний и профессиональных умений учащихся.

Главным вопросом становится определение эффективности проведения подобных мониторингов в профессиональном образовании с точки зрения задач и роли образования в современном обществе.

Мониторинг качества профессионального образования - это система контроля и проверки уровня профессиональной подготовленности образовательного учреждения, педагога, учащихся и т.п. Данная процедура важна с точки зрения эффективности осуществления профессионально-педагогической деятельности со стороны субъектов педагогического процесса.

Целью диагностики качества образования студентов является получение объективной информации о результатах подготовки обучающихся для анализа исполнения законодательства в области образования, соответствия социальным и личностным ожиданиям, определения факторов и выявления изменений, влияющих на качество образования в ВУЗе [2, с. 32].

Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа студентов способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений студентов, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным [1, с. 301]. Таким образом, мониторинг качества профессионального образования позволяет оперативно выявлять слабые стороны и направить силы на исправление данных проблем, путем выстраивания процесса обучения студентов. Система оценки качества нуждается в обратной связи, здесь должны действовать механизмы, обеспечивающие сравнительный анализ результатов внутривузовского контроля. Оперативная информация позволяет администрации осуществлять контроль над качеством обучения, за успехами отдельного студента, получать сравнительную характеристику успешности параллельных групп.

Применение регулярного мониторинга качества профессионального образования в высших учебных заведениях позволяет российскому образованию оставаться востребованным на мировой площадке. Контроль качества обучения позволяет своевременно оценить эффективность освоения студентами компетенции в рамках будущей профессии.

Список использованной литературы:

1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика - М.: Инфра-М, 2013. - 510 с.

2. Семенихин В. Педагогические условия мониторинга качества. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 192 с.

© Нуреева М.А., Трутанова А.В., Исаева В.А., Хамидулин А.М., 2017

УДК 378.147.227

В.В. Руднев

К.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ», зав. кафедрой АТ, ИТ и МОТД

Л.Н. Аксенова

к.п.н., доцент, доцент кафедры АТ, ИТ и МОТД ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

М.Л. Хасанова

к.т.н., доцент, доцент кафедры АТ, ИТ и МОТД ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

ОЛИМПИАДА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье раскрывается сущность, цели и этапы олимпиады как соревнования студентов в творческом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_

применении знаний и умений и как неотъемлемой части учебного процесса; раскрыты основные принципы подготовительного этапа олимпиады, которые составляют методическую систему формирования у студентов вузов способности к инновационной деятельности.

Ключевые слова

Олимпиада, этапы олимпиады, инновационная деятельность, методическая система,

принципы методической системы.

В настоящее время одной из основных проблем профессионального образования является разработка и внедрение современных методов подготовки будущих специалистов, которые будут способны реализовывать инновации в экономике страны. В России таких специалистов, по-прежнему готовят по многолетней устоявшейся дисциплинарно-поточной методике обучения, не учитывая при этом современные тенденции развития инновационных предприятий. Необходимо развивать такие методические системы, которые будут формировать у студентов способности к инновационной деятельности. Такая задача успешно решается путем активного внедрения в учебный процесс олимпиадного движения как одного из основных направлений в единой методической системе.

Студенческие олимпиады - студенческие конкурсы для творческого применения знаний и навыков по дисциплинам, изучаемым в вузе. Они проводятся для повышения качества подготовки будущих специалистов, для повышения интереса обучающихся к выбранной профессии.

Олимпиадное движение - это самостоятельная форма обучения, которая объединяет практически все основные преимущества современных методов обучения (активных, контекстных, проблемных, когнитивных, развивающихся, дифференцированных и индивидуальных, многоуровневых и непрерывных, инновационных и компетентностных).

Каждый этап олимпиады включает триаду этапов ее проведения: подготовку участников к выступлению, проведение самой олимпиады, анализ ее эффективности.

Самым важным является этап подготовки к олимпиаде. Для обеспечения подготовительного этапа необходима методическая система. Можно сформулировать ее основные дидактические принципы:

- принцип фундаментальных знаний. Что касается подготовки студентов к олимпиадам и конкурсам по специальности, то овладение знаниями в области различных дисциплин становится предпосылкой успеха выступления, закрепляя эти знания в решении прикладных задач;

- принцип меж предметных связей, распространения и развития знаний.

Решение задач требуют использования всего объема полученных знаний;

- принцип максимальной самостоятельности. Самыми прочными знаниями являются те, которые обучающийся получает в процессе самостоятельного изучения. Педагог должен это учитывать, тактично руководить обучением студентов, обеспечивать эту работу не только педагогически, но и методически;

- принцип активности в обучении. Он важен не только сточки зрения участия в олимпиаде, но он актуален применительно к будущей профессиональной деятельности. Особенность олимпиады заключается в том, что студент постоянной активизирует запас знаний, так как он должен уметь ими пользоваться в соответствии с выполняемым заданием;

- принцип эффективности знаний. Он особенно важен при проведении конкурсов по специальности, в которые включаются практические задания. Способность материализовать приобретенные знания является одной из основных задач обучения в условиях инновационной деятельности;

- принцип взаимодополняемости знаний. Некоторые темы и даже целые разделы часто рассматриваются в обучении поверхностно, или их изучение не предусмотрено в учебном плане, несмотря на их важность не только для изучения самой дисциплины, но и для будущей профессиональной деятельности;

- принцип повышенного уровня сложности задач. Его суть заключается в том, чтобы студенты решали более сложные задачи;

- принцип комплексного анализа и обобщения выполняемых заданий. Этот принцип способствует развитию умений для решения задач с повышенной сложностью для углубленного изучения дисциплины, формирования творческого аналитического мышления и способности к будущим инновациям. Это

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070

достигается благодаря выявлению разнообразия заданий и выбору наиболее рациональных из них;

- анализ результатов прошлых олимпиад. Рассматривается вопрос о том, в какой мере задачи предыдущих олимпиад были решены, а комплексные анализ и синтез выявляют недостатки, а также ранее не открытые новые способы решения задач;

- принцип непрерывности знания. Это не только постоянное накопление знаний участниками олимпиад, но и их активное использование во всем образовательном процессе;

- принцип непрерывности приобретения знаний. Он предполагает целенаправленную подготовку студентов, начиная с первого года обучения, мыслить творчески, самостоятельно, развивать свою интуицию.

Таким образом, вышеупомянутые принципы вместе с практическим обучением, с учетом психологических и методических особенностей, составляют в целом методическую систему формирования способности обучающихся к инновационной деятельности в условиях олимпийской среды, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Список использованной литературы:

1. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадная среда как фактор обеспечения качества подготовки специалистов [Текст] -Санкт-Петербург, 2007 г. - 213 с.

2. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.П. Пучков, А.И. Попов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 180 с.

3. Хасанова М.Л. Повышение качества практической подготовки специалистов путем использования алгоритмических методов обучения / М.Л. Хасанова, Л.Н. Аксенова, В.В. Руднев // Современная высшая школа: инновационный аспект.- 2016. — № 3 — С. 121-126.

5. Аксенова Л.Н. Модель общепрофессиональной подготовки студентов, способствующая развитию компетенции профессионального общения / Л.Н. Аксенова, М.Л. Хасанова В.В. Руднев // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2015. — № 4.— С. 32-40.

© Руднев В В., Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л., 2017

УДК 378.046.4

А.В. Трутанова

Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: tav_275448193@mail.ru М.А. Нуреева Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: mar.nnov@mail.ru В.А. Исаева

Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: ki4igina-vera@mail.ru А.М. Хамидулин Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: Captain.Nemo.2012@Yandex.Ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация

Цель статьи состоит в рассмотрении роли дистанционных технологий в обучении взрослых. Учитываются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.