Аббасидов (ал-Ма’мун, Мадинат ас-Са-лам, 823/833). Маски пришивались на шёлковое лицевое покрытие и имели различные формы: от простого серебряного овала до хорошо прочеканенного и выдавленного лица. Существовали также раздельные маски, состоящие из на-ротника и наглазника.
В целом, основываясь на вещевом материале, погребения изученного участка памятника можно датировать к.К -нач^ века. Радиоуглеродный анализ углей из погребения № 89 дал дату 998 г. +\- 140 лет.
Е.В. Чуйкина ОХРАННЫЕ РАСКОПКИ ПОСЕЛЕНИЯ КАТАТЫБ 2 В ЧЕРДЫНСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2007 ГОДУ
ГКУК «Краевой научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры1 Пермского края»,
г. Пермь
В августе 2007 г. отрядом КАЭ ПГУ проводились раскопки памятника археологии «Кататыб 2, поселение» в Чер-дынском районе Пермского края. Работы осуществлялись по заданию Министерства культуры и молодежной политики Пермского края в рамках проведения противоаварийных археологических исследований на разрушающихся памятниках археологии, и финансировались из бюджета Пермского края.
Поселение Кататыб 2 было открыто в 2006 г. сотрудником КАЭ ПГУ С.В. -Шатуновым в ходе разведки (Шатунов 2007). При осмотре территории берега Камы и прибрежных террас выше по течению от поселения Кататыб 1, на площадке бывшего поля, ныне поросшего молодыми еловыми и лиственными деревьями, были обнаружены следы грабительских раскопок. В 2006 г. на выявленном памятнике было проведено полное обследование, снят полуинструмен-тальный топографический план с нанесением на него грабительских раскопов и зондажей почвы, проведена фотофиксация, собран подъемный материал, а также произведена зачистка стенки грабительского раскопа. Тогда же была определена площадь нарушения терри-
© Чуйкина Е.В., 2008
тории памятника одним большим грабительским раскопом и множеством мелких ям - до 450 кв. м. Около 30 ям, связанных с зондажем слоя металлодетек-торами, представляли собой небольшие ямы, в среднем размерами 0,5 х 0,5 м различной глубины (от 5 до 30 см). С отвалов грабительских вкопов и раскопа собрано несколько предметов и керамика. По вещевому материалу памятник датирован эпохой средневековья (Шатунов 2006).
Памятник находится в 1,5 км к северу от д. Амбор и в 2,8 км к востоку от
д. Малые Долды. Он находится на практически ровной площадке террасы левого берега р. Камы, на высоте 15-17 м от уровня реки. Большая часть площадки задернована (за исключением территории грабительских раскопов и вкопов) и практически вся поросла молодым смешанным лесом.
В ходе полевых противоаварийных исследований 2007 г. на территории памятника археологии «Кататыб 2, поселение» были раскопаны участки, непосредственно примыкающие к грабительскому раскопу. Сектор 1 охватывал грабительский раскоп с южной и западной сторон для изучения стратиграфической ситуации и остатков сооружений и объектов, затронутых грабителями. Остальная часть раскопа (сектор 2) накрывала свободный от деревьев и подготовленный грабителями участок для раскопок, т.к. молодые ели были спилены почти под уровень поверхности и свалены в яму грабительского раскопа. Общая площадь раскопа составила 68 кв. м.
Стоит отметить, что площадь грабительских нарушений культурного слоя на памятнике археологии «Кататыб 2, поселение» намного меньше, чем на других памятниках, подвергавшихся проти-воаварийным исследованиям в сезоне 2007 г., площадь грабительских раско-
пок здесь, по сравнению с предыдущим годом, не увеличилась, поэтому было решено ограничиться исследованием указанной выше площади.
В целом территория, на которой располагался раскоп, представляла собой практически ровную площадку, имеющую легкий наклон к северу. За условный ноль, в связи с отсутствием каких-либо определенных ориентиров, был принят самый высокий угол раскопа -юго-восточный. Перепад высот на раскопе составил максимально 39 см (в северо-западном углу). С восточного края раскопа на площадке фиксировалось неглубокое канавообразное углубление, проходившее по всей территории памятника с севера на юг. Подобные канавообразные углубления были зафиксированы и в других частях памятника. Скорее всего, это остатки от межей, поскольку территория памятника ранее распахивалась.
Всего в площадь разбитого раскопа попало 17 маленьких грабительских вко-пов и большой грабительский раскоп. Вкопы, в большинстве своем, имели квадратную, подквадратную или прямоугольную форму. Размер их в среднем составлял 0,3-0,4 м х 0,1-0,4 м. Глубина вкопов варьировалась от 5 до 40 см. Большой грабительский раскоп имел почти правильную прямоугольную форму размерами около 8 х 6 м с выступом в западной части.
Стратиграфия культурных слоев была прослежена по всем стенкам раскопа и по бровке между грабительским и нашим раскопами. Основными слоями на поселении были супеси различного оттенка (от светло-серого до черного). Материком являлся желто-рыжий песок с включениями ортзандов.
На раскопе выявлено шесть ям, пять углублений, два прокала и 2 развала керамических сосудов. Ямы и прокалы за-
фиксированы внутри или рядом с остатками сооружения (постройки?), предположительно связанного с производством металла.
Ямы имели округлую или овальную форму, со средним диаметром 0,6 м. Основное заполнение - черно-серая супесь, мощностью 8-30 см, находки были встречены лишь в ямах №1 и №5 (мелкие фрагменты керамики, мелкие обломки кальцинированных костей и обожженной глины).
Особо выделяется яма №4, очертания которой уходили в стенку раскопа, и она не была исследована до конца. Судя по прослеженной части, яма имела округлую форму диаметром не менее 1,8 м. Стратиграфия ямы прослежена по западной стенке раскопа. В профиле она имела подпрямоугольную форму с практически вертикальными стенками и плоским дном со скругленными углами. В заполнении отмечено большое количество камней природного происхождения. Заполнена яма была светло-серой супесью мощностью 0,7 м. Находок в яме не обнаружено. Функциональное назначение этой ямы четко определить трудно, вполне возможно, что это остатки колодца.
Прокалы представлены в виде очертаний вытянутой овальной формы, заполненные прокаленным песком красного или желтого цвета. На дне прокала 2 был найден обломок тигля.
Большинство углублений, скорее всего, являются естественными западинами. Незначительной глубины, эти углубления были заполнены светло-серой супесью с вкраплениями ортзандов, без находок.
Скопление керамики было зафиксировано внутри темно-серого пятна постройки. При расчистке выяснилось, что фрагменты керамики (в т.ч. орнаментированные венчики) относятся к двум
крупным сосудам. Скопление имело округлую форму диаметром до 1,2 м. Фрагменты керамики располагались внутри скопления хаотично, не заглубляясь.
Оба сосуда лепные, довольно крупные по размеру, с широкой горловиной. Толщина стенок колеблется от 3 до 7 мм. Тесто обоих сосудов пористое, со следами неровного обжига или от последующего воздействия огня, стенки заглажены. Цвет фрагментов варьирует от коричневого до серого и даже черного. Оба сосуда имеют невысокую шейку, с довольно резким наклоном наружу. Венчики орнаментированы - у сосуда 1 наклонными линиями штампа, у сосуда 2 - защипами. Сосуд 1 также имеет орнамент и на плечике, выполненный в технике штампа розеточной формы. Узор на стенке нанесен в виде треугольников из 6 отпечатков (верхняя линия - 3 отпечатка, ниже - два отпечатка и внизу еще один). Узор расположен равномерно по всей стенке в одну линию. Несколько фрагментов стенок от обоих сосудов имело отверстия (диаметром 4-5 мм).
В раскопе встречалось довольно большое количество кусков шлака, оплавленных бесформенных кусков неопределенных предметов, кусочков обожженной глины и мелких обломков кальцинированных костей.
Коллекция вещевого материала включает 304 предмета. Основную ее часть составляют фрагменты лепной керамики.
Все фрагменты керамики лепные, с хорошо заглаженной поверхностью. Толщина стенок колеблется от 2-3 мм (у небольших сосудиков) до 5-7 мм (у крупных сосудов). Большую часть керамики составляют неорнаментированные фрагменты от крупных сосудов. Многие фрагменты имеют неровный цвет, меняющийся от светло-коричневого и коричневого до серого и даже черного. На
внутренней стороне ряда фрагментов встречаются следы нагара. Видимо, от долгого нахождения в огне, многие фрагменты сосудов довольно хрупкие. Большинство собранной керамики, как и отдельных находок, было найдено на глубине до 0,3 м от поверхности в слоях коричневой и темно-серой супеси, в пределах границ распространения пятна темно-серой супеси, оттуда же происходит и развал двух крупных сосудов.
Всего венчиков (орнаментированных и без орнамента) и фрагментов орнаментированных стенок встречено не более 20 фрагментов (не считая описанных развалов сосудов). Орнамент довольно бедный, нанесен зубчатым штампом или вдавлениями по венчику (защипами).
В отвалах грабительского раскопа собрано 20 фрагментов керамики (в том числе, один фрагмент венчика, орнаментированного защипами с обеих сторон), а также ряд других предметов. В отвале был найден обломок тигля, три обломка железных предметов (один из которых оплавлен), куски шлака, мелкие обломки кальцинированных костей и обломки обожженной глины.
Особых находок - 25. Из них 15 -это обломки небольших тиглей, с пористыми, обожженными стенками. Изделия из бронзы представлены двумя обломками предметов с невыясненным назначением, причем один из них явно побывал в огне, обломоком бронзовой спиралевидной пронизки, еще одна бронзовая спиралевидная пронизка найдена в пределах грабительского раскопа.
Железных предметов четыре, среди них обломок железного ножа и обломок железного наконечника стрелы, найденные около грабительского вкопа (возможно, выброшенные грабителями предметы). Два обломка не представля-
ют возможности функциональной интерпретации предметов. На раскопе найдены также два обломка стеклянных оплавленных трех-/четырехчастных бусин.
Характер выявленных на раскопе ям и прокалов, а также собранный вещественный материал, позволяет предположить, что поселение Кататыб 2 было связано в древности с металлургическим производством. В первую очередь, о принадлежности поселения по функциональному назначению к производственной / ремесленной мастерской свидетельствуют многочисленные находки обломков тиглей и куски шлака. Учитывая то, что тигли имели небольшие размеры, можно предположить, что изготовлялись мелкие предметы, например, украшения. Это подтверждается и находками оплавленных стеклянных прони-зок (бусин), обломками бронзовых спиралевидных пронизок и других оплавленных обломков изделий.
Вероятнее всего, большая часть сооружений выявленного металлургического комплекса (ремесленной мастерской) оказалась внутри грабительского раскопа, т.к. ямы, прокалы и сооружение-постройка тяготели именно к грабительскому раскопу, очертания их также уходили в грабительский раскоп. Большинство находок, а также развалы сосудов тоже были зафиксированы в непосредственной близости от границ грабительского раскопа.
С металлургическим комплексом могут быть также связаны выявленные на раскопе ямы, часть углублений, заполненных темно-серой и черно-серой углистой супесью, прокалы из красного / желтого песка.
Металлургическое производство небольших форм было характерно для памятников эпохи средневековья - поселений родановской культуры в Верх-
нем Прикамье (X-XIII вв. н.э.). Производственная мастерская поселения Ка-татыб 2 вполне могла быть связанной с расположенным неподалеку одновременным селищем-могильником Амбор.
А.Н. Сарапулов ОХРАННЫЕ РАСКОПКИ ГОРОДИЩА КУПРОС
Пермский государственный
педагогический университет, г. Пермь
Купросское городище находится в центральной части с. Купрос Юсьвенс-кого района Пермского края, на правом высоком берегу (до 10 м) речки Купрос-ски. С северо-восточной и восточной стороны памятник ограничен строениями больницы, магазином и жилым домом. Остатки вала плохо заметны в районе сооружений больницы в виде небольшого вытянутого на восток уступа, наблюдаемого с напольной стороны. С северо-западной стороны площадка ограничена достаточно крутым склоном, основная часть площадки городища уничтожена карьером, заложенным в 1980-е гг. для добычи глины. До устройства карьера, по-видимому, площадь памятника составляла более 1,2 га, а форма площадки была прямоугольной (рис. 1).
Памятник известен еще по записям капитана Рычкова (XVIII в.). В XIX в. находки с распахиваемой площадки регулярно пополняли коллекции Строгонова и Теплоуховых. В 1938 г. поселение было осмотрено М.В. Талицким, в 1955 г. - В.А. Обориным, которым была установлена стратиграфия приречной части площадки (посредством шурфовки) и выявлен культурный слой в виде темной супеси мощностью до 1 м, исследованы ямы-кладовки. Памятник, в то время еще не разрушаемый, был отнесен к лаврят-скому этапу родановской культуры.
В 1996 г. раскопки на городище про-
© Сарапулов А.Н., 2008