Научная статья на тему 'Оковецкая земля в культурном наследии и духовном возрождении россиян'

Оковецкая земля в культурном наследии и духовном возрождении россиян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оковецкая земля в культурном наследии и духовном возрождении россиян»

В. Д. Карандашов

Оковецкая земля в культурном наследии и духовном возрождении россиян

На центральном плоскогорье Восточно-Европейской равнины расположен один из древнейших лесных массивов. В «Повести временных лет» этот лес назван Оковским. Здесь записано так: «Днепр бо потече из Оковъскаго леса, и потечёшь на полъдне, а Двина ис того же леса потечёшь, а идёшь на полунощье и внидеть в море Варяжъское. Ис того же леса потече Волга на въсток». Уже в середине первого тысячелетия новой эры в этой местности по берегам многочисленных рек жили племена кривичей, которые соорудили не менее шести волоков для связи между тремя морями: Балтийским, Черным и Каспийским. Недалеко от истоков Волги на берегу реки Пырышни было построено укреплённое городище, названное по имени речки Пырышенским. Рядом с городищем выросло село Оковцы (Оковец). Реки, как известно, были основными торговыми путями древнерусских земель. Их обилие и разнообразное направление течения показывает, что территория Оковского леса не могла быть издревле заселена человеком. У «волочан» (так называлось население, промышлявшее перевозкой а волоках) была тяжелая работа, которая, однако, обеспечивала безбедное существование. Волоцкие поселения находились на границах Смоленских и Новгородских земель. Их князья постоянно воевали между собой за владение волоками и право сбора податей за волок с купеческого люда.

В 25 км от Селижарова и приблизительно в 70 км от Осташкова и Ржева находится село Оковцы. Название «Оковцы» впервые встречается в летописи 1547 г. в связи с побегом из Москвы опальных князей Михаила Глинского и Турунтая Пронского, объяснивших впоследствии перед государем, что «ехали в Оковцы помолиться Пречистой».

В древние времена на месте с. Оковец и в его окрестностях шумел дремучий лес, занимавший почти всю юго-западную часть бывшего Осташковского уезда и прилегающий к нему северовосточный край Смоленской губернии, который в летописях назывался Оковским. В этом лесу, близ нынешних Оковец, было малое бедное городище, называемое Пыршенским. На одной стороне с ним, к западу, находилась деревня Клочки, на другой, к востоку, -деревня Дрябки (со второй половины прошлого столетия она стала называться Бредки). Там же, несколько дальше Бредков, размещались деревни прихода погоста Солодомля и земли помещика Ивана Стефоновича Повадина. Некоторые из жителей занимались воров-

170

ством. И вот двум таким, Ивану и Ермолаю, в 1539 г., в канун празднования вознесения Господня, явилась икона Животворящего Креста. А приглашённому впоследствии для засвидетельствования этого факта иноку Стефану, вероятно из Селижаровского монастыря, и пришедшим с ним людям в день Пятидесятницы, 25 мая, открылось светозарное сияние иконы Богоматери с Предвечным Младенцем на левой руке и представшим тут же Святителем Николаем.

Инок не замедлил сообщить об увиденном Московскому митрополиту Иосаафу и Великому князю Ивану IV Васильевичу (Грозному). Оба, удостоверившись в действительности происшедшего, для чего на Городище были присланы поверенные, а иконы доставлены в столицу, приказали на месте явления иконы Богородицы со Святителем Николаем поставить церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с пределом во имя св. Николая Чудотворца, а на месте явления иконы Животворящего Креста - церковь во имя Происхождения Честных древ. На освящение храмов Иван Грозный прислал из Москвы священника Василия Ярца и диакона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами. Торжество освещения было ознаменовано новыми чудесами. Великий князь тогда же снабдил церкви утварью, а на довольство священнослужителей выделил значительное количество земли.

Со времени явления на Пыршенском городище икон и построения церквей местность эта стала называться Оковцами. Такое же название получила и волость. В её состав вошли все деревни прихода, а также смежного с ним Песочинского. К концу первой трети XVII в. церковь Пресвятой Благородицы с приделами обветшала и вскоре развалилась. Иконы в то время уже находились в Новгороде, куда были отнесены (вероятно, в целях безопасности от наступления поляков и литовцев) и хранились там приблизительно до 1667 г. Часть церковной утвари была закопана в землю. К середине XVIII в. на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца было решено Иваном Семеновичем Мосягиным построить каменную, с приделом, в Ташковской синодальной слободе, мастер за два года закончил этот проект. Освящение церкви совершено 15 июля 1754 г. В 1755-56 гг. Тем же мастером была построена каменная колокольня. К 1770 г. с южной стороны храма был сооружен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ. На месте же явления иконы Креста Господня была со временем поставлена деревянная часовня.

Иконостас главного храма был пятиярусным с золоченной резьбой и колонами. В первом ярусе располагались местные иконы, во втором - иконы двунадесятых праздников, в третьем - образ Спаси-

171

теля с апостолами, в четвертом - образ Богородицы с пророками, в пятом - Бога Отца с праотцами. Венчал иконостас Крест Господень с предстоящими. Устроенный в 1831 г. осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным иконостас был полностью обновлен в 1891 г. мастером Акимом Ивановичем Артюховым. Тогда же переписаны были и настенные росписи. Иконостас придела святителя Николая Чудотворца, устроенный в 1850-51 гг., через 40 лет был заменен новым - на золотом фоне, работы ржевского мастера Николая Садовникова.

Между тем слух о чудодейственной силе Оковецких икон продолжал распространяться в народе. Ещё в январе 1540 г. во время доставки их в Москву иконы исцелили в Ржеве девять больных. Иконы помогали в стихийных бедствиях, возвращали к жизни, казалось, безнадежно больных и хилых.

В 1875 г. началось перенесение чудотворных икон во Ржев. За 35 лет их «хождения» было собрано свыше 50000 руб. В Оковцах при непосредственном деятельном участии протоирея Андрея Воскресенского на эти средства была сооружена величественная четырехъярусная колокольня высотой более 25 сажен, приобретен новый большой колокол в 500 пудов, выстроена каменная кладбищенская церковь, а само кладбище обнесено каменной оградой. Кроме того, при Святом Ключе, находящемся в полутора верстах, построена каменная красивой архитектуры - в виде креста - часовня. Резервуар ключа, при котором имеется приспособленное для обливания водой деревянное здание с двумя отделениями, выложен тесаным гранитом.

Оковецкий Ключ - символ духовности нашей, одна из самых известных достопримечательностей Селижаровского края. Расположен источник в трех километрах от села Оковцы на луговом берегу реки Пырошни, на полуострове, охваченном рекою, а за нею - высоким берегом и обрывами, увенчанными соснами, крутыми склонами, заросшими лозою и высокими травами. Средь белоствольных берез, пушистых елей небольшая насыпь в форме отлогого усеченного конуса. На этом возвышении кольцеобразный уступ охватывает край круглого водоема. В прежние времена вокруг ключа существовал лишь деревянный обруб с деревянным навесом на столбах. В 1878 г. водоем был выложен тесаным уральским гранитом, что стоило большого труда и больших денег, и обнесен узорчатой металлической решёткой. Водоем до самого края наполнен хрустальной, прозрачной, очень холодной водой. Ключ почитается святым по преданию об исцелениях, свершившихся на этом месте. Приходящие сюда обливаются студеною водою и пьют её. Из водоема по одному желобу течет могучая струя в купальню, что устроена рядом с колодцем, а по другому - для страждущих испить живительной

172

влаги и набрать воду впрок. Температура её круглый год - в зной летом, в лютый холод зимой - в пределах четырех градусов.

Первое богослужение на Святом Ключе после многолетнего перерыва провел в 1991 г. о. Владимир с погоста Голенково (ныне о. Варфоломей из Нило-Столобенского монастыря). Тогда же здесь побывал и владыка Виктор. Теперь здесь ежегодно 24 июля, в день Явления чудотворных икон, совершаются службы архиерейским чином. В религиозные праздники службы и водосвятный молебен проводит настоятель Оковецкой церкви о. Роман.

Для удобства паломников, приходящих и приезжающих из разных мест и желающих насладиться ключевой водой, сделано три деревянные купели. В 1998 г. начато строительство сторожки. До июля 1998 г. на Святой Ключ добирались несколькими путями: одни сворачивали перед Гришкином, другие шли вдоль Пырошни, третьи - мимо школы. Сделанная подсыпка дорожного полотна, стоянка для автотранспорта, 180-метровый деревянный мост значительно облегчили доступ к святому месту.

Служба на Святом Ключе непривычна и необычна своим устремлением в будущее, связываемое с духовным наследием России, ее возрождением (Вузовская наука России для повышения качества жизни человека. СПб., 2007).

В. И. Сатухин

Самосознание и личность

в теории критического индивидуализма Е. А. Боброва

Е.А. Бобров был представителем русской философской школы, развивавшей в России в последней четверти XIX в. идеи Лейбница. Его занимала не только собственно философская рефлексия, но также стремление постичь взаимную обусловленность философии, искусства и религии, не историческую - «Такая задача относится въ область общей исторм цивилизацш» (Краткий отчет о занятиях во время ученой командировки летом 1897 г. Казань, 1898. С. 22), - но эстетико-психологическую, пребывающую во внутреннем мире художника как микрокосма. Поэтому естественно, что свой вариант персоналистской системы, свою теорию Е.А. Бобров развивал и как философ, и как психолог, и как христианин, и как исследователь искусства: «Разработка критическаго индивидуализма до сихъ поръ велась, преимущественно, въ области одной лишь гносеолопи (теорш познаыя); остается еще трудная работа проведеыя тъхъ же принциповъ и въ другихъ философскихъ наукахъ, каковы: психолопя, логика, этика, эстетика, педагогика, философiя»

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.