Научная статья на тему 'Окно в прошлое: о киножурнале «Советский Казахстан» (1946-1953 гг.)'

Окно в прошлое: о киножурнале «Советский Казахстан» (1946-1953 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Документальное кино / советский Казахстан / киножурнал / советская действительность / исторический источник. / Documentary films / Soviet Kazakhstan / newsreel / Soviet reality / historical source

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

Автор рассматривает некоторые характеристики киножурнала «Советский Казахстан» на примере фильмов, снятых в послевоенный период (1946-1953 гг.). Обращается внимание на структуру журнала, выделяются определенные сюжеты ряда выпусков, позволяющие определить смысловую нагрузку, культурную и политическую направленность, историческое значение хроникальных информационных материалов для расширения источниковой базы исследований истории советского Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Window to the past: about the film magazine “Soviet Kazakhstan” (19461953)

The author examines some characteristics of the film magazine "Soviet Kazakhstan" using the example of films shot in the post-war period (1946-1953). Attention is drawn to the structure of the magazine, certain plots of a number of issues are highlighted, allowing to determine the semantic load, cultural and political orientation, the historical significance of chronicle information materials for expanding the source base of research on the history of Soviet Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Окно в прошлое: о киножурнале «Советский Казахстан» (1946-1953 гг.)»

Окно в прошлое: о киножурнале «Советский Казахстан» (1946-1953 гг.)1

Window to the past: about the film magazine "Soviet Kazakhstan" (19461953)

Аманжолова Д.А.

D. Amanzholova

Автор рассматривает некоторые характеристики киножурнала «Советский Казахстан» на примере фильмов, снятых в послевоенный период (1946-1953 гг.). Обращается внимание на структуру журнала, выделяются определенные сюжеты ряда выпусков, позволяющие определить смысловую нагрузку, культурную и политическую направленность, историческое значение хроникальных информационных материалов для расширения источниковой базы исследований истории советского Казахстана.

The author examines some characteristics of the film magazine "Soviet Kazakhstan" using the example of films shot in the post-war period (1946-1953). Attention is drawn to the structure of the magazine, certain plots of a number of issues are highlighted, allowing to determine the semantic load, cultural and political orientation, the historical significance of chronicle information materials for expanding the source base of research on the history of Soviet Kazakhstan.

Ключевые слова: Документальное кино, советский Казахстан, киножурнал, советская действительность, исторический источник.

Key words: Documentary films, Soviet Kazakhstan, newsreel, Soviet reality, historical source.

Документальное советское кино, имея познавательный и популяризаторский, а также пропагандистский характер, получило своеобразное развитие в Казахстане. В 1929 г. в Алма-Ате была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста «Востоккино» (в 1934—1935 гг. - «Востокфильм»). Были построены

1 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта ИРН АР14871932.

лаборатория, монтажная, мультипликационная студия и цех для съемки надписей. Отделение выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием «Последние известия». Отделение «Востоккино» в Алма-Ате выпустило серию киножурналов-хроник «Последние известия», а также короткометражные фильмы «Кооперация в аулах», «Новая столица», «Годовщина КазССР», «Кзыл Аскер», «На джайляу» и два киноочерка о строительстве Турксиба. Однако слабая материально-техническая база не позволила развиваться ему далее.

В 1934 г. была организована Алма-Атинская студия кинохроники и начался регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан», а также документальных фильмов. Дублирование на казахский язык производилось в Москве. Жанр киножурнала предполагает включение в содержание 6-8 актуальных эпизодов (сюжетов) о жизни страны, новейших внутренних и международных общественно-политических и других событиях. Производство советских киножурналов началось уже в 1918 г., первый получил название «Кинонеделя». Затем появились тематические киножурналы (о сельском хозяйстве, спорте, внешнеполитических событиях и пр.). В союзных республиках киножурналы «Советская Украина», «Советский Таджикистан» (1935), «Советский Казахстан» и другие основной акцент делали на события в республике и ее разнообразные связи с другими регионами страны во всех сферах жизни. Большое значение придавалось оперативному освещению общественно-политических событий, достижений в экономике, социальной жизни и культуре, воспитанию молодежи, всестороннему ознакомлению зрителей с другими регионами СССР. Отдельное место занимали сюжеты о выдающихся представителях всех национальностей в производственной деятельности, науке и культуре, искусстве, военном деле и др. Как правило, демонстрация киножурнала проводилась перед показом художественного фильма во всех кинотеатрах страны практически на всех сеансах.

В последний период сталинской эпохи (1946-1953 гг.) в СССР выходили не только периодические, но и тематические киножурналы, посвященные в том числе важным событиям или отдельным вопросам - «Новости дня» (19441983 гг.), «Советский спорт» (1946-1987 гг.), «На стальных магистралях» (1948 г.), «Новости сельского хозяйства» (1950 г.), «Пионерия» (1931-1987 гг.).

В первый 5-минутный фильм «Советский Казахстан» в 1935 г. вошли следующие сюжеты: «Рабочие с кирками и лопатами. Вагонетка, груженая камнем. Каменщики укладывают кирпичи. Конный парад, всадники на лошадях с флагами. Красноармейцы на лошадях. Калинин Михаил принимает парад. Колонна врачей в халатах. Колонна молодежи и пионеров. Конный праздник в степи. Всадники мчатся на лошадях. Мужчины изготовляют кирпичи. Оратор на митинге. Люди в национальной одежде на празднике. Юрты в степи» [11].

В послевоенный период в Казахской ССР производилось до 8

полнометражных художественных и более 50 документальных и научно-

популярных фильмов в год. В фондах Центрального государственного архива

кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан (ЦГА КФДЗ РК)

документальные кинофильмы «Советский Казахстан» представлены весьма

широко. К сталинской эпохе здесь относятся около 360 фильмов с 1946 по

1953 гг. включительно. Они выпускались Алма-Атинской киностудией

художественных и хроникальных фильмов. Почти в каждом журнале

использовались два языка - казахский и русский. Режиссерами фильмов часто

были О. Абишев и Х. Давлетбеков, а также А. и Я. Смирновы, З. Хамитова, Э.

Файк и др. В частности, Хаким Давлетбеков (1910-1983) был не только одним

из первых кинорежиссеров и основателем национального кино, но и первым

казахским киноактером, в 1934 г. окончил ВГИК, а в 1940 - Литературный

институт им. М. Горького в Москве. В 1941 г. приступил к режиссерской

работе в качестве ассистента А.Столпера, добровольцем отправился на фронт

и вернулся к профессии в 1946 г. Снял около 100 сюжетов для киножурнала

«Советский Казахстан». Эмир Ибрагимович Файк (1909-1993) тоже окончил

12

ВГИК (1935), участник Великой Отечественной войны, с 1946 г. был режиссером на «Казахфильме». Хорошо подготовленные специалисты, сформировавшиеся в драматических условиях социалистических преобразования и Великой отечественной войны, стали создателями уникальных видеоматериалов.

Интересно, что по 16 фильмам 1946 года в списке архива авторы (режиссеры и операторы) не указаны. К тому же часть фильмов были немыми. Как правило, сюжеты фильмов составляли информационные материалы, призванные представить новости из разных областей жизни, - политические, экономические, культурные, спортивные и пр. Послевоенное время, разумеется, ставило в центр внимания героические подвиги советских людей в борьбе против нацизма, поэтому сюжеты о героях войны и тыла, судьбе фронтовиков после войны включались в документальные хроники регулярно. Это не только служило просветительным целями выполняло идейно-политические задачи, но воспитывало патриотизм, гордость за свою страну, интернационализм.

Так, выпуск «Советский Казахстан» № 7-8 за 1946 год [10, арх. № 345] включает такие рубрики:

1. «Рассказ депутата. г. Алма-Ата». Имеется в виду встреча депутата Верховного Совета СССР генерал-лейтенанта авиации Я.А. Курбатова с офицерами Алма-Атинского гарнизона. Я.А. Курбатов (1907-1982) был летчиком-истребителем, участником боев на Халхин-Голе, участником Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Он сбил немало вражеских самолетов, в том числе уже в качестве командира авиадивизии. На параде Победы в 1945 г. Я.А. Курбатов командовал авиационной ротой сводного полка 1-го Прибалтийского фронта. Безусловно, встречи с такими героями имели сильный воспитательный эффект.

Яков Архипович Курбатов

2. «Они были в Берлине». г. Алма-Ата. В кадрах: возвратившаяся в родное депо победоносная 34 паровозная колонна, прошедшая путь до Берлина, бывшие воины паровозной колонны, машинисты, командир полковник С.Ф. Василенко. Несколько раз он был ранен, но оставался в строю до конца войны.

Действительно, это была одна из многих героических историй подвига советских людей в борьбе против нацизма. Колонна паровозов особого резерва № 34 была создана за 2 недели (в два раза быстрее намеченного срока) на Туркестано-Сибирской железной дороге, она формировалась на станции Сарыозек. Личный состав колонны в 425 человек был укомплектован железнодорожниками, эвакуированными из РСФСР и других республик. Он проводил отправку эшелонов с воинскими грузами к Сталинградскому фронту. Всего в помощь нашим войскам под Сталинградом из Казахстана было отправлено 30 таких эшелонов с сотнями тонн оружия, обмундирования и продовольствия. Позднее колонна № 34 доставила 1913 поездов с боеприпасами и продовольствием для Белорусского фронта, первой открыла движение на Шауляйском направлении. Свой путь казахстанская паровозная колонна завершила в Берлине. К Дню Победы общий пробег всех паровозов прославленной колонны составил 2,6 млн. км. С их помощью было перевезено более 3 млн. тонн воинских грузов.

22 января 1946 года «Гудок» сообщала: «Алма-Ата (ТАСС). В Казахстан возвратилась из Берлина паровозная колонна особого резерва НКПС № 34, сформированная на Турксибе в 1942 г. Более двух миллионов километров прошли фронтовыми дорогами паровозы колонны. Они были под Сталинградом, на Кавказе, в Крыму, на Украине, в Белоруссии, в Польше, завершив победоносный путь в Берлине. Под огнем неприятеля личный состав колонны доставил фронтам свыше 10 тысяч поездов, перевез около трех миллионов тонн воинских грузов. В дни подготовки штурма Берлина паровозники организовали кольцевую езду на участке Варшава - Познань без отцепки паровозов и набора воды на расстоянии ста километров». За проявленные на войне мужество и героизм 302 представителя личного состава колонны были награждены медалью «За оборону Сталинграда», 153 -медалью «За оборону Кавказа», 222 - другими боевыми наградами, а всему коллективу было вручено Знамя Государственного комитета обороны. [Серов А. Железный поток на Берлин // Казахстанская правда. 2015. 17 апреля.]

В журнале были также следующие сюжеты: 3. Знатный рисовод Ибрай Жахаев. Кзыл-Ординская обл. Посевная на рисовых полях, работа И. Жахаева и колхозников.

4. Молодые художники. г. Алма-Ата. Обучение студентов в художественном училище, мастерская, среди студентов солдат Панфиловской дивизии Е. Колокольников, фронтовик А. Сурганов и др.

5. Оплата выигрышей. г. Алма-Ата. Получение выигрышей на облигации военного займа в зале одной из сберкасс города.

6. Футбол. г. Алма-Ата. Фрагменты игры на поле команд «Динамо» -Алма-Ата, «Крылья Советов» - Куйбышев.

Последовательность сюжетов в киножурналах была стандартной: на первый план всегда выходили политические новости, далее по степени важности и актуальности следовали экономические, социальные, культурные.

К примеру, выпуск 39 за 1946 год [10, арх. № 360] начинается с рассказа о выборах в Верховный Совет Казахской ССР. Показаны заседание Центральной избирательной комиссии в г. Алма-Ата во главе с председателем Байсеновым и секретарем Тулебаевым, академик Тихов и др., доклад Досумбекова. Затем следует сюжет об «ученом-общественнике», астрономе, члене-корреспонденте АН КазССР Г.А. Тихове (наблюдение планет и звезд в обсерватории, работа в лаборатории вместе с ассистенткой Н. М. Штауде и профессором Бухманом), встреча Тихова с избирателями, строительство дома для Г.А. Тихова. Гавриил Адрианович Тихов (1875-1960) был пионером астробиологии и создателем астроботаники. В 1906 - 1941 гг. он работал наблюдателем в Пулковской обсерватории. После экспедиции в Алма-Ату для наблюдения солнечного затмения 21 сентября 1941 г. Тихов остался здесь и вместе с К.И. Сатпаевым, В.Г. Фесенковым и рядом других ученых стал основателем Академии наук Казахстана, НИИ астрономии и физики, а также обсерватории Каменское плато, в 1946 г. - академиком АН Казахской ССР.

Гавриил дрианович Тихов

Последний эпизод о строительстве дома особенно примечателен. В

марте 1933 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР «Об улучшении

жилищных условий научных работников», по которому научные работники

получили право на дополнительную отдельную комнату для занятий, а при

отсутствии таковой — на дополнительную площадь в размере не менее 20 кв.

16

метров. Были предусмотрены гарантии для родственников ученых в случае его смерти, кооперативное строительство со специальными кредитами и другими льготными условиями [3]. Это создавало в обществе должную атмосферу приоритета науки и ее представителей для социально-экономического развития страны. Как отмечает исследователь [6, с. 108], в послевоенный период пропорционально росту квалификации и профессиональной значимости работника, его роли, определяемой системой координат государственных интересов, увеличивались возможности приобретения горожанами жилья в личную собственность, хотя жилищная проблема решалась в целом медленно и сохраняла остроту до середины 1950-х гг., что вполне понятно, если учесть колоссальные разрушения из-за варварских действий фашистских войск в годы войны.

Вернемся к киножурналу № 39 за 1946 год. Следующая рубрика посвящалась производству сахара в г. Джамбул. Фильм демонстрировал производственный процесс изготовления сахара в цехах сахарного завода, представляя рабочих, лабораторию, рафинадный цех. Еще один сюжет, также пропагандировавший выполнение и перевыполнение планов производства, назывался «Уголь сверх плана» и освещал труд рабочих и инженеров углеразреза № 4в Караганде, добычу и отправку угля, а также оборудование углеразреза.

Для историков науки будет интересна часть хроники, посвященная общегородской теоретической конференция обществоведов Алма-Аты, посвященной изучению трудов И.В. Сталина (показаны президиум, а также докладчики Исхакова, Джаекбаева). Вероятно, в периодической печати и архивах можно найти более подробные сведения о существе рассматривавшихся вопросов, чтобы оценить уровень и методологическую специфику базового политологического дискурса в 1946 году.

Завершающий сюжет переключает внимание на прикладное

декоративное искусство и производство, поскольку посвящен казахстанской

17

керамике. звестно, что в советские год массов м изготовлением керамической продукции в Казахской ССР занимались Алма-Атинский экспериментальный завод художественной керамики, Капчагайский и Кокчетавский фарфоровые заводы. В фильме показаны изготовление керамических изделий на научно-экспериментальной керамической станции в Алма-Ате, овладение мастерством майолики, процесс изготовления вазы, художественная роспись изделий. Выделена работа точильщика Сергунина, художника А.Т. Никитиной и других мастеров во время работы над вазой с портретом Джамбула.

Алма-Атинский завод был основан в 1935 г. В 1935-1945 гг. это была Алма-Атинская научно-экспериментальная керамическая станция Казпромсовета (на базе артели), затем в 1945-1965 гг. - коллективное предприятие народных художественных промыслов «Керамика» (Завод художественной керамики). Сырьем служила бурая глина из поселка Каскелен вместе с белой тугоплавкой глиной Семипалатинского месторождения. В 1970-е гг. под нужды завода было разведано Тургеньское месторождение глин в Алма-Атинской области. Широкая цветовая гамма декоров создавалась на основе пигментов, поставляемых из Московской области Дулевским заводом красок. Керамическая станция во главе со специалистом из Украинской ССР О.Н. Белоскурским работала успешно, годовая программа только на 1940 год составляла 60 тыс. рублей. В 1937 г. на Всемирной Парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни» экспериментальная станция получила серебряную медаль и диплом за керамическую вазу с портретом А.С. Пушкина по картине И.Н. Крамского. Научно-экспериментальная керамическая станция принимала участие во Всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). Работы фабричных художников и мастеров отмечены медалями и дипломами ВДНХ СССР. После окончания Великой Отечественной войны развернулось производство декоративных ваз, настенных панно, скульптур из керамики [2].

настоя ее время это единственн й завод в азахстане, в пуска ий керамические изделия. В последний год сталинской эпохи два выпуска журнала «Советский Казахстан» были связаны с лидером СССР И.В. Сталиным. В № 5 за 1953 год [10, арх. № 258] первая часть была посвящена выборам. В Алма-Ате состоялся митинг трудящихся по случаю регистрации И.В. Сталина кандидатом в депутаты Алма-Атинского городского Совета депутатов трудящихся. В журнале большое место заняла демонстрация выступлений участников митинга и предвыборной агитационной работы, в т.ч. в г. Гурьев (ныне Атырау), в частности, показано выступление пропагандиста М. Назымова на избирательном участке № 15.

Кроме того, в выпуск № 5 за 1953 год вошла рубрика «Я юный пионер» - здесь демонстрируется торжественный сбор пионеров Алмаатинской школы № 33 и встреча ребят с Героем Советского Союза М. Габдуллиным. Еще одна важная рубрика, присутствовавшая во всех документальных хрониках советских республик, была посвящена событиям в стране в целом, что создавало целостное представление о единстве всех регионов огромной страны, общих планах и успехах, демонстрировавших поступательное развитие СССР. Так, часть данного выпуска содержала эпизод о новаторах Куйбышевского станкостроительного завода, среди которых был изобретатель нового способа резания металла токарь В.А. Колесов.

Еще два выпуска (11-12) за 1953 год связаны со Сталиным - они посвящены уже его памяти [10, арх. № 264]. В двух частях звукового фильма представлены траурная церемония и митинги в городах и селах по случаю кончины И.В. Сталина.

Журнал № 29 [10, арх. № 281] был полностью посвящен Первому съезду учителей Казахстана в г. Алма-Ата. Заседание делегатов съезда проходило в зале театра оперы и балета им. Абая. Выступление секретаря ЦК КП(б) Казахстана Ж. Шаяхметова и учительницы Есенжоловой сопровождалось

синхронным переводом. На съезде выступили таюке министр просвещения Киргизии Токтоганов, руководители народного образования Казахстана, делегатов съезда приветствовали школьники Алма-Аты. Программа работы съезда включала лекции московских профессоров, экскурсии по городу и посещение образцовых школ.

Следует сказать, что в 1946 г. вышло постановление ЦК КП(б) Казахстана «Об укреплении казахской средней школы», в ноябре 1947 г. было принято постановление Совета министров СССР «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР». В 1945/46 учебном году в республике было 7869 школ, в том числе неполных средних 1708, средних - 714 (остальные - начальные). В реализации всеобщего семилетнего обучения большую роль в республике играли школы-интернаты. В 1953 г. в школах-интернатах содержалось около 40 тыс. детей животноводов. Усилилось внимание к организации обучения детей в национальных школах, увеличению количества таких школ, укреплению их учебно-методической и материальной базы [5, с.54-64]. Съезд имел большое значение для стимулирования школьного образования и подготовки национальных кадров учителей.

Выпуск № 48 [10, арх. № 300] вышел в конце 1953 года. Режиссером выпуска был О. Абишев, операторы - А. Колесников, М. Додонов, А. Кулаков, М. Сагимбаев. Ораз Абишев (1916-2013) считается основоположником документального кино в Казахстане. Начав как солист Казахского музыкального театра, он в 1939 г. в связи с подготовкой национальных кинокадров был направлен на практическую работу в кинематограф. Стажировался на киностудиях «Мосфильм» и «Ленфильм» и был учеником таких режиссеров, как Моисей Левин, Григорий Рошаль, Роман Кармен. С 1944 г. Абишев работал киностудии «Казахфильм», где ставил главным образом документальные и научно-популярные фильмы. Среди его работ фильмы «Баян Сулу», «Боровое», «Алма-Ата», о развитии промышленности

азахстана «Город ахтеров», « на ем городе», «а земле казахской», «Рабочие девчата», о тружениках села — «Наш колхоз», «На дальних пастбищах», «Дитя солнца», «Зовет вторая целина», «Преображенная целина», фильмы-портреты — «Дина Нурпеисова», «Абай», «Мукан Тулебаев», «Его звали Хаджи Мукан», «Высокое небо Талгата», «Сад Калдыбая», «Рапия» и другие. Многие выпуски журнала «Советский Казахстан» были подготовлены О. Абишевым.

Ораз Абишев

Содержание 48 выпуска вполне соотносится с первой рубрикой «Навстречу Новому году». Он посвящен производственным достижениям республики. Журнал включает информацию о соревновании рабочих Балхашского медеплавильного завода и вручении Переходящего Красного Знамени победителям соревнований - смене Ж. Беисова. Фильм дает представление об общем виде Коунрадского рудника и добыче руды, что может быть полезно как дополнительный источник по истории промышленности Казахстана. Следующий сюжет «Гости из Подмосковья» повествует о посещении председателя подмосковного колхоза им. Сталина Ф.С. Генералова одноименного колхоза Талды-Курганского района, его знакомстве с хозяйством, собрании колхозников, заключении договора о соцсоревновании, с выступлениями председателей Н.А. Алдабергенова и Ф.С. Генералова.

Такая встреча б ла весьма символической, поскольку руководители колхозов имели сходные жизненные маршруты и своими биографиями ярко демонстрировали успешные социальные лифты, выстроенные советской властью. Предпринятое создателями фильма сопоставление судеб двух ярких руководителей сельского хозяйства первичного звена предполагает тщательный предварительный поиск и серьезную подготовку, которой занимались агитационно-пропагандистские и другие структуры ВКП(б), направлявшие и контролировавшие содержание материалов, выходивших в печати, кино и других средствах массовой информации.

Нурмолда Алдабергенов (1906-1967) был одним из организаторов колхозного движения в Казахстане. В 1935 г. он стал председателем колхоза «Жанаталап» Талды-Курганской области. В 1940 г. вступил в ВКП(б), с 1942 по 1945 гг. был на фронте. Колхоз «Жанаталап» он возглавлял и после войны. По его инициативе в Семиречье в 1947 г. была построена первая электростанция, развивалась социально-культурная инфраструктура. Дважды он был удостоен самого высокого звания Герой Социалистического Труда (1948, 1958). В 1959 г. в селе Чубар (ныне с. Алдабергеново) был установлен бюст Алдабергенова, в 1986 г. открыт мемориальный музей. Писатель Узакбай Доспанбет написал роман «Пик и пропасть» («Шыц мен шыцырау») о жизни героя [12].

Нурмолда Алдабергенов

едор тепанович Генералов (1899-1962) возглавлял колхоз им. . . Сталина в Луховицком районе Московской области с 1937 г. С началом войны он добровольцем ушел на фронт, но был возвращен и занимался эвакуацией крупного рогатого скота на восток страны, а в 1942 г. возглавил колхоз им. Сталина в с. Дединово того же района. В 1949 и 1956 гг. он получил звание Героя Социалистического Труда и до самой кончины оставался председателем колхоза [13].

едор тепанович Генералов

Зримый эффект встречи двух председателей колхозов - ветеранов Великой Отечественной войны, добившихся признанных и сопоставимых успехов в разных республиках многонационального СССР, благодаря киножурналу получал широкое распространение и имел, несомненно, серьезное воспитательное значение. Был ли аналогичный выпуск киножурнала или документальной хроники о двух героях в Московской области или РСФСР, выяснить не удалось.

Кроме того, в упомянутом выпуске были рубрики «У строителей Усть-Каменогорска» о досрочном выполнении годового плана строителями треста «Алтайсвинецстрой», строительстве жилых домов, отдыхе рабочих в новом Доме культуры; а также «На Алма-Атинском мясокомбинате», освещавшая производственный процесс выпуска продукции в консервном и колбасном

цехах мясокомбината и передовиков производства .. Рябухина, Чернова и других за работой. Комбинат был основан в 1939 г., в конце советской эпохи производил до 180 наименований продукции, а в начале 1990-х гг. был выведен из государственной собственности и преобразован в акционерное общество. В дальнейшем производственные корпуса и цеха комбината стали сдаваться в аренду.

Итак, киножурнал «Советский Казахстан» (в фондах ЦГА КФДЗ РК представлены 1876 выпусков!) имеет большой научный, познавательный и воспитательный потенциал. В его выпусках запечатлено огромное количество визуальных данных о событиях и персонажах, изучение которых позволит существенно обогатить историографическое пространство казахстанской науки о советском прошлом, в том числе преодолеть разнообразные мифы и обогатить конкретными визуальными фактами арсенал историка. Благодаря этому все еще невостребованному документальному источнику современный исследователь, не отягощенный политизированным подходом к изучению советского прошлого, может уточнить детали многих важных сюжетов из истории республики, подтвердить или опровергнуть участие ряда исторических деятелей в определенных событиях, получить представление о многомерной и противоречивой действительности 1940-1950-х гг. Для обычного зрителя формат советских кинодокументов непривычен, поскольку лишен тех цветозвуковых эффектов и динамичности, которые отличают современное видео и кино. Однако именно эти незамысловатые по нынешним меркам хроники позволяют, несмотря на заданный характер подачи видеоматериалов, демонстрирующих достижения и преимущества советской жизни, дают буквально зримое знание о развитии производства, науке, культуре и быте людей. Целый ряд сюжетов, как видно из вышеприведенных примеров, имеет существенный смысл в сравнительном анализе развития разных отраслей социально-экономической сферы, межрегиональных и культурных связей, судеб многих выдающихся представителей своего

времени, создавших фундамент государственности, экономики и культуры Казахстана.

Литература

1. Абикеева Г.О. Кино Центральной Азии 1990-2001. Алматы: «Комплекс», 2001. 342 с.

2. Алма-Атинский завод художественной керамики // URL: https://dzen.ru/a7XsvRe ZuPHI2anUF?ysclid=ly08mu0tbv896322558 (дата обращения: 29.06.2024).

3. Известия. № 80. 1933. 1 апреля.

4 .История национальных кинематографий в СССР и перспективы развития кино государств-участников СНГ, стран Балтии и Грузии. М.: Академический проект, 2018. 773 с.

5. Касымова Д.Б., Аминов Т.М., Исаева А.И. Роль Жумабая Шаяхметова в развитии системы образования в Казахской ССР // Вестник КарГУ. 2021. № 4 (104). С.54-64.

6. Клинова М.А. Жилищная политика второй половины 1940-х годов: жилье в личную собственность // Документ. Архив. История. Современность: сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. Вып. 20. 2020. С. 100-109.

7. Федулин А., Резников А. Искусство, рожденное дружбой. Страницы истории казахского кино. М.: б.и., 1972. 80 с.

8. Новоселов Г.Н. Кинохроника в Казахстане. Алма-Ата: Казгослитиздат, 1962.

9. Серов А. Железный поток на Берлин // Казахстанская правда. 2015. 17 апреля.

10. Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан (ЦГА КФДЗ РК).

11. URL: https://www.net-film.ru/film-83517/ (дата обращения: 29.06.2024).

12. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алдабергенов. Нурмолда (дата обращения: 29.06.2024).

13.URL:https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero id=15923&ysclid=ly0diz9jd474 9718220 (дата обращения: 29.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.