Научная статья на тему 'ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ СИСТЕМЫ ГУЛАГ'

ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ СИСТЕМЫ ГУЛАГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / MEDICINE / MEDICAL PERSONNEL / FORCED LABOR CAMP / HEALTHCARE / PRISONERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пушкова К.И.

Статья посвящена изучению характеристики медицинской помощи заключенным в системе ГУЛАГ. В ней раскрывается проблема оказания медицинской помощи в исправительно-трудовых лагерях. В статье рассматриваются обязанности медицинских работников ГУЛАГа по отношению к заключенным. Особое внимание уделено изучению предоставляемых условий для лечения, процесса врачебной экспертизы и заболеваемости в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRANTING MEDICAL ASSISTENS TO PRISONERS IN CORRECTIONAL LABOR CAMPS OF THE GULAG SYSTEM

The article is devoted to the study of the characteristics of medical care for prisoners in the Gulag system. It reveals the problem of providing medical care in forced labor camps. The article discusses the duties of the Gulag medical workers in relation to prisoners. Particular attention is paid to the study of the conditions provided for treatment, the process of medical examination and the incidence in general.

Текст научной работы на тему «ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ СИСТЕМЫ ГУЛАГ»

УДК 364.08

Пушкова К.И. студент

2 курс, кафедра истории России и зарубежных стран

Институт истории и права Россия, г. Сыктывкар ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ СИСТЕМЫ ГУЛАГ Аннотация: Статья посвящена изучению характеристики медицинской помощи заключенным в системе ГУЛАГ. В ней раскрывается проблема оказания медицинской помощи в исправительно-трудовых лагерях. В статье рассматриваются обязанности медицинских работников ГУЛАГа по отношению к заключенным. Особое внимание уделено изучению предоставляемых условий для лечения, процесса врачебной экспертизы и заболеваемости в целом.

Ключевые слова: медицина, медицинский персонал, исправительно -трудовой лагерь, здравоохранение, заключенные.

Pushkova K.I. student

2 year, department of the history of Russia and foreign countries

Institute of History and Law Russia, Syktyvkar GRANTING MEDICAL ASSISTENS TO PRISONERS IN CORRECTIONAL LABOR CAMPS OF THE GULAG SYSTEM Annotation: The article is devoted to the study of the characteristics of medical care for prisoners in the Gulag system. It reveals the problem of providing medical care in forced labor camps. The article discusses the duties of the Gulag medical workers in relation to prisoners. Particular attention is paid to the study of the conditions provided for treatment, the process of medical examination and the incidence in general.

Key words: medicine, medical personnel, forced labor camp, healthcare, prisoners.

Важнейшей задачей санитарной службы ГУЛАГа являлось определение годности заключенных к тому или иному виду физического труда, т. е. медицинское освидетельствование. До 1944 г. было три категории трудоспособности, затем их стало четыре: 1-я категория - тяжелые физические работы; 2-я категория - работы средней физической тяжести; 3-я категория - легкие физические работы; 4-я категория - инвалиды.

Руководство НКВД требовало для работы использовать заключенных только в соответствии с их трудовой категорией, однако не все лагерные начальники следовали этому приказу, принуждая медицинских работников подписывать разрешения заключенным на работу, не соответствующую их здоровью. Как писал Р. Конквест: «Есть множество свидетельств о том, что

лагерное начальство, в том числе порою и врачи, рассматривали заключенных как своих рабов. Даже в деталях сортировка заключенных по прибытии в лагерь напоминала иллюстрацию к книгам о работорговле»102. Примером тому может послужить бригада 14 -го отряда в Ивдельлаге, состоящая только из заключенных 3-ей категории. В январе 1945 г. ее отправили на тяжелые физические работы, включающие в себя погрузку и разделку тракторных саней103. В отдельном лагерном пункте Соемуха женщины 3-й категории использовались на повалке леса104.

Если врачебная экспертиза установила, что заключенный болен неизлечимым и тяжелым недугом, который является препятствием для дальнейшего отбытия наказания, то его отпускали из лагеря и отправляли в ссылку на собственное иждивение. В большинстве случаях таким методом из лагерей вызволяли интеллигенцию, поэтому вскоре отпускать заключенных было запрещено, инвалидов стали оставлять в лагерях. Для работы они были не пригодны, поэтому их суточная норма питания - 400 г хлеба. Однако уже в военное время содержание физически не способных к работе людей стало накладным, и их вновь стали отпускать на волю, но это не касалось лиц, осужденных по 58 статье.

Начальники многих лагерей, не обращая внимания на многократные указания НКВД о создании и поддержании санитарно-бытовых условий содержания заключенных, игнорировали их и концентрировали свое внимание только на производственных задачах и выполнении годового плана. В результате чего в этих исправительно-трудовых лагерях повысилась заболеваемость и смертность заключенных. Примером тому может послужить колонии Башкирской АССР, в которых в ходе проверки лагерей по приказу Берии в 1939 г. были отмечены антисанитария, вследствие которой развилась массовая вшивость, а также негодные жилищно-бытовые условия. Жилые, лечебно-санитарные и коммунальные помещения были не подготовлены к зиме. Вследствие «разутости и раздетости» увеличивалось количество тяжелых обморожений105.

Зубчанинов В.В. рассказывает о случае, когда для строительства Печорской железной дороги привезли взятых в плен польских солдат. Кормили баландой из овса, приготовленной на болотной воде, а жили заключенные на сырой земле до самой зимы, пока сами для себя не построили бараки. Однако ослабшие и замерзающие заключенные умирали один за другим106.

В. Горохова, назначенная врачом на прииск Чай-Урья (Дальнего Севера), отмечает, что спали на нарах по очереди без постельного белья, в

102 Конквест Р. Большой террор/ /Нева. 1990. №7. С. 129-141.

103 Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. С. 60.

104 Там же.

105 Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. С. 31с.

106 Зубчанинов В.В. Повесть о прожитом/ /Октябрь. 1997. С. 129-141.

одежде и обуви; внутренняя поверхность потолка и стен была во льду; отсутствовали бани и любые средства для умывания. Медицинский персонал был представлен в количестве шести человек, в котором только двое являлись врачами, имелась медсестра, а также два неопытных лепкома. Отсутствовала столовая, пищу принимали на ходу в неотапливаемом бараке107.

В 1941 году были объявлены новые нормы питания в связи с объявлением военного положения. По ним суточная норма килокалорий составляла 2778, для лагерей Дальнего Севера, Норильстроя, Печорлага, Интлага, Воркуталага эта норма повышалась на 15%, когда суточные энергозатраты, по подсчетам отечественных ученых-гигиенистов, составляли не менее 4500 килокалорий. Следовательно, вышеуказанные нормы питания не могли уравновесить получение и расход энергии. Эта среднерасчетная норма - основа дифференцирования норм питания, которые назначались в зависимости от процентного выполнения плановых работ. По этому поводу написала Е.С. Гинзбург: «Год усиленного военного режима давал свои плоды. Резкая вспышка болезней, смертей и, как неизбежное следствие, провалы хозяйственных планов»108.

Для улучшения снабжения заключенных продуктами питания и предметами вещевого довольствия директивой НКВД №52 от 13 февраля 1941 г. было разрешено принимать посылки в адреса лагерей НКВД109. А также стали поступать американские продукты (масло, тушенка, хлеб) и костюмы (спортивные костюмы и желтые башмаки). Жить в лагере стало лучше, чем на воле110.

Тяжелые жилищно-бытовые условия наряду с недостаточным питанием оказывали негативное влияние на здоровье и работоспособность заключенных, которые были выражены в высокой заболеваемости и смертности.

В довоенное время (1934-1941) ежегодная смертность составляла не меньше 12%. В военное время это значение было неоднозначным: в 1941 г. -6,47%; 1942 г. - 17,58%; в 1943 г. - 16,96%; в 1944 г. - 9,18%; в 1945 г. этот коэффициент составлял 6,12 процентов. В послевоенное время (1946-1953) этот показатель равен 8. Можно выделить три пика повышенной смертности: 1933 г. (15,2%), 1938 г. (6,18%) и в 1942 г. (17,58%). Максимальная смертность за всё время существования ГУЛАГа пришлась на 1942 год, что, несомненно, объясняется тяжелым положением заключенных111.

107 Горохова В. Рапорты врача (октябрь 1939-январь 1940)/ /Уроки любви и гнева. Сб. воспоминания о годах репрессии. Вып. 4-й. СПб., 1993. С. 96-115.

108 Гинзбург Е.С. Крутой маршрут: Хроника времен культа личности. М.: Книга. 1991. С. 371.

109 Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. С. 52.

110 Зубчанинов В.В. Повесть о прожитом/ /Октябрь. 1997. С. 129-141.

111 Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. С. 58.

Однако нужно отметить, из-за отсутствия сведений об общем количестве заключенных, проверить достоверность выше указанных цифр практически невозможно.

Сравнительный анализ заболеваемости за 1944 г. в лагерях ГУЛАГа показал практически полное соответствие между основными причинами смерти заключенных и ведущими заболеваниями, что характерно, в основном, для малоразвитых и отсталых стран. Первостепенными заболеваниями были пеллагра и алиментарная дистрофия, острые желудочно-кишечные заболевания, грипп, воспаление легких, болезни кожи, производственные травмы и малярия. Таким образом, можно сказать, что инфекционные заболевания занимали первостепенные позиции в статистике заболеваний заключенных ГУЛАГа112.

Основными причинами распространенности инфекционных заболеваний, первостепенным из которых является сыпной тиф, однозначно можно считать антисанитарию при большом скоплении людей, питание низкого качества, превышающий физические силы труд, отсутствие достаточно квалифицированной медицинской помощи в лагерях, несоблюдение элементарных санитарных норм113.

Однако в 1944 г. были проведены ряд противоэпидемических мероприятий, поспособствовавших уменьшению заболеваемости сыпным тифом, источниками которого стали прибытие тюремных заключенных Украины и Западных областей. По этому случаю были премированы лучшие работники 38 лагерей, для поощрения которых было выделено 205 тысяч рублей. Благодаря им общее эпидемиологическое положение на 1945 г. можно было считать удовлетворительным. Нужно отметить, что огромную роль в ряде этих мероприятий оказали профилактические прививки. В 1993 году прививки от брюшного тифа были сделаны 8% заключенных, от дизентерии - 91,5%, а от холеры - 75,5%114.

Заболеваемость туберкулезом также оказывала своё влияние на смертность заключенных, она составляла практически 6% от общей смертности. Даже после улучшения санитарно-бытовых условий жизни и труда в 50-е годы показатели заболеваемости им и смертности не снижались. В 1946 году, если рассматривать его третий квартал, то можно заметить самую высокую смертность от туберкулеза по ГУЛАГу, которая составила 40%. Отмечается также немалое количество больных сифилисом, заболеваемость которым в лагерях была выше, чем в стране в целом (в стране этот показатель на 1955 г. является 5,6 человек на 100 тыс., а в лагерях на 1956 г. - 4,2 человека на тысячу заключенных)115.

112 Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. С. 32.

113 Там же. С. 34.

114 Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. С. 37.

115 Там же. С. 43.

Убийства в результате драк, побегов и бандитских разногласий, а также отравления алкоголем и наркотическими веществами, самоубийства, смертность в результате производственных и бытовых травм и несчастные случаи занимали значимое место в статистических данных после улучшения санитарно-бытового показателя лагерей (50-е годы)116.

Рассматривая этот вопрос, обязательно нужно отметить, что заключенные нередко занимались членовредительством и симуляцией, примером тому может послужить ввод под кожу керосина, ожоги, употребление соли и воды в чрезмерном количестве, употребление в качестве пищи мыла и сырой воды, некоторые отрубали себе конечности117.

Недостаточная диагностика, лечение и профилактика заболеваний заключенных, а также недостаточная квалификация медицинского персонала и их недобросовестность в некоторых случаях - все это, конечно, оказывало весомое влияние на заболеваемость и смертность заключенных в лагерях ГУЛАГа.

Для организации медицинской помощи детям заключенных и их матерей, а также детям вольнонаёмного состава были созданы ясли и детские комнаты. На 1940-й год количество домов для младенцев составляло порядка 90, в которых располагались примерно 4500 детей. А уже к 1945 г. для детей вольнонаёмных работников существовало 111 яслей и 219 детских садов, детям заключенных отводилось 103 детских дома118.

Если говорить о смертности детей в лагерях, то нужно отметить, что смертность детей вольнонаёмных была гораздо ниже, чем смертность детей заключенных. В 1943 г. среди первой группы она составляла 1,4%, среди второй группы - 42,1%. Такие показатели объясняются лучшими условиями быта, питания и качеством индивидуального ухода за детьми вольнонаёмных мам, в то время как дети заключенных, ввиду отсутствия таких льгот, отличались более низкой резистентностью организма119.

Основные причины смерти детей - это воспаление лёгких, туберкулез, дизентерия, токсическая диспепсия. Дизентерия и туберкулёз встречались чаще у детей заключенных, что зависело, в основном, от условий содержания детей. Прочие заболевания формировали половину случаев смерти детей вольнонаемных, а у детей заключенных этот показатель составлял 2/3. Этот факт может свидетельствовать о то, что причины смерти последних были недостаточно исследованы и проверены.

Смертность детей, рожденных и воспитывавшихся в лагерях, была значительно выше, чем в среднем по домам ребенка СССР, это объясняется питанием низкого качества, недостаточным уходом за детьми и медицинским обслуживанием невысокого уровня.

116 Там же. С. 38.

117 Там же. С. 39.

118Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа / Б. А. Нахапетов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. С. 75.

119 Там же. С. 69.

Использованные источники:

1. Гинзбург Е.С. Крутой маршрут: Хроника времен культа личности. М.: Книга. 1991. 734 с.

2. Горохова В. Рапорты врача (октябрь 1939-январь 1940)/ /Уроки любви и гнева. Сб. воспоминания о годах репрессии. Вып. 4 -й. СПб., 1993. С. 96-115.

3. Зубчанинов В.В. Повесть о прожитом/ /Октябрь. 1997. С. 129-141.

4. Конквест Р. Большой террор/ /Нева. 1990. №7. С. 129-141.

5. Нахапетов Б. А. Очерки истории санитарной службы ГУЛАГа. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2009. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.