Научная статья на тему 'Предприятия оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорт и связь Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны'

Предприятия оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорт и связь Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Казахстан / Великая Отечественная война / оборонные предприятия / транспорт / связь / минно-тральное вооружение / торпеды / мины / артиллерийские снаряды / авиационные бомбы / подрывные машинки / полевые радиостанции / снаряжение Красной армии / USSR / Kazakhstan / Great Patriotic War / defense enterprises / transport / communications / mine and neutral armament / torpedoes / mines / artillery shells / aircraft bombs / bomber machines / field radios / Red Army equipment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аккузинов Асет Кайролдинович

Введение. Целью статьи является анализ деятельности оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорта и связи Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны, направленной на выпуск продукции военного назначения, вооружения, различных видов боеприпасов для Красной армии и флота. Актуальность исследования определялась необходимостью выявления результативности предприятий исследуемых направлений промышленности Казахстана в годы Великой Отечественной войны, способствовавших наращиванию боевого потенциала Красной армии и ее всестороннего обеспечения. Материалы и методы. Источниковую базу работы составили труды советских, казахстанских и российских авторов, сведения Архива Президента Республики Казахстан, посвященные периоду Великой Отечественной войны. Автором для решения научной задачи использован метод источниковедения. Результаты исследования. Приводятся особенности технологического производства продукции предприятиями оборонной и местной промышленности Казахской ССР, устанавливаются основные факторы роста их показателей. Обсуждение и заключение. Делается вывод, что эффективность оборонных предприятий, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорта и связи Казахской ССР, труд работников тыла республики в 1941–1945 гг. стали весомым вкладом в Победу СССР в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprises of Defense, Republican, Local and Cooperative Industry, Transport and Communication of the Kazakh SSR during the Great Patriotic War

Introduction. The purpose of the article is to analyze the activities of defense, republican, local and cooperative industry, transport and communications of the Kazakh SSR during the Great Patriotic War, aimed at the production of military products, weapons, various types of ammunition for the Red Army and Navy. The relevance of the study was determined by the need to identify the performance of the enterprises of the studied areas of industry in Kazakhstan during the Great Patriotic War, which contributed to the build-up of the combat potential of the Red Army and its comprehensive support. Materials and Methods. The source base of the work was made up by the works of Soviet, Kazakh and Russian authors, data of the Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, dedicated to the period of the Great Patriotic War. The author used the method of source study to solve the scientific problem. Results. The peculiarities of technological production of products by the enterprises of defense and local industry of the republic are given, the main factors of growth of their indicators are established. Discussion and Conclusions. It is concluded that the efficiency of defense enterprises, republican, local and cooperative industry, transport and communications of the Kazakh SSR, the work of workers of the rear of the republic in 1941–1945 became a significant contribution to the Victory of the USSR in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Предприятия оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорт и связь Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.063.019.202304.338-346

УДК 94(574) «1940/1945»

А. К. Аккузинов

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

(Москва, Россия), e-mail: altinay_akku@mail.ru

Предприятия оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорт и связь Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны

Аннотация

Введение. Целью статьи является анализ деятельности оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорта и связи Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны, направленной на выпуск продукции военного назначения, вооружения, различных видов боеприпасов для Красной армии и флота. Актуальность исследования определялась необходимостью выявления результативности предприятий исследуемых направлений промышленности Казахстана в годы Великой Отечественной войны, способствовавших наращиванию боевого потенциала Красной армии и ее всестороннего обеспечения.

Материалы и методы. Источниковую базу работы составили труды советских, казахстанских и российских авторов, сведения Архива Президента Республики Казахстан, посвященные периоду Великой Отечественной войны. Автором для решения научной задачи использован метод источниковедения.

Результаты исследования. Приводятся особенности технологического производства продукции предприятиями оборонной и местной промышленности Казахской ССР, устанавливаются основные факторы роста их показателей

Обсуждение и заключение. Делается вывод, что эффективность оборонных предприятий, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорта и связи Казахской ССР, труд работников тыла республики в 1941-1945 гг стали весомым вкладом в Победу СССР в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: СССР, Казахстан, Великая Отечественная война, оборонные предприятия, транспорт, связь, минно-тральное вооружение, торпеды, мины, артиллерийские снаряды, авиационные бомбы, подрывные машинки, полевые радиостанции, снаряжение Красной армии.

Для цитирования: Аккузинов А. К. Предприятия оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорт и связь Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны // Экономическая история. 2023. Т. 19, № 4. С. 338-346. DOI: 10.15507/2409-630X.063.019.202304.338-346.

© Аккузинов А. К., 2023

338

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 19, № 4. 2023

Asset K. Akkuzinov

Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow, Russia), e-mail: altinay_akku@mail.ru

Enterprises of Defense, Republican, Local and Cooperative Industry, Transport and Communication of the Kazakh SSR during the Great Patriotic War

Abstract

Introduction. The purpose of the article is to analyze the activities of defense, republican, local and cooperative industry, transport and communications of the Kazakh SSR during the Great Patriotic War, aimed at the production of military products, weapons, various types of ammunition for the Red Army and Navy. The relevance of the study was determined by the need to identify the performance of the enterprises of the studied areas of industry in Kazakhstan during the Great Patriotic War, which contributed to the build-up of the combat potential of the Red Army and its comprehensive support.

Materials and Methods. The source base of the work was made up by the works of Soviet, Kazakh and Russian authors, data of the Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, dedicated to the period of the Great Patriotic War. The author used the method of source study to solve the scientific problem.

Results. The peculiarities of technological production of products by the enterprises of defense and local industry of the republic are given, the main factors of growth of their indicators are established.

Discussion and Conclusions. It is concluded that the efficiency of defense enterprises, republican, local and cooperative industry, transport and communications of the Kazakh SSR, the work of workers of the rear of the republic in 1941-1945 became a significant contribution to the Victory of the USSR in the Great Patriotic War.

Keywords: USSR, Kazakhstan, Great Patriotic War, defense enterprises, transport, communications, mine and neutral armament, torpedoes, mines, artillery shells, aircraft bombs, bomber machines, field radios, Red Army equipment

For citation: Akkuzinov A. K. Enterprises of Defense, Republican, Local and Cooperative Industry, Transport and Communication of the Kazakh SSR during the Great Patriotic War. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2023; 19(4): 338-346. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.063.019.202304.338-346.

Введение

Казахская ССР была активным участником масштабной государственной программы по индустриализации СССР в межвоенный период. Однако сфера оборонной промышленности республики получила свое становление с началом Великой Отечественной войны. Показатели выпуска продукции исследуемых отраслей промышленности Казахстана в 1941-1945 гг. выросли кратно. Казахская Республика в результате мер, принятых руководством страны, аккумулировала все внутренние сырьевые, трудовые и интеллектуальные ресурсы для работы оборонной, республиканской, местной и кооперативной промышленно-

сти, транспорта и связи. Актуальность исследования определялась необходимостью изучения этих отраслей народного хозяйства республики, способствовавших наращиванию боевого потенциала Красной армии и ее всестороннего обеспечения. Материалы и методы К изучению темы в разные годы обращались советские, российские и казахстанские авторы: Г. А. Абишев [1], А. Ахметов

[3], М. К. Козыбаев [5], Т. З. Рысбеков, Б. Г. Шинтимирова [6], А. К. Аханов, Ж. К. Тухтамурадов [2], А. Ю. Гаврилов

[4], А. С. Усатов [8], Е. А. Тюрина [7] и др. Целью статьи является анализ работы оборонной, республиканской, местной и коо-

339

Russian journal of economic history Vol. 19, No. 4. 2023

перативной промышленности, транспорта и связи Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны. Задача исследования - установить основные факторы развития предприятий оборонной и местной промышленности Казахстана в исследуемый период. Автором для решения научной задачи использован метод источниковедения. В работе раскрываются показатели рассматриваемых отраслей промышленности Казахстана, направленные на всестороннее обеспечение как Красной армии, так и народного хозяйства страны в годы войны. Результаты исследования Оборонная промышленность Оборонная промышленность Казахстана получила развитие только в период Великой Отечественной войны. До 1942 г. в Казахстане производства боеприпасов не было1. В условиях военного времени на базе эвакуированных предприятий в республике организовывались и пускались в действие оборонные заводы. Под цеха приспосабливались склады, конюшни, гаражи, корпуса учебных заведений. Изыскивалась на месте и организовывалась вновь энергетическая база для этих предприятий. Прибывающие коллективы, в условиях суровой зимы, при отсутствии транспорта, подъездных дорог - перебрасывали прибывающее оборудование на новые площадки, находившиеся в 5-7 км от железной дороги. Оборудование устанавливалось и на предоставленных площадках под временными навесами, порой и просто на открытых площадках будущих цехов. Героический труд людей обеспечил невиданные темпы восстановления производства. Прибывая в Казахстан в 4-м квартале 1941 г. и в 1-м квартале 1942 г., отдельные заводы через 1,5 месяца, а большинство заводов через 3 месяца начинали выпускать продукцию и работали на полную загрузку. В качестве временных источников энергии использовались паровозы, тракторы, различные легкие двигатели.

В 1942 г., уже в Казахстане, оборонные заводы выпустили боеприпасы и вооружение на сумму около 190 млн руб. Только мин 82 мм было изготовлено около 650 тыс. шт. Оборонные предприятия Казахской ССР выпускали минно-тральное вооружение, торпеды, мины, артиллерийские снаряды, авиационные бомбы, порох, подрывные машинки, полевые радиостанции, рентген-аппаратуру и другое снаряжение Красной армии. Наряду с этим, выпускалось оборудование для предприятий черной и цветной металлургии (станы, лебедки), сложное прессовое оборудование, двигатели легких типов и запчасти для электростанций, строительство которых активизировалось с началом войны и эвакуацией многих промышленных предприятий СССР в глубокие тыловые регионы страны, в том числе на территорию Казахстана. Укрепляясь на новом месте, заводы непрерывно увеличивали выпуск продукции. В 1944 г. по сравнению с 1942 г. оборонные предприятия почти в 2 раза увеличили товарный и валовый выпуск про-дукции2. Так, товарный выпуск в 1942 г. составил 174,6 млн руб., а в 1944 г. - уже 350,1 млн руб. Валовый выпуск - 182,7 млн руб. в 1942 г. и 394,2 млн руб. в 1944 г.

Отдельные заводы увеличили выпуск еще больше. Так, например, Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения (АЗТМ) за годы войны увеличил товарный выпуск в 2,5 раза, Петропавловский завод № 675 Наркомэлектропрома - в 3,2, Кокче-тавский завод № 621 Наркомлегпрома - в 3,8 раза. Восстановленные в Казахстане эвакуированные заводы и приспособленные отдельные специальные цеха местных заводов за период войны выпустили для нужд фронта специальную продукцию на сумму свыше 1 млрд руб. Выпуск только одних корпусов 82 мм мин составил около 5 млн шт., корпусов 76 мм и 37 мм снарядов - свыше 4 млн, подрывных машинок -

1 АП РК (Архив Президента Республики Казахстан). Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 18.

2 Там же.

340

экономическая история том 19, № 4. 2023

около 15 тыс., радиостанций войсковых типов - 24 830 шт.

В период войны заводы осваивали серийный выпуск новых образцов вооружения и боеприпасов. Так, заводами Казахстана были освоены: торпеды последней конструкции (Т-53-39), электроторпеды типа ЭТШ-80 (конструкции лауреата Сталинской премии инженера Н. Н. Шамари-на), магнитно-донные мины (конструкции лауреата Сталинской премии инженера Л. П. Матвеева), подводно-лодочные мины, траншейные огнеметы, водо-маслозаправ-щики и другие виды вооружения3.

Восстанавливаясь, набирая темпы и повышая выпуск продукции, заводы усиленно вели промышленное строительство, увеличивая тем самым производственные мощности. В исследуемый период почти в 2 раза были расширены производственные площади оборонных заводов. За 1942-1944 гг. в капитальное строительство оборонных заводов были вложены ассигнования на сумму 151 млн руб., из них в промышленное строительство - около 140 млн руб. (в ценах 1926-1927 гг.) и введено в эксплуатацию дополнительно к предоставленным площадям свыше 78 тыс. кв. м новой производственной площади. Для создания социально-бытовых условий заводчанам было вложено в жилищное строительство около 12 млн руб. и введено в эксплуатацию всех оборонных заводов 15 470 кв. м жилой площади.

Были построены и сданы в эксплуатацию пять паросиловых электростанций, обеспечивавших электроэнергией как оборонные заводы, так и местную промышленность; построены и сданы крупные механосборочные, кузнечнопрессовые цеха на АЗТМ, № 239, 234, 231 175, литейные цеха на заводах № 621, 317, 234, 231. Такие заводы, как № 175 и № 231 Наркомсудпрома, № 507-А Наркомтекстильпрома, № 621 Наркомлегпрома, № 234 Наркомстанко-

строения, были созданы почти вновь. При этих заводах были возведены электростанции, новые производственные цеха, подъездные железнодорожные пути, склады. Отстающим участком являлось жилищное строительство, из-за недостаточного выделения средств Союзными наркоматами, в том числе Наркомсудпромом, Наркомлег-промом и др.

За годы войны заводы значительно увеличили свои кадры. С эвакуированными заводами прибыли около 8 000 рабочих и около 1 600 инженерно-технических работников (ИТР). На новых местах в заводы начали вливаться новые кадры, в основном женщины и молодежь. Уже в 1944 г. рабочих, занятых в оборонной промышленности, было 26 тыс. чел., ИТР - 3 600 чел. За годы войны было подготовлено около 19 000 чел.4 из местного населения.

Социалистическое соревнование стало основным методом работы. На основе развернутого соревнования (81,3 % соревнующихся) организаций фронтовых и молодежных бригад (460 комсомольско-молодежных бригад) оборонная промышленность сумела добиться в 1944 г. выполнения норм выработки на 132 %. Увеличилось число стахановцев, выполнявших норму свыше 150 %. Если в 1942 г. стахановцев насчитывалось около 4 000 чел., то в 1944 г. их ряды выросли до 9 000 чел. Активно практиковалось поощрение правительственными наградами за самоотверженный труд в тылу. Среди награжденных орденами и медалями были 11 директоров заводов и свыше 200 рабочих и специалистов.

Следует особо отметить работу оборонных заводов по переводу производства боеприпасов на поток. Например, директор одного из заводов Хохлов (в архивных сведениях инициалы не указаны. - А. А.) дал возможность повысить выпуск указанной продукции более чем в 2 раза. На заводе, где директором был Белоглазов (в архивных

АП РК. Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 18-19. Там же. Л. 19-20.

RUSSIAN JOURNAL OF ECONOMIC HISTORY Vol. 19, No. 4. 2023

341

сведениях инициалы не указаны. - А. А.), благодаря расстановке оборудования по ходу технологического процесса выработка рабочего возросла в 1,5 раза. Переход на поточный метод производства, внедрение механизации обеспечили в 1944 г. снижение себестоимости выпускаемой продукции на большинстве оборонных заводов республики. Оборонные заводы республики, наряду с работой по обеспечению фронта боеприпасами и вооружением, оказывали большую помощь сельскому хозяйству. Только за период войны заводы изготовили запчасти для сельского хозяйства республики на сумму около 7 млн руб.5

Работа партийных и комсомольских организаций заводов Оборонпрома была направлена на мобилизацию коллективов на безусловное выполнение государственных планов. Из доклада заместителя заведующего отделом оборонной промышленности ЦК КП(б) Казахстана Полякова (в архивных сведениях инициалы не указаны. - А. А.) на имя секретаря ЦК КП(б) Казахстана Ж. Ш. Шаяхметова от 16 июня 1945 г. следует: «На предприятиях оборонной промышленности насчитывается 2 070 членов и кандидатов партии и еще 3 667 комсомольцев. Только за 1944 г. принято кандидатами в члены ВКП(б) по оборонным заводам около 450 человек. Основной задачей, стоящей перед оборонной промышленностью следует считать, наиболее быстрый, без потерь времени - переход на мирную продукцию. Здесь необходима помощь Наркоматов в части пополнения специализированного оборудования заводов, помощь в присылке специалистов. Необходимо вести дальнейший разворот промышленного и в особенности жилищного строительства. Здесь также нужна помощь Союзных Наркоматов, и в частности -Наркомсудпрома, Наркомэлектрпрома, Станкостроения, Среднего Машинострое-

ния»6. Данная цитата дает представление о широте мыслей и высокой ответственности должностных лиц, обеспечивавших работу оборонной промышленности республики, проявлявших заботу о роли оборонной промышленности не только в период войны, но и на перспективу мирного и созидательного труда предприятий Оборонпрома страны.

Республиканская, местная и кооперативная промышленность

Наряду с черной, цветной, нефтяной, оборонной промышленностью, свой вклад внесли предприятия республиканской, местной и кооперативной промышленности Казахстана. За годы Великой Отечественной войны выпуск продукции государственной промышленности увеличился со 137 млн руб. в 1940 г. до 234 млн руб. в 1944 г., или на 170 %; выпуск промышленной продукции предприятиями промкооперации увеличился с 225 млн руб. в 1940 г. до 442 млн руб. в 1944 г., или на 192 %7. За 1941-1945 гг. в результате эвакуации промышленных предприятий из западных областей страны на восток в Казахстане были размещены, восстановлены и введены в действие 21 предприятие легкой, текстильной промышленности, в том числе: 4 швейные фабрики (Семипалатинск, Алма-Ата, Кустанай), 4 обувные фабрики (Семипалатинск, Караганда, Кустанай, Кзыл-Орда), 3 текстильных предприятия (Алма-Ата, Семипалатинск, Чимкент), 2 хлопкопрядильные фабрики (Алма-Ата, Семипалатинск), 2 чулочные фабрики (Алма-Ата, Семипалатинск), 2 кожевенных завода (Уральск, Семипалатинск), шерстопрядильная фабрика (Аягуз), трикотажная фабрика (Алма-Ата), меховая фабрика (Павлодар), зеркальная фабрика (Чимкент)8. За годы войны было организовано строительство трех кожевенных заводов (в Джамбуле, Кзыл-Орде и Павлодаре) и экстрактового завода по пере-

5 АП РК. Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 20-21.

6 Там же. Л. 21.

7 Там же. Л. 39.

8 Там же. Л. 39-40.

342

экономическая история том 19, № 4. 2023

работке местных дубителей9 (в Семипалатинске) Наркомлегпромом КазССР, строительство которых было завершено в 1945 г.

За 1941-1945 гг. было создано 311 предприятий местной и кооперативной промышленности, в том числе: 188 промкомбинатов Наркомместпрома КазССР, 78 промартелей Управления промкооперации и 45 промартелей Кооперации инвалидов. В результате ввода в эксплуатацию новых предприятий и расширения действовавших число рабочих, занятых в предприятиях республиканской, местной и кооперативной промышленности, выросло с 36 889 чел. в 1940 г. до 74 412 чел. в 1945 г.; 90 % из них составляли женщины и подростки, которые пришли на производство в годы Великой Отечественной войны, овладели специальностью и обеспечили выполнение заказов фронта10.

С первых дней войны все предприятия местной и кооперативной промышленности Казахстана переключились на производство заказов для фронта. Рабочие и инженерно-технические работники предприятий, осваивая новые виды изделий, неустанно боролись за выполнение армейских заказов. В результате за 1941-1945 гг. было выпущено большое количество обмундирования, вещевого снаряжения, армейской обуви, обозной упряжи, бричек для армейского обоза, кавалерийских седел и др. Предприятия союзного подчинения строительных материалов, легкой и текстильной промышленности увеличили выпуск промышленной продукции с 22 млн руб. в 1940 г. до 50 млн руб. в 1944 г., или на 226 %п.

В результате восстановления кожевенных заводов в Семипалатинске и Уральске страна получила 200 млн кв. дм верхних кожевенных товаров. Восстановленная Алма-Атинская хлопкопрядильная фабрика выпустила за этот же период 950 т хлопчатобумажной пряжи. Макинский завод

им. В. И. Ленина и Акмолинский завод «Ка-захсельмаш» за 1942-1944 гг. выпустили промышленную продукцию на 48 млн руб. Семипалатинская и Джамбульская фабрики первичной обработки шерсти за годы войны обработали и отгрузили текстильным предприятиям страны 12 тыс. т шерсти. Комбинат «Аралсульфат» добыл и отгрузил промышленным предприятиям 315 тыс. т сульфата12.

Железнодорожный транспорт

За время Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт Казахской ССР обеспечил потребность в перевозках действующей армии, оборонной промышленности и народного хозяйства. Огромный объем перевозок, предъявленный в военное время дорогам республики, был осуществлен без особого пополнения основных технических средств. Работа железных дорог Казахстана за годы войны характеризовалась следующими данными.

Туркестано-Сибирская железная дорога за годы освоила в паровозных и вагонных депо средний ремонт паровозов и капитальный ремонт вагонов. За 1941-1945 гг. построено и введено в ряды действующих 240 производственных объектов с капиталовложением в 50 млн руб. Введена в эксплуатацию железнодорожная линия Джамбул - Чулак - Тау протяженностью 103 км стоимостью 26,6 млн руб. Указанная ветка была построена для Каратауского горно-химического комбината, строительство которого было начато в период войны. Железнодорожная ветка Талды-Курган - Текели протяженностью 85 км стоимостью 13 млн руб. возведена для обслуживания Текелий-ского свинцово-цинкового комбината. Также были построены электротехнический, содовый заводы, сталелитейные, чугунолитейные цеха на станциях Алма-Ата, Семипалатинск, Аягуз, Джамбул. В 1945 г. в

9 Дубитель - вещество, служащее для дубления кожи.

10 АП РК. Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 40.

11 Там же. Л. 41.

12 Там же. Л. 42.

RUSSIAN JoURNAL of economic HISToRY Vol. 19, No. 4. 2023

343

Алма-Ате был завершен и введен в эксплуатацию крупный вагоноремонтный завод Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), строительство которого было начато в 1942 г. со стоимостью 50 млн руб. и производственной мощностью в 550 пассажирских вагонов капитального ремонта в год, 200 т литья, 400 т поковок.

Карагандинская железная дорога, организованная в ноябре 1940 г. протяженностью 1 625 км, со сдачей в эксплуатацию в 1943 г. линии Акмолинск - Карталы, со всем техническим обустройством увеличилась на 850 км. Со строительством этой линии не только на 471 км сократился путь доставки карагандинского угля Магнитогорскому металлургическому комбинату, но и улучшилась в целом эксплуатационная работа Карагандинской дороги. Если в 1940 г. общая среднесуточная погрузка составляла 957 вагонов, в том числе угля - 638, руды - 23, то в последующие годы погрузка значительно выросла13. В связи с ростом показателей каменноугольной и металлургической промышленности в Казахстане особо выросла роль Карагандинской железной дороги. В годы войны уже было начато строительство вторых путей на участке Караганда - Акмолинск и ряда других технических сооружений. На этом же участке было завершено начатое в 1942 г. строительство железнодорожной ветки широкой колеи протяженностью в 40 км от станции Ново-Рудной до месторождения марганцевой руды; ветка введена в эксплуатацию в 1944 г.

Связь

В годы Великой Отечественной войны в Казахской ССР развитие получила и связь. Так, если к началу войны из-за слабого развития средств связи в республике отсутствовала телефонно-телеграфная связь Алма-Аты с рядом областей центрального, северного и западного Казахстана, а многие области и районы не имели внутриобластной и внутрирайонной телефонной, телеграфной и радиосвязи, то за годы войны

13 АП РК. Ф. 708. Оп. 9. Д. 114. Л. 31-32.

14 Там же. Л. 32-33.

республика значительно оснастилась средствами связи. Только с подвеской в 1943 г. цветной цепи Алма-Ата - Караганда - Полтавка протяженностью 1 000 км республика получила возможность иметь связь с такими областными и промышленными центрами, как Караганда, Балхаш, Акмолинск, Кокче-тав, Кустанай, Петропавловск, Челябинск и др. Всего за время войны протяжение проводов увеличилось: медных - на 8 236 км, железнодорожных - на 11 843 км. 56 районных центров получили проводную телеграфно-телефонную связь, количество городских телефонных станций увеличилось на 16. Было телефонизировано 128 машинотракторных станций, совхозов и колхозов, построено 18 радиоузлов, в том числе 7 сельских14. Алма-Атинский электротехнический завод НКПС являлся единственным в СССР по выпуску некоторых сложных видов аппаратуры связи для железнодорожного транспорта. Он был организован в 1942 г. на базе небольших железнодорожных мастерских, в совершенно неприспособленных помещениях, с использованием оборудования эвакуированного из Харькова завода связи. В начале 1945 г. завод был уже размещен в благоустроенных корпусах, построенных за этот период.

Несмотря на недостаток оборудования и материалов, коллектив завода в 1944 г. по сравнению с 1940 г. добился увеличения выпуска продукции по стоечной аппаратуре на 32 %, по промежуточным пунктам селекторной связи - на 42 %, по телефонным аппаратам - в 12,5 раза. За годы войны завод освоил выпуск 22 новых изделий, главным образом переносной аппаратуры, приспособленной к использованию в условиях войны; 92 % инженерно-технических работников, мастеров, монтажников получили квалификацию. За 1941-1945 гг. завод неоднократно получал переходящие Красные Знамена треста «Транссигналс-вязьзаводы», НКПС и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС).

344

ЭкономичЕскАЯ история том 19, № 4. 2023

Обсуждение и заключение

Исследование показало, что оборонная промышленность Казахской ССР нашла развитие только с началом Великой Отечественной войны в результате эвакуации заводов Оборонпрома страны из ее западных регионов в тыловые районы и Казахскую ССР, а также переориентирования заводов республики на выпуск продукции военного назначения, ставших основным фактором развития этой отрасли. Значительная часть оборонных заводов, эвакуированных на территорию республики в конце 1941 и начале 1942 гг., выпуск первой продукции наладили уже через 1,5 месяца прибытия; более сложные - через 3 месяца. Оборонные предприятия почти в 2 раза увеличили товарный и валовый выпуск в 1944 г. по сравнению с двумя годами ранее. Для работы военных заводов были привлечены в основном женщины и молодежь республики. Здесь следует отметить и роль руководства Казахской ССР и ее региональных структур, организовавших своевременное выполнение постановлений Государственного комитета обороны и Совета по эвакуации по размещению и запуску как вновь прибывших оборонных, так и местных новых заводов. Прагматичность руководителей госаппарата Казахской ССР уже в конце войны, начавших работу по ориентированию военных заводов на выпуск мирной продукции.

Республиканская, местная и кооперативная промышленность внесла значительный вклад в снабжение Красной армии, увеличив в 1940-1944 гг. выпуск продукции государственной промышленности на 170 %, а выпуск промышленной продукции предприятиями промкооперации - на 190 %. Всего более 30 наименований военного назначения, а увеличение выпускаемой продукции этими предприятиями в 1944 г. по сравнению с 1940 г. составило 226 %. На

заводах и фабриках республиканской, местной и кооперативной промышленности, как и в других отраслях народного хозяйства, бремя труда в тылу легло на плечи десятков тысяч женщин и подростков Казахской Республики.

Транспорт в период войны стал одним из основных факторов развития всей промышленности Казахской ССР. Вливание финансовых ассигнований было значительным, что позволило руководству республики осуществить строительство и ввод 240 производственных объектов с капиталовложением в 50 млн руб. Удалось подвести железнодорожные пути к основным сырьевым регионам Казахской ССР и связать их с крупными промышленными гигантами Сибири и Урала.

Другим фактором активного развития промышленности республики стала телефонная, телеграфная и радиосвязь, которое связала столицу Алма-Ату с ее промышленными областями - Карагандой, Балхашом, Акмолинском, Кокчетавом, Кустанаем, Петропавловском - и районами, стратегически важными для народного хозяйства страны, и телефонизация 128 машинотракторных станций, совхозов и колхозов республики. Активно шли освоение и выпуск переносной аппаратуры связи для транспортников, промышленников и частей, соединений Красной армии, выпускаемых Алма-Атинским электротехническим заводом НКПС.

Подводя итог исследования, мы можем утверждать, что высокие показатели работы оборонных предприятий, республиканской, местной и кооперативной промышленности, транспорта и связи Казахской ССР, результативный труд работников тыла республики в годы Великой Отечественной войны стали весомым вкладом в Победу СССР над фашистской Германией.

Список источников

1. Абишев Г. А. Казахстан в Великой Отечественной войне Советского Союза (1941-1945): дис. ... д-ра ист. наук. Алма-Ата, 1959. 1 081 с.

2. Аханов А. К., Тахтамурадов Ж. К. Казахстан - арсенал фронта Великой Отечественной войны // Историческая память о Великой Отечественной войне: проблемы эволюции, формирования и восприятия: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2021. С. 440-445.

RUSSIAN JOURNAL OF ECONOMIC HISTORY Vol. 19, No. 4. 2023

345

3. Ахметов А. Плоды Великого содружества // Партийная жизнь Казахстана. 1968. № 7. С. 69-71.

4. Гаврилов А. Ю. История советской текстильной промышленности в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) // Преподавание истории в школе. 2022. № 2. С. 30-36.

5. Козыбаев М. К. Казахстан - арсенал фронта. Алма-Ата: Казахстан, 1970. 475 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рысбеков Т. З., Шинтимирова Б. Г. Организационная работа местных советов Казахстана по развитию оборонной промышленности (1941-1945 гг.) // Истоки и уроки Великой Победы: сб. науч. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 75-летию победы в Великой Отечеств. войне. Курск, 2020. С. 200-205.

7. Тюрина Е. А. Оборонная промышленность СССР в условиях эвакуации. Июнь 1941-1942 гг. // Память о прошлом. Самара, 2020. С. 10-18.

8. Усатов А. С. Ключевые факторы размещения предприятий военно-промышленного комплекса в городах Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания. М., 2020. С. 125-129.

References

1. Abishev G. A. Kazakhstan in the Great Patriotic War of the Soviet Union (1941-1945). Doc. Sci. (Hist.) Dissertation. Alma-Ata, 1959, 1 081 p. (In Russ.)

2. AkhanovA. K., Takhtamuradov, Zh. K. Kazakhstan - the arsenal of the Great Patriotic War front. In: Sbornik konferentsii Istoricheskaya pamyat o Velikoy Otechestvennoy voyne: problemy evolyutsii. formirovaniya i vospriyatiya = Conference Proceedings Historical Memory of the Great Patriotic War: Problems of Evolution, Formation and Perception, Saratov, 2021, P. 440-445. (In Russ.)

3. Akhmetov A. The fruits of the Great Commonwealth. In: Partiynaya zhizn Kazakhstana = Party life in Kazakhstan. 1968; 7: 69-71. (In Russ.)

4. Gavrilov A. Yu. History of the Soviet textile industry during the Great Patriotic War (1941-1945). In book: Teaching history in school, Moscow, 2022, P. 30-36. (In Russ.)

5. Kozybayev M. K. Kazakhstan is the arsenal of the front. Alma-Ata: Kazakhstan, 1970, 475 p. (In Russ.)

6. Rysbekov T. Z., Shintimirova, B. G. Organizational work of the local councils of Kazakhstan to develop the defense industry (1941-1945). In: Istoki i uroki Velikoy Pobedy = The origins and lessons of the Great Victory. Collection of scientific articles by participants of the All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation, dedicated to the 75th anniversary of victory in the Great Patriotic War, Kursk, 2020, P. 200-205. (In Russ.)

7. Tyurina E .A. The USSR defense industry in the conditions of evacuation. June 1941-1942. In book: The memory of the past, Samara, 2020, P. 10-18. (In Russ.)

8. Usatov A. S. Key factors in the location of military-industrial complex enterprises in the cities of the Volga region during the Great Patriotic War. In book: Socio-economic geography: Theory, methodology and teaching practice, Moscow, 2020, P. 125-129. (In Russ.)

Поступила 24.10.2023.

Сведения об авторе

Аккузинов Асет Кайролдинович - кандидат политических наук, докторант кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (Москва, Россия). ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546.

Е-mail: altinay_akku@mail.ru

Submitted 24.10.2023.

About the author

Asset K. Akkuzinov - Cand. Sci. (Political Sciences), Doctoral Student of the Department of History of War and Military Art of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow, Russia). ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5015-6546.

E-mail: altinay_akku@mail.ru

346

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 19, № 4. 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.