Научная статья на тему 'Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России'

Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2064
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАРОДНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / ПОЛИТИКОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ / PEOPLE''S CAPITALISM / OLIGARCHIC CAPITALISM / NATIONAL SECURITY THREAT / POLITICAL AND ECONOMIC MODEL / MODERN RUSSIA / ECONOMY OF RUSSIA / PROGRESSIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье в рамках системного научного анализа представлены позитивные и в большей степени негативные стороны реализуемой в российском обществе политико-экономической модели олигархического капитализма. Предложен проект более эффективной модели стратегического развития России в XXI в. «народного капитализма». Формирование новой модели, по мнению автора, гарантирует российскому социуму прогрессивное развитие в стремительно изменяющихся геополитических и геоэкономических условиях современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The oligarchic capitalism as a national security threat in modern Russia

In the framework of the systemic scientific analysis the article considers positive and in a greater degree negative aspects of the political and economic model of oligarchic capitalism implemented in the Russian society. The author proposes a project of more effective model of strategic development of Russia in the XXI century -“people's capitalism”. Formation of the new model, according to the author, guarantees the progressive development of the Russian society in rapidly changing geopolitical and geo-economic conditions of the modern world.

Текст научной работы на тему «Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России»

УДК 338

Тонконогов Александр Викторович

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры внешнеполитической деятельности России

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Tonkonogov Alexander Viktorovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, Foreign Policy Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE OLIGARCHIC CAPITALISM AS A NATIONAL SECURITY THREAT IN MODERN RUSSIA

Аннотация:

В статье в рамках системного научного анализа представлены позитивные и в большей степени негативные стороны реализуемой в российском обществе политико-экономической модели олигархического капитализма. Предложен проект более эффективной модели стратегического развития России в XXI в. - «народного капитализма». Формирование новой модели, по мнению автора, гарантирует российскому социуму прогрессивное развитие в стремительно изменяющихся геополитических и геоэкономических условиях современного мира.

Ключевые слова:

олигархический капитализм, угроза национальной безопасности, народный капитализм, политико-экономическая модель, современная Россия, экономика России, прогрессивное развитие.

Summary:

In the framework of the systemic scientific analysis the article considers positive and in a greater degree negative aspects of the political and economic model of oligarchic capitalism implemented in the Russian society. The author proposes a project of more effective model of strategic development of Russia in the XXI century -"people's capitalism". Formation of the new model, according to the author, guarantees the progressive development of the Russian society in rapidly changing geopolitical and geo-economic conditions of the modern world.

Keywords:

oligarchic capitalism, national security threat, people's capitalism, political and economic model, modern Russia, economy of Russia, progressive development.

Философия знаний справедливо определяет в целях повышения эффективности социальных (социально-культурных, социально-политических, социально-экономических) процессов необходимость научного (общетеоретического и специального), мировоззренческого осмысления формируемых и реализуемых обществом моделей развития во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Особенно это актуально в переходные периоды от одной социально-политической, социально-экономической модели к другой. Именно такая ситуация существует в современной России с начала 90-х гг. ХХ в. Вместе с тем следует указать, что реального научного обсуждения оптимальной стратегической модели развития нашей страны, инициированного исполнительной и (или) законодательной властью, пока не происходит.

Решения экономического и тем более политического характера принимаются без консультаций, а часто и при явном игнорировании мнения заслуженно признанных во всем мире российских ученых. Например, академика Российской академии наук, лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алфёрова и ныне, к сожалению, уже покойного академика Российской академии наук, заведующего сектором экономики РАН Д.С. Львова, последовательно отстаивающих (своими работами академик Д.С. Львов это делает до сих пор наравне с живыми) национальные интересы, как и многие тысячи патриотически ориентированных отечественных ученых.

Рассматривая социально-политические и социально-экономические процессы с позиций философии политики и философии экономики, можно констатировать, что подобное отношение к научной теории в создающемся в современном мире обществе знаний недопустимо, тем более что обществу знаний придется конкурировать с приходящим на смену информационному обществу - кибернетическим обществом, в котором управленческий механизм государства будет реализовываться в информационно-кибернетическом пространстве, возможно, всего мирового социума. В этой связи представляется необходимым выявить позитивные и негативные стороны реализуемой в современном российском обществе политико-экономической модели и на основе системного научного анализа создать проект и начать формирование более эффективной модели стратегического развития России в XXI в.

I. Олигархический капитализм в России: общая характеристика

Современная экономическая модель развития России представляет собой искусственно созданную конструкцию, которая была навязана Б.Н. Ельцину США [1] как единственно приемлемый вариант перехода от социалистической к капиталистической системе общественных отношений. М.Н. Полторанин (в начале 1990-х гг. вице-премьер правительства России) прямо указывает, что Б.Н. Ельцину «консультанты» из США предложили «модель. Олигархическую. И он принял ее, согласился на передачу природных богатств кучке нуворишей» [2]. Для того чтобы внедрить в России модель олигархического капитализма, необходимо было искусственно создать группу людей, наделенных правом владеть основным национальным богатством. Таким образом, совершенно без учета личных, в том числе профессиональных, характеристик ресурсы России были переданы в управление во многих случаях некомпетентным и даже аморальным субъектам, неспособным к стратегическому патриотическому мышлению и поведению. Это привело к формированию в нашей стране наиболее худшего вида олигархического капитализма - социально не ориентированного.

Олигархический капитализм - это социально-экономическая модель развития общества и государства, основанная на тотальном контроле производства товаров и услуг частными собственниками средств производства, на узаконенной эксплуатации, то есть несправедливом присвоении практически всех результатов наемного труда, характеризующаяся следующими основными системными признаками:

1. Основные средства производства и финансовые активы принадлежат не более чем 15 % населения, при этом участие других акционеров в решении финансово-хозяйственных вопросов ничтожно.

2. Происходит сращивание, в том числе посредством развития кровно-родственных отношений, финансово-промышленной элиты (олигархии) с представителями государственной власти.

3. Децильный коэффициент превышает соотношение один к десяти, и меры по дифференциации налогообложения в сторону увеличения налогового бремени на лиц с высокими доходами не принимаются.

4. Контроль за финансовой системой (эмиссией денежных средств) осуществляется узким кругом лиц, без реального (при наличии формального) постоянного системного участия представителей гражданского общества и учета его потребностей.

5. Политика во всех сферах жизнедеятельности направлена на получение сверхприбыли в кратчайший период даже в ущерб национальной безопасности, в том числе экологии, благосостоянию большинства граждан.

6. Существенное расширение влияния иностранных инвесторов на макро- и микроэкономическое развитие через приобретение активов естественных монополий и иных стратегических объектов.

7. Отсутствие экономически обоснованных (недекларативных) долгосрочных проектов социальной направленности, согласованных с экспертами институтов гражданского общества.

8. Незначительная роль институтов гражданского общества в решении социально значимых вопросов в условиях эскалации влияния на экономическую сферу специальных и правоохранительных органов, судебной системы при значительном уровне коррупционности всего государственного аппарата.

9. Решения о списании долгов иностранных государств, корпораций, иных юридических и физических лиц принимаются в закрытом режиме узкой группой лиц в соответствии с сиюминутной политической конъюнктурой.

10. Проблема прекращения вывода из страны и возвращения выведенных капиталов практически не является предметом служебной деятельности каких-либо государственных органов.

11. Назначение на должности как в государственном, так и экономическом секторе происходит исходя из личных симпатий, кумовства, а не по деловым качествам.

12. Лоббирование интересов политических и финансово-промышленных групп государственными служащими исполнительных органов, представителями законодательной и судебной власти осуществляется исключительно при наличии личной заинтересованности.

В реальных цифрах итоги «развития» модели олигархического капитализма в России выглядят следующим образом. Во-первых, «по данным, приведенным в октябре 2012 г. в докладе Global Wealth Report, на долю 1 % самых богатых россиян приходится 71 % всех личных активов - в 2 раза больше, чем в США... 96 российских миллиардеров владеют 30 % всех личных активов российских граждан. Этот показатель в 15 раз выше общемирового» [3]. Во-вторых, по производительности труда мы отстаем от США в 5-6 раз, но по заработной плате еще больше: в 10-12 раз [4], что, конечно же, не стимулирует рост производительности труда. В-третьих, «численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума по итогам 2013 г. составила 15,9 млн человек (11,1 % от общей численности населения страны)... По итогам 2012 г. их было 15,6 млн человек (10,9 %). По итогам

4-го квартала 2013 г. прожиточный минимум составил... на душу населения 7,326 тыс. руб.» [5]. Следовательно, можно наблюдать негативную тенденцию ежегодного увеличения количества люмпенизированного населения России, которое может быть задействовано в антигосударственных операциях, которые до настоящего времени проводились и проводятся, в том числе у границ России. В-четвертых, председатель Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания России В.П. Комоедов констатирует, что отечественное промышленное производство в настоящее время достигло уровня: по производству обуви - 1900 г., по производству вагонов и тканей - 1910 г., по производству тракторов - 1931 г., по производству автомобилей - 1937 г. [6].

Россия неизбежно превращается в сырьевую экономику, неспособную к реальной конкуренции во многих отраслях, что напрямую угрожает ее безопасности. Поэтому в разделе «Вызовы предстоящего долгосрочного периода» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - одним из серьезнейших вызовов безопасности России определяется: «исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития» [7]. Данная ситуация не может быть исправлена без изменения самой модели экономического развития. Это очевидный факт. Поэтому академик Российской академии наук, директор Института социологии РАН М.К. Горшков прямо заявляет: «Речь идет о принципиальном выборе модели дальнейшего экономического развития страны. модели государственного капитализма» [8].

Анализируя данную оправданную логикой нашего развития позицию, автор считает, что на тактический период перехода от модели олигархического капитализма следует использовать именно модель государственного капитализма как более социально ориентированную. Олигархический капитализм, исходя из своей сути, не предполагает честную открытую конкуренцию, так как монополисты, не вкладывая значительных средств в модернизацию средств производства, научные исследования, улучшение инфраструктуры труда и отдыха рабочих, могут получать в ближайшей перспективе гарантированную сверхприбыль.

Также следует отметить, что олигархия любой страны, сливаясь в том числе посредством кровно-родственных связей с политической элитой, желает интегрироваться в мировую финансово-политическую элиту. В этих целях олигархи при поддержке отдельных высших должностных лиц государства стремятся поддерживать не отечественного производителя товаров и услуг, не тех даже, кто сопутствует их собственному монопольному производству, а, напротив, иностранные компании и корпорации. Олигархи, не задумываясь, предадут национальные интересы в критической для страны ситуации, что в условиях прямых геополитических провокаций в отношении современной России является одним из основных угрожающих факторов нашей государственности. В этой связи председатель Конституционного суда России В.Д. Зорькин в одной из своих статей акцентировал внимание на следующих риторических вопросах: «что делать рядовому гражданину, наблюдающему рост системного неблагополучия и не имеющему никаких способов личного противодействия такому росту?.. какой моральный кодекс провозгласил и утвердил Ельцин? Моральный кодекс хищнической олигархии?» [9].

В данном контексте следует указать, что нынешние олигархи уже не ограничиваются просто эксплуатацией имеющихся у них активов, но и стремятся без системной модернизации своих производств, в том числе в добывающих отраслях, увеличить свои доходы за счет жесточайшей эксплуатации труда сотрудников предприятий. Это вызывает возмущение и является предметом пристального внимания не только отечественных, но и зарубежных ученых. Например, профессор Нью-Йоркского университета С. Коэн прямо указывает: «Михаил Прохоров предложил узаконить возможность увеличения рабочей недели до 60 часов. В ООН подобные инициативы квалифицируются как грубейшие нарушения прав трудящихся» [10]. Этот факт показывает, что никакого прогресса в мировоззрении отечественных олигархов нет, они по своему развитию в диком капитализме, с его объективными и субъективными деструкциями. Происходит абсурдное развитие экономической ситуации, когда усилению угрозы нарастания необратимости процесса формирования в России исключительно сырьевой экономики способствуют те, кто должен по логике рыночного капиталистического развития, напротив, способствовать в целях упрочения своих позиций, формированию системы плановой модернизации во всех сферах экономики. Почему это происходит? Олигархи понимают незаконность приобретения в результате приватизации имеющихся у них богатств, и поэтому они нацелены на быстрое получение суперприбыли, а это не предполагает вложения средств в производство.

Олигархический капитализм в условиях современной России, характерным признаком которой является проведенная без соблюдения принципа социальной справедливости приватизация, представляет собой неэффективную модель экономического развития, что в итоге приведет

нашу страну к необратим последствиям тотального экономического отставания от ведущих экономик мира, зависимости от сырьевых ресурсов, зарубежных технологий и технических средств, а в стратегическом плане превращению нашей страны в колониальную демократию [11].

II. Россия в XXI веке: протекторат или возрождение Империи?

Какие последствия ждут Россию, если она станет колониальной, а не суверенной демократией, и кому это выгодно? Как уже отмечал автор, соглашаясь с российскими исследователями, «в начале 90-х гг. ... появилась группа лиц, присвоивших при антинародной приватизации природные богатства страны» [12]. Таким образом, по логике происходящих событий, эти лица, не желая реализовать принцип социальной справедливости и исправить антинародный характер приватизации, будут стремиться и уже стремятся вступить в сговор с мировой финансово-политической элитой. Элиты не имеют национальности. Элиты стремительно универсализируются, они ставят интересы мировой олигархии выше национальных интересов своих стран и социумов, благодаря которым имеют в распоряжении значительные финансовые активы. Финансово-эконономическая элита сливается с высшими государственными чиновниками, в том числе чиновниками от культуры и науки. И они пытаются оправдать существующие социальные несправедливости, одновременно с этим предлагая антигосударственные идеи и проекты. Данное положение естественно и объяснимо, если не отрицать факт того, что существует связь высшего чиновничества и олигархии, причем связь не только внутри России, но и на международном уровне. Кроме того, финансовые средства, которые выводятся из России, представляют собой существенную подпитку для экономик других стран в период мирового экономического кризиса. Мир находится в фазе нового передела, и место России в нем наши геоэкономические, геополитические конкуренты определяют просто: сырьевой придаток в виде конфедеративного протектората.

В этой связи вице-президент Академии геополитических проблем Л.Г. Ивашов справедливо отмечает, что «военно-политическая ситуация в современном мире не становится менее напряженной. биполярный миропорядок разрушен, однополярный не состоялся, многополярный еще не сложился. В качестве общемировых тенденций прочитываются, одной стороны, концентрация глобальной власти в руках транснациональной олигархии, с другой - формирование. новых цивилизаций» [13]. Автор полагает, что Россия может остаться великой самобытной цивилизацией и возродиться как Империя. При этом в современных условиях Империя - это государство, характеризующееся несколькими основными признаками. Первый: стабильная внутрисоциальная, в том числе политическая, обстановка. Второй: развитая, преимущественно несырьевая, социально ориентированная экономика. Третий: наличие армии и флота, способных осуществлять любые военные операции во всем геостратегическом (земном, подземном, надводном, подводном, воздушном и космическом) пространстве. Четвертый: обеспеченность армии и флота современными видами вооружения, включая оружие массового уничтожения, при этом определенная часть вооружений является уникальной, которой не обладает ни один другой геополитический конкурент. Пятый: региональное геополитическое, в том числе геоэкономическое, лидерство, предполагающее постоянное прямое влияние на глобальные процессы.

Именно Имперский Дух способен дать конструктивный импульс творческого развития современному российскому обществу. Именно Имперский Дух необходимо возрождать, развивая патриотическое самосознание граждан, а оно может возродиться в единой, справедливой, а значит, великой России. Поэтому автор полагает целесообразным высказать мысль о возможности создания на политическом поле конкурирующего между собой и контролирующего друг друга триумвирата независимых политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «Великая Россия». Вокруг них, с одной стороны, могут объединиться основные патриотические силы страны, и в то же время неизбежная конкуренция между этими и другими национально-ориентированными и антипатриотическими партиями (даже при создании вокруг них многопартийных блоков) будет стимулировать их к постоянному обновлению («чистке») рядов, замене недобросовестных (а иногда и криминальных) членов, дискредитирующих всю политическую систему России. Этому процессу, как это уже происходит и сейчас, будут препятствовать прозападные группировки во властных структурах на федеральном и региональном уровне. Желание расчленять уже расколотую российскую Империю у наших геополитических конкурентов остается твердым. И в этом им помогают и будут все активнее помогать представители региональных элит, желающие самостоятельно принимать решения по внутри- и внешнеполитическим и экономическим вопросам даже в ущерб целостности федерации.

Данная тенденция является проблемой, на которую все больше обращают справедливое внимание российские ученые. Например, академик РАН М.К. Горшков утверждает, что вертикаль власти может столкнуться с очевидными проблемами: «могут блокироваться в центре и на местах неудобные для столоначальников указы президента. Не исключены и по сути провокационные

решения ряда региональных властей, которые способны взбудоражить определенные слои населения» [14]. При этом вопрос состоит не только в расслоении населения по материальному статусу, но уже в большей степени - в духовной неидентичности элиты большей части общества.

Сложившееся в современной России положение характеризуется тем, что распределение политических сил, духовное состояние российского общества, и особенно финансово-экономической, научной и культурной элит, позволяют привести нашу страну как к разрушению отечественной Федерации, созданию конфедерации под протекторатом внешних геополитических сил, так и к возрождению России в ее имперском понимании. Сохранение самостоятельности и стабильности существующей вертикали власти, конституционного строя невозможно без возрождения имперской направленности развития России в XXI в.

III «Народный капитализм»: социальная сущность феномена

Выбор новой социально-ориентированной модели экономического развития - главный шаг, который предопределит будущее России в наступившем веке. Представляется очевидным, что нынешняя модель олигархического капитализма имеет не только собственно экономические дефекты и деструкции, но также не позволяет реализовать один из важнейших общественных принципов цивилизованной жизни - принцип социальной справедливости. Не отвергая право каждого человека на частную собственность, в том числе и на средства производства, автор полагает, что в сложившейся социально-политической и геоэкономической ситуации в России и мире необходимо реализовывать отечественную государственную программу развития народного капитализма. Это позволит возродить российскую Империю, не стать протекторатом какой-либо страны или коалиции более развитых государств.

Народный капитализм - это социально-экономическая модель развития общества и государства, основанная на владении народом (через государственные институты) природными ресурсами, акционерной частной собственности на средства производства, контроле производства товаров и услуг собственниками средств производства при участии институтов гражданского общества и государства, распределении доходов между владельцами капитала и наемными рабочими.

Характерные системные признаки народного капитализма:

1. Средства производства, финансовые активы принадлежат, кроме генерального субъекта владения, имеющего не более 25 % акций коммерческого предприятия, финансовой организации, также иным субъектам владения, в том числе самим сотрудникам предприятий.

2. Государство имеет исключительную монополию на изготовление и эмиссию денег, в том числе и электронных, устанавливая процентные ставки по кредитам в размере до 10 % в год.

3. Прибыль от доходов сырьевого сектора экономики, естественных монополий распределяется в долях: 20 % - владельцам предприятий, в том числе акционерам, и 80 % - прямые и косвенные налоги в пользу государства; при этом в качестве косвенных налогов предусматриваются долевые обязательные расходы на модернизацию средств производства, объектов труда и отдыха трудящихся, научное обеспечение любой коммерческой деятельности.

4. Прием на работу иностранных граждан при наличии на бирже труда отечественных специалистов по искомому профилю не допускается без обоснованного, опубликованного в официальных средствах массовой информации разрешения общественных комиссий при предприятиях, организациях, органах исполнительной власти.

5. Решения об аннулировании долговых обязательств других стран, транснациональных корпораций, иных юридических и физических лиц принимаются на общественных референдумах.

6. При децильном коэффициенте большем, чем один к десяти, пропорционально повышаются налоговые ставки для граждан, имеющих сверхдоходы.

7. Продажа акций предприятий сырьевого сектора, естественных монополий иностранным инвесторам разрешается в переделах - не более чем 20 % акций коммерческих предприятий.

8. Предприятия производственного сектора, что-либо производящие, имеющие штатную численность работников до 30 человек, не облагаются налогами и находятся под контролем институтов гражданского общества.

9. Предприятия, реализующие научно обоснованные, прошедшие экспертизу в Российской академии наук проекты получают льготу: снижение налогового обложения и процентные ставки по кредитам не более 3 % в год.

10. Контроль за деятельностью предприятий сырьевого сектора, естественных монополий осуществляется, главным образом, представителями институтов гражданского общества с их ежегодным публичным отчетом в официальных средствах массовой информации.

11. Срока давности за преступления, совершенные в экономической сфере не существует, при этом субъектами криминальной деятельности (преступниками) признаются как физические, так и юридические лица.

12. Формирование и расходование средств государственного бюджета осуществляется с обязательным привлечением экспертов институтов гражданского общества.

13. Использование земель сельскохозяйственного назначения в иных целях законодательно запрещено.

14. Вторичная перепродажа товаров и услуг с более чем 10 % увеличением стоимости товаров и услуг законодательно запрещается.

15. Государство регулирует цены на товары первой необходимости, включая бензин и дизельное топливо.

16. Природные ресурсы являются государственной собственностью (то есть пункт 1 и 2 статьи 9 Конституции России должен устанавливать, что земля и другие природные ресурсы принадлежат исключительно народам нашей страны).

17. Размеры ежемесячных и иных, в том числе единовременных выплат руководителям компаний, предприятий экономического сектора определяется на общем собрании акционеров.

18. Средства, направленные на благотворительную деятельность, освобождаются от налоговых сборов.

19. Граждане, имеющие совокупные доходы на одно физическое лицо в семье (муж, жена, несовершеннолетние дети, иные лица, находящиеся на иждивении) ниже трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), освобождаются от налогообложения.

Отечественные исследователи констатируют необходимость коренного изменения экономических отношений. Академик РАН М.К. Горшков справедливо полагает: «Некоторым придется легитимным путем поделиться с обществом «жировыми запасами» через налог на богатство, введение прогрессивной шкалы налогообложения и пр.» [15]. Профессор А.И. Поздняков справедливо считает, что российской государственной власти следует искать разумное сочетание частной и общественной собственности [16]. Именно такое сочетание и учет интересов личности, общества в целом и государства может гарантировать прогрессивное развитие российского социума, создавая условия для реализации творческих потенциалов каждого человека во всех сферах общественной жизни, в том числе в экономике.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что олигархический капитализм представляет собой реальную угрозу национальной безопасности современной России, самому ее существованию как суверенного государства. Поэтому необходимо как можно быстрее начать процесс формирования социально ориентированной стратегической модели экономического развития России в XXI в. - «народного капитализма», что гарантирует российскому социуму прогрессивное развитие в стремительно изменяющихся геополитических и геоэкономических условиях современного мира.

Ссылки:

1. См. подр.: Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М., 2005. 319 с.

2. Черных Е. Бывший вице-премьер Михаил Полторанин: Олигархическую приватизацию для России утвердил Ельцин. Чубайс был у него на подхвате // Коме, правда. 2011. 10-17 нояб. С. 13.

3. Примаков Е. Современная Россия и либерализм // Рос. газ. 2012. 17 дек. № 290 (5963). С. 5.

4. См.: Львов Д. Контуры будущей России. Из доклада на секции экономики РАН // Завтра. 2006. № 47 (679). 22 нояб.

5. Росстат сообщает: число бедняков в России в 2013 г. достигло 16 млн человек // Рос. газ.: Неделя. 2014. 10 апр. № 82 (6354). С. 3.

6. Комоедов В. Что угрожает России. Страна после 2015 года может оказаться в центре ожесточенной схватки за природные богатства // Военно-промышленный курьер (ВПК). 2013. № 8 (476). 27 февр. - 5 марта. С. 9.

7. См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194365/(дата обращения: 12.02.2015).

8. Добрынина Е. От края до крайностей. Академик РАН Михаил Горшков - о том, чего не хватает власти и чего не видит оппозиция // Рос. газ. 2013. 27 февр. № 42 (6018). С. 13.

9. Зорькин В. В хаосе нет морали // Рос. газ. 2012. 11 дек. № 285 (5958). С. 9.

10. Сулькин О. Стивен Коэн: Мы находимся в двух шагах от новой «холодной войны» // Рос. газ. 2012. 24 дек. № 296 (5969). С. 7.

11. См.: Зиновьев A.A. Кризис коммунизма. М., 2007. С. 40.

12. Примаков Е. Указ. соч.

13. Ивашов Л. Через призму угроз России // Военно-промышленный курьер (ВПК). 2013. 20-26 февр. № 7 (475). С. 2.

14. Добрынина Е. Указ. соч.

15. Там же.

16. См.: Поздняков А.И. Конфликт справедливости и эффективности в государственном управлении (философско-ме-тодологический аспект проблемы) // Материалы постоянно действующего семинара. Вып. 6 (44). М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.