Научная статья на тему 'Пути снижения издержек предприятий автомобильного сервиса'

Пути снижения издержек предприятий автомобильного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1605
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС / ОТТОК КЛИЕНТОВ / СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ / AUTOMOBILE SERVICE / OUTFLOW OF CLIENTS / PRIME COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов А. Г., Анастасов М. С.

В статье дается классификация предприятий автомобильного сервиса. Сформированы группы сервисных организаций. Произведен анализ причин отказа от услуг предприятий фирменного автомобильного сервиса. Приведены результаты сравнительного анализа стоимости запасных частей между фирменными и независимыми предприятиями автомобильного сервиса. Рассмотрены методы снижения себестоимости услуг автомобильного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSTS REDUCING WAYS OF THE AUTOMOBILE SERVICE ENTERPRISES

In this article given classification of the enterprises of automobile service. Created groups of the service organizations. Made the analysis of causes offailure from services of the enterprises offirm automobile service. Given results of the comparative analysis of cost of spare parts between the firm and independent enterprises of automobile service. Methods of costs reducing of the prime costs on the automobile service are considered.

Текст научной работы на тему «Пути снижения издержек предприятий автомобильного сервиса»

УДК 629.3.083.4:338.242

ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА

Сулейманов А.Г., аспирант кафедры Экономика автомобильного транспорта, МАДИ, тел.: +7(926) 630 56 54, e-mail: artur.suleymanov.89@inbox.ru; eat@madi.ru Анастасов М.С., к.э.н., доцент, МАДИ, тел.: +7 (499) 155-03-02, e-mail: аnastasov-m@mail.ru

В статье дается классификация предприятий автомобильного сервиса. Сформированы группы сервисных организаций. Произведен анализ причин отказа от услуг предприятий фирменного автомобильного сервиса. Приведены результаты сравнительного анализа стоимости запасных частей между фирменными и независимыми предприятиями автомобильного сервиса. Рассмотрены методы снижения себестоимости услуг автомобильного сервиса.

Ключевые слова: автомобильный сервис, отток клиентов, себестоимость услуг.

COSTS REDUCING WAYS OF THE AUTOMOBILE SERVICE ENTERPRISES

Suleymanov A., the post-graduate student, Economics of Road Transport chair, MADI Anastasov M., Ph.D., assistant professor, MADI

In this article given classification of the enterprises of automobile service. Created groups of the service organizations. Made the analysis of causes of failure from services of the enterprises offirm automobile service. Given results of the comparative analysis of cost of spare parts between the firm and independent enterprises of automobile service. Methods of costs reducing of the prime costs on the automobile service are considered.

Keywords: automobile service, outflow of clients, prime costs.

Введение.

В течение последнего десятилетия в Российской Федерации происходит активное насыщение автомобильного парка. По данным ГИБДД, ежегодный прирост транспорта в России составляет в среднем 5,5 процента, причем основной прирост обеспечивается именно благодаря легковым автомобилям. Процесс автомобилизации, характерный для нашей страны, также как и для других стран с достаточно развитой экономикой, не ограничивается только увеличением численности парка подвижного состава. Высокие темпы развития автотранспортного комплекса и, прежде всего, легкового транспорта, обусловили существенный рост объемов сопутствующих услуг и, соответственно, увеличение количества организаций автомобильного сервиса. Таким образом, автосервис - активно развивающаяся сфера экономики, инфраструктурный элемент транспортной отрасли. Предназначением отрасли автосервиса является удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортных средств. Система автосервиса должна обеспечивать в пределах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и максимальный коэффициент технической готовности, а также минимальные затраты времени клиента на поддержание его работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации.

Классификация предприятий автомобильного сервиса.

На рынке автотранспортного сервиса сформировалось несколько групп сервисных организаций.

Первая группа - авторизованные дилеры автопроизводителей. Компании - производители автомобильной техники внедряются на интересующий их рынок двумя параллельными потоками, одновременно организуя как продажу, так и обслуживание своих автомобилей. Сертифицированные рабочие места, лицензии на выполнение ремонтных работ гарантируют клиентам дилерских автоцентров высокое качество услуг. Однако главной отличительной особенностью данного автосервиса является то, что клиенту здесь предоставляется исчерпывающе полный набор услуг по ремонту и обслуживанию автомобиля. При этом, каждый вид работ имеет фиксированный и документально обоснованный норматив времени, в течение которого эта работа может быть выполнена.

Вторая группа - независимые от автопроизводителей полнопрофильные сервисные организации. Они не имеют поддержки автопроизводителей, однако обязаны придерживаться высокого стандарта обслуживания, устанавливаемого этим производителем для обеспечения конкурентно способности с сервисными предприятиями первой группы.

Третья группа - независимые от автопроизводителей организации, специализирующиеся на определенных видах работ (например, на механических работах, кузовном ремонте или тюнинге), не ограничиваясь одной маркой.

Четвертая группа - множество мелких предприятий, специализи-

рующихся на ремонте отдельных групп узлов и деталей: топливной аппаратуры, электрики, электроники, коробок передач, двигателей, мостов и т.д. Среди них есть организации, занятые восстановлением изношенных агрегатов.

Пятая группа - нелегализованные автосервисы. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем на станциях технического обслуживания автомобилей(СТОА) других групп. Данный тип автосервисов сегодня занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей.

Все сервисные организации, исключая официальных дилеров, можно объединить в одну большую группу - независимый автосервис.

Анализ причин отказа от услуг предприятий фирменного автомобильного сервиса.

Согласно данным независимого аналитического агентства GIPA, каждый четвертый автомобилист навсегда покидает фирменный сервис по окончании гарантийного срока эксплуатации автомобиля. При этом доля автомобилистов с транспортными средствами старше шести лет, которые продолжают обслуживаться в сервисе дилера, составляет лишь 15%. Здесь становится актуальной проблема конкурентоспособности официальных дилеров на рынке услуг автомобильного сервиса. Это связано с тем, что любой автовладелец хочет получить надлежащее обслуживание своего автомобиля, не зависимо от его стоимости и возраста. В данной ситуации важными становятся вопросы по определению причин оттока клиентов от организаций фирменного автосервиса. Для определения наиболее важных, с точки зрения удовлетворенности автовладельца причин оттока, был составлен и проранжирован перечень данных причин специалистами, а так же рядовыми клиентами различных организаций автомобильного сервиса.Объектом опроса являлись сотрудники МАДИ (кафедры автомобилей, ЭАТ и др.), представители предприятий фирменного обслуживания а так же клиенты организаций автомобильного сервиса. Экспертам был предложен к рассмотрению следующий перечень факторов:

■ Завышение цен на оригинальные запасные части, узлы и агрегаты (потеря объема продаж запчастей из-за конкуренции поставщиков идентичных деталей)

■ Миграция кадров (увольнение квалифицированные механики)

■ Появление новых современно оборудованных независимых сервисов

■ Отсутствие гибкости в работе фирменного СТОА из-за отсутствия индивидуального подхода к обслуживанию автомобиля клиента

■ Незаинтересованное отношение к малобюджетному ремонту, не зависимо от марки, модели и стоимости автомобиля

■ Отсутствие контакта заказчика и непосредственного исполнителя ремонта, внушающее большее доверие к сервису

■ Отсутствие услуги «срочный ремонт» (широко применяемой в независимых сервисах за отдельную плату)

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2014 | 97

Всем экспертам предлагалось дополнить этот перечень необходимыми, по их мнению, критериями. Сбор мнений происходил путем заполнения ими анкет, в которых указывались перечисленные позиции. Клиент располагал критерии в ряд с учетом их важности по пятибалльной шкале. Критерию, который, по мнению эксперта, имел наибольшее влияние, присваивался ранг 5. Критерию, который, по мнению эксперта, имел наименьшее влияние, присваивался ранг 1. Если, по мнению эксперта, критерий не имел отношение к данной проблематике, то ему присваивался ранг 0. Эксперт, вправе был присвоить одинаковые ранги нескольким показателям, если он считал это необходимым.Результаты опроса приведены на рис. 1.

Из результатов опроса видно, что одной из основных причин, отказа от услуг дилерских предприятий, является завышение цен на оригинальные запасные части, узлы и агрегаты.

Для доказательства правдоподобности данных утверждений, был произведен сравнительный анализ стоимости запасных частей и работ между фирменными организациями автомобильного сервиса и независимыми предприятиями автомобильного сервиса. Сравнению подвергались стоимость запасных частей и работ регулярного технического обслуживания на распространенный в Москве автомобиль - фольксваген пассат Б6. Согласно регламенту производителя, на техническом обслуживании при пробеге 30000 км должны проводиться следующие работы:

• Замена масла в ДВС + масляный фильтр - 0,3 н/ч

• Замена воздушного фильтра - 0,1 н/ч

• Замена салонного фильтра - 0,1 н/ч

• Замена свечей зажигания - 0,4 н/ч

• Инспекционный сервис - 0,9 н/ч

Стоимость нормо-часа у дилеров данной марки составляет 2150 рублей. У независимых предприятий автомобильного сервиса, занимающихся обслуживанием автомобилей данной марки, варьируются от 1000 до 1500 рублей. Таким образом, стоимость работ у дилеров марки фольксваген составляет 3870 рублей, а у независимых предприятий от 1800 до 2700 рублей.

Для проведения исследуемого ТО, необходимы следующие запасные части: воздушный фильтр; салонный фильтр; свечи зажигания; масляный фильтр; масло.

На дилерских предприятиях, при обслуживании автомобиля, устанавливаются оригинальные запасные части. При данном сравнении, сравнивалась стоимость на оригинальные запасные части у дилеров и у оптовых продавцов. Результаты сравнения приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что разница в стоимости запасных частей составляет порядка 40%. В общем, рынок запасных частей делится на две категории:

• первичный рынок запасных частей (образованный торговыми сетями автокомпаний, дилеры которых продают оригинальные (полученные от автокомпаний) запасные части потребителям);

• вторичный рынок запасных частей (образованный торговыми сетями независимых оптовых торговцев, поставляющих оригинальные (полученные от изготовителей) и неоригинальные (равноценные) запасные части, предприятиями по продаже подержанных деталей, предприятиями по торговле восстановленными узлами и деталями).

Дилерские предприятия по сервису автомобилей пользуются первичным рынком запасных частей. Цены на данном рынке значительно выше чем на вторичном. Завышение цен происходит в силу следующих причин:

• Доставка, таможенные сборы и НДС увеличивают отпускную цену в среднем на 37%;

• Дилер продает запчасти с торговой наценкой (размер торговой наценки складывается из большого числа показателей, в том числе гарантийных обязательств, спросом на ту или иную запасную часть, ее габаритов и пр.);

• В каждую деталь закладывается часть средств, затраченных дилером на строительство сервисной станции, обучение персонала, содержание склада, заработной платы сотрудникам и пр.

Исходя из данных причин, можно сделать вывод, что сокращение производственных затрат, и себестоимости услуг поспособствует снижению цен на запасные части и услуги.

Себестоимость услуг автомобильного сервиса и методы ее снижения.

Себестоимость услуг - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий автомобильного сервиса, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией услуг.

Себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства услуг сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты, образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

• Материальные затраты, включающие в себя расходы на:

- Горюче-смазочные материалы и запасные части при эксплуатации легковых (служебных, специальных) автомобилей;

- специальная одежда, обувь, выдаваемые работникам;

- стоимость топлива, электрической и тепловой энергии;

- платежи за утилизацию отходов.

• Затраты на выплату заработной платы, включающие в себя:

4,375

3,348

1

¿,16 2,2/ ^ !,4Ь4 1

1,839 1

■ 1,ЗЬ/

Л

«¿У

Л*

Рис. 1 Результаты оценки причин отказа от услуг фирменных СТОА по мнению экспертов Таблица 1. Стоимость запасных частей у дилеров и у независимых сервисов

Запасные части Стоимость у дилеров, руб. Стоимость у независимых продавцов, руб.

Воздушный фильтр 1177 638

Салонный фильтр 1549 435

Свечи зажигания 3800 2176

Масляный фильтр 978 588

Масло 3245 2640

Итого: 10749 6477

98

ТЯЛШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш ЯШЗТЛ | №4 2014 |

- выплаты по системам премирования персонала за производственные результаты;

- надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде;

- надбавки и доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (работа в ночное время, сверхурочная работа, работа в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.)

■ Амортизация основных средств и нематериальных активов (воспроизводство основных производственных фондов, износ нематериальных активов).

■ Прочие затраты. К ним относятся:

- налоги, сборы, отчисления в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- страховые взносы по различным видам обязательного и добровольного страхования;

- расходы на рекламу;

- командировочные и представительские расходы.

Увеличение или уменьшение расходов по каждому элементу

вызывает или удорожание, или снижение себестоимости услуг автосервиса.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда, на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение производительности одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не меняются.

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают рабочим с теми же затратами труда выполнить большой объем работ. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы услуг не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем услуг, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общих по предприятию почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше объем услуг, тем меньше доля цеховых расходов в ее себестоимости.

С ростом объема услуг прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижение себестоимости, но и вследствие увеличения количества услуг. Таким образом, чем больше объем услуг, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре себестоимости услуг, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве

каждой единицы услуг в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье, материалы и запчасти входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков запчастей влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство ТО является совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление, также снижает себестоимость ремонта. Размер этих затрат на единицу услуг зависит не только от объема услуг, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого ремонта.

Резервы сокращения расходов предприятиязаключается прежде всего в упрощении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав расходов предприятия в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии расходов предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее реальному использованию отходов производства.

Литература:

1. Волгин, В.В. Энциклопедия автосервиса. Секреты бизнеса / В.В. Волгин. - М.: Изд-во Ось-89, 2009. - 544 с.

2. Тозик, А.А. Экономика автомобильного транспорта / А.А. Тозик. - Мн.: УП Технопринт, 2007. - 151 с.

3. Ивуть, Р.Б. Экономика автомобильного транспорта. - Учебно-методическое пособие В 2 ч. Ч. 1 / Р.Б. Ивуть. - Мн.: БНТУ, 2007. - 455 с.

4. Шнайдерман Т.А Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость / Т.А. Шнайдерман - М.: ИНФРА-М, 2008. - 520 с.

ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КиББ1А | №4 2014 | 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.