Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАДЕБОШ / АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬ / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРЕСС-СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ МВД РОССИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молотков Михаил Борисович, Маричева Ксения Дмитриевна

Предметом статьи является анализ роли пресс-служб на транспорте МВД России в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения безопасности пассажиров в ходе выполнения полета. В центре внимания - пресечение действий «авиадебоширов», освещение событий в СМИ. Цель работы состоит в выяснении связи между информацией масс-медиа по фактам правонарушений и процессом правотворчества. Использовались методы сравнительного анализа и синтеза, формально логический, общенаучный диалектический метод. Обоснована целесообразность научной организации информационного сопровождения законодательных инициатив. Результаты исследования предназначены для эффективного решения практических задач в процессе дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования вопросов авиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молотков Михаил Борисович, Маричева Ксения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PRESS SERVICES OF THE TRANSPORT DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN SHAPING PUBLIC OPINION ON CERTAIN PROBLEMS OF AVIATION SECURITY

The subject of the article is the analysis of the role of the press services on transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia in shaping public opinion on the issues of ensuring the safety of passengers during the flight. The focus is on the suppression of the actions of «aircraft rowdy», coverage of events in the media. The purpose of the work is to clarify the connection between the information of the mass media on the facts of offenses and the law-making process. Methods of comparative analysis and synthesis, formally logical, general scientific dialectical method were used. The expediency of the scientific organization of information support of legislative initiatives is substantiated. The results of the study are intended to effectively solve practical problems in the process of further improvement of the legal regulation of aviation security issues.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-163-168 NIION: 2015-0066-3/22-350 MOSURED: 77/27-011-2022-03-549

Роль пресс-служб управлений на транспорте МВД России в формировании общественного мнения по отдельным проблемам авиационной безопасности

Михаил Борисович Молотков1, Ксения Дмитриевна Маричева2

1 2 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутская область, Иркутск, Россия

1 molotkovmihail@mail.ru

2 marihna2001@gmail.com

Аннотация. Предметом статьи является анализ роли пресс-служб на транспорте МВД России в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения безопасности пассажиров в ходе выполнения полета. В центре внимания - пресечение действий «авиадебоширов», освещение событий в СМИ. Цель работы состоит в выяснении связи между информацией масс-медиа по фактам правонарушений и процессом правотворчества. Использовались методы сравнительного анализа и синтеза, формально логический, общенаучный диалектический метод. Обоснована целесообразность научной организации информационного сопровождения законодательных инициатив. Результаты исследования предназначены для эффективного решения практических задач в процессе дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования вопросов авиационной безопасности.

Ключевые слова: авиадебош, авиационная безопасность, законодатель, меры принуждения, общественное мнение, пресс-службы управлений на транспорте МВД России, средства массовой информации

Для цитирования: Молотков М. Б., Маричева К. Д. Роль пресс-служб управлений на транспорте МВД России в формировании общественного мнения по отдельным проблемам авиационной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 163-168. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-163-168.

Original article

The role of the press services of the transport departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in shaping public opinion on certain problems of aviation security

Mikhail B. Molotkov1, Ksenia D. Maricheva2

1 2 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk Region, Irkutsk, Russia

1 molotkovmihail@mail.ru

2 marihna2001@gmail.com

Abstract. The subject of the article is the analysis of the role of the press services on transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia in shaping public opinion on the issues of ensuring the safety of passengers during the flight. The focus is on the suppression of the actions of «aircraft rowdy», coverage of events in the media. The purpose of the work is to clarify the connection between the information of the mass media on the facts of offenses and the law-making process. Methods of comparative analysis and synthesis, formally logical, general scientific dialectical method were used. The expediency of the scientific organization of information support of legislative initiatives is substantiated. The results of the study are intended to effectively solve practical problems in the process of further improvement of the legal regulation of aviation security issues.

Keywords: air rowdy, aviation security, legislator, coercive measures, public opinion, press services of transport departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, mass media

For citation: Molotkov M. B., Maricheva K. D. The role of the press services of the transport departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in shaping public opinion on certain problems of aviation security. Bulletin of economic security. 2022;(3):163-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-163-168.

© Молотков М. Б., Маричева К. Д., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вопросы авиационной безопасности, совершенствование нормативного правового регулирования обеспечения безопасности пассажирских перевозок, - объект постоянного внимания государственных органов, авиакомпаний, общественности, депутатского корпуса, исследователей [1, с. 69-73]. Актуальность тематики авиационной безопасности обусловлена рядом причин, в том числе, значением авиации для функционирования социума. Как верно отмечают Л. В. Столбина, О. В. Панфилова, Н. В. Быхтина: «гражданская авиация является одним из существующих видов транспорта, которая обеспечивает потребности граждан в транспортировках» [2, с. 66].

Среди широкого спектра проблем особое внимание ученых обращено на комплексное решение вопросов обеспечения авиационной безопасности непосредственно на борту воздушного судна во время выполнения полета [3, с. 90-95].

Правонарушения, совершаемые пассажирами авиалайнеров, привлекают внимание средств массовой информации (далее - СМИ), получают широкий общественный резонанс1. Ежегодно регистрируются десятки происшествий различного характера, причиной которых являются противоправные действия пассажиров.

Возможно незначительные, потенциально не вле-кующие тяжких последствий деликты, совершенные на «земле», на борту воздущного судна, аналогичные действия могут привести к катастрофе, гибели людей. Как точно пишут Н. В. Багуцкий и Д. В. Воронкова: «особую опасность для самолетов, находящихся в воздухе, представляют случаи нарушения пассажирами правил поведения, так называемые случаи «авиадебоширства» [4, с. 56]. Изучение особенностей инцидентов на борту авиалайнеров свидетельствует о системном, интернациональный характере проблемы [5, с. 107].

Потребность в выработки норм права, конкретизирующих полномочия экипажа, позволяющих оперативно реагировать и пресекать правонарушения непосредственно на борту воздушного судна, осознана сравнительно недавно. В ходе круглого стола, состоявшегося в ноябре 2016 года, были высказаны предложения, ряд из которых, получил отражение (конечно, в несколько других формулировках, но с сохранением общего смысла) в последующих новеллах, призванных повысить безопасность пассажиров [6, с. 22-24]. Конструктивные идеи по проблемам

1 Авиадебошира в аэропорту Ростова-на-Дону сняли с рейса в Египет [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/ russia/818291(дата обращения: 27.01.2022); В аэропорту Платов сотрудники транспортной полиции задержали авиадебошира [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/news/item/28163298/ (дата обращения: 27.01.2022) и т. д.

164

авиационной безопасности высказываются в ходе научных мероприятий2.

Анализ предложений, выдвигаемых учеными, представителями авиакомпаний, руководителями государственных структур, другими участниками отрасли, позволяет сделать вывод, что конечным адресатом большинства инициатив, выступает законодатель. Во многом, именно от позиции законодателя, активного включения и участия в правотворческом процессе, зависит как содержание норм, так и сроки принятия закона и вступления в силу.

Законодатель является ключевым, но не единственным субъектом правотворчества. Разработка и принятие закона является сложным общественным процессом, на который оказывают влияние многочисленные факторы, в котором прямо или опосредованно принимают участие различные социальные институты, общественные группы.

Ведущим институтом, оказывающим воздействие на социальные процессы, являются СМИ. Во многом именно СМИ формулируют и устанавливают повестку дня, осуществляют конструирование медиа-реальности [7, с. 113]. Как верно отмечают В. В. Зудаева и Н. В. Бруева, «СМИ имеют огромное влияние на общество, формирование мировоззрения, представления о том или ином явлении и объекте» [8, с. 109].

Игнорировать информационный фон, не считаться с проблемами, освещаемыми СМИ, не возможно. Умение ориентироваться в информационной проблематике, а в ряде случаев, и направлять коммуникационные потоки, важное качество законодателя.

В этом ключе, СМИ являются одним из основных каналов получения законодателем информации о проблемах правового регулирования. Опираясь на сформированное СМИ общественное мнение, законодатель может более эффективно осуществлять продвижение законодательных инициатив. Внесение законопроектов, отвечающих потребностям общества, повышает авторитет конкретного депутата, увеличивает его медиа-узнаваемость, что в современных условиях, становится неотъемлемой, важнейшей характеристикой профессиональной деятельности народного избранника.

Большая роль в формировании информационной повестки, тематики публикаций, применительно к проблемам авиационной безопасности, принадлежит пресс-службам управлений на транспорте МВД России (далее - пресс-служба). Владея информацией, до момента опубликования не всегда известной СМИ, пресс-служба распространяет материалы как информационно-событийного характера, так и материалы,

2 VII Международная научно-практическая конференция [Электронный ресурс]. URL: https://белюи.мвд.рф/Press-sluzhba/ Novosti/item/24428663 (дата обращения: 28.01.2022).

№ 3/2022

Вестник экономической безопасности

прямо или опосредованно, содержащие проблемные аспекты.

Систематически освещая факты совершения правонарушений на борту воздушного судна, их пресечение сотрудниками полиции, пресс-службы поднимают актуальные вопросы авиационной безопасности, формируют негативное общественное мнение по отношению к поступкам пассажиров-нарушителей. Характер и структура сообщений позволяют аудитории самостоятельно делать выводы о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности, в том числе расширения возможностей пресечения противоправных действий непосредственно на борту воздушного судна.

Размещая информацию на ведомственных интернет-сайтах, сотрудники пресс-служб создают условия для оперативного цитирования сообщений об инцидентах на борту воздушного судна журналистами ведущих региональных и федеральных СМИ1. Проведенный мониторинг СМИ позволяет сделать вывод, что публикации о происшествиях на борту воздушного судна просматривают десятки тысяч пользователей различных интернет-ресурсов.

Распространяя сообщения о происшествиях, журналисты с позитивной стороны оценивают действия экипажа и сотрудников полиции, формируют негативное общественное мнение по отношению к фактам правонарушений и правонарушителям. Регулярные инциденты на борту воздушного судна, в определенном смысле, поддерживают актуальность проблемы.

Анализ правонарушений на воздушных судах, получивших освещение в СМИ, даже за относительно небольшой временной отрезок, показателен и отражает общую тенденцию. Так, с января по май 2021 года на ведомственных интернет-сайтах, а затем и в СМИ, была размещена информация о совершении пассажирами 12 административных правонарушений, 6 из которых совершено в состоянии алкогольного опьянения, 1 в состоянии наркотического опьянения, 5 обусловлены низким правовым и культурным уровнем правонарушителей. Практически все лица привлечены к ответственности по части 1 статьи 20.1.

1 Супруги из Новосибирска задержаны за нарушение общественного порядка в самолете [Электронный ресурс]. URL: https://сибфоут.мвд.рф/news/item/27360174/ (дата обращения: 12.11.2021); Очередные авиадебоширы задержаны в новосибирском аэропорту [Электронный ресурс]. URL: https://tourism. interfax.ru/ru/news/articles/83834/ (дата обращения: 12.11.2021); В Новосибирской области транспортные полицейские задержали авиадебошира [Электронный ресурс]. URL: httpsV/сибфо-ут.мвд.рф/news/item/27360179/ (дата обращения: 12.11.2021); Правоохранители возбудили уголовное дело в отношении авиадебошира в Новосибирске [Электронный ресурс]. URL: https://ksonline.ru/433431/pravoohraniteli-vozbudili-ugolovnoe-delo-v-otnosheniiaviadeboshira-v-novosibirske/ (дата обращения: 12.11.2021).

КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Только по одному эпизоду «авиадебоша» было возбуждено уголовное дело.

Примером позитивного синтеза реальной проблематики, требующей внесения дополнений и изменений в правовое регулирование, сформировавшегося общественного мнения посредством систематической публикации материалов в СМИ и активной деятельности законодателей, следует признать внесение изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации, расширяющих полномочия командира воздушного суда по пресечению правонарушений на борту воздушного судна2.

Идеи о предоставлении экипажу самолета права применять физическую силу и спецсредства к нарушителям, ранее выдвинутые учеными [9, с. 41], получили отражение в законодательной инициативе депутата Государственной Думы Российской Федерации А. С. Старовойтова, внесенной в законодательный орган еще 31 октября 2018 года. Законопроект предусматривал расширение полномочий командира воздушного судна по пресечению противоправных действий и наделение экипажа правом применять средства сдерживания.

Обосновывая законодательную инициативу, в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна», автор ссылается на информацию, предоставленную авиакомпаниями о регулярных случаях нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров во время полетов. Народный избранник прав, что «.. .агрессивное поведение пассажира на борту воздушного судна создает угрозу жизни или здоровью других лиц, а также безопасности полета в целом и требует принятия незамедлительных мер по его пресечению»3.

Отсутствие ссылки на освещение противоправных действий пассажиров в СМИ (в качестве дополнительного аргумента), не преуменьшает роль масс-медиа в постановке и сохранении актуальности проблемы. В СМИ, как правило, размещается информация по наиболее резонансным фактам совершения правонарушений, сопровождающихся агрессивным поведением, оказанием сопротивления сотрудникам полиции при задержании. Достоверной статистикой о фактах «авиадебошей» владеют управления на

2 О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383; 2017. № 50. Ст.7547.

3 О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (об использовании средств сдерживания на борту воздушного судна). [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/577008-7 (дата обращения: 18.12.2021).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

транспорте МВД России по федеральным округам и, в большей мере, авиакомпании. Это, на наш взгляд, единственная причина обращения к перевозчикам, как источникам объективной информации.

Итогом обсуждения законодательной инициативы в трех чтениях, стало внесение в ноябре 2021 года изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации, расширяющих полномочия командира воздушного суда по пресечению правонарушений на борту воздушного судна1. Созревавшие в течение последних нескольких лет в общественном сознании идеи внесения поправок, получили практическое воплощение. Сформированное общественное мнение относительно проблемы, - одна из причин единогласной поддержки законопроекта депутатами Государственной Думы Российской Федерации. Формально представляя собой инициативу депутата, законопроект в момент внесения имел абсолютную поддержку со стороны общественного мнения, подкреплявшего предложение.

На наш взгляд, есть все объективные основания признать пресс-службы в качестве субъекта, опосредовано оказывающего информационную поддержку законодательным инициативам, вырабатывающего коллективное сознание по отношению к общественным проблемам. Приобретая медиа-статус, конкретный законопроект воспринимается в качестве актуального и социально-значимого, что потенциально обеспечивает его более успешное прохождение в законодательных органах.

Всесторонний и объективный анализ процесса прохождения законопроекта, свидетельствует скорее о косвенной роли пресс-служб в его принятии. Это вполне объяснимо. Вопрос обеспечения безопасности на авиалайнере в момент нахождения в воздушном пространстве, не входит в компетенцию полиции. Как верно отмечает Т. С. Сейтмеметова, «...на сегодняшний день распределение полномочий в сфере обеспечения авиационной безопасности характеризуется тем, что основные функции делегированы уполномоченным организациям, а органы внутренних дел играют лишь контролирующую и вспомогательную роль» [10, с. 46].

Вместе с тем, значение информации о задержании «авиадебоширов», распространяемой полицейскими пресс-службами, ее воздействие на общественное мнение, не стоит недооценивать.

1 Госдума одобрила применение пластиковых наручников к авиадебоширам. [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/5cefdc2e9a79473e8acb964b (дата обращения: 18.12.2021); Против авиадебоширов на борту будут применять средства сдерживания. Это позволит эффективно реагировать на случаи агрессии и своевременно предотвращать возникающие угрозы безопасности на борту самолета. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/52808/ (дата обращения: 18.12.2021).

Рассматривая Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации» в качестве примера законотворческой деятельности, необходимо отметить, что процесс принятия закона проходил без дополнительного привлечения СМИ, освещения проблемы, взаимодействия депутатов и органов исполнительной власти.

Правомерно выдвинуть гипотезу, что при научной организации «продвижения» законодательных инициатив, положительный результат можно достичь в более короткие сроки. Алгоритм информационно-пропагандистского сопровождения законодательных инициатив, связь между положительным восприятием массовым сознанием положений закона и одобрением проекта депутатами, на примере проблем безопасности дорожного движения, ранее был проанализирован в научной литературе [11, с. 137-139].

Применительно к рассматриваемому законопроекту, результатом работы органа законодательной власти, параллельной деятельности пресс-служб, стало принципиальное расширение полномочий командира воздушного судна, получившего право отдавать распоряжение на применение мер принуждения не только в случае создания непосредственной угрозы безопасности полета воздушного судна, но и в случае угрозы жизни или здоровью пассажиров или членов экипажа. Ключевая новелла - наделение экипажа правом использовать специальные средства сдерживания, размещенные на борту воздушного судна для пресечения противоправных действий2.

Закрепив общие положения, законодатель делегировал вопросы конкретизации нормы права, определение порядка действий экипажа, правила применения специальных средств сдерживания органам исполнительной власти. Соответствующие предложения по нормативному правовому регулированию были оперативно вынесены на общественное обсуждение3.

Принятие новой редакции Воздушного Кодекса Российской Федерации, безусловно, не решает всех

2 О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383; 2017. № 50. Ст.7547.

3 Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, а также перечня средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и правил их применения» [Электронный ресурс]. URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=123010 (дата обращения: 29.01.2022).

проблем обеспечения безопасности в ходе выполнения полета, представляя собой один из шагов в направлении ее повышения. Обновление требований к знаниям, умениям, навыкам, уровню физической подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, вполне логично ожидать в ближайшее время [12, с. 253]. В этом контексте роль пресс-служб в освещении вопросов обеспечения безопасности пассажиров во время полета, будет оставаться актуальной.

Анализ деятельности пресс-служб по освещению тематики авиационной безопасности свидетельствует о размещении сообщений преимущественно информационно-событийного характера, констатации фактов правонарушений, квалификации деяний авиадебоширов, составления процессуальных документов. На наш взгляд, пресс-службы могут расширить формат доведения информации до аудитории. В качестве предложения, следует рекомендовать более активно освещать репортажи «из зала суда» о назначении наказания правонарушителям, организовывать «круглые столы» с привлечением представителей общественности, авиакомпаний, депутатов, по проблемам авиационной безопасности.

Действенными мерами, направленными на предупреждение правонарушений на борту воздушного судна, в той или иной форме ранее высказанными специалистами, является контроль состояния пассажиров, в момент осуществления посадки на борт воздушного судна, запрет употребления алкоголя на борту авиалайнера, отказ обслуживать пассажиров, проявляющих признаки деструктивного поведения.

Ужесточение ответственности за противоправное поведение на борту воздушного судна должно стать дополнительной мерой предупреждения, воздействия на нарушителей, побуждающей воздерживаться от противоправных действий.

Мониторинг СМИ позволил сделать вывод, что наказание, в виде реального срока лишения свободы «авиадебоширам» назначается в единичных случаях. Так, за 2021 год только одному «авиадебоширу» суд постановил приговор, назначив наказание в виде исправительных работ сроком три месяца с отбыванием наказания в колонии-поселении. При этом «авиадебошир» обвинялся по ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти» и по ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», т. е. статьям, напрямую не связанных с правонарушениями на борту воздушного судна1.

1 Суд под Новосибирском приговорил к лишению свободы авиадебошира, напавшего на полицейских [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/incidents/47347522-sud-pod-novosibirskom-prigovoril-k-lisheniyu-svobody-aviadeboshira-napavshego-na-politseyskih/ (дата обращения: 29.01.2022).

Поддержав законопроект, законодатель на данном этапе реализовал свою функцию. Проанализировать практику применения закона и будущих подзаконных актов, выявить новые проблемы правого регулирования, требующие решения, внести предложения по совершенствованию законодательства - задача ученых, практиков, всех лиц, неравнодушных к проблеме авиационной безопасности.

Список источников

1. Махина С. Н., Сидоренко А. В. Особенности обеспечения общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 69-73.

2. Столбина Л. В., Панфилова О. В., Быхтина Н. В. Отдельные аспекты обеспечения авиационной безопасности: международный опыт // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 66-72.

3. Красковский Я. Э., Русин И. В. Установление ответственности за авиадебоширство: теория и практика // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2018. Т. 6. № 2 (22). С. 90-95.

4. Багуцкий Н. В., Воронкова Д. В. Особенности взаимодействия органов внутренних дел с другими службами и общественными формированиями на объектах воздушного транспорта // Развитие территорий. 2020. № 3 (21). С. 56-61.

5. Чучаев А. И., Грачева Ю. В., Маликов С. В. Деструктивное поведение пассажира: проблемы противодействия // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 1. С. 106-119.

6. Сергеевич Ю. С., Конюхова А. С. На защите интересов авиапассажиров: обзор круглого стола по общественной безопасности на воздушном транспорте // Евразийская адвокатура. 2016. № 6 (25). С. 19-24.

7. Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. 2003. № 3. С. 109-119.

8. Зудаева В. В., Бруева Н. В. Роль СМИ в создании имиджа сотрудника органов внутренних дел // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 108-114.

9. Капитонова Е. А. Пределы ограничений прав граждан в целях обеспечения безопасности на воздушном судне : новеллы российского законодательства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 2 (46). С. 36-43.

10. Сейтмеметова Т. С. Субъекты правоохранительной деятельности на воздушном транспорте: общая характеристика // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 4 (24). С. 44-51.

11. Молотков М. Б. Подразделения пропаганды безопасности дорожного движения в процессе «продвижения» законотворческих инициатив Госавтоинспекции МВД России // Научный вестник Орловского юридического института имени В.В. Лукьянова. 2021. № 2 (87). С. 135-140.

12. Фролов А. А. К вопросу о правовой природе полномочий по обеспечению транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №. 6. С.249-252.

References

1. Makhina S. N., Sidorenko A. V. Features of ensuring public order and ensuring public safety in air transport // Problems of law enforcement. 2020. No. 3. P. 69-73.

2. Stolbina L. V., Panfilova O. V., Bykhtina N. V. Some aspects of aviation security: international experience // Problems of law enforcement. 2020. No. 1. P. 66-72.

3. Kraskovsky Ya. E., Rusin I. V. Establishing responsibility for air travel: theory and practice // Electronic scientific journal «Science. Society. The state». 2018. Vol. 6. No. 2 (22). P. 90-95.

4. Bagutsky N. V., Voronkova D. V. Features of interaction of internal affairs bodies with other services and public formations at air transport facilities // Development of territories. 2020. No. 3 (21). P. 56-61.

5. Chuchaev A. I., Gracheva Yu. V., Malikov S. V. Destructive passenger behavior: problems of counteraction // All-Russian Criminological Journal. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 106-119.

6. Sergeevich Yu. S., Konyukhova A. S. On protecting the interests of air passengers: a review of the round table on public safety in air transport // Eurasian Advocacy. 2016. No. 6 (25). P. 19-24.

7. Dyakova E. G. Mass political communication in the theory of setting the agenda: from effect to process // Polis. Political studies. 2003. No. 3. P. 109-119.

8. Zudaeva V. V., Brueva N. V. The role of the media in creating the image of an employee of the internal affairs bodies // Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 2 (5). P. 108-114.

9. Kapitonova E. A. Limits of restrictions on the rights of citizens in order to ensure safety on an aircraft : novelties of Russian legislation // News of higher educational institutions. Volga region. Social sciences. 2018. No. 2 (46). P. 36-43.

10. Seitmemetova T. S. Subjects of law enforcement activity in air transport: general characteristics // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 4 (24). P. 44-51.

11. Molotkov M. B. Units of road safety propaganda in the process of «promoting» legislative initiatives of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov. 2021. No. 2 (87). P. 135-140.

12. Frolov A. A. On the issue of the legal nature of the powers to ensure transport security at air transport facilities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 6. P. 249-252.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

М. Б. Молотков - доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат философских наук;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К. Д. Маричева - курсант 3 курса факультета подготовки следователей и судебных экспертов ВосточноСибирского института МВД России.

Information about the authors

M. B. Molotkov - Associate Professor of the Department of Administrative Law and administrative activities of the Department of Internal Affairs East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Philosophical Sciences;

K. D. Maricheva - third year cadet faculty of training investigators and forensic experts of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 05.08.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 05.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.