Научная статья на тему 'Оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Московской области за счет средств обязательного медицинского страхования в 2016 году'

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Московской области за счет средств обязательного медицинского страхования в 2016 году Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / HIGH-TECH MEDICAL AID / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE / ВИДЫ И МЕТОДЫ / TYPES AND METHODS / ТАРИФЫ / HIGH-TECH MEDICAL AID TARIFFS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Марков Д.С., Пирогов М.В., Огнева Е.Ю.

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), являющаяся частью специализированной, представляет собой воплощение современных медицинских технологий, позволяющих решить сложные и жизненно важные задачи при оказании медицинской помощи пациентам. В статье проведен анализ обеспеченности высокотехнологичной медицинской помощью жителей Московской области в рамках территориальной программы ОМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Марков Д.С., Пирогов М.В., Огнева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Нigh technology medical care to residents of the Moscow region at the expense of means of obligatory medical insurance in 2016

High-tech medical care is part of a specialized and is a combination of modern medical technology to solve complex and vital problems in providing medical care to patients. In the article the analysis of availability of high-technology medical care of residents of the Moscow region in the framework the territorial program of obligatory medical insurance

Текст научной работы на тему «Оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Московской области за счет средств обязательного медицинского страхования в 2016 году»

Д.С. Марков,

д.м.н., профессор, министр здравоохранения Московской области, ds.markov@mosreg.ru М.В. Пирогов,

д.э.н., профессор Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), профессор Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, консультант территориального фонда ОМС Московской области, pirogov.57@mail.ru Е.Ю. Огнева,

к.м.н., доцент кафедры организации здравоохранения и охраны здоровья, заместитель директора ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского по координации работы с медицинскими организациями, ogneva-e@mail.ru

ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В 2016 ГОДУ

УДК 338.26

Марков Д.С, Пирогов М.В, Огнева Е.Ю. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Московской области за счет средств обязательного медицинского страхования в 2016 году (Министерство здравоохранения Московской области, Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ), Москва, Россия)

Аннотация. Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), являющаяся частью специализированной, представляет собой воплощение современных медицинских технологий, позволяющих решить сложные и жизненно-важные задачи при оказании медицинской помощи пациентам. В статье проведен анализ обеспеченности высокотехнологичной медицинской помощью жителей Московской области в рамках территориальной программы ОМС.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, виды и методы, высокотехнологичная медицинская помощь, тарифы.

В соответствии с принятым в России Федеральным законом № 323-ф3 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»'1', высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП), являясь частью специализированной медицинской помощи, существенно отличается особенностями своей организации, контингентом пациентов, применяемыми медицинскими технологиями и высокими ресурсными (стоимостными) затратами.

В законе дано следующее определение ВМП (ст. 34): «Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение

© Д.С. Марков, М.В. Пирогов, Е.Ю. Огнева, 2017 г.

Т7Т7

№ В Менеджер

2017 здравоохранения

ь 13*

новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники».

Порядок формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (т.е. Министерством здравоохранения РФ), включает в том числе предельные сроки, по истечении которых виды высокотехнологичной медицинской помощи включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением специализированной информационной системы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федера-ции»(2) определил поэтапное изменение финансирования ВМП, заменив традиционный источник финансирования - бюджеты всех уровней (в основном - Федеральный бюджет) на средства обязательного медицинского страхования.

Изменение источника финансирования, опробованное в 2014 году, позволило выявить существенные риски для медицинских организаций, основная деятельность которых состояла исключительно из высокотехнологичной помощи. Это в первую очередь федеральные клиники и научно-исследовательские институты, финансируемые в основном из федерального бюджета. Для медицинских организаций, чья основная функция определялась специализированной медицинской помощью, финансируемой за счет территориальных программ ОМС, изменение источника финансирования дало положительный стимул к развитию ВМП, как правило, на региональном

Рис. 1. Подушевые расходы на программу государственных гарантий в различных субъектах РФ в 2017 году

уровне. Это полностью соответствовало принятой в России концепции максимального повышения доступности новых технологий для граждан России, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию.

Кроме того, уже в 2014-2015 гг. стала очевидна более высокая финансовая устойчивость системы ОМС, по сравнению с бюджетным финансированием государственных гарантий в сфере здравоохранения и равномерность распределения финансовых ресурсов в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования (рис 1).

В 13 из 15-ти представленных на рис. 1 субъектов РФ подушевые расходы на территориальную программу ОМС практически полностью соответствуют базовой программе ОМС (раздел IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2017 № 1403) и составляют порядка 9 тыс.руб. на одно застрахованное лицо, с учетом имеющихся в ряде регионов повышающих территориальных коэффициентов (компенсирующих удорожание медицинской помощи по объективным причинам - по уровню заработной платы и стоимости других ресурсов здравоохранения).

Исключением из этого общего правила являются г. Москва и Московская область, для которых более высокий уровень финансирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определяется наличием дополнительных финансовых ресурсов, выделяемых региональными бюджетами, в дополнение к средствам ОМС, получаемых непосредственно из Федерального фонда ОМС в виде ежемесячной субвенции, на базовую программу ОМС. При этом в г. Москве данная субвенция дополнена региональным трансфертом, который увеличивает объем финансирования без

существенного отклонения территориальной программы г. Москвы от федеральной ПГГ (т.н. территориальный трансферт 1-го типа). В Московской области дополнительное бюджетное финансирование передано на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС (т.н. трансферт 2-го типа).

В отличие от средств ОМС, жестко распределяемых и контролируемых Федеральным фондом и используемых строго на цели базовой программы ОМС, по содержанию, объемам и финансовым расходам, обеспечивая при этом равномерность государственных гарантий по ОМС, средства региональных бюджетов имеют гораздо больший размах отклонений. На представленном графике (рис. 1) видно, что при нормативе в 3 488,6 руб. на жителя (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов(3)) в бюджетах различных регионов это значение изменяется в очень широких пределах, от 10 401,19 руб. в г. Москве до 1 037,1 руб. в Ивановской области - т.е. более, чем в 10 раз! Принимая во внимание, что это государственные гарантии, очевидно, что обеспечить их полноценное и равнозначное оказание за столь разные деньги просто невозможно. За счет средств региональных бюджетов финансируется социально-значимые заболевания (фтизиатрия, психиатрия, наркология, ВИЧ и венерология), паллиативная помощь, помощь не застрахованным по ОМС гражданам, лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, санитарная авиация и инвестиционные расходы свыше 100 тыс.руб.

Начиная с 2015 года, средства ОМС направлялись на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи по двум каналам:

- за счет субвенции Федерального фонда ОМС в бюджеты Территориальных фондов

№ В

2017

Менеджер

здравоохранения

ОМС для финансирования видов и методов ВМП по разделу I;

- за счет субсидий, дотаций и межбюджетных трансфертов Федерального фонда ОМС бюджетам различных уровней (федеральному и региональным) для финансирования видов и методов ВМП по разделу II.

В 2016 году раздел I (первый) содержал 38 групп видов высокотехнологичной медицинской помощи, которые распределяются между медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими лицензию на оказание ВМП и подавшими заявку на участие в реализации территориальной программы ОМС в установленные сроки. Объемы высокотехнологичной медицинской помощи формируются в субъекте Российской Федерации, исходя из норматива объемов ВМП, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В отличие от специализированной медицинской помощи тариф ОМС на ВМП (1 раздел) определяется Постановлением Правительства РФ об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год в рублях.

Оплату ВМП раздела I осуществляют страховые медицинские организации или территориальные фонды ОМС при оказании данной помощи за пределами субъекта страхования (например: высокотехнологичная медицинская помощь оказана жителю, застрахованному в Тверской области, в медицинской организации г. Москвы, имеющей лицензию на оказание соответствующего вида и метода ВМП -оплачивать будет ТФОМС Тверской области ТФОМСу г. Москвы, а ТФОМС г. Москвы -медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий г. Москвы).

В 2016 году раздел II (второй) содержал 64 группы ВМП, в рамках которых высокотехнологичную медицинскую помощь получают все граждане России независимо от своей

принадлежности к системе ОМС, в пределах квот, определяемых Министерством здравоохранения РФ. Т.е. для оказания ВМП из раздела II необходимо кроме лицензии получить согласованные в установленном порядке объемы на оказание конкретного вида ВМП.

Происходит постепенный перевод отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС (из раздела II в раздел I; например, в 2017 году).

В нормативах базовой программы ОМС объем помощи по ВМП не разделен на раздел I и раздел II, а представлен одним значением. На уровне каждого субъекта РФ формируется свое (региональное) соотношение объемов ВМП, входящих в данные разделы, в связи с неравномерным распределением медицинских организаций, оказывающих ВМП (как I раздела, так и II), по субъектам РФ; при этом степень неравномерности распределения по II разделу значительно выше, чем по I разделу.

Для Московской области в 2016 году, нормативное значение по двум разделам ВМП составляет 35 839 госпитализаций в год на 7 614,9 застрахованных в Московской области лиц (далее - ЗЛ МО), что в среднем требует наличия 1 055 коек, лицензированных для оказания ВМП.

В рамках данной статьи проводится анализ ВМП, полученной ЗЛ МО в 2016 году, в медицинских организациях, участвующих в территориальной программе ОМС Московской области, а также высокотехнологичная медицинская помощь, полученная ЗЛ МО в медицинских организациях, выполняющих территориальные программы ОМС других регионов России (далее - МТР). Кроме того, нами проведен анализ ВМП, которая оказывалась ЗЛ других субъектов РФ в медицинских организациях, участвующих в территориальной программе ОМС Московской области. Период анализа - 2016 год.

В рамках проводимого анализа рассмотрены следующие пациентопотоки по 1 разделу ВМП (рис. 2):

Рис. 2. Пациентопотоки по ВМП (раздел I) в 2016 году

- получение ВМП в государственных медицинских организациях Московской области, в том числе расположенных на территории муниципальных образований, объединенных в территориальные медицинские управления (далее - Управления), ЗЛ Московской области (потоки 1а и 1б);

- получение застрахованными лицами высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных, ведомственных и частных медицинских организациях, поток 1в;

- получение ВМП ЗЛ Московской области в медицинских организациях других субъектов РФ (т.е. «МТР уходящий поток»);

Рис. 3. Компьютерная аналитическая программа территориального планирования (TPPv.04); разработчик - д.э.н., профессор Пирогов М.В.

№ В Менеджер

2017 адравоохрвнвщ/т

- получение ВМП помощи ЗЛ других субъектов РФ в медицинских организациях, выполняющих территориальную программу ОМС Московской области (т.е. «МТР входящий поток»).

Анализ пациентопотоков проводился с использованием компьютерной программы (рис. 3), позволяющей сопоставить нормативные и фактические значения медицинской помощи, место её получения и место проживания пациента, оценить нозологическую и технологическую структуру оказанной медицинской помощи, вклад каждой медицинской организации в оказание ВМП по I (первому) разделу.

Далее по тексту статьи в рамках проводимого анализа представлены скриншоты вышеназванной аналитической программы.

За 2016 год ЗЛ МО медицинская помощь предоставлялась по территориальной программе ОМС как в медицинских организациях, реализующих территориальную программу ОМС Московской области, так и за пределами Московской области, в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации по всем видам помощи и условиям оказания, соответствующим базовой программе ОМС. На рис. 4 представлена стоимость медицинской помощи, оплаченной за счет средств обязательного медицинского страхования в 2016 году, в рамках территориальной программы ОМС Московской области.

Всего медицинской помощи оказано на 78 932 млн. руб., в том числе по ВМП на сумму 3 156 млн. руб., что составляет 4% общих расходов в 2016 году. При этом 83,65% всех затрат на ВМП приходится на медицинские организации, выполняющие территориальную программу ОМС Московской области и 16,35% на медицинские организации других субъектов РФ («МТР уходящий поток»). Такая доля межтерриториальных расчетов самая высокая по видам помощи и условиям оказания, по специализированной помощи без ВМП доля «МТР уходящий поток» составляет 13,85% (10 494 млн. руб.).

Следует отметить, что суммы на оплату ВМП ЗЛ других субъектов РФ в медицинских организациях Московской области существенно меньше и составляют 154 млн.руб. (2,1% всей медицинской помощи «МТР входящий поток») (рис. 5).

Следовательно, приток пациентов из других субъектов РФ в медицинские организации Московской области по ВМП существенно ниже, чем уход ЗЛ Московской области на лечение в другие субъекты РФ, что объясняется близостью федеральных медицинских центров, расположенных на территории г. Москвы.

Всего за 2016 год проведено 21 396 госпитализаций по I разделу ВМП (в том числе для ЗЛ из других субъектов РФ), при этом

Рис. 4. Стоимость территориальной программы ОМС за 2016 год по видам помощи (условиям оказания) ЗЛ Московской области

Стоимость оказанной а ЛПУ медицинской помощи

по выставленным счетам за иногородних .'^у1

Условия оказания млн.руб. %

1 Стационар, кроме ВМП 4889 65,4%

21дневной стационар 317 4,2%

• Амбулатория 1479 19,8%

4 Скорая 638 8,5%

ВМП 154 2,1%

ИТОГО: 7 47б,9|

Рис. 5. Медицинская помощь, оказанная ЗЛ других субъектов РФ («МТР - входящий поток»)

20 457 госпитализаций проведено ЗЛ Московской области в медицинских организациях, выполняющих территориальную программу ОМС, что составляет 67,9% норматива

ВМП (по I и II разделам) на ЗЛ Московской области.

Средняя длительность госпитализации составляет 7,7 дня, а средняя стоимость 1-ой госпитализации составляет 130,6 тыс.руб.

Функционал компьютерной программы позволяет проводить анализ средней длительности; можно проводить по видам и методам ВМП, медицинским профилям, с учетом возраста пациентов, а также по форме оказания (плановая или экстренная помощь).

В таблице 1 представлены десять самых частых видов (методов) ВМП, оказываемых ЗЛ в медицинских организациях, в рамках базовой программы ОМС. По этим методам лечения получили помощь 50% всех пациентов. Два метода ВМП (Коронарная реваску-ляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца «баллонная

Таблица 1

Десять самых объемных видов ВМП

Профиль ВндВМП Метод

Наименование метода ВМП

Диагнозы метода Случ.

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ 16.0033.005 428 кмллантацннэцдопрогтезэ суета га 372.1;МВ4.1 2 610

СЕРДЕЧНОСОСУДИСТАЯ ХИРУРГИИ 14.00.25.001 495 баллонная вэзодилатацкя с уста ноской етентэ с сосуд (сосуды) 120.0:121:121.2:121.3:12 1.9:122 2 026

СЕРДЕЧНОСОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ 14.00.26.001 493 плллпимля еатодилэтацнп с установкой оета в сосуд (сосуды) 120.0;121.4;Щ.9;12г 1 335

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ 11.00.20.001 379 мкх ро кн ваз кв н ал к и рургил шл0БЗ к Внв л3 Н25.0;Н2Е.1:Н2£.2;Н2 0.3: Н2 6,4: Н40.1 :Н 40.2; Н«.Э;Н«.4гН4й5:Н4 1243

СЕРДЕЧНОСОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ 14.00.27.002 500 к| *пл я нта Ц" я ч а стотн о-а да гиги роаан кого однокамерного кзрдиостлнулягторэ 144.1;(44.2;145.2;145.3;1 47.2;147.9;14е;|49,0;149 799

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ 03.00.4.001 38 п оп и ко V п о н г-м ,л □ л те ра п к и миотё ра п е ьтич е ск и м кп; генно-инжекернкуи биологическими лекарственными препарата ми под контролем К50;К51;К90.0 760

ГЕМАТОЛОГИЯ 09.00.17.005 356 ком пл екс нэ а те р а пи а та р гетн ими л сх а р?п!с нн ыми препаратами ихиммопрепаратамис подаержкои ростоезм^факторэми... С&1;СЙ2-СЙЗ;СЁЧ;СВ6;С 3 Б; СВ7;С38;С89; С90;С9 1.0:091,5;С91.Б;091,7; 536

РЕВМАТОЛОГИЯ 13.00.24.001 406 пол нкомпон е кти а п иммун и .'¿.о ду л ирушЦИ и те ра пн я с ПpHJJ.fiНк[1 еи грННП-ЦНМй НРрНЫ V п-лпг.огичеси V.к лекарственных препаратов... М05.0;Мй£.1;М05.2;М 05.В;М05.3:М05.0;Ше .1;М06.4;М06.а;М0Я;М 525

ТРАВМАТОЛОГИЯ и ортопедия 16.00.31,001 416 восстановление формы и функции межпозвонкового днСкЭ пуг^м пункцхрнкрй дек^мпреССнвнфи нуклеоплвсткки с обязательной хнтраоперэционкой М42;М43:М45;М4Б:М4 В;М50;М51;М53;МЭг: МЭЗ;М95;076.2 446

онкология 09.00.17.005 356 ком пл екс на в те р а пи а та р гего ыми л ек а ретве н н ыми прапэрэтзми нхимивпрапара^ми е пвддержквй ростовым»факторами ... С81 ;С8 2; С83;Св4;С85;С 36;С37;СаЗ;С69;С90;га 1.0;СЭ1.5;С91.6;С91,7; 439

№ В Менеджер

2017 адравоохрвнвщ/т

вазодилатация с установкой стента в сосуд (сосуды)» и Коронарная реваскуляриза-ция миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишеми-ческой болезни сердца «баллонная вазодилатация с установкой стента в сосуд (сосуды)») оказывались в экстренных и неотложных ситуациях, что составляет 15,7% от всей оказанной ВМП.

За 2016 год ВМП оказана по 28 профилям медицинской помощи. Суммарное число пациентов по пяти первым профилям составило 15 578 (73% всех случаев в 2016 году и 74% всех финансовых ресурсов).

Минимальная средняя длительность госпитализации зафиксирована по профилю сердечно-сосудистой хирургии и офтальмологии - 3,8 дня, максимальная - в абдоми-

Таблица 2

ВМП по профилям медицинской помощи

Профиль Случай Койко-дни Ср. длит. Тыс. руб. % Сл. % т. руб.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ 4 727 17 989 3,8 817 679,74 22,09% 29,27%

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ 4 215 32 933 7,8 545 369,99 19,70% 19,52%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОНКОЛОГИЯ 3 305 35 278 10,7 374 999,20 15,45% 13,42%

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ 2 315 8 743 3,8 146 463,85 10,82% 5,24%

КАРДИОЛОГИЯ 1 025 6 898 6,7 180 280,62 4,79% 6,45%

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ 772 3 555 4,6 91 505,77 3,61% 3,28%

ОТОЛАРИНГОЛОГИЯ 695 8 201 11,8 54 346,48 3,25% 1,95%

ГЕМАТОЛОГИЯ 644 7 479 11,6 78 505,16 3,01% 2,81%

РЕВМАТОЛОГИЯ 623 3 855 6,2 72 116,69 2,91% 2,58%

НЕЙРОХИРУРГИЯ 499 8 111 16,3 73 220,94 2,33% 2,62%

АКУШЕРСТВО-ГИНЕКОЛОГИЯ 433 3 445 8,0 48 583,09 2,02% 1,74%

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ (ДЕРМАТОЛОГИЯ) 425 6 654 15,7 37 872,09 1,99% 1,36%

УРОЛОГИЯ 376 5 328 14,2 32 234,39 1,76% 1,15%

НЕОНАТОЛОГИЯ 331 4 555 13,8 93 568,84 1,55% 3,35%

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ 265 2 180 8,2 44 229,56 1,24% 1,58%

ПЕДИАТРИЯ 161 1498 9,3 25 813,32 0,75% 0,92%

ХИРУРГИЯ 140 1 721 12,3 19 908,64 0,65% 0,71%

ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ 111 1415 12,7 12 078,58 0,52% 0,43%

КОЛОПРОКТОЛОГИЯ 105 1561 14,9 15 685,18 0,49% 0,56%

ДЕТСКАЯ УРОЛОГИЯ-АНДРОЛОГИЯ 53 583 11,0 4 456,56 0,25% 0,16%

ХИРУРГИЯ (АБДОМИНАЛЬНАЯ) 47 908 19,3 6 813,65 0,22% 0,24%

ТОРАКАЛЬНАЯ ХИРУРГИЯ 38 546 14,4 4 945,62 0,18% 0,18%

ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ 32 581 18,2 4 315,37 0,15% 0,15%

НЕФРОЛОГИЯ 18 290 16,1 2 707,05 0,08% 0,10%

ДЕТСКАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ 15 166 11,1 2 503,56 0,07% 0,09%

ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ 13 292 22,5 1 527,73 0,06% 0,05%

ТЕРАПИЯ 10 152 15,2 1 623,46 0,05% 0,06%

НЕВРОЛОГИЯ 3 25 8,3 478,04 0,01% 0,02%

ИТОГО 21 396 164942 7,7 2 793 833,14

750000 700000 650000 600000 550000 500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

573219

5877

385804

335158

299119

Взрослые

11 Дети

46

440677

Ё----- 453897

Г 36254, 36

3°5970

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

>£•' I?"'

«/ ^ «/ У ^ ^ ^ ^ ^

^ ^ ^ ^ у у у у у у

Рис. 6. Численность застрахованных лиц на территории управлений

нальной хирургии - 19,3 дня и в детской онкологии - 22,5 дня.

Задачи анализа и планирования медицинской помощи в рамках программы ОМС решаются территориальными управлениями Минздрава области. Данные управления, находясь в непосредственном подчинении Минздрава, координируют медицинскую деятельность медицинских организаций расположенных на территории округа (на рис. 3 границы 15 управлений выделены и все округа пронумерованы).

Численность застрахованных лиц в округах варьируется от 287 в 15 управлении до 737,6 тыс. в 5 управлении (рис. 6).

ВМП, оказанная ЗЛ МО, проживающим на территории управления, существенно отличается как по объему, так и видам и методам лечения, что обусловлено спецификой организации ВМП в регионе.

ВМП оказывается в государственных медицинских организациях Московской области, в федеральных и ведомственных учреждениях, а также в негосударственных медицинских организациях.

В таблице 3 представлены девять медицинских организаций (из 47-ми) различной ведомственной принадлежности, оказавших

наибольший объем помощи по ВМП. В этих медицинских организациях оказано свыше 70% всей ВМП. Безусловным лидером является ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, оказывающий ВМП в 22 профильных отделениях. В МОНИКИ оказано 19,19% всей высокотехнологичной помощи в Московской области на сумму 489,1 млн. руб. Средняя длительность лечения составила 11,3 дня. Три следующих по объему ВМП медицинских организации относятся к федеральным государственным учреждениям здравоохранения, выполняющих территориальную программу ОМС Московской области. Их общий вклад в оказание ВМП составил 34% на сумму 834,3 млн. руб.

Пятое и седьмое места занимают две больницы, расположенные на территории пятого и десятого округов соответственно. Это Мытищинская городская клиническая больница (5-й округ) и Красногорская городская больница № 1 (9-й медицинских округ). Их общий вклад в ВМП Московской области составил 6,7% всех случаев лечения.

Последним в рейтинге лидеров по ВМП является представитель частного здравоохранения ЗАО «Группа компаний «МЕДСИ», на базе которой выполнено 590 случаев лечения (2,76%) на сумму 79,6 млн. руб.

№ В Менеджер

2017 здравоохранения

Таблица 3

Объем и стоимость по девяти ведущим медицинским организациям

За 2016 год медицинскую помощь по ВМП в Московской области получили 939 пациентов, застрахованных в других субъектах РФ, что составило 4,39% от всех случаев по ВМП, на сумму 154,2 млн.руб., оплаченных территориальными фондами ОМС этих регионов.

Уровень потребления ВМП (по 1 разделу) на одного жителя Московской области составляет 0,0027 госпитализаций (т.е. 45% общего федерального норматива). Подушевое обеспечение застрахованные лиц, проживающих на территории различных управлений Московской области, существенно отличается от среднеобластного показателя (рис. 7).

Максимальный уровень отклонения наблюдается для управлений № 2 (4) и № 7 (9) и отличается в 2,2 раза. Значения, близкие к среднеобластному (в диапазоне +15%), достигнуты в 5 управлениях из 15.

Очевидно, что большое различие подушевого потребления ВМП, вызванное различны-

ми причинами, снижает доступность населения в получении необходимых видов и методов лечения, получить которые в лечебных учреждениях, оказывающих только специализированную помощь практически невозможно. Кроме того, оказание ВМП предполагает значительные финансовые и ресурсные затраты.

Результаты проведенного анализа оказанной высокотехнологичной медицинской помощи позволили выявить существенные диспропорции, связанные в том числе с местом жительства застрахованных лиц.

Построение объективной модели оказания ВМП в Московской области невозможно без выявления причин возникновения существенных отклонений для большей части управлений.

Углубленный анализ ВМП в разрезе заболеваний, методов лечения, моделей пациентов, а также оценка объективности зоны обслуживания для каждой медицинской организации позволяет определить объективные

Рис. 7. Различия в уровне ВМП на территории управлений МЗ МО

(связанные с повышенной заболеваемостью возникших диспропорций и организовать и т. п.) и субъективные (связанные с орга- равную доступность к высоким технологиям низацией оказания помощи и т. п.) причины для всех жителей региона.

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 г. №1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.

UDC 338.26

Markov D.S., Pirogov M. V., Ogneva E.Y. Нigh technology medical care to residents of the Moscow region at the expense of means of obligatory medical insurance in 2016 (Ministry of health Moscow region, Moscow regional research clinical Institute named after MF Vladimir (MONICI), Moscow, Russia)

Abstract. High-tech medical care is part of a specialized and is a combination of modern medical technology to solve complex and vital problems in providing medical care to patients. In the article the analysis of availability of high-technology medical care of residents of the Moscow region in the framework the territorial program of obligatory medical insurance

Keywords: high-tech medical aid, obligatory medical insurance, types and methods, high-tech medical aid tariffs.

№ 8

2017

Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.