Научная статья на тему 'Оказание услуг на основе высокотехнологичного сервиса'

Оказание услуг на основе высокотехнологичного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ УСЛУГИ / ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / СТАНДАРТ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР / РАЗВИТИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / PERFORMANCE OF SERVICES / CUSTOMER SERVICE / STANDARD / HIGH-TECH SECTOR / THE DEVELOPMENT OF NEW TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романеева Елена Владимировна

При формировании конкурентного рынка сервисных услуг важно понять специфику и многообразие форм внедрения новых технологий в деятельности предприятий сервиса. В условиях конкуренции, сравнительно невысокого качества автомобилей российских брендов, проблем со снабжением запасными частями организация системы сервисного обслуживания – практически единственный путь постепенного роста сбыта продукции производителя. Проблемы сервисного обслуживания на предприятиях автосервиса решаются на различных уровнях вне сервисного предприятия и на сервисном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENDERING OF SERVICES BASED ON HIGH-TECH SERVICE

In the formation of a competitive service market, it is important to understand the specifics of the variety of forms of new technologies in the service of enterprises. In a competitive environment, relatively low-quality Russian brands of cars, problems with the supply of spare parts business service system virtually the only way to a gradual rise in sales producer. Problems of service enterprises Car solved at different levels is a service enterprise and service enterprise.

Текст научной работы на тему «Оказание услуг на основе высокотехнологичного сервиса»

УН. Прокофьева

ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ...

отрицательную связь с оплатой транспортных расходов, оплатой мобильного телефона, абонементы в спортивные учреждения и организацией труда. Можно сделать вывод, что социальный обеспеченье оказывает влияние на трудовую мотивацию, что способствует улучшению психологического климата в коллективе. Однако чем больше стаж и возраст, тем лучше сотрудничество и успешность сотрудников, стиль вышестоящего руководства и более значимее скидки на приобретение продукции компании.

В рамках изучения взаимосвязи трудовой мотивации с психологическим климатом в коллективе в сфере малого торгового бизнеса были сделаны выводы:

1. Для сотрудников организации с полным социальным обеспечением ведущим фактором трудовой мотивации является «безопасность и защищенность», «премия от прибыли компании в конце года», «психологический климат в коллективе», «уровень профессионализма руководителей».

2. Для сотрудников организации с неполным социальным обеспечением ведущим фактором трудовой мотивации является «удобный график работы».

3. Психологический климат сотрудников с полным социальным обеспечением более благоприятный, чем в организациях с неполным социальным обеспечением.

4. Корреляционный анализ данных позволил сделать вывод о том, что в организации с полным социальным обеспечением взаимосвязь факторов трудовой мотивации с психологическим климатом в коллективе осуществляется напрямую через «заработную плату» и «медицинскую страховку».

5. В организациях с неполным социальным обеспечением взаимосвязь факторов трудовой мотивации с психологическим климатом в коллективе осуществляется

через «благоприятную атмосферу в коллективе».

Исходя из всей проделанной работы, можно сделать вывод, что условия организации труда взаимосвязаны с трудовой мотивацией сотрудников и определяют характер психологического климата в коллективе.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться в область психологии труда и управления, а так же на предприятии с целью улучшения эффективности рабочего процесса и психологического климата в коллективе.

В последнее время все большую популярность приобретает тенденция к использованию системы, при которой сотрудник сам может выбрать из нескольких вариантов нематериального вознаграждения то, что для него в данный момент особенно актуально.

Перспектива данного исследования возможна на большей выборке людей, а так же в различных (малых и крупных) предприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генкин Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) М.: Инфра-м, 2011. 352 с.

2. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. М.: МГУ, 2001. 414 с.

3. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии / Под ред. Е.В. 27 Шороховой и О.И. Зотовой. М.: 1979. С. 32-44.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Евразия, 1999. 99 с.

5. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персо-

© 2013

нала. М.: Гросс Медиа, 2005. 224 с. WORK MOTIVATION AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE TEAM

IN TRADE BUSINESS

U.N. Prokofieva, assistant of the chair «Psychology of work and business psychology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: At the present stage of development of domestic business conditions are created to enhance the performance of employees. For this guide organizations are constantly improving the system of motivation of staff, creating a favorable climate in the team.

Keywords: work motivation, psychological climate in the team.

УДК 658

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕРВИСА

© 2013

Е.В. Романеева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация

и коммерческая деятельность» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: При формировании конкурентного рынка сервисных услуг важно понять специфику и многообразие форм внедрения новых технологий в деятельности предприятий сервиса. В условиях конкуренции, сравнительно невысокого качества автомобилей российских брендов, проблем со снабжением запасными частями организация системы сервисного обслуживания - практически единственный путь постепенного роста сбыта продукции производителя. Проблемы сервисного обслуживания на предприятиях автосервиса решаются на различных уровнях - вне сервисного предприятия и на сервисном предприятии.

Ключевые слова: исполнение услуги, обслуживание потребителей, стандарт, высокотехнологичный сектор, развитие новых технологий.

В ходе рыночных преобразований отечественная сфера услуг сформировалась как масштабный и достаточно устойчивый сектор отечественной экономики, что проявилось в процессе преодоления последствий финансового кризиса. Сектор сферы услуг, в значительной части формируют мобильные малые предприятия. В то же время, применяемые в сфере услуг приемы и методы обслуживания преимущественно воспроизводят традиционные процессы обслуживания, используя сложившиеся технологии. Несмотря на то, что процессы инноваций и развития новых технологий теоретически часто связывают с деятельностью малых предприятий, прак-

тически они не рассматриваются как область внедрения передовых технологий. При формировании конкурентного рынка сервисных услуг важно понять специфику и многообразие форм внедрения новых технологий в деятельности предприятий сервиса. Наибольший интерес с позиции внедрения новых технологий представляют собой услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, которые согласно классификатору услуг относятся к бытовым услугам.

Основу деятельности любого предприятия сферы услуг составляет процесс оказания услуги, который должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить

прибыльную работу предприятия. Каждому виду услуг присущи свои особенности производства и потребления. Это касается используемых материалов, применяемого оборудования, уровня технологии, что и определяет в конечном итоге отраслевой аспект.

Качество бытовых услуг следует рассматривать в совокупности как технико-экономическую категорию, формируемую под воздействием ряда факторов: квалификации персонала, уровня организации труда, состояния материально - технической базы и др.

Оказывая услугу, работникам предприятий сферы услуг приходится выполнять две взаимосвязанные функции по исполнению услуг и обслуживанию потребителей. Повышение эффективности выполнения работ предусматривает оптимальное использование имеющихся ресурсов и достигается на основе развития концентрации и специализации производства, внутрисистемного кооперирования, внедрения новой техники и технологии, прогрессивной организации производства и труда. Совместное действие по двум направлениям и необходимость нахождения в каждом конкретном случае рационального варианта сочетания различных сторон хозяйственной деятельности вызывают особые трудности в организации деятельности предприятий.

В наиболее общем виде это сводится к нахождению некоторой равнодействующей факторов исполнения услуг и обслуживания потребителей, при которой оптимально сочетаются интересы потребителей и предприятия.

Улучшение обслуживания традиционно предполагает комплексность обслуживания путем увеличения объемов и расширения видов услуг (например, введение услуги по комплексной диагностике автомобиля), сокращение времени на получение услуг за счет рационального размещения предпрития (обеспечение «шаговой» доступности предприятий), а также за счет информатизации процесса приема, сопровождения и выдачи услуги, введения оптимальных режимов работы, внедрения прогрессивных форм обслуживания (например, самообслуживание в автосервисе), повышение культуры обслуживания.

С развитием информационного общества и повсеместным обострением конкуренции задачи управления предприятием требуют применения информационных и телекоммуникационных технологий, поскольку потребность в информации и средствах ее обработки постоянно увеличивается, как и сами объемы данных: производственные, экономические, нормативные, а также данные, отражающие мнение потребителей. Уже сейчас некоторые предприятия повышают уровень доверия потребителей, с помощью информационных технологий делают услугу «прозрачной» - предлагают клиентам информационное табло графика ремонта автомобиля, электронную книгу жалоб, наблюдение за процессом ремонта в мастерской через монитор и др.

Что касается подхода к оценке качества услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, то его можно назвать «техническим», поскольку требования стандартов «замкнуты» на техническом обслуживании изделий и не содержат требований к уровню обслуживания потребителей. Исходя из этого, можно сделать вывод о недостаточном управлении процессом оказания услуг и регулировании качества в сфере сервиса, о необходимости выработки современных четких критериев его оценки.

Понятия «качество обслуживания», «качество исполнения услуги» в значительной степени отличаются от понятия «качество продукции» в промышленности. Однако, качество услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств во многом определяется уровнем инноваций производственных процессов на предприятии - производителе и их восприимчивостью предприятиями по обслуживанию техники.

Автосервис на современном этапе - высокотехно-

логичный сервис. Отличительными особенностями его должны стать: наличие определенного набора оборудования, метрологической базы, своего инструментария, применения высокого уровня технологий ремонта, наличие высококвалифицированных работников.

Развитие отечественной сферы услуг на основе добровольной интеграции предприятий сервиса, либо предприятий сервиса с производителями позволит сконцентрировать высокотехнологичный капитал в виде создания отраслевых центров обслуживания, использующих передовые приемы и методы оказания услуг.

Основными характеристиками высокотехнологичного производства являются:

- производство, которое позволяет предприятию в условиях конкуренции выпускать продукцию или оказывать услуги, пользующиеся спросом у потребителей;

- производство, в продукте которого воплощена передовая конструкторская идея, предполагающая возможность его дальнейшей модернизации и совершенствования;

- производство, при котором продукция производится с применением передовых технологий с использованием высокопроизводительной новой техники;

- при таком производстве строго соблюдаются требования охраны труда и сохранения здоровья работников, а также высокая культура производства;

- выпущенная предприятием продукция, не должна наносить вреда окружающей среде и при ее использовании и при ее вторичной переработке после окончания срока эксплуатации.

Условия, предъявляемые к высокотехнологическому производству, весьма жесткие. Факторы, влияющие на создание высокотехнологического производства: структура производства, организация технической подготовки производства, стратегическое и оперативное планирование производства, методы управления производством и информационное обеспечение, методы разработки и принятия управленческих решений.

В условиях конкуренции, сравнительно невысокого качества автомобилей российских брендов, проблем со снабжением запасными частями организация системы сервисного обслуживания - практически единственный путь постепенного роста сбыта продукции производителя. Проблемы сервисного обслуживания на предприятиях автосервиса решаются на различных уровнях.

1-ый уровень - вне сервисного предприятия.

Сервисное обслуживание для предприятия - производителя - это в первую очередь сопутствующие услуги. Их оказанием для производителя связано с необходимостью решить ряд проблем:

Определение круга услуг, связанных с выпускаемым товаром.

Разработка программы удовлетворения потребителей при получении необходимых услуг высокого качества. От этого будут зависеть результаты удовлетворенности от покупки сложного технического изделия.

Проект организации сервисного обслуживания еще до начала проектирования новых автомобилей, анализируя опыт обслуживания предыдущих моделей.

Проектирование передачи и использования на СТО передовых технологий.

Обучение персонала в системе послепродажного обслуживания, причем как в части производства услуги, так и обслуживания потребителей.

Разработка системы поставки запасных частей и комплектующих, по системе «точно в срок» без запасов.

2-ой уровень - на сервисном предприятии.

Стремление высокотехнологичных сервисных компаний работать максимально эффективно побуждает их организовывать свою работу следующим образом:

Участие в «доработке» изделия путем разработки предложений предприятию - производителю.

Использование современных инновационных средств диагностики технически сложного изделия.

Предложение «пакета» дополнительных услуг, повышающих уровень обслуживания.

Отработка технологии обслуживания, соблюдение сервисных стандартов, стандартов предприятия - производителя.

Осуществление «обратной» связи с потребителем, выявление потребностей, перевод их в количественные показатели.

Ориентация на удовлетворение клиента.

Повышение квалификации персонала предприятия.

Рациональная структура предприятия.

Разработка стандартов обслуживания.

Следует иметь ввиду, что низкое качество работ на предприятиях автосервиса, их нерациональное размещение, отставание предложения от спроса на услуги автосервиса, отсутствие запасных частей и т.д. приводят в конечном итоге к потерям доходов клиентуры, которые

превышают доходы самого автосервиса. Парк автомобилей увеличивается более высокими темпами, чем развивается автосервис в стране, что приводит к экономическим и социальным потерям. Поэтому автосервису нужно уделять большее внимание, в том числе в научном обеспечении его дальнейшего развития. Нужны кадры специалистов для работы в системе автосервисных услуг: менеджеры, маркетологи и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Луганцев, А.М. Содержание и направления формирования высокотехнологичного капитала предприятий сервиса как основы их модернизации [Текст] / А.М. Луганцев // Управление экономическими системами (УЭкС). - 2011 .- №9

2. Баева, О.Н. Сфера услуг. Менеджмент / О.Н. Баева, Л.А. Казарина, Т.А.Туренко. - М.: КНОРУС. - 2008. - 416 с.

© 2013

RENDERING OF SERVICES BASED ON HIGH-TECH SERVICE

E.V. Romaneeva, candidate of economic sciences, associate professor of the department «Economics, organization and commercial activity»

Volga State University of Service, Togliatti (Russia)

Annotation: In the formation of a competitive service market, it is important to understand the specifics of the variety of forms of new technologies in the service of enterprises . In a competitive environment , relatively low-quality Russian brands of cars , problems with the supply of spare parts business service system - virtually the only way to a gradual rise in sales producer. Problems of service enterprises Car solved at different levels - is a service enterprise and service enterprise.

Keywords: performance of services, customer service , standard, high-tech sector, the development of new technologies.

УДК 371.4

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ

© 2013

М.В. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и языкознания

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Один из наиболее эффективных способов организованного целенаправленного влияния среды на детей - обучение и воспитание через особую организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование и воспитание - понятие воспитательное пространство.

Ключевые слова: воспитательное пространство, образование, воспитание, организация окружения.

Тема взаимодействия воспитательного процесса с Трем аспектам бытия соответствуют три ведущих окружающей средой относится к «вечной» в педагогике. воспитательных пространства: социальное (мир значе-

В нашей стране в разные исторические эпохи она решалась по-разному. Например, в 20-е годы отечественные ученые Шульгин и Крупенина предложили заменить традиционное школьное образование (теория «отмирания школ») на погружение ребенка в среду. Дети должны были обучаться и воспитываться на фабриках, заводах, в сельских угодьях.

Но никогда, кажется, эта проблема не звучала так остро, как это происходит сегодня. Никогда еще педагоги не оказывались в такой ситуации, когда среда буквально сводит на нет их усилия по воспитанию. Что же делать? Нашим ответом на поставленный вопрос является создание воспитательного пространства семьи и школы.

Воспитательное пространство как феномен педагогической действительности и как педагогическая категория «оформляется» практически одновременно.

Понятие воспитательного пространства рассматривалось разными учёными с разных методологических позиций. В частности, Н. М. Борытко в работе «Воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления человека» рассматривает воспитание в трех аспектах: как социальное явление, процесс и деятельность, отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное бытие — выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения, формирование личности; индивидуальное бытие — развитие индивидуальности, самобытие; сопричастное бытие вместе со значимыми Другими — диалогическое взаимодействие, становление субъектом культурного процесса, событие.

ний), индивидуальное (мир смыслов) и пространство взаимодействия или пространство культуры (мир ценностей).

При этом под социокультурным воспитательным пространством он понимает специально организованную педагогическую среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления человека.

Воспитательное пространство - это не просто среда, в которой находится ребенок, а среда, специально организованная, спроектированная. Интересно, что это понятие может быть рассмотрено с различных позиций: как педагогически организованная среда, как цепь педагогических событий. Возможность различных определений говорит о многозначности понятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения совокупности территориальных и средовых условий, в которых разворачивается педагогический процесс в образовательном учреждении, с которыми вступают во взаимодействие его участники, педагогической наукой предлагается ввести понятие «воспитательного пространства».

Новые задачи школы, многообразие учебных заведений, учебных программ, учебников, социокультурные процессы, связанные с гуманизацией, гуманитаризацией, развертыванием информационного пространства, являются также факторами, которые надо учитывать при выборе путей организации такого пространства. При этом думается, что воспитательное пространство семьи и школы не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно априори должно быть избыточным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.