ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ОЛИГАРХИЯ И ПЛУТОКРАТИЯ - ВЫРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ
Тетиор Александр Никанорович
Доктор техн. наук, профессор.
Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, Институт природообустройства, г. Москва
OLIGARCHY AND PLUTOCRACY-DEGENERATION OF DEMOCRACY
Tetior Alexander
Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy, Institute of environmental engineering
Аннотация. Человеческий мир полон неравенства. Это - следствие действия всеобщего закона бинарной множественности предметов и явлений в мире; оно унаследовано от животных предков. Среди неравенства - олигархия (власть ограниченного числа людей) и плутократия (власть богатых); они практически объединены в олигархии. Олигархия - наследство от животных предков, она закреплена в древних структурах мозга. Как форма правления это - вырождение демократии. Сохраняется слабая надежда на ее медленное изменение в результате воспитания. Основным преступлением олигархов по отношению к человечеству является то, что они потребляют чересчур большой кусок «пирога Земли», которого уже недостаточно для человечества. Разумному человечеству нужно принять меры по безусловному ограничению негативного влияния олигархов на природу и людей.
Abstract. The human World full of inequality of all forms. Inequality is a consequence of the general law of binary plurality of objects and phenomena in the World; it is derived from animal ancestors. Among the inequality is the oligarchy (power of a limited number of people) and plutocracy. They have virtually merged into oligarchy. Oligarchy was inherited from animal ancestors; it is enshrined in the ancient structures of the brain and can apparently only slowly change as a result of long upbringing. As a form of government, it is a degeneration of democracy. The main crime of excessively rich people is big ecological footprint: they consume too big a piece of «pie of nature», which is no longer sufficient for humanity. Reasonable humanity needs to adopt limitation measures on negative influence of oligarchs on nature and people.
Ключевые слова: олигархия; плутократия; дегенерация демократии; чрезмерное потребление; чрезмерное богатство; недопустимый экологический след; сокращение потребления
Keywords: oligarchy; plutocracy; degeneration of democracy; excessive consumption; excessive wealth; impossible ecological footprint; reducing consumption
Человеческий мир полон неравенства всех форм - социального, экономического, материального, умственного, физического, ресурсного, территориального, гендерного, расового, и пр. Это -следствие действия всеобщего закона бинарной множественности всех предметов и явлений в мире [3-5]; оно унаследовано от животных предков. Объяснения неравенства обычно носят упрощенный характер в соответствии с упрощенным мышлением человека; считается, что неравенство -временное негативное явление. В Библии подчеркнуто негативное отношение к богатым, то есть к неравенству [1]. Значительная часть человечества полагает, что неравенство может быть исключено, и наступит всеобщее счастье; поэтому люди в течение веков убежденно борются с неравенством, не гнушаясь никакими, самыми бесчеловечными, методами. Пример многих стран, в идеологии которых была заложена идея равенства, движения к нереальной стадии коммунизма, показал, что страна может приблизиться к относительному равенству граждан (что позволило получить некоторые преимущества в ряде сфер - в образо-
вании, культуре, спорте, сохранении природы, и пр.), но ее производственная конкурентоспособность в мировом масштабе невелика, качество жизни далеко не самое высокое, как и качество производимой продукции. Как правило, эти показатели выше в странах с относительным неравенством граждан, с наличием и богатых, и бедных, и сверхбогатых, с их сверх - потреблением (олигархов), с наличием жесткой конкуренции. Конкуренция, борьба за наиболее конкурентоспособную продукцию, вытеснение конкурирующих фирм с рынка, получение прибыли, - это современные пути развития, в основе которых лежит эгоизм. Несмотря на многовековую борьбу с социально -экономическим неравенством, оно не исчезает; напротив, как показано ниже, становится все более явным и всеобщим.
С помощью законов и воспитания, вероятно, можно сократить степень неравенства, но исключить его невозможно. Это будет противоречить всеобщему закону развития. Среди неравенства -олигархия (греч. - власть ограниченного числа людей) и плутократия (власть богатых), слившиеся
во власть ограниченного числа богатых. Обычно олигархи обладают сверхкрупным богатством, в том числе и денежным, и предметным. Но в соответствии с законом бинарной множественности они чаще всего не являются крупными мыслителями, учеными, и пр., то есть не приносят человечеству пользы в сфере науки, хотя часто являются инвесторами или спонсорами в различных областях науки и искусства, основателями различных конкурсов и премий. При этом они в борьбе за деньги бывают причастны к поддержке самых негативных режимов в истории (например, фашизма). Пользу обществу они приносят, поддерживая ради получения прибыли перспективные направления развития материальной и духовной культуры; однако, зачастую приобретают крупный капитал неэтичным путем - игра на бирже, ростовщичество, разнообразные незаконные сделки, обман. Будучи сверхбогатыми, они идут во власть, и становятся олигархами; руководят, сохраняя неравенство как основу благополучия. В итоге олигархия и плутократия - это вырождение демократии.
Социально-экономическое неравенство оказывает большое влияние на качество жизни человека, которое непосредственно связано с размером его «экологического следа». Это влияние бинарно множественно: с одной стороны, бедные люди и страны оказывают небольшое воздействие на ухудшение экологической ситуации в мире, при этом минимально удовлетворяя свои, небольшие и не многообразные, потребности. С другой стороны, богатые люди и страны являются основными загрязнителями природы и потребителями ресурсов, чрезмерно удовлетворяя потребности, объем которых не обоснован никакими нормами - биологическими, этическими, экологическими, и пр. Это - преступление против остального человечества. Главным явным преступлением чрезмерно богатых людей по отношению к человечеству является недопустимо большой размер их экологического следа: они «откусывают» чересчур большой кусок «пирога Земли» [2]. Ситуация с ресурсами планеты («пирогом Земли») критическая: они постепенно исчерпываются. Человечество не только не готово к переходу на возобновляемые ресурсы, но и к отказу от губительных для природы энтропийных технологий. Эта необычайно актуальная и вместе тем сложная задача пока не решается. Так, недавно Н.Ф. Реймерс писал: «Сложилась парадоксальная ситуация: люди не ведают размера пирога, который едят, и даже того, не живут ли они уже за счет мертвого, разлагающегося тела природы, а не прогрессирующих экосистем. Сколько уже «съедено» и сколько осталось? ... Где край экологической пропасти или перед нами пологий склон в долину блистательного будущего?» [2].
Потребности и их удовлетворение - это обоюдоострые предметы и явления, нужные человеку и опасные для него и для окружающей его среды жизни. Возможно, безудержный рост удовлетворяемых потребностей - это тупик развития человечества [5]. Часть людей стремится удовлетворять
потребности в форме неудержимого роста числа и объема присвоения и использования. Нами предложено считать это явление синдромом присвоения, совокупностью отдельных симптомов (признаков) собственника, толкающих человека на постоянные приобретения - вещей, людей, и пр. Человек стремится неограниченно приобретать, и все ему принадлежащее - использовать для удовлетворения своих потребностей. Вид чего-то доступного или «ничейного» запускает механизм присвоения, а он - механизм использования. Стремление к достижению положительных эмоций при удовлетворении потребностей сопровождает человечество в течение всей его истории как условие развития. Видимо, таким образом особенности мышления, связанного с древними структурами мозга, определяют в итоге развитие человечества. Эти особенности определяют не только взаимоотношения людей в обществах, но и социально-экономические формации, и взаимоотношения народов и стран. В животном мире удовлетворение потребностей чаще всего связано с присвоением (пищи, полового партнера, территории, и пр.), поэтому именно это стремление запускает у человека мощный и хорошо закрепленный в сознании механизм присвоения, обладания. Удовлетворить потребность - значит присвоить предмет или явление, причем присвоение может быть реальным или мысленным, идеализированным.
Основой стремления к безудержному росту потребностей является влечение к получению положительных эмоций и закрепление новых и новейших потребностей в древних структурах мозга, которые поддерживают немедленное удовлетворение внутренних потребностей, связанных с устойчивостью физиологических функций и обеспечением нормальной жизнедеятельности [5]. В основе стремления к неограниченно растущему богатству и потреблению лежат также отсутствие органов, ограничивающих потребление (кроме удовлетворения биологических потребностей); унаследованное от предков удовлетворение потребностей только в форме присвоения; стремление к занятию более высокого места в иерархии путем приобретения большего богатства и власти. У чрезмерно богатых принято иметь «олигархический набор» предметов роскоши - огромные особняки или небоскребы (площадью до нескольких тысяч м2); обязательны во владении несколько особняков, замков; зачем это одной семье? Есть случаи, когда богач не смог побывать до конца жизни в нескольких приобретенных им замках; большие территории (и даже острова); несколько больших яхт размером с крейсер (зачем одному человеку несколько яхт такого размера?); дорогие автомобили; частные самолеты (рис. 1); к этому перечню добавляется обычно предприятия, рестораны, футбольные и другие клубы, разнообразные торгово-развлекательные объекты, и пр. Обязательным атрибутом богатых является коллекционирование разнообразных предметов искусства, роскоши, драгоценностей. Этот перечень «олигархического набора» постоянно меняется с течением времени.
Рис. 1. Автомобили и самолеты олигархов
В результате чрезмерно богатые люди потребляют гораздо больше ресурсов и продуктов, чем средний житель планеты, и намного больше допустимого объема потребления, исходя из множества ограничений, в первую очередь - из условия ограниченности ресурсов планеты. Потребляя чересчур много, олигархи - сверхбогатые люди -приближают срок исчерпания важнейших ресурсов Земли, что неизбежно повлечет за собой глобальный социально-экономический кризис (он приведет к исчезновению сверхбогатых людей; своим сверхпотреблением они сами активно готовят пропасть, в которую попадут). Интересны данные о гигантских финансовых тратах олигархов, свидетельствующие о стремлении к безграничному удовлетворению потребностей и об отсутствии у человека органа, ограничивающего потребление. В 2014 году ими больше всего денег (почти $438 млрд) было потрачено на сверхдорогие автомобили (рис. 2). На личные предметы роскоши (духи, ювелирные украшения, одежда) приходится $278
млрд. На отели, покупку частных самолетов, яхт, на круизы потрачено $187,1, $23,7, $8,7 и $1,2 млрд. На еду потрачено $48,6 млрд., на мебель -$22,4 млрд. Этот объем ежегодно растет, как и число миллиардеров в мире. Сейчас сверхбогатых людей больше чем когда-либо. В общем за год на предметы роскоши и услуги было потрачено более $1 трлн. Для сравнения: годовой бюджет США составляет 440 миллиардов долларов; России - 60 миллиардов долларов. Значит, небольшая группа олигархов тратит на предметы роскоши больше, чем годовой бюджет крупных стран. Это - грубейшая ошибка в развитии мира, которую надо исправлять, причем чем раньше - тем безболезненнее для человечества. Для этого человечество должно наконец-то осознать себя единым человечеством, находящимся в одной лодке - на уникальной зеленой планете, данной всему человечеству для условно бесконечного поддержания жизни.
Роскошные авто Предметы роскоши Отели частные самолеты Яхты Рис. 2. Траты олигархов за один год
Компания «Global Footprint Network» в 2010 г. опубликовала данные, которые показывают расширяющийся разрыв между потребностями человечества в экологических ресурсах, и объемом их производства природой Земли, а также различие в размере «экологического следа». По ее данным, теперь требуется почти полторы планеты, чтобы произвести ресурсы для всего человечества, и поглотить всю эмиссию выделяемой в результате человеческой деятельности CO2. Олигархия и плутократия вызвали к жизни новое явление в истории планеты - «капитализацию» жизни и деятельности. Всеобъемлющая «капитализация» среды и жизни (оценка всех предметов и явлений с точки
зрения их стоимости, превращения их в капитал) вошла недавно в жизнь человечества, и потому пока не проанализирована по своим последствиям (слово «капитализация» взято в кавычки, так как оно имеет общепринятый экономический смысл). Эти последствия могут быть опасны для человека и его эволюции:
1. Вследствие «капитализации» сдвигается граница между материальными и духовными ценностями в материальную сторону. 2. При капитализации общества возрастает роль богатых людей, и соответственно снижается значение в обществе обычных людей. Но большие богатства чаще всего создаются аморальными, незаконными путями. 3.
С точки зрения повышенного потребления богатые люди ложатся недопустимым грузом на природу планеты, негативно влияя на эволюцию. 4. Элементарная жадность самых богатых ведет иногда весь мир к кризисам (казалось бы, невероятно, но последний глобальный экономический кризис, начавшийся в США, имел в своей основе именно жадность олигархов). 5. Чрезмерное и аморальное богатство, особо высокое качество жизни богатых, вызывает в обществе нелюбовь к богатым, а неравенство порождает круг людей, борющихся разными способами против неравенства - революционеров, террористов, и пр., при этом страдают обычно простые люди. 6. Большие богатства ведут к преступности, к коррупции, к осознанию богатыми правила, что за деньги можно купить все (так, куплены даже конкурсы красоты). Это плохо влияет на моральное состояние общества. 7. У богатых деньги делают деньги, тогда как длительным человеческим опытом поощряется получение тяжким трудом «божественной искры Радости» (Ф. Шиллер). 8. Отметим важную негативную тенденцию обособления богатых от остального населения всеми возможными способами. Это в определенной степени - возрождение на новом уровне психологии рабовладельца или феодала. 9. «Капитализация» архитектуры проявляется в стремлении к возведению дорогих зданий, крупных по площади, высоких, отличающихся особенностями и требованиями к эксплуатации (вплоть до сантехнических изделий и дверных ручек из золота). Она ведет к социально - экономической дифференциации общества, подчеркивает социальное и экономическое неравенство жителей, и не может быть приемлемой в современном гуманном обществе.
Олигархи стремятся к безусловному наследованию потомками олигархических признаков (обучение, создание среды жизни, формирование семьи, удержание остального человечества от проявления чересчур негативных действий по отношению к олигархам путем «кнута и пряника», подачки в виде премий и фондов, и пр.). Создается впечатление, что, если бы олигархические признаки в человеке эволюционно наследовались, то постепенно возник бы новый подвид «Homo Sapiens Oligarchs», который социально, территориально, финансово, физически, культурно был бы по возможности изолирован от остального человечества, но получал бы ресурсы от него и от Земли. В то же время этот подвид и дальше изолировался бы от остального человечества, вплоть до перемещения в космос ввиду исчерпания ресурсов планеты и ее загрязнения человечеством (неудачный, необоснованный пессимистический прогноз астрофизика С. Хокинга). Первыми в Космос для переселения отправились бы олигархи (как раз хватило бы мест в ракетах).
Итак, материальные блага распределены между людьми исключительно неравномерно; богатые страны и люди потребляют намного больше ресурсов по сравнению с другими странами и людьми, и выбрасывают основной объем загрязнений человечества. С точки зрения развития человече-
ства — это неприемлемо. Нужно ввести международные ограничения на богатства и бедность, например, на количество принадлежащих одному человеку денег, предметов роскоши, замков, яхт, автомобилей, и пр. Все эти вещи в руках одного человека важны для него, и не имеют ценности для человечества, и это противоречие надо исключить. Такие же ограничения должны применяться к самым развитым странам, имеющим недопустимый экологический след. Никто не должен жить за чужой счет. В условиях решения проблемы выживания человечества как единого целого неприемлемы чрезмерные богатства и бедность.
Может ли быть нарушено когда-либо неравенство? Почему Иисус Христос поддерживал бедных и плохо относился к богатым (даже изгнал ростовщиков из храма) [1]? Он подал знак, сигнал будущему человечеству о недопустимости резкого разделения людей по степени богатства в условиях обеспечения выживания человечества (оно не поняло и не приняло этот сигнал). Он предвидел негативное влияние этого разделения на развитие мира. Задача будущего - экологизация этой проблемы, исключение ее из жизни человечества, обеспечение оптимального разрыва в уровне доходов и удовлетворении потребностей людей, учитывающего их особенности и качества. Как правило, быстрый рост богатства - следствие плохих законов, обмана, преступности (например, гигантские «золотые парашюты» для уходящих менеджеров, преступная кража ресурсов, кража бюджетных средств, и пр.). Перечень способов быстрого обогащения велик, и почти все они - предмет для судебных процессов. Но быстрый рост богатства привлекателен для части людей («синдром присвоения»), и стремление к нему не может быстро исчезнуть.
Заключение. У человека отсутствует орган, ограничивающий объем потребления (кроме удовлетворения биологических потребностей). Ограничение объема потребления у части человечества проявляется как следствие культурных традиций, верований, воспитания. При этом часть человечества (в соответствии с законом бинарной множественности предметов и явлений в мире [3-5]) стремится удовлетворять потребности в форме неудержимого присвоения и использования. Преступлением чрезмерно богатых людей, обладающих властью (олигархов), по отношению к человечеству является недопустимо большой размер их экологического следа: они потребляют чересчур большой кусок «пирога Земли», которого уже недостаточно для человечества. Это - полнейшая нелепость, грубейшая ошибка в развитии мира, которую надо исправлять, причем чем раньше -тем безболезненнее для человечества. Значительная часть человечества может осознать себя ответственной за поддержание хорошего, экологически обоснованного, состояния планеты; выступая против близящегося загрязнения планеты и исчерпания ее ресурсов, требующего всесторонне нереального перемещения миллиардов людей на несу-
ществующую планету. Разумному человечеству нужно принять меры по безусловному ограничению негативного влияния олигархов на природу и людей.
Библиографический список:
1. Библия. - Германия. Изд-во «Благая весть», 1992. -1098 с.
2. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., ИЦ «Россия мол.», 1992. - 366 с.
3. Тетиор А.Н. Философия бинарной множественности разветвляющегося и сходящегося мира. - Saarbrucken: Palmarium, 2013. - 698 с.
4. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообразность мира множественной природы. -Тверь: Тверское издательство, 2003. - 423 с.
5. Тетиор А.Н. Новая концепция философского осмысления мира и эволюции живой природы. -Российская Академия Естествознания, 2015. -235с.
ОДНОСТОРОННИЕ ИДЕАЛЫ И МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ МИРА ЧЕЛОВЕКА
Тетиор Александр Никанорович
Доктор техн. наук, профессор Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, Институт природообустройства, г. Москва
UNILATERAL IDEALS AND MULTIPLE REALITY OF OBJECTS AND PHENOMENA OF THE
PERSON WORLD
Tetior Alexander
Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy, Institute of Environmental Engineering
Аннотация. Упрощенное мышление человека ведет к многовековым попыткам создания идеальных односторонне положительных предметов и явлений (утопических «медалей с одной стороной»): здесь -и бесконфликтное общество, и идеальный политический строй, и кодекс строителя коммунизма, и город-сад, и живущие рядом мирные хищники и травоядные, и длинный ряд прочих нереальных решений, созданных таким мышлением. При этом человечество не обращает внимания на биологическую нереальность и принципиальную неосуществимость односторонне идеального мира. Очевидно, стремление к идеалу удовлетворяет потребность человека в сказочном решении (симулякре) как замене неосуществимой реальности. Но для адекватного взаимодействия в обществе надо стремиться к реальности.
Abstract. Simplified human thinking leads to a centuries-old attempts to create ideal one-sidedly positive objects and phenomena (unrealistic, utopian "medals with one party"): here are conflict-free society as semblance of paradise, and an ideal political system, and the code of the builder of communism, and the CityGarden, and living near peaceful predators and herbivores, and countless number of other decisions, created in this way of thinking. Humanity has paid no attention to the biological improbability and principled unenforceability one-sided ideal world. Obviously, the pursuit of the ideal meets an important need in the fairy (simulacrum) how to replace a feasible reality. But for adequate interaction in society a person should strive for reality.
Key words: simplified thinking; unilateral ideals; utopia; multiple reality; simulacrum of reality
Ключевые слова: упрощенное мышление; односторонние идеалы; утопии; множественная реальность; симулякр реальности
Упрощенное мышление человека ведет к многовековым и не прекращающимся, попыткам создания идеальных односторонне положительных предметов и явлений (нереальных «медалей с одной стороной»). При этом с глубокой древности не обращается внимания на биологическую нереальность и принципиальную неосуществимость односторонне идеального мира:
«Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Добра недостаток
Был им ни в чем не известен» (Гесиод, древнегреческий поэт).
Как полагал древний китайский трактат «Лиц-зы», «тогда осуществились принципы всеобщей справедливости», «.не было на земле несправедливости, не разбойничал крокодил, не кусалась змея...» (?!). Это абсолютно недостижимое (биологически невозможное) и полностью идеализированное альтруистическое представление о рае, о вероятности получения однополярного результата и целиком положительного мира, сохранилось до сих пор. Такой парадокс можно объяснить только упрощенным мышлением человека. Упрощенное мышление - следствие необходимости быстрого